Образовательная программа "Краеведение и туризм. Ленинградская область"
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Кузнецова Екатерина Ивановна

Туристско-экскурсионная деятельность занимает значительное место среди многочисленных интересов школьников. Знакомство с ООПТ, памятниками природы и достопримечательностями Ленинградской области играет огромную роль в формировании у учащихся географической культуры, расширения кругозора, усвоении опыта эмоционально-целостного отношения к миру. Настоящая программа является одним из вариантов дополнительного образования для школьников среднего звена (второй ступени образования), дающая начальные туристско-экскурсионные теоретические и практические знания и понятия, и вырабатывающая необходимые навыки для экскурсионного туризма. Программа "Краеведение и туризм. Ленинградская область" имеет туристско-экскурсионное направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedenie_len._obl.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 282  Кировского района Санкт-Петербурга

отделение дополнительного образования детей

                                                                Утверждено

                                                                   на педагогическом совете школы № 282

                                                            протокол №__ от ___________200__ г.  

           

                                                        Директор школы: __________________

                                                                                                                   Т.М. Хмелева                                                                                                                                                                                                  

Образовательная программа

Краеведение  и туризм

Возраст учащихся  14-15 лет

Срок реализации  -1 год

                                                                              Автор - педагог дополнительного образования

                                                                              Кузнецова Е.И.

                                                                                             

Санкт-Петербург

2009

Структура программы

Пояснительная записка                стр.3-4

Учебно-тематический план        стр.5-6

Содержание программы        стр.7-8

Методическое обеспечение  образовательной программы        стр.9-12

Список литературы для педагога        стр.13

Список литературы  для учащихся         стр.14

Пояснительная записка

Настоящая программа является одним из вариантов дополнительного образования для школьников среднего звена (второй ступени образования), дающая начальные туристско-экскурсионные теоретические и практические знания и понятия, и вырабатывающая необходимые навыки для  экскурсионного туризма.

Направленность: Программа «Краеведение Ленинградской области» для учащихся второй ступени образования имеет туристско – экскурсионное направление.

Педагогическая целесообразность, актуальность: Современный туризм – важная отрасль экономики. В России возможности организации туризма очень велики. Ленинградская область обладает разнообразными туристскими ресурсами, некоторые памятники природы вошли в Список всемирного  культурного и природного наследия.

Программа открывает учащимся увлекательный  мир природы, расширяет кругозор, способствует сплочению детского коллектива, позволяет создать единый коллектив: учитель, ученики, родители, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия на ученика. Туристско-экскурсионная деятельность  занимает значительное место среди многочисленных интересов школьников. Знакомство с особо охраняемыми территориями, памятниками природы и достопримечательностями  Ленинградской области играет огромную роль в формировании у учащихся географической культуры, расширения кругозора, усвоении опыта эмоционально-целостного отношения к миру. Используя этот интерес, важно сформировать у них потребность совершенствования и пополнения своих знаний для активной жизненной деятельности.

Новизна программы заключается в том, что в содержании заложены и предлагается формирование туристско-экскурсионных навыков (норм и правил рекреационного природопользования), знание  природных рекреационных ресурсов и основных особо охраняемых природных территорий и достопримечательностей Ленинградской области.

Цель программы: Формирование у школьников образа родного края и чувство Родины (эмоционально-личностного образа Родины)

Основные задачи:

- образовательные:

  1. формировать у учащихся знания об особо охраняемых территориях, памятниках природы Ленинградской области, географических особенностях их размещения по территории области
  2. дать учащимся начальные туристско-экскурсионные знания

- развивающие:

  1. развивать познавательную и творческую активность учащихся
  2. развить практические навыки туристско-экскурсионной деятельности школьников

 - воспитательные:

  1. воспитывать нравственные качества личности,
  2. формировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения природного наследия и правил цивилизованного общения и общежития.
  3. способствовать успешной социализации школьников

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 14-15 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год. (144 часа) Первый этап (цикл) программы – природоведческий.

Формы и режим занятий: 

Форма занятий – групповая, режим занятий : теоретические занятия – 2 час в неделю, автобусные экскурсии, походы выходного дня – 1-2 раза в месяц

         Основные виды занятий тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного процесса с учетом особенностей временных условий.

Ожидаемые результаты: Основным образовательным результатам обучения по данной программе является формирование творческого, гармонично развитого человека, понимающего ценность окружающей его природы, осознающего себя носителем культурных традиций народа.

Подведение итогов: создание памятки «Туристу на заметку», Создание презентации в программе  Microsoft Оffice Power Point «Образ Ленинградской области», участие в районной научно-практической конференции школьников.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

2

1.Задачи курса, его структура и источники информации.

2

2

4

Общие сведения о Ленинградской области

Ленинградская область на карте России

14

2

12

1.Местоположение и границы

2

1

1

2.Административно-территориальное устройство

1

1

3 Кронштадт – Морские ворота Санкт- Петербурга

9

1

8

4.Создание презентации «Кронштадт»

2

2

Природа Ленинградской области

53

11

42

5.Основные формы рельефа .

Геологическое строение и происхождение основных форм рельефа

2

1

1

6.Шапки – уникальный природный уголок Тосненского района

10

2

8

7.Карельский перешеек –Лахта, Сестрорецк, Репино, Комарово

10

2

8

8.Создание презентаций: «Поход в Шапки», «Природа и литературные места Карельского  перешейка»

4

4

9..Реки и озера

4

3

1

10.Саблино-страна пещер и водопадов

10

2

8

11 Создание презентации «Саблино - страна пещер и водопадов»

2

2

12.Рождествено

10

2

8

13. Создание презентации «Рождествено»

2

2

14. Валаам - остров в Ладожском озере

2

2

Туризм в Ленинградской области

Природное наследие

43

10

33

1.Туристские ресурсы. Виды туризма

1

1

2.Заповедники и заказники

2

1

1

3.Национальные парки, памятники  природы

2

1

1

4.Геологические и геоморфологические памятники природы

2

1

1

5.Парк Монрепо. Выборгские граниты – рапакиви

10

2

8

7.Орнитологические памятники природы. Страусиная ферма

10

2

8

8.Ботанические памятники природы. Лисино-Корпус

10

2

8

9.Составление презентаций: «Страусиная  ферма»,

«Выборг, парк Монрепо», «Лисино-Корпус. Конеферма»

6

6

Культурное наследие

30

6

24

1.Стрельна

10

2

8

2.Пушкин (Царское село)

10

2

8

3.Ломоносов (Ораниенбаум)

10

2

8

Игра «Неизвестная Ленинградская область»

2

2

Итого

144

31

113

Тематика  и время проведения экскурсий могут меняться в зависимости  от сезонов года и временных условий.

Содержание изучаемого курса.

Введение.

Задачи курса, его структура и источники информации. Связи курса с географией, биологией, литературой, историей.  Выступление на родительском собрании.

Общие сведения о Ленинградской области.

Местоположение и границы. Северо-Западный регион. Часть Восточно-Европейской равнины. Выход к Финскому заливу Балтийского моря. Государственные границы с Эстонией и Финляндией. Границы с республикой Карелия, Псковской, Новгородской и Вологодской областями. Острова в Финском заливе.

Практическое занятие: работа с картой: Ленинградская область на карте России. Определение местоположения и границ по карте. Физико-географическое и экономико-географическое положение области.

Административно-территориальное устройство. Год образования Ленинградской области. Территория и численность населения. Муниципальные районы и городской округ Сосновый Бор.

Практическое занятие: работа с картами «Административно-территориальное устройство Лен. области», Таблица «Муниципальные районы Лен. области»

Кронштадт – Морские ворота Санкт-Петербурга. Рождение города. Из истории названия острова Котлин. «Коронный город» и герб. Кронштадтский футшток. Герои Кронштадта.

Из истории транспорта и дамбы.

 Практическое занятие: Автобусная экскурсия «Кронштадт – крепость в Финском заливе»

Создание презентации в программе  Microsoft office Power Point.

Природа Ленинградской области.

Основные формы рельефа. Грядово-холмистая равнина  Балтийского кристаллического щита. Лемболовская возвышенность. Низменности – Приневская, Приладожская, Свирская, Вуоксинская. Балтийско-Ладожский уступ – Ордовикский глинт. Вепсовская  возвышенность с высшей точкой Лен. обл. в гряде Гапсельга 291 м.

Геологическое строение и происхождение основных форм рельефа: Стык Балтийского кристаллического щита и Русской платформы. Образование Онежского и Ладожского озер, впадины Финского залива. Воздействие оледенений на формирование рельефа. Ледниковый рельеф: моренные и холмистые равнины, камы, озы. Песчаные пляжи и дюны Сестрорецка и Зеленогорска.

Поселок Шапки – уникальный природный уголок. Из истории поселка. Природный лесопарк – столетние сосны и ели. Озера Макарьевское и Юрьевское. Ледниковые формы рельефа.

Практическое занятие: Однодневный поход на озеро Юрьевское в пос. Шапки.

Создание презентации в программе  Microsoft Оffice Power Point

Природа Карельского перешейка. Из истории приневских земель. Лахта. Из истории Гром-камня. Сестрорецк. Из истории поселка Сестрорецк. Сестрорецкий курорт. Репино. Музей –усадьба  И.Е. Репина «Пенаты».

Практическое занятие: Автобусная экскурсия «По памятным местам Карельского перешейка»

Создание презентации в программе  Microsoft Оffice Power Point

Реки и озера. Общая характеристика рек. Река Нева. Река Тосна и её левый приток – речка Саблинка. Водопады на реках Саблинке и Тосне. Верхнеоредежский природный парк в селе Рождествено. Озера. Ладожское озеро. Остров Валаам.

Практические занятия: 1. Автобусная экскурсия «Саблинские пещеры и водопады  Саблинский и Тосненский (Гертовский)»

2  Создание презентации в программе  Microsoft Оffice Power Point

.

Туризм в Ленинградской области.

Природное наследие.

Туристские ресурсы. Виды туризма. Природно-климатические, исторические, социокультурные ресурсы. Объекты туризма – дворцы и парки, курганы, замки, крепости, исторические усадьбы и имения.

Организованный и самодеятельный отдых, пешеходные, автобусные экскурсии, водный туризм, дайвинг, путешествие на велосипедах, зимний отдых.

 Карта «Важнейшие памятники природы и достопримечательности Лен. области»

Заповедники и заказники. Понятие «заповедник». Основная задача заповедников.

Понятие «заказник». Классификация: гидрологические (болотные), ботанические—Линдуловская роща, орнитологические   зоологические (охотничьи), ландшафтные (комплексные).

Ландшафтные: Лисино-Корпус (лесная дача, постройки Н.Л. Бенуа в Лисино-Корпусе),

парк Монрепо – история старинной усадьбы, уникального памятника садово-паркового искусства.

Орнитологические: Страусиная ферма

Понятие «Национальные парки», «памятники природы» Красная книга Ленинградской области..

Практические занятия:: 1. Автобусная экскурсия «Лисино-Корпус – музей леса»,

2. Автобусная экскурсия  на страусиную ферму «Австралийский хутор»

3. Автобусная экскурсия в город Выборг с посещением парка Монрепо

4.Составление презентаций в программе  Microsoft Оffice Power Point «Образ Ленинградской области», о туристских маршрутах  по области.

Культурное наследие.

Стрельна. Из истории Стрельны.  Герб Стрельны. История и возрождение Контантиновского дворца.

Практическое занятие: экскурсия в Константиновский Дворец

Ломоносов (Ораниенбаум). Дворцово-парковый музей-заповедник: Большой дворец, Петерштадт, Собственная дача)

Практическое занятие: автобусная  экскурсия «Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума»

Пушкин (Царское цело) четыре этапа  развития Царского села. Парки г. Пушкина.

Екатерининский, Александровский, Боболовский..

Практическое занятие: Автобусная экскурсия в Пушкин с посещением Большого (Екатерининского) дворца

Познавательная игра «Неизвестная Ленинградская область»

Практические занятия: Составление презентаций в программе  Microsoft Оffice Power Point , «Ленинградская область глазами туристов». о туристских маршрутах  по области.

 Цель: создать фотопортрет уникальных природных территорий и памятников культуры области, показать их красоту и своеобразие.

Методическое обеспечение образовательной программы

1.Видеофильмы: 

  1. DVD – «Санкт-Петербург и пригороды» (Кронштадт, Петергоф, Царское село, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ораниенбаум), Валаам
  2. Видеофрагменты, записанные с передачи ЛОТ (5 канал)

2.Мультемедиа: 

  1. Познавательная игра «Неизвестная Ленинградская область», разработана Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области, 2007 с приложением « карта Ленинградской области»,
  2. «Путеводитель: Россия»,
  3. «Энциклопедия: достопримечательности России"
  4. Интернет. www.paslo.ru  - сайт «ООПТ Ленинградской области»

3.Карты и атласы:

  1. Физическая карта России
  2. Физическая карта Ленинградской области
  3. Атлас «Ленинградская область»
  4. Атлас « География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Из-во Московского университета, 2006
  5. Создаем «атлас; сами, Учебное пособие по географии Ленинградской области 8-9 класс под ред. А.В. Даринского
  6. Набор контурных карт для средней школы, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Кроссворд «Ленинградская область», лист 23

      7    Карта Ленинградской области. Достопримечательности.

Список литературы для педагога

1.Андреева Л.А., Коляда М.И.,

Кондратьева Е.В. По Ленинградской области, Лениздат, 1978

2. Биржаков М.Б, Кузнецов Ю.В, Карташева Р.А, Усыскин Г.С.  Туристский путеводитель по Ленинградской области, М-СПб, из-во «Невский фонд», 2007

3.Борисов В.А. и др, Охраняемые природные территории мира, М, 1985

4.Даринский А.В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М, из-во «Просвещение», 1979

5.Красная книга природы Ленинградской области. Том 1.  ООПТ. Под ред. Фокина Ю.В. СПб, 1999

7.Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области, Л,1972

8. Макарский А.М. Комиссарова Т.С. Тосненский край, учебное пособие, СПб, из-во « Лики России»,2002

9.Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие, М, 2000

10.. Пежемский В.Г. Программа дополнительного образования «Моя малая Родина», СПБ, Красносельский район, 1998

12.Погодина В.Л.  Природа Ленинградской области как объект и ресурс туризма. 75 лет Ленинградской области. Прошлое, настоящее и будущее. СПб, 2002

13.Погодина В.Л. Природный рекреационный потенциал Ленинградской области, Состояние и перспективы развития туризма в СНГ, СПб, 2002

14.«Поземельная собственность» журнал

№ 2(11), 1999. Тосненский край

15.Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы, сборник, СПБ, из-во «Паритет»2006

16.Путеводитель по Северо-Западу России, СПб, из-во «Элмор». 1993

17.Свидерская М.Д. Храбрых В.М. Сохраним для потомков. ООПТ Ленинградской области. Лениздат,1985

18.Уланов  В.А.(составитель). Ленинградская область. Знаете ли вы?, СПБ, из-во «Паритет»2007

19.Хазанович К.К. Геологические памятники Ленинградской области. Лениздат, 1982

20.Пригороды Санкт-Петербурга. Пособие по истории города. СПБ, Корона принт, 2008

Список литературы для учащихся

1.Андреева Л.А., Коляда М.И.,

Кондратьева Е.В. По Ленинградской области, Лениздат, 1978

2. Биржаков М.Б, Кузнецов Ю.В, Карташева Р.А, Усыскин Г.С.  Туристский путеводитель по Ленинградской области, М-СПб, из-во «Невский фонд», 2007

3.Борисов В.А. и др, Охраняемые природные территории мира, М, 1985

4.Конвенция о сохранении всемирного природного и культурного наследия (Международные нормативные акты ЮНЕСКО), М, 1993

5.Красная книга природы Ленинградской области. Том 1.  ООПТ. Под ред. Фокина Ю.В. СПб, 1999

6.Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы, сборник, СПБ, из-во «Паритет»2006

7.Путеводитель по Северо-Западу России, СПб, из-во«Элмор». 1993

8.Свидерская М.Д. Храбрых В.М. Сохраним для потомков. ООПТ Ленинградской области. Лениздат,1985

9.Уланов  В.А.(составитель). Ленинградская область. Знаете ли вы?, СПБ, из-во «Паритет»2007

10.Хазанович К.К. Геологические памятники Ленинградской области. Лениздат, 1982

Экскурсионные маршруты

1. Автобусная экскурсия. «Саблино- страна пещер и водопадов»

Саблинские пещеры и водопады  Саблинский и Тосненский (Гертовский)
Всего в 40 км. от Санкт-Петербурга находится местечко, сохранившее следы ледникового периода – комплексный памятник природы «Саблинский». Экскурсия включает в себя путешествие по самой большой и красивой из знаменитых Саблинских пещер – «Левобережной» (показ залов «Космический», «Юбилейный», «Красная шапочка», «Колонный», подземного озера Капитана Немо, копии древней наскальной живописи из Каповой пещеры и Французских Пиренеев). Пещера проверена на безопасность и охраняется, своды укреплены. Так же мы предлагаем совершить прогулку по каньону реки Тосны, осмотреть скальные обнажения, грот графа А. Толстого, камень, у которого размышлял знаменитый русский философ В. Соловьев и место стоянки А. Невского перед решающей битвой со шведами

2. Сестрорецкие дюны. Электропоездом с Финляндского вокзала до ст. Курорт

3. Дудергофские высоты . Электропоездом с Балтийского вокзала (от платформы Дачное) до ст. Можайская.

4. Мичуринское – озеро Красное. Электропоездом с Финляндского вокзала до ст. Сосново, в 76 км от СПб, далее 27 км местным автобусом до пос. Мичуринское

5.Линдуловская корабельная роща. Электропоездом с Финляндского вокзала до ст. Рощино

6. Автобусная экскурсия. «Лисино-Корпус – музей леса»,

7.Автобусная экскурсия «Вепсский лес – природный парк» (один из предлагаемых многочисленных маршрутов)

8. Автобусная экскурсия. г.Выборг –  музей под открытым небом.

В экскурсию входит 1,5 часовая пешеходная прогулка по центру Выборга с поездкой в Монрепо - один из лучших пейзажных парков мира. По дороге до Выборга - трассовая экскурсия, которая пройдет по красивейшим местам Карельского перешейка, познакомит с природой, населенными пунктами, лежащими на пути, историческим прошлым этих пограничных мест.
9.Автобусная экскурсия. Кавголовский лесопарковый зубро-бизоновый заповедник

10.Автобусная экскурсия. «Страусиная ферма» - ферма экзотических животных

Пешеходная экскурсия по территории фермы:

  1. рассказ о страусах и других животных, содержащихся на ферме
  2. игра в индейцев (за доп. плату - 60 руб. с чел.)
  3. фото со страусами (за доп. плату 10 руб.)

10. поход: Шапки. Электропоездом с Московского вокзала до ст. Шапки, далее 5 км пешком до географической палаточной базы ЛГУ им. А.С. Пушкина

           Стоимость однодневных экскурсий

Эксурсии

Время

Стоимость на
1 чел группа
40+2 б/п)
школьники

Стоимость на
1 чел (группа
40+2 б/п)
взрослые

"Выборг - музей под открытым небом"
(Крепость, парк "Монрепо", башня Олафа, историко-краеведческий музей)

10 час

350 руб

390 руб

"Саблино - страна пещер, водопадов и скал"

6 час

280 руб

310 руб

"Кавголовский лесопарк -заповедник
зубро-бизонов)"

5 час

130 руб

130 руб

"Ферма экзотических животных "
(австралийские страусы Эму, а так же коровы, свиньи, утки, гуси, индюки, куры)

6 час

230 руб  

с обедом на ферме

378 руб

400 руб

с обедом на ферме

457

"Лисино-Корпус"
(Музей леса, усадьба учебного лесничества,
учебный корпус, очотничий императорский дворец,
храм лесного депортамента, конеферма.
Катание на лошадях, костер.)

7 час

280 руб

300 руб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядных пособий при изучении темы: «Дикорастущие растения Ленинградской области»

методическая разработка предназначенная для того, чтобы научить детей по виду узнавать растение, знать к какой группе оно относится(лекарственное, ядовитое, съедобное, редкое, занесенное в Красную Кни...

Презентация Губернатор Ленинградской области к урокам по курсу Законодательство Ленинградской области 11 класс

Презентация Губернатор Ленинградской области может быть использована на уроках по курсу Законодательство Ленинградской области. Содержит: информацию о полномочиях губернатора и принципах деятельности....

Презентация "Законодательная власть Ленинградской области" Курс Законодательство Ленинградской области 11 класс

Презентация содержит материал, иллюстрирующий структуру, полномочия Законодательного собрания Ленинградской области. также имеются слайды в перечнем полномочий депутатов Законодательного сорания. През...

Презентация Общественная палата Ленинградской области Курс Законодательство Ленинградской области

Презентация может быть использована как дополнительный материал к уроку "Законодательная власть Ленинградской области". В презентации содержитс информация о полномочиях, стркутуре Общественной палаты ...

Развитие сельского туризма по сказочным мотивам в деревне Лесколово Всеволожского района Ленинградской области

2018 год стал в Ленинградской области переломным по развитию туристических проектов, по туристическому потенциалу. И ставка правительства области сделана на то, чтобы каждый город, село стали туристич...