Программа "Здоровьесбережение школьника при нарушении речи"
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Пояснительная записка
В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития людей.
Сохранение и укрепление здоровья школьников – ведущее направление деятельности учителя физической культуры в коррекционной школе V вида № 573
Данная программа ориентирована на развитие и коррекцию тех психических образований, которые ответственны как за развитие психомоторной сферы, так и за общее состояние организма. Функции человека регулирующие и контролирующие психическую деятельность человека (мышление, память, внимание, коммуникативные функции), этот психический базис может развиваться под влиянием специально организованных воздействий.
Программа является результатом изучения, обучения в Московском институте открытого образования по направлению «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с часто болеющими детьми», а так же анализа современных здоровьесберегающих технологий, обобщения опыта оздоровительно - профилактической работы с детьми в условиях школьного коррекционного образовательного учреждения.
В программе представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных мероприятий для детей с нарушением речи.
Спорт и физкультура являются сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно -интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций, а так же эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья,
Занятия рекомендуется проводить по данной программе в группе, что повышает мотивационный статус детей, однако специалист может воспользоваться данной программой и при проведении индивидуальных занятий. Кроме того, взятые отдельно, практически все темы программы, как дополнение, можно использовать и при реализации других программ, особенно направленных на развитие и коррекцию эмоциональных, речевых нарушений ребенка.
Занятия спортом, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств, умению управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения.
Подход в работе комплексный, в нем ставится на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса в воспитании здорового ребенка – школьника, включающий в себя различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». В силу сложности и различных заболеваний детей, необходимо рассматривать комплексность, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.
Актуальность программы является то, что у детей при различных заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата и нарушения речи, является задержка возрастного психомоторного развития, при которых основные принципы физкультурных мероприятий должны предусматривать последовательную стимуляцию становления возрастных двигательных, речевых и психических функций ребенка.
Своевременное становление двигательных навыков является одним из основных показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. Развития необходимых человеку двигательных физических качеств оказывают положительное влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют дальнейшему улучшению двигательному, психическому и речевому развитию.
В основе физиологических потребностей детского организма лежит движение . Мои наблюдения показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, слабым развитием основных двигательных навыков, быстрой утомляемостью, сонливостью, необщительностью, отсутствием мотивации к любому виду деятельности. Это в свою очередь отражается не только на состоянии их здоровья, но и на уровне развития основных физических, интеллектуальных и личностных качеств (можно добавить и успеваемостью в школе).
Мой интерес к проблеме возник в связи с тем, что школа имеет специфических характер, у детей не только нарушение речи, но и другие различные нарушения.
Цель программы стоит развитие физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, что будут способствовать улучшению речи.
Развитие физических качеств - это внешний результат физического воспитания. Однако существует еще и не менее важный внутренний - психологический результат, на что целенаправленна педагогическая деятельность, а так же совместно помощь родителей в достижении поставленной цели. В развитие физического воспитания не мало важно воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, значение и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние, потребность в укреплении своего здоровья, а потому наличие интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Развитие психомоторики
Развитие психомоторной сферы направлено как на формирование отдельных двигательных качеств и способностей ребенка, так и на формирование у него общих качеств, связанных с моторикой - координации, осанки и пластичности. Особое внимание уделяется формированию мелкой моторики, графических навыков, ритмической организации движения, умению владеть моторными функциями, ответственными за речь.
Формирование двигательных схем происходит постепенно, собое внимание уделяется моторному планированию.
2. Развитие чувства равновесия и надежности опоры. Тренировка вестибулярного аппарата.
Без развитого чувства надежного равновесия могут возникнуть затруднения как в двигательной, так и в эмоциональной сфере, а также в классификации и обработке слуховых ощущений, что, в свою очередь, может привести к затруднениям в развитии общения и речи. Вестибулярный аппарат влияет на способность мозга упорядочивать и обрабатывать ощущения, планировать движения тела, а также мускулы языка и рта.
3. Сенсорное развитие
Тело является первым объектом, понимающим мир, это первая инстанция восприятия. И зачастую именно на этой первой ступени происходит сбой, выражающийся в скованности, плохой координации, неполном объеме движения.
4. Коррекция эмоциональной сферы
Задача, связанная с коррекцией эмоциональной сферы, многопланова. Это и снятие психоэмоционального напряжения и тревожности у детей, и повышение мотивации к преодолению себя, и воспитание потребности в достижении поставленной цели, к избеганию неудач.
5. Повышение функционально-физического уровня систем организма
Эта задача, тесно связана со всеми другими, так как формирует ту психофизиологическую основу, которая влияет на все психические функции.
Важной составляющей является тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы, активизация обменных процессов.
6. Развитие чувства ритма
Практически все двигательные нарушения сопровождаются нарушением ритмических процессов в организме, поэтому в программе большое место отводится ритмической гимнастике, которая в разном объеме и вариациях присутствует на каждом занятии. Автор программы использовал свою методику составления упражнений под ритмическую музыку, целью которых было взаимодействие разнообразных ритмических рисунков и повторяющихся движений.
7. Развитие чувства безопасности при социальном взаимодействии
Распространенной причиной эмоционального дискомфорта для ребенка в социуме является его неловкость, неумение владеть собственным телом, ожидание (большей частью неоправданное) со стороны окружающих непонимания, насмешек, негативный реакций. Наша программа ставит задачей научиться чувствовать поддержку и понимание со стороны окружающих, ощущать незримую связь с ними.
9. Развитие творческого воображения.
Культура творческого мышления является существенным моментом формирования личности ребенка, его психологического здоровья. Стимулирование воображения, спонтанности, самовыражения и самореализации для детей самого разного уровня психического развития является необходимым элементом его психомоторного совершенствования, повышению уровня саморегуляции и самокоррекции.
При практической реализации поставленных задач стоят основные принципы:
Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в привлечении к проблеме речевого развития ребенка– эмоциональную сферу, воображение, сенсорику, движение, ритмическую организацию, сферу межличностного общения и т.д. Однако все эти направления организованы в одно целое поставленной целью и задачами.
Принцип деятельностного подхода. В основе этого принципа лежит понимание психики как активной деятельности, требующей от человека самостоятельных усилий. В данной программе активности ребенка уделяется очень большое внимание, что именно активность ребенка при проведении занятий является самым существенным звеном к улучшению речи.
Принцип постепенности формирования психических процессов. Упражнения построены таким образом, чтобы ребенок действовал на грани возможного для себя. Эта граница возможностей постепенно расширяется, что позволяет поддерживать у детей постоянный интерес во время занятий и испытывать радость от преодоления трудностей. Необходимо при этом учитывать, что предполагаемое усложнение материала возможно только после относительной сформированного того или иного умения.
Принцип личностно-ориентированного подхода. При построении программы учитывалось, что она рассчитана на самый широкий круг детей, поэтому, естественно, при выборе того или иного объема упражнений, или при выборе темпа их выполнения ориентируемся на каждого из детей, включенных в группу. Вполне возможен вариант, когда некоторые дети, успешные в одних упражнениях, не в состоянии сразу освоить другие. Успешный пример других детей в этом случае (при правильном отношении психолога) может явиться хорошим обучающим и стимулирующим фактором. Кроме того, каждое занятие предполагает наличие у детей хорошего эмоционального фона. Созданию его способствует поддерживающее, уверенное и максимально без оценочное поведение психолога.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, такак в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип взаимодействия школы и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей. Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми
Новизна программы
Новизна программы заключается, во-первых, в самой ее направленности – то есть ориентации не на конкретные нарушения ребенка, а на его общее физическое, психомоторное, речевое развитие. Во-вторых, эта направленность конкретизируется и прослеживается во взаимосвязи со всем психическим строем организма ребенка – сенсорикой, эмоциональной сферой, воображением, коммуникативным статусом, физической активностью и т.д. В ходе освоения программного материала, дети выходят на новый физический и психический уровень, постепенно и последовательно решая поставленные программой задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_shkolnika_programma.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю
Педагогический совет ГБОУ СКОШ V вида № 573
Протокол № 1 от 28.08.2014г __________ Наринян А.С.
« 28» августа 2014г.
Согласовано:
Зам.Директора по УВР
_______Ермакова О.В.
« »__________2014г.
.
Программа
«Здоровьесбережение школьника
для учащихся с нарушением речи»
Составитель : физической культуры
Учитель: Сидоренко Светлана Игоревна
г. Москва
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….3
- Особенности оздоровительного процесса школьников ……………………..8
- Построение программы «Здоровьесбережение школьника для учащихся с нарушением речи»..............................................................................................9
2.1.Принципы построения раздела «Физическое здоровье»…………………....10
3. Этапы реализации программы…………………………………………………11
3.1. Содержания работы по физическому воспитанию школьников…………12
3.2.Организация, форма и методы работы………………………………………13
3.3 Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе. Темы и задачи занятий………………………………………………….…………15
4. Спорт в семье……………………………………………………………………19
5.Заключение ……………………………………………………………………...24
5. Список литературы…………………………………………………………….25
Приложение……………………………………………………………………..18
Пояснительная записка
В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития людей.
Сохранение и укрепление здоровья школьников – ведущее направление деятельности учителя физической культуры в коррекционной школе V вида № 573
Данная программа ориентирована на развитие и коррекцию тех психических образований, которые ответственны как за развитие психомоторной сферы, так и за общее состояние организма. Функции человека регулирующие и контролирующие психическую деятельность человека (мышление, память, внимание, коммуникативные функции), этот психический базис может развиваться под влиянием специально организованных воздействий.
Программа является результатом изучения, обучения в Московском институте открытого образования по направлению «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с часто болеющими детьми», а так же анализа современных здоровьесберегающих технологий, обобщения опыта оздоровительно - профилактической работы с детьми в условиях школьного коррекционного образовательного учреждения.
В программе представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных мероприятий для детей с нарушением речи.
Спорт и физкультура являются сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно -интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций, а так же эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья,
Занятия рекомендуется проводить по данной программе в группе, что повышает мотивационный статус детей, однако специалист может воспользоваться данной программой и при проведении индивидуальных занятий. Кроме того, взятые отдельно, практически все темы программы, как дополнение, можно использовать и при реализации других программ, особенно направленных на развитие и коррекцию эмоциональных, речевых нарушений ребенка.
Занятия спортом, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств, умению управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения.
Подход в работе комплексный, в нем ставится на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса в воспитании здорового ребенка – школьника, включающий в себя различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». В силу сложности и различных заболеваний детей, необходимо рассматривать комплексность, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.
Актуальность программы является то, что у детей при различных заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата и нарушения речи, является задержка возрастного психомоторного развития, при которых основные принципы физкультурных мероприятий должны предусматривать последовательную стимуляцию становления возрастных двигательных, речевых и психических функций ребенка.
Своевременное становление двигательных навыков является одним из основных показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. Развития необходимых человеку двигательных физических качеств оказывают положительное влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют дальнейшему улучшению двигательному, психическому и речевому развитию.
В основе физиологических потребностей детского организма лежит движение . Мои наблюдения показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, слабым развитием основных двигательных навыков, быстрой утомляемостью, сонливостью, необщительностью, отсутствием мотивации к любому виду деятельности. Это в свою очередь отражается не только на состоянии их здоровья, но и на уровне развития основных физических, интеллектуальных и личностных качеств (можно добавить и успеваемостью в школе).
Мой интерес к проблеме возник в связи с тем, что школа имеет специфических характер, у детей не только нарушение речи, но и другие различные нарушения.
Цель программы стоит развитие физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, что будут способствовать улучшению речи.
Развитие физических качеств - это внешний результат физического воспитания. Однако существует еще и не менее важный внутренний - психологический результат, на что целенаправленна педагогическая деятельность, а так же совместно помощь родителей в достижении поставленной цели. В развитие физического воспитания не мало важно воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, значение и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние, потребность в укреплении своего здоровья, а потому наличие интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Развитие психомоторики
Развитие психомоторной сферы направлено как на формирование отдельных двигательных качеств и способностей ребенка, так и на формирование у него общих качеств, связанных с моторикой - координации, осанки и пластичности. Особое внимание уделяется формированию мелкой моторики, графических навыков, ритмической организации движения, умению владеть моторными функциями, ответственными за речь.
Формирование двигательных схем происходит постепенно, собое внимание уделяется моторному планированию.
2. Развитие чувства равновесия и надежности опоры. Тренировка вестибулярного аппарата.
Без развитого чувства надежного равновесия могут возникнуть затруднения как в двигательной, так и в эмоциональной сфере, а также в классификации и обработке слуховых ощущений, что, в свою очередь, может привести к затруднениям в развитии общения и речи. Вестибулярный аппарат влияет на способность мозга упорядочивать и обрабатывать ощущения, планировать движения тела, а также мускулы языка и рта.
3. Сенсорное развитие
Тело является первым объектом, понимающим мир, это первая инстанция восприятия. И зачастую именно на этой первой ступени происходит сбой, выражающийся в скованности, плохой координации, неполном объеме движения.
4. Коррекция эмоциональной сферы
Задача, связанная с коррекцией эмоциональной сферы, многопланова. Это и снятие психоэмоционального напряжения и тревожности у детей, и повышение мотивации к преодолению себя, и воспитание потребности в достижении поставленной цели, к избеганию неудач.
5. Повышение функционально-физического уровня систем организма
Эта задача, тесно связана со всеми другими, так как формирует ту психофизиологическую основу, которая влияет на все психические функции.
Важной составляющей является тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы, активизация обменных процессов.
6. Развитие чувства ритма
Практически все двигательные нарушения сопровождаются нарушением ритмических процессов в организме, поэтому в программе большое место отводится ритмической гимнастике, которая в разном объеме и вариациях присутствует на каждом занятии. Автор программы использовал свою методику составления упражнений под ритмическую музыку, целью которых было взаимодействие разнообразных ритмических рисунков и повторяющихся движений.
7. Развитие чувства безопасности при социальном взаимодействии
Распространенной причиной эмоционального дискомфорта для ребенка в социуме является его неловкость, неумение владеть собственным телом, ожидание (большей частью неоправданное) со стороны окружающих непонимания, насмешек, негативный реакций. Наша программа ставит задачей научиться чувствовать поддержку и понимание со стороны окружающих, ощущать незримую связь с ними.
9. Развитие творческого воображения.
Культура творческого мышления является существенным моментом формирования личности ребенка, его психологического здоровья. Стимулирование воображения, спонтанности, самовыражения и самореализации для детей самого разного уровня психического развития является необходимым элементом его психомоторного совершенствования, повышению уровня саморегуляции и самокоррекции.
При практической реализации поставленных задач стоят основные принципы:
Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в привлечении к проблеме речевого развития ребенка– эмоциональную сферу, воображение, сенсорику, движение, ритмическую организацию, сферу межличностного общения и т.д. Однако все эти направления организованы в одно целое поставленной целью и задачами.
Принцип деятельностного подхода. В основе этого принципа лежит понимание психики как активной деятельности, требующей от человека самостоятельных усилий. В данной программе активности ребенка уделяется очень большое внимание, что именно активность ребенка при проведении занятий является самым существенным звеном к улучшению речи.
Принцип постепенности формирования психических процессов. Упражнения построены таким образом, чтобы ребенок действовал на грани возможного для себя. Эта граница возможностей постепенно расширяется, что позволяет поддерживать у детей постоянный интерес во время занятий и испытывать радость от преодоления трудностей. Необходимо при этом учитывать, что предполагаемое усложнение материала возможно только после относительной сформированного того или иного умения.
Принцип личностно-ориентированного подхода. При построении программы учитывалось, что она рассчитана на самый широкий круг детей, поэтому, естественно, при выборе того или иного объема упражнений, или при выборе темпа их выполнения ориентируемся на каждого из детей, включенных в группу. Вполне возможен вариант, когда некоторые дети, успешные в одних упражнениях, не в состоянии сразу освоить другие. Успешный пример других детей в этом случае (при правильном отношении психолога) может явиться хорошим обучающим и стимулирующим фактором. Кроме того, каждое занятие предполагает наличие у детей хорошего эмоционального фона. Созданию его способствует поддерживающее, уверенное и максимально без оценочное поведение психолога.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, такак в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип взаимодействия школы и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей. Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми
Новизна программы
Новизна программы заключается, во-первых, в самой ее направленности – то есть ориентации не на конкретные нарушения ребенка, а на его общее физическое, психомоторное, речевое развитие. Во-вторых, эта направленность конкретизируется и прослеживается во взаимосвязи со всем психическим строем организма ребенка – сенсорикой, эмоциональной сферой, воображением, коммуникативным статусом, физической активностью и т.д. В ходе освоения программного материала, дети выходят на новый физический и психический уровень, постепенно и последовательно решая поставленные программой задачи.
1. ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЬНИКОВ
Сохранение и укрепление здоровья школьников – ведущее направление деятельности учителя физической культуре в коррекционной школе V вида № 573.
Данное направление предполагает комплексный подход.
Учитывая специфику школьного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания на занятиях) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности:
Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:
- создание заинтересованных в здоровье детей родителей;
- мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу (участие в совместных спортивных мероприятиях «Моя спортивная семья);
- разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.
Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых залах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях школы.
Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.
Единство воздействия со стороны всех сотрудников школы для организации единого учебно-воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса.
В школе создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста.
Оздоровительный процесс включает в себя:
- профилактические мероприятия (физкультурно-оздоровительные мероприятия «День здоровья», просветительская работа с родителями);
- рациональный режим дня;
- двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, пальчиковая гимнастика, специальные оздоровительные подвижные игры на перемене, игровые часы);
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
- использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры).
Благодаря созданию условий и системе оздоровительных мероприятий показатели физического здоровья детей улучшаются.
Программно-методическое обеспечение базируется на комплексной программе развития и физическое воспитания ребенка в школе под редакцией Е.Л. Гордиян, И.В.Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбьякова, «Здоровьесбережение под редакцией Е.А. Бабенкова.
Физическое развитие детей в школе осуществляется учителем физкультуры.
2. Построение программы
«Здоровьесбережение школьника для учащихся с нарушением речи»
Школьное детство – это старт развития личности, во многом определяющий ее жизненный путь.Школьный и дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья часто болеющих детей. Перевод из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих.
Задачи:
- Разработать индивидуальные маршруты оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй;
- Обеспечение семей часто болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей ;
- Разработать комплексный план оздоровительных и профилактических мероприятий на основе физкультуры.
Программа нацелена на воспитание ребенка-школьника здорового физически, инициативного и раскрепощенного, социально и нравственно развитого.
Она включает в себя 3 основных направления:
Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.
Целевые подпрограммы учитывают комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «Полноценное здоровье ребенка».
Физическое здоровье
Цель: Повышение уровня физического здоровья детей школьного
возраста на занятиях дополнительного образования и в семье.
Задачи:
- изучение уровня физического развития и выносливости;
- укрепление здоровья ребенка;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, структуры их двигательного дефекта.
2.1.Принципы построения раздела «Физическое здоровье»
Единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
Пути достижения физического и психического здоровья школьников в организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима.
На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет: - индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений;
- достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных педагогических методов и приемов.
Необходимо своевременно корректировать содержание физико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.
Принцип естественной двигательной активности.
Ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий в районе школы.
3.Этапы реализации программы
Работа по реализации программы рассчитана на пять лет 2014-2019 гг., и планируется в три этапа.
1 этап, его продолжительность один год 2014-2015 учебный год
Цель: Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.
Тема: Индивидуальные особенности физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.
Условия достижения цели:
- Изучение особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей разного возраста.
- Разработка индивидуальных карт развития детей школьного возраста.
- Наличие оптимальных условий для проведения оздоровительно-профилактической работы.
Предполагаемый результат:
- Определен уровень физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.
- Укреплена материальная база для осуществления оздоровительно-профилактической работы.
- Налажен контакт педагогического коллектива со специалистами и родителями.
Программа рассчитана на учебный год: З6 занятий, 1 раз в неделю. Каждое занятие длится 40 минут - для детей младшего и среднего школьного возраста.
П этап, его продолжительность один год 2015-2016 учебный год
Цель: Организация оздоровительно-профилактической системы работы на занятиях дополнительного образования.
Тема: Разработка комплекса оздоровительно-профилактической работы, как основа полноценного здоровья ребенка.
Условия достижения цели:
- Наличие системы контроля за динамикой физического, психического и социально-нравственного развития детей.
- Наличие резерва для повышения уровня полноценного здоровья детей.
- Создание творческих и проблемных групп.
- Создание моральных и материальных стимулов к профессиональному росту педагогов и их творчеству.
Предполагаемый результат:
- Повышена результативность работы индивидуально-групповым методом.
- Повышены тренированность организма и устойчивость к утомлению, создана атмосфера психологической защищенности; созданы условия для гуманистической направленности поведения ребенка.
- Создана творческая атмосфера и повышен уровень педагогического мастерства по вопросам полноценного здоровья ребенка.
- Отработан экономический механизм, определено экономическое стимулирование ответственных и творчески работающих сотрудников.
Ш этап, его продолжительность три года 2017-2018гг.
Цель: Реализация программы оздоровительно-профилактической работы на занятиях дополнительного образования учащихся.
Тема: Полноценное здоровье ребенка как результат реализации комплекса системы оздоровительно-профилактической работы.
Условия достижения цели:
- Применение всех рациональных форм и методов организации работы с детьми по укреплению полноценного здоровья.
- Базирование оздоровительно-профилактической работы на новых достижениях в области педагогики, психологии.
- Выявление передового педагогического опыта семейного воспитания, обобщение и последующее его распространение среди родителей.
- Полное соответствие материально-технической базы.
Предполагаемый результат:
- Созданы все условия для полноценного здоровья детей.
- Организована и скоординирована медико-педагогическая работа с учетом естественных возможностей и потребностей ребенка.
- Работа с родителями построена на принципах преемственности семьи Материально-техническая база соответствует всем требованиям и условиям.
Планируемый конечный результат:
- Создана программа по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей школьного возраста.
- Школьники отличаются хорошей физической подготовленностью и крепким здоровьем, психологическим благополучием, у ребенка сформированы ценностные основы отношения к действительности.
- Повышена физиологическая адаптация, психологическая готовность к обучению в школе.
3.1. Содержания работы по физическому воспитанию школьников
Содержание работы по физическому воспитанию в школе постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности школьников. Для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни в школе обновляется вариативная здоровьесберегающая среда. Регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», «Веселые старты», в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование.
С целью популяризации физкультуры и спорта, сохранения и укрепления здоровья детей в школе организована кружковая деятельность баскетбол, гандбол, для малышей детская гимнастика, мини-футбол. В школе созданы оптимально возможные условия для реализации оздоровительной деятельности.
3.2. Организация, форма и методы работы.
Организация на открытых площадках, в спортивном зале, детских комнатах оборудованных мягкими модулями, шведской стенкой и другим спортивным инвентарем необходимых для занятий.
Форма работы – групповая, индивидуальная. Группа рассчитана до 15 человек.
В каждое занятие включается три обязательных этапа: разминка, основная часть и заключение.
Цель разминки – ввести группу в тренировочный режим, настроить на работу, повысить энергетический потенциал, что называется «разогреть».
В основной части решаются задачи, предусмотренные темой каждого занятия.
В заключении подводится итог работы группы, дается обратная связь, домашнее задание, снимаются возможные напряжения и недоразумения.
Существенной особенностью программы является то, что каждое занятие представляет собой взаимосвязанный комплекс решения коррекционных задач. В этот комплекс входят упражнения и игры по каждой из 10 заявленных тем. В ходе занятий упор может делаться на тот или иной аспект коррекции - в зависимости от состава группы и профиля сформированности психических навыков детей.
На занятиях используются следующие методы:
- Игровой метод;
- Частично – поисковый;
- Соревновательный метод;
- Метод воспитывающий ситуацию;
- Метод дифференцированного подхода;
- Наглядный метод.
Планируемые изменения
Создание положительных эмоций в занятиях: наличие хорошего контакта с педагогом, включение комплекса коррекционных и развивающих игр и упражнений, использование музыкального фона, наглядного восприятия действительности, активное участие в процессе познавательной, игровой деятельности является активным средством психомоторного развития детей школьного возраста во всех возрастных группах.
Навык сохранения правильной осанки и умения ориентироваться в пространстве переносится ребенком в повседневную самостоятельную деятельность без каких-либо скидок на недостатки в здоровье.
Планируемые изменения у ребёнка:
- Общее оздоровление и укрепление организма, развитие нервной системы (быстрота реакции, уравновешенность, регуляция тонуса).
- Значительное улучшение речи, двигательных функций, формирование правильной осанки, координированности, чувства равновесия. Развитие сознательного управления движениями.
- Развитие мелкой моторики, графических навыков, речевых функций;
- Развитие организованности, дисциплинированности, взаимоотношений с сверстниками;
- Изменение эмоционального баланса в пользу положительных чувств и переживаний. Устранение тревоги и развитие самораскрытия. Повышение самооценки и коммуникативных ресурсов.
- Формирование чувства ритма.
- Улучшение регулятивных и психомоторных функций закономерно должно улучшить познавательные функции, а также значительно облегчить протекание соматических заболеваний.
Контроль за эффективностью программы осуществляется наблюдением за детьми во время занятий, а также начальными и конечными контрольными упражнениями.
3.3. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в работе.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
1. Динамические паузы | Во время занятий, 1-2 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
2. Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
3. Игровой час во вторую половину дня | Для всех возрастных групп, в игровых зонах. | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. | Все педагоги школы |
4. Гимнастика пальчиковая | ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед, учителя физкультуры |
5. Гимнастика для глаз | Ежедневно по 2-3мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
6. Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, учитель физического воспитания |
7. Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, учитель физического воспитания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
1. Физкультурное занятие | 3 раза в неделю в спортивном зале | Занятия проводятся в соответствии с программой школы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, учитель физического воспитания |
2. Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю | Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, учитель физического воспитания |
3. Самомассаж (мячики ежики) | в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. | Воспитатели, учитель физического воспитания |
3. Коррекционные технологии | |||
1. Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
ТЕМЫ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | ТЕМА | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ | Количество часов | |
Младшее звено | Среднее звено | |||
Знакомство. | - создание доверительных отношений в группе. -знакомтво психолога с особенностями и возможностями детей | 1 | 1 | |
1 | Снятие напряжения | - снятие мышечных зажимов - регуляция психического состояния; - разрядка эмоциональных состояний - регуляция тонуса; | 2 | 2 |
2 | Знакомство с собственным телом | - формирование представлений о схеме своего тела; - формирование умения контролировать локальные мышечные движения | 3 | 3 |
3 | Развитие общей и мелкой моторики | - формирование телесного комфорта; - развитие координации и равновесия - развитие пластики движений; - развитие артикуляционных механизмов - освоение ритмики движений | 4 | 4 |
4 | Развитие сенсорной системы | - оптимизация психо-эмоционального состояния; - улучшение работы органов чувств; -развитие проприоцептивной и кинестетической чувствительности; - развитие синестезии. | 3 | 3 |
5 | Представление – механизм произвольности | - развитие воображения; - создание двигательных образов разной модальности; - расширение эмоционального опыта | 3 | 3 |
6 | Формирование положительного образа я | - повышение энергетического потенциала; - повышение самооценки и личностного роста; | 3 | 3 |
7 | Формирование навыков взаимодействия с другими | - формирование совместного психомоторного опыта; - приобретение совместного эмоционального опыта; - формирование положительного эмоционального опыта в результате поддержки группы (как физической, так и психологической); | 4 | 4 |
8 | Создание условий для творческой реализации ребенка | - формирование двигательных моделей самовыражения; - повышение энергетического потенциала; - создание групповых двигательных образов; - развитие творческого группового потенциала. | 4 | 4 |
9 | Гармонизация эмоционального состояния ребенка | - формирование двигательных моделей выражения эмоций; - овладение элементами актерского мастерства, как расширение психомоторного опыта; - преодоление эгоцентризма. | 4 | 4 |
10 | Приемы владения собой | - развитие произвольности движений; - формирование умения справляться с отрицательными эмоциями; - умение концентрироваться внимание; - формирование опыта создания ресурсных состояний; - развитие межполушарного взаимодействия; | 4 | 4 |
Итоговое занятие | Контрольные упражнения, подведение итогов, получение обратной связи, общение с родителями | 1 | 1 | |
Итого | 36 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНИТИЙ
№ п/п | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | Снятие напряжения | Дыхательные упражнения Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал. Упражнение «Радуга» Упражнение «Дыши и думай красиво». Расслабляющее упражнение «Полет птицы». |
2 | Знакомство с собственным телом | Упражнение «Замедленные движения»; ОРУ на месте с гимнастической палочкой Упражнение «На мышцы живота» Упражнение «Я шагаю левой-правой» Упражнение «На мышцы плечевого пояса» Базовые шаги аэробики под музыку с открытыми/закрытыми глазами под счет |
Артикуляционная гимнастика | ||
3 | Развитие общей и мелкой моторики | пальчиковая гимнастика Игра «Вася-Вася! Ритмическая гимнастика Упражнение «Волны гравитации» Упражнение «Веселая зарядка» Упражнение «Удержи равновесие» Упражнение «Джаз тела» под музыку махи руками Упражнение «Беби йога» основные базовые позы |
4 | Развитие сенсорной системы | Упражнение «Заряд бодрости» Ритмическая гимнастика Упражнение «Кто споет громче всех» проговаривает все упражнения, что выполняет под музыку Упражнение «Друг к другу» упражнение с набивными мячами; Упражнение «Простая синестезия» Упражнение «Торт» ходьба на уроках животом вверх Игра-релаксация «Волшебный сон» лежа на гимнастических ковриках |
5 | Представление – механизм произвольности | Ритмическая гимнастика Упражнение «Поза горы» Упражнение «Танец рыбок» Упражнение «Цвет, музыка, движение». |
6 | Формирование положительного образа я | Моё личное место. Комплекс упражнений на равновесие с использованием мяч фитбол |
7 | Формирование навыков взаимодействия с другими | Упражнение на верхний плечевой пояс «Пловец в море» Ритмическая гимнастика «Цепочка» с использованием скакалки. Упражнение «Поймай мяч – отдай другому» |
8 | Создание условий для творческой реализации ребенка | Рисунок, аппликация-коллаж Произвольный танец Упражнение «Передай образ» Рассказ по кругу Свободные ассоциации с мячом |
Применяемые здоровьесберегающие педагогические технологии повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие
4. Спорт в семье.
Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, ведут ли родители спортивный образ жизни и т.д.
Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую школа и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы (в соответствии с индивидуальным маршрутом ЧБД) в течение всего года.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в школе.
- Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в школе, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
- Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
- Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Просветительское
2. Культурно - досуговое ( участие в благотворительных массовых соревнованиях «Папа, мама и я» ежегодные соревнования: «Кросс нации», «Осений гром»
3. Просветительское направление:
- Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)
- Собеседование (сбор информации)
- Беседы
- Встречи со специалистами
- Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
- Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
- Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.
- Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
- Спортивные соревнования.
- Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе с часто болеющими детьми.
Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
Оценка эффективности оздоровления занимающегося
Для оценки эффективности оздоровления, дети подразделяются на 4 группы:
I группа – ребенок перешел из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих или не болеющих (выздоровление);
II группа – ребенок перенес на два и более заболевания меньше, чем до оздоровления, но по количеству перенесенных заболеваний остался в группе часто болеющих детей (улучшение);
III – группа уровень заболеваемости ребенка до и в период оздоровления одинаков (без перемен);
IV – группа после оздоровления число острых заболеваний стало больше, чем до того (ухудшение).
Кроме того, эффективность оздоровления часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным состоянием здоровья оценивается по следующим показателям:
- Положительная и соответствующая возрасту динамика основных показателей физического развития (вес, рост);
- При уменьшении длительности каждого последующего эпизода острого заболевания;
- При снижении числа дней посещения школы, пропущенных одним ребенком за год;
- Отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
- При нормализации показателей функционального состояния организма (хороший сон, аппетит, улучшение эмоционального состояния, самочувствия);
Для всех групп риска рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО):
(ПЭО) Показатель эффективности оздоровления | Число ЧБД снятых с учета по выздоровлению | *100% |
Общее число ЧБД, получивших оздоровление |
Эффективным считается оздоровление при ПЭО не менее 23%.
Заключение
Оздоровление детей будет эффективным, если занятия будут в системе, а это значит, что зарядку нужно делать каждое утро и при правильно подобранных технологиях здоровьесбережения:
- изучение особенностей физического, психического и функционального развития организма;
- систематический мониторинг и оценка состояния здоровья;
- рациональный гигиенически обоснованный режим труда и отдыха;
- систематические занятия физическими упражнениями;
- разнообразные методы реабилитации и адаптации детей после разных заболеваний.
Анализ состояния здоровья проводится по основным показателям: физическому развитию, общему соматическому и психоневрологическому статусу, состоянию функциональных систем организма, степени резистентности.
Ребенок в своем развитии проходит ряд этапов, каждому из которых соответствует определенный уровень зрелости физиологических функций организма, что необходимо учитывать при выборе педагогических методик.
Технология здоровьесбережение предполагает строгий контроль и оценку каждого тактического шага, соответствие его с выбранной стратегией и индивидуальными возможностями детского организма.
Здоровьесберегающие технологиии, применяемые в образовательных учреждениях, представляют комплекс различных форм, средств, методов, организационных форм занятий, это:
-Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;
- Рациональная организация учебно-воспитательного процесса.
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Просветительско-воспитательная работа с обучающимися.
- Просветительская и методическая работа с воспитателями, специалистами, учителями, родителями.
Организация динамического наблюдения ,проведение профилактики и систематического мониторинга здоровья.
Литература
- Алиев Х.М. Методическое руководство по использованию метода психофизиологической саморегуляции «Ключ» для специалистов детских учреждений. М., 2007.
- Бурбо Л. Слушайте свое тело. М., 2013
- Б.Б. Егоров, Т.В. Нестерюк. Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. Элиста: «Джангар», 2009.
- Е.А. Бабенкова /Здоровьесбережение.-м.2012
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 2006.
- Здоровый ребенок: Программа оздоровления детей ДОУ. Под.ред.З.И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 32 сМ.Ю. Картушина. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников и школьников. М. Творческий Центр Сфера, 2011.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург, 2000.
- Кузнецова М.Н. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний в педиатрии. М., 2010.
- Кузнецова А. Лучшие развивающие игры для детей. М.., 2010.
- М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в школе. М.Айрис Пресс, 2008.
- В.И.Орел, С.Н.Агаджанова. Оздоровительная работа в школьных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2008.
- М.А.Павлова, М.В.Лысогорская. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.
- Возможности практической психологии в образовании. Под ред. Пилипко Н.В. М., 2010.
- Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования в работе с детьми и подростками. Ред. Шереметьева Л.К. Москва-Ярославль, 2002
- А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 232 с.: ил.
- Е.Л. Гордияш, И.В. Жигульская. Физическое воспитание школьников.-М.2011
Приложение
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Цель: организация оптимального рационального двигательного режима, регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей. | |||
1. | Физкультурные занятия по развитию двигательной активности дошкольников (в помещении и на воздухе) с использованием в конце занятия кратких валеологических бесед («О мышцах», «О значимости сердца в организме» и т.д.) | 2 раза в неделю | Воспитатели, учитель физического воспитания |
2. | Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением | Ежедневно | Воспитатели, учитель физического воспитания, Учителя на этажах |
3. | Индивидуальные физические упражнения и подвижные игры. | Ежедневно на прогулке и в свободное время | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
4. | Интегрированные оздоровительные занятия | 1 раз в месяц | Воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель |
5. | Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности: - гимнастика для глаз; - пальчиковая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - массаж мячами для укрепления мелкой мускулатуры пальцев; - физкультминутки | Ежедневно | Воспитатели, учитель физического воспитания, музыкальный руководитель, учителя-на перемене |
7. | Физкультурные досуги с участием родителей | 1 раз в триместр | учитель физического воспитания, |
8. | «День здоровья» | 1 раз в триместр | учитель физического воспитания, |
9. | Спортивные мероприятия по плану | Каждый месяц | Воспитатели, учитель физического воспитания, |
10. | Туристические походы | 1 раз в год | Воспитатели, родители, учитель физического воспитания |
11. | Дыхательные упражнения | Во время занятий | учитель физического воспитания медработник |
13. | Динамические упражнения | По плану | учитель физического воспитания воспитатели, медработник |
15. | Корригирующая гимнастика | По плану | учитель физического воспитания воспитатели, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование восприятия пространства у школьников с нарушениями речи
выступление на МО логопедов...
Особенности физического воспитания школьников с нарушением речи на примере «Детской гимнастики»
Доклад на педсовете №4 от 25.03.2014годаОсобенности физического воспитания школьников с нарушением речи на примере «Детской гимнастики»Речевые нарушения сказываются на взаимоотношениях ребенка с окруж...
Дидактические материалы для обучения английскому языку школьников с нарушениями речи (первая ступень обучения)
В данной публикации приведены конкретные упражнения для учащихся с нарушениями речи, разработанные на языковом материале, который используется в УМК "Millennium Enhlish", и направленные на развитие то...
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий при коррекционном обучении младших школьников с нарушениями речи
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с раз...
Психокоррекционная программа "Преодоление страха школьников с нарушением речи"
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планир...
Взаимосвязь движения и речи. Приёмы работы над двигательной сферой у младших школьников с нарушениями речи.
В данном материале описана взаимосвязь движения и речи, а также приведены практические приемы коррекционной работы. Материал будет полезен для логопедов, которые работают как с дошкольниками, та...
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ «ПРОИЗНОШЕНИЕ. МИР ЗВУКОВ»
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на ее базе формируются лексические, синтаксиче...