Развитие кругозора детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата
статья по теме

Морозова Евгения Витальевна

Статья, написанная для сборника "Актуальные вопросы качества жизни детей и выпускников с тяжелыми множественными нарушениями развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stolknuvshis_s_trudnostyami.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Евгения Витальевна, ГБОУ «Центр Динамика», воспитатель

Регистрационная карточка автора

ФИО (полностью)

Морозова Евгения Витальевна

Соавторы (ФИО полностью)

Наименование публикации

Развитие кругозора детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Необходимое количество экземпляров книг

Телефон, e-mail

Развитие кругозора детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

«Столкнувшись с трудностями, нельзя сдаваться, бежать. Вы должны оценивать ситуацию, искать решения и верить в то, что всё делается к лучшему. Терпение — вот ключ к победе»

Ник Вуйчич

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это особая категория детей в педагогической практике. В силу их нарушений, у кого-то незначительных, а у кого-то накладывающих отпечаток на всю их жизнь, им недоступны многие вещи, которыми могут заниматься дети, не имеющие подобных нарушений. Доступная среда создана далеко не везде, и зачастую подросток на инвалидной коляске или ходунках не может самостоятельно передвигаться по городу, пользоваться общественным транспортом, не во все театры, музеи и поликлиники он может зайти сам, практически везде ему нужна помощь сопровождающего. О поездках за город, прогулках по парку, лесу говорить вообще не приходится.

Очень многие наши дети, в силу их опорно-двигательных нарушений и вследствии семейной ситуации, когда у большинства воспитанием занимается один родитель, постоянно занятый на работе, проводят все свое внешкольное время дома, в четырех стенах, где единственным их развлечением является компьютер и телевизор. Их кругозор очень ограничен, они живут в своем узком мирке, мало знакомы с реальной жизнью, а их познавательные интересы сведены к минимуму.

Да, нашим детям очень многие вещи остаются и будут оставаться недоступными. Можно это сделать их потолком, а можно – точкой отсчёта. Можно держать их дома и не выпускать в реальный мир, а можно, как родители Ника Вуйчича, подумать, что можно сделать, чтобы дать детям по максимуму того, что возможно.

В школе «Динамика» учителя в рамках обычных уроков и внеклассных занятий дают своим ученикам знания о реальном мире, об искусстве, необходимые для формирования их познавательного интереса и расширения кругозора. Педагоги школы организовывают для детей экскурсии в музеи, поездки в театры, посещение общегородских мероприятий. В рамках внеклассного времени силами учителей и педагогов организуются внешкольные мероприятия, каждое из которых тщательно продумывается и служит для решения задач, связанных с дальнейшим становлением личности ученика школы.

Приступая к проведению «Рождественских чтений» мы ставили себе глобальную задачу. Дело в том, что наши дети, особенно пятиклассники и шестиклассники, крайне мало читают или не читают книг вообще. В следствии этого у них наблюдается очень ограниченный словарный запас, к примеру, они не знают значений таких простых слов, как камин, подкова, вдова, трактир и других. Да, возможно, некоторые из этих слов уже устарели и постепенно уходят из нашей обыденной речи, но они до сих пор встречаются в книгах, в фильмах, и часто являются ключом к пониманию происходящего в этих произведениях. Но мало того, что они не понимают значения некоторых слов. Как показала практика, дети не могут объяснить простыми словами значения уже знакомых им слов, которые они регулярно употребляют в своей речи. К тому же, у них достаточно слабо развито воображение. К примеру, на уроках литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» им приходится объяснять и показывать буквально каждую строчку. Пятиклассники просто не могут понять, как это «и грянул бой. Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи…» или «слились в протяжный вой». Что такое «дым летучий»? Откуда он? Что такое «протяжный вой»?

Так может быть, речевое развитие не играет такой уж заметной роли в развитии ребенка? Между тем, если мы поднимем любую научную статью на тему развития интеллекта, то увидим, что существует прямая взаимосвязь между умственным развитием ребенка и развитием его речи. Долго распинаться на эту тему не имеет смысла – уже написано миллионы статей, книг и других научных работ. Можно лишь заметить, что бедность словарного запаса соседствует с бедностью воображения детей и с невысоким познавательным интересом. Современные дети все чаще выбирают компьютерные игры и пустое времяпрепровождение в социальных сетях вместо учебы, чтения книг, занятия спортом и хобби. В данном случае, это не беда только детей с ДЦП, мы говорим о проблемах всех современных детей в целом, и даже тех, которые родились здоровыми. В результате современные подростки совсем не знают жизни, у них не сформированы жизненные планы и цели, они ничего не хотят, не желают работать и чего-то добиваться, в ближайшей перспективе они не представляют, в какой ВУЗ или техникум поступить, какую профессию выбрать.

Планируя «Рождественские чтения», мы ставили себе целью пробудить познавательный интерес детей, побудить их больше читать хороших книг, обогащать словарный запас, развить их фантазию. Как мы уже успели убедиться, наши дети очень восприимчивы ко всему новому и готовы участвовать в развивающих мероприятиях.

Сначала была идея организовать вечер сказки, всех детей посадить в круг и почитать им какие-нибудь интересные сказочные истории, возможно, по ролям, сопровождая их показом картинок-илллюстраций на экране или музыкой. Затем возникла идея связать этот вечер с Рождеством и Святками, рассказать детям о традициях празднования этих праздников, об их смысле, оторвать их на какое-то время от повседневных забот и погрузить их в волшебных мир рождественских и святочных историй. В итоге это вылилось в три вечера «Рождественских чтений».

Для того, чтобы погрузить детей в другой мир, мы особым образом оформили помещение, где должны были проходить встречи: в классе были накрыты красивыми скатертями столы со свечами, зеркалами, волшебными фигурками, на доске висели фигурки из бумаги ангелов и звездочек, вместо обычных стульев мы предложили ребятам пересесть на диванчики с мягкими пледами и подушками.

В первый день был рассказ о традициях празднования Рождества, о смысле этого праздника, и была прочитана веселая сказка шведского писателя Свен Нурдквиста «Рождество в домике Петсона». Она вызвала большой отклик среди ребят, они искренне смеялись и сопереживали героям книги – Петсону и его другу, говорящему котенку Финдусу. Чтение книги сопровождалось показом на большом экране забавных иллюстраций к этой книге. В конце вечера детям было предложено угощение – имбирный напиток.

Во второй день также был продолжен рассказ о смысле Рождества, и прочитан грустный рассказ со счастливым концом Саши Черного «Рождественский ангел». Причем произведение читали по очереди ученики 9 класса для малышей. Эта история взволновала детей, проняла их до глубины души, дала возможность посочувствовать бедным героям, с которыми в волшебную ночь произошло настоящее чудо.

Третий день был посвящен празднику Крещения, также было рассказано кратко о смысле этого праздника, о Святках, о свойствах воды, и прочитаны стихи и русская народная сказка про гадание, после чего ребятам было предложено простое гадание на чае и в конце каждый получил печень с предсказанием.

По отзывам, которые мы получили от наших пятиклассников и шестиклассников (а именно на них в первую очередь были рассчитаны наши «Рождественские чтения») им очень понравились и литературные произведения, которые они услышали, и сам формат мероприятия. Они предложили провести подобные встречи на Пасху. «Рождественские встречи», несомненно, обогатили их словарный запас, их знания об истории и традициях родной страны.

Конечно, для решения задачи, которую мы ставили перед собой в самом начале, эпизодических мероприятий мало, необходима комплексная работа с детьми, которую будут вести сообща педагоги, классные руководители и родители, но первые шаги в этом направлении, и, надеемся, успешные шаги, уже сделаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие моторики у детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Методические рекомендации для учителей и воспитателей, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья....

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Речевое развитие у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

При ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом. Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностя...

План - программа по формированию осознанного отношения к здоровью у детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Приобщение детей к здоровому образу жизни, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата,  является важнейшим аспектом работы учителя физической культуры....

Влияние элементов арт-терапии на развитие чувства ритма и психоэмоциональное благополучие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья посвящена специфике применения арттерапевтических методиках при работе с детьми с ОВЗ, в ней раскрываются методы и приемы формирования музыкальной культуры у детей, развития личности....

Статья на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК"

 В основу моей статьи легла работа с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях Центра детского творчества. Более трех лет я веду индивидуальные занятия с ребенком...

Развитие мышления у детей с тяжелым нарушением речи и опорно-двигательного аппарата

У детей с ОНР при первично сохранном интеллекте наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Интеллектуальная деятельность ча...