ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7 КЛАСС
методическая разработка по физкультуре (7 класс) на тему

Коростелева Татьяна Николаевна

  

Рабочая программа для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура»;   на основе Примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ,  комплексной программы физического воспитания основного общего образования по физической культуре авторов Ляха В.И. и Зданевича А.А.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Виленского М.Я. для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура»;   на основе Примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ,  комплексной программы физического воспитания основного общего образования по физической культуре авторов Ляха В.И. и Зданевича А.А.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Виленского М.Я. для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 г.

Характеристика учебного предмета

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

- приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни

- содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.     

    Задачи:

  • содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных  и кондиционных способностей.
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  • представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • содействие развитию психических процессов.

     В процессе обучения    применяются  методы физического воспитания:

  • словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
  • наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.);
  • метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
  • методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).

 

Используются  современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
  • личностно-ориентированное и дифференцированное обучение -  применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
  • информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры;

    Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения  уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов  по плану на уроках легкой атлетики. Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения  по пройденным разделам программы.     

Место  в базисном  и учебном плане школы

      В соответствии с  федеральным базисным планом и  учебным планом  МБОУ  СОШ №5 учебный предмет «Физическая культура»  является обязательным в основной школе и на его изучение отводится 102 часа в год при трехразовых занятиях в неделю.

   Содержание программного материала  

         Содержание программного материала  имеет две основных части: базовую часть  и вариативную (дифференцированную) часть. Для освоения базовых основ физической культуры в 7 классе отведено    75 часов, на вариативную часть  27    часов.  Программа состоит из двух разделов: теоретической части «Основы знаний о физической культуре»  и практической части «Двигательные умения, навыки и способности». Содержание раздела «Основы знаний о физической культуре»  отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека. Программный материал по этому разделу  — осваивается в каждой четверти на первых уроках 8-10 минут,  в течение четверти по ходу некоторых уроков по 3-5 минут.  Содержание раздела практической части ориентировано на гармоничное физическое развитие,  всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья учащихся.  

Примерная программа включает основные базовые виды программного материала – «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», « Спортивные игры», «Лыжные гонки»

В рабочей программе внесены изменения, согласующиеся с примерной программой:

1. учебный материал по лыжной подготовке учащимися не осваивается из-за отсутствия необходимого инвентаря, освободившиеся учебные часы направлены на расширенное освоение базовых видов спорта, легкоатлетических упражнений.

2. учебный материал по гимнастике сокращен из-за отсутствия необходимого инвентаря, упражнения на брусьях равномерно распределены на другие виды  гимнастических упражнений.

3. на основании решения методического объединения, исходя из интересов учащихся, определены базовые виды спорта – баскетбол, волейбол.

Основная форма организации системы физического воспитания – урок физической культуры.

По своим задачам и направленности учебного материала планируются как комплексные, так и целевые уроки.

Для прохождения программы по физической культуре в учебном процессе в 7 классе используется следующий учебник: Виленский М.Я. Физическая культура: учебник для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011г.

Тематическое планирование

Вид программного материала

Количество часов

Примерная программа

Количество часов

Рабочая программа

1

Базовая часть

75

75

1.1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе  урока

В процессе  урока

1.2

Легкоатлетические упражнения.

21

33

1.3

Гимнастика с элементами акробатики.

18

14

1.4

Лыжная подготовка.

18

---

1.5

Спортивные игры

18

28

1.6

Плавание

--

2

Вариативная часть

27

27

2.1

Легкая атлетика

6

18

2.2

Спортивные игры

9

9

2.3

Основы знаний о физической культуре

12

---

Всего часов

102

102

Годовой план-график

распределения учебного времени на виды программного материала по четвертям

п/п

Разделы программы

Учебные часы

1 четверть

2 четверть

3

четверть

4 четверть

1

Основы знаний

В процессе уроков

2

     

Легкая атлетика

51

27

24

3

Спортивные игры.

Баскетбол.

Волейбол

37

7

14

16

4

Гимнастика

14

14

Итого

102

27

21

30

24

 Требования к уровню подготовки по окончанию 7 класса.

            В результате освоения программного материала учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию  7 класса   должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

  • правила безопасного поведения на занятиях по физическому воспитанию;
  • основные этапы развития физической культуры в России;
  • упражнения и простейшие комплексы упражнений для самостоятельного развития физических качеств;
  • правила регулирования нагрузки при самостоятельных занятиях. Способы самоконтроля;
  • основы обучения самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления;
  • понятия темп, скорость, объем легкоатлетических упражнений
  • значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей и правильной осанки;
  • приемы закаливания во все времена года;
  • правила одной из спортивных игр.

Уметь

   

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой

Демонстрировать:

 Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 100 м из положения низкого  старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики), 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 11-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 7-9 шагов разбега прыжок в высоту способном "перешагивание".

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч с 4-5 шагов разбега; метать малый  в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 12-14 м д), до 16 м (м).

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из 4 элементов на перекладине (мальчики); после разбега и отталкивания от мостика прыгать через козла  в длину; последовательно выполнять комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из трех элементов, или комбинацию, состоящую из трех гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырок назад в упор стоя на коленях ноги врозь, стойка на голове и руках (мальчики), мост и поворот в упор стоя на одном колене (д)

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития основных физических способностей  с учетом  индивидуальных возможностей учащихся

13 лет

Мальчики

девочки

Физическое упражнение

низкий

уровень

ниже среднего

средний

уровень

выше среднего

высокий уровень

низкий

уровень

ниже среднего

средний

уровень

выше среднего

высокий

уровень

Бег 30 м.

(сек.)

5,9

и

больше

5,8-5,7

5,6-5,2

5,1-4,9

4,8

и

меньше

6,3

и

больше

-

6,2-5,5

5,4-5,1

5,0

и

меньше

Прыжок в длину с места (см.)

150

и

меньше

151-169

170-190

191-204

205

и

больше

140

и

меньше

141-159

160-180

181-199

200

и

больше

Наклон вперед из положения стоя (см.)

+2

и

меньше

+3-+4

+5 - +7

+8

+9

и

больше

+6

и

меньше

+7-+9

+10- +12

+13-+17

+18

и

больше

Подтягивание

(раз)

1

2-4

5-6

7

8

и

больше

5

и

меньше

6-11

12-15

16-18

19

и

больше

Бег 1000 м.

(мин. сек.)

7,16

и

больше

7,15-6,17

6,16-5,19

5,18—4,21

4,20

и

меньше

8,01

и

больше

8,00-7,01

7,00-6,01

6,00-5,01

5,00

и

меньше

14 лет

Мальчики

девочки

Физическое упражнение

низкий

уровень

ниже среднего

средний

уровень

выше среднего

высокий уровень

низкий

уровень

ниже среднего

средний

уровень

выше среднего

высокий

уровень

Бег 30 м.

(сек.)

5,8

и

больше

5,7-5,6

5,5-5,1

5,0-4,8

4,7

и

меньше

6,1

и

больше

6,0

5,9-5,4

5,3-5,0

4,9

и

меньше

Прыжок в длину с места (см.)

160

и

меньше

161-179

180-195

196-209

210

и

больше

145

и

меньше

146-159

160-180

181-199

200

и

больше

Наклон вперед из положения стоя (см.)

+3

и

меньше

+4 - +6

+7 -+9

+10

+11

и

больше

+7

и

меньше

+8 - +11

+12- +14

+15 - +19

+20

и

больше

Подтягивание

(раз)

2

3-5

6-7

8

9

и

больше

5

и

меньше

6-12

13—15

16

17

и

больше

Бег 1000 м.

(мин. сек.)

7,01

и

больше

7,00-6,04

6,03-5,07

5,06-4,11

4,10

и

меньше

7,51

и

больше

7,50-6,51

6,50-5,57

5,56-4,51

4,50

и

меньше

Критерии оценивания различных видов работ

Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – практический курс осуществляется следующим образом:

«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;

«4» -  упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;

«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;

«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.

Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знаний и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.

Итоговые оценки

Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.

Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу

«5» - ставится если:

- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;

- рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов  (анализа, сравнения, обобщение и выводов);

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

«4» -  выставлена тогда когда:

- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.

«3» - ставится если:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий не достаточно четкие;

- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;

- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий

«2» - получает тот кто:

- не раскрыл основное содержание учебного материала;

- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- при проверке выполнения Д.З. не ответил ни на один из вопросов;

- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.

Материально-техническое оснащениеучебного процесса

по  предмету «физическая культура»

Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Основная литература для  учителя

1.1

Стандарт   общего образования по физической культуре

Д

1.2

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011.

Д

1.3

М.Я Виленский, И.М. Туревский, и др. Физическая культура 5-6-7 класс. Под. Ред. М.Я. Виленского –М. Просвещение, 2009. Учебник допущенный Министерством образования Российской Федерации.

Ф

1.4

Рабочая программа по физической культуре

Д

2

Дополнительная литература для учителя

2.1

Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»

Ф

2.2

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  2007.

Д

2.3

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998.

Д

2.4

Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре  5-9 класс Москва «Вако» 2009

Д

3

Дополнительная литература для обучающихся

3.1

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.

Д

4

Технические средства обучения

 

4.1

Музыкальный центр

Д

4.2

Аудиозаписи

Д

5

Учебно-практическое оборудование

 

5.1

Бревно гимнастическое напольное

П

5.2

Козел гимнастический

П

5.3

Канат для лазанья

П

5.4

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

5.5

Стенка гимнастическая

П

5.6

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м)

П

5.7

Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)

П

5.8

Мячи:  набивные весом 1 кг, малый  мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

5.9

Палка гимнастическая

К

5.10

Скакалка детская

К

5.11

Мат гимнастический

П

5.12

Гимнастический подкидной мостик

Д

5.13

Кегли

К

5.14

Обруч  детский

Д

5.15

Рулетка измерительная

К

5.16

Лыжи детские (с креплениями и палками)

П

5.17

Щит баскетбольный тренировочный

Д

5.18

Сетка волейбольная

Д

5.29

Аптечка

Д

Список литературы

  1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания – М.: Просвещение, 2011г.
  2.  Матвеев А.П., Примерная программа  по физической культуре для учащихся основной  школы – М., 2010
  3. Должиков И.И. Физическая культура: пособие для учителей – М.: Айрис пресс, 2009.
  4. Должиков И.И. Планирование содержания уроков физической культуры 1 – 11 классы // Физическая культура в школе, 2009г. – №4. – С. 1-103.

Виленский М.Я. Физическая культура: учебник для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...