Место и роль физического воспитания в образовательном учреждении
статья по физкультуре на тему

Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни.
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных умений и навыков, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mesto_i_rol_fiz.vospitaniya_v_ou.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Место и роль воспитания в образовательном учреждении

Содержание


Введение………………………………………………………………………………2


  1. Физическое воспитание в образовательном учреждении…………………….. 3


1.1 Организация физического воспитания……………………………………….3

1.2 Управление деятельностью по физическому воспитанию………………….5


  1. Анализ урока физической культуры……………………………………………..8


2.1 Схема анализа урока физической культуры………………………………….8

2.2 Методика системного анализа и оценки эффективности урока физической культуры………………………………………………………………………………12

2.3 Организация домашнего задания по физической культуре………………....13

2.4 Контроль на уроке физической культуры……………………………………14

2.5 Безопасные уроки физической культуры…………………………………….18


  1. Внеклассная работа в образовательном учреждении…………………………...16


3.1 Организация внеклассной работы ……………………………………………16

3.2 Агитация и пропаганда физической культуры………………………………19

4.Заключение………………………………………………………………………….22

5.Список литературы…………………………………………………………………………….23

6. Приложения.


Введение


Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни.

Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных умений и навыков, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.

Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступление школьных команд в различных соревнованиях (внутри школы и за ее пределами), чтобы принять участие могли почти все учащиеся. Учитель физической культуры также должен организовать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, проявлять заботу об укреплению спортивной материальной базы. В повседневной работе учитель нуждается в методическом пособии, в котором он смог бы найти ответы на интересующие его вопросы. Думается, что данные методические разработки в какой-то степени помогут найти ответы на вопросы.

Методические разработки состоят из четырех глав и приложений. В первую главу включены общие вопросы по физическому воспитанию: цели, задачи, организация и управление. Знание этих вопросов поможет учителю более точно организовать свою деятельность.

Главным моментом в работе учителя физкультуры был и остается урок, как основная форма физического воспитания в школе. Во второй главе рассматриваются различные подходы анализа урока физической культуры с точки зрения содержания, типов уроков, способов организации деятельности учащихся. Особое внимание уделено в этой главе вопросу методики системного анализа и оценки эффективности урока физкультуры. Данная методика позволяет более точно оценить урок. Не менее важны при подготовке учителя к уроку знания по вопросам организация домашнего задания. В этой же главе представлены рекомендации по выполнению упражнений недельного двигательного режима , а также различные подходы в организации. Особое внимание в этой главе уделяется вопросу контрольной деятельности учителя физической культуры. В данной работе предлагаются методы и критерии оценки знаний и техники выполнения двигательного действия в текущем учете успеваемости.

В третьей главе освещается внеклассная работа как одна из важнейших составляющих системы физического воспитания. В данной главе широко представлены вопросы организации внеклассной работы, ее планирования и учета, а также различных форм агитации и пропаганды физической культуры.

При составлении методических рекомендации были использованы материалы следующих авторов: Ю.Д.Железняк, Л.Б.Кофман, Ю.А.Янсон. Широко использованы материалы журнала «Физическая культура в школе», а также журналов «Практика административной работы в школе», «Справочник руководителя сельской школы».


1. Физическое воспитание

в образовательном учреждении.


1.1. Организация физического воспитания.


Физическое воспитание- неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

В настоящее время в связи с разрушением целостной государственной поддержки развития массового спорта и физического воспитания, и ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения Правительством России уделяется существенное внимание поиску путей управления здоровья населения и совершенствования физического развития детей и подростков (постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г., № 916). В связи с этими приоритетными направлениями в работе общеобразовательных учреждений являются совершенствование процесса физического воспитания, создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта (приказ Минобразования РФ, Минздрав РФ, Госкомитете РФ по физкультуре и спорту, РАО от 16 июля 2002 г., № 2715/227/166/19).

Целью физического воспитания является всестороннее физическое развитие личности обучающегося, укрепление его здоровья и повышение социальной активности.

Данная целевая установка реализуется посредством решения следующих
задач:

- формирования потребности обучающихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом, овладения ими знаниями и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- повышения физической подготовленности обучающегося, развития функциональных возможностей его организма, совершенствования физических качеств средствами физической культуры;

- расширения двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями повышенной координации и спортивной ориентации, физическими упражнениями корригирующей и оздоровительно-профилактической направленности;

- формирования навыков здорового образа жизни, использования занятий физической культурой в целях организации и профилактики вредных привычек, наркомании, антиобщественного поведения;

- спортивной подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях.

Решению задач физического воспитания в общеобразовательных учреждениях способствует организация целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:

- урочные формы занятий по предмету «физическая культура»;

- дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями;

- занятия лечебной физической культурой, ориентированные на физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления обучающихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры на переменах, «часы здоровья», «спортивные часы»);

- внеклассные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и физической подготовки обучающихся (спортивные кружки и секции, группы ДЮСШ, самостоятельные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);

- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные соревнования, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта).

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на
четыре основные разновидности: 1)учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно- массовая работа; 4) общешкольные физкультурно- массовые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, а также одну из ра, обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения учащимися.

Цель предмета «Физическая культура»- выполнение функции системообразования, диагностирования конечных, этапных, промежуточных и текущих результатов учебно- воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием и развитием учащихся, мотивации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тенденцией на взаимодействие учителя и учащихся.

^ Целевая ориентация форм организации физического воспитания в школе

Цель физического

воспитания школы












Цель физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе

Цель внеклассных форм занятий физической культурой и спортом

Цель общешкольных физкультурно-массовыхспортивных

мероприятий

^ Цель предмета

«Физическая культура»


^ 1.2. Управление деятельностью по физическому воспитанию.


Управление деятельностью по физическому воспитанию учащихся осуществляется руководителем образовательного учреждения (директором).


^ Примерные должностные обязанности

Директор:

- обеспечивает согласованную работу своих заместителей и других сотрудников учебного заведения и медицинского персонала по организации и проведению учебных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- организует приобретение физкультурного, спортивного оборудования и инвентаря для организации всех форм физического воспитания;

- обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение регулярных медицинских осмотров и врачебно-педагогического контроля, проверок (тестирования) физического состояния обучающихся, выполнение всех гигиенических требований к санитарному состоянию и обслуживанию мест физкультурных занятий обучающихся;

- организует систематический контроль за процессом физического воспитания, эффективным использованием имеющейся базы; ежегодное рассмотрение на педагогическом совете с участием медицинского персонала итогов физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и конкретных мер по укреплению их здоровья;

- обеспечивает соблюдение гигиенического режима в образовательном учреждении.

^ Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- совместно с учителями физической культуры обеспечивает выполнение учебных программ, планомерность проведения учебных занятий по физической культуре на протяжении всего учебного года;

- осуществляет контроль ведения необходимой документации планирования и учета процесса физического воспитания, обеспечивающих выполнение программных требований и государственного образовательного стандарта;

- обеспечивает условия для организации занятий физическими упражнениями обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья (медицинская группа - третья специальная «А») и дополнительных занятий обучающихся со слабой физической подготовленностью и низким уровнем физического развития;

- координирует деятельность педагогов школы по формированию у обучающихся гигиенических и других знаний, связанных с укреплением здоровья и формированием навыков здорового образа жизни;

- организует проведение оздоровительной гимнастики (физкультминуток, физкультурных пауз), «подвижных» перемен.

^ Заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе:

- организует планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении и внеклассной работы по физическому воспитанию;

- совместно с учителями физической культуры и классными руководителями организует спортивно-массовую, физкультурно-оздоровительную и туристскую работу, обеспечивает активное участие в ней всего педагогического коллектива;

- возглавляет работу по созданию физкультурно-спортивных клубов по интересам обучающихся;

- оказывает помощь учителям физической культуры в подготовке общественного физкультурного актива и проведении работы по пропаганде физической культуры и спорта среди обучающихся и их родителей.

^ Учитель физической культуры:

- совместно с педагогическим коллективом и с помощью общественных организаций образовательного учреждения проводит работу по физическому воспитанию, развитию спорта и туризма среди обучающихся;

- несет ответственность за выполнение комплексной программы физического воспитания и обеспечение базового уровня физической подготовленности обучающихся, предусмотренного государственным образовательным стандартом;

- осуществляет формирование общего плана (программы) работы по физическому воспитанию обучающихся и совместно с руководителем образовательного учреждения определяет перспективы и направления развития физической культуры и спорта в учебном заведении;

- планирует, организует и проводит уроки, факультативные и внеурочные занятия по физическому воспитанию;

- совместно с медицинским работником и классными руководителями проводит контрольные (тестовые) испытания по определению уровня физической подготовленности обучающихся;

- проводит работу по контролю за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего периода обучения;

- совместно с учителями других предметов организует физкультурные паузы на уроках и производственных занятиях, «подвижные» перемены;

- составляет и знакомит учителей и воспитателей групп продленного дня с комплексами оздоровительных упражнений, готовит для них инвентарь и оборудование;

- организует учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях в физкультурных кружках;

- проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с регулярным участием в них всех школьников;

- руководит сборными командами образовательного учреждения в ходе их участия в различных соревнованиях;

- проводит работу по оборудованию и поддержанию в соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической культурой и спортом;

- осуществляет приобретение спортивного инвентаря, обеспечивает правильную его эксплуатацию, хранение и уход за ним;

- обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по технике безопасности на всех видах занятий физической культурой;

- проводит индивидуальные занятия с отстающими обучающимися, в том числе уроки с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе «А»;

- оказывает организационную и методическую помощь воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, всем педагогам и физкультурному активу в проведении занятий по физической культуре и в организации соревнований;

- проводит подготовку общественного физкультурного актива из числа обучающихся, учителей и родителей для работы в образовательном учреждении;

- ведет установленную отчетность по физической культуре и спортивно-массовой работе.

- готовит к урокам необходимый спортивный инвентарь и оборудование;

- ведет учет имеющегося спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения и наглядных пособий и участвует в их приобретении;

- выделяет воспитателям группы продленного дня спортивный инвентарь для проведения «спортивного часа»;

- готовит перечень инвентаря, требующего ремонта;

- участвует в оповещении учащихся о различных физкультурно-спортивных мероприятиях.

^ Педагог дополнительного образования:

- осуществляет работу по дополнительному физкультурному образованию учащихся;

- комплектует учебно-тренировочные группы, принимает меры по сохранению контингента в течение срока обучения;

- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения);

- участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения;

- отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий по дополнительному физкультурному образованию, соблюдение на них правил техники безопасности;

- организует участие школьников в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;

- оказывает консультативную помощь родителям и педагогическим работникам.

^ Классный руководитель:

- добивается вместе с родителями соблюдения обучающимися режима дня и правил гигиены, выполнения ими утренней гимнастики;

- обеспечивает выполнение гигиенических требований при проведении учебных занятий;

- разрабатывает и реализует планы спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, организует и представляет класс во всех спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях образовательного учреждения;

- проводит с помощью спортивного актива и закрепленного за классом учителя физкультуры спортивные мероприятия;

- содействует вовлечению обучающихся в занятия спортивных секций, кружков и групп учебного заведения;

- совместно с учителем физкультуры и медицинским работником участвует в проведении тестовых испытаний обучающихся по физической культуре, следит за динамикой изменений их физического развития и подготовленности, участвует в подготовке предложений по совершенствованию физического воспитания обучающихся.

^ Воспитатель группы продленного дня:

- следит за выполнением учащимися режима дня и правил личной гигиены во время пребывания их в группе продленного дня;

- организует ежедневные физкультурные занятия в группе продленного дня (спортивный час);

- проводит физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий, игры во время прогулок;

- содействует выполнению учащимися домашних заданий по физической культуре.

^ Учитель, преподающий общеобразовательные предметы:

- осуществляет межпредметные связи между преподаваемыми им учебными дисциплинами и физической культурой;

- проводит физкультминутки (физкультпаузы) на своих уроках, следит за осанкой учеников во время уроков и гигиеническим состоянием класса (кабинета, мастерской), в котором проводятся занятия;

- участвует в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований в школе.

^ Педагог - организатор:

- организует физкультурные мероприятия, входящие в содержание работы детской организации;

- принимает участие в подготовке обучающихся к физкультурным соревнованиям, дням здоровья, физкультурным праздникам, конкурсам, спортивным играм типа «Стартов надежд» и другим физкультурным и спортивным мероприятиям;

- содействует вовлечению детей в спортивные секции, подбирает спортивных вожатых (физкультурный актив) для выполнения общественных поручений.

^ Медицинский персонал образовательного учреждения:

- организует совместно с администрацией образовательного учреждения практические занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

- участвует в проведении (не реже двух раз в учебном году) тестовых испытаний физического развития и подготовленности обучающихся;

- принимает участие в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий;


  • совместно с учителями физической культуры не реже одного раза в году готовит для обсуждения на педагогическом совете материалы, характеризующие состояние работы по укреплению здоровья учащихся.




2. Анализ урока физической культуры.


^ 2.1. Схема анализа урока физической культуры.


Предмет «физическая культура» - одна из форм организации физического воспитания.

Анализ урока физической культуры - необходимый момент в комплексе мер, направленных на повышение педагогической квалификации учителя и улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

Цель анализа урока может быть различной. Одна из доминирующих целей-
знакомство с работой учителя, контроль за качеством реализации ГОСа по предмету «Физическое состояние преподавания физической культуры», повышение уровня частнодидактической подготовленности учителя. При посещении урока и его последующем анализе определяются положительные и отрицательные стороны в организации и проведении урока. Каждый учитель обязан знать методы анализа урока по своей дисциплине и уметь их использовать в работе.

^ Метод педагогического наблюдения - один из самых распространенных в практике анализа урока физической культуры и одновременно это метод исследования.

Педагогическое наблюдение как метод анализа урока физической культуры - это целенаправленный и планомерный процесс сбора, обобщения и оценки информации о характере деятельности учителя и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся).

^ Схема анализа урока

1.
Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конспекта) урока:

- место урока в структуре учебно-воспитательного процесса по дисциплине;

- наличие цели и задач, их взаимосвязь с целями и задачами предшествовавшего и последующего урока;

- соответствие места проведения цели и задачам;

- освещение в плане содержания урока;

- соответствие содержания учебной программе для данного возраста учащихся (класса);

- рациональность форм организации деятельности учащихся

- степень готовности учителя (внешний вид), состояние места проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответствие гигиеническим нормам).

2.
^ Начало урока; своевременность начала. |

3.
Проведение урока:

а) вводная часть (мин): I

- организация класса к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной);

- четкость сообщения задач урока и их доступность для учащихся;

- правильность названия, объяснение упражнений с учетов возраста учащихся;

- умение четко и красиво показывать упражнения;

- выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс;

- своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений;

- работа по формированию осанки;

- соответствие нагрузки подготовленности школьников;

- регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся;

б) основная часть (мин):

- работа над правильным дыханием;

- владение методом показа на уроке;

- использование словесных методов на уроке, терминологическая грамотность;

- соответствие объяснения возрасту учащихся;

- взаимосвязь методов обучения, используемых учителем, и их соответствие цели и задачи урока;

- характеристика метода упражнения (в целом, по частям, комбинированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств учащихся;

- использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы учащихся на уроке физической культуры;

- образовательная ценность урока;

- исправление ошибок;

- современность и ценность указаний;

- привлечение учащихся к анализу своих движений;

- активизация познавательной деятельности класса;

- контроль за работой отделений (групп);

- соответствие нагрузки месту проведения, условиям урока и особенностям занимающихся;

- учет внешних признаков утомления;

- оздоровительная ценность урока;

- умение провести игру: объяснить, показать, судить, определить результат;

- связь игры с содержанием урока;

- воспитательное значение игры;

- проверка и оценка знаний учащихся;

- организация текущего учета успеваемости;

- применение домашних заданий и их проверка;

в) заключительная часть (мин):

- соответствие заключительных упражнений содержанию урока;

- подведение итогов;

- завершение урока, уход учащихся;

- своевременность окончания урока (причины задержки учащихся на перемену);

- воспитательная ценность урока.

4.
^ Оценка и анализ деятельности учащихся:

- интерес к уроку в целом и к упражнениям;

- учебная дисциплина (причины ее нарушения);

- отношение к учителю и уроку физической культуры;

- выполнение указаний и распоряжений учителя;

- познавательная активность, сознательность, инициативность.

- оценка выполнения упражнений школьниками;

- выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руководителей групп, помощников учителя, судей, физорга класса.

5.
^ Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке:

- руководящая роль (уверенность, настойчивость, внимательность, чуткость, требовательность. манера держаться, управлять учащимися во время передвижений и перестроений);

- внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка);

- речь (командный голос, правильность команд);

- взаимоотношения с учащимися (стиль управления взаимодействием с коллективом класса, педагогический такт);

- индивидуальный подход к учащимся (активным, пассивным, уверенным, неуверенным, успевающим, отстающим):

- проведение воспитательной работы на уроке (формирование внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смелости, упорства, решительности, силы воли, мужества, толерантности, культуры межличностного общения, товарищества, коллективизма и др.);

- умение использовать на уроке методы нравственного воспитания (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесообразность и эффективность;

- работа по воспитанию физкультурного актива класса;

- работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раздаче и сбору инвентаря, проведение построений и перестроений во время урока;

- установление типа и вида урока, определение степени соответствия его содержания и структуры классификационным особенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).

6.
^ Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю выполнить задачи и достичь цели урока).


При проведении уроков физической культуры необходимо учесть следующие моменты:


  • в начале урока, прежде чем что-то делать, нужно четко, внятно и кратко объяснять детям, что вы от них хотите (сообщение триединой цели урока); перед выполнением упражнений, необходимо детям объяснять: как, куда/где, сколько;

  • в основной части урока деятельность ученика должна строиться по принципу: не умел – научился – применил;

  • заключительная часть - связующая со следующим уроком (как закончился урок, так начнется и следующий в этом классе) 


^ Различают несколько типов уроков:


  1. Уроки здоровья (оздоровительные) – в основном это уроки в начальной школе. Главная задача этих уроков - закаливание. Большая их часть должна проходить на воздухе.

  2. Образовательные уроки (обучающие), на которых формируются определенные навыки после теоретического изучения.

  3. Тренировочные уроки (совершенствования), на которых с помощью различных приемов и методов закрепляются и совершенствуются навыки.

  4. Контрольные уроки- уроки- зачеты, проверки ЗУН.


При этом учитель может использовать следующие методы:


  • слова- до 10% учебного времени урока;

  • демонстрация- до 10 % времени урока;

  • практические действия- до 80 % времени урока.


Способы организации учебной деятельности на уроке могут быть различными:


  • фронтальные;

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • в парах;

  • поточные.


При
фронтальном способе упражнения выполняются всеми учащимися одновременно. Это одна из форм организации занятий, при которой коллективные действия по распоряжению или команде учителя приучают школьников к согласованным действиям всей группой. Эта форма работы применяется при выполнении строевых, общеразвивающих упражнений, а также упражнений в ходьбе, беге, передвижениях на лыжах и т. п.

При организации занятий
групповым способом упражнения выполняются одновременно несколькими группами учащихся. Этот способ используется, как правило, во время прохождения гимнастических упражнений на снарядах. Учитывая, что при этом плотность урока может снизиться, необходимо для ее повышения давать учащимся дополнительные несложные задания, которые могли бы выполнять школьники, ожидающие очередного подхода. Это могут быть подводящие упражнения, содействующие освоению основного двигательного действия, или упражнения, направленные на совершенствование ранее изученных движений и развитие двигательных качеств.

Сущность
индивидуального способа организации занятий заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, самостоятельно выполняют их. Применение этого способа помогает ученикам овладеть умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями, что особенно важно для учащихся старших классов. Наличие снарядов с большей пропускной способностью позволяет проводить интересные уроки достаточной плотности. Ученики одной группы выполняют упражнения, а другие оказывают им помощь. Таким образом, в работу включаются все учащиеся, что повышает их интерес и активность.

Поточный способ заключается в том, что учащиеся выполняют заданные упражнения друг за другом. Этим способом можно проводить лазанье по наклонно поставленным скамейкам, гимнастической стенке; упражнения в равновесии на скамейке, бревне; прыжки в длину и в высоту с разбега; акробатические упражнения; отдельные упражнения в висах и упорах и т. п. Все упражнения, проводимые поточным способом, должны быть предварительно изучены групповым способом. Учитель обязан следить за качеством выполнения упражнения упражнений и делать необходимые указания. Если кто-либо из учеников не понял, как выполнять то или иное упражнение, то его нужно вывести из потока, объяснить и затем снова включить в поток. Число проходных кругов определяется учителем.

Какой бы ни был применен способ организации урока, в любом случае важно, чтобы обеспечивалась необходимая физическая нагрузка с учетом подготовленности учащихся, соблюдались требования техники безопасности.

Уроки на первой ступени обучения (начальное звено) должны включать элементы игры, на второй и третьей степенях обучения (среднее и старшее звено)- элементы соревнований и круговой тренировки.

^ Главная цель всех уроков физической культуры - укрепление здоровья ученика. Поэтому так важно соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений, научить ребенка следить за своим самочувствием во время урока и вне его.

Каждый урок можно условно разделить на три основные части, в которых физические нагрузки должны нарастать и убывать постепенно. Из 40 минут урока на вводную часть можно отвести до 6 минут, на основную- 25-30 минут, на заключительную - оставшееся до конца урока время.

Определение моторной плотности урока выполняется следующим образом: администрация выбирает 2-3 учеников и следит за их чистым рабочим временем. Их чистое рабочее время умножаем на 100%, затем делим на 40 (45) минут и получаем моторную плотность урока.

Урок хороший, если моторная плотность урока составляет 60-80 %. Если она ниже, то проведен урок оздоровительной направленности, если выше, то происходит перегрузка ученика, и к следующему уроку он не сможет восстановиться. Одновременно проверяющий следит за пульсом этих же контрольных детей. Замер пульса осуществляется следующим образом: количество ударов за 6 секунд умножаем на 10.

Если пульс 120-150, то урок обучения.

Если пульс 130-170, то урок оздоровительной направленности.

Если пульс 160-170, то урок совершенствования.

Свыше 170- тренировочный урок.

В конце урока можно проследить график зависимости пульса от времени урока:

1-я часть урока - вводная: должно наблюдаться повышение пульса, так как растут нагрузки;

2-я часть урока – основная: на нее приходится пик физических нагрузок урока и с нее начинается их спад;

3-я часть урока – заключительная: за это время пульс должен восстановиться до первоначального.


^ 


2.2. Методика системного анализа

и оценки эффективности урока физической культуры.




п/п


Критерии оценивания


Оценка


1.


Организация учащихся к уроку



2.


Объяснение задач урока для учащихся



3.


Подготовка места проведения урока



4.


Физкультурная форма учащихся и внешний вид учителя



5.


Правильный подбор общеразвивающих упражнений и подготовительных физических упражнений



6.


Правильный подбор подводящих физических упражнений



7.


Формы организации деятельности учащихся в вводной части урока



8.


Правильное использование инвентаря и оборудования



9.


Использование словесных методов в соответствии с этапом обучения



10.


Использование наглядности в соответствии с целью и задачами



11.


Правильное сочетание методов обучения на уроке



12.


Общая моторная плотность, характеристика и методика регулирования нагрузки



13.


Определение наиболее характерных для всего класса ошибок



14.


Использование средств и методов исправления ошибок



15.


Обеспечение взаимосвязи обучения и развития двигательных качеств



16.


Обеспечение взаимосвязи обучения и воспитания морально- волевых качеств



17.


Использование на уроке помощников (учащихся)



18.


Осуществление индивидуального подхода к учащимся



19.


Использование приемов страховки и помощи



20.


Формирование теоретических знаний на уроке



21.


Рабочая дисциплина на уроке



22.


Интерес учащихся к уроку в целом и к упражнениям



23.


Сознательность и познавательная активность учащихся на уроке



24.


Дифференцированный подход к учащимся



25.


Обеспечение оздоровительно- рекреационной направленности урока



26.


Рациональность форм организации деятельности учащихся



27.


Рациональность затрат урочного времени



28.


Воспитательная ценность урока



29.


Выполнение контрольных функций в процессе урока



30.


Подведение итогов урока



31.


Доступность объяснения задания на дом



32.


Соответствие урока его плану



33.


Соответствие содержания урока учебной программе для данного возраста учащихся ( класса)



34.


Организационное завершение урока



Последовательность определения итоговой оценки:

1. Оценка каждого критерия урока выводится по пятибалльной системе

2. Общая оценка за урок вычисляется по следующей формуле: К = а / п, где а – сумма усредненных оценочных баллов, выставленных экспертами и учителем; п – сумма максимально возможных баллов. Постоянной величиной является 170 (произведение 34 критериев и высшего балла 5). К примеру, а равно 145, тогда 145/170=0,85.

Коэффициент критериев переводится в оценку за урок:

Коэффициент Оценка

0,9 – 1 . ………………………………………………5

0,8 – 0,9 ………………………………………………4

0,7 – 0,8 ………………………………………………3

Меньше 0,7 ………………………………………………………..2

^ 2.3. Организация домашнего задания по физической культуре.


Домашнее задание, являясь важнейшим этапом урока физической культуры, имеет огромную значимость в организации и в содержании.

Ежедневные занятия физическими упражнениями в форме домашних заданий дополняют уроки, что особенно важно для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя их систематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потребностью учащихся.

Домашние задания по физкультуре могут задаваться только при условии, если учитель систематически уделяет внимание их проверке, наглядно показывает задаваемые упражнения, рекомендует нагрузку. Домашние задания по физкультуре полезны всем школьникам, в том числе и тем, кто занимается в спортивных секциях, потому что они повышают качество выполнения программы физического воспитания по всем видам физической подготовки.

В домашние задания можно включать: упражнения для совершенствования техники движений (закрепления и совершенствования отдельных двигательных навыков и умений), для улучшения осанки, развития необходимых физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и др.).

При подборе домашних заданий следует отдать предпочтение оздоровительному бегу. Это средство в большей степени, чем любое другое упражнение, способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализует массу тела, повышает работоспособность организма.

В качестве домашних заданий можно использовать различные силовые упражнения, выполняемые в положении упора лежа для мышц рук и лежа - для мышц туловища и брюшного пресса; различные виды приседаний (на полной стопе, носках и т.д.); упражнения на равновесие («ласточка» и др.); различные силовые упражнения с резиновым бинтом, эспандером, гантелями и использованием тренажерных устройств; прыжки через скакалку на одной и обеих ногах; упражнения на узкой опоре (на равновесие) и др.

Вводить домашние задания в учебный процесс нужно постепенно. Вначале учащимся предлагают подготовить простейший комплекс утренней зарядки, физкультурной паузы, выучить упражнения со скакалкой или другим предметом, систематически проделывать ряд упражнений для развития силы мышц верхнего плечевого пояса, брюшного пресса и т.п. Имеет смысл введение в домашнее задание рекомендаций по недельному двигательному режиму (см. табл.). Нецелесообразно давать какие-либо обширные устные или сложные письменные задания по физической культуре на дом, учитывая, что учащиеся достаточно загружены подобными заданиями по другим предметам. Вместе с тем школьники всегда должны иметь возможность получить дополнительную консультацию учителя по выполнению домашних заданий. Этому способствуют уголки физической культуры, в которых могут размещаться фотомонтажи; списки рекомендуемой литературы по вопросам физического воспитания, имеющейся в кабинете физкультуры или библиотеке; килограммы выполнения отдельных упражнений; информация о методиках проведения занятий, их дозировке; необходимой спортивной экипировке и т.д.

^ Рекомендуемые упражнения в недельном двигательном режиме


Упражнения


Объем двигательной деятельности (суммарно в неделю)


Юноши


Девушки


Бег или ходьба на лыжах (км)


18-20


13-15


Прыжки со скакалкой (количество раз)


2200-2400


2000-2200


Подтягивание на перекладине (количество раз)


90-100


-


Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз)


230-250


140-150


Поднимание прямых ног из положения лежа (количество раз)


150-170


130-150


Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз)


150-170


130-150


Приседание на двух ногах (количество раз)


250-270


200-220


^ 2.4. Рекомендации по организации контроля на уроках физической культуры.


Контрольная деятельность учителя физической культуры выступает как элемент, который в совокупности с другими составляет учебно-воспитательный процесс по данной дисциплине. Функция контроля - определение состояния учебно-воспитательного процесса ожидаемым результатам. Оценивание - один из важных моментов контроля. На каждом уроке физической культуры учитель обязан выполнять контрольные функции.

В Положении об оценке по физической культуре предписывается то, что на каждом уроке проводится текущий учет, при этом оцениваются параметры учебной деятельности школьников (знания и техника движений).

Итоговая оценка за освоение темы, если по ней не предусмотрено выполнение учебного норматива, выставляется только на основании текущих отметок.

При выведении итоговой отметки за усвоение законченных тем программы принимается во внимание знание теоретических сведений, связанных с выполнением двигательных действий, входящих в данную тему.

Без сдачи учебного норматива оценка должна выставляться за усвоение следующих тем:

- из раздела гимнастики — строевые упражнения, основные движения руками, ногами, туловищем, танцевальные и акробатические элементы, равновесия, опорные прыжки, преодоление препятствий, поднимание и переноска груза, упражнения в сопротивлении;

- из раздела лыжной подготовки — способы передвижения на лыжах, подъемы и спуски с гор, повороты;

- из раздела спортивных игр — перемещения и стойки, передачи, подачи, ведение мяча, ловля и броски мяча, тактические действия;

С учетом сдачи учебного норматива оценивается усвоение таких разделов: прыжки в высоту и длину, метание мяча и гранаты, толкание ядра, бег, лазанье по канату, висы и упоры (норматив по подтягиванию, сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа). Выполнение нормативов по лыжной подготовке имеет значение при выведении оценки за усвоение всего раздела программы. Результат, показанный в кроссе, влияет на оценку по легкой атлетике в четвертой четверти.

При
оценке техники выполнения двигательного действия в текущем учете успеваемости традиционно руководствовались следующими критериями.

Отметка 5: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко, учащийся овладел формой движения; в играх проявил большую активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.

Отметка 4: двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая связанность движений; в играх учащийся проявил себя недостаточно активным, ловким.

Отметка 3: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряженно или вяло, недостаточно уверенно, допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх учащийся проявил себя малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.

Отметка 2: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся обнаружил неловкость, нерасторопность, неумение играть в коллективе (команде).

Отметка 1: отказ выполнить двигательное действие без уважительной причины или учащийся не смог выполнить упражнение.

Для оценки текущей успеваемости могут быть применены и иные варианты. Например, при оценке техники выполнения упражнений по гимнастике на уроках применяют десятибалльную шкалу с последующим переводом результатов в пятибалльную систему. К примеру, выполнение контрольного упражнения с результатом ниже 6 баллов оценивается на отметку «два», 6—7,5— «три», 7,6—8,9 — «четыре», 9—10 — «пять».

При оценке контрольных упражнений целесообразно предоставлять учащимся не менее двух попыток (если за первую попытку ученик не получил высший балл), а также учащиеся должны знать требования к выполнению контрольного двигательного действия..

Оценка знаний в процессе текущего учета. Критерии оценки:

Отметка 5: глубокое понимание сущности обсуждаемой темы, вопроса, логичность изложения, использование примеров из практики или своего личного опыта;

Отметка 4: при признаках, характерных для отметки 5, допустил несущественные отклонения и незначительные ошибки;

Отметка 3: основная информация воспроизведена с нарушением логической последовательности ее представления, имеются пробелы в знаниях, отсутствует аргументация излагаемого материала, ученик не умеет использовать примеры из практики;

Отметка 2: не знает существа излагаемого материала, искажает факты, правила или информацию об основных моментах;

Отметка 1: отказ отвечать, полное незнание темы, вопроса.

^ Оценка промежуточной (периодовой) успеваемости по завершении изучения определенных тем (прыжки, метания, бег, способы передвижения на лыжах, стиль плавания, узловые моменты изучения учебного материала по спортивным играм: передачи, подачи, броски или комбинации с использованием последних и т.д.), разделов учебной программы (знания, навыки и умения по базовым средствам двигательной деятельности), а также по истечении периода учебного года (четверть, триместр, семестр).

Такая оценка реализуется с учетом результатов, параметры которых содержатся в целевой ориентации цикла технологии учебно-воспитательного процесса. Учителю необходимо помнить, что приоритет должен отдаваться отметкам, выставленным в конце учебно-воспитательного процесса. Эти отметки и следует заносить в классный журнал и дневник учащегося.

Учителю следует всегда помнить, что оценка ученика должна объективно отражать его успеваемость по предмету и не превращаться в средство наказания, например, за опоздание на урок, отсутствие спортивной формы, плохое поведение.

Имеет место оценка школьников по физической культуре на основе других показателей подготовленности учащихся. Так, рекомендуем оценивать:


  1. Знания (ответы, доклады, сообщения, составление кроссвордов, викторин, комплексов упражнений и др.)

  2. Умения и навыки (технические и тактические действия).

  3. Уровень физической подготовленности (лучше не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста результатов с учетом сенситивных периодов развития, а не паспортного возраста). При учете индивидуального прироста важно объективно получить исходные данные.

  4. Инструкторские навыки.

  5. Судейство.

  6. Домашние задания.

  7. Выполнение роли направляющего (проверяются знания терминологии).

  8. Страховка.

  9. Участие в соревнованиях.


Такой подход к оценке школьника возможен исходя из Закона РФ «Об образовании». Учителю предоставлено право на свободу методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (ст. 55, п. 4).

Итоговая оценка успеваемости отражает результаты учебной деятельности. В IV, IX и XI классах итоговая оценка успеваемости может проходить в форме зачета или экзамена, а их программа заранее доводится до сведения учащихся.

Только правильный организованный, систематический, всесторонний, целенаправленный и своевременный учет поможет объективно выявить результаты проведенной работы, внести изменения в процесс физического воспитания, наметит действенные пути дальнейшего повышения учебной, физкультурной и спортивной работы.


^ 2.5 Безопасные уроки физической культуры


Организуя и проводя урок физической культуры, особенно важно обеспечить его безопасность. Профилактика травматизма на уроках физической культуры является одной из важнейших задач. В грамотном решении данной задачи скажется хорошая подготовка учителя к уроку, которая невозможна без ее добротного обеспечения соответствующей документацией.


^ Рекомендации по проведению уроков с акцентом на их безопасность.

В учебную документацию, находящуюся в распоряжении учителя физической культуры, должны входить:

1. Программа по физической культуре (адаптированная под условия школы и материально- техническую базу, контингент учащихся).

2. Образовательный стандарт общего образования по физической культуре (начальная школа, основная школа, средняя (полная) школа).

З. Учебный план, годовой план-график, тематическое планирование по четвертям, планы-конспекты уроков.

4. Требования к уроку. Анализ урока.

5. Учебные нормативы, график и нормативы тестирования.

6. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу, а также выпускников основной и средней (полной) школы.

7. Правила по предупреждению травматизма на уроке физической культуры и при выполнении домашних заданий.

8. Образцы домашних заданий.

9. Методическая литература, раздаточный, дидактический материал.

10. Протоколы контроля учебных нормативов, навыков и умений.

11. Протоколы тестирования физической подготовленности.

12. Информационно-наглядные стенды.

13. Официальные правила соревнований.


Документация по охране труда и технике безопасности


1. Должностная инструкция (на всех учителей, инструкторов, педагогов дополнительного образования).

2. Инструкция по технике безопасности о проведении занятий на спортивных сооружениях (спортивный зал, спортивная площадка).

З. Инструкция по технике безопасности о проведении спортивно-массовых мероприятий,

походов, дней здоровья.

4. Паспорт на спортивный зал (приложение 6).

5. Акт—разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту в спортивном зале.

6. Акт приемки спортивных сооружений на готовность к новому учебному году (приложение)

7. Акты испытания спортивных снарядов (приложение).

8. Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудования (приложение).

9. Журнал инструктажа по технике безопасности для учащихся I-XI классов (приложение).

10. Журнал административно-общественного контроля по охране труда (приложение).

11. Инструкции по технике безопасности и охране труда при проведении занятий по разделам учебной программы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, спортивные игры, соревнования, туристские походы.

12. Сертификат качества на спортивный инвентарь и оборудование с указанием срока их

годности.

13. Правила оказания первой медицинской помощи вместе с аптечкой (приложение).

14. Списки по группам здоровья.

3. Внеклассная работа

в образовательном учреждении.


^ 3.1. Рекомендации по организации внеклассной работы.


Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих физического воспитания. Внеклассная работа строится на основе широкой самодеятельности учащихся.

Задачи педагогического коллектива.

Функции администрации школы по обеспечению педагогического руководства внеклассной работой по физическому воспитанию заключаются в следующем:


  • координация мероприятий, проводимых во внеурочное время;

  • помощь совету коллектива физической культуры в организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;

  • содействие укреплению материально-спортивной базы школы и использованию других спортивных сооружений в районе, городе.


Учитель физической культуры:


  • осуществляет непосредственное организационное и методическое руководство внеклассной работой по физическому воспитанию;

  • направляет деятельность совета коллектива физической культуры школы и оказывает повседневную помощь в его работе;

  • организует работу спортивных секций и тренировки сборных команд, привлекая для этого физкультурный актив школы, учащихся детско-юношеских спортивных школ, учителей-предметников, родителей и т.д.;

  • обеспечивает подготовку физкультурного актива (юных инструкторов по спорту, юных судей по спорту, физоргов классов и др.);

  • оказывает методическую помощь учителям начальных классов и классным руководителям по вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы в классах;

  • планирует общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия (массовые соревнования, физкультурные праздники и вечера, «дни здоровья» и т.д.) и обеспечивает их проведение совместно с физкультурным активом, педагогическим коллективом и родительской общественностью.


Примечание. Если в школе несколько учителей физической культуры, то желательно участие всех их в организации внеклассной спортивной и физкультурно-оздоровительной работы.


^ Классный руководитель:


  • содействует активному участию школьников в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

  • следит за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических требований, а также пропагандирует необходимость ежедневной утренней гимнастики (беседы с учащимися и родителями);

  • помогает физоргам планировать и проводить физкультурные мероприятия, тренировки спортивных команд класса для подготовки к соревнованиям;

  • следит за систематическим проведением физкультминуток на уроках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации

Основные направления совершенствованияпроцесса физического воспитанияв образовательных учрежденияхРоссийской Федерации...

Организация физического воспитания в образовательном учреждении в контексте ФГОС

В помощь молодым специалистам для составление рабочих программ....

Физкультурно-оздоровительная программа ДРОЗД в системе физического воспитания дошкольных образовательных учреждений

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литера-туры, показал, что также важным условием в системе физического воспитания является соблюдение правильного режима дня для детей 6 – 7 лет. З...

Организация физического воспитания в образовательном учреждении в контексте ФГОС

Тезисы на тему организации физического воспитания в образовательном учреждении в контексте ФГОС в 5-9 классах....

Статья «Гиревой спорт в системе физического воспитания в образовательных учреждениях»

Гиревой спорт в настоящее время является не только видом спорта, но и средством оздоровления организма. Доступность, зрелищность, непритязательность расширяют круг любителей гиревого спорта и способст...

"О преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях"

Взаимодействие учителей начальной и основной школы является ключом в решении проблемы преемственности, в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности младшего подрост...

"О преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях"

Все мы знаем, чтоцелью физического  воспитания является всестороннее развитие личности, которое включает в себя и крепкое здоровье, и хорошее физическое развитие, и оптимальный уровень двигательн...