Игры на уроках гимнастики 3-4 классы.
методическая разработка по физкультуре на тему
Игры для уроков гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры на уроках гимнастики | 192.64 КБ |
закаливание детей младшего школьного возраста | 117.37 КБ |
закаливание детей | 152.83 КБ |
Предварительный просмотр:
В раздел «Гимнастика» школьной программы для 3—4 классов входит большая группа общеразвивающих упражнений, направленных на совершенствование двигательного аппарата учащихся, формирование прикладных навыков и умений в различных видах передвижений, лазании и перелезании, висах и упорах. Важны упражнения на координацию движений, развивающие гибкость, упражнения в равновесии.
Игры на внимание
4. Придумай сам
5. Лови не лови
6. Слово - ключ
Игры с использованием различных видов передвижений
10. Ходоки
12. Кто сильней
13. Пройди не упади
14. Бег на руках
15. Гусеница
17. Мельница
19. Саперы
23. Мостик и кошка
Предлагаем несколько видов подвижных игр и эстафет, которые (по усмотрению учителя) можно включать в урок физической культуры. Это зависит от тех задач, которые ставит перед собой учитель, от уровня подготовки учащихся и условий проведения занятий. Игры на уроках гимнастики рассчитаны на активизацию внимания занимающихся, связаны с выполнением общеразвивающих упражнений. Естественно, что двигательное содержание игр позволяет целенаправленно осуществлять и разностороннюю физическую подготовку школьников средствами гимнастики.
Игры на внимания
Играющие стоят в строю в полушаге друг от друга, лицом к руководителю, который подает команды и одновременно выполняет несложные упражнения. Все ученики должны выполнять за ним упражнения, если учитель перед командой произнесет слово «группа». Если же он этого слова не сказал, то занимающиеся стоят неподвижно. Нарушившие это правило или не выполнившие правильную команду делают небольшой шаг вперед из строя и продолжают играть. Игра длится 3—4 мин. После ее окончания лишь самые внимательные остаются в строю. Примерный набор команд для игры таков: «Равняйсь!», «Смирно!», «Руки вперед!», «Присесть!», «Встать!», «На месте шагом марш!», «Налево!», «Правую поднять!» и др.
Вариант 1 «Запрещенное движение».
Играющие стоят в шеренге или строятся по кругу (полукругу). Учитель находится перед ними. Он называет и выполняет ряд движений (типа зарядки), которые все играющие повторяют вслед за ним. Перед началом оговаривается одно или два «запрещенных движения», которые играющие делать не должны (например: «Руки на пояс», «Наклон вперед» и т. п.). Игрок, допустивший ошибку и выполнивший вслед за педагогом «запрещенное движение», должен сделать шаг вперед.
Совершивший три ошибки выбывает из игры.
Вариант 2 "Запрещённое движение"
«Запрещенный элемент». Учитель во время занятий на каком-либо из снарядов называет один или несколько запрещенных элементов, которые в процессе работы на снаряде выполнять нельзя. Отвлекая занимающихся различными заданиями, педагог время от времени предлагает выполнить «запрещенный элемент». Можно условиться, что если занимающийся ошибся, то выполняет в качестве «наказания» 10(20) отжиманий в упоре лежа на скорость.
Класс делится на две команды, которые строятся в шеренги на разных концах зала лицом к его середине, рассчитываясь по порядку номеров. Учитель называет, любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать 3 разных упражнения. Затем вы-ходит игрок другой команды и показывает 3 новых упражнения, не похожих на прежние. В том случае, если одно из упражнений будет повторено, команде начисляется 1 штрафное очко. Игра продолжается 5—6 мин., итог ее подводится по сумме штрафных очков.
Играющие сидят на скамейке или стоят в шеренге. В руках ведущего теннисный мяч. Он бросает мяч одному из игроков, называя при этом какой-либо гимнастический термин, например «переворот», «кувырок» и т. п. Он может назвать и другое, не относящееся к гимнастике слово (например, «кроль», «шест», «гвоздь»: и т. п.).- Тот, кому адресован мяч должен поймать его, если названный термин относится к гимнастике и, наоборот, не реагировать на бросок, если слово к гимнастике отношения не имеет. Победитель определяется по наименьшему количеству штрафных очков.
Учитель в процессе занятий учащихся на каждом снаряде называет «слово — ключ», без которого ни одна из его команд не должна выполняться, Он подает команды, обязательно употребляя или умышленно упуская ключевое слово при подаче тех или иных распоряжений (например, обязательно должен сказать: «Внимание» или «Начинай», «Приступай», «Можно» и т. п.). Занимающиеся должны внимательно следить за речью и командами педагога. За неправильное выполнение команды занимающийся получает 1 штрафное очко! Победитель определяется после окончания занятий по наименьшей сумме штрафных очков.
Учащиеся стоят в шеренгах или в двух-трех колоннах. Учитель .показывает в определенной последовательности упражнения под номерами 1, 2, 3, 4 и 5. Затем дает команду: «Упражнение 3 (или любое другое) — начинай!» Ученики одновременно выполняют упражнение. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Если занимающиеся стоят в шеренге, можно условиться, что неверно выполнивший движение делает шаг вперед. Команда, в шеренге которой спустя 3—4 мин. сохранится больше игроков, объявляется победившей.
Игроки — мальчики рассчитываются на первый-второй и легким бегом движутся по залу, соблюдая дистанцию в 4—5 шагов. По команде учителя «Руки в стороны» первые номера останавливаются в положении ноги врозь, а вторые номера проползают у них между ногами. Если же педагог поднял руки вверх, вторые номера останавливаются и принимают положение упора стоя согнувшись с опорой о колени, а первые номера перепрыгивают через них с опорой на спину (чехарда), отталкиваясь двумя ногами. Затем первые и вторые номера меняются ролями. Игра-упражнение длится 2—3 мин., после чего отмечаются самые внимательные ученики.
Игры с использованием различных видов передвижений на уроках гимнастики
Игры, которые приводятся ниже, уже не ставят задачу проверить внимание занимающихся, как в описанных выше играх, а включают разнообразные общеразвивающие упражнения, связанные с различными видами передвижений.
В игре, которую можно называть «салки с позами», все разбегаются по залу, а выбранный водящий догоняет и старается осалить одного из убегающих, который не успел принять положение полу шпагата. Осаленный становится новым водящим и игра продолжается. Можно условиться о выполнении убегающими более простых гимнастических упражнений — «ласточки», «цапли» и т. п.
В другом варианте игры все свободно передвигаются по залу, где расставлены гимнастические скамейки. Убегая от водящего, игроки могут вскочить на скамейку. В этом случае водящий должен преследовать другого игрока, который не успел вскочить на снаряд или повиснуть на гимнастической стенке.
Для игры нужны двое параллельных брусьев и маты. Две соревнующиеся команды встают в 5—6 м в колонну по одному перед брусьями, стоящими продольно. По сигналу первые номера команд, добегая до брусьев, принимают положение упора и, переставляя поочередно руки, передвигаются к противоположному концу снаряда.Спрыгивая, они возвращаются к своей команде, касаясь рукой второго игрока, который повторяет упражнение, и т. д. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Однако учитель имеет право давать штрафные очки за падение со снаряда, разведение ног во время передвижения, не оттянутые носки, а также преждевременное выбегание к снаряду.
Две команды с равным числом игроков встают лицом друг к другу в 5 м от концов гимнастического бревна. Середина бревна отмечена мелом. По команде первые номера каждой из команд бегут к бревну, впрыгивают в положение упора на руках поперек бревна и, перебирая руками, начинают передвижение до середины. Достигнув ее, каждый спрыгивает с бревна и бежит к своей команде, касаясь рукой следующего игрока и вставая в конец колонны. Принявший эстафету повторяет упражнение. Перед началом игры разъясняется, что начинать движение по бревну нужно с самого его начала, в случае падения снова сделать наскок и продолжать движение. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше и с меньшим числом ошибок.
Две примерно равных по силам команды выстраиваются против концов параллельных брусьев (как в игре «Ходоки»), По сигналу учителя первый номера команд бегут к брусьям, принимают положение упора на руках и выполняют сгибание и разгибание рук в упоре. При этом угол сгибания рук должен быть не меньше 90°, а разгибать руки надо полностью. Выполнив посильное для каждого число отжиманий, игроки спрыгивают и бегом возвращаются в свои колонны, передавая эстафету очередному игроку. Побеждает команда, выполнившая большее количество отжиманий.
На площадке (полу) двумя веревками (5—7 м) обозначается коридор шириной 2 м. Класс делится на две команды. Одна располагается на линии старта в коридоре, другая с надувными (можно волейбольными) мячами в 5 м по бокам (справа и слева) от коридора.
По сигналу игроки команды, расположенной в коридоре, один за другим с произвольным интервалом выполняют стойку на руках и в стойке стараются «пройти» всю длину коридора. Если передвигающийся на руках падает, игроки команды-соперницы бросают в него мячом. Если им удается попасть в данного игрока, он выбывает из игры. Если же игрок успевает встать в стойку раньше, чем его осалят мячом, он имеет право продолжать движение дальше. Затем команды меняются ролями. Победители определяются по наименьшему количеству выбывших из игры.
Играющие объединяются в пары. Каждая пара принимает положение упора лежа на руках плечом к плечу. Руки, поставленные рядом, связывают лентой. По сигналу пары передвигаются в упоре лежа до установленной отметки, затем так же возвращаются обратно. В другом варианте пары располагаются на линии-старта. Один принимает положение упор лежа, а другой берет его за голени. По сигналу пары передвигаются до установленной отметки, а затем, поменявшись местами, возвращаются обратно. Эти игровые упражнения можно про¬вести в виде эстафеты.
Класс делится на две команды.
Игроки каждой из команд принимают положение упора сидя в колонне, взявшись руками за стопы сзади сидящего по команде. Соперники располагаются перед линией старта (головной игрок). По сигналу обе «гусеницы» движутся вперед до отметки (8—10 м), а затем возвращаются обратно. Побеждает команда, финишировавшая первой. Команде, игроки которой во время движения разъединялись, дается штрафное очко. За 3 штрафных очка, вне зависимости от первенства на финише, команде засчитывается поражение.
Играющие делятся на две команды, не более 5 человек в каждой. На площадке устанавливаются ориентиры, (стулья, маты, конь и т. п.). Игра ведется одним надувным мячом или шаром.
Передвигаясь в упоре сидя на согнутых ногах, игроки обеих команд стараются поразить ориентиры соперников (их не более 3 для каждой команды) ударом мяча. При этом бить по мячу, передавать его, вводить в игру можно головой, туловищем, ногами. В команде нет специальных игроков; защищающих ориентиры, поэтому защита ориентиров осуществляется любым из игроков. Мяч (шар) может передаваться по воздуху, по полу, его можно бить, отбивать, катить и т. п.
Команда, за 8—10 мин. игры поразившая больше ориентиров, объявляется победительницей.
Для игры нужна низкая перекладина и маты. Равные по составу две команды юношей старшеклассников выстраиваются перпендикулярно к перекладине в 5—6 м от нее в параллельных колоннах.
По сигналу первые номера каждой команды, подбегая к перекладине, махом одной и толчком другой выполняют подъем переворотом в упор. Соскочив отмахом назад с поворотом на 180°, они бегом возвращаются в свою команду, передавая эстафету касанием руки второму номеру, а сами встают сзади. Выигрывает команда, которая первой завершит выполнение задания. Можно усложнить задание играющих, установив требование выполнить 2—3 переворота в упор, договорившись о выполнении другого соскока.
Гимнастический ковер или середина зала, свободная от снарядов, условно называется «болотом». Его берега очерчиваются линиями, образованными длинной веревочкой, ограничивающей площадку. За ними располагаются «охотники» с надувным мячом. Другая половина играющих — «лягушата» (6—10 человек) располагается в «болоте» на кочках. Кочки — это гимнастические обручи (по одному на каждого лягушонка) или гимнастические маты (один мат на двух лягушат).
По сигналу охотники начинают перебрасываться мячом, стараясь попасть в лягушат. Те увертываются от мяча, приседая, подпрыгивая, но не покидая своей кочки. Осаленный мячом игрок не покидает площадки, однако команде охотников в этом случае засчитывается очко. Игра длится 3 мин., по истечении которых соперники меняются местами. Победитель же определяется по наибольшему количеству полученных очков.
Правила игры запрещают охотникам, метая мяч, переступать кромку «берега», а лягушатам покидать свои «кочки». В случае нарушения этих правил игры команде соперников записывается одно очко.
Команды соревнуются в расстановке снарядов, выполнении упражнений и уборке снарядов. Например, по первому сигналу надо установить гимнастическую скамейку наклонно к гимнастической стенке, укрепить рядом подвесной мостик, а внизу положить гимнастический мат. Команда, выполнившая задание первой, получает 10 очков, второй — 8 очков.
По второму сигналу игроки в командах потоком должны влезть по скамейке на стенку, перебраться на мостик и выполнить прыжок «в глубину». За первое место команде начисляют 10 очков. После этого дается сигнал к уборке снарядов, за что победителям присуждается 10 очков.
Перед двумя командами ставят по гимнастическому коню без ручек. По сигналу первые номера команд напрыгивают на своего коня. Каждый, находясь в упоре, должен обойти коня кругом. Затем это же проделывают другие игроки команд. За каждое падение с коня начисляется по 1 штрафному очку. Выигрывает команда, закончившая игру первой и сделавшая меньше ошибок.
В данной игре учащиеся соревнуются между собой без разделения на команды. Прыжки выполняются по очереди с высоты гимнастического коня (гимнастического ящика, плинта). Приземлившись после прыжка в глубину, игрок должен выполнить правила:
не сойти с места, не коснуться руками мата. В ходе игры устанавливается определенная последовательность выполнения прыжков. Они подбираются по степени нарастания трудности (на пример, в группировке, прогнувшись, ноги врозь, прогнувшись с поворотом на 180° и др.). Достигнув заранее установленного предела сложности прыжков, игроки повторяют их в обратной последовательности. Ведущий и сами игроки определяют школьников, которые более четко выполняли прыжки и приземлялись без падений и доскоков.
Вариант 2.
Игрок прыгает в глубину с малым мячом в руке. Во время полета надо бросить теннисный мяч в цель (снаряд или мат), находящуюся в 8—10 м от совершающего прыжок. В другом случае игрок выполняет прыжок, а его товарищ по команде или ведущий бросает ему мяч, который он должен поймать и приземлиться без потери равновесия.
Две команды располагаются в колоннах рядом друг с другом (рас-стояние между игроками 1,5 м). Принимают положение седа на пятках. Направляющим в каждой колонне дается по мячу. По сигналу они опускаются на спину, не изменяя при этом исходного положения, и передают мяч следующему в колонне. Таким же образом второй номер передает мяч товарищу сзади. Последний ложится на спину, касается мячом пола за головой и после этого передает мяч из рук в руки; игроку, находящемуся впереди. Команда, первой закончившая эстафету с передачей мяча в обе стороны, выигрывает.
Вариант 2.
Игроки в колоннах садятся друг за другом, но первые номера захватывают мяч ступнями ног ложатся на спину и передают мяч сидящему сзади. Таким образом, мяч доходит до последнего игрока, после чего все поворачиваются (сидя) на 180°. Замыкающий игрок, зажав мяч между ногами, тоже поворачивается кругом и, прогнувшись назад (лежа на спине), передает мяч в начало колонны. Головной игрок, получив мяч, снова поворачивается кругом (все делают это вслед за ним) и поднимает мяч вверх. Выигрывает команда, закончившая передачу мяча первой и без ошибок.
Игроки двух команд располагаются по одному у линии старта. Перед ними в 5—10 м веревочкой обозначают два круга диаметром 1 м. По сигналу первые номера выбегают вперед и, добежав до первого круга, выполняют мост. Затем вперед устремляются вторые номера, пролезают под мостом и бегут к дальнему кругу, где принимают положение упора стоя согнувшись (выгнув спину, как кошка). Теперь уже первый номер бежит к дальнему кругу и пролезает под игроком, занявшим положение упора стоя согнувшись. После этого оба игрока, взявшись за руки, бегут к своей команде. Как только они пересекут линию старта, вперед выбегают по очереди новые игроки, а прибежавшие встают в конец колонны. Победу одерживает команда, закончившая игру первой.
Завадская Наталья Викторовна ГБОУ начальная школа № 300 г. Санкт-Петербурга.
Предварительный просмотр:
Завадская Наталья Викторовна ГБОУ начальная школа № 300 г. Санкт-Петербурга.
Закаливание детей младшего школьного возраста
Первое правило закаливания детей школьного возраста, да и вообще детей всех возрастов и взрослых - постепенность; для начала температура воды должна быть около 24 градусов, а затем, мало-помалу, можно довести ее до 15—16. А второе правило - это систематичность водных процедур - изо дня в день, а не от случая к случаю.
С точки зрения физиолога закаливание детей школьного возраста и взрослых — весьма сложный процесс. Мы не будем описывать его во всех тонкостях, укажем лишь, что общий смысл его — тренировка систем, регулирующих отдачу и выработку тепла в организме. При кратковременных закаливающих водных процедурах сначала наступает сжатие кожных сосудов, отчего кровь перемещается в глубоколежащие ткани, к внутренним органам и предохраняет их от охлаждения. Однако вслед за этим быстро наступает обратная реакция — сосуды расширяются, кровь притекает к коже, согревает ее. Такая систематическая тренировка нервно-сосудистого аппарата и вырабатывает привычку переносить воздействия холода и резкие перемены температуры.
Самой нежной водной процедурой является обтирание. Мокрым полотенцем или губкой обтирают сначала верхнюю половину тела (шею, грудь, руки, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем в той же последовательности - живот, поясницу, ноги. Движения рук должны быть направлены к сердцу. Продолжительность процедур в школьном возрасте – 3-4 минуты, включая растирание.
Следующая ступень закаливания - обливание. Здесь к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела. Вначале температура воды должна быть около 32-35 градусов, постепенно ее можно снижать до 20, а в старшем школьном возрасте и до 15 градусов. Продолжительность процедуры с последующим растиранием тела не должна превышать двух минут.
Наиболее сильное действие оказывает холодный душ. Механическое раздражение, вызываемое падающей струей воды, весьма значительно, и потому душ вплывает более сильную реакцию, чем предыдущая процедура. Поэтому душ рекомендуется, главным образом, только детям старшего школьного возраста (температура воды не ниже 20 градусов и продолжительность, включая растирание, около одной минуты). Детям младшего школьного возраста тоже можно принимать душ, но вода должна быть теплее.
Лучшее время для водных процедур - утро. После сна или утренней зарядки кожа равномерно согрета, а это важно для получения необходимой сосудистой реакции. Кроме того, утренние водные процедуры прогоняют сонливость, создают бодрое настроение. А вот вечером рекомендовать их нельзя — они вызывают возбуждение нервной системы и мешают спокойному сну.
Необходимо всегда помнить, что главное в закаливании - интенсивность раздражения, а не продолжительность его действия. Правило такое: чем холоднее вода, тем меньше должна быть продолжительность водной процедуры. Если обливание или душ вызывают возбуждение, раздражительность, бессонницу - значит, вы применяете их неправильно: надо посоветоваться с врачом и, во всяком случае, уменьшить интенсивность водных процедур.
Предварительный просмотр:
Завадская Наталья Викторовна ГБОУ начальная № 300 г. Санкт-Петербурга.
Известно, что если разумно подойти к закаливанию детей с раннего возраста, в будущем у ребенка будет просто “богатырское” здоровье. И не мудрено, ведь даже для взрослых такие процедуры как контрастный душ к примеру дают поразительный результат. Если же ребенка начать закаливать с дошкольного возраста, иммунитет вашего ребенка будет натренированным и способным отражать практически любые болезни.
Закаливание водой
Самым распространенным и легким является метод закаливания водой. В этом случае вы без проблем сможете проводить эти процедуры в домашних условиях.
Вот несколько правил, которые помогут вам выполнять закаливание ребенка безопасно и эффективно:
- Лучше всего начинать закаливающие процедуры поздней весной или летом, когда температура воздуха на улице близка к оптимальной(20-22 градуса).
- Если ребенку менее 2-х лет, то стоит ознакомиться с режимом закаливания для детей до 3-х лет. Инструкции вы можете видеть на этой же странице немного ниже.
- Для детей 2-4 лет, закаливание стоит начинать с растирания мокрым полотенцем, и после 5-10 процедур можно приступать к обливанию водой.
- Обливание водой для детей нужно применять с осторожностью, поэтому начинайте не с холодной воды, а с температуры примерно 33-35 градусов.
- Купите специальный термометр для воды(продаются в аптеках), с ним вы сможете контролировать постепенное снижение температуры воды.
- Снижение температуры нужно производить постепенно, на 1 градус. Добейтесь привыкания ребенка к температуре, и только потом вновь снижайте.
- Не стоит стремиться обливать детей “ледяной” водой, для младшего и среднего школьного возраста достаточная температура – 18-20 градусов.
- Обливание можно проводить только детям старше 1 года.
- Если есть хоть малейшее подозрение на недомогание или начало болезни у ребенка – закаливание противопоказано.
- Для детей школьного возраста, привыкших к обычным обливаниям, можно присмотреться к контрастному душу (но так же в первое время с минимальной разницей температур).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА «ГИМНАСТИКА (акробатика)» (6 класс)
На уроке показана одна из версий круговой тренировки....
Урок гимнастики в 4 классе "Необычные палочки"
В нашей школе несколько лет проводятся уроки с применением метода сопряженного психофизического развития детей младшего школьного возраста. Эти уроки называются "необычными", потому что для их проведе...
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Конспект урока гимнастики в 5 классе
подробный конспект урока. который можно использовать в работе....
Урок гимнастики в 7 классе
план - конспект в виде таблицы. Даны части урока, методические указания....
Игры на уроках гимнастики Методическое пособие
Игры на уроках гимнастикиВ раздел «Гимнастика» школьной программы для 3—5 классов входит большая группа общеразвивающих упражнений, направленных на совершенствование двигательного аппарата учащихся, ...
Разработка урока гимнастики в 8 классе с использованием средств нетрадиционных видов гимнастики.
Урок с применением нетрадиционных видов гимнастики....
Комментарии
Игры на уроках гимнастики
Спасибо, отличный, содержательный материал.