Спортивные игры, средство всестороннего влияния на физическое и нравственное воспитание школьника.
опыты и эксперименты по физкультуре по теме

Артемьева Александра Николаевна

Мой педагогический опыт основан на спортивных играх, которые входят в программу подготовки учащихся с 1-11 классы, используются во внеклассной работе с детьми, как средство дополнительного образования и досуг. В опыте представлены: план спортивно-массовой работы школы, тесты, сценарии спортивных праздников, положения спортивных соревнований, которые могут пригодиться в работу учителя физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Подготовка к конкурсу280.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 87

ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ,

КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ВЛИЯНИЯ

НА ФИЗИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА.

Обобщение опыта.

Выполнила:

учитель физической культуры

Артемьева А.Н.

Волгоград

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Информационно-справочные сведения об опыте.………………..3

1.1. Тема опыта………………………………………….………………………...3

1.2.  Автор (Ф.И.О., должность)……….…………………………………………3

1.3. Место функционирования …………………………………………………..3

1.4. Новизна опыта………………………………………………………………..3

1.5. Длительность функционирования…………………………………………..3

1.6. Каким материалом представлен…………………………………………….3

Глава 2. Технические сведения об опыте……………..……………………...5

2.1. Актуальность…………………………………………………………………5

2.2. Задачи, решаемые в опыте…...……………………………………………  10

2.3. Педагогические средства, используемые в опыте………………………...11

2.4. Технология опыта…………………………………………………………...19

2.5. Результативность опыта…………………………………………………….24

Глава 3. Сведения об использовании опыта в массовой практике……...25

3.1. Условия функционирования опыта………………………………………..25

3.2. Научно-практические основы опыта………………………………………26

3.3. Рекомендации последователям опыта……………………………………..27

Приложения …………………………………………………………………….28

Глава 1. Информационно-справочные сведения об опыте.

  1. Тема опыта: Спортивные игры, как средство всестороннего влияния на физическое и нравственное воспитание школьника.
  2. Автор: Артемьева Александра Николаевна, учитель физической культуры.

1.3. Место функционирования: 400039, Россия, г. Волгоград, ул.им.   Колумба, д.1, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 87  Тракторозаводского  района,

        (8442) 70-56-49.

  1. Новизна опыта: усиление воспитательного потенциала как важной задачи национальной образовательной инициативы, практическая направленность на личностное развитие школьника.
  2. Длительность функционирования: 6 лет.
  3. Каким материалом представлен: опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:

приложение № 1 «План спортивно – массовых мероприятий во внеурочное время на 2011 – 2012 учебный год»,

приложение № 2 «Расписание спортивных секций  МОУ СОШ № 87 на 2011-2012 учебный год»,

приложение № 3 Таблица «Уровень здоровья»,

приложение № 4 Тесты «Уровень физической подготовленности»,

приложение № 5  Тесты «Спортивные игры. Баскетбол. Волейбол», приложение № 6 «Таблицы развития координационных способностей»,

приложение № 7 «Метод круговой тренировки с элементами спортивных игр»,

приложение № 8 Сценарий спортивного праздника «Эти разноцветные мячи»,

приложение № 9 «Положение по проведению мини-волейбола»,

приложение № 10 Расписание спортивных перемен для 8-11классов

приложение № 11 Тесты. «Диагностика игровой одарённости»,

приложение № 12 Диаграмма «Количество обучающихся, участвующих в спортивных играх с 2005-2011гг.»,

приложение № 13 График «Количества  обучающихся, вовлеченных в секционную работу по видам спорта с 2005 по 2011гг»,

приложение № 14 График «Места, занятые в рейтинге районной спартакиады школьников по физической культуре с 2005 по 2011гг.».

Глава 2. Технические сведения об опыте.

2.1. Актуальность. 

Спортивные игры за свою более чем вековую историю  снискали огромное число почитателей во всем мире. Присущие им высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников.

Спортивная игра состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски, удары). Спортивной игре присуще: противоборство, целями которого является забить гол сопернику и защитить свои рубежи;  проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать спортивные игры не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды. Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования. Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников проводят подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр, а также двусторонние матчи по мини-играм. Школьники среднего и старшего возраста имеют возможность заниматься спортивными играми на уроках физической культуры и в спортивных секциях, а наиболее одаренных приглашают систематически заниматься в группы подготовки СДЮСШОР.

Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тренером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием, проявляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

Педагог по физической культуре и спорту намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным воспитанием с одной стороны,  способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию.

На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств. Повысился интерес к спортивным состязаниям, в которых участвуют наши спортсмены-соотечественники. Почти каждый второй россиянин испытывал чувство гордости, наблюдая за Олимпийскими играми. Быть патриотом важно для любого человека. Осознание своей причастности к делам и заботам Отечества порождает желание действовать на общее благо.

Каждая деятельность, в том числе игровая, предъявляет к человеку ряд требований. Но любая деятельность развивается, совершенствуется. В командных играх прогресс менее нагляден, но не менее весом. Он здесь идет во многом за счет новых тактических идей, совершенствования взаимодействия, повышения работоспособности. Естественно, меняются и требования, которым должен отвечать игрок. Эти требования, учитывающие динамику игровой деятельности, и формируют игровую пригодность.

Пожалуй, наилучшее определение игровой пригодности:

«...это соответствие между индивидом и игровой деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие игровой деятельности на личность и личности на игровую деятельность» (Н. Попов).

Существует немало примеров, когда ребенок, обладающий всеми необходимыми природными данными для спортивной игры, но не имеющий достаточной мотивации, уклоняется от спортивной деятельности, выбирая порой ту, которая в гораздо меньшей степени соответствует его возможностям. Поэтому одной из главных задач учителя является агитационно-пропагандистская и  педагогическая работа, направленная на воспитание интереса у ребенка к спортивной игре, способствующей решению проблемы взаимного соответствия личности и деятельности.

Главный мотив спортивной игры — стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения. Игровая деятельность включает ряд показателей, общепринятых в спортивных играх: активность, результативность, взаимодействия, ошибки, время игры.

Модели игровой деятельности в различных спортивных играх различны, но и много общего. Например: интеллектуальные проявления весьма значимы и ценятся выше многих важнейших факторов, таких, как чувство мяча, координационные способности, быстрота. Играющему постоянно, практически без пауз, приходится решать оперативные задачи, относящиеся к сфере индивидуальных или групповых тактических действий, требующих высокоразвитых интеллектуальных способностей. Выбор позиции и момента атаки связан, конечно, с предвидением ситуаций и оперативным мышлением, выражающихся в подвижности нервных процессов, умении все видеть, быстроте и рациональности  действий, трудолюбии, уверенность в своих силах, эмоциональность, способность к творчеству, дисциплинированности, целеустремленности, устойчивости внимания. Способность к взаимодействию: это заслоны, подстраховка, выход на свободное место для приема мяча,  умение поддержать боевой дух команды, стабильность действий — это, развивает спортивная игра. Таким образом, наиболее информативными для спортивных игр являются скорость переработки информации, глубинное зрение, кинестезическая чувствительность, свойства внимания. Можно предположить, что они в определенной мере характеризуют способности к игровой деятельности вообще. В целом к наименее компенсируемым психологическим функциям относятся скорость приема информации, переключение внимания, реакция на движущийся объект, а к наиболее компенсируемым — сенсомоторная координация, реакция прогнозирования и сложные реакции.

Спортивные игры удовлетворяют потребность в организации содержательного, созидательного досуга детей, их свободного времени, являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя). 

Игра способна приобщить к нормам гуманистических отношений, сформировать активную позицию личности, научить доброжелательному взаимодействию, взаимопомощи и совместному творчеству.

2.2. Задачи, решаемые в опыте.

Цель опыта заключается в изучении, обобщении и внедрении идеалов всестороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; в обеспечении на этой основе подготовленности школьника к плодотворной трудовой деятельности.

Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических).

С этой  целью мною были поставлены следующие задачи:  

I.Специфическая оздоровительная: изучить, обобщить влияние спортивных игр на развитие физических качеств – ловкости и быстроты, координации, внимания; и нравственных  качеств – взаимовыручки, коллективизма, патриотизма, уважения к сопернику.

II. Общепедагогическая воспитательная: внедрить наиболее эффективные формы работы в урочную и внеурочную деятельность по физическому и нравственному воспитанию.

III. Общепедагогическая оздоровительная: разработать и апробировать комплекс мероприятий по физическому воспитанию, побуждающих к активному образу жизни, позволяющих быть успешными как в учёбе, так и в других видах деятельности.

IV. Образовательная: провести диагностику результативности физических качеств обучающихся 5-6 классов.

2.3. Педагогические средства, используемые в опыте.

Метод - это способ обучения,  наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом обучающихся, в разных условиях.

Методический приём - решает частные задачи, в конкретных условиях. Это  разновидность метода, их много больше чем методов.

Методика обучения - это система методов, методических приёмов, форм организации занятий, для обучения конкретному двигательному действию. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:
I.  Метод строго регламентированного упражнения.
II. Игровой метод (использование упражнений в игровой форме).
III. Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

В своей работе я использую все эти методы при обучении спортивным играм.

I. Методы строго регламентированного упражнения.

Применяются мною для воспитания физических качеств, таких как ловкость, быстрота, выносливость.  Представляют собой комбинации нагрузок и отдыха, направленные на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме, применительно к спортивной игре. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

1.1. Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

1.1.1. Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение перемещений баскетболиста).

1.1.2. Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха (бросок мяча в кольцо со средней дистанции: пять попаданий пять раз)

1.2. Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме, непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма и направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров».  При этом применяются упражнения с прогрессирующей (передачи мяча в стену двумя руками 30 секунд – 45 секунд-1 минуту) и убывающей нагрузкой (прыжки из приседа 15 раз-12 раз-10 раз).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.

1.3. Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 7—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например: броски в кольцо, приседания, передачи мяча, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз.

Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.

  1. Игровой метод.

В системе физического воспитания мною используется игра для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

 

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

1)обеспечение всестороннего, комплексного развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества;

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение  правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм, патриотизм;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся  устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

III.  Соревновательный метод.

 Это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В моей практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (по различным видам спорта первенства города, района, школы, отборочные соревнования, школьные турниры);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.

Одним методом нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

В своей практике я использую урок - как основную форму обучения.

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нём отражаются преимущества классно - урочной системы обучения, которая при массовости охвата обучающихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей обучающихся и обучающимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеурочной работы. Наконец, неоспоримым её преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок - это организационная форма обучения, при которой я в течение  установленного времени могу руководить коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы обучающихся (класса). На уроке мною учитываются особенности каждого, и используются перечисленные выше  методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все обучающиеся овладевали основами спортивной игры непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и нравственных качеств школьника.

Типы современных уроков.

Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и обучающихся на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Её основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:

  • комбинированные, или смешанные, уроки;
  • уроки по ознакомлению обучающихся с новым материалом, имеющие целью знакомство с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;
  • уроки закрепления и повторения знаний;
  • уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
  • уроки выработки и закрепления умений и навыков;
  • уроки проверки знаний.

                            Современные формы  уроков.

1. Интегрированный урок.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью - разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической - созданием и совершенствованием интегрированных курсов, объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений.  Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать обучающимся " мир в целом ", преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой - высвобождаемое учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации обучающимся, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.

В этой связи в своей практике я применяю интегрированные уроки, где для проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами двух наук, других учебных предметов (например: математики – анализ деятельности, географии – уроки путешествия, биологии – строение и функции организма). Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными.

2. Урок-соревнование.

Основу урока-соревнования составляет состязание команд,  чередующихся заданий, предложенных учителем.

Я использую следующие формы проведения таких уроков: эстафеты, соревнования, построенные по правилам спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол, бадминтон, настольный теннис, мини-игры).

В организации и проведении уроков-соревнований выделяют:

  • класс разбивается на 3-4 команды. Каждая команда играет друг с

другом;

  • выбираются капитаны команд, которые руководят действиями своих

товарищей и распределяют, кто из членов команды отвечает за каждого соперника;

  •  судьи, это учитель и обучающиеся не вошедшие в состав команд, которые следят за соблюдением правил соревнования и подводят итоги состязаний. 

В конце урока подводятся командные и индивидуальные итоги. Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня игры.

                                                   

        

2.4. Технология опыта.

«Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет и в работе», - говорил А.С.Макаренко. Учителя знают, что игра помогает развивать у ребят сообразительность, настойчивость, выдержку, наблюдательность, находчивость, коллективизм, а также служит подготовительным звеном в учебной, трудовой деятельности.

Спортивная игра способствует улучшению усвоения умственных и физических способностей, так как в игре умело сочетается обучение, динамичность и личное участие каждого школьника, присутствует межпредметное взаимодействие.  В результате изучения предмета физическая культура с помощью спортивной игры, обучающийся получает глубокие и прочные знания. Вкус к энергичному усвоению двигательных навыков и умений прививается в игре за счёт соревновательного элемента. В спортивной игре формируется чувство партнёрства наряду с чувствами индивидуализма как свойствами личности, умением переносить полученные знания в неспортивные условия.

Всё это находит отражение в моей педагогической практике. При организации уроков мною учитывается моторная плотность, достаточное количество спортивного инвентаря, которое позволяет выполнять любые виды упражнений одновременно всем обучающимся класса.

Для повышения эмоциональности уроков с целью оздоровления организма, поднятия настроения, улучшения работы нервной системы я использую музыкальное сопровождение для выполнения упражнений разминки перед учебной игрой в подготовительной части урока. В заключительной части урока использую музыку для снятия возбуждения центральной нервной системы и приведения организма в состояние покоя.

Занятия по обучению спортивным играм провожу различными способами:

  • поточным;
  • фронтальным;
  • групповым;
  • индивидуальным.

Это позволяет на практике осуществлять дифференцированный подход к каждому занимающемуся, предложив комплекс упражнений в соответствии с уровнем физической подготовленности и учётом индивидуальных особенностей обучающегося.

Ежегодно организую и провожу школьные игровые соревнования по одной или двум параллелям отдельно для девочек и мальчиков. Это массовые спортивные соревнования для обучающихся 5-11 классов [1], а также провожу матчевые встречи для детей, занимающихся в секции по баскетболу.

Наличие спортивных секций по баскетболу для девочек и мальчиков 3-4 классов позволяет проводить дополнительные занятия по обучению спортивной игре [2]. На уроке эти обучающиеся являются помощниками учителю для демонстрации техники движений  баскетболиста и тактики  ведения игры.

В 8-11 классах есть обучающиеся, посещавшие ранее мои секции по волейболу, которые наглядным примером показывают остальным ребятам умение выполнять программные упражнения и демонстрируют знания теоретических основ игры.

На уроках я стараюсь учить детей получать радость от выполнения физических упражнений, от преодоления трудностей для каждого обучающегося, отмечая его успехи. Чтобы следовать этому я для себя определила компоненты физической культуры школьника, которые нуждаются в первоочередном контроле: уровень здоровья (по тестам) [3]; умение выполнять программные упражнения (техника движения); уровень физической подготовленности (тесты) [4]; знания теоретических основ физической культуры  по видам спорта (тесты) [5]. Для документирования контроля составляю таблицы развития координационных способностей  [6]. На уроках по обучению технике спортивных игр я использую  упражнения с различного рода отягощениями в зависимости от возраста, пола и физических способностей. В 5-7 классах упражнения с килограммовыми гантелями и набивными мячами 1-1,5 кг; в 8-11 классах с набивными мячами 1,5-3 кг. Эти упражнения способствуют развитию и укреплению мышц рук, воспитывают чувство уверенности в собственных силах, необходимые  для ведения игры.

Справедлива народная мудрость, утверждающая, что человек познаётся в беде, а ребёнок – в игре. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Спортивные игры и эстафеты укрепляют здоровье, содействуют гармоничному развитию личности, выработке силы воли и характера, формируют умение ориентироваться в окружающей деятельности.

Спортивные игры и эстафеты обладают строгими правилами, сложной техникой и тактикой важными средствами физического и нравственного воспитания. Игры дают хорошую нагрузку  телу и уму, заряжают организм положительной энергией, на этом фоне организм оздоравливается, а соответственно увеличивается работоспособность обучающихся, что благотворно сказывается на их физическом и психическом развитии. В 5-11 классах эффективны методы игровой, соревновательный и круговой тренировки [7], которые используются на разных этапах урока. Например: в подготовительной части урока игра ставит своей целью организовать ребят, здесь используются подвижные игры с элементами спортивной игры (баскетбол – 10 передач без ведения,  «салки» с ведением мяча, «салки» парой;   волейбол – перестрелка двумя мячами). В основной части урока мною используются спортивные игры: баскетбол - «Мяч капитану», волейбол – «Пионербол». Кроме игр использую разнообразные спортивно-игровые эстафеты с различными мячами (теннисными, волейбольными, футбольными, баскетбольными). Спортивные эстафеты: «Эти разноцветные мячи» [8] и спортивные игры: «Рождественские встречи», первенства по мини-играм [9] ежегодно проводятся во внеурочное время. Эти мероприятия позволяют развивать не только двигательную активность, но и формируют у детей представления об олимпийском движении, символах и традициях олимпийских игр, особенностях национальных игр, пропагандируют здоровый образ жизни, способствуют профилактике вредных привычек (в рамках акций «Спорт вместо наркотиков»), влияют на нравственное воспитание: взаимопомощь, поддержка, уважение, патриотизм, гордость.

Применяя здоровьесберегающую технологию, я обучаю детей самостоятельным занятиям физической культурой и спортом с использованием активного отдыха на переменах. Для снижения неблагоприятных функциональных сдвигов из-за статического компонента учебной деятельности, мною на удлиненных переменах для обучающихся 8-11 классов проводятся спортивные игры. После 2-4 уроков школьники по расписанию для своего класса приходят в спортивный зал на 15 минутные занятия [10].

Физическая культура – обязательная часть здорового образа жизни. Итальянский физиолог Анджело Моссо сказал: «Физические упражнения могут заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит физических упражнений». Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку на всю жизнь. Оно редко бывает наследственным, здоровье намного чаще является результатом приложенных собственных сил, труда и знаний.

Таким образом, мною был разработан комплекс мероприятий по физическому воспитанию, побуждающий к активному образу жизни, позволяющий быть успешным как в учёбе, так и в других видах деятельности, влияющий на нравственные качества: доброта, сочувствие, дружба. Он успешно реализуется  в МОУ СОШ № 87 с 2005 года.

               

2.5. Результативность опыта.

Результатом внедрения  своего педагогического опыта считаю:

1)  разработку тестов «Диагностика игровой одарённости» [11];

2)  вовлечение  обучающихся в соревновательную деятельность различного уровня с 2005-2011гг.[12] (диаграмма);

3)  ведение постоянной работы с обучающимися, вовлеченными в секционную работу по видам спорта с 2005 по 2011гг.[13] (диаграмма);

4)  относительная стабильность результатов занятых мест в районном рейтинге спартакиады школьников по физической культуре  с 2005 по 2011гг.[14] (график).

Глава 3. Сведения об использовании опыта в массовой практике.

3.1. Условия функционирования опыта.

1.Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 87 Тракторозаводского района гор. Волгограда.

2. График работы школы: в две смены с 8.00 до 18.00, кроме субботы с 8.00 до 15.00.

3. Контингент обучающихся с разным уровнем физической подготовки и  социальным положением.

4. В учреждении один спортивный зал площадью 180,6 кв.м, две спортивные площадки, спортивный инвентарь.

5.  Моя педагогическая нагрузка 30 часов в неделю.

3.2. Научно-практические основы опыта.

Данный опыт представлен в педагогической практике, но не достаточно широко. Активные формы работы такие, как спортивные эстафеты и игры, соревнования по игровым видам спорта являются важной  составляющей  физического воспитания.

Среди авторов данного опыта можно выделить Нестеровского Д.И., который в работе «Баскетбол. Теория и методика обучения» объясняет, как взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования.

Авторы работы «Теория и методика физического воспитания и спорта» Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. считают, что  физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Новизна моего опыта заключается в изучении, описании и выделении наиболее эффективных форм работы, разработке комплекса спортивно-массовых мероприятий, позволяющих выработать позитивное отношение к здоровью как непреходящей ценности, побудить к активному образу жизни как залогу успешности во всех видах деятельности.  Осуществление физического воспитания в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, в результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности, на нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.

3.3. Рекомендации последователям опыта.

Последователям своего опыта я рекомендую использовать на уроках и внеклассных мероприятиях спортивно-игровые задания и эстафеты различных игровых видов спорта, спортивные игры,  соревнования по игровым видам спорта. Формировать у занимающихся положительные эмоции, применяя музыкальное сопровождение при выполнении спортивной разминки перед игрой, заминки после урока и на эстафетах.

Преподавателю рекомендую внимательно изучить упражнения, самостоятельно повторить несколько раз, записать упражнения схематично, по необходимости подобрать музыку, соответствующую  характеру упражнения. В процессе проведения занятия обучать простым движениям, постепенно усложняя их, составляя из  них комплекс упражнений, направленных на развитие определённой техники или тактики спортивной игры. Задания менять постепенно, закрепляя их учебной игрой 1х1, 2х2, 3х3, постепенно подводя к основным правилам спортивной игры. Обязательно следить за внешними признаками утомления, подсчитывая частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Оценивайте результаты и достижения обучающихся на каждом уроке. Включайте соревновательные задания в урочную работу, это стимулирует обучающихся к самосовершенствованию и достижению наилучшего результата, а так же способствует самостоятельной организации досуга. Личным участием в проведении учебных игр на уроках приобщайте школьников к спортивно-оздоровительному образу жизни. Формируйте ответственное отношение обучающихся к своему здоровью, ведь здоровье – это ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Воспитывайте в  процессе сложной и напряженной учебно-соревновательной деятельности моральные качества школьников, укрепляйте  и закаляйте силу их воли для приобретения ими опыта нравственного поведения, их организованности, дисциплинированности, настойчивости.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

План спортивно – массовых мероприятий во внеурочное время

на 2011 – 2012 учебный год.

 п/п

Мероприятие.

Сроки

проведения.

Участники

соревнований.

Ответственные.

1.

Первенство школы по футболу.

Сентябрь

7 – 11(юноши).

Артемьева А.Н.

2.

Соревнования по лапте.

Октябрь.

3 – 4 (мальчики, девочки).

Горюнова О.В.

3.

Спортивно-игровые эстафеты.

Октябрь

5  классы

Артемьева А.Н.

4.

Мини-волейбол.

Ноябрь.

6-7 классы.

Артемьева А.Н.

5.

Спортивный праздник.

Ноябрь.

1-4  классы.

Горюнова О.В.

6.

Шахматно-шашечный турнир.

Декабрь.

1-11 классы.

Артемьева А.Н.

Горюнова О.В.

Трексель А.М

7.

Спортивный праздник.

Февраль.

3 – 4 классы.

Горюнова О.В.

8.

Школьные соревнования по настольному теннису.

Март.

8 – 11 классы.

Артемьева А.Н.

Трексель А.М.

9.

Мини-баскетбол.

Март.

5 – 6 классы.

Артемьева А.Н.

10.

День здоровья.

Апрель.

1 – 11 классы.

Артемьева А.Н.

Горюнова О.В.

Трексель А.М.

11.

День защиты детей.

Апрель.

1 – 11 классы.

Трексель А.М.

Артемьева А.Н.

Горюнова О.В.

12.

Спортивный праздник

Май.

1– 2 классы.

Горюнова О.В.

Приложение № 2.

Расписание спортивных секций

 МОУ СОШ № 87 на 2011-2012 учебный год.

 п/п

МОУ

СОШ №87

Секции

по видам

спорта.

ФИО

педагога

(в случае

аренды)

        

Дни недели и время занятий.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

1

Баскетбол

Артемьева А.Н.

СДЮШОР №12

(мальчики)

--

--

18.00-19.30

--

--

18.00-

19.30

11.30- 13.00

2

Баскетбол

Артемьева А.Н.

СДЮШОР

№ 2

(девочки)

18.00-19.30

--

--

18.00-

19.30

--

16.30-

18.00

9.00-11.15

3

Спортивное ориентирование

Лихачёв Д.В.

ДЮШС

№ 17

--

18.00-19.30

--

--

18.00-

19.30

--

--

                       

Приложение № 3

ТАБЛИЦА

учёта ЧСС, занимающихся на уроке физической культуры    5 а   класса.

п/п

Ф.И.

обучающегося

ЧСС за 1 минуту (без нагрузки)

Дата  

04.02

09.02

10.02

11.02

16.02

17.02

18.02

24.02

25.02

01.03

02.03

03.03

до

занятий

до

занятий

до

занятий

до

занятий

до

занятий

до

занятий

до

занятий

до

занятий

до

занятий

до

занятий

до

занятий

до

занятий

1

Аббасов Рамазан

66

60

60

66

60

60

66

66

66

60

60

60

2

Артемьев Кирилл

60

60

60

66

60

66

66

60

66

60

66

60

3

Бутенко Илья

72

66

66

72

72

72

66

66

66

72

72

72

4

Воронин Данила

66

60

60

66

66

60

66

60

66

60

66

60

5

Гриб Сократ

60

60

60

66

60

66

60

60

66

60

66

60

6

Киселев Владислав

54

60

54

60

54

60

60

60

60

60

66

66

7

Кострыкина Алина

66

66

60

60

60

60

66

60

66

60

66

60

8

Куркина Светлана

60

60

66

66

60

60

60

60

66

60

66

66

9

Лебедева Алина

66

66

60

60

60

60

66

60

66

60

66

60

10

Микеладзе Нино

66

60

66

66

60

60

60

60

66

60

66

66

11

Новиков Андрей

66

60

60

66

60

66

66

60

60

60

66

60

12

Павлов Алексей

60

66

60

66

60

60

60

60

66

60

66

60

13

Пироженко Вадим

66

60

60

66

60

66

66

60

60

60

66

60

14

Погосян Нарек

60

60

60

66

60

66

66

60

66

60

66

60

15

Ржевский Вадим

72

66

66

66

72

72

66

66

66

72

72

66

16

Романов Алексей

60

60

66

66

60

66

60

60

66

60

66

60

17

Романов Евгений

60

60

60

60

60

66

60

60

66

60

66

60

18

Тазова Анастасия

66

60

66

60

60

60

66

60

66

60

66

60

19

Титух Никита

60

60

60

66

60

66

60

60

66

60

66

60

20

Филимонихин Николай

60

66

66

66

60

66

60

60

66

60

66

60

21

Шурупов Максим

72

66

66

72

72

66

66

72

66

72

72

72

22

Яговкина Дарья

60

66

60

66

60

60

66

60

66

60

66

60

Диагностика здоровья на уроках физической культуры.

 К безнагрузочным пробам относятся:

Проба в покое, сидя (качественная оценка величины пульса):

  • отлично (менее 50),
  • хорошо (51-69),
  • удовлетворительно (70-80),
  • плохо (более 81)

Нагрузочные пробы:  

Проба Руфье. Измеряется ЧСС (частота сердечных сокращений) в спокойном состоянии за 15 сек (Р1), затем испытуемый выполняет приседание в течение 30 сек (30 – мальчики, 24 - девочки). Стоя измеряется пульс за 15 сек первой минуты восстановления (Р2) и за 15 сек второй минуты (Р3). Результаты в виде индекса Руфье:  

ИР = (4(Р1+ Р2 + Р3) – 200) / 10.

 Проводим оценку индекса Руфье по четырём категориям:

  • Диапазон «0-10» - отлично
  • «10-16» - хорошо
  • «16-20» - удовлетворительно
  • «20 и более» - неудовлетворительно.

На уроках физической культуры необходимо применять тесты продолжительностью 3-5 минут, с охватом всего класса, имеющие простой математический аппарат для расчёта результата, при тестировании должно использоваться простое оборудование или несложные упражнения.

Предложенные пробы  могут использоваться в практической деятельности педагога для  выявления уровня здоровья и контроля физического развития школьников.

Вывод: используя безнагрузочную пробу  в покое, сидя  в 5 а классе, получили:  

  • у 87 % обучающихся качественная оценка величины пульса «хорошая»,
  •  у 13 % - «удовлетворительная».

Приложение № 5

Тест

«Спортивные игры. Баскетбол»

1. Впервые мужская команда СССР заняла 1-е место на Олимпийских играх в:

а) 1964 г. на XVIII Олимпийских играх;

б) 1968 г. на XIX Олимпийских играх;

в) 1972 г. на ХХ Олимпийских играх.

2. Сколько игроков-баскетболистов могут одновременно находиться на баскетбольной площадке во время соревнований?

а) 5 человек;

б) 10 человек;

в) 12 человек.

3. В игре баскетболист часто перемещается боком приставными шагами. Эти шаги выполняются:

а) подпрыгиваниями;

б) как бы скольжением;

в) переступанием.

4. Перед выполнением приёмов баскетболист принимает стойку баскетболиста. Какое продолжение является ошибкой в данной стойке?

а) Ступни расставлены на ширину плеч;

б) Одна нога выставлена вперёд;

в) Ноги выпрямлены в коленях;

г) Масса тела равномерно распределена на обеих ногах.

5. Нельзя делать передачу мяча партнёру, если он:

а) находится позади вас;

б) находится далеко от вас;

в) не смотрит на вас;

г) «оторвался» от соперника.

6. Что является ошибкой при ловле баскетбольного мяча?

а) Ловля мяча с амортизацией сгибанием рук;

б) Ловля мяча на прямые руки;

в) Ловля мяча на уровне груди;

г) Сближение кистей рук и расстановка пальцев.

7. При ведении мяча наиболее частой ошибкой является:

а) «шлёпание» по мячу расслабленной руки;

б) ведение мяча толчком руки;

в) мягкая встреча мяча с рукой.

8. Остановку баскетболист применяет ля внезапного прекращения движения. Какое из положений правильно при выполнении остановки?

а) Остановка выполнена на согнутые ноги;

б) Перенесён центр массы тела на выставленную вперёд ногу;

в) Остановка выполнена на прямые ноги;

г) Стопы поставлены на одну фронтальную линию.

9. Нельзя вырывать мяч у соперника:

а) захватом мяча двумя руками;

б) захватом мяча одной рукой;

в) ударом кулака;

г) направлением рывка снизу-вверх.

10. На рис. VII показан способ передачи мяча:

а) двумя руками от живота;

б) двумя руками от груди;

в) двумя руками от головы.

11. При броске мяча одой рукой от плеча с места ошибкой является:

а) разгибание ног в коленных суставах;

б) вынос руки с мячом по средней линии лица;

в) вынос руки с мячом сбоку от лица;

г) заключительное движение кистью.

12. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении считается одним из основных и самым простым в баскетболе. Что является ошибкой в сочетании «ведение – два шага - бросок»?

а) Выполнение широких шагов;

б) Ловля мяча в опорном положении;

в) Выпрыгивание вверх при броске мяча;

г) Бросок мяча правой рукой при отталкивании левой ногой.

13. Выполняя ведение мяча и сближаясь с соперником, игрок защищает мяч:

а) отталкивая соперника рукой;

б) поворачиваясь к сопернику спиной;

в) небольшим наклоном и поворотом туловища от соперника.

14. При выходе к кольцу сбоку наиболее результативным оказывается бросок:

а) с отскоком мяча от щита;

б) «чистый» бросок мяч в кольцо.

15. Какие действия при обводке соперника наиболее правильны?

а) Чередование ведения мяча правой и левой рукой;

б) Ведение мяча дальней по отношению к сопернику рукой;

в) Ведение мяча ближней по отношению  к сопернику рукой.

16. При выполнении «чистого» броска в кольцо (без отскока от щита) баскетболист фиксирует свой взгляд:

а) на ближнем крае кольца;

б) на дальнем крае кольца;

в) на малом квадрате на щите.

17. Допускается ли команда до соревнований, если в её составе менее 5 человек?

а) Допускается;

б) Не допускается;

в) Допускается с согласия соперников.

18. Команда получает три очка при попадании мяча в кольцо, если мяч брошен:

а) с линии штрафного броска;

б) из-под щита;

в) из-за линии трёхочковой зоны.

19. На каком расстоянии от игрока, вбрасывающего мяч, должны находиться другие игроки?

а) Не менее 1 м.;

б) Не менее 1,5 м.;

в) Не менее 2 м.

20. При выполнении штрафного броска каждое попадание засчитывается:

а) за одно очко;

б) за два очка;

в) за три очка.

21. Игрок, остановившийся после ведения мяча, не имеет права:

а) выполнить передачу мяча партнёру;

б) выполнить бросок мяча в кольцо;

в) возобновить ведение мяча.

22. При потере мяча все игроки переходят к защитным действиям. Защитник должен занять позицию:

а) между нападающим и корзиной;

б) сбоку от нападающего;

в) под своим щитом в готовности поймать отскочивший от щита мяч.

23. Перехват мяча – это активный приём защиты. Успех в перехвате мяча в основном зависит от:

а) расстояния между игроками;

б) своевременности и быстроты перехвата мяча;

в) скорости передачи мяча между партнёрами.

24. Неправильный приём мяча часто приводит к повреждению пальцев. Каковы правильные действия травмированного игрока?

а) Продолжить тренировку до конца;

б) Согреть повреждённое место и наложить тугую повязку;

в) Охладить повреждённое место и наложить тугую повязку

25. Играя в зоне нападении, нельзя выполнить передачу:

а) в сторону кольца соперника;

б) в свою зону защиты;

в) игроку в зоне штрафного броска.

26. Выберите вариант, который обозначает жест судьи – «перерыв в игре» (рис. VIII):

а) 1;

б) 2;

в) 3.

27. Основными техническими приёмами в баскетболе являются четыре приёма: передача, ловля, ведение мяча: передача, ловля, ведение мяча. Какой четвёртый приём не назван?

а) Прыжок;

б) Пробежка;

в) Бросок;

г) Заслон;

д) Комбинация.

28. Игра начинается вбрасыванием судьёй мяча в центре круга. Разыгрывающим игрокам нельзя:

а) отбивать мяч одной рукой;

б) отбивать мяч двумя руками;

в) ловить мяч обеими руками.

29. За грубое нарушение правил, за неспортивное поведение игрок получает фол. За какое количество полученных им фолов игрок выбывает из игры?

а) Три;

б) Пять;

в) Семь.

30. За нарушение правил баскетбола, такие, как:

«ведение двумя руками», «двойное ведение», «прыжок с мячом», «пробежка», «3 секунды», «5 секунд», «зона», судья назначает (даёт):

а) штрафной бросок в кольцо;

б) предупреждение;

в) вбрасывание из-за боковой линии.

Правильные ответы:

1 – а;  2 – б;  3 – б;  4 – в;  5 – в;  6 – б;  7 – а;  8 – а;  9 – в;  10 – б;  11 – в;  12 – б;  

13 – в;  14 – а;  15 – б;  16 - а;  17 – б;  18 – в;  19 – а;   20 – а;  21 – в;  22 – а;  23 – б;

 24 – в;  25 – б;  26 – а;  27 – в;  28 – в;  29 – б;  30 – в.

Тест

«Спортивные игры. Волейбол»

1. Основным способом приёма и передачи мяча в волейболе является:

а) нижняя передача мяча двумя руками;

б) нижняя передача одной рукой;

в) верхняя передача двумя руками.

2. Верхняя передача мяча выполняется приёмом мяча:

а) на все пальцы обеих рук;

б) на три пальца и ладони рук;

в) на ладони;

г) на большой и указательный пальцы обеих рук.

3. При приёме мяча двумя руками снизу не рекомендуется принимать мяч:

а) на сомкнутые предплечья;

б) на раскрытые ладони;

в) на сомкнутые кулаки.

4. Обязательным условием правильного выполнения верхней передачи мяча является:

а) приём игроком стойки волейболиста;

б) своевременный выход игрока под мяч и выбор исходного положения;

в) своевременное сгибание и разгибание ног.

5. При верхней передаче мяча на большое расстояние передача заканчивается:

а) коротким движением рук и полным выпрямлением ног;

б) полусогнутыми руками;

в) полным выпрямлением рук и ног.

6. При приёме мяча сверху соприкосновение пальцев с мячом должно происходить на:

а) уровне верхней части лица в 15-20 см. от него;

б) расстоянии 30-40 см. выше головы;

в) уровне груди.

7. Что является ошибкой при приёме мяча сверху?

а) Приём на выставленные вперёд большие пальцы рук;

б) Приём на кисти рук;

в) Приём на все пальцы рук.

8. Какой способ приёма мяча следует применить, если подача сильная и мяч немного не долетает до игрока?

а) Сверху двумя руками;

б) Снизу двумя руками;

в) Одной рукой снизу.

9. Часто при неправильном приёме мяча сверху происходит растяжение мышц (связок) большого пальца руки. Что нельзя делать при оказании первой доврачебной помощи?

а) Охлаждать повреждённый сустав;

б) Согревать повреждённый сустав;

в) Обратиться к врачу.

10. Есть ли ошибка в постановке пальцев при приёме мяча сверху (рис. I)?

а) Ошибки нет;

б) Ошибка есть.

11. Какой подачи не существует?

а) Одной рукой снизу;

б) Двумя руками снизу;

в) Верхней прямой;

г) Верхней боковой.

12. Выпрыгивание на блок выполняется толчком вверх:

а) одной ногой;

б) обеими ногами.

13. Укажите неправильное исходное положение рук при блокировании (рис. II):

а) 1;

б) 2.

14. Напишите, какие действия или термин относятся к волейболу:

1) очко; 2) гол; 3) зона; 4) пенальти; 5) подсечка; 6) переход; 7) блок; 8) вне игры; 9) партия; 10) штрафной удар.

а) 1, 3, 6, 7, 9;

б) 1, 2, 5, 7, 10;

в) 2,  4, 6, 8.

15. Волейбольная площадка условно делится на зоны. На какой из площадок правильно обозначены зоны (рис. III)?

а) 1;

б) 2;

в) 3.

16. Укажите правильное направление перехода из зоны в зону при при получении прва на подачу (рис. IV).

а) 1;

б) 2;

в) 3.

17. На крупных соревнованиях по волейболу игра проводится из:

а) двух партий;

б) трёх партий;

в) пяти партий.

18. До скольких очков ведётся счёт в решающей (3-й или 5-й) партии?

а) До 15 очков;

б) До 20 очков;

в) До 25 очков.

19. Допускается ли команда волейболистов до участия в соревнованиях, если в её составе 5 человек?

а) Допускается;

б) Не допускается;

в) Допускается с согласия команды соперника.

20. Сколько касаний мяча может сделать принимающая подачу команда, если приём мяча с подачи считать первым касанием?

а) Одно;

б) Два;

в) Три.

21. Если после разрешения судьи на подачу, подающий игрок подбросил мяч и не произвёл по нему удар, то:

а) подача считается проигранной;

б) подача повторяется этим же игроком;

в) подача повторяется другим игроком этой же команды.

22. Если при подаче мяч коснулся сетки и перелетел на сторону соперника, то:

а) подача повторяется;

б) игра продолжается;

в) подача считается проигранной.

23. Если при подаче мяча подающий игрок наступает на заметку задней линии площадки или переходит её, то:

а) подача повторяется;

б) подача считается проигранной;

в) игра продолжается.

24. Сколько игроков-волейболистов могут одновременно находиться на волейбольной площадке во время проведения соревнований?

а) Шесть;

б) Десять;

в) Двенадцать.

25. Какой жест судьи означает удаление игрока с площадки (рис. V)?

а) 1;

б) 2;

в) 3.

26. Какой жест судьи означает «спорный мяч» (рис. VI)?

а) 1;

б) 2;

в) 3.

27. Игроки каких зон могут принимать участие в групповом блоке (ставить групповой блок)?

а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 4;

в) 3, 4, 5.

28. Специальная разминка волейболиста включает в себя:

а) беговые упражнения;

б) упражнения с мячом;

в) силовые упражнения.

29. При каком счёте может закончиться игра в первой партии?

а) 15:13;

б) 25:26;

в) 27:29.

30. Стойка волейболиста помогает игроку:

а) быстро переместится «под мяч»;

б) следить за полётом мяча;

в) выполнить нападающий удар.

Правильные ответы:

1 – в.         7 – в.                          13 – а.                          19 – б.                     25 – а.

2 – а.         8 – б.                          14 – а.                          20 – б.                     26 – б.

3 – б.        9 – б.                          15 – в.                          21 – а.                     27 – б.

4 – б.        10 – а.                        16 – а.                          22 – б.                     28 – б.

5 – в.        11 – б.                        17 – в.                          23 – б.                     29 – в.

6 – а.        12 – б.                        18 – а.                          24 – в.                      30 – а.

Приложение № 7

                                                     Ноги

                                                    Ноги

                                         Руки

Метод круговой тренировки с элементами спортивных игр.

Приложение № 8

Сценарий

Праздника для 5-6 классов «Эти разноцветные мячи».

Ход праздника:

Зазывала 1: Начинаем мы программу

                     Для гостей, друзей, для всех!

Зазывала 2: Начинаем панораму

                     Удивительных затей!

Зазывала 1:  Замер тихо стадион

                      Кто же будет чемпион?

Зазывала 2:  Кто укатит мячик вдаль,

                     Тот получит и медаль!

Ведущий:

1. «Догони мяч» (резиновые мячи четырёх цветов) 3д + 3м

Впереди стоящие игроки меняются мячами. По команде первые выполняют бросок вперёд и бегут каждый за своим мячом. Взяв мяч, возвращаются назад. Прибежавший первым приносит очко своей команде.

Музыкальное сопровождение  (Шапокляк)  

Зазывала 1:  Спортивные игры –

                      Жаркие схватки,

                     Где небывалый накал страстей.

Зазывала 2:  Где духом единым

                     Старается каждый

                     Соперникам больше забить мячей.

Ведущий:

2. «Ведение мяча». (Б/б мячи)

По команде первые ведут мяч до ориентира, оббегают его и ведут мяч назад, добежав передают мяч из рук в руки следующему.

Музыкальное сопровождение  (Шапокляк)  

Зазывала 1: Круглый мячик звонко скачет,

                     От моей руки не плачет.

Зазывала 2:  Хоть я бью его по спинке,

                      Он хохочет, нет причинки!

Ведущий:

3. «Переда по цепочке» (разные мячи по 7 шт.)

Учащиеся строятся в обруч. По сигналу первые передают мячи один за другим, а последний складывает в коробку.

Музыкальное сопровождение (Ничего на свете…)

Зазывала 1: Ноги врозь! Наклонились на авось.

                     Плавно мячик прокати.

                     Кто последний? Возврати!

Ведущий:

4. «Догони и прокати» (волейбольный мяч) 3д х 3м, стойки.

Команды стоят ноги врозь. По команде первый бежит с мячом в руках, оббегает стойку и возвращается назад в конец колонны и оттуда прокатывает мяч под ногами. Впереди стоящий берёт мяч и продолжает бег.

Музыкальное сопровождение (Бременские музыканты)

Ведущий:

5. «Удержи мяч» (футбольный мяч), обручи, стойки 5д х 5м  

У первого игрока мяч зажат между ног. По сигналу первые прыгают до стойки и оставляют мяч в обруче, бегут назад. Вторые бегут к обручу, зажимают мяч ногами и скачут назад

Музыкальное сопровождение (Чунга-Чанга)

Зазывала 1:  Вверх подброшу мячик свой,

                      Точно будет надо мной.

Зазывала 2:  На лету схвачу руками,

                      Подтяну к груди руками.

Ведущий:

6. «Передал - садись» (баскетбольные мячи) 3д х 3м

По одному водящему стоят напротив колонн на 2 м. По команде передают мяч первому, тот возвращает мяч назад водящему и приседает…

Последний, передав мяч, остаётся стоять, а водящий поднимает мяч вверх. Музыкальное сопровождение  (Облака)

Ведущий:

7. «Большая эстафета» 3д х 3м 1. Первые игроки с баскетбольными мячами катят мяч до ориентира, а назад ведут.

2. Вторые игроки с двумя волейбольными мячами бегут до стойки и назад.

3. Третий – сидит на баскетбольном мяче, обратно бежит с мячом в руках.

4. Двое держат баскетбольный мяч руками и бегут до стойки и назад.

5. Шестой – ведёт футбольный мяч до стойки, а назад, взяв мяч, бежит назад.

Музыкальное сопровождение  (Песенка о лете)

Зазывала 1:  Праздник весёлый закончить мы рады,

Зазывала 2:  Вручить всем хотим призы и награды.

Награждение команд.

Зазывала 1 и 2 (вместе):  Вот и настал момент прощанья.

 Говорим всем. До свиданья!

 Приложение № 9

Положение

 о проведении соревнований по волейболу среди обучающихся образовательного учреждения МОУ СОШ №87 Тракторозаводского района в 2011-2012 году.

1. Цель.

Соревнования по волейболу среди обучающихся общеобразовательных учреждений проводятся с целью популяризации и пропаганды здорового образа жизни, дальнейшего развития волейбола в Тракторозаводском районе.

2. Задачи.

- определить сильнейшие команды и спортсменов;

- привлечь к регулярным занятиям физическим упражнениями и спортом.

3. Руководство проведением соревнований.

Руководство соревнованиями осуществляет руководитель методического объединения Артемьева А. Н. учитель физической культуры. Непосредственное проведение соревнований возлагается на главную судейскую коллегию. Главный судья соревнований Артемьева А. Н.

4. Участники соревнований.

В соревнованиях принимают участие сборные команды юношей и девушек 6-7 классов школы №87. В состав команды входят обучающиеся данных классов, допущенные врачом к соревнованиям. Соревнования проводятся раздельно для девушек и юношей. Состав команд: 8 игроков + 1 представитель. Форма одежды – спортивная, короткая.

5. Время и место проведения.

Соревнования проводятся в спортивном зале МОУ СОШ №87 среди девушек и среди юношей. Начало соревнований в 13:00 16-17 ноября.

6. Программа соревнований.

Игры проводятся по правилам федерации волейбола с определением победителей в матчах из трёх партий. За победу команде начисляется 2 очка, за поражение - 1 очко, за неявку – 0. Соревнования проводятся по системе с выбыванием. В финал выходят по 2 лучшие команды.

7. Награждение.

Победители соревнований награждаются: грамотой на команду МОУ СОШ №87.

8. Финансирование.

Финансовые расходы, связанные с проведением соревнований, награждаем: грамотами, несёт администрация МОУ СОШ №87.

9. Обеспечение безопасности.

Обеспечение безопасности возлагается на главную судейскую коллегию, классных руководителей классов, представителей команды, главного судью соревнований и руководителя образовательного учреждения.

10. Заявки.

Заявки на участие в соревнованиях, заверенные врачом и классным руководителем образовательного учреждения подаются в главную судейскую коллегию 16 ноября 2011 года за 30 минут до начала игры.  

Приложение № 11

ТЕСТЫ.

«Диагностика игровой одаренности».

Задачи тестов заключаются в определении способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и настойчивости, рациональности и оригинальности оперативных решений, концентрации внимания и координации движений.

Мною приводятся модельные тесты, которые являются лучшим средством такой диагностики, построенные на материале подвижных игр. Именно они позволяют оценить не каждую способность отдельно, а такие их сочетания, которые характерны для спортивных игр.

Тест 1. «Бегуны».

Игра проводится в прямоугольнике 12х9 м. Одна половина играющих («ловцы») располагается в шеренгу перед одной из лицевых линий лицом к прямоугольнику. Другая - «бегуны», в шеренге внутри прямоугольника у противоположной лицевой линии лицом к «ловцам».

Установка играющим: «ловцам» - осалить возможно больше бегунов, «бегунам» - ни разу не быть осаленным.

По свистку «бегуны» разбегаются по площадке. Одновременно первый в шеренге ловец стремительно выбегает в поле и пытается осалить как можно больше «бегунов». Те, в свою очередь, стараются увернуться от него. Осаленные выходят за границы площадки и выстраиваются в шеренгу у одной из боковых линий.

Через 20 сек. раздается свисток, прерывающий игру. Ловец возвращается «домой» и становится в конец своей шеренги. Фиксируется количество осаленных, а также их нагрудные номера. После этого они снова вступают в игру. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все «ловцы». Затем игроки меняются ролями.

Тест 2. «Охота».

Игра проводится в квадрате 9х9 м или круге диаметром 18 м. Половина играющих располагается перед ограничивающими его линиями или за кругом равномерно - «охотники». Другая половина свободно размещается внутри квадрата или круга - «утки». Задача «охотников» — попасть волейбольным мячом в «уток», а задача последних - поймать как можно больше мячей с  лета. Установка играющим: стараться поймать мяч, но избегать осаливания, охотникам - стараться быстрее выбить «уток».

Владеющий мячом охотник по свистку бросает его в утку любым способом или передает партнеру, находящемуся ближе к уткам.

«Подстреленная» или поймавшая мяч утка громко называет свой номер, а игра не прерывается, пока не истечет ее время (3 мин.). Затем играющие меняются ролями.

За каждый удачный «выстрел» охотник получает одно очко. «Подстреленная» утка штрафуется одним очком, но возвращает его себе при удачной ловле.

Тест 3. «Борьба за мяч».

Игра проводится на баскетбольной площадке обычных размеров и по общему рисунку напоминает баскетбол, но без бросков в корзину. Установка командам:

дольше удержать мяч в своей команде, препятствуя сопернику в выполнении такой же задачи (перехват, «держание» мяча с помощью обманных действий на месте, ведение и передачи партнеру). Выигрывает команда, игроки которой большее количество раз владели мячом. Целесообразный состав команды — 5 человек.

За овладение мячом игрок получает одно очко. По сумме очков играющие распределяются в ранговом ряду.

Тест 4. «Разведка».

Игра проводится в кругу диаметром 2 м. В его центре помещают волейбольный мяч. Установка играющим:

«разведчикам» — быстрее унести мяч за круг и не быть осаленным, «часовым» — постараться осалить разведчика. К мячу вызываются одновременно два игрока: один из команды разведчиков — другой — часовых. Задача разведчика состоит в том, чтобы, усыпив бдительность часового, выбежать из круга с мячом в руках. Часовой должен успеть осалить разведчика, пока тот не вышел с мячом из круга. Учитывается количество движений разведчика и время от начала движений до касания мяча.

Когда сыграют все участники команд, они меняются местами. Выигрывает команда, в которой меньше осаленных разведчиков.

Для баскетболистов проводится и пятый тест.

Тест 5. «В щит».

Группа делится пополам. Каждая половина играет у одного щита. На линии штрафного броска ставится 5 мячей. Установка играющим: быстро и точно производить броски. По свистку игрок, стоящий на расстоянии 1 м за линией штрафного броска, подбегает к мячам и бросает их по очереди в щит любым способом. Ему необходимо сделать пять бросков.

Выигрывает команда, потратившая меньше времени на игру. Оценивается также время, затраченное каждым игроком.

Результаты игровых тестов вносятся в сводную таблицу, в которой определяется место, занятое каждым кандидатом в каждом упражнении и модели в целом.


[1] См. приложение № 1

[2] См. приложение № 2

[3] См. приложение № 3

[4] См. приложение № 4

[5] См. приложение № 5

[6] См. приложение № 6

[7]  См. приложение № 7

[8] См. приложение № 8

[9]  См. приложение № 9

[10]  См. приложение № 10

[11] См. приложение № 11

[12] См. приложение № 12

[13] См. приложение № 13

[14] См. приложение № 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»

В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...

Сценарий педсовета "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС НОО"

Корректировка подходов и технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников....

Игра как средство физического и нравственного воспитания школьников

В статье раскрывается роль подвижных игр в жизни ребенка. Во время игры активизируется двигательная и познавательная деятельность школьников, происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверен...

Выступление на родительском собрании "Влияние ИКТ на духовно-нравственное воспитание школьников"

Одной из главных целей современного образования является адаптация учащихся к жизни в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сф...

"Осетинские народные игры - как неотъемлемая часть физического и нравственного воспитания школьников"

laquo;Подвижные игры, как традиционные средства обучения школьников.»...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...