Статья. Подвижные игры как средство формирования личности ребенка с ослабленными возможностями здоровья.
статья ( класс) на тему
Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка, в частности, у детей с ослабленными возможностями здоровья. Для достижения целей здоровьесбереже-ния в нашем учреждении мы применяем и активно используем виды активного отдыха де-тей с ослабленными возможностями здоровья, которые являются эффективными для восста-новления работоспособности и сил после учебных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry_v_gpd.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Чемисова Татьяна Лукьяновна
Государственное бюджетное образовательное
учреждение №131
г. Санкт-Петербург
Воспитатель, учитель.
Подвижные игры как средство формирования личности ребенка с ослабленными возможностями здоровья.
Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка, в частности, у детей с ослабленными возможностями здоровья. Для достижения целей здоровьесбережения в нашем учреждении мы применяем и активно используем виды активного отдыха детей с ослабленными возможностями здоровья, которые являются эффективными для восстановления работоспособности и сил после учебных занятий.
В последние годы в коррекционной педагогике появилось особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления: сформировать у школьников с ослабленными возможностями здоровья основы здорового образа жизни через организацию активного отдыха на свежем воздухе и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Основное назначение – организация свободного времени детей с ослабленными возможностями здоровья после уроков, которая выступает в индивидуальной и коллективной формах.
В режиме группы продленного дня складываются наиболее благоприятные условия для построения педагогически целесообразной системы внеурочной работы, учитывающей возраст, индивидуальные особенности, интересы и склонности каждого ученика, для удовлетворения воспитанника в двигательной активности, а также потребности в общении и эмоциональной разрядке.
Двигательная активность играет важную роль в развитии учащегося с ослабленными возможностями здоровья, двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка Движение, как основа физического развития, является фундаментом настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного роста, формирования психики, качества проявления духовных способностей, жизненной активности. Именно правильное физическое развитие ребенка, привитие норм здорового образа жизни является гарантом адаптации ребенка в социуме.
Подвижные игры являются прекрасным средством физического развития, укрепление здоровья, средством педагогической коррекции поведения детей. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех подвижных играх. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [Бондаренко А. К., Матусик А. И., 1983, c. 114].
Ежедневно на прогулке провожу игры, способствующие развитию основных движений, (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание, ловля мяча), это такие игры как «Салки с мячом», «Мяч водящему», «День и ночь» «Охотники и утки», «Займи пустое место», «Третий лишний», «Вышибало» и множество других, которые формируют нравственные качества: доброжелательность, готовность выручить товарища, заступится за него, если нужно: умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре. Среди воспитанников есть и такие, которые могут самостоятельно организовывать игры, проявляя творческую инициативу. Игры, проводимые на улице, не только укрепляют здоровье, закаливают организм, но и оказывают исключительно благоприятное влияние на эмоциональный настрой учащихся. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.
Гармонизация развития личности ребенка требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки и эколого-природные факторы. Этому способствуют национальные игры, состязания, забавы, являющиеся отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях, способствуют повышению общей работоспособности мышц и их силы, улучшению подвижности суставов и координации движений. Через этику народных игр и видов спорта воспитывается уважение к людям, развивается чувство товарищества и доброты.
Русские народные игры необходимо рассматривать в органическом единстве со всей духовной культурой и как одно из важнейших средств воспитания подрастающего поколения. Народные игры имеют давнее историческое происхождение. Недаром народная мудрость гласит: «Если вы хотите узнать людей, приглядитесь, как и чем играют их дети». Русские народные игры – своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт народа в прошлом и настоящем. Дети любят подвижные игры, отличительным признаком которых является разнообразие движений. В них накапливается и умножается сила, вырабатывается ловкость, выносливость, настойчивость, координируются движения, быстрота, точная реакция на изменения, проявляются находчивость и сообразительность. Народные игры влияют на весь процесс становления и развития гармонической личности с ранних лет, воздействуя на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие, а также на его эмоциональную сферу, как чувства радости, изумления, восторга, удивления, товарищества и дружбы, уважения. Это способствует воспитанию сознательной дисциплины, честности, справедливости, выдержки.
В национальных играх объективно сочетаются три очень важных фактора:
− дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
− получают моральное и эстетическое удовольствие от этой деятельности;
− углубляют познания окружающей их среды.
Все это способствует воспитанию личности в целом.
Возможно, наши предки, не раз наблюдая на песке, глине и снегу следы птиц и зверей, сначала просто подражали их действиям, а затем уже стали устраивать и состязания, соревнования, чтобы помериться силами. Впоследствии все эти упражнения и игры перешли в систему физического воспитания. Воспитанникам очень нравятся эти игры, которые показывают их спортивную подготовку.
Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости.
При проведении игр я ставлю следующие задачи:
1.Дать первоначальное представление об игре.
2 Воспитывать интерес к игре, чувства радости от игры.
3.Учить быть терпеливым.
4.Развивать мелкую моторику, развивать ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.
5.Воспитывать чувства радости от игры, воспитывать волю к победе, честность.
Таким образом, игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет», – говорил А. С. Макаренко. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности. Применение игровых технологий в работе группы продлённого дня детей с ослабленным здоровьем дают возможность сохранить заложенное природой здоровье, поддерживают их позитивный эмоциональный фон, способствуют физическому развитию ребёнка. Происходит коррекция психических процессов, умений и навыков, способствующих дальнейшей адаптации детей в современном обществе.
Источники
http://festival.1september.ru/articles/310915/
http://best-session.ru/organizaciya-svobodnogo-vremeni-uchashihsya-v-gruppe-prodlenno/index-1.html
http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/progulki-i-ih-vidy-v-rezhime-grupy-prodl-nogo-dnja-gpd.html
http://psychology-msk.ru/referat/bystro/osnovnye-formy-i-metody-v-rabote-s-uchashchimisia-v-gruppe-prodlennogo-dnia/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2013/01/02/metodika-provedeniya-malykh-form-zanyatiy-fizicheskimi
http://www.metod-kopilka.ru/ekskursionnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-metodika-provedeniya-ekskursiy-59359.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Куклотерапия, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В статье описываются виды кукол с которыми работают педагоги на уроках. Куклы разработаны изготовлены роителями и педагогами, они являются посредниками вобщении с детьми с ОВЗ. Особое место куклы...
Дополнительное образование, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями.
В статье даются рекомендации о необходимости включения воспитанников с особыми образовательными потребностия в различные виды внеурочной деятельности....
Статья "Подвижная игра как средство повышения и укрепления здоровья учащихся"
Набор подвижных игр с различными видами движений...
Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)
В Горковской специальной (коррекционной) школе – интернате обучаются 80% воспитанников из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...
Научно - методическая статья Подвижные игры как средство формирования личности.
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Это общее определение относится к широкому кругу игр. В определении игр...
Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....
Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....