Воспитание скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методом
статья по физкультуре

Максим Александрович Жданов

Методический материал по теме воспитания скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhdanov_1_glava.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Выпускная квалификационная работа на тему:

«Воспитание скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методом».

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Понятия и виды скоростных способностей

Под скоростными способностями спортсмена следует понимать комплекс функциональных свойств, обеспечивающих быстроту реагирования и выполнение двигательных действий в минимальное время. Скоростные способности связаны с такими понятиями, как «скорость» и «быстрота».

Среди ряда их определений применительно к предмету рассмотрения наиболее приемлемыми представляются следующие. Скорость – отношение пройденного телом пути к соответствующему промежутку времени; быстрота  – большая скорость, стремительность, реактивность.

Различают элементарные и комплексные виды проявления скоростных способностей.

Элементарные виды проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакций, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движений. Необходимо учитывать, что скоростные способности во всех элементарных формах их проявления в основном определяются двумя факторами: оперативностью деятельности нейромоторного механизма и способностью к быстрейшей мобилизации состава двигательного действия. Первый фактор во многом обусловлен генетически и совершенствуется в относительно незначительной степени. Так, время простой реакции у лиц, не занимающихся спортом, обычно колеблется в пределах 0,2–0,3 с, у квалифицированных спортсменов – 0,1–0,2 с. Таким образом, в процессе тренировки время реакции обычно не может быть увеличено более чем на 0,1 с. Второй фактор поддается тренировке и представляет основной резерв в развитии элементарных форм быстроты. Поэтому быстрота конкретного двигательного действия обеспечивается главным образом за счет приспособления моторного аппарата к заданным условиям решения двигательной задачи и овладения рациональной мышечной координацией, способствующих полноценному использованию индивидуальных возможностей нервно-мышечной системы, присущих данному человеку.

Следует помнить, что латентное время простой реакции часто превышает время действия сигнальных раздражителей в спортивной деятельности. Так, например, скоростные действия боксеров, фехтовальщиков, волейболистов и других спортсменов выполняются быстрее 100 мс, в то время как длительность зрительных фиксаций может достигать 500–600 мс и зависит от сложности перцептивной задачи.

Естественно, что в таких условиях спортсмен не в состоянии реагировать по типу простой реакции в ответ на возникающие сигналы слухового, зрительного, тактильного, проприоцептивного или смешанного характера.

Целесообразные и результативные реагирования спортсменов (особенно в сложных ситуациях единоборств и игр) могут быть объяснены выполнением действий по типу  реакций предвосхищения(антиципации). В этом случае спортсмен реагирует не на появление того или иного раздражителя, а предугадывает начало или появление сигнала для своих действий, предвосхищая момент и место действия соперника или партнера (движение оружия в фехтовании, появление мяча в играх и др.).

Реакция предвосхищения является одной из форм вероятностного прогнозирования, важнейшим качеством, обеспечивающим результативность деятельности спортсмена в сложных скоростных взаимодействиях.

Собственно реакции и реакции предвосхищения могут быть простыми и сложными. Сложные реакции подразделяются на дизъюнктивные (со взаимоисключающим выбором) и дифференцировочные. Реакция боксера на действия его противника, заставляющего наступать или отступать, реакция футболиста – ударить по воротам или передать мяч партнеру – относятся к

дизъюнктивным (т. е. нельзя одновременно отступать и наступать, бить по воротам и передавать мяч и т. д.). Дифференцировочные реакции – один из наиболее сложных видов реагирований, требующий большого напряжения внимания для быстрого выбора наиболее адекватного ответного действия, а иногда и прекращения уже начавшегося ответа или переключения на другой вид действий. Например, фехтовальщик, начавший атаку, должен суметь перехватить контратаку противника и продолжить свою. Баскетболист, начавший действие для поражения кольца и увидевший эффективную защиту, меняет замысел и передает мяч партнеру, находящемуся в лучшем положении, и т. п. [9; 15].

Комплексные виды проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности в разных видах спорта, обеспечиваются элементарными формами проявления быстроты в разнообразных сочетаниях и в совокупности с техническими навыками, силовыми и координационными способностями. В числе базовых видов комплексных скоростных способностей принято выделять:

  • быстроту кратковременных однократных двигательных действий – рывок штанги, броски мяча в гандболе, водном поло или баскетболе, подача мяча в теннисе, броски в борьбе, старт в плавании или спринтерском беге и т. п.;
  • наращивание скорости движения (ускорение)– действие, важное для эффективной соревновательной деятельности в беге на короткие и средние дистанции, велосипедном спорте, конькобежном спорте, футболе, гандболе, гребле, бобслее, санном спорте и т. п.;
  • дистанционную скорость – в значительной степени обеспечивает результативность соревновательной деятельности в беге, плавании, гребле, велосипедном спорте, лыжных гонках, конькобежном спорте, санном спорте, бобслее, скелетоне.

Выделение лишь этих видов комплексных скоростных способностей недопустимо сужает круг проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности в разных видах спорта и отрицательно сказывается на качестве тренировочного процесса. Для успеха во всех игровых видах спорта, в спортивных единоборствах является исключительно важной и способность к максимально быстрому замедлению выполняемых двигательных действий, а также к их резкому переходу к другим скоростным действиям, что обусловливается значительной вариативностью соревновательной деятельности, требующей оперативного изменения технико-тактических решений. Поэтому в число видов комплексных скоростных способностей следует также включить еще два: быстроту замедления движения и быстроту перехода от одного двигательного действия к другому[7].

Во всех видах спортивных игр способность к замедлению движения, быстрой остановке, продиктованная развитием игровой ситуации, является не менее важной, чем быстрота кратковременных однократных двигательных действий (бросок, удар, передача) или стартовых ускорений. Однако если проанализировать содержание тренировочного процесса в современном футболе, баскетболе, хоккее или теннисе, то нетрудно убедиться в том, что совершенствованию способности к замедлению движения, быстрой остановке уделяется незначительное внимание, несопоставимое с тем, которое связано с другими видами скоростных качеств. Экспериментально доказано, что эта способность требует специализированных средств и методов и не совершенствуется при развитии других видов скоростных качеств.

Способность к быстрому переходу от одного двигательного действия к другому является одной из наиболее значимых составляющих, обеспечивающих успех в спортивных играх и единоборствах. Однако велико ее значение и в других видах спорта. Например, в плавании эффективный переход от циклической работы к повороту, исключительно сложному в координационном отношении элементу, или от преодоления подводного отрезка дистанции после старта или поворота к циклической работе, не в меньшей мере определяет спортивный результат, чем дистанционная скорость. Совершенствование способности к быстрому переходу от одного двигательного действия к другому также должно находить самостоятельное место в процессе скоростной подготовки в силу относительной независимости от других видов скоростных качеств, в том числе и от способности к замедлению движения и быстрой остановке[2].

Скоростные проявления в сложных комплексных движениях, обусловленных совокупностью биомеханических, нервно-мышечных и энергетических составляющих, слабо коррелируют с элементарными видами скоростных способностей, построенных на простых движениях с невысоким сопротивлением. Незначительна связь и между максимальной силой, проявляемой в движениях с невысокой скоростью и зависящей от площади поперечного сечения мышц, и скоростной силой, зависящей прежде всего от нервно-мышечной активации, способности к быстрейшему вовлечению в работу БС-волокон.

Отсутствует связь между реактивной способностью, зависящей от импульса силы и хорошо подверженной тренировке, и временем простой реакции, которое несущественно уменьшается под влиянием тренировки. Например, время простой реакции бегуна-спринтера высокого класса составляет 0,12–0,18 с, но это практически не связано с эффективностью стартового разгона и дистанционной скоростью.

Различные комплексные виды скоростных способностей имеют исключительно много общего в отношении особенностей нервной регуляции мышечной деятельности, активизации разных типов мышечных волокон, энергетического обеспечения. Однако при всей общности базовых предпосылок они слабо связаны между собой, когда речь идет о их проявлениях в соревновательной деятельности. Например, способность к достижению максимальной скорости в кратчайшее время (ускорение) практически не связана со способностью к быстрому замедлению движения и остановке или быстрому переходу от одного двигательного действия к другому; исключительно высокая быстрота кратковременных однократных двигательных действий может сопровождаться относительно невысокой дистанционной скоростью и т. п. Обусловлены эти различия спецификой проявления разных видов координационных способностей, а также специфичностью по отношению к каждому из скоростных проявлений технико-тактического и психологического обеспечения. Поэтому вполне естественно, что потенциал нервно-мышечной системы и систем энергообеспечения является лишь основой для совершенствования каждого

из видов комплексных скоростных способностей с использованием средств и методов избирательного воздействия.

Многообразие локальных качеств и навыков, обусловливающих уровень развития комплексных скоростных способностей, подверженность многих из них совершенствованию в результате специально организованной тренировки, предопределяют возможности существенного прогресса в отношении самых разнообразных комплексных форм проявления скоростных качеств.

Одной из основных предпосылок комплексных проявлений скоростных способностей является подвижность нервных процессов (выражающаяся в совершенстве протекания процессов возбуждения и торможения в разных отделах нервной системы) и уровень нервно-мышечной координации. На уровень скоростных способностей влияют и особенности мышечной ткани – соотношение разных типов мышечных волокон, их эластичность, растяжимость, уровень внутри- и межмышечной координации. Проявление скоростных способностей спортсменов тесно связано также с уровнем развития силы, гибкости и координационных способностей, с совершенством спортивной техники, возможностями биохимических механизмов к быстрейшей мобилизации и ресинтезу алактатных анаэробных поставщиков энергии, уровнем психических качеств. Особое место среди всех этих факторов занимает процент БСа- и БСб-волокон в мышечной ткани, несущей

основную нагрузку в конкретном виде соревнований, т. е. тех волокон, которые обнаруживают тесную связь с уровнем скоростных способностей: между скоростью бега на спринтерских дистанциях и количеством быстрых волокон существует тесная корреляционная связь; увеличение длины дистанции связано со снижением этой связи. Скоростные проявления в спортивных играх и единоборствах часто связаны с предвосхищением событий, упреждающей реакцией на прогнозируемые действия соперников, перемещение мяча и т. п. с последующей коррекцией движений с учетом реальных ситуаций.

Все эти предпосылки во многом предопределяют быстроту достижения максимально высоких силовых проявлений, что является исключительно важным для уровня развития всех видов комплексных скоростных способностей. Проявление максимального уровня силы у нетренированных

отмечается не ранее чем через 0,6–0,8  с. Под влиянием специальной тренировки этот период может существенно сокращаться, что является чрезвычайно важным, так как для множества важнейших скоростных двигательных действий в разных видах спорта требуется проявление максимально доступного уровня силы уже через 0,2–0,3 с. Таким образом, уровень развития взрывной силы, проявляющейся в импульсе силы во время скоростного действия, оказывает решающее влияние на проявление разных видов скоростных способностей[3; 5].

Каждый из видов скоростных способностей в своей структуре содержит как общие для всех видов составляющие, однако различающиеся особенностями проявления и взаимосвязями, так и специфические для каждого из них.

Быстрота кратковременных однократных двигательных действий обусловливается соотношением БС- и МС-волокон, способностью нервной системы к вовлечению в работу максимального количества двигательных единиц и интенсивностью их импульсации, совершенством внутри- и межмышечной координации, мощностью алактатной системы энергообеспечения, эффективной динамической и кинематической структурой двигательного действия, уровнем психической мотивации, уровнем максимальной силы мышц, гибкости, координационных способностей.

Способность к ускорению, быстрому наращиванию скорости практически обусловливается теми же факторами, от которых зависит и способность к проявлению скоростных качеств в одноразовых кратковременных двигательных действиях.

Продолжительность ускорения в разных видах спорта (спринтерский бег, разные виды гребли, бобслей, санный спорт, лыжные гонки, велосипедные гонки) колеблется в достаточно широком диапазоне (от 3–4 до

10–15 с и более) и диктует соответствующие требования к мощности и емкости анаэробных систем энергообеспечения. Например, эффективность ускорения в спринтерском беге в значительной мере обусловливается мощностью алактатной анаэробной системы энергообеспечения. Когда же речь идет о таких видах спорта, как гребля академическая, велосипедные гонки на треке, спринтерские виды лыжного спорта или биатлона, то здесь наряду с мощностью алактатной анаэробной системы большое значение имеют ее емкость, а также подвижность и мощность лактатной анаэробной системы.

Способность к проявлению скоростных качеств в одноразовых кратковременных двигательных действиях, как и эффективность ускорения, во многом зависят от мощности – результата комплексного проявления силы и скорости. Проявление мощности определяется уровнем развития ее силового (динамическая и скоростная сила) и скоростного (время реакции, время одиночного движения) компонентов и способностью к их комплексной реализации в условиях выполнения конкретного двигательного действия. Однако не менее важными для проявления мощности являются техническое совершенство двигательного действия, уровень координационных способностей спортсмена, уровень психоэмоционального состояния, в том числе соревновательной агрессивности, устойчивости к стрессу[14; 17].

Дистанционная скорость преимущественно обеспечивается возможностями разных функциональных систем и механизмов в зависимости от отнесения работы к той или иной зоне по критерию мощности.

Первая зона – упражнения максимальной анаэробной мощности (продолжительность до 15–20 с). Скорость здесь определяется процессами, происходящими прежде всего в ЦНС и исполнительном нервно-мышечном аппарате. Решающее значение приобретают способность моторных центров

активизировать максимальное количество двигательных единиц, состоящих главным образом из БСа- и БСб-волокон, мощность и емкость алактатной анаэробной системы энергообеспечения, подвижность и мощность лактатной системы энергообеспечения, совершенство техники двигательных действий, эффективность внутри- и межмышечной координации, психоэмоциональная концентрация.

Вторая зона – упражнения околомаксимальной анаэробной мощности (20–45  с). Работоспособность в этих упражнениях во многом зависит от тех же факторов, что и при выполнении упражнений, относящихся к предыдущей зоне. Однако большое значение приобретают и новые. В их числе емкость анаэробной лактатной и подвижность аэробной систем энергообеспечения, способность ЦНС к эффективной иннервации деятельности мышц в условиях низких значений рН и высоких – лактата, устойчивость и вариативность спортивной техники, способность психики к высокоэффективной скоростной работе в условиях прогрессирующего и тяжелого утомления. Скорость при выполнении циклической работы, находящейся в других зонах (смешанной анаэробно-аэробной, аэробной), обусловливается как скоростным потенциалом спортсмена, так и его выносливостью. С увеличением продолжительности работы и длины дистанций влияние выносливости на скорость передвижения постоянно возрастает.

Быстрота замедления движения зависит от быстроты простых и сложных двигательных реакций, уровня развития максимальной и взрывной силы, скорости восприятия и переработки информации, формирования в структурах мозгаопережающих программ и оперативной их реализации, технического мастерства, мощности анаэробных систем энергообеспечения, уровня психической напряженности, количества БС-волокон в работающих мышцах

и способности нервной системы к их мобилизации.

Быстрота перехода от одного двигательного действия к другому обусловливается совершенством пространственно-временной антиципации, способностью формировать в структурах головного мозга опережающие реакции и программы, предшествующие реальному действию; умением воспринимать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени; степенью совершенства кинестетических и визуальных восприятий параметров двигательных действий и окружающей среды; объемом моторной памяти и уровнем технико-тактического мастерства; способностью нервной системы к рекрутированию двигательных единиц, состоящих из БС-волокон; количеством БС-волокон в мышцах, несущих основную нагрузку в конкретных двигательных действиях; мощностью анаэробных систем энергообеспечения; уровнем максимальной и взрывной силы.

Таким образом, в структуре скоростных способностей выделяются четыре вида элементарных и пять видов комплексных проявлений (рис. 1). В зависимости от специфики вида спорта и вида соревнований разные виды скоростных способностей проявляются в сложных сочетаниях и играют разную роль для достижения высоких спортивных результатов. Например, в футболе, баскетболе значимыми оказываются практически все виды скоростных способностей. Быстрота кратковременных однократных двигательных действий, способность к ускорению и замедлению движения, быстрота перехода от одного двигательного действия к другому, время двигательных реакций находятся в числе важнейших факторов, определяющих мастерство спортсменов в спортивных играх.

Естественно, что требования к разным видам скоростных способностей, диктуемые спецификой того или иного вида спорта, предопределяют набор средств и методов скоростной подготовки спортсменов[1; 20].

  1. Характеристика этапа начальной подготовки баскетболистов

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых, обычно, достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительность систематической подготовки для достижения этих результатов; направленность тренировки на каждом этапе подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям; биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства[11].

На протяжении всего периода обучения баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. 1) Этап начальной подготовки (НП) - 3 года Задачи этапа:

  1. Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
  2. Формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
  3. Освоение основ техники по виду спорта баскетбол;
  4. Всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
  5. Укрепление здоровья спортсменов;
  6. Отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта баскетбол[21].

Продолжительность этапа спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этап спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группе по виду спорта баскетбол представлены в таблице 1.

Таблица 1

Продолжительность этапа спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этап спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группе по виду спорта баскетбол

Этап спортивной подготовки

Продолжительность этапа (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группу (лет)

Наполняемость группы (человек)

Этап начальной подготовки

3

8

15-25

Подготовка баскетболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. Многолетняя подготовка баскетболиста строится на основе положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в тренировочном процессе.

Прежде всего, это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. Для достижения высшего спортивного мастерства требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов занимающегося[4].

Для этого нужна рациональная структура тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку, поэтому необходимо использовать специализированные тренировочные и соревновательные циклы (таблица 2)[18; 21].

Таблица 2

Соотношение объемов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки по виду спорта баскетбол

Разделы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

1 год

Свыше года

Общая физическая подготовка (%)

28-30

25-28

Специальная физическая подготовка (%)

9-11

10-12

Техническая подготовка (%)

20-22

22-23

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико- восстановительные мероприятия (%)

12-15

15-20

Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%)

12-15

10-14

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)

8-12

10-12

Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности в макроцикле определяется с учётом единства тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе подготовки, в частности соревновательные нагрузки, должны гармонично сочетаться с динамикой тренировочных нагрузок и составлять с ними единое целое[18].

  1. Игровой метод как средство воспитания скоростных способностей баскетболиста

Средства повышения скоростных способностей могут быть разделены на две группы:

  • средства, способствующие воспитанию элементарных видов скоростных способностей;
  • средства, способствующие воспитанию комплексных видов скоростных способностей[10].

Упражнения, способствующие воспитанию скоростных способностей, могут носить локальный, частичный и глобальный характер. Разнообразные гимнастические упражнения для мышц рук с небольшими отягощениями, короткие удары в волейболе, уколы в фехтовании, короткие удары в боксе и другие двигательные действия, не вовлекающие в работу больших мышечных объемов, являются упражнениями локального характера. Большинство ударов в гандболе, футболе, хоккее, гребле на байдарках требуют участия в работе средних мышечных объемов и, следовательно, относятся к упражнениям частичного характера. В качестве примеров упражнений глобального характера можно привести метание молота, рывок в тяжелой атлетике, многие приемы в разных видах борьбы, спринтерский бег, плавание на короткие дистанции, греблю академическую[6].

Совершенствование элементарных форм быстроты опирается на использование простых двигательных действий, требующих быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. Эти упражнения могут носить общеподготовительный, вспомогательный и специальный характер. Широко используются самые разнообразные гимнастические упражнения, беговые упражнения, прыжки, метания, броски. Вспомогательные и специальные упражнения могут быть построены на различных элементах двигательных действий, в большей или

меньшей мере отвечающих специфическим требованиям конкретного вида спорта. Это разного рода имитационные упражнения, упражнения, вовлекающие те же мышечные группы, что и основная соревновательная деятельность, а также различные простейшие специальные упражнения, построенные на материале техники вида спорта и предъявляющие высокие требования к быстроте реакции, частоте движений, времени выполнения одиночного движения[15].

Воспитание комплексных видов скоростных способностей базового характера опирается преимущественно на различные упражнения общеподготовительной направленности со сложной структурой двигательных действий, выполняемых в изменяющихся условиях, под воздействием неожиданных факторов внешней среды, требующих перехода от одного вида скоростных способностей к другому. Наиболее эффективными являются разные виды спортивных игр, скоростной бег по сильно пересеченной местности и с различными препятствиями или резкой сменой направления движения, различные скоростные упражнения с использованием силовых тренажеров, разного рода плиометрические упражнения, построенные на материале прыжков, метаний медицинболов и т. п.

Средства, способствующие воспитанию специфических комплексных видов скоростных способностей, включают широкий спектр вспомогательных и специально-подготовительных упражнений с выраженными скоростными или скоростно-силовыми компонентами, отражающими специфику вида спорта. В беге это разнообразные упражнения, способствующие повышению эффективности старта, способности к ускорению, достижению максимальной скорости. В плавании – множество специальных упражнений, способствующих ускорению реакции, эффективности толчка от стартовой тумбы, рациональной траектории полета и эффективного входа в воду; повышению скорости преодоления подводных отрезков дистанции при помощи движений туловища и ног; повышению уровня дистанционной скорости; повышению скорости выполнения поворота, мощности толчка от поворотного щита и эффективности скольжения и др. В спортивных играх существует исключительно широкий спектр упражнений, способствующих увеличению скорости бега и перемещений в различных направлениях, скорости прыжков, бросков, ударов, передач, развитию способностей к ускорению, замедлению, остановке, переходу от одного вида скоростных способностей к другому – от ускорения к остановке, от бега или прыжка к броску или удару по мячу и т. п.

В комплексных видах скоростных способностей реализуется потенциал различных функциональных систем и механизмов, связанных с нервной регуляцией и энергообеспечением высокоинтенсивной мышечной деятельности, способностью к демонстрации высоких силовых проявлений в минимальное время, реакциями психики и разными видами координационных способностей. Не меньшее значение имеет уровень технического мастерства, проявляющийся в степени овладения и вариативности важнейших двигательных навыков, способности к их объединению в целостные двигательные действия, объеме моторной памяти. Естественно, что это предопределяет особенности применения средств, направленных на совершенствование разных видов комплексных скоростных способностей[19].

Упражнения, используемые для воспитания каждого из видов скоростных способностей, должны отвечать следующим критериям:

  • обеспечивать высокие или максимально допустимые скоростные проявления, однако без нарушения оптимальной техники двигательных действий;
  • обеспечивать активизацию БСа- и БСб-волокон двигательных единиц мышц;
  • вовлекать механизмы энергообеспечения мышечной деятельности, отвечающие всему спектру путей энергообеспечения, характерному для скоростных проявлений в соревновательной деятельности;
  • отличаться разнообразием динамических и кинематических характеристик, вариативностью и широкой амплитудой при обеспечении тесной связи с техническим мастерством, опорой на моторную память и освоенные двигательные навыки[8; 13].

Принципиальным моментом в методике воспитания скоростных способностей является подбор упражнений, в которых совмещаются разные виды скоростных способностей: старт–ускорение, ускорение–дистанционная скорость, ускорение–замедление, поворот–ускорение, ускорение–кратковременное однократное действие, дистанционная скорость–поворот и т. п.

Во многих случаях для увеличения быстроты перехода от одного двигательного действия к другому скоростные упражнения должны предусматривать наличие ярко выраженного силового компонента эксцентрического характера в фазе торможения с последующим быстрым переходом к силовому компоненту концентрического характера, а во многих случаях и баллистического характера в фазе преодоления.

Эффективным средством комплексного совершенствования скоростных способностей являются соревновательные упражнения. В условиях соревнований при соответствующей предварительной подготовке и мотивации удается достигать таких показателей скорости при выполнении отдельных компонентов соревновательной деятельности, которые, как правило, трудно показать в процессе тренировки даже в более кратковременных упражнениях, с изолированным выделением упражнений чисто скоростного характера[12; 15].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...

К вопросу о совершенствовании гибкости как важнейшего фактора повышения уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки

Повышение зрелищности баскетбольных матчей, связанное с увеличением скорости и мастерства спортсменов, уменьшением ограничений в игровой деятельности способствовало увеличению числа официальных игр, в...

«Особенности развития скоростных способностей по бадминтону на этапе начальной подготовки»

Еще в июле 2011 года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и президент Национальной федерации бадминтона России Сергей Шахрай подписали соглашение о развитии бадминто...

Развитие скоростной выносливости на этапе начальной подготовки в баскетболе

Развитие скоростной выносливости на этапе начальной подготовки в баскетболе...

Возможности развития координационных навыков и скоростно-силовых способностей у баскетболистов в группах начальной подготовки

В физиологическом воспитании обучающихся спортивные игры имеют весомое значение. Они содействуют формированию не только важных умений и спос...

Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения.

Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения. Средства и методы применяемые при подготовке юных баскетболистов.Освоение главн...