Взаимосвязь движения и речи. Приёмы работы над двигательной сферой у младших школьников с нарушениями речи.
материал
В данном материале описана взаимосвязь движения и речи, а также приведены практические приемы коррекционной работы. Материал будет полезен для логопедов, которые работают как с дошкольниками, так и со школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_dvizheniya_i_rechi.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь движения и речи. Приёмы работы над двигательной сферой у младших школьников с нарушениями речи.
В последнее время количество детей с речевыми нарушения растет, и часто бывает, что традиционные методы работы не дают желаемого результата. Для того, чтобы коррекционная работа была более продуктивной, нужно вспомнить про взаимосвязь движения и речи.
Лев Семенович Выготский дал такое определение речи. Речь – не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов.
Так же особое значение в аспекте изучения основы речевого акта приобретает знание о тесной связи общей моторики и речи, взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикулированием (Ипполитова М. В., Кольцова М.М., Мастюкова Е.М.)
Если у ребенка есть нарушения в моторной сфере, то коррекционную логопедическую работу целесообразно будет начать с развития общей и мелкой моторики.
В наше время сформировалось новое направление в науке – моторное планирование. Это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей, требующая произвольного внимания, а это тесно связано с когнитивными функциями. Моторное планирование - это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия. Моторное планирование появляется тогда, когда перед человеком стоит новая задача. Поэтому для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.
Ребенку с моторными дисфункциями, речевыми нарушениями, трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем, детям с речевыми нарушениями требуются усилия для выполнения правильных действий речевыми органами, множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки.
Таким образом, постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков и для переключения с одной артикуляционной позы на другую
Упражнения на развитие общей моторики:
1. перешагивание, махи руками и ногами под музыку, счет, а также, сопровождаемые речью;
2. прыжки, маршировка в различном темпе;
3. разнообразные игры с мячом;
Упражнения на развитие переключения:
1. прохождение полосы препятствий (набор препятствий разного вида, со сменой рода деятельности: перепрыгивание, перешагивания, проползания и др.);
2. чередование движений: шагнуть правой ногой – хлопнуть в ладоши перед собой, шагнуть левой ногой-хлопнуть в ладоши над головой.
Упражнения на развитие мелкой моторики:
Развитию мелкой моторики рук младших ш способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.
Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:
- упражнения с мелкими предметами;
- графические задания;
- пальчиковые игры.
Все эти упражнения способствуют развитию не только моторной сферы (общая, мелкая и артикуляционная моторика), но и помогают развивать психологические процессы. Включение таких упражнений в структуры логопедического занятия позволяет ускорить процесс развития и коррекции нарушений, а также создает благоприятный эмоциональный настрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью
В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять кинезиологические упражнения, ...
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий при коррекционном обучении младших школьников с нарушениями речи
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с раз...
Использование различных приёмов работы в коррекции дисграфии у младших школьников
У детей младшего школьного возраста часто наблюдаются нарушения письменной речи - дисграфия. Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок.Коррекция недостатков письма и ч...
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ «ПРОИЗНОШЕНИЕ. МИР ЗВУКОВ»
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на ее базе формируются лексические, синтаксиче...
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками с нарушениями речи на 2021-2022 учебный год
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и ...
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками с нарушениями речи на 2020-2021 учебный год
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и ...