Открытый урок в 4 классе "Лазанье по канату"
план-конспект урока (физкультура и спорт) по теме

Разгильдеев Анвер Фаритович

Класс

4

Тип урока

Комплексный

Технология построения урока

Фронтальная и поточная.  Индивидуальная

Тема урока

ОРУ в движении. Лазанье по канату в три приема. Игра «Лисы и куры».

Цель урока

Мотивация учебной деятельности

Основные термины, понятия

Группировка, захват, вис, лазанье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Физическая  культура

Класс

4

Тип урока

Комплексный

Технология построения урока

Фронтальная и поточная.  Индивидуальная

Тема урока

ОРУ в движении. Лазанье по канату в три приема. Игра «Лисы и куры».

Цель урока

Мотивация учебной деятельности

Основные термины, понятия

Группировка, захват, вис, лазанье.

Планируемые результаты  урока

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

 (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся:  в доступной форме объяснять технику выполнения лазанья по канату в три приема, анализировать и находить ошибки; координировать и контролировать действия. 

получат возможность научиться:  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении упражнений.

(Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладеют способностью оценивать свои результаты, указывать на свои ошибки и ошибки одноклассников, формирование представления о технике выполнения лазанья по канату в три приема;

коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих,

регулятивные –  умение технически правильно выполнять действия  лазанье по канату в три приема).

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, формирование навыка работать в группе, развивать внимание, ловкость, координацию; умения соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время выполнения упражнений: лазанье по канату, перелазанье через препятствия.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, поточная, индивидуальная.

Книгопечатная продукция:  Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского,   В.И.Лях   М.:Просвещение,2012г.-104с.

Технические средства обучения: маты, канат, гимнастические палки, конь, скамейки, гимнастическая стенка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные 
учебные действия

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Построение; приветствие.  Настроить детей на работу.

Слушают 
и обсуждают тему урока.

Личностные: формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Актуализация знаний

Вопрос. Ребята, какие элементы акробатических упражнений Вы знаете?

-Молодцы ребята.

- Сегодня мы  с вами продолжим обучение технике лазанья по канату в три приема.

Упражнения на канате очень полезны для растущего организма, потому как влияют на многие группы мышц, развивают координацию, ловкость, улучшают вестибулярный аппарат.  Сильные предплечья,руки,пресс,ноги,спина и стальная хватка, вот что обеспечивает лазанье по канату.

Беседа по теме: «Что такое координация». Объясняет, что такое  координация  и какое значение она имеет для физической подготовки человека.

Повторение правила Т/Б на уроках  гимнастики

  • класс «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь!»
  • выполнение строевых упражнений /повороты налево, направо, кругом на месте/
  • направо, ходьба по залу с дистанцией 2 шага на носках (руки на пояс, спина прямая).
  • на пятках (руки за головой, спина прямая)
  • бег в равномерном темпе
  • Лазанье по гимнастической стенке;
  • Перелазание и опорный прыжок с коня .
  • Общеразвивающие  упражнения с гимнастической палкой

Упр.1 (5-6 раз)

 И.п-стойка, ноги вместе, палка внизу, хватом сверху.

1-2-палку вверх, правую ногу назад на носок, потянуться

3-4 И.п.

Упр.2 (5-6 раз)

И.п.- стойка ноги врозь, палка вверху, хватом сверху.

1- правую ногу в сторону на носок, наклон вправо;

2- выпрямиться и приставить ногу;

3-4 – то же в другую сторону.

Упр.3 (5-6 раз)

 Ип- стойка, ноги врозь, палка вверху, хватом сверху

1- поворот туловища направо

2- Ип

3- поворот туловища налево;

4- Ип

Упр.4. Содействует развитию координационных способностей.

Ип- стойка руки вперёд, хватом за один конец палку вниз на опору;

1- присесть;

  1. встать(Ип)

Упр.5

 Ип- стойка, палка вверху, хватом сверху

1- мах правой ногой вперёд, палку вперёд, постараться коснуться палки ногой

2-Ип

3-4- то же другой ногой

Упр.6

Ип- стойка на

правой  (левой) ноге  держась одной рукой за вертикально стоящую палку; другая рука на поясе.

  • Прыжки на одной ноге вокруг палки.

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональный спортсмен. Однако координация нужна не только в спорте. От нее зависит каждое движение человека.

Спину держать прямо, ноги не отрывать.

Познавательные:

обще учебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; 

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные: воспитание дисциплинированности..

Регулятивные:  развитие внимания, умеют оценивать правильность выполнения действия; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки 
и учета характера сделанных ошибок.

III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач

Лазанье по канату — хороший вид спорта, развивающий силу, ловкость и координацию движений. Были времена, когда этот вид спорта даже входил в программу олимпийских соревнований. Научиться лазать по канату не так уж и сложно, надо лишь освоить некоторые типичные упражнения.

Фазы лазанья по канату

Нет лучших мастеров в лазании, чем военные моряки. Они с кошачьей ловкостью взбираются по канату на такую высоту, что у любого другого голова закружится. Искусство лазания повелось у моряков еще с того времени, когда корабли ходили под парусами и матросам надо было быстро карабкаться на мачты по канатным снастям. С тех пор из поколения в поколение морякам и передается секрет самого верного лазания. Он перешел и к физкультурникам, которые состязаются друг с другом: кто быстрее и выше всех залезет. Секрет этот весьма простой, но его нужно знать. Он называется способом «в три счета». Постарайся овладеть им, и ты будешь хорошо лазать по канатам и шестам. Упражняться в этом можешь на подвесном канате или шесте.

Способ "в три счета"

Захвати канат (или шест) возможно выше руками и повисни на нем.

  • По счету «раз» подними согнутые ноги так, чтобы колени были на высоте пояса, и захвати канат ногами. Этот захват ногами очень важен, и его надо хорошо усвоить. Зажми канат между подъемом одной ноги и пяткой другой, а также между коленями
  • По счету «два» разогни ноги, как бы отталкиваясь ими, и согни руки
  • По счету «три» сохраняй захват ногами и перехвати руками канат выше — сначала одной рукой, а потом другой

Продолжай подниматься, повторяя движения ногами и руками в том же порядке. Обрати внимание, что при таком способе лазания ты поднимаешься силой ног. Это правильно, так как у всякого человека ноги сильнее, чем руки. Поэтому помни правило: лазай не руками, а ногами. Способ «в три счета» самый выгодный. Применяй его, когда хочешь взлезть повыше.

Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

Познавательные:

обще учебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; 

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

IV. Изучение нового материала.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

Даёт команду  сесть на скамейки..

Проводит подготовительные упражнения:

- Наша задача – потренироваться правильно удерживать канат ногами  и лазать по нему. Помочь научиться правильно удерживать канат ногами помогут палки, которые оставили в руках

 Учитель показывает, как надо фиксировать палку ногами. Упражнение выполняется сидя, один конец палки ставится на пол у правой ступни, левой ступней скрестно прижать палку  к правой ступне (одна внешняя сторона ступни прижимается к другой внешней стороне ступни), дополнительно зажать палку коленями. Дети с помощью учителя стараются зафиксировать палку как можно крепче. Учитель пытается палку вытащить (дети руками не помогают, зажимая палку только ногами). У кого палка вытаскивается слишком легко, значит, тот неправильно ее зажал. Попробовав несколько раз у каждого достать палку, учитель подзывает направляющего, который, отложив свою палку в сторону, пробует залезть на канат.

Выполнение элемента со страховкой.

Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.

Слушают, выполняют упражнение

Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителем техники лазанья по канату в три приема.

.

V. Самостоятельное творческое использование

сформированных УУД.

Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку, само страховку.

Каждый ученик пробует подняться по канату по два раза

Выполняют  учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Слушают, выполняют упражнение

Познавательные :восстановить навык в выполнении плотной группировки. Закрепление техники  лазанья по канату в три приема.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера при страховке

VII. Рефлексия.

 Итоги урока. 

Игра на координацию  «Лисы и куры »

Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.

- Молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина.

Обобщить полученные на уроке сведения. Проводит беседу 
по вопросам:

- Чему новому Вы сегодня научились?

– Какие упражнения для развития силы и ловкости вы знаете?

– Как правильно выполнить лазанье по канату в три приема?

/отвечают по поднятой руке/

Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание:

1.Повторить комплекс упражнений №2 (учебник стр. 113)

2. Выучить терминологию лазаний (памятка).

Выполняют игру.

Оценить процесс и результаты своей деятельности

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению .Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: анализ собственной деятельности на уроке

В IV классе начинается обучение Лазанье по канату в три приема   Техника выполнения. Первый прием — из виса стоя, сгибая ноги, подтянуть колени к груди и захватить канат подъемами ног скрестно и коленями ; второй прием — разгибая ноги, подтянуться на руках; третий прием — перехватиться руками как можно выше. Выполнение лазанья в три приема базируется на умении лазать по канату на согнутых руках с захватом каната ногами (Ш класс).

Последовательность обучения.

  1. Повторить подводящие упражнения для обучения лазанью на согнутых руках с захватом каната ногами (III класс).
  2. Повторить лазанье по канату в висе на согнутых руках с захватом каната ногами. Лазание — передвижение по специальным снарядам или препятствиям с помощью рук и ног. Лазание выполняется также и на одних руках.

Различают лазания:

а) лазание в три приема (рис.123), б) в два приема (рис. 124)

Влезание — передвижение вверх.

Перелезание — переход занимающегося с одного снаряда (препятствия) на другой или с одной стороны снаряда на другую (через верх).

Пролезание — переход занимающегося в отверстие (на лестнице, двойном буме) снаряда или препятствия.

Слезание — опускание вниз по снаряду или препятствию.

Завязывание — остановки при лазании по вертикальному канату. Различают завязывания:а) завязывание стоя — канат обвивает ногу (зажат ступнями) и проходит за одноименной рукой, поднятой в сторону (рис. 125);

б) завязывание петлей—канат образует петлю, обхватывающую одну или обе ноги (рис. 126);

в) восьмеркой — канат образует восьмерку, обхватывающую одну и другую ноги (рис. 127).

Лазание в перекидку совершается поочередным захватом (опорой) то одной, то другой согнутой в колене ногой.

В IV классе начинается обучение Лазанье по канату в три приема   Техника выполнения. Первый прием — из виса стоя, сгибая ноги, подтянуть колени к груди и захватить канат подъемами ног скрестно и коленями ; второй прием — разгибая ноги, подтянуться на руках; третий прием — перехватиться руками как можно выше. Выполнение лазанья в три приема базируется на умении лазать по канату на согнутых руках с захватом каната ногами (Ш класс).

Последовательность обучения.

  1. Повторить подводящие упражнения для обучения лазанью на согнутых руках с захватом каната ногами (III класс).
  2. Повторить лазанье по канату в висе на согнутых руках с захватом каната ногами. Лазание — передвижение по специальным снарядам или препятствиям с помощью рук и ног. Лазание выполняется также и на одних руках.

Различают лазания:

а) лазание в три приема (рис.123), б) в два приема (рис. 124)

Влезание — передвижение вверх.

Перелезание — переход занимающегося с одного снаряда (препятствия) на другой или с одной стороны снаряда на другую (через верх).

Пролезание — переход занимающегося в отверстие (на лестнице, двойном буме) снаряда или препятствия.

Слезание — опускание вниз по снаряду или препятствию.

Завязывание — остановки при лазании по вертикальному канату. Различают завязывания:а) завязывание стоя — канат обвивает ногу (зажат ступнями) и проходит за одноименной рукой, поднятой в сторону (рис. 125);

б) завязывание петлей—канат образует петлю, обхватывающую одну или обе ноги (рис. 126);

в) восьмеркой — канат образует восьмерку, обхватывающую одну и другую ноги (рис. 127).

Лазание в перекидку совершается поочередным захватом (опорой) то одной, то другой согнутой в колене ногой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Конспект открытого урока по теме: " Повторение техники лазанья по канату произвольным способом. Совершенствование лазанья по гимнастической стенке произвольным способом с переходом на гимнастическую скамейку"

Задачи урока: формировать адекватное поведение в сложных двигательных ситуациях, способствовать выработке и совершенствованию координации движения....