конспект урока физической культуры в 4 классе школы I вида
план-конспект урока по физкультуре по теме
Тема урока: «Основная гимнастика»
Прыжки через короткую скакалку при вращении её назад.
Подробный конспект и очень интересные приложения повысят ваш профессиональный уровень и помогут в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiz-ry_4_kl.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока физической культуры в 4 классе
Тема урока: «Основная гимнастика»
Прыжки через короткую скакалку при вращении её назад.
Задачи урока:
1. Дать знания об объективном (научном) методе контроля за физическим состоянием учащихся – измерении частоты сердечных сокращений (ЧСС);
2. Закрепить технику выполнения специальных беговых упражнений, прыжков с короткой скакалкой.
3. Содействовать развитию выносливости соревновательным, игровым методами и методом дозированных нагрузок;
4. Формировать правильную осанку посредством укрепления мышц спины, ног;
5. Содействовать воспитанию дисциплинированности, внимания, дружеских взаимоотношений, желание систематически заниматься физическими упражнениями.
6. Коррекционная работа.
Спортивный инвентарь: секундомер, гимнастические скакалки.
Место проведения: спортивный зал
Содержание частей урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
1 | 2 | 3 |
І. Подготовительная часть. Построение класса. Сообщение задач урока. Беседа о физических качествах человека. | 12-15 мин 2-2,5 мин | Обратить внимание на внешний вид, осанку. Измерить ЧСС в спокойном состоянии за 10 сек. |
1. Строевые упражнения на месте: повороты направо, налево, кругом. | Следить за четкостью и одновременным выполнением. | |
2. Ходьба и ее разновидности: - на носках, руки вверх; - на пятках, руки за голову; - на внешней стороне стопы, руки в стороны; - в полном приседе, руки на коленях; - прыжки в полном приседе. | 1,5 мин | Сохранять дистанцию 1 шаг. Ноги в коленях не сгибать, подбородок не опускать, спина прямая, локти не сводить. Спина прямая. Спина прямая. Короткие, частые. |
3. Бег и его разновидности: - обычный; - с подскоками, руки на пояс; - приставными шагами правым, левым боком; І. Бег с выполнением заданий: а) с высоким подниманием бедра б) с захлестом голени | 4-5 мин По 4 шага 3-4 раза 1 мин | Дистанция 2 шага. Бежать на передней части стопы, дышать через нос. Дыхание не задерживать. По сигналам свистка. На один сигнал Туловище вертикально, бедро поднимать на 90 На два сигнала Туловище наклонить вперед, касаться пятками ягодиц. |
Ходьба с восстановлением дыхания | 30-40 сек | |
ІІ. Бег с выполнением заданий. а) присесть – встать, продолжать бег б) поворот вокруг себя на 360 | 1,5 мин | На один сигнал На два сигнала Сохранять дистанцию и прямолинейность бега |
Ходьба с восстановлением дыхания | 40-45 сек | |
Общеразвивающие упражнения с короткой скакалкой. | 5-6 мин | Один учащийся перед классом выполняет упражнения |
1. И.п. – о.с., скакалка горизонтально внизу | 6-8 раз | Скакалка сложена вчетверо, хват руками на ширине плеч. |
1 – левую ногу назад на носок, скакалка вверх - прогнуться | Посмотреть вверх, вдох. | |
2 – вернуться в И.п. | Выдох. | |
3-4 – то же, правую ногу назад на носок. | ||
2. И.п. – ноги врозь, скакалка горизонтально за головой. | 6-8 раз | Хватом на ширине плеч, локти опущены. |
1 – наклон влево, скакалка вверх | Вперед не наклоняться. | |
2 - и.п. | ||
3-4 – то же вправо | ||
3. И.п. – ноги врозь, скакалка горизонтально внизу сзади | 6-8 раз | Туловище держать прямо. |
1 – голову поднять вверх - вдох. | ||
2 – наклон вперед, скакалку отвести максимально назад, прогнуться. | Выдох, ноги в коленях не сгибать, голову не опускать | |
4. И.п. – о.с., скакалка горизонтально внизу | 6-8 раз | Хватом на ширине плеч. |
1 – скакалка вверх | Вдох | |
2 – опуская скакалку вниз, перешагнуть через нее левой ногой. | Выдох, согнутую ногу максимально поднять к груди. | |
3 – поднимая скакалку вверх, перешагнуть левой ногой обратно | Вдох | |
4 – скакалка вниз, перешагнуть правой ногой. | Выдох | |
5. И.п. – сидя, ноги вместе вперед, скакалка горизонтально вверху. | 8-10 раз | Спина прямая, хват на ширине плеч, вдох. |
1 – сгруппироваться, скакалка вниз, прижать колени к груди | Выдох, скакалка перед голенями. | |
2 – ноги вперед, скакалка вверх, прогнуться. | Вдох | |
3-4 – то же. | ||
6. И.п. – лежа на груди, скакалка горизонтально вверху. | 8-10 раз | Хват на ширине плеч. |
1-3 – прогнуться, держать положение. | Ноги в коленях не сгибать, максимально отвести назад. | |
4 – и.п. | ||
7. И.п. – стойка ноги врозь, скакалка горизонтально внизу | 6-8 раз | |
1 – скакалка горизонтально влево-вверх. | Вдох | |
2 – скакалка горизонтально вправо-вниз | Выдох | |
ІІ. Основная часть. | 22-25 мин | |
Измерение ЧСС за 10 сек | Беседа о выносливости человека. Выносливость – это способность организма противостоять усталости. | |
1. Дозированные прыжки с короткой скакалкой: а) прыжки 1 мин. – отдых 1,5 мин. б) прыжки 30 сек. – отдых 1 мин. в) прыжки 20 сек. – отдых 40 сек. г) прыжки 10 сек. Измерение ЧСС за 10 сек. Восстановление дыхания. | 7-8 мин | Темп средний, дыхание произвольное, высоко не подпрыгивать. Темп выше среднего. Темп высокий. Темп максимальный, считать количество прыжков. Скакалку сложить вчетверо, передать по сигналу вправо направляющему. |
Перестроение в колонну по одному. Расчет в шеренге на «первый – второй». Перестроение из одной в две шеренги. | 1-1,5 мин | Четко выполнять команды. |
2. Подвижная игра «Золотая рыбка». Один ученик – «рыбак» начинает ловить «рыбу». Пойманный им игрок – «рыба» становится звеном рыбацкой сети. Оставшиеся непойманными 1-3 игрока – «золотые рыбки» | 3-4 мин | Четко и честно выполнять правила игры, быть внимательными, дружными. |
Измерение ЧСС за 10 сек. Ходьба в обход по залу с восстановлением дыхания. | 1-1,5 мин. | Занять свое место в колонне. |
ІІІ. Заключительная часть. | 3-5 мин. | |
Построение в шеренгу. Упражнение для мышц спины: И.п. – о.с., руки сзади, кисти рук сцеплены в «замок» Отвести руки максимально назад, стоять | 30-40 сек. | Туловище вперед не наклонять, живот подтянуть, плечи развернуть, смотреть прямо. Напомнить ребятам о значении правильной осанки для здоровья. |
Подведение итогов урока. | Узнать, кто устал. | |
Измерение ЧСС за 10 сек. | Выводы детей о показаниях ЧСС после физической нагрузки и пауз отдыха. | |
Домашнее задание. 1) приседание на одной ноге: мальчики - по 15 раз, девочки – по 10 раз; 2) прыжки со скакалкою 3 раза по 30 прыжков с паузами отдыха. | Индивидуально дозировать задания «сильным» учащимся. | |
Организованный уход учащихся с урока. | «Будьте здоровы! До свидания!» |
ПРИЛОЖЕНИЯ
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Анатомо-физические особенности детей
Анатомо-физические особенности 1-4 классы. 1. Интенсивное развитие всего организма: а) рост увеличился на 3-4 см/год. б) процесс окостенения незакончен. в) кости таза не срослись. г) скелет легко поддается деформации. д) мышцы со связочным аппаратом развиты недостаточно. е) правильная осанка у 20-22% учащихся. ж) нарушение осанки носят нестойкий функциональный характер. 2. Относительная масса сердца больше, чем у старших детей. - просветы сосудов шире; - ЧСС – в покое 90-96 ударов; - ЧСС быстро увеличивается при даже незначительных нагрузках; - А/Д = 100/60 – 95/55 – 90/40 - N 3. Обмен веществ быстрее, чем у подростков. - процессы после коррекционных упражнений происходит быстрее; - длительные интенсивные упражнения, которые требуют скоростной выносливости, переносят плохо. 4. Возбуждение и торможение легко иррадиирует на коре головного мозга. - выполнение новых движений характеризуется неточностью, скованность; - детям трудно анализировать движения. 5. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Двигательная активность и частое переключение с одного двигательного движения на другой (дети неутомимы). 6. У детей этого возраста поверхностное восприятие окружающего мира: - они фиксируют лишь внешние очертания, а не содержание. 7. Функциональные показатели нервной системы ещё недостаточные. Нестойкое внутреннее и преобладающее запоздалое торможение. 8. Доминирует образное конкретное мышление. Лишь постепенно с возрастом переход от образного мышления к абстрактному. 9. Нестойкое внимание и нетерпеливость. 10. 1-4 классы – ответственный этап формирования детей как личности. Дети открыты, откровенны. Наибольшее значение имеет авторитет учителя. 11. Особенности дыхательной системы: - в силу слабости мышц – слабая экскурсия грудной клетки. Дыхание – поверхностное: у девочек – грудной тип; у мальчиков – диафрагменный тип. ЖЕЛ – не более 2000-2300 мл. | Методика Необходимо: а) избегать большой нагрузки на позвоночник; б) избегать однонаправленных напряжений мышц туловища; в) избегать перенапряжения суставно-связочного аппарата и мышц при длительных мышечных напряжениях. Необходимо: - ограничивать упражнения с чрезмерным напряжением (не бегать долго) Необходимо: - на уроках физкультуры чередовать кратковременное напряжение с отдыхом; - менять характер труда отдельных групп мышц. Необходимо: - на начальных фазах обучения необходимо больше времени отводить на медленное их выполнение; - лучше использовать целостный метод, при этом помогать словом. Необходимо: - использование большого количества разнообразных двигательных действий и частая их смена. Необходимо: - качественный показ. Необходимо: - на начальных этапах обучения наиболее приемлем образный рассказ; - при строевых упражнениях между предварительной и исполнительной – более короткий. Необходимо: - в 1-х классах вместо строевых команд используются распоряжения и указания, каждое указание сопровождается конкретным рассказом. Необходимо: - использовать игровой метод. Необходимо: - формировать правильное поведение, взаимоотношения, чувство гордости за свой коллектив; - необходимо привлекать к трудовой деятельности и роли помощника; - учитель должен быть непосредственным участником. Необходимо: - обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. |
Определение состояния организма и интенсивности нагрузок
по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
Как организм переносит физические нагрузки, лучше всего показывает частота сердечных сокращений (пульс). Есть несколько способов измерения пульса:
- тремя пальцами на запястье;
- большим пальцем на виске;
- концами пальцев в области сердца.
Первый способ используют, когда человек находится в спокойном состоянии.
После физических нагрузок нащупать пульс на запястье руки и подсчитать пульс бывает тяжело. Тогда используют другие способы.
Всякие физические нагрузки повышают частоту сердечных сокращений, и чем больше нагрузки, тем пульс чаще.
Во время легких физических нагрузок пульс повышается до 100-120 ударов в минуту, средних – 130-150 уд/мин., тяжелых – 150-180уд/мин., а при очень тяжелых до 220 уд/мин.
После нагрузок через 5-10 минут пульс успокаивается.
В состоянии спокойствия у детей 7-10 лет пульс 80-90 уд/мин.
Если нагрузка очень велика, то пульс успокаивается значительно дольше.
У девочек пульс больше на несколько ударов. Девочки и мальчики, которые постоянно тренируются, имеют меньший пульс.
Пульс измеряют при помощи секундомера. Подсчитывают пульс за 10 секунд и умножают на 6; таким образом, получают количество ударов за минуту.
Внешние признаки утомления
Приметы | Степени утомления | ||
Лёгкая | Значительная | Очень сильная | |
Окраска кожи, лица и туловища | Незначительная | Значительная | Резкое покраснение; бледность; появление синюшности губ. |
Потливость | Небольшая, чаще на лице. | Большая, головы и туловища. | Очень сильная. |
Дыхание | Ускоренное, ровное. | Значительно ускоренное, периодически через рот. | Резко ускоренное, неглубокое дыхание, появление задыхания. |
Движения | Не нарушенные. | Неуверенные. | Колебания. Нарушена координация движения, дрожание конечностей. |
Внимание | Безошибочное. | Неточность выполнения команд. | Замедленное выполнение заданий, часто на второй раз. |
Проба на оценку деятельности сердца.
Для оценки деятельности сердца тех, кто регулярно занимается физическими упражнениями, применяются разнообразные пробы. Одной из них является проба с приседаниями.
- ученик в состоянии покоя подсчитывает пульс за 15 сек.
- далее в свободном месте (за 20 сек.) делает 20 приседаний.
- сразу после приседаний подсчитывает пульс.
Ускорение ЧСС после нагрузки на 25% и меньше – свидетельствует об отличном состоянии.
От 25% до 50% - хорошее.
От 50% до 75% - удовлетворительное.
Более 75% - плохое состояние.
Показателями правильности систематических тренировочных нагрузок учеников является: скорость восстановления ЧСС после физического напряжения, уменьшение разницы между показателями ЧСС лёжа и стоя, стабилизация ЧСС до и после тренировок, общая тенденция к снижению ЧСС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока матаматики в 5 классе школы VIII вида "Вычитание многозначных чисел".
Краткий план урока, на основе которого можно составить подробный план урока....
Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры в коррекционной школе 8 вида.
План составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.Программы: Москва "Просвещение" 2003 год.под редакцией И.М.Бгажноково...
Конспект урока биологии в 8 классе школы VIII вида
Конспект комбинированного урока биологии по теме "Приматы" ознакомительного характера. В конспекте представлена информация об отдельных представителях Приматов с описанием их внешнего вида и образа жи...
Конспект урока музыки для 3 класса школы VIII вида
конспект урова по теме "Шумовые ударные инструменты"...
Использование игрового метода на уроках физической культуры в коррекционной школе восьмого вида.
Игра - формирует личность ребенка. Использование игрового метода на уроках играет огромную роль в развитии детей с ОВЗ....
План-конспект урока физической культуры, 8 класс. Тема: "Развитие физической выносливости"
План-конспект урока физической культуры, 8 класс. Тема: "Развитие физической выносливости"...