«Формирование ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, как фактор привития здорового образа жизни»
статья
статья на тему воспитания и привытия навыков здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020g.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шаховская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
«Формирование ответственного отношения обучающихся к своему здоровью как фактор привития здорового образа жизни»
Подготовила учитель И.Ю.Ковыркина
19.02.2020г.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.
Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому я учу своих учеников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность заключается в том, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни.
В коррекционной школе-интернате VIII вида я работаю учителем 23 года. Контингент учащихся составляют дети с диагнозом «олигофрения» со многими сопутствующими нарушениями здоровья. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми?
Секрет в этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек.
Считаю, что результатом моей работы с детьми является осознание ими положительного влияние соблюдения правил личной и общественной гигиены, значение занятия спортом для творческих и жизненных успехов человека, осознание опасности вредных привычек для жизни и здоровья.
Целью моей деятельности является обеспечение воспитаннику устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, развитие поведенческих навыков и ответственного отношения к собственному здоровью и его сохранению.
Задачи: способствовать развитию у детей умения определять своё состояние здоровья через эмоционально-физические ощущения;
пробуждать у детей интерес к физиологии организма и взаимосвязи основных функций некоторых систем, таких, как пищеварение, дыхание, опорно-двигательный аппарат, зрение и т.д.; способствовать развитию представлений о том, что полезно и вредно для организма; создавать условия развития осознанного отношения к своему поведению и деятельности в аспекте здорового образа жизни, устойчивости здоровых поведенческих навыков и некоторых способов самопомощи, самокоррекции и самосовершенствования.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье-это важнейший труд учителя, воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом. Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г.К.Зайцевой «Уроки здоровья», Соковня-Семеновой И.И. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь». Методическое руководство «Познай себя» М.Л.Лазарева и др.
Формирование здорового образа жизни - это целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений со своим внутренним миром, с природой и обществом. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
Существует определение здоровья по И.И. Брехману, которое включает в себя четыре составляющих
- соматическое здоровье-удел биологии и медицины,
- физическое здоровье-создает основу для осанки, координации движений, роста, веса, подвижности,
- нравственное здоровье-отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.
- психическое здоровье-область применения психологических наук, обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на её предметы и явления, а также на отношения человека к самому себе и к окружающим.
Сложность решения всех этих задач состоит в том, что у наших детей-стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражение коры головного мозга. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций, нарушение познавательных процессов. Страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания.
Общение с нормально развивающимися сверстниками затруднено: их не принимают в игру, т.к. они не умеют играть. С 7-8 лет дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в спец.(коррекционные) школы VIII вида, где обучаются по специальным программам.
Основными направлениями моей работы являются:
- изучение состояния здоровья учащихся;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие двигательных способностей;
- расширение кругозора;
- воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
- организация физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Изучение состояния здоровья учащихся состоит в тесном контакте с работой медицинской службы. При поступлении ребенка в школу изучаю его медицинскую карту, где отражены физические и психические параметры его здоровья. И на протяжении всего нахождения ребенка в школе веду работу по выполнению рекомендаций врачей. Провожу беседы с родителями. Совместно с учителем регулярно посещаю семьи своих воспитанников с цель обследования их жилищно-бытовых условий.
Организую с детьми разнообразные занятия: беседа, дидактическая игра, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, экскурсии, что способствует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и волевых качеств. Моя работа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста учу детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Беседы, которые провожу с детьми, включают вопросы гигиены, питания, закаливания; строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, о полезных и вредных привычках. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
На занятиях воспитанники получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки самосовершенствования.
Развитие двигательных способностей включает в себя утреннюю гимнастику; во время уроков и бесед проведение физкультминуток или гимнастики для глаз, подвижные игры во время прогулок, спортивные часы, дни здоровья, и др. Стараюсь создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь. Методику работы строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Каждое занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушением интеллекта и сочетается с практическими заданиями, необходимыми для развития навыка ребенка. Ввожу сказочные и игровые сюжеты. Занятия приносят детям радость, чувство удовлетворения, радости, понимания значимости изучения данного направления.
Невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым, раздраженным, нельзя говорить о правильном питании и в то же время вскакивать из-за стола, есть стоя. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу.
Каждый человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни.
Работа в группах. Защита правил здорового образа жизни.
-Ребята, какие правила здорового образа жизни вы знаете?
• Правильное питание.
• Занятие спортом.
• Закаливание. Гигиена. Режим дня.
• Вредные привычки.
- Сейчас вы попробуете составить рассказ об одном из правил здорового образа жизни.
Выступления детей.
-Вы уверены в том, что соблюдая все эти правила , вы будете совершенно здоровы? Всё о чем мы сейчас говорили – это физическое здоровье. Бывало ли у вас такое состояние, когда вы совершенно здоровы, но вам плохо? Из-за чего это происходило?
Тест «Вы и ваше здоровье».
- Я предлагаю вам, ребята, пройти тест и узнать, все ли правильно вы делаете, чтобы сохранить свое здоровье. Отвечаете «да» или «нет», если затрудняетесь ответить, то тоже «нет».
1. Занимаетесь ли Вы спортом?
2. Курите ли Вы?
3. Выпиваете ли Вы ежедневно более одной чашки кофе?
4. Вы не представляете свой день без шоколадки или сладостей?
5. Ваш вес соответствует вашему росту?
6. Делаете ли Вы ежедневно утреннюю зарядку?
7. Вы употребляете спиртные напитки?
8.Правильно ли у Вас организован режим питания?
9.Ваш ночной сон составляет не менее 8 часов?
10. Раз в пол года вы проходите медицинский осмотр?
Обработка: за каждый положительный ответ на вопросы 1,5,6,8,9,10 и за каждый отрицательный ответ на вопросы 2,3,4,7 – поставьте по 1 баллу.
10-8 баллов – Вы следуете изречению, что «Здоровье-основа человеческого счастья». Вы ведете здоровый образ жизни и придерживаетесь золотого правила «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Молодцы!
7-5 баллов – Вы считаете, что здоровье не является высшей ценностью для человека часто забываете о принципах здорового образа жизни, имеете вредные привычки. Советую пересмотреть свое отношение к здоровью!
Менее 5 баллов – Вы совершенно не заботитесь о своем здоровье, имеете вредные привычки и не хотите от них избавляться. Ваше отношение к здоровью безответственно. Пока не поздно вспомните о принципах здорового образа жизни.
- Ребята, что тест показал, что вы все бережно относитесь к своему здоровью, не имеете вредных привычек.
Игра «Ромашка».
Продолжить пословицу, написанную на лепестках ромашки.
1. В здоровом теле……………………… (здоровый дух)
2. Голову держи в холоде,……………… (а ноги в тепле)
3. Заболел живот, держи………………….(закрытым рот)
4. Быстрого и ловкого ……………………. (болезнь не догонит)
5. Землю сушит зной, а человека …………(болезни)
6. Поработал ……………………………….. (отдохни)
7. Любящий чистоту -……………………… (будет здоровым).
- Вы видите, что о здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.
Обобщение по теме (работа в группах).
- Ребята. У вас на столах лежат вопросники. Постарайтесь обсудить и ответить на них вместе.
1. Что такое здоровье?
2. Как сохранить здоровье смолоду?
3. Что укрепляет наш организм?
4. Какой образ жизни мы называем правильным или здоровым?
5. что влияет на здоровье?
6. Что вредит здоровью?
7. Чем опасны вредные привычки?
После ответов учеников педагог делает вывод:
- Мы сегодня не случайно обратились к этой теме. В вашем возрасте вас еще считают детьми, а вы ощущаете себя уже взрослыми и часто стараетесь это доказать! Иногда вы совершаете ошибки. Надеюсь, что сегодняшнее занятие помогло разобраться вам в том, что же правильно.
Рефлексия.
- Ребята, я хочу предложить вам написать на листах все ваши привычки. (Педагог может делать это вместе с детьми).
- А теперь поставьте «+» рядом с хорошими привычками, и «-« рядом с плохими.
- Поднимите руку те, у кого нет ни одного минуса.
По результатам учитель формулирует пожелание детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ценностного отношения школьника к своему здоровью.
Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой особую актуальность занимает проблема формирован...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.
Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...
«Формирование чувства ответственности у обучающихся за свое здоровье и безопасный образ жизни»
Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр...
«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов
Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Статья написана в рамках работы инновационной площадки на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа" по теме "Воспитание ответственности в условиях сельской школы"....
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина Росси...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся школы к своему физическому и психическому здоровью.
Данная статья будет полезна педагогам, учителям и родителям....