Комплексная программа «Азбука олимпизма»
методическая разработка по физкультуре по теме

Скорченко Татьяна Анатольевна

Основной целью  разработанной программы  олимпийского образования «Азбука олимпизма»  является - сформировать у школьников систему знаний и практических навыков,   учитывая индивидуальные и психологические особенности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_programma_azbuka_olimpizma.docx98.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №64 города Краснодара

 Комплексная программа  

«Азбука олимпизма» 

 

Составитель

Зам.директора по УВР Скорченко Т.А.

                Сроки реализации 2010-2014гг.

                Участники программы

                                                 учащиеся, учителя и родители.  

Г.Краснодар, 2010г.

 

                                          Введение

        Олимпийское движение – движение общественное, международное. Оно выступает за развитие спорта и за то, чтобы человек достиг физического и духовного совершенства. Олимпийское движение не допускает никакой дискриминации: ни политической, ни религиозной, ни расовой. А это значит, что мы все равны, у нас у всех есть одинаковые шансы на победу. Олимпийские игры - это сила добра. Они являются катализатором перемен.      В преддверие Олимпийских игр знания об олимпиаде  необходимы, для развития молодежных волонтерских отрядов. Знания и навыки школьной программы «Азбука олимпизма»  помогут активнее участвовать в спортивной жизни и развивать  олимпийское движение в период подготовки к олимпиаде Сочи 2014г.

Результаты проведенного опроса учащихся нашего лицея свидетельствуют о том, что 70%   высоко оценивает значение  массового спорта (спорта ради отдыха, развлечения, здоровья и т.д.). 74% высоко оценивает роль и значение Олимпийских игр. Правда, 20% школьников затруднились оценить роль спорта высших достижений, а 6% - роль и значение Олимпийских игр. Большинство (около 85%) учащихся лицея имеет в основном правильное представление о гуманистическом, социально-культурном потенциале олимпийского движения.

Важным показателем разработки программы  олимпийского образования «Азбука олимпизма»  является физкультурно-спортивная активность школьников и их отношение к спорту. По данным проведенного   опроса учащихся лицея:

  • 75%  интересуется спортом;
  • 48%  занимается    в спортивных секциях и участвует в спортивных соревнованиях;      
  • 25%  занимаются физическими упражнениями и спортом самостоятельно(помимо тех, которые предусмотрены обязательными учебными занятиями по физкультуре в школе);
  • 77% учащихся школы проявляет интерес к Олимпийским играм, и следят за ходом  спортивных соревнований различного ранга.
  • 70% желают стать активными участниками олимпийского движения.
  • Для 61% учащихся школы олимпийцы являются кумиром и образцом для подражания.  

  1. Концепция

Цель школы – обеспечение готовности человека к самостоятельной жизни, достижения физического и духовного совершенства, укрепления физического, психического здоровья. Дать знания и оказать помощь в выборе активной жизненной позиции. Найти свое достойное место в обществе высоконравственного поколения.

Основной целью  разработанной программы  олимпийского образования «Азбука олимпизма»  является - сформировать у школьников систему знаний и практических навыков,   учитывая индивидуальные и психологические особенности учащихся.

Эта программа включает в себя следующие направления:  

  • олимпийские знания;
  • физкультурно-оздоровительное направление;
  • художественно-эстетическое направление;
  • физическое воспитание в семье.

Об эффективности олимпийского образования можно судить по тому, насколько успешно решаются задачи, связанные с формированием и развитием олимпийских знаний, гуманистического отношения к физкультурно-спортивной деятельности и соответствующих умений и навыков. Для осуществления  работы по олимпийскому образованию школьников, для формирования у них гуманистического отношения к спорту, интереса к эстетическим, нравственным, другим гуманистическим аспектам спорта учителя должны обладать соответствующими знаниями и умениями. Учитывая эту ситуацию, большое внимание в школе уделяется    подготовке педагогического коллектива к работе по олимпийскому образованию: организуются циклы лекций и семинаров для учителей; практикуются их творческие самоотчеты; поощряется разработка программ самообразования, изучение специальной научно-методической литературы; организуются творческие группы учителей профилирующих предметов для разработки конспектов олимпийских уроков, развивающих занятий. 

2. Цели и задачи программы

Цель: Формирование  у школьников системы знаний и практических навыков,   сохранение  и  укрепление     здоровья,  достижения физического, психического и духовного совершенства участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Формирование здоровьесберегающей образовательной среды;
  • Разработка комплексной программы «Азбука олимпизма», направленной на формирование активной жизненной позиции, гуманистического отношения к физкультурно-спортивной деятельности;
  • Создание единой школьной службы для обеспечения комплексного подхода к олимпийскому воспитанию и получения знаний по олимпизму всех участников образовательного процесса;
  • Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • Организация здорового внутреннего социокультурного пространства школы;
  • Корректировка содержания программы и деятельности по ее реализации в соответствии с изменениями внешних условий.

Основные направления деятельности:

  • Медицинское;
  • Психологическое;
  • Физкультурно-оздоровительное направление;
  • Художественно-эстетическое направление;

3 Деятельность по реализации программы

Медицинское направление

этап

направления

Содержание деятельности

Условия

2010-2014гг

Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей

Ежегодная школьная  диспансеризация;

Анализ состояния здоровья участников образовательного процесса;

Создание общешкольной «Базы здоровья»

Взаимодействие с детской поликлиникой №6; поликлиникой №9.

Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса

Составление расписания с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации урока.

Осуществления контроля за санитарно-гигиеническим состоянием всех помещений школы: воздушно-тепловой режим, световой режим, чистота и порядок.

Осуществление контроля  за качеством приготовления пищи  и охватом горячего питания  учащихся.

Осуществление контроля за своевременный ремонт здания и оборудования.

Осуществлять контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий (нагрузка, плотность урока, СМГ, физкультминутки).

Участвовать в организации интерьера и приобретении мебели  классных помещений и рекреаций с учетом влияния на психику зрительных образов и требований сан пина.

 

Обеспечение компьютерной техникой.   Приобретение и установка компьютерной программы «Хронограф».

Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора.

Сотрудничество с физкультурно-спортивным диспансером.

Использование бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Формирование здоровья школьников не медикаментозными методами

Введение в рацион питания витаминных препаратов.

Фитотерапия.

Осуществление программы по очистке воды.

Работа с родителями. Использование внебюджетных источников дохода.

                        Психологическое направление

этап

направления

Содержание деятельности

Условия

2010-2014гг.

Комплексное системно-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Стратегическое и текущее планирование работы социально-психологической службы в контексте здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования. Осуществление деятельности по направлениям:

Начальная школа- определение готовности к обучению, развитие познавательной  и учебной мотивации, самостоятельности, развитие творческих способностей.

Основная школа- адаптация к новым условиям обучения, поддержка в самоопределении и социализации, профилактика неврозов, помощь в построении общения со сверстниками и взрослыми.

Старшая школа – помощь в профориентации, профессиональном самоопределении, самопознании, саморазвитии.

Проведение тестирования, обработка данных и рекомендации специалиста. Изучение личностных качеств ученика.

Физкультурно-оздоровительное направление

этап

направления

Содержание деятельности

Условия

2010-2014гг.

Оптимизация двигательного режима

Проведение зарядки до уроков для учащихся начальной школы.

Проведение физкультминуток и физкультпауз  для  учащихся с1 по 6 класс.

Проведение  игр малой подвижности на переменах  для учащихся начальной школы.

Проведение уроков физкультуры -3часа в неделю.

Проведение занятий ОФП 3р.в неделю

Методическая подготовка учителей физкультуры.

Подготовка спортивных инструкторов из числа учеников и родителей.

Реабилитация детей.

Использование на уроках физкультуры упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Лечебная физкультура с детьми.

Использовать методические разработки   по профилактике  и предупреждению плоскостопия и нарушения осанки.

Физкультурно-массовая работа

Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий:

  • спортивных праздников.
  • туристических походов (2раза в год)
  •   дней здоровья.
  • Спартианских игр.

Работа спортивных секций.

Методическая подготовка учителей физкультуры.

Подготовка спортивных инструкторов из числа учеников и родителей.

Сотрудничество с детскими спортивными школами.

Пропаганда ЗОЖ,

Формирование олимпийских знаний.

Беседы, лекции, презентации по формированию ЗОЖ.

Проведение Олимпиад, викторин  по физкультуре. Проведение (ежемесячно) Олимпийских уроков.

Методическая работа учителей физкультуры и классных руководителей.

Художественно - эстетическое направление

этап

направления

Содержание деятельности

Условия

2010-2014гг.

Развитие творческой активности учащихся

Занятия ритмикой, хореографией.

Занятия в фольклорном кружке «Стригунок».

Занятия  в музыкальной школе.

Занятия в студии бального танца.

Занятия в кружке  ИЗО.

Сотрудничество с Детской школой искусств №6, Домом творчества Прикубанского округа,

ПДО при домоуправлении.

Приобщение школьников к духовной культуре.

Проведение занятий в кружке МХК, литературы, театральном, музыки, изо, географии, кубановедения.

Введение факультативного курса по истории «Мифы и легенды Древней Греции».

Разработка факультативного курса по предмету.

Использование методических разработок.

Развитие волонтерского олимпийского движения

Беседы, классные часы, диспуты, викторины, интеллектуальные игры на лучшего знатока.

Тематические классные часы.

Привлечение   знаменитых спортсменов, родителей, учеников.

Проведение театрализованных праздников

Проведение методической недели: истории, географии, биологии, ИЗО. музыки, физкультуры.

Отчет методобъединения об участии в Олимпийском движении.

Физическое воспитание в семье

        

этап

направления

Содержание деятельности

Условия

2010-2014гг.

Режим дня

Беседы, классные часы. Составить расписание режима дня с учетом любимых занятий

 Контроль родителей  за соблюдением расписания

Активный отдых

Домашнее задание.Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе

Беседы  учителя физкультуры с родителями, памятка для родителей.

Закаливание

Беседы об использовании естественных факторов природы: солнце, воздух и воду.

Контроль родителей, учителей.

Отказ от вредных привычек

Вести беседы с детьми, просмотр фильмов, диспуты.

Пример родителей.

Рациональное питание

Вести разъяснительные беседы о вкусной и полезной пище.

Следить за правильным питанием своих детей.

        4. Ожидаемые результаты

  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья;
  • Снижение заболеваемости у учеников и учителей;
  • Сформировать потребность в здоровом образе жизни;
  • Сформировать потребность в ежедневных физических занятиях;
  • Сформировать современного гражданина с активной жизненной позицией;
  •  Способствовать созданию   волонтерского отряда   Олимпийского движения

                         

Система олимпийского образования МБОУ лицей №64

 

Медицинское направление

Психологическое направление

        

Физкультурно-оздоровительное направление

Формирование Олимпийских знаний

 

Двигательный режим

        

Физкультурно-массовая работа

Реабилитация детей

  

Пропаганда ЗОЖ

 

Физическое воспитание

 в семье

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Азбука счёта"

Программа дополнительного образования детей "Аэбука счёта"  предназначена для  обучения детей, не посещающих детский сад. Срок реализации программы  2 года. Возраст детей 4,5-6 лет.Цель...

Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет

Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»  для детей 5-6 летТема: Черно-белое  королевствоЦель: Знакомство  с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...

Программа " Азбука счета " ( Подготовка детей к школе )

Программа «Азбука счета» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высоког...

Сквозная программа "Азбука дороги"

Состояние детского дорожно- транспортного травматизма показывает необходимость акцентирование внимания всех взрослых на главной ценности - жизни и здоровье ребенка.Решение такой ...

Комплексная программа "Азбука ЗОЖ".

Данная комплексная программа по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе будет полезна как на уроках , так и во внеклассной работе....

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....