Научно - методическая статья Подвижные игры как средство формирования личности.
статья (физкультура и спорт) по теме

    Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Это общее определение относится к широкому кругу игр. В определении игр, основанных на двигательной деятельности, необходимо внести соответствующее дополнение: игры – это двигательная деятельность, проявляющаяся в форме творческого соревнования в постоянно изменяющихся условиях, ограниченных установленными правилами. Она позволяет удовлетворить потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Подвижные игры как средство формирования личности.

Доклад учителя физкультуры ГБОУ СОШ № 260

Попова Сергея Алексеевича

   Подвижные игры как средство формирования личности.

 Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Это общее определение относится к широкому кругу игр. В определении игр, основанных на двигательной деятельности, необходимо внести соответствующее дополнение: игры – это двигательная деятельность, проявляющаяся в форме творческого соревнования в постоянно изменяющихся условиях, ограниченных установленными правилами. Она позволяет удовлетворить потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

    На ранней стадии развития общества в играх воспроизводились элементы охоты и боя. В дальнейшем, с совершенствованием труда и развития сознания, подражательные игры приняли символический характер. В играх стали применять мячи из шкур, палки вместо копья и т.п. Символические игры затем перешли в состязательные и, занимая всё более видное место в жизни первобытного общества, превратились в средство воспитания.

    Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важные умения и навыки. Круг игр, используемых в целях физического воспитания, в настоящее время весьма велик и разнообразен. Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. К подвижным относятся простые игры с элементарными правилами и несложными взаимодействиями. Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятии спортом.

   Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт  благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

    Содержание подвижной игры составляют её сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.

Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению. Сюжет игры определяет цель действий играющих. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает её действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые). Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приёмы и условия учёта её результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициативы играющих в рамках правил игры.    

    В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры.

Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры – обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

    Из всего арсенала средств физической культуры подвижные игры имеют большое гигиеническое и оздоровительное значение. Они оказывают благотворное влияние на сердечно – сосудистую, мышечную, дыхательную и другие функции организма, активизируют обмен веществ, стимулируют функции желез внутренней секреции.

    Игра в отличие от строго регламентируемых движений (например, гимнастических) всегда связана с инициативой детей, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность и отодвигает возникновение утомления. Кроме того, естественные, не регламентированные в играх движения, выполняются в индивидуальном темпе и ритме. Это соответствует анатомо–физиологическим особенностям детского организма, в котором преобладают возбудительные реакции и ещё недостаточно развиты процессы внутреннего торможения. Подвижные игры в наибольшей степени удовлетворяют потребности детей в движении. Развлекательная сторона игр, преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жёсткость правил соответствуют функциональным возможностям детского организма.

    В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В играх, связанных с выполнением приятных двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного, Ведь в одной и той же игре, даже периодически повторяемой, действия участников неиндентичны. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей. Таким образом, уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятные волнения, причём это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением.

Требования к подвижным играм:

  • все упражнения и действия в играх должны соответствовать психологическим и анатомо-физиологическим особенностям детей этого возраста;
  • следует подбирать простые игры, доступные по содержанию, которые бы вызвали интерес у детей;
  • важно следить за тем, чтобы физическая и психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги соответствовали нормальной физиологической кривой;
  • игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать чрезмерный азарт и нервозность;
  • предпочтение следует отдавать играм, в которых любой учащийся может войти в игру и выйти из неё по своему желанию;
  • чтобы интересы детей совпадали и игры проходили оживлённее, нужно подбирать учеников одного или смежных классов.

Значение подвижных игр:

  • совершенствование физических способностей ребёнка;
  • укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;
  • укрепление нервной системы;
  • создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей;
  • развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, самостоятельности  и инициативы;
  • воспитание и формирование личностных качеств.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста:

Первая младшая группа (дети 3-го года жизни) 

    Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действуют лица хорошо знакомые детям из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми легко познакомить малышей, используя картину, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Во время игры все дети выполняют одинаковые роли и движения. В игру не вводится несколько разных образов. В одних играх дети должны уметь двигаться друг за другом или в определённом направлении («Поезд»), в других – соразмерять свои движения в парных действиях («Лошадка»), в третьих – самостоятельно построиться в круг, подравняться или найти своё место по сигналу («Пузырь», «Птички в гнёздышках»). Таким образом одно и то же движение выполняется при разном построении, в разных ситуациях. Это имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки в пространстве, способствует воспитанию активности и самостоятельности.

    В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит», «Мой весёлый звонкий мяч»)

Вторая младшая группа (дети 4-го года жизни) 

    Сюжеты подвижных игр в связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей становятся более разнообразными. Основным содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта, деятельности людей. В играх появляются задания, связанные с узнаванием и запоминанием предметов, форм (кубы, кружки, квадраты), задания на различение основных цветов («Цветные автомобили», «Бегите к флажку»). Большинство подвижных игр имеет развёрнутые сюжеты и обусловленные роли. От них чаще всего исходят ролевые наименования игр («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята и др.). Они определяют игровое поведение детей.

    Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей. Это повышает их активность в игре, придаёт действиям яркую, эмоциональную окраску. Подвижная игра ещё не всегда является по-настоящему совместной игрой группы детей. Особенно это проявляется в игровых упражнениях. В этом возрасте широко применяются игры с пением и рифмованным текстом.

В таких играх можно уже добиваться общности и одновременности действий детей.

Средняя группа (дети 5-го года жизни) 

    Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей жизни. Двигательная активность детей в играх во многом обусловлена запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением совместно выполнять движения, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность. Усложняются взаимодействия детей в игре. Включаются игры с ловлей и увёртыванием («Гуси – лебеди», «У медведя во бору»). Результаты некоторых игр зависят от согласованных действий двух или нескольких детей («Найди себе пару», «Пилоты»), умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересами товарищей. Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры.

    В среднем возрасте выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребёнка. Он старается выполнить роль ответственно, подчиняясь правилам (кошка старается поймать как можно больше птичек и т. п.). Часто раскрывает и дополняет содержание игр, служит в них сигналом к действию рифмованный текст. Применяется преимущественно хоровое произношение текста.

Старшая группа (дети 6-го года жизни) 

    В этой возрастной группе содержание подвижных игр ещё больше усложняется в связи с расширением кругозора детей. В них включаются новые сюжеты и образы, которые знакомы детям из книг, рассказов воспитателя и родителей, кинофильмов.            

В творческих ролевых играх нередко воспроизводятся яркие события современной общественной жизни. Дети любят играть в космонавтов, запускают ракету на Луну, путешествуют по разным странам. Эти игры насыщены активной деятельностью, что делает их ценными для физического воспитания детей. В играх дети могут делиться на группы («Чьё звено быстрее построится?»), а также выполнять уже несколько разных ролей (пастух, волк и гуси в игре «Гуси-лебеди»).

    Большое место в старшей группе начинают занимать бессюжетные игры типа «Ловишки», а также игры с элементами соревнований («Кто скорее до флажка?», «Попади в обруч» и т.п.). Сначала имеет место индивидуальное соревнование, а потом и коллективное. Правила в играх становятся сложнее и требуют большей точности в их выполнении, большего внимания детей, выдержки, умения быстро реагировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в определённом направлении, пойманным отходить в сторону и т. д.).

    Правила игры способствуют формированию умения управлять своим поведением. У детей формируются положительные привычки поведения, развивается инициатива в самостоятельной реализации игрового замысла сообразно с интересами других играющих.Дети привыкают договариваться между собой об игре.

Подготовительная группа (дети 7-го года жизни) 

    В этом возрасте особенно велико положительное значение подвижных игр в закреплении и совершенствовании основных движений детей. Проявлению высоких физических и морально-волевых качеств более всего способствует участие детей в подвижных играх, в которых общий результат зависит от взаимодействия играющих («Горелки», «Чьё звено быстрее соберётся?»). Особое место среди таких игр занимают игры-эстафеты, в которых общий результат зависит от действий каждого ребёнка. Это возлагает большую ответственность за свои действия.

    В подвижных играх детей 7-го года уже не имеет такого большого значения занимательность сюжета. Выполнение игровой роли лишь в отдельных случаях повышает эффективность игры. Теперь уже регулируют поведение детей игровые правила, которыми сознательно руководствуются дети.

    Требования точного выполнения правил содействует воспитанию у детей выдержки, дисциплинированности, ответственности, Однако оно нисколько не ограничивает возможность проявления активности, инициативы, сообразительности и находчивости у детей в процессе игры. Эмоциональность подвижных игр, большой интерес к ним детей приводит к тому, что старшие дошкольники всё чаще начинают играть в них самостоятельно, по собственной инициативе.

Подвижные игры для детей начальных классов.

    Дети младшего школьного возраста много играют в свободное время. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя ещё недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет младшего школьника ещё продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обуславливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба

(в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также ещё невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

    Функция внимания у младших школьников ещё недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая активность чередуется с короткими передышками. Дети 1 – 3 классов очень активны но, конечно же, не могут рассчитывать своих возможностей, Все они в основном хотят быть водящими. Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё очень несовершенной в этом возрасте.

    Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй-убегай» и с увёртыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условное препятствие (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей, метанием в цель и на дальность; игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного- двух вышеперечисленных движений.

Подвижные игры для детей  4 – 6 -х классов.

    Подвижные игры для детей 10 – 12 лет становятся более сложными, Организм детей среднего школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат ещё довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей ещё невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к односторонним нагрузкам.

В процессе занятий подвижными играми дети осваивают многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия. Игры для 10-12 летних по времени более продолжительны, чем игры для младших школьников, Иногда играющие довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует развитию выносливости. Дети этого возраста начинают мыслить более критично и отвлечённо, у них развивается способность к абстрактному мышлению, это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами

    Действия детей в подвижных играх становятся более согласованными, точными, совершенствуется их игровая тактика. Заметно повышается способность быстро и ловко увёртываться от преследующих игроков (или мяча, направленного в играющего); обогащается выбор приёмов ухода от соперника, а также способов борьбы с ним в единоборстве или при поддержке товарищей. Условия выполнения действий становятся сложнее, правила игры усложняются, а разрешение игровых конфликтов требует от участников достаточно развитых волевых способностей.

    Детям 10-12 лет интересны игры, в которых усилия направлены на достижение единой цели. Их начинают привлекать игры, в которых перед каждой командой ставится конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой, одержать победу в игре. Подвижные игры детей этого возраста по характеру действий и видам движений разнообразны. Преимущественно это игры с бегом наперегонки, с прыжками через неподвижные и движущиеся препятствия, бросанием, ловлей и передачей мяча и мелких предметов на дальность, в неподвижные и подвижные мишени. Становится возможным сочетание в играх нескольких видов движений (например, метание во время бега, перебрасывание и ловля мяча с прыжками и дополнительными движениями туловища, бег с прыжками через препятствия и т.п.)

    У детей повышается интерес к самим действиям. Их интересует не только конечный результат, но и качество выполнения того или иного действия. В данном возрасте учащиеся прислушиваются к мнению товарищей и иногда считаются с ними больше, чем со взрослыми, поэтому руководитель должен обладать умением воздействовать на отдельных играющих через коллектив.

Подвижные игры для детей  7 – 9 -х классов.

   Этот возрастной период можно охарактеризовать как период роста. Усиленно растёт костно-связочный аппарат, что несколько нарушает координацию движений. Значительно увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Потребность организма в кислороде велика, но дыхательный аппарат ещё недостаточно развит, вследствие этого дыхание у подростков часто бывает поверхностным, в силу чего большое значение приобретают игры различными энергичными действиями, способствующими выработке более глубокого и экономичного дыхания. Сердечно – сосудистая система у детей этого возраста хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость, Это позволяет использовать подвижные игры с длительным бегом, с сопротивлением и борьбой, игры на выносливость.

    Если в младших классах подвижные игры не разграничивали на игры преимущественно для мальчиков или для девочек, то теперь в играх мальчиков и девочек появляются некоторые особенности, Благодаря значительному увеличению объёма мышц и возрастанию их силы разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек становится существенной.

Мальчики имеют преимущество перед девочками в играх с бегом на скорость, с элементами борьбы, метанием в цель и на дальность. Девочек больше привлекают игры с ритмичными движениями, требующими точных движений рук, гибких движений всего тела. Большое значение для физического развития девочек приобретают игры с упражнениями для туловища и с элементами равновесия.

    Сюжетные игры для подростков уже неприемлемы, основное место занимают игры с характерным соревновательным началом. Многие игры с мячом являются переходной ступенью к спортивным играм и содержат в себе целый ряд элементов спортивной техники и тактики. Подростки предпочитают составлять постоянные команды, чётко соблюдать правила игры. Они с интересом участвуют в соревнованиях по подвижным играм, которые можно проводить в виде эстафет с преодолением полосы препятствий, с борьбой, метанием, прыжками, лазанием и перелезанием.

Подвижные игры для детей  10 – 11 -х классов.

    Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной физической подготовки подростков. У школьников старшего возраста значительно возрастает способность к абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.

Вполне доступными и интересными для них становятся усложнённые по взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении приёмов и действий, значительных по трудности. Систематически организуемые подвижные игры при правильном проведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития и совершенствование двигательных способностей занимающихся.

    Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно-мышечного аппарата ещё не закончилось, в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых напряжений. Также противопоказаны повышения нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однако в целях повышения общего физического развития и совершенствования двигательных навыков вполне возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями участников в течение довольно длительного времени. При этом необходимо учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше чем у юношей. В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс, Девушкам надо воздерживаться от участия в подвижных играх (тем более от соревнований по играм) в дни менструального цикла. Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видам спорта, полезно давать им рекомендации по самостоятельному использованию подвижных игр, занятия которыми могут содействовать закреплению и совершенствованию умений и навыков в выбранном виде спорта.

Список использованной литературы:

  1. Б. И. Загорский. Физическая культура. Практическое пособие; М. «Высшая школа», 1989
  2. Е. М. Геллер. Игры на переменах для школьников М. «Физкультура и спорт», 1985
  3. Т. И. Осокина. Физическая культура в детском саду  Пособие для воспитателя

                                    детского сада  М. «Просвещение», 1978

  1. М. Н. Жуков. Подвижные игры. Учебное пособие для студентов педагогических

                              вузов  М. Издательский центр «Академия», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника"

Сегодняшний день физической культуры - не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье - важнейшее условие гармонического развития ребенка, ...

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры...

Статья. Подвижные игры как средство формирования личности ребенка с ослабленными возможностями здоровья.

Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка, в частности, у детей с ослабленными возмо...

Подвижные игры - эффективное средство формирования коммуникативных способностей

описание игры.Содержание игр для детей 7-9 лет. Игры применяемые на уроках физкультуры. Дозировка в в процессе игры. Группировка игр по проявлению физичческих качеств....

Методическое пособие «Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол».

Обучение основным приемам в баскетболе, через подвижные игры...

Выступление на научно-методической конференции. «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры».

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка....