Программа курса «Оздоровительная аэробика»
рабочая программа по физкультуре (9 класс) по теме
Среди факторов, обуславливающих малоподвижный образ жизни можно отметить такие как: обучение в школе, ( сидя за партой ), выполнение уроков дома, облегчающие работу по дому бытовые приборы, транспортные средства, неактивные формы досуга- чтение книг, просмотр теле- и видеопрограмм игры на персональном компьютере и многое другое.
На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.
Наше бурное время предъявляет к человеку очень высокие требования. Напряженный ритм жизни, повышенные требования к качеству труда, конфликтные ситуации в школе и дома, и т.п.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой
В условиях научно- технической революции сильные мышцы- это тот резерв, который помогает человеку противостоять натиску нервных и физических перегрузок, неизменно сохранить хорошее самочувствие и быть доброжелательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_programmy.doc | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
1.Модифицированная программа объединения «Атлат»
2.Рецензент – Аладьина Татьяна Евгеньевна, методист ДДТ
3.Организация-исполнитель – МБОУ ДОД Каменский районный Дом детского творчества
4. Адрес: Каменский район, пос. Глубокий, ул. Чкалова, 14.
5. Тел.: 8(86365)95567
6.Автор – педагог Жукова Ольга Ивановна
7. Занятия по программе осуществляется в группах постоянного состава, количество детей в группе 1года обучения – 15 человек. Комплектование группы осуществляется по возрасту обучающихся, по заключению врача. Обучатся могут дети от 10 до 14 лет.
8.Цель программы: содействие физическому развитию обучающихся, воспитание гармоничного развития, привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Укреплять здоровье и способствовать всестороннему физическому развитию. Заполнение свободного времени тренировками, что отвлекает их от вредных привычек.
9. Направленность программы: занятия оздоровительной аэробикой, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.
10. Срок реализации программы – 1 год.
11.Вид программы – модифицированная.
12. Уровень усвоения программы – углубленный
13. Способ освоения содержания программы: групповой, индивидуальный, демонстрационный.
14. Краткое содержание программы: методика проведения оздоровительной аэробики предусматривает постепенное увеличение нагрузки, индивидуальный подход, не имеет запрещенных упражнений. Поэтому аэробикой можно заниматься всем, с разным уровнем физической подготовки, и не имеет противопоказаний. а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Танцевальные направления способствуют развитию координации движений, выносливости, чувство ритма, музыкального такта, ориентации в пространстве.
Программа курса «Оздоровительная аэробика»
- Пояснительная записка.
Среди факторов, обуславливающих малоподвижный образ жизни можно отметить такие как: обучение в школе, ( сидя за партой ), выполнение уроков дома, облегчающие работу по дому бытовые приборы, транспортные средства, неактивные формы досуга- чтение книг, просмотр теле- и видеопрограмм игры на персональном компьютере и многое другое.
На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.
Наше бурное время предъявляет к человеку очень высокие требования. Напряженный ритм жизни, повышенные требования к качеству труда, конфликтные ситуации в школе и дома, и т.п.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой
В условиях научно- технической революции сильные мышцы- это тот резерв, который помогает человеку противостоять натиску нервных и физических перегрузок, неизменно сохранить хорошее самочувствие и быть доброжелательным.
Однако такие нагрузки, как и труд в однообразной позе за рабочим столом, не обеспечивает нужной двигательной активности. Происходит перенапряжение одних и тех же мышц при полном бездействии других. Отсюда деформация фигуры, жировые отложения сначала на поверхности тела, всевозможные недомогания и болезни.
Красота фигуры и пластика движений присуща девочке с рождения, однако эти качества утрачиваются, если не получают развития, не совершенствуются. В последствии девочка, становясь девушкой, женщиной теряет способность полноценно (без патологий) выносить и родить здорового ребенка. Мальчикам сложно дается координация движений, разнонаправленные движения. Контуры тела определяются мышечным рельефом. Слабые мускулы спины, не позволяют сохранять правильную осанку, дети сутулятся. Это приводит к уплощению грудной клетки, бездействию грудных мышц, их жировому перерождению. Из-за слабости мускулатуры выпячивается живот, выступают лопатки, затрудняется координация движений и т.д. Детский организм легко отзывается на атлетические тренировки, потому что дети более гибки, более пластичны и выносливы.
Обозначенные проблемы, протекающие на фоне ухудшения экологической обстановки и несоблюдения режима питания, а также употребления в пищу преимущественно углеводсодержащих продуктов, приводит к образованию большего количества жировых клеток, которые депонируются и образуют жировые отложений, что в конечном итоге ведет к изменению в сторону ухудшения функционального состояния организма.
Для достижения оздоровительного эффекта при занятиях аэробикой необходимо соблюдение следующих условий:
-участие в работе больших мышечных групп;
-возможность продолжительного выполнения упражнения;
-ритмический характер мышечной деятельности;
-энергообеспечение работы мышц в основном за счет аэробных процессов.
-индивидуальный подход к группе, учащимся;
-эмоциональный фон.
Силовые тренировки направлены на укрепление здоровья, развитие силы выносливости и формирование красивого тела.
Все физические упражнения подразделяются на локальные, региональные и глобальные в зависимости от объема участвующей в них мышечной массы.
К локальным относятся упражнения, в выполнении которых участвует 1/3 всей мышечной массы тела (отдельные гимнастические упражнения), к региональным- примерно от 1/3 до ½ всей мышечной массы тела (упражнения, выполняемые только мышцами рук и пояса верхних конечностей, мышцами туловища и т.д.) а в глобальных упражнениях участвует более ½ всей мышечной массы тела (бег, гребля и т.д.)
Упражнения, выполняемые в оздоровительной аэробике, можно отнести ко всем трем группам. Область их применения соответствует задачам занятия и отдельных его частей. Например, в разминку включаются локальные и региональные упражнения, в основной части занятия выполняются глобальные (общего воздействия) упражнения для достижения оптимальных величин сердечной и дыхательной производительности. Для развития некоторых физических качеств (например, силы, выносливости, гибкости) в основной и заключительной частях занятия используется упражнения как локального, так и регионального воздействия.
В арсенал оздоровительной аэробики входят упражнения с преодолением внешних сил; тяжести, сопротивления воздуха. В качестве внешнего сопротивления используются вес частей собственного тела и оборудование- манжеты, гантели, силовые тренажеры. Танцевальные направления способствуют развитию координации движений, выносливости, чувство ритма, музыкального такта, ориентации в пространстве.
В основу программы положены общепринятые в международном фитнесе принципы, методы и правила построения программы, организации и структуры занятий по различным направлениям аэробики.
1.1 Введение
По данным медосмотров, дети начиная учебную деятельность имеют 56% хронические заболевания, имеют массу патологии, связанные с дыхательной системой, сердечно-сосудистой системой и опорно-двигательного аппарата. Основной причиной заболеваний, является недостаток двигательной активности – гиподинамия. Она возникает в связи с активной заменой ручного труда механизированным: развитием бытовой техники, наличием видео аппаратуры, персональных компьютеров. Всё это неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни.
Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности. Отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь, что отражается на здоровье внутренних органов.
Занятия оздоровительной аэробикой, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.
Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Методика проведения оздоровительной аэробики предусматривает постепенное увеличение нагрузки, индивидуальный подход, не имеет запрещенных упражнений. Поэтому аэробикой можно заниматься всем, с разным уровнем физической подготовки, и не имеет противопоказаний. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы тела. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие функциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различные направления оздоровительной аэробики способствуют гармоничному развитию ученика.
Одной из задач предмета, является умение напрягать и расслаблять мышцы, слушать (концентрация внимания на задействованных мышцах) свое тело, одно из условий борьбы со стрессом.
Цели и задачи программы:
Цель программы: повышение мотивации учащихся к физической культуре и обучение новым видам физической культуры, совершенствование двигательных способностей средствами оздоровительной аэробики, создание условий для развития творческих, физических, художественно-эстетических качеств ребенка посредством занятий оздоровительной аэробикой.
Задачи | 1-й год |
Обучающие |
|
Развивающие |
|
Воспитывающие |
|
1.3 Условия реализации деятельности по программе.
Программа рассчитана на обучающихся 3-7 классов. Количество часов обучения составляет 4 час в неделю, 136 в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале. Продолжительность занятия 40 минут.
Материально-технические условия
Материально-техническая база | Оборудование: байковые одеяла или коврики для занятий на полу в количестве 15 шт., скакалки, гимнастическая скамья, гантели, гимнастическая палка стереомагнитола, видеомагнитофон, DVD проигрыватель, телевизор. |
Музыкальное сопровождение.
Музыка является одним из сильнейших возбудителей эмоций человека. Её воздействие активизирует у занимающихся физиологические и психические функции:
-понижается ЧСС
-повышается обмен веществ и активизируется работа внутренних органов;
-улучшается настроение занимающихся;
-помогает бороться с однообразием;
В сочетании с физическими упражнениями музыка создает положительный эмоциональный фон, диктует темп выполнения упражнения. Музыкальное сопровождение должно быть органично связанно с движениями, и при подборе необходимо учитывать количество акцентов в минуту (ударных полей такта).
110-130 акцентов в минуту – аэробику для начинающих
140-160 акцентов в минуту – для подготовленных
100-120 акцентов в минуту – для работы в партере
80-90 акцентов в минуту – для стрейчинга, расслабления.
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:
• Фронтальная
• Работа в парах, тройках, малых группах
• Индивидуальная
Дидактический материал | Специальная литература. |
Средства для реализации программы | Кабинет видеокассеты и DVD-диски «Фитнес», «Аэробика»: аудиокассеты и диски : музыкальные записи разных жанров, стилей , направлений и стран. |
- Методики и технологии обучения и воспитания.
Занятие-беседа, занятие-соревнование, репетиции, занятие - концерт, игры на развитие внимания, памяти, подвижные игры, творческие мастерские, просмотр видеофильмов и обучающих программ, совместное посещение смотров и концертов.
Первый год обучения- это знакомство с аэробикой: обучение технике базовых движений, формирование двигательного навыка, развитие выносливости, большое внимание уделено гибкости и координации
Аэробная часть.
Счет | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 |
Базовые шаги | (Пр)M | (Пр)St | (Пр)М | (Пр)St | (Пр)VSt | (Л)ASt | ||
Вариации. | ||||||||
Прыжки Подскоки | KnUp | JmJk | ||||||
Руки | Руки свободные ли на поясе | |||||||
Направление
|
Партер .
Группа мышц | Упражнение | Количество повторений |
Мышцы ног. | В положении стоя махи и приседания- мышцы ног (бедро спереди, сбоку, сзади). | 8 повтор. 3 раза. |
Мышцы спины. | В положении лежа- скручивание, подъем корпуса, ног. | 8 повтор. 3 раза |
Мышцы брюшного пресса | В положении лежа- скручивание, подъем корпуса и ног. | 8 повтор. 3 раза |
2. Учебно-тематическое планирование и содержание
№ темы | Подготовка | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Теоретическая подготовка | ТБ и ПДД., введение в образовательную программу. | 1 | 1 | ||
Начальная диагностика | 1 | 1 | |||
Гигиена спортивных занятий. | 1 | 1 | |||
Из истории аэробики | 1 | 1 | |||
Общефизическая подготовка | Элементы строевой подготовки | 4 | 36 | 40 | |
6. | Общеразвивающие упражнения для рук | 1 | 10 | 11 | |
7. | Общеразвивающие упражнения для ног | 1 | 16 | 17 | |
8. | Общеразвивающие упражнения для шеи и спины. | 1 | 10 | 11 | |
9. | Специальная физическая подготовка | Базовые шаги аэробики | 1 | 22 | 23 |
10. | Упражнения на развитие осанки | 1 | 10 | 11 | |
11. | Упражнения на развитие гибкости | 1 | 10 | 11 | |
12. | Хореографическая подготовка | Характер музыкального произведения | 1 | 3 | 4 |
13. | Знакомство с выразительным значением темпа музыки | 1 | 3 | 4 | |
14. | Понятие легато(связано), стаккато(отрывисто) | 1 | 3 | 4 | |
15. | Сдача нормативов | 2 | 2 | ||
16. | Участие в мероприятиях | 2 | 2 | ||
ВСЕГО : 144 |
2.1 Содержание программы.
В содержание данной программы можно выделить три этапа подготовки детей: Iэтап – подготовительный;
IIэтап – совершенствование полученных ЗУН;
III этап – творческая работа. Данные этапы соответствуют годам обучения.
Рассмотрим содержание тем.
Название темы | Содержание | Кол-во часов на тему | ||
Теория | Практика | |||
Теоретическая подготовка (4Ч) | ТБ и ПДД., введение в образовательную программу. | Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях, Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики. | 1 | |
Начальная диагностика | Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности (Нормативы ОФП. Психологические тесты) | 1 | ||
Гигиена спортивных занятий. | Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к причёски, правила поведения после занятий). | 1 | ||
Из истории аэробики | История развития аэробики в мире. Основные направления аэробики. История аэробики в России. | 1 | ||
Общефизическая подготовка (79 ч) | Элементы строевой подготовки. Промежуточная аттестация. | Техника выполнения строевой подготовки | Выполнение элементов строевой подготовки (строй, шеренга ,перестроения и т.д.) (Подробнее см. приложение 2) | 40 |
Общеразвивающие упражнения для рук | Техника выполнения упражнений для рук без предмета. | Упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях, в разном темпе с разной амплитудой. (Подробнее см. приложение 3) | 11 | |
Общеразвивающие упражнения для ног | Техника выполнения упражнений для ног без предмета. | Освоение и закрепление упражнений для ног, в положение сидя, стоя, лёжа на полу.(Подробнее см. приложение 4) | 17 | |
Общеразвивающие упражнениядля туловища, шеи и спины. | Техника выполнения упражненийдля туловища, шеи и спины. | Освоение и закрепление упражнений длятуловища, шеи и спины, в положениесидя, стоя, лёжа на полу. ( Подробнее приложение 5) | 11 | |
Специальная физическая подготовка (45 ч) | Базовые шаги аэробики | Техника выполнения базовых шагов аэробики. | Изучение, выполнения и закрепление базовых шагов аэробики таких как «неап», «ланч» и т.д. .(Подробнее приложение 6) | 23 |
Упражнения на развитие осанки | Техника выполнения упражнений на развитие осанки. | Освоение и закрепление упражнений на развитие правильной осанки у станка, в партере и т.д.(Подробнее приложение 7) | 11 | |
Упражнения на развитие гибкости | Техника выполнения упражнений на развитие гибкости | Освоение и закрепление упражнений на развитие гибкости станка, в партере и т.д.(Подробнее приложение 8) | 11 | |
Хореографическая подготовка (12 ч) | Характер музыкального произведения | Пояснение понятия «характер музыкального произведения» | Прослушивание музыки и выяснение характера музыки (весёлый, грустный, спокойный, энергичный, торжнственный) | 4 |
Знакомство с выразительным значением темпа музыки | Пояснение понятия «темп музыки» | Определение темпа музыки (очень медленно, умеренно, быстро, очень быстро), хлопки в темпе музыки | 4 | |
Понятие легато(связано), стаккато(отрывисто) | Пояснение понятие легато(связано), стаккато(отрывисто | Выполнение движений рук, головы, ногами плавно или отрывисто в зависимости от музыки | 4 | |
Сдача нормативов | Выполнение контрольных упражнений. | 2 | ||
Участие в мероприятиях | Участие в оздоровительных мероприятиях. | 2 | ||
ВСЕГО144 |
2.2 Задачи занятий :
-Тренировка кардиоспособности, гибкости, координации, аэробной выносливости организма.
-Содействовать гармоничному физическому развитию.
-Нагрузить основные группы мышц ( бедра, пресса, спины, рук).
-Получение занимающимися положительного эмоционального заряда от физической нагрузки.
3.Ожидаемые результаты обучения.
Обучающийся должен знать, что:
- на занятия надо приходить во время, в чистой, аккуратной форме, с аккуратно причёсанными волосами;
- заходя, надо здороваться и спрашивать разрешения; по окончанию – прощаться с педагогом и другими детьми;
- ребята знакомы с элементами строевой подготовки и базовыми шагами аэробики.
- Порядок занятия;
- Базовые шаги аэробики отдельно и в связках;
- Понятие танцевального рисунка;
- Различные стили танцевальной аэробики.
Должен уметь:
- Красиво выполнять элементы строевой подготовки;
- Правильно выполнять ритмичным упражнениям на развитие подвижности рук, ног, шеи;
- Правильно выполнять базовые шаги аэробики;
- Справляться с заданиями, которые развивают осанку, гибкость;
- Различать характер музыки, темп, ритм;
- Чётко выполнять элементы строевой подготовки один и в группе, отдельно и в связках.
- Управлять движениями рук, ног, головы в различных направлениях и в различных темпах;
- Чётко выполнять базовые шаги аэробики отдельно и в связках.
- Справляться с заданиями, которые развивают специальную физическую подготовку (выносливость, осанку, гибкость, быстроту, уверенность);
- Быть самокритичным и критичным;
- Тактично выражать своё мнение по отношению к другим;
Формы проверки знаний.
Сдача нормативов для оценки уровня физической подготовленности (в начале и конце учебного года).
Оценка уровня развития двигательных способностей осуществляется на основании тестирования
- сила мышц брюшного пресса- число подъемов корпуса из положения лежа;
- гибкости позвоночника- степень наклона вперед из положения сидя;
- сила мышц рук, плечевого пояса- по числу отжиманий от пола из упора лежа.
Контрольное занятие в конце учебного года
Составление комплекса упражнений для основных групп мышц (мышцы рук, ног, пресса, спины)
Составление несложной связки с использованием базовых шагов, комплекса упражнений для основных групп мышц (мышцы рук, ног, пресса, спины)
Критерии результативности.
- рост техники исполнения упражнений;
- умение самостоятельно провести разминку и заминку.
- умение самостоятельно составить и разучить с группой комплекс упражнений на силу, гибкость;
- рост уровня физической подготовленности.
Оценка контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке (сила, скоростно-силовые качества).
Упражнения | Баллы | ||||||||||||||
10 | 9.5 | 9.0 | 8.5 | 8.0 | 7.5 | 7.0 | 6.5 | 6.0 | 5.5 | 5.0 | 4.5 | 4.0 | 3.5 | 3.0 | |
Прыжок в длину с места: толчком двумя ногами(см) | 200 | 195 | 190 | 185 | 180 | 175 | 170 | 165 | 160 | 155 | 150 | 145 | 140 | 135 | 130 |
Прыжок вверх без взмаха руками. | 42 | 41-40 | 39-38 | 37-36 | 35-34 | 33-32 | 31-30 | 29-28 | 27-26 | 25-24 | 23-22 | 21-20 | 19-18 | 17-16 | 15-14 |
Прыжок вверх со взмахом руками. | 50 | 49-48 | 47-46 | 45-44 | 43-42 | 41-40 | 39-38 | 37-36 | 35-34 | 33-32 | 31-30 | 29-28 | 27-26 | 25-24 | 23-22 |
Поднимание ног в вис углом на гимнастической стенке | 30 | 28 | 26 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 |
Вис углом на гимнастической стенке (держать).(сек) | 34 | 32 | 30 | 28 | 26 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 |
Жим на одной ноге (правой и левой). (кол-во раз) | 20 | 18 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 |
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа. (кол-во раз) | 30 | 28 | 26 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 |
Стойка на руках у опоры. (время) | 2м | 1м 54с | 1м 48с | 1м 42с | 1м 36с | 1м 30с | 1м 24с | 1м 18с | 1м 12с | 1м 6с | 1м | 54с | 48с | 42с | 36с |
Прыжки со скакалкой.(кол-во раз за 20 сек) | 60 | 55 | 50 | 45 | 40 | 35 | 30 | 25 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 |
Прыжки на гимнастическую скамейку толчком двумя(кол-во раз за мин) | 60 | 55 | 50 | 45 | 40 | 35 | 30 | 25 | 20 | 17 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 |
Оценка данных
Средний балл | Уровень |
3.9 и ниже. | Низкий |
4.0-4.9 | Ниже среднего |
5.0-7.0 | Средний |
7.1-7.9 | Выше среднего |
8.0-9.0 | Высокий |
4. Правила безопасности.
Вводный инструктаж по технике безопасности работы в зале аэробики. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, правилами эксплуатации зала, противопожарными правилами, с работой медпункта, ознакомление с правилами поведения в зале.
Правила техники безопасности на занятиях оздоровительной аэробикой.
Разбор правил техники безопасности выполнения базовых шагов, используемых в аэробике. Не рекомендуемые движения в аэробике. Значение правильной техники выполнения упражнений, движений для профилактики травматизма. Требования к спортивной одежде и обуви на занятиях аэробики.
Практика: демонстрация и разбор не рекомендуемых упражнений.
Расчет индивидуального пульса во время тренировки. Самоконтроль пульса.
Понятие интенсивности. Низкая, средняя, высокая интенсивность. Физиологическая кривая занятий. Процент изменения ЧСС по сравнению с исходной величиной в зависимости от структуры занятия. Расчет индивидуального оптимального пульса во время тренировки по формуле Лусфорда. Самоконтроль пульса.
5. Работа с родителями.
Воспитательная работа путем бесед и разговоров с родителями. Главным фактором в работе с родителями является тактичность и доброжелательность, так как общие усилия на благо обучения и воспитания детей - залог успешной работы с родителями. Проводить индивидуальные беседы с родителями; привлекать родителей к участию в мероприятиях как мастер- класс ; Приветствуется участие приглашенных родителей, родственников. Что усиливает значимость и позитивное отношение к оздоровительной аэробике. На беседах с родителями обязательна пропаганда здорового образа жизни, о правильном питании, о видах аэробики.
Выступление обучающихся в объединении с показательными номерами-связками перед родителями.
6. Библиография
Список литературы
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под.ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаковой. М.: СпортАкадемПресс, 2002.
2. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.
3. Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.
4. Довыдов, В.Ю., Коваленко, Т.Г., Краснова, Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики/Довыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О.– Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. – 2004 г.
5. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. 1993. № 1. С. 42–43.
6. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек . – М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с.
7. Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.
8.Рукабер, Н.А. Программа по спортивной аэробике / Н.А.Рукабер – М. Физкультура и спорт. – 1994 г.
8.15. Юсупова Л.А., Миронов В.М. Аэробика: учебно-методическое пособие / БГУФК. – Мн: БГУФК, 2005. – 100 с.
Литература для детей и родителей
- Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.
- Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. 1993. № 1. С. 42–43.
- Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.
Приложения.
Для определения результативности используется следующая диагностика, представленная в виде таблицы контрольных упражнений:
Контрольные упражнения по ОФП и СФП.
№п/п | Упражнения. | Методические указания. |
1 | Наклон вперёд из седа ноги вместе, держать 3 сек. | Грудь плотно касается бёдер, спина и ноги прямые, носки оттянуты, держать без излишнего напряжения. Незначительное нарушения каждого из требований – 0.5 балла; значительное – 1.0; недодержка одного счёта – 1.0 балл. |
2 | Мост держать 3 сек. | Упражнение выполняется с прямыми ногами, плечи перпендикулярны полу. За переступание, нарушение равновесия, неуверенный выход в мост сбавки от 0.5 до 1.0балла. |
3 | Шпагаты в трёх положениях – правый, левый, прямой( сед с предельно разведенными ногами). | Голени и бёдра должны плотно прилегать к полу, туловище вертикально. За наклоны и скручивания туловища, нарушения равновесия, сгибание ног – сбавки от 0.5 до 1.0 балла. |
4 | Перевод(выкрут) гимнастической палки назад и вперёд в основной стойке. | Руки прямые, выполнять двумя руками одновременно. Незначительное нарушение каждого требования – 0.5, значительное – 1.0 балл. |
5 | Стойка на носке одной ноги другая согнута под прямым углом, руки вверх наружу. | Упражнение выполняется с закрытыми глазами. Оценивается по продолжительности стойки. Секундомер останавливается в момент нарушения равновесия (опускание на пятку, схождения с места, подскока и др.). |
6 | Равновесие на одной, другая назад, руки в стороны (пальцы сжаты в кулаки), голова приподнята. | Равновесие выполняется с закрытыми глазами. Оценивается по продолжительности удерживания равновесия. Секундомер включается в момент закрывания глаз, останавливается в момент нарушения равновесия. |
7 | Поднять ногу вперёд, перевести в сторону и назад, держать каждое положение 2 сек. | При выполнение равновесия носок свободной ноги удерживать максимально высоко. За нарушение осанки, отсутствие необходимой выворотности – 0.5 балла. |
8 | Прыжок в длину с места: толчком двумя ногами. | Выполняются две попытки. Засчитывается лучший результат. |
9 | Прыжок вверх без взмаха руками. | Высота прыжка измеряется по методу Абалакова с помощью сантиметровой ленты. Выполняется две попытки. Засчитывается лучший результат. |
10 | Прыжок вверх со взмахом руками. | Высота прыжка измеряется по методу Абалакова с помощью сантиметровой ленты. Выполняется две попытки. Засчитывается лучший результат. |
11 | Поднимание ног в вис углом на гимнастической стенке. | Упражнение выполняется с прямыми ногами, ноги поднимаются не ниже 90 градусов. Оценивается по числу поднимания ног. |
12 | Вис углом на гимнастической стенке (держать). | Упражнение выполняется с прямыми ногами, оценивается по времени удерживания. Секундомер останавливается в момент опускания ног ниже 90 град. |
13 | Жим на одной ноге (правой и левой) | Свободная нога прямая с оттянутым носком. Выполняется каждой ногой и оценивается по количеству выполненных жимов. |
14 | Сгибание разгибание рук в упоре лёжа. | Угол сгибания рук в локтевых суставах 90 град., туловище прямое. Оценивается по количеству отжиманий. |
15 | Стойка на руках у опоры. | Оценивается по времени удерживания данного положения. Руки максимально приближены к опоре, подбородок прижат к груди. |
16 | Прыжки со скакалкой | Прыжки на двух ногах без промежуточных подскоков, вращая скакалку вперёд, средний темп - 100 прыжков в минуту. |
17 | Прыжки на гимнастическую скамейку толчком двумя. | Выполнять отскок от скамейки с прямыми ногами. Оценивать по количеству прыжков за минуту. |
Оценка контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке ( на гибкость, подвижность суставов, устойчивость)
Упражнения | Баллы | |||
10.0 | 9.0 | 8.0 | 7.0 | |
Наклон вперёд из седа ноги вместе, держать 3 сек. | Полная «складка»: все точки туловища и подбородок касаются прямых ног. | Полная складка, но с удерживанием ног руками. | Касание грудью ног с удерживанием прямых ног руками. | Касание головой ног с удерживанием руками, ноги слегка согнуты. |
Мост держать 3 сек. | Ноги и руки прямые, плечи перпенди-кулярны полу | Ноги слегка согнуты, плечи перпенди-кулярны полу | Ноги слегка согнуты, плечи незначительно отклонены от вертикали. | Ноги сильно согнуты, плечи отклонены от вертикали на 45 град. |
Шпагаты в трёх положениях – правый, левый, прямой( сед с предельно разведенными ногами). | Голени и бёдра плотно прилегают к полу | Голени и бёдра недостаточ-но плотно прилегают к полу | Голени прилегают к полу, ноги разведены на 170 град. | Ноги раздвинуты на 145 град и касаются пола лодыжками |
Перевод(выкрут) гимнастической палки назад и вперёд в основной стойке.(см) | 24 | 28 | 32 | 36 |
Стойка на носке одной ноги другая согнута под прямым углом, руки вверх наружу.(сек) | 8.0 | 6.0 | 4.0 | 2.0 |
Равновесие на одной, другая назад, руки в стороны (пальцы сжаты в кулаки), голова приподнята, глаза закрыты, держать(сек) | 20.0 | 18.0 | 16.0 | 14.0 |
Поднять ногу вперёд, перевести в сторону и назад, держать каждое положение 2 сек. | Носок свободной ноги на уровне подбородка | Носок свободной ноги на уровне груди | Носок свободной ноги поднят на 90 град. | Носок свободной ноги поднят ниже 90 град. |
Приложение 2.
Строевые упражнения.
Понятия: «строй», «шеренга», «колонна», «ряд», «направляющий», «замыкающий», «интервал», «дистанция». Предварительная и исполнительная команды. Повороты направо, налево, кругом, пол-оборота расчёт. Построение в одну шеренгу и перестроение в две шеренги; построение в колонну по одному и перестроение в колонну по два. Движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении. С движения вперёд и обозначение шага на месте. Остановка. Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Повороты в движении(налево, направо). Перемена направления, захождение плечом. Граница площадки, углы, середина, центр. Движение в обход. Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой. Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Размыкание шагами (приставные, шаги галопа), прыжками.
Приложение 3.
Упражнения для рук.
Поднимание и опускание рук вперёд, вверх, назад, в стороны; движение прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками в лицевой, боковой, горизонтальной плоскостях(одновременные, поочерёдные, последовательные); сгибание и выпрямление рук из различных положений, в разном темпе, с различными отягощениями, с преодолением сопротивления партнера, сгибание разгибание рук в различных упорах(в упоре на станке, на гимнастической скамейке, в упоре лёжа, но с отведением ноги(поочерёдно правой и левой) назад при сгибании разгибании рук, то же с опорой носками на гимнастическую скамейку или рейку на гимнастической стенки, и в висах(подтягивание в висе лёжа, в различных хватах, в висе). Упражнения с гантелями.
Приложение 4.
Упражнения для ног.
Сгибание и разгибание стоп и круговые движения стопой. Полуприсяды и присяды в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой ноги вперёд или в сторону ) с опорой и без опоры. Выпады вперёд, назад, в сторону. Пружинистые полуприседания ввыпадами сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку( сериями, слитно, толчком обеими ногами или одной. Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры руками. Движения ногой в горизонтальной плоскости (изи.п. стойка на одной, другая вперёд-книзу) в сторону, назад, в сторону вперёд, (в различном темпе с увеличением амплитуды до 90 град. и более). Поднимание ног в различных положениях: стоя, сидя, лёжа, в висах, упорах. Удерживание ног в различных положениях(вперёд, в сторону, назад). Встряхивание расслабленными ногами. Различные сочетания движений ногами с движениями туловищем, руками(на месте и в движении).
Различные прыжки со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости прыжков; прыжки со скакалкой с постепенным сокращением времени на заданное количество прыжков(20 прыжков за 8сек.). Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, использование скакалки и др. предметы. Пружинный шаг(10-15с.), пружинный бег(20-45с.) Приседания с отягощениями, с партнёром, поднимание на носки(в подходе не более 5 раз, 3-4 подхода, темп быстрый, отдых 1 мин.) Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах( высоту прыжка постепенно увеличивать). Прыжки в высоту с места толчком ногами с разбега с доставанием предмета. Прыжки с предметами в руках. Прыжки из глубокого приседа.
Приложение 5.
Упражнения для туловища, шеи, спины.
Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад; поворот головы вправо, влево, одновременно с поворотом наклон головы вверх и вниз. Наклоны туловища вперёд, назад, в сторону(вправо, влево) с максимальным напряжении(из различных положений – сидя, стоя, без опоры и с опоры), движения по кругу, скручивание вправо, влево, смещение туловища вправо, влево, прогиб вперёд, назад. Упражнения на пресс в различных положениях. Упражнение «кошка», «лодочка»: с начало подъём верхний части туловища, затем нижней части и одновременно.
Приложение 6.
Базовые шаги аэробики.
• Ходьба: утрированная ходьба, при которой вес тела переносится с одной ноги на другую;
• Подъём колена: движение выполняется стоя. При этом одна нога сгибается в колене и поднимается, а другая остаётся на полу (неап);
• Выпад: перенос тяжести тела на ногу, широко выставленную вперёд и согнутую в колене, другая нога прямая, стопа на полу(ланч);
• Бег при котором вес тела переносится с одной ноги на другую попеременно скачками. Выполняется на месте и с передвижением;
• Прыжки ноги вместе-врозь;
• Из основной стойки толчком двумя, прыжок ноги врозь с приземлением и.п.(аэрджек);
• Изи.п. основная стойка толчком двумя прыжок ноги врозь с приземлением в полуприсяд ноги врозь. Толчком двумя вернуться ви.п. (джек);
• «скип»: движение начинается с прыжка на одной ноге споследующем скачком на этой же ноге, в то время как сводная нога сгибается и выпрямляется вперёд;
• Ту-степ: шаг правой вперёд, приставить левую, шаг правой вперёд. Следующий шаг начинать с левой ноги( ритм 1и2 – раз и два).
• Скоттиш: шаг правой вперёд, шаг левой вперёд, шаг правой вперёд, подскок на правой. Следующий шаг начинается с левой ноги(ритм – раз, два, три, четыре).
• Полька: шаг правой вперёд, приставить левую, шаг правой вперёд, подскок на правой. Следующий шаг начинается с левой ноги(ритм – раз, два, три, четыре).
• Подскок: шаг правой вперёд, подскок на правой. Следующий шаг начинается с левой ноги.(ритм раз – и);
• Скольжение: шаг правой в сторону, приставить левую. Следующий шаг начинается с левой ноги.(Раз – и);
• Галоп: шагом правой, толчок правой ноги прыжок с приземлением на левую, выполняется вперёд и в сторону(ритм раз – и);
• Пони: шаг правой вперёд или в сторону, оттолкнуться носком левой ноги и в шаге приставить её к правой. Следующий шаг начинается с левой ноги.(ритм раз – и);
• Ча-ча-ча: шаг правой вперёд, шаг левой назад, шаг правой на месте, шаг левой на месте, шаг правой на месте. Следующий шаг с левой ноги.(ритм – раз, два, три, четыре)
• Чарльстон: шаг правой вперёд, приставить левую вперёд, шаг левой назад, приставить правую назад. Следующий шаг с левой ноги(ритм – раз, два, три, четыре).
• Прыжки на месте и с продвижением в различных направлениях на одной ноге, сгибая другую назад и разгибая вперёд-книзу или в сторону-книзу.
Примерные связки из базовых элементов аэробики
№1.
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
1. | double step touch справой | 1 | шаг правой вправо | правая вперед |
2 | приставить левую к правой | руки согнуты перед грудью | ||
3 | шаг правой вправо | левая вперед | ||
4 | приставить левую к правой | руки согнуты перед грудью | ||
toetap | 5 | правая вправо на носок | руки в стороны | |
6 | приставить правую | руки вверх | ||
kneeup | 7 | правое колено вверх | согнутые руки опускаются вниз к коленям, локти направлены в пол | |
8 | правая на пол | руки согнуты перед грудью |
№2.
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
1. | начало от | 1 | шаг правой в сторону-вперед | правая в сторону-вперед |
2 | шаг левой в сторону-вперед | левая в сторону-вперед | ||
. | 3 | приставить правую к левой | руки согнуты в локтях, прижаты к ребрам, локти направлены назад | |
lowkick | 4 | мах правой вверх (при движении вверх нога согнута в колене, достигнув уровня параллели с полом нога выпрямляется) | выпрямить руки вперед | |
. | 5 | шаг правой назад | свободная работа рук как в марше | |
marching | 6 | приставить левую к правой | ||
7 | шаг правой на месте | |||
8 | шаг левой на месте |
Примерные комбинации из базовых элементов аэробики
№1. Исходное положение рук - согнуты в локтях перед грудью
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
1. | pivotturn | 1 | правая вперед на носок | - |
2 | поворот на носках на 180° | |||
3 | правая вперед на носок | |||
4 | поворот на носках на 180° (правая нога осталась сзади) | |||
V-step | 5 | правая в сторону-вперед | согнуть правую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед | |
6 | левая в сторону вперед | согнуть левую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед | ||
7 | правая назад в и.п. | хлопок в ладоши | ||
8 | левая назад в и.п. | хлопок в ладоши | ||
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
2. | steptouch | 1 | шаг правой в сторону | согнутые перед грудью руки наклоняются вправо (локти почти на месте, направлены вниз, а предплечье и кисти наклоняются вправо) |
2 | левую приставить к правой | согнутые перед грудью руки наклоняются влево | ||
3 | шаг левой в сторону | согнутые перед грудью руки наклоняются вправо | ||
4 | правую приставить к левой | согнутые перед грудью руки наклоняются влево | ||
heeltouch | 5 | шаг левой вперед |
| |
6 | выставить правую вперед на пятку | хлопок в ладоши | ||
7 | шаг правой назад |
| ||
8 | приставить левую | хлопок в ладоши |
№2.
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
1. | basicstep | 1 | шаг правой вперед | выпрямить вперед |
2 | левую приставить к правой | хлопок в ладоши | ||
3 | шаг правой назад | выпрямить вперед | ||
4 | левую приставить к правой | поставить на пояс | ||
mambo вперед | 5 | правая нога вперед, перенести на нее вес тела, левая немного приподнимается от пола | круг правой рукой вперед, левая на поясе | |
6 | вес тела переносится на левую ногу (она немного согнута), правая немного отрывается от пола и находится впереди | |||
7 | приставить правую ногу к левой | круг правой рукой назад, левая на поясе | ||
8 | шаг левой на месте | |||
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
2. | kneeup | 1 | шаг правой вперед | свободная работа рук как в марше |
2 | левое колено вверх | |||
3 | шаг назад левой | |||
4 | приставить правую к левой | |||
stradl | 5 | левая в сторону | правая выпрямить в сторону | |
6 | правая в сторону | левая в выпрямить сторону | ||
7 | левая в исходное положение | руки вверх | ||
8 | правая в исходное положение | опустить руки вниз дугами вовнутрь |
Приложение 7.
Упражнения на развитие осанки.
Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, острым перекатным, пружинным шагом) и бега в чередовании с остановками на носках; прыжки толчком двумя с поворотом на 180-360град.
Упр. «Черепаха»
Установка: Сидим на стуле, нас привязали к спинке стула.
И.П. сидя на коврике, ноги вытянуты вперёд, носки вытянуты, руки лежат на коврике по сторонам, спина прямая, плечи расправлены. На 4 счёта плечи собираются вперёд, голова опускается в низ, но спина не наклоняется (черепаха влезла в свой панцирь), на следующие 4 счёта возвращаемся в исходное положение; упражнение «коробочка». Упражнение «кошка», «лодочка», «мячик»: с начало подъём верхний части туловища, затем нижней части и одновременно.
Приложение 8.
Упражнения на развития гибкости.
Наклоны вперёд, назад, в сторону(вправо, влево) с максимальным напряжении(из различных положений – сидя, стоя, без опоры и с опоры). Наклоном назад мост на обеих ногах и на одной ноге. Шпагат, шпагат с различным наклонами вперёд, назад, в сторону с различными движениями руками. Движение ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой; медленными движения ногами с фиксацией конечного положения в течение нескольких секунд. Сед с глубоким наклоном, голова опущена ( держать 20-40 с.), Упражнения на развитие подвижности стопы: И.П. сидя на полу, спина прямая, ноги вытянуты вперёд, 6 поз. На раз – вытянуть носки, пятки прижаты к полу, стремимся пальцами коснуться пола, на два носки на себя (поочерёдно, одновременно, по кругу).
Выполнение упражнений в парах: «лягушка», «бабочка», «складочка», упр. для растяжки мышц ног: И.П. дети в паре сидят друг напротив друга, ноги 1партнёра упираются в щиколотку второго, руки сцеплены. На раз – два первый медленно ложится назад, упираясь в ноги партнёра, на следующие 4 счёта фиксируют положение, на следующие 2 счёта возвращаются в исходное положение.
Приложение 9.
Элементы классического танца.
- Полуприседание (демиплие) в 1, 2, 4, 5 позициях;
- Приседание (гран плие) в 1, 2, 4, 5 позициях;
- Выставление ноги на носок (батман тандю) в различном темпе;
- Махи ногами на высоту 45 град. (батман тандю жете);
- Полуприседание с выставлением ноги на носок (батман тандюсутеню);
- Приседание на одной ноге, другая согнута (прижата) к щиколотке (батман фондю);
- Нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) – сюрле ку де пьер;
- Резкое сгибание ноги в положение сюр лек у де пьер и разгибание на 45 градусов (батман фраппе);
- Круги ногой по полу (рон де жамб портер);
- Подъём на полупальцы (релеве);
- Махи ногами на 90 градусов и выше в 3 и 5 позициях ( гран батман жете);
- Махи ногами вперёд-назад(гран батман жете балансе);
- Поднимание ноги вперёд, в сторону, назад в 3 и 5 позициях (батман девслопе).
Приложение 10.
Элементы танцевальной аэробики ( стили «hip-hop», «bеllydance», «латино»).
Хип-хоп.
Свободная пластика рук, волнообразные движения корпусом, в результате чего значительная нагрузка ложится наизоляция - движение, осуществляемое одной частью тела в одном суставе при неподвижном положении другой; из "шагов" аэробики наиболее популярны Step-touch (на месте, с продвижением, с постановкой опорной ноги назад на носок), Touch-front, Kneeup, Grapewine (особенно скрестно спереди), повороты, V-step , Curl прыжком, выпады (в том числе глубокие). Часто используется кач в различных положениях, волнообразные движения корпусом, плечами, руками, переступания, перебежки, повороты из положения ноги скрестно, подъёмы на носки (перекаты с носка на пятку), движения бёдрами. Также характерно соединение ног прыжком и выполнение поворотов из plie. Очень часто выполняются скользящие движения. Активная работа корпуса, рук. Комплекс включает в себя множество прыжков,"шаги" фанка, но они, в том числе и кач, отсутствуют волнообразные фанковские движения. Часто используются соединительные элементы (остановки, сбой ритма). Допускается использование движений брейка.
bеllydance
Основные элементы: «бочка», «волна», «тряска», «тарелочки», «качалка», «удары», «ключ», «проходки». Связки из двух и более танцевальных элементов: «каракатица», «лошадка».
«Латино»
Виск-шаг, выполняемый на два счёта.
1 – шаг в сторону ведущей ногой и шаг опорной ногой с крестно позади ведущей.
2 – шаг ведущей ногой на месте.
Ча-ча-ча, мамбо (и - мах от колена ведущей ногой, 1-шаг ведущей ногой вперёд, и- шаг опорной ногой на месте, 2-шаг ведущей ногой рядом с опорной.), самба (1-шаг ведущей ногой вперёд/назад, и- шаг опорной ногой вперёд/назад и в сторону, 2- приставить ведущую ногу к опорной.), румба-шаг, повороты.
Шаги выполняются в связках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Рабочая программа курса «Английский язык» для 4 класса на основе программы курса Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. 3 год обучения (2 часа в неделю, 66 часов в год).
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Рабочая программа курса Математика (I и II курс)
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...