Как повысить качество образования
статья по физкультуре по теме

Соболева Светлана Васильевна

Наблюдается крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи, препятствующей эффективности модернизации российского образования. Правильная организация физической деятельности в школах позволит повысить уровень физического здоровья учащихся и приобщения их к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_povysit_kachestvo_obrazovaniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Как повысить качество образования

   «Концепция модернизации российского образования» предусматривает создание условий для повышения качества образования. Наблюдается крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи, препятствующей эффективности модернизации российского образования. Правильная организация физической деятельности в школах позволит повысить уровень физического здоровья учащихся и приобщения их к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

   В настоящее время значительно сократилось число учащихся, желающих заниматься физической культурой на занятиях в школе. По моему мнению,  одним из важных факторов вовлечения  детей в занятия физической культурой является наличие эффективных подходов и соответствующих методик, которые позволяют занимающимся достигать желаемых результатов и поддерживать  высокий уровень мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом. 

   В нашей школе большое значение уделяется формированию у учащихся потребностей в здоровом образе жизни и занятиях спортом. Благодаря такому подходу у учащихся школы значительно повысилась мотивация к занятиям физической культурой и спортом.

  Преподаватели физической культуры стараются формировать и совершенствовать знания учащихся в области физической культуры и спорта для выработки сознательной потребности у учащихся в здоровом образе жизни. Работая с детьми, мы делаем все возможное, чтобы физкультурно-спортивная деятельность стала для школьников насущной потребностью и превратилась в интерес личности. По моему мнению, пассивного участия учащихся  недостаточно для поддержания высокого уровня работоспособности и сохранения здоровья.

    Для реализации этого, планируя уроки, учителя физической культуры стараются преодолеть однообразие в формах физического воспитания и проводят уроки в виде соревнований, путешествий, уроки – сказки, круговые тренировки, путешествие в страну здоровья, Олимпийские игры, муравейник.  Мы считаем, что очень важно для взаимного уважения строить отношения с учащимися по принципу «от подчинения к сотрудничеству». Необходимо обеспечивать свободный доступ учащихся ко всем ценностям физической культуры, т.е. использовать на уроках весь имеющийся спортивный инвентарь. Детям очень нравиться, когда во время урока используется нестандартное оборудование, например для проведения эстафет мы часто используем самокаты, детские пирамидки, мягкий гимнастический модуль, фитболы, хоккейные клюшки, напольные баскетбольные щиты, полосу препятствий и т.д.

   В начале учебного года мы знакомим учащихся с разделами учебной программы, с видами спорта, которые мы будем проходить, с контрольными нормативами и тестовыми упражнениями. Требования к контрольным нормативам и тестовым упражнениям вывешиваются на информационном стенде. Это дает возможность учащимся не только на уроке, но и самостоятельно подготовиться к сдаче зачетов.

   Каждый ребенок хочет быть успешным, и именно ситуация успеха пробуждает интерес у учащихся к последующим занятиям физической культурой. Но не каждый ребенок может отличиться, сдавая нормативы по всем физическим качествам или видам спорта, поэтому мною была разработана система выявления лучших спортсменов. После сдачи очередного норматива или зачета по результатам преподаватели определяют лучшего спринтера (прыгуна, метателя, бегуна, футболиста, волейболиста, баскетболиста, гимнаста, лыжника и т.д. – номинаций может быть столько, сколько вы придумаете), оформляют поздравительные листы и вместе с классными руководителями вывешивают эту информацию на классных уголках. В результате каждый ребенок может быть лучшим в той или иной номинации.

   Работая в современных условиях, приходится широко использовать здоровье сберегающие технологии. Планировать нагрузку, подбирать физические упражнения, тестовые задания с учетом физкультурной группы учащихся. Применять индивидуальный подход к обучению с учетом здоровья учащегося.

   Те инновационные процессы, которые происходят в процессе обучения, важны, как для ребенка, так и для меня как учителя. Учитель в современных условиях должен стать исследователем, научиться ставить проблемы и решать их в комплексе с другими специалистами.

        Для отслеживания результатов своей работы и  изменений физической подготовки учащихся, преподаватели нашей школы организую систему тестирования физической подготовленности обучающихся. Тестирование проводится в рамках содержания Государственных образовательных программ по физическому воспитанию в начале и конце учебного года (для более подробного анализа можно делать промежуточный мониторинг). Используемый нами мониторинг разработан и апробирован Региональным центром мониторинга в образовании г. Самары.

   При оценке физического здоровья мы используем систему тестирования на уроках физической культуры по основным двигательным качествам: это гибкость, скорость, сила, выносливость, ловкость. Данные этого мониторинга позволяют не оценить учащегося, а  увидеть темп прироста физических кондиций, определяющих динамику изменений уровня физического здоровья, как каждого учащегося, так и класса в целом и всей параллели.

  Для этого 1.учещиеся выполняют тестовые задания; 2. с целью обработки результатов тестирования показатели выполнения тестовых заданий учащимися сводятся в таблицу;

3. динамика изменений физических качеств  рассчитывается, исходя из среднего показателя по классу и параллели; 4. на основе данных таблицы производится оценка темпов прироста уровня физического здоровья учащихся.

Шкала темпов прироста физических кондиций, определяющая динамику изменений уровня физического здоровья учащихся

Темпы прироста, %

За счет чего достигнут прирост

До 8%

За счет естественного биологического роста

8 – 10 %

За счет естественного биологического роста и естественной двигательной активности

10 – 15 %

За счет эффективного применения физических упражнений

Свыше 15 %

За счет эффективного применения физических упражнений, организации в ОУ форм двигательной активности, самостоятельных физических упражнений

    Контрольное выполнение тестов, их обработка и анализ  позволяет нам более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать соответствующие выводы и вносить коррективы.

……

  Но не только посещение секций открывает возможности для физического развития ребенка,  физкультурно – оздоровительную и спортивно - массовую работу мы стараемся планировать в начале учебного года с привлечением массовости учащихся и их родителей. Внеурочный план спортивной работы состоит из  нескольких частей:

  1. Спортивные мероприятия, проводимые внутри школы.

Это мероприятия и спортивные соревнования, которые являются подводящими для участия детей в спартакиаде школьников (первенство по мини – футболу, гандболу, волейболу, баскетболу, стритболу, л/а кросс, школьный этап олимпиады по физической культуре, лыжные гонки, «день прыгуна», веселые старты). Они позволяют подробнее изучить программу предстоящих соревнований, подготовиться к ним и выявить сильнейших спортсменов, для формирования сборной команды школы.

  1. Участие в соревнованиях в рамках спартакиады школьников.

Это ежегодно проводимые соревнования, которые идут в зачет спартакиады: первенство среди школ по футболу, волейболу, баскетболу, гандболу, л/а кросс «Золотая осень», веселые старты для учащихся 3 – 4 классов, городская олимпиада по физической культуре, лыжные гонки, городские соревнования по спортивному ориентированию, легкой атлетике, шахматам, городская легкоатлетическая эстафета.

  1. Городские массовые мероприятия: традиционный массовый забег «Кросс Наций»,

«Лыжня России», «Зимний мяч», городские соревнования по футболу «Большая игра». Городские массовые забеги и соревнования привлекают не только учащихся школы, но и их родителей, ведь в них главное участие, а не достижение высоких результатов. А для многих бабушек и дедушек, принявших участие в них – это и есть победа в глазах своих внуков.

  1. Тематические спортивные праздники. В нашей школе такие мероприятия проходят накануне, каких либо праздников и проводятся ярко, празднично, массово. В этом разделе планируются следующие мероприятия: «Рыцарский турнир», «Спорт, сила и грация», «Вперед мальчишки!», «Зимние забавы».
  2. Межшкольные спортивные праздники и товарищеские встречи. Работа в этом направлении позволяет увидеть уровень своих воспитанников, развиваться не только детям, но и учителям показывая свой опыт и заимствуя интересные идеи других педагогов.

6. Семейные спортивные праздники.

      В современном обществе мы часто сталкиваемся с противоречиями педагогов и родителей, и проигрывают от этого, прежде всего, дети. Для становления личности, воспитания крепкого и физически здорового ребенка, которому привиты высокие ценности общества, для благополучного роста нужна комфортная среда, высокий уровень взаимопонимания между школой и семьей. Поэтому мы взяли на себя роль создания условий, где бы происходило эмоциональное сближение педагогов и родителей, родителей и детей. И результатом этого стали ежегодные ставшие традиционными спортивные мероприятия: проект «Семья года», «Папа, я – лучшие друзья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Спортивные девчонки», «Папины дочки, мамины сыночки».

В ходе проведения семейных мероприятий решаются задачи не только привлечения учащихся и их родителей к занятиям физической культурой и спортом, но и другие:

  • Повышение роли заинтересованности семьи в воспитании детей.
  • Создание эмоционального настроя на совместную деятельность семьи и школы, атмосферы взаимного доверия.
  • Расширение круга совместных увлечений и способов проведения свободного времени.
  • Осуществление педагогического сопровождения семейного воспитания.
  • Формирование у школьников уважительного отношения к семье и создание семьи как ячейки общества.

  Планируя проведение таких праздников, мы стараемся внести в сценарий что–то новое, каждый раз подбираем различные задания, используем нестандартное оборудование, задействуем все имеющиеся в школе спортивные залы (5 спортивных зала). Задания приходится подбирать с тем учетом, что в состязаниях участвуют дети разных возрастов (1 – 8 класс) и родители, бабушки и дедушки с различной физической подготовкой. Ведь каждое такое мероприятие должно стать для семей  праздником, оставить положительные эмоции и желание участвовать еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

Как повысить качество образования. Психологический аспект.

В чем же психологическая подоплека улучшения качества образования в школе? Самым главным условием успеха, с этой то...

Как повысить качество знаний школьников по математике?

 В определении задач развития современного образования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема  качества образования приобрела чрезвыча...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

Как повысить качество образования в стране: ответственность руководителя школы

В статье представлена идея по повышению качества образования в стране как одна из моделей по улучшения обучения. Основным аспектом является вклад в человеческие ресурсы и человеческий капитал, а именн...