Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий при коррекционном обучении младших школьников с нарушениями речи
рабочая программа

Науменко Татьяна Владимировна

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрительных нарушений, логоритмику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_kak_razvivat_igraya_naumenko_t.v.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

Герб Москвы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2044»

127495 г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 165 Е, корп. 8

ОКПО 89576276, ОГРН 5087746613862,

ИНН 7715731322, КПП 771501001

Тел. 8(499) 761-01-34

e-mail: 2044@edu.mos.ru

Номинация «Лучшая методическая разработка педагога инклюзивного класса начальной школы»

Конкурсная работа на тему:  «Как развивать, играя».

Программа

реализации здоровьесберегающих технологий

при коррекционном обучении

младших школьников с нарушениями речи

Составитель:

Учитель-логопед

 ГБОУ Школа №2044

 Науменко Т.В.

г. Москва

2019г

Пояснительная записка.

«В настоящее время 45% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения психофизического, интеллектуального, речевого или сенсорного развития, и имеют потребности в индивидуализации образовательного маршрута и организации психолого-медико-педагогического сопровождения».

Основными направлениями и механизмами модернизационных действий в системе образования в рамках Государственной программы является «создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» [Государственная программа «Столичное образование»2012-2016 г.г.]

Изменения, которые вносит Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, новые требования, которые предъявляются к современным детям – все это требует перестройки во взглядах на коррекционно-развивающую работу специалистов. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Это важно понимать, учитывая все возрастающие запросы на коррекционные занятия, связанные с проблемами в развитии и формировании речи и высших психических функций у детей.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрительных нарушений, логоритмику.

Основополагающие документы

1.Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ;

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

           4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993;

Общая характеристика учащихся, зачисленных на логопедические занятия.

На логопедические занятия зачисляются учащиеся 1-4 классов, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие несформированности как звуковой - произношение, фонематические процессы, - так и лексико-грамматической  стороны речи, а также психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Такие учащиеся часто имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков, испытывают значительные затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия. Это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

Как отмечается при логопедическом обследовании, у детей с нарушениями речи, как правило, неверная постановка дыхания (преимущественно ключичный тип дыхания) и неверная голосоподача.

Недостаточность развития общей и мелкой моторики

Наряду с нарушениями дыхания и произношения звуков, у данной группы учащихся имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Как следствие их особенностей в речевом развитии, часто имеет место заниженная самооценка, негативный эмоциональный фон и отрицательное отношение к учебной деятельности. Такие дети подвержены простудным заболеваниям и различным нарушениям со стороны опорно-двигательной системы.

Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание

2.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Слабое развитие словесно-логического мышления

5. Недостаточная способность к запоминанию.

6. Недостаточный уровень развития самоконтроля.

Особенность и новизна программы заключается адаптации и интеграции логопедических, нейропсихологических и психологических методов, направленных на развитие когнитивной сферы младших школьников, в систему образовательных учреждений, учитывая современные тенденции развития Российского общества и образования.

Практическая значимость программы: расширение спектра воздействия на интеллектуальное развитие школьников для решения коррекционно-развивающих задач, к которым относится речевое, физическое, моторное, двигательное, сенсорное, перцептивное, когнитивное, социально-личностное, коммуникативное и эстетическое развитие ребенка, что соотносится с концепцией духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России, лежащей в основе ФГОС.

 Цель программы: снижение или нивелирование нарушений в речевой и когнитивной сфере в результате проведения комплекса коррекционно – развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими трудности  речевом развитии  и в обучении.

Задачи программы:

  1. активизировать речевое развитие детей;
  2. активизировать интерес к получаемым знаниям;
  3. нормализовать состояние нейродинамических процессов;

4. развить регуляторную сторону деятельности;

5. научить эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии с взрослым.

Целевая группа – дети младшего школьного возраста, имеющие различные речевые нарушения, обучающиеся в начальной школе.

Методологической основой коррекционной работы, направленной на преодоление регуляторных нарушений у детей являются положения Л.С. Выготского об интериоризации психических функций и теория о поэтапном формировании умственных действий П.Я. Гальперина.

Форма работы – групповые занятия, индивидуальные занятия

Следует отметить, что здоровьесберегающие технологии применяются учителем-логопедом на каждом занятии. Оздоровитедьно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме.

Основные направления работы:

Наименование технологии

Цель использования

Частота применения

Дыхательная гимнастика

Установить правильное дыхание и как подготовка к правильному звукопроизношению. Профилактика ОРЗ.

на каждом занятии

Артикуляционная гимнастика

Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

на каждом индивидуальном занятии, на групповых занятиях по автоматизации поставленных звуков, по звуко-буквенному анализу

Физкультминутки

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

на каждом занятии

Самомассаж

Снятие мышечного напряжения, стимуляция речевых зон.

на занятиях по звукопостановке и автома-тизации поставленных звуков

Пальчиковые игры

Стимуляция  развития речи и повышение работоспособности коры головного мозга.

на каждом занятии

Ритмическая гимнастика

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, стимуляция речевой деятельности.

на занятиях по развитию фонематического восприятия и слогового анализа и синтеза

Кинезиологические упражнения (развивающие межполушарное взаимодействие)

Стимуляция мыслительных процессов, снятие стресса.

на каждом занятии

Создание положительной эмоциональной атмосферы.

Создание положительного настроя на учебную деятельность, снятие эмоционального напряжения.

на каждом занятии

Повышение самооценки учащихся с трудностями в обучении

Снятие эмоционального напряжения.

на каждом занятии

Релаксация

Снятие эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня.

на каждом занятии

Гимнастика для глаз

Снятие мышечного напряжения  глазных мышц.

периодически, при значительных зрительных нагрузках

Ниже представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых на коррекционно-развивающих занятиях с детьми:

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ-Астрель, 2007.

Данная методика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

  1. Бачинка О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: Аркти, 2008.

В данной методике предлагаются комплексы пальчиковой гимнастики с карандашом и катушкой из-под ниток, с помощью которых дети дошкольного возраста смогут развить и совершенствовать «тонкие» движения пальцев.

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

В данной методике представлены специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие силы, подвижности и дифференциации движений органов артикуляции.

  1. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: Гном и Д, 2006.

В данной методике представлены комплексы упражнений, которые способствуют закреплению у детей названий органов артикуляции, а так же выработке качественных полноценных движений органов артикуляции, подготовке к правильному произнесению фонем. Все комплексы упражнений в данной методике сопровождаются рисунками и стихотворениями.

  1. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: Сфера, 2007.

В данную методику вошли игровые упражнения, разработанные по принципу фонетической ритмики. Такие упражнения способствуют формированию фонематического слуха и правильного произношения у детей, позволяют улучшить координацию движений, нормализовать речевое дыхание, развить интонационную выразительность речи.

  1. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: Сфера, 2010

Данная методика включают в себя упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек, соответствующие лексической теме занятия.

  1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. – М.: АСТ Астрель, 2006.

В данной методике представлен комплекс упражнений, с помощью которых дети смогут увеличить подвижность пальцев рук, развить их силу и гибкость, снизить физическую усталость и напряжение во время занятия, научаться делать массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Ожидаемый результат от применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

  • Развитие речевого аппарата
  • Установка правильного дыхания и голосоподачи.
  • Снятие мышечного и психического напряжения.
  • Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
  • Выработка правильной осанки.
  • Положительный эмоциональный настрой ребенка на учебу.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.

Литература:

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ-Астрель, 2007.
  2. Бачинка О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: Аркти, 2008.
  3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
  4. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  5. Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998.
  6. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: Сфера, 2007.
  7.  Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М., 1997
  8. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004.
  9. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: Гном и Д, 2006.
  10. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: Сфера, 2010
  11. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
  12. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. – М.: АСТ Астрель, 2006.
  13. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. – М.: Генезис, 2004
  14.  Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2004. – 250 с.
  15. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников

Программа разработана в помощь учителям-логопедам....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения

Здоровьсберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....

Взаимосвязь движения и речи. Приёмы работы над двигательной сферой у младших школьников с нарушениями речи.

В данном материале описана взаимосвязь движения и речи, а также приведены практические приемы коррекционной работы.  Материал будет полезен для логопедов, которые работают как с дошкольниками, та...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ «ПРОИЗНОШЕНИЕ. МИР ЗВУКОВ»

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на ее базе формируются лексические, синтаксиче...

План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками с нарушениями речи на 2020-2021 учебный год

План работы учителя – логопеда   с детьми дошкольного возраста и                                  ...