К вопросу о совершенствовании гибкости как важнейшего фактора повышения уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему
Повышение зрелищности баскетбольных матчей, связанное с увеличением скорости и мастерства спортсменов, уменьшением ограничений в игровой деятельности способствовало увеличению числа официальных игр, возникновению большего количества турниров, как среди профессиональных, так и среди детских и юношеских команд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о совершенствовании гибкости
как важнейшего фактора
повышения уровня физической подготовленности баскетболистов
на этапе начальной подготовки
Ч.С. Ооржак, тренер-преподаватель по баскетболу
МБОУ ДОД ДЮСШ с.Суг-Аксы Сут-Хольского р-на РТ
Ключевые слова: соревновательная деятельность, физическая подготовка, гибкость,стретчинг.
Актуальность. В настоящее время значительные изменения произошли как в правилах проведения соревнований по баскетболу, так и в структуре самой игровой деятельностибаскетболистов. Сокращение времени на выполнение атакующих действий и вывод мяча в передовую зону требует от команд применения быстрых, основанных на индивидуальных возможностях игроков тактических схем в нападении. Предоставление возможности защитнику использовать более активные действия привели к возникновению контактной, силовой борьбы, как под кольцом, так и по всей игровой площадке. Баскетболисты различного соревновательного уровня и различного игрового амплуа все чаще используют в нападении бросок сверху, как наиболее точный и затрудняющий блокирование, что требует проявления высокого уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости.
Повышение зрелищности баскетбольных матчей, связанное с увеличением скорости и мастерства спортсменов, уменьшением ограничений в игровой деятельности способствовало увеличению числа официальных игр, возникновению большего количества турниров, как среди профессиональных, так и среди детских и юношеских команд.
Изменения в соревновательной деятельности, несомненно, должны привести к изменению тренировочного процесса баскетболистов, смещению акцентов в сторону проявления игровою атлетизма, основанного на разносторонней физической подготовке спортсменов.
Таким образом, налицо противоречие между повышением требований к уровню физической подготовленности баскетболистов в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующие методик развития физических качеств игроков с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования физической подготовки баскетболистов с использованием нетрадиционных средств, в нашем случае стретчинга.
Основу баскетбольной техники составляет умение выполнять обманные движения с мячом и без мяча для осуществления индивидуальных и позиционных нападающих взаимодействий, а также эффективной игры в защите. Свобода движений, гибкость, умение расслабляться создают базу для освоения сложно-координационных приемов баскетбола и придают им силу и непринужденность. Гибкость – способность игрока выполнять движения с большой амплитудой, она определяется подвижностью суставов, эластичностью связок, сухожилий и мышц. В процессе совершенствования гибкости повышаются показатели скорости, чувства равновесия, координационных и силовых способностей.
Исходя из вышеизложенного, целью настоящее исследования являлось обоснование эффективности использования упражнений стретчинга для совершенствования физических качеств баскетболистов на этапе начальной подготовки.
В настоящей работе ставились три основные задачи: разработать содержание комплексов на развитие гибкости в соответствии с местом тренировочного занятия в структуре годичного цикла подготовки;
• определить объем и организацию тренировочной нагрузки;
• опытно-экспериментальным путем определить эффективность применения стретчинга для повышения уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Методы и организация исследования: в педагогическом эксперименте принимали участие команда баскетболистов 12 лет ДЮСШ г. Кызыл, на основе которой была создана экспериментальная группа, и команда баскетболистов 12 лет МБОУ ДОД ДЮСШ с.Суг-Аксы Сут-Хольского р-на РТ , составившая контрольную группу. Количественный состав каждой из групп – 15 человек. Для оценки уровня физической подготовленности баскетболистов проводились педагогические контрольные испытания, которые включали в себя бег 20 м, прыжок в длину и высоту, скоростное ведение, защитные перемещения, выпад в сторону, имитирующий выбивание мяча у соперника.
В экспериментальной группе стретчинг применялся в начале и конце каждого тренировочного занятия, кроме того, использовались отдельные занятия, направленные на совершенствование гибкости, особенно после участия в соревнованиях. В контрольной группе развитие гибкости осуществлялось по общепринятой методике с использование общеразвивающих упражнений в начале тренировки.
Повторное тестирование по всему комплексу тестовых процедур в конце педагогического эксперимента показал, что в экспериментальной группе достоверно (Ро < 0,05) изменились все показатели физической подготовленности, в контрольной группе их изменения не достоверны (Ро>0,05). Особенно выраженное повышение было отмечено по показателям прыгучести, гибкости и координационных способностей, Прирост результатов в прыжке в высоту у баскетболистов экспериментальной группы составил 15 %, в выпадах – 13%, в защитных перемещениях – 12%.
Сравнительный анализ (табл. 1) контрольной и экспериментальной групп после эксперимента показал, что достоверные различия (Ро < 0,05) между ними наблюдаются в уровне развития скорости, гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей.
Контрольные упражнения | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Р |
Бег 20м, с | 4.02 ± 0,07 | 4,26 ± 0,08 | <0,05 |
Выпад в сторону, см вправо влево | 180,3 ± 1,4179,3 ±0,9 | 175,3 ±1,8 176,1 ± 1,4 | <0,05 <0,05 |
Прыжок в длину, см | 198,4 ±1,3 | 189,3±1,7 | <0,05 |
Прыжок вверх, см | 37,6 ± 0,6 | 33,5± 0,7 | <0,05 |
Защитные перемещения, с | 23,6 ± 0,2 | 24,6 ± 0,4 | <0,05 |
Скоростное ведение, с | 17,48 ± 0,1 | 18,3±0,3 | <0.05 |
Выводы:
1. Разработаны комплексы на развитие гибкости, которые включают в себя упражнения максимальной амплитудой движения динамического и статического характера.
2. Стретчинг применяется в начале и конце тренировочного занятия, а также в формеотдельной тренировки преимущественной направленности на совершенствования гибкости после ударных микроциклов или участия в соревнованиях. Растягивающие упражнения используются для мышц и мышечных групп, которые участвуют в осуществлении соревновательной деятель-ности, а именно мышц, осуществляющих сгибание и приведение плеча, разгибание предплечья, сгибание кистей рук, а также выполняющих разгибание туловища.
3. Установлено, что использование комплексов на развитие гибкости в подготовке баскетболистов на этапе начальной подготовки показало высокую эффективность, которая выразилась в достоверном (Р<0,05) преимуществе уровня физической подготовленности экспериментальных групп по сравнению с контрольными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Система повышения уровня физической подготовленности учащихся »
Данная программа разработана для реализации в основной школе. За основу взята программа Л.Б. Кофмана «Система повышения уровня физической подготовленности учащихся»....

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".
Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одной из важных проблем физического воспитания детей по-прежнему остается эффективность физического образования на начальном его этапе. Именно в младшем школьном возрасте отличающим...

Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"
В настоящей презентации расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики!
Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики....

Воспитание скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методом
Методический материал по теме воспитания скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методам...