ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА).
статья по теме
Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.
Первое противоречие заключается в том, что зачастую занятия, так называемого, дополнительного образования, рассматриваются как развлекательные, необязательные, либо как развивающие только специфические навыки и умения. Педагогическая практика введения занятия хореографией показывает отсутствие целенаправленной, упорядоченной системы развития различных сторон личности ребенка, формирования у него определенных, важных для его целостного и гармоничного развития ЗУНов. Тогда как предметы эстетического цикла могут и должны разносторонне развивать учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение №48 г.Санкт-Петербурга
ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ
КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
(КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА).
Составитель:
педагог дополнительного
образования
Макарова З.В.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.
Первое противоречие заключается в том, что зачастую занятия, так называемого, дополнительного образования, рассматриваются как развлекательные, необязательные, либо как развивающие только специфические навыки и умения. Педагогическая практика введения занятия хореографией показывает отсутствие целенаправленной, упорядоченной системы развития различных сторон личности ребенка, формирования у него определенных, важных для его целостного и гармоничного развития ЗУНов. Тогда как предметы эстетического цикла могут и должны разносторонне развивать учащихся.
Под разносторонним развитием я понимаю:
- физическое совершенствование (коррекция и развитие координации, осанки, мелкой моторики, укрепление мышц тела);
- психическая деятельность (развитие зрительной, слуховой, двигательной реакции и памяти);
- творческие способности (музыкальный слух, ритм, творческое воображение, пластическая выразительность);
- эмоционально-личностная сфера (отношение к окружающим, способность к самооценке, к волевому усилию);
- когнитивная сфера (память, внимание и мышление).
Второе противоречие заключается в недостаточном вовлечении детей старшего дошкольного возраста в творческую деятельность. Считается, что дети этого возраста способны только на усваивание информации, тогда как, на мой взгляд, они всячески поощрены в создании нового, развитии воображения и познании материала нетрадиционным путем.
Психолог Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей пяти - семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, хореографическое, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, К. Головская и доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в близкой им деятельности, как музыкальные игры, игры – импровизации, музыкально-ритмические композиции и т.д.
Под развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста я понимаю:
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям;
- формирование умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, сознательно создавая пластический образ;
- умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми;
- способность радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
В виду того, что единая федеральная программа по занятию хореографией отсутствует, появился ряд авторских программ. Однако, на мой взгляд, многие из них недостаточно (слишком односторонние) отражают глубину предмета. Большинство программ по хореографии либо созданы с ориентацией на одаренных детей (основное внимание уделяется разучиванию танцев), либо как корректирующие (посвящены в основном общеукрепляющим и общеразвивающим физическим упражнениям). В настоящее время я работаю на основе программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Однако, на мой взгляд, эта программа также имеет пробелы, которые я заполняю на основе своего более чем 20-ти летного опыта работы с детьми.
Таким образом, можно сказать, что существует потребность в создании единой программы по хореографии для ДОУ-ий, которая могла бы всесторонне развивать детей дошкольного образования одновременно обучая их сооветствующим ЗУМ-ам и учитывая их возрастные особенности.
Такая программа должна опираться на следующие принципы:
1. Организация занятия хореографией должна осуществляться в русле гуманистической педагогики, в системе личностно-ориентированного образования, предполагающие субъект-субъектные отношения между воспитателем и ребенком. Создание благоприятной атмосферы обучения и совместного поиска путей овладения ЗУНов (В.Г.Белинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский).
2. Занятие хореографией должно строиться в системе развивающего обучения, что означает учитывание основных принципов последнего:
- принцип ведущей роли творческих знаний содержания обучения, при котором формирование навыков происходит на основе общего развития, на базе более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей;
- принцип обучения на высоком уровне трудности, где трудность понимается как преодоление препятствий, сочетающийся с теорией Л.С.Выготского об опоре на зону ближайшего развития;
- принцип изучения программного материала в быстром темпе, что не позволяет детям терять интерес к обучению;
- принцип осознания детьми всех звеньев процесса обучения, что формирует высокую мотивацию;
- принцип опоры на эмоциональное позволяет использовать эту свойственную для старшего дошкольника особенность в целях учебного процесса, и способствует созданию доверительных отношений;
- принципы доступности и индивидуализация, принцип постепенного повышения требований, принцип сознательности и активности, принцип систематичности и повторяемости материала, принцип гуманизации.
3. Отбор музыкального репертуара происходит с учетом его доступности дошкольникам среднего и старшего возраста. Проанализировав музыкальную литературу для детей, репертуарные сборники, специально предназначенные для музыкально-ритмического воспитания, а также собственный многолетний опыт работы, отобрала музыкальные произведения, соответствующие основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, гуманизм, яркость, образность, доступность музыкального языка. Подбирая музыку для движений, руководствовалась тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения.
Следует отметить, что развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией может быть эффективным лишь на основе полноценного музыкального материала. Швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроза в комплексе ритмических упражнений выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем; пространством и движением; развивает тонкий музыкальный слух и богатое воображение.
4. Занятие хореографией должно быть направлено на развитие творческих способностей дошкольника в условиях педагогики сотрудничества, где воспитатель и ребенок являются со творцами, применяя различные методы групповой и индивидуальной работы, используя игровые методики, подкрепляя внутреннюю мотивацию к учению, в атмосфере доверия и свободы. Результатами такой творческой деятельности могут быть:
- как самостоятельно рожденная мысль;
- как деятельность, к осознанию которой ребенок пришел сам;
- так и отдельный конечный, относительно новый продукт, соответствующий любому уровню творчества (движение, пластический этюд, маленький танец).
5. Организация занятия хореографией в ДОУ-ях должна иметь упорядоченный характер, а в частности:
- иметь единую программу;
- осуществлять отбор содержания и методов с учетом возрастных особенностей дошкольников;
- количество отведенного им времени не менее 2-х занятий в неделю.
Критерием оценки детей на занятии являются:
- Развитие у детей специфических профильных ЗУН-ов;
- Расширение музыкального и танцевального кругозора;
- Более эффективное (быстрое и продуктивное) обучение;
- Формирование образного мышления;
- Осознание детьми задач обучения;
- Развитие самостоятельности и инициативы;
- Развитие творчества у детей;
- Дружеская, творческая атмосфера;
- Более высокий уровень мотивации;
- Физическое и психическое развитие и совершенствование.
Литература.
- Далькров Ж., «Ритм», М., 1992г.;
- Запорожец А.В., «Развитие произвольных движений», М., 1959г.;
- Кох И.Э., «Основы сценического движения», М., 1976г.;
- Руднева С., Фиш Э., «Музыкальное движение», М., 1972г.;
- Чистякова М.И., «Психогимнастика», М., 1991г.;
- Добрович А.Б., «Воспитателю о психологии», М., 1980г.;
- Захаров А.И., «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», М., 1986г.;
- Калмыкова З.И., «Психологические принципы развивающего обучения», М., 1979г.;
- Якиманская И.С., «Развивающее обучение», М., 1979г.;
- Шацкая В., «Музыкально-Эстетическое воспитание детей и юношества», М., 1979г.;
- Соколовский Ю.Е., «Основы педагогики бальной хореографии», М., 1976г.;
- Захаров Р.В., «Беседы о танце», М., 1963г.;
- Будилова Е.Я., «Учение Сеченова об ощущениях и мышлении», М., 1954г.;
- Гальперин С.И., «Анатомия и физиология человека: возрастные особенности», М., 1974г.;
- Березовчук Л., «Музыка и мы», СПб, 1995г.;
- Холопова В.Н., «Проблемы музыкального ритма», М., 1993г.;
- Тарасов Г.С., «Музыкальная психология», М., 1993г.;
- Петрушин В.И., «Музыкальная психотерапия», М., 1993г.;
- Белобородова В.К., «Музыкальное восприятие школьников», М., 1975г.;
- Панкевич Р.В., «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности», том 6, Екатеринбург, 2001г.;
- Горюнова Л.В., «Развитие ребёнка, как его жизнетворчество», М., 1993г.;
- Ветлугина Н.А., «Структура музыкальности и пути ее исследования. Музыкальное развитие ребенка», М., 1986г.;
- Критская Е.Д., Школяр Я.В., «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», М., 1999г.;
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006г.;
- Буремина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000г.;
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006г.;
- Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998г.;
- Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография: (Учебно-методический комплекс для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, ДМШ, школ искусств, детских садов). - 2-е изд., испр. и доп. – Кемерово, 2000г.;
- Гамиузова А.Н., Смирнова Е.О., «Ступени общения: от года до семи лет», М., 1992г.;
- Никитин Б.П., «Ступени творчества», М., 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национально-региональный компонент на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методо...
Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....
Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.
Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....
Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»
Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...
Занятие по валеологии с детьми старшего дошкольного возраста
"Точка, точка, запятая..."Конспект открытого занятия по ознакомлению с организмом человека, с некоторыми его внутреннеми органами, с дыхательным упражнением, с упражнением по профилактике сколиоза....
Конспект занятия по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Приключение с Сороконожкой».
Полезен педагогам дополнительного образования детей, музыкальным воспитателям, занимающимся с детьми 5-6 лет.Применяю на занятиях с детьми по образовательной программе "Музыкальный час". ...
Логоритмическое занятие в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста
Логоритмическое занятие в логопедической группедетей старшего дошкольного возраста«Двенадцать месяцев»...