Образовательная программа по туризму
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме
Туристко-краеведческое образование в физкультурно-оздоровительном направлении в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»
Направление: физкультурно-оздоровительное
(раздел туристско – краеведческий)
Образовательная программа
«Рюкзачок»
для детей в возрасте 10 – 16 лет
Срок реализации 2 года
РАЗРАБОТЧИК:
Учитель ф.к.
Гончаренко Н.В.
Прокопьевск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы — туристско – краеведческое.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
С древних времён и до наших дней одна из важнейших сторон практических интересов человека — безопасность жизнедеятельности. Главное направление в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности – адаптация человека к условиям среды обитания как важнейшего фактора сохранения его здоровья и жизни.
Одним из средств физического воспитания обучающихся, сочетающих в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, является туризм. Туристская деятельность связана с переменой мест и организуется при любой погоде. Туристская деятельность и участие в туристских состязаниях вызывает у обучающихся радость жизни.
Туризм оказывает большое влияние на состояние здоровья детей и подростков и помогает им овладеть жизненно важными навыками. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми работами, природой, встречи с людьми обогащают их. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Туристская деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого и в обязательном порядке требуется тактичность, внимательное отношение друг к другу, когда собственные интересы нельзя ставить выше интересов коллектива, всё это предоставляет большие возможности для интенсивного воспитания в духе коллективизма, а так же для формирования таких черт характера, как воля, уверенность в себе, выдержка, самостоятельность, решительность, готовность прийти на помощь. Туризм – это нечто большее, чем отдых. Туризм – это школа жизни, мужества, выживания.
Отличительные особенности.
Ключом для решения проблемы ознакомления обучающихся с накопленным опытом по туризму стало выделение в процессе обучения следующих этапов обучения:
I | Начальное теоретическое знакомство с туризмом. |
II | Техническое обучение (практическая работа) |
Создание системы последовательного обучения туризму – это прогрессивная форма обучения. Туризм несёт в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность.
ЦЕЛЬ: формировать у обучающихся интерес к технике пешеходного туризма. В ходе её достижения решаются задачи:
Обучающие:
— обучить ориентированию на местности;
— развить устойчивый интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
— воспитать чувство товарищества, взаимопомощи, самоконтроля.
Развивающие:
— развивать любознательность, самостоятельность;
— развивать внимание, память, логическое мышление;
— развить волю.
Возраст обучающихся:
Программа рассчитана на обучающихся 10 – 16 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 10 до 12 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 216 часов.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ, наглядный показ, практическая работа, ориентирование на местности, соревнования, походы.
В пределах одного занятия виды деятельности могут меняться, это способствует удержанию внимания обучающихся и позволяет избежать переутомления.
Занятия проводятся два раза в неделю:
Первый год обучения — 2 часа с перерывом 10 – 15 минут.
Второй год обучения — 3 часа с перерывом 10 – 15 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.
В результате изучения программы обучающийся должен знать:
♦ первую доврачебную помощь;
♦ личную гигиену туриста;
♦ меры безопасности при пользовании туристским снаряжением;
♦ как пользоваться компасом, картами;
♦ природу родного края и его историю;
♦ практическое применение туристского оборудования на туристской полосе.
Должен уметь:
♦ качественно и правильно выполнять все туристские элементы;
♦ самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Планируемые результаты первого года обучения
♦ Привить гигиенические навыки туриста.
♦ Уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Планируемые результаты второго года обучения
♦ Уметь пользоваться картами, компасом.
♦ Самостоятельно выполнять технические элементы.
♦ Знать правила безопасности в походе.
♦ Знать историю родного края.
Формы проведения итогов реализации программы
Отслеживание результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля являются: викторины, соревнования, походы.
Учебно – тематический план
Первый год обучения
№ п.п. | Т Е М А | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2. | Природа родного края, его история | 8 | 12 | 20 |
3. | Ориентирование на местности | 7 | 17 | 24 |
4. | Топографическая подготовка | 2 | 18 | 20 |
5. | Физическая подготовка | - | 8 | 8 |
6. | Туристское снаряжение | 5 | 7 | 12 |
7. | Туристский быт, обеспечение безопасности | 17 | 3 | 20 |
8. | Гигиена. Первая доврачебная помощь пострадавшему | 15 | 13 | 28 |
9. | Туристские соревнования и походы | 8 | 8 | |
10. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 57 | 87 | 144 |
Занятия планируются по принципу «От простого к сложному», чтобы обучающиеся постепенно приобретали навыки.
Теоретические знания направлены на получение основных и дополнительных знаний о своём крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи, начальных сведений по организационным вопросам подготовки проведения походов. Дети получают знания по умению выживать в экстремальных условиях, а так же знания, помогающие проявлять устойчивость, выносливость.
Содержание программы
Первый год обучения
- Вводное занятие.
Беседа с каждым ребёнком о его интересах, увлечениях. Цель, задачи и содержание работы на учебный год, знакомство.
- Природа родного края и его история.
Обзор по основным направлениям краеведения: историческое краеведение, естественно – научное, этно-культурное; туристско-краеведческая деятельность.
Практическая работа.
Экскурсии в городской краеведческий музей города Прокопьевска, в «Томскую писанницу».
- Ориентирование на местности.
Устройство компаса. Пользование компасом. Азимут. Определение азимута. Масштаб. Определение сторон горизонта по местным признакам, солнцу, звёздам.
Практическая работа.
Ориентирование по карте и компасу. Упражнения на определение сторон горизонта по заданному азимуту и на смешанное ориентирование на местности.
- Топографическая подготовка.
Знакомство с топографической картой и топографическими знаками.
Практическая работа.
Зарисовка топографической карты. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта.
- Физическая подготовка.
Подготовка обучающихся к физическим нагрузкам. Упражнения для мышц туловища. Силовые упражнения. Сдача нормативов (бег, прыжки и т.д.).
- Туристское снаряжение.
Теоретическая часть: групповое, личное, специальное снаряжение туристов. Требования к снаряжению: лёгкость, прочность и его ремонт, удобство в пользовании. Правила укладки рюкзака.
Практическая часть: подготовка приспособлений для костра (стойки, колышки для палаток, укладка рюкзака, палатки).
- Туристский быт, обеспечение безопасности.
Туристский быт, обеспечение безопасности.
Теоретическая часть: место расположения бивуака, привала, планировка лагеря, противопожарные меры, питание в походе.
Практическая работа: зарисовка схемы расположения лагеря.
- Гигиена. Первая доврачебная помощь пострадавшему.
Теоретическая часть: гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде и т.д. Знание первой доврачебной помощи.
Практическая работа: умение наносить повязки, делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
- Туристские соревнования и походы.
Умение применить все полученные знания на практике на соревнованиях или в походе.
- Итоговое занятие.
Подвести итог работы «В весёлом кругу»
Учебно – тематический план
Второй год обучения
№ п.п. | Т Е М А | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 3 | 6 | 9 |
2. | Наш край. Туристско-краеведческая деятельность. Охрана природы и наблюдение за погодой | 21 | 21 | 42 |
3. | Организация туристского путешествия. Физическая подготовка туриста. Преодоление препятствий в походе | 21 | 15 | 36 |
4. | Техника пешеходного туризма | 6 | 24 | 30 |
5. | Техника лыжного туризма | 15 | 21 | 36 |
6. | Материально-техническая база похода | 24 | 6 | 30 |
7. | Зачетное, итоговое занятие | — | 33 | 33 |
ИТОГО: | 90 | 126 | 216 |
Содержание программы
Второй год обучения
Раздел 1. «Введение».
Туризм – это школа жизни, мужества, выживания (в походах, путешествиях, экскурсиях обучающиеся углубляют знания по географии, биологии, истории, литературе и другим предметам школьной программы).
Практика: поход выходного дня в Зенковский, Тырганский парки.
Раздел 2. «Наш край. Туристско-краеведческая деятельность. Охрана природы и наблюдение за погодой».
Туристско-краеведческая деятельность. Охрана природы и наблюдение за погодой.
Теория:
- Транспортные магистрали.
- Годы войны.
- Наиболее интересные районы для проведения походов и экскурсий.
- Подготовка и проведение походов, экскурсий.
- Меры по охране окружающей среды. Участие в экологических операциях по очистке лесов, охране рек и водоёмов от загрязнения.
- Правила организации привалов и ночлегов в полевых условиях.
- Признаки изменения погоды. Определение устойчивой погоды, её перемены приближающегося ненастья.
Практика:
- Прогулки по окрестностям, в ближайшую зелёную зону, парк, аллеи.
- Экскурсии в краеведческие музеи, к историческим памятникам и другим памятным местам. Экскурсия на железную дорогу.
- Одно, двух дневные походы с активными способами передвижения.
- Создание фотоальбомов, стендов, экспозиций для выставок.
- Популяризация среди обучающихся мер по охране природы путём бесед, рисования, плакатов.
- Составление прогнозов при помощи приборов и по местным признакам.
Раздел 3. «Организация туристского путешествия. Физическая подготовка туриста. Преодоление препятствий в походе».
Теория:
- Распределение обязанностей в группе.
- Разработка маршрута, смета путешествия.
- Ознакомление с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися Российской Федерации».
- Утренняя гимнастика, специальные упражнения для соответствующего вида туризма (пешего, водного, лыжного).
- Занятия лёгкой атлетикой, гимнастикой, лыжами, плаванием.
- Преодоление препятствий.
- Движение в походе (темп, строй, остановки для отдыха, обязанности ведущего и замыкающего).
- Обеспечение безопасности в походе.
Практика:
- разработка проектов маршрутов.
- Составление вариантов смет, различных обязанностей в походе.
- Выполнение упражнений утренней зарядки и специальных видов упражнений.
- Обучение преодолению препятствий (в зависимости от способов передвижения и района путешествия), овладение приёмами, обеспечивающими безопасность.
- Одно, двух дневные походы.
Раздел 4. «Техника пешеходного туризма».
Теория:
- Узлы – классификация по использованию.
- Правила прохождения этапов туристской полосы препятствия.
Практика:
- Углы (восьмёрка, прямой, булинь, двойной, встречный, схватывающий, двойной, проводник).
- Подъём и спуск по склону спортивным способом, движение по параллельным верёвкам.
- Переправа по бревну, кочкам, маятником.
- Узкий лаз, траверс, переправа пострадавшего.
- Техногенный этап.
- Спасение на воде.
- Навесная переправа.
- Сигналы бедствия.
- Предстартовая подготовка.
Раздел 5. «Техника лыжного туризма»
Теория:
- Выбор лыж.
- Различные крепления.
- Личное и групповое снаряжение для лыжного похода.
- Одежда и обувь туриста лыжника.
- Подготовка лыж к использованию.
Практика:
- Ходьба на лыжах по ровной местности.
- Спуски, подъёмы, переправа горизонтальным маятником.
- Спасательные работы, тропление лыжни и установка палатки с помощью лыж и лыжных палок.
- Страховка, самостраховка и меры по обеспечению безопасности.
- Транспортировка пострадавшего с помощью волокуш.
- Лавинно опасный участок.
Раздел 6. «Материально – техническая база похода».
Теория.
- Личное и групповое снаряжение для походов.
- Организация туристского быта
- Привалы и ночлеги. Порядок работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря.
- Функции кострового
- Техника безопасности при работе с топором и при обращении с огнём.
- Основные функции завхоза.
- Организация питания в походе, правила упаковки и хранения продуктов. Составление меню, правила приготовления походных блюд.
- Функции остальных участников похода: историк, биолог, художник, эколог, этнограф, летописец, фотограф.
Практика:
- Игра – эстафета «Кто быстрей».
- Индивидуальные задания по функциональным обязанностям. Тесты.
Раздел 7. Зачётное , итоговое занятие..
Практика:
- Разработка, подготовка и проведение экскурсии, похода выходного дня.
- Соревнования по ориентированию.
- Соревнования по технике пешеходного туризма.
- Соревнования по технике лыжного туризма.
- Установка палатки на время.
- Игра «Туристиада».
- Разведение костра на время, вязание узлов на время.
- Выполнение туристических элементов на время (параллельные верёвки).
- Навесная переправа.
- Узкий лаз.
- Переноска пострадавшего.
- Маятник.
Методическое обеспечение программы
При реализации программы используются различные методы обучения:
— словесные: рассказ, объяснение нового материала;
—наглядные: показ, демонстрация иллюстративного материала, карт, оборудования;
— практические: вязание узлов, установка палатки, кострового оборудования, выполнение туристских элементов;
— игровые: игры – тренировки, викторины, соревнования;
— проблемный;
—исследовательский: решение топографических задач, составление карт.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности: учебный, игровой (практический).
Начало занятия включает: знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширять кругозор и пополнить знания. Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию туристского навыка и умения, повышению культурного уровня обучающихся, является участие творческого объединения в соревнованиях.
Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. Достижению этой цели служит их привлечение к творческому решению туристских задач. Работа не сводится к выполнению туристских элементов, а обучающиеся знакомятся с приёмами туризма, имеют возможность проявить свои способности. Положительным фактором развития творчества является стремление добиваться высоких результатов.
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются игры:
— «Что взять с собой в поход»;
— «Топографический диктант»;
— «Туристиада»;
— соревнования по ориентированию;
— соревнования по технике пешеходного туризма;
— соревнования по технике лыжного туризма;
— «Снежный ком» - «В весёлом кругу»
Техническое оснащение программы
Для занятий используются:
— палатки;
— верёвки;
— рюкзаки;
— компасы;
— обвязки;
— карабины;
— волокуши
— костровое оборудование;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. Адамчик Н.В. «Топография, ориентирование и основы тактики», М.Харвест, 2004.
2. Алексеев А.А. «Питание в туристском походе», М., ЦДЮМурМОРФ, 1996.
3. Архандеева Г.А. «Живи, Кузнецкая земля», Кемерово, 1999.
4. Бардин К.В. «Азбука туризма», Москва, «Просвещение», 1981.
5. Воронкова Л.В. Спортивный клуб в детском оздоровительном лагере. М. Педагогическое общество России, 2006.
6. Кацюба Д.В. «История Кузбасса», Кемерово, 1993.
7. Маслов А.Г. Подготовка к проведению соревнований учащихся «Школа безопасности». М «ВЛАДОС», 2000.
8. Поломис К. «Дети в пионерском лагере», Москва, Профиздат, 1989.
9. Садикова М.Б. !1000 + 1 совет туристу: школа выживания», Минск, 2000.
10. Шляхов В.В. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение – М. «Просвещение», 1976.
Литература для обучающихся
- Журнал «Рюкзачок» № 2, Прокопьевск, 2005.
- Журнал «Рюкзачок» № 3, Прокопьевск, 2005.
- Журнал «Рюкзачок» № 7, Прокопьевск, 2007.
- Журнал «Рюкзачок» № 6, Прокопьевск, 2008.
- Журнал «Рюкзачок» № 5, Прокопьевск, 2009.
- Журнал «Рюкзачок» № 2, Прокопьевск, 2010.
- Журнал «Рюкзачок» № 6, Прокопьевск, 2011.
- Журнал «Рюкзачок» № 3, Прокопьевск, 2012.
- Журнал «Рюкзачок» № 1, Прокопьевск, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Образовательная программа "Краеведение и туризм. Ленинградская область"
Туристско-экскурсионная деятельность занимает значительное место среди многочисленных интересов школьников. Знакомство с ООПТ, памятниками природы и достопримечательностями Ленинградской области играе...
образовательная программа по туризму
образовательная программа педагога дополнительного образования направление "Туризм"...
Туризм, образовательная программа
Программа по туризму на 3 года обучения...
Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»
Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже, реализуется по физкультурно-спортивной направленности....
Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «ОФП в туризме»
Данная программа разработана для занятий кружка "ОФП в туризме" на 4 года...
образовательная программа по туризму
Образовательная программа «Юные туристы» носит оздоровительно - образовательный характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, реализацию инт...