образовательная программа по туризму
рабочая программа
Образовательная программа «Юные туристы» носит оздоровительно - образовательный характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, реализацию интеллектуальных, творческих и физических способностей учащихся, овладение туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, изучить природу и историю края, что ставит ее в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._yunye_turisty_455.docx | 73.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Отделение дополнительного образования детей
Государственного образовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа №455
с углублённым изучение английского языка
Колпинского района Санкт-Петербурга
Рассмотрена на педагогическом совете школы Протокол № ______ от ________ | «Утверждаю» Директор школы _______________Л.В. Зимина |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юные туристы»
Возраст детей: 13 - 17 лет
Срок реализации программы 2 года
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Козлова Юлия Владимировна
Санкт – Петербург
2017
Пояснительная записка
Программа «Юные туристы»
Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения.
Образовательная программа «Юные туристы» носит оздоровительно - образовательный характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, реализацию интеллектуальных, творческих и физических способностей учащихся, овладение туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, изучить природу и историю края, что ставит ее в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
В основу программы «Юные туристы» легли программы для системы дополнительного образования детей, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации:
1. Программа Махова И.И. «Юные туристы-многоборцы». М.: ФЦДЮТиК, 2007.
2. Программа Смирнова Д.В. «Юные Туристы-краеведы». М.: ФЦДЮТиК, 2006.
3. Программа Самариной И.А. «Юные туристы-экологи». М.: ЦДЮТиК, 2004.
4. Программа Константинова Ю.С. «Юные судьи туристских соревнований». М.: ЦДЮТур, 1999.
5. Программа Дрогова И.А. «Юные туристы-спасатели». М.: ЦДЮТиК, 2004.
На основании данных программ определена цель, а также объем и качественное содержание общеобразовательной программы «Юные туристы».
Направленность: Физкультурно-спортивная с туристско-краеведческим уклоном .
Актуальность: занятия туризмом немыслимы вне коллектива. Поэтому ребенок в процессе обучения получает практические навыки межличностного общения. Туризм способствует включению детей в активную физическую деятельность и приобщения к здоровому образу жизни. Именно туризм способствует закалке детского организма, его укреплению, физическому развитию, а также познанию живой природы, изучению флоры и фауны, расширению кругозора, овладению навыками поведения в природе. Практические навыки отрабатываются в учебно-тренировочных сборах, в однодневных и многодневных походах, в соревнованиях, что решает проблему занятости школьников и пробуждение интереса к новой туристской деятельности.
Новизна данной программы заключается в преимущественно практико-ориентированных педагогических технологиях в проведении занятий. Суть их заключается в учете особенностей развития и потребностях современных детей и подростков, а также в постоянном обращении к опыту учащихся, к их интересам, склонностям, устремлениям, индивидуально-значимым ценностям, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учащимся.
Адресат программы: программа предназначена для учащихся в возрасте 13 – 17лет, без специальных туристских навыков, имеющих медицинский допуск для занятий туризмом.
Объём и срок реализации программы: 2 года обучения.
1 г.о. - 4 ч. в неделю (144 ч. в год). На первом году обучения рассматриваются такие вопросы, как основы туристского быта и ориентирования на местности, краеведение и первая доврачебная помощь, а также проводятся занятия по ОФП и СПФ.
2 г.о. - 6 ч. в неделю (216 ч. в год). На втором году обучения – продолжение изучения вопросов первого года обучения, а также участие в туристских слетах и соревнованиях.
Цель: развитие двигательной, познавательной активности учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни в процессе обучения туризму и привитие интереса к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с основными видами туризма: пеший, лыжный, водный и т.д.
- Дать представление о личном, групповом и специальном снаряжении, организации привалов и питания в походе.
- Познакомить с туристскими должностями в походе.
- Сформировать представления об основных условных знаках топографических и спортивных карт.
- Обучить приемам работы с компасом.
- Углубить знания об особенностях родного края, рельефа, климата, растительного и животного мира Ленинградской области.
- Дать представления об основах гигиены и оказания первой доврачебной помощи.
- Обучить ориентировке в различных природных условиях: в горах, на воде и т.д.
Развивающие:
1. Воспитать потребность в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях спортом.
2. Развить творческие способности и инициативу учащихся.
3. Развить внимательность, наблюдательность и творческое воображение.
4. Развить силу, выносливость, координацию движений.
Воспитательные:
1. Воспитать гуманное отношение к природе.
2. Выработать организаторские навыки, умение взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, работать и правильно вести себя в коллективе.
3. Воспитать коммуникативные навыки, умения общаться в коллективе, стремление к искренности и открытости во взаимоотношениях между людьми.
Условия реализации: К занятиям допускаются дети без специальных туристских навыков, имеющих медицинский допуск для занятий туризмом. Группы формируются из учеников разного пола от 13 до 17 лет.
Количество детей в группе:
1 год – не менее 15 человек.
2 год – не менее 12 человек.
Формы проведения занятий: выставки, кросс-походы,
соревнования, конкурсы, походы.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение
Групповое снаряжение:
-палатки;
-костровые принадлежности;
-тент групповой;
-топоры;
-пилы;
-ремонтный набор;
-мед. аптечка;
2. Личное снаряжение:
-полиуретановый коврик;
-спальный мешок;
-рюкзак;
3. Специальное снаряжение:
-веревки основные и вспомогательные;
-обвязка с блокировкой, брезентовые рукавицы;
-карабины;
-каска;
4. Набор топографических карт;
5. Компас;
7. Набор спортивных карт;
8. Набор открыток растений Ленинградской области; комплект открыток грибов;
9. Атласы и набор карт Ленинградской области.
10. DVD-диски
Планируемые результаты:
Личностные:
Выполнять обязанности по должностям при проведении похода.
Выработать организаторские навыки, умение взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, работать и правильно вести себя в коллективе.
Воспитать коммуникативные навыки, умения общаться в коллективе, стремление к искренности и открытости во взаимоотношениях между людьми.
Метапредметные:
Уметь определять основные и промежуточные направления с помощью компаса.
Знать реки, озера, полезные ископаемые, растения и животных Ленинградской области.
Соблюдать гигиенические требования, оказывать первую помощь при ушибах, потертостях, ссадинах, мозолях.
Знать рельеф, гидрографию, растительность, климат Ленинградской области и уметь проводить краеведческие наблюдения на маршруте.
Знать основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Предметные:
Знать основные виды туризма: пеший, водный, лыжный.
Уметь устанавливать палатку, выбрать место для привала, составить меню и список продуктов для однодневного похода.
Уметь распознавать объекты на местности в соответствии с условными знаками топографических и спортивных карт.
Принимать участие в районных соревнованиях.
Знать технику безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.
Уметь комплектовать общественное снаряжение для похода.
Уметь правильно устанавливать палатки различной конструкции и в различных погодных условиях.
Уметь составлять меню и список продуктов в многодневный поход.
Знать тактику планирования нитки маршрута и технику движения по песку, мокрому грунту, по камням, болоту.
Ориентироваться с помощью топографической и спортивной карты..
Участвовать в учебно-тренировочных сборах.
.
Учебный план программы
«Юные туристы»
1 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
теория | практика | всего | Формы контроля | ||
1. Туристская подготовка | |||||
1.1 | Введение. Техника безопасности. Организация работы кружка | 1 | - | 1 | Вводный (опрос на выявление имеющихся знаний о туризме). |
1.2. | Виды туризма, их особенности | 1 | - | 1 | Текущий Составление таблицы «Общее и особенное в различных видах |
1.3. | Снаряжение туриста | 1 | 2 | 3 | Текущий Опрос (усвоение понятия: личное снаряжение). Итоговый сбор и укладка личного снаряжения для однодневного похода. |
1.4. | Устройство карабина и страховочной системы | - | 6 | 6 | Текущий Быстро и правильно обвязать себя. |
1.5. | Основные виды узлов | 1 | 4 | 5 | Итоговый Соревнования по вязанию узлов |
1.6. | Организация туристского быта | 2 | 16 | 18 | Текущий Опрос (требования к месту бивака и привала) Итоговый Установка бивака и палатки на маршруте. |
1.7. | Питание в туристском походе | 1 | 9 | 10 | Итоговый приготовление пищи в походных условиях. |
1.8. | Туристские должности в группе | 1 | 9 | 10 | Текущий Опрос (основные обязанности командира, завхоза, штурмана, дежурных). Итоговый выполнение обязанностей по должностям на маршруте. |
1.9. | Техника и тактика в туристском походе | 2 | 8 | 10 | Текущий Опрос (усвоение понятий: туристский строй, режим движения, темп). |
10 | 54 | 64 | |||
2. Топография и спортивное ориентирование | |||||
2.1. | Топографическая карта, основные условные знаки | 1 | 9 | 10 | Текущий Опрос (усвоение условных топографических знаков: растительность, искусственные объекты, рельеф). Итоговый Распознавание топографических знаков на местности. |
2.2. | Устройство компаса | 1 | 1 | 2 | Текущий Опрос (устройство компаса) Итоговый Определение основных направлений с помощью компаса на маршруте. |
2.3. | Способы ориентирования | 1 | 1 | 2 | Итоговый Определение сторон горизонта по местным предметам, Солнцу на маршруте. |
2.4. | Спортивная карта | 1 | 20 | 21 | Текущий Опрос (усвоение условных знаков спортивных карт: рельеф, искусствен- ные сооружения). Итоговый ориентировка с помощью спортивной карты на маршруте. |
4 | 31 | 35 | |||
3. Краеведение | |||||
3.1. | Родной край, его географическое положение | 1 | 1 | 2 | Текущий Опрос (выявление знаний о родном крае). Итоговый Тест |
3.2. | Растительный и животный мир родного края | 1 | 1 | 2 | Вводный Опрос (Охраняемые растения и животные Ленинградской области). Итоговый Тест |
2 | 2 | 4 | |||
4. Первая доврачебная помощь | |||||
4.1. | Основы здорового образа жизни. Личная гигиена | 1 | - | 1 | Текущий Опрос (гигиена обуви и одежды) |
4.2. | Походная медицинская аптечка | 1 | 1 | 2 | Текущий Опрос (состав мед. аптечки выходного дня). |
4.3. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 2 | 2 | 4 | Вводный Опрос - виды травм: растяжение, кровотечения, ушибы. |
4 | 3 | 7 | |||
5. Физическая подготовка юного туриста | |||||
5.1. | Общая физическая подготовка | - | 18 | 18 | Уровень физ.развития по возрастам |
5.2. | Специальная физическая подготовка | - | 16 | 16 | соревнования |
- | 34 | 34 | |||
ИТОГО за период обучения | 20 | 124 | 144 |
Учебно-тематический план программы
«Юные туристы».
2 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
Формы контроля | |||||
1. Туристская подготовка | |||||
1.1. | Введение. Техника безопасности в туристских путешествиях. Организация работы кружка | 1 | - | 1 | Вводный |
1.2. | Снаряжение туриста | 1 | 1 | 2 | Текущий Итоговый |
1.3. | Туристский быт | 1 | 17 | 18 | Текущий Итоговый |
1.4. | Питание в туристском походе | 1 | 18 | 19 | Текущий Итоговый |
1.5. | Подготовка к путешествию | 1 | 2 | 3 | итоговый |
1.6. | Техника и тактика в туристском походе | 1 | 20 | 21 | Текущий Итоговый |
1.7. | Туристские слеты и соревнования | 2 | 26 | 28 | итоговый |
8 | 84 | 92 | |||
2. Топография и спортивное ориентирование | |||||
2.1. | Основы ориентирования | 1 | 8 | 9 | Текущий Итоговый |
2.2. | Автономное существование и выживание | 2 | - | 2 | текущий |
2.3. | Топография и ориентирование на местности | 2 | 10 | 12 | Текущий Итоговый |
2.4. | Соревнования по ориентированию | - | 12 | 12 | итоговый |
5 | 30 | 35 | |||
3. Краеведение | |||||
3.1. | Опасные природные явления Ленинградской области. | 2 | - | 2 | Текущий Итоговый |
3.2. | Животный и растительный мир, представляющий опасность для человека | 2 | - | 2 | Вводный Итоговый |
4 | - | 4 | |||
4. Первая доврачебная помощь | |||||
4.1. | Профилактика и помощь при отравлениях и укусах | 1 | 1 | 2 | Текущий |
4.2. | Походная медицинская аптечка | 1 | 1 | 2 | Текущий |
4.3. | Оказание первой доврачебной помощи, профилактика заболеваний и несчастных случаев в походе | 2 | 10 | 12 | итоговый |
4 | 12 | 16 | |||
5. Общая и специальная физическая подготовка | |||||
5.1. | Общая физическая подготовка | - | 35 | 35 | итоговый |
5.2. | Контрольное тестирование | - | 2 | 2 | итоговый |
5.3. | Специальная физическая подготовка | - | 32 | 32 | итоговый |
- | 69 | 69 | |||
ИТОГО за период обучения | 21 | 195 | 216 |
Сводный учебный план
№ | Название программы | 1 год | 2 год | Всего часов |
1. | Юные туристы | 144часа | 216 часов | 360 часов |
Календарный учебный график
Реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Юные туристы»
на 2017-2019 уч, год
№ | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1год | 01.09.17 | 25.05.18 | 36 | 72 | 144 | Каждое занятие 2 академических часа по 45 мин. 2 раза в неделю. |
2год | 01.09.18 | 25.05.19 | 36 | 108 | 216 | Каждое занятие 2 академических часа по 45 мин. 3 раза в неделю. |
Методическое обеспечение образовательной программы
Название «Юные туристы »
Год обучения 1 год обучения
№ п/п | Тема программы | Форма организации деятельности учащихся | Методы и приемы | Материально техническое оснащение | Вид и форма контроля, оценочные материалы |
1.Туристская подготовка | |||||
1. | Введение. Техника безопасности. Организация работы кружка. | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие | Словесные (объяснение понятий, беседа, опрос на тему «Что такое туризм? Почему вы хотите им заниматься?») Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций, видеоматериалов) | Инструкция по охране труда Губаненков С.М. «Обеспечение безопасности туристических походов и соревнований», 2007 г. | Вводный (опрос на выявление имеющихся знаний о туризме). |
2. | Виды туризма, их особенности. | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) | Тематическая подборка «Пеший, горный, водный, велосипедный виды туризма». Схема «Структура туризма» (по видам туризма). | Текущий Составление таблицы «Общее и особенное в различных видах туризма» |
3. | Снаряжение туриста. | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие, практическая работа | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Таблица «Список личного снаряжения». Рисунки: типы рюкзаков спальных мешков, палаток. | Текущий Опрос (усвоение понятия: личное снаряжение). Итоговый сбор и укладка личного снаряжения для однодневного похода. |
4. | Устройство карабина и страховочной системы | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие, практическая работа | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (показ педагогом) Практические (практические задания, упражнения) | Карабины, веревки, системы | Текущий Быстро и правильно обвязать себя. |
5. | Основные виды узлов | Индивидуально-фронтальная, групповая Комбинированное занятие, практическая работа | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (показ педагогом) Практические (практические задания, упражнения) | Веревки | Итоговый Соревнования по вязанию узлов |
6. | Организация туристского быта. | Фронтальная, групповая
Комбинированное занятие, практическая работа, игра | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Рисунки «Типы костров» Игра на сплочение «Установи палатку» | Текущий Опрос (требования к месту бивака и привала) Итоговый Установка бивака и палатки на маршруте. |
7. | Питание в туристском походе. | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие, практическая работа | Словесные (объяснение понятий, рассказы из личного опыта, беседа, опрос на выявление предпочтений по приготовлению блюд) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии, 1986. Тематическая подборка «Рецепты походных блюд». Таблица «Суточный рацион на одного туриста». | Итоговый приготовление пищи в походных условиях. |
8. | Туристские должности в группе. | Групповая Комбинированное занятие, практическая работа, игра | Словесные (объяснение понятий, беседа) Практические (практические задания, упражнения) | Раздаточный материал «Должности временные и постоянные» Игра с карточками «Распредели должности». | Текущий Опрос (основные обязанности командира, завхоза, штурмана, дежурных). Итоговый выполнение обязанностей по должностям на маршруте. |
9. | Техника и тактика в туристском походе. | Фронтальная, групповая
Комбинированное занятие, практическая работа, игра | Словесные (объяснение понятий, рассказы из личного опыта, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм, 2006. Раздаточный материал «Туристская техника». Игра «Прохождение болота». | Текущий Опрос (усвоение понятий: туристский строй, режим движения, темп). |
2.Топография и спортивное ориентирование. | |||||
1. | Топографическая карта, основные условные знаки. | Фронтальная, групповая
Комбинированное занятие, практическая работа, игра «Топографический диктант») | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Алёшин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография, 1985. Таблица «Условные знаки топографических карт». «Виды масштаба». | Текущий Опрос (усвоение условных топографических знаков: растительность, искусственные объекты, рельеф). Итоговый Распознавание топографических знаков на местности. |
2. | Устройство компаса. | Фронтальная, групповая Практическая работа, игра «Флюгер», Эстафета с компасом | Словесные (объяснение понятий) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения). | Зубович С.Ф. О первых шагах в ориентировании, 1988. Фотографии «Типы компасов». | Текущий Опрос (устройство компаса) Итоговый Определение основных направлений с помощью компаса на маршруте. |
3. | Способы ориентирования | Фронтальная, групповая
Практическая работа, игра «Определи стороны горизонта» | Словесные (объяснение понятий, работа с книгой) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО, 1983. Таблица «Виды ориентирования». | Итоговый Определение сторон горизонта по местным предметам, Солнцу на маршруте. |
4. | Спортивная карта. | Фронтальная, групповая Практическая работа | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Алёшин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография, 1985. Таблица «Условные знаки спортивных карт». | Текущий Опрос (усвоение условных знаков спортивных карт: рельеф, искусствен- ные сооружения). Итоговый ориентировка с помощью спортивной карты на маршруте. |
3. Краеведение. | |||||
1. | Родной край, его географическое положение. | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие, практическая работа | Словесные (объяснение понятий, работа с книгой) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Юньев И.С. Краеведение и туризм,1974. Фотографии на тему «Родной край». Карта Ленинградской области | Текущий Опрос (выявление знаний о родном крае). Итоговый Тест |
2. | Растительный и животный мир родного края. | Фронтальная, групповая
Комбинированное занятие, практическая работа | Словесные (объяснение понятий, работа с книгой, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Фотографии «Животные Ленинградской области», «Птицы Ленинградской области», «Растения Ленинградской области» Комплект открыток грибов. | Вводный Опрос (Охраняемые растения и животные Ленинградской области). Итоговый Тест |
4.Первая доврачебная помощь | |||||
1. | Основы здорового образа жизни. Личная гигиена. | Индивидуально-фронтальная
Комбинированное занятие | Словесные (объяснение понятий, беседа) | Коструб А.А. Медицинский справочник туриста, 1990. | Текущий Опрос (гигиена обуви и одежды) |
2. | Походная медицинская аптечка. | Индивидуально-фронтальная
Комбинированное занятие, игра «Собери походную аптечку» | Словесные (объяснение понятий, работа с книгой) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Таблица «Назначение медикаментов, их упаковка». Мед. аптечка выходного дня | Текущий Опрос (состав мед. аптечки выходного дня). |
3. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. | Групповая Практическая работа, игра «Окажи первую помощь» | Словесные (объяснение понятий, беседа, опрос) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Рисунки «Наложение повязок». | Вводный Опрос - виды травм: растяжение, кровотечения, ушибы. |
5. Физическая подготовка юного туриста. | |||||
1. | Общая физическая подготовка | Групповая Практическая работа, игра | Практические (практические задания, упражнения) | Упражнения для рук, ног. Спортивные и подвижные игры. | |
2. | Специальная физическая подготовка | Групповая Практическая работа | Практические (практические задания, упражнения) | Тренировочные кросс-походы на местности |
Методическое обеспечение образовательной программы
Название «Юные туристы»
Год обучения 2 год обучения
№ п/п | Тема программы | Форма организации деятельности учащихся | Методы и приемы | Материально техническое оснащение | Вид и форма контроля, оценочные материалы | |
Туристская подготовка. | ||||||
1. | Введение. Техника безопасности в туристских путешествиях. Организация работы кружка | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие | Словесные (объяснение понятий, беседа, опрос на тему «Как вести себя вблизи водоемов, во время купания, при обращении с огнем?») Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) | Инструкция по охране труда Губаненков С.М. «Обеспечение безопасности туристических походов и соревнований», 2007 г. Советы по туризму (опасности в горах, лесах…). | Вводный (опрос на выявление имеющихся знаний о технике безопасности). | |
2. | Снаряжение туриста. | Фронтальная, групповая Практическая работа, игра «Упакуй походный рюкзак» | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Таблица «Список личного и группового имущества для различных видов туризма». Несколько рюкзаков, спальных мешков, ковриков, палаток. | Текущий Опрос (усвоение понятия: групповое снаряжение). Итоговый сбор и укладка личного снаряжения для многодневного похода. | |
3. | Туристский быт. | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие, практическая работа, игра на сплочение «Установи палатку» | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Плакат «Обязанности кострового» Гранильщиков Ю.В. « Семейный туризм», 1983 г. | Текущий Опрос (требования к месту бивака и привала) Итоговый Установка бивака и палатки на маршруте. | |
4. | Питание в туристском походе. | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие, практическая работа | Словесные (объяснение понятий, рассказы из личного опыта, беседа, опрос на выявление предпочтений по приготовлению блюд) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии, 1986. Тематическая подборка «Рецепты походных блюд». Таблица «Калорийность, вес и норма дневного рациона в многодневном походе». «Советы туристу» (Как правильно организовать питание в путешествии). | Текущий Конкурс «Завтрак завхоза». Итоговый: приготовление пищи на костре. | |
5. | Подготовка к путешествию. | Фронтальная, групповая
Комбинированное занятие | Словесные (объяснение понятий) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) | Работа с документацией для проведения похода. Таблица «Походные нормативы». | Итоговый Смотр готовности к походу. | |
6. | Техника и тактика в туристском походе. | Фронтальная, групповая
Комбинированное занятие, практическая работа, игра | Словесные (объяснение понятий, рассказы из личного опыта, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм, 2006. Раздаточный материал «Туристская техника». Наглядный материал «Алгоритм подготовки к походу (основные тактические понятия). Памятка «Техника движения по дорогам, тропам и без дорог». | Текущий Опрос усвоение понятий: маршруты линейные и кольцевые. Итоговый: отработка движения группы по камням и болотам на маршруте. | |
7. | Туристские слеты и соревнования | Индивидуально-фронтальная | Словесные (объяснение понятий, беседа) Практические (практические задания, упражнения) | Положение о соревнованиях и условия проведения | Итоговый: участие в соревнованиях и слетах | |
2. Топография и спортивное ориентирование. | ||||||
1. | Основы ориентирования. | Индивидуально-фронтальная Практическая работа, игры «Подвижный ориентир», «Запомни ориентиры», «Определи стороны горизонта» | Словесные (объяснение понятий, работа с книгой) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО, 1983. Таблица «Виды ориентирования». Фотографии «Типы компасов». Компасы | Текущий Опрос (устройство компаса) Итоговый Определение сторон горизонта по местным предметам, Солнцу на маршруте. Определение основных направлений с помощью компаса на маршруте. | |
2. | Автономное существование и выживание | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие | Словесные (объяснение понятий, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций, видеофрагментов) Практические (практические задания, упражнения) | Волович В.Г. «Как выжить в экстремальной ситуации». М. 1990. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые. - Москва: ФиС, 1972. Фильмы «Выжить любой ценой», «Искусство выживания Рея Мирса» | Текущий Опрос (усвоение основных понятий, алгоритм действий) | |
3. | Топография и ориентирование на местности | Фронтальная, групповая Практическая работа, игра «Топографический диктант» | Словесные (объяснение понятий, работа с книгой) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Алёшин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография, 1985. Таблица «Условные знаки спортивных карт». Карты | Текущий Опрос (усвоение условных топографических знаков: растительность, искусственные объекты, рельеф). Итоговый: Распознавание топографических знаков на местности. Отработка действий при потере ориентировки на маршруте. | |
4. | Соревнования по ориентированию | Индивидуально-фронтовая
Практическая работа | Словесные (объяснение понятий, беседа) Практические (практические задания, упражнения) | Положение о соревнованиях и условия проведения Карты, схемы | Итоговый Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию в закрытых помещениях и наместности | |
3.Краеведение. | ||||||
1. | Опасные природные явления Ленинградской области | Фронтальная, групповая
Комбинированное занятие, практическая работа | Словесные (объяснение понятий, беседа, опрос на тему «Какие опасные природные явления существуют?») Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций, видеофрагментов) Практические (практические задания, упражнения) | Юньев И.С. Краеведение и туризм,1974. Фотографии на тему «Родной край». Карта Ленинградской области | Текущий Опрос (выявление знаний о родном крае). Итоговый Тест | |
2. | Животный и растительный мир, представляющий опасность для человека | Фронтальная, групповая Комбинированное занятие, практическая работа | Словесные (объяснение понятий, работа с книгой, беседа) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Фотографии «Опасные животные Ленинградской области», «Ядовитые растения и грибы Ленинградской области» Комплект открыток грибов. | Вводный Опрос (Ядовитые растения и грибы). Итоговый Тест | |
4. Первая доврачебная помощь | ||||||
1. | Профилактика и помощь при отравлениях и укусах | Индивидуально-фронтальная
Комбинированное занятие | Словесные (объяснение понятий, беседа) | Коструб А.А. Медицинский справочник туриста, 1990. | Текущий Опрос (гигиена обуви и одежды) | |
2. | Походная медицинская аптечка. | Индивидуально-фронтальная
Комбинированное занятие | Словесные (объяснение понятий, работа с книгой) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Таблица «Назначение медикаментов, их упаковка». Мед. аптечка многодневного похода | Текущий Опрос (состав мед. аптечки многодневного похода). | |
3. | Оказание первой доврачебной помощи, профилактика заболеваний и несчастных случаев в походе | Групповая
практическая работа, игра «Окажи первую помощь» | Словесные (объяснение понятий, беседа, опрос) Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций) Практические (практические задания, упражнения) | Раздаточный материал «Возможные заболевания и несчастные случаи в походе Рисунки «Наложение повязок» | Итоговый Тест | |
5.Физическая подготовка юного туриста. | ||||||
1. | Общая физическая подготовка | Фронтальная Практическая работа, игра | Практические (практические задания, упражнения) | Упражнения для рук, ног. Спортивные и подвижные игры. | ||
2. | Контрольное тестирование | Индивидуально-фронтальная | Практические (практические задания, упражнения) | Проведение контрольных тестов для определения уровня физической подготовки учащихся | ||
3. | Специальная физическая подготовка | Фронтальная Практическая работа | Практические (практические задания, упражнения) | Тренировочные кросс-походы на местности |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для педагогов:
Алешин В.М., Серебрянников А.В., Туристская топография. – М., 1985.
Аппенянский А.И., Физическая тренировка в туризме. – М.,1989.
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. Кострома: Вариант, 2002.
Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний.- М., 1999.
Буянов В. М. Первая медицинская помощь. М.: Медицина, 1987.
Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание. М.: Профиздат, 1990.
Виноградов Ю. Н., Митрухова Т.В. Воскресные путешествия пешком. Л.: Лениздат, 1988.
Волович В.Г. «Как выжить в экстремальной ситуации». М. 1990.
Зорин И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды. Учебное пособие. М.: Турист, 1986.
Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. - Москва: Профиздат, 1984.
Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Крестовников А.А., Евстратов В.Д., Белоликов К.Ю, Пашко М.В., Потапченко И.П. Лыжная подготовка. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002 .
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. М.: ВЛАДОС, 1999.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. М.: ВЛАДОС, 2001.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. М.: ВЛАДОС, 2000.
Остапенец А.А. На маршруте туристы-следопыты. М.: Просвещение, 1987.
Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2002.
Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М.: Профиздат, 1987.
Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. М.: Профиздат, 1988.
Программа Дрогова И.А. «Юные туристы-спасатели». М.: ЦДЮТиК, 2004.
Программа Константинова Ю.С. «Юные судьи туристских соревнований». М.: ЦДЮТур, 1999.
Программа Махова И.И. «Юные туристы-многоборцы». М.: ФЦДЮТиК, 2007.
Программа Самариной И.А. «Юные туристы-экологи». М.: ЦДЮТиК, 2004.
Программа Смирнова Д.В. «Юные Туристы-краеведы». М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2002.
Садикова Н.Б. Школа выживания – Минск, 2005.
Скрягин Л.Н. Морские узлы. М.: Транспорт, 1994.
Туристская игротека / Под ред. Ю.С. Константинова. М.: ВЛАДОС, 2000.
Туристские маршруты / Сост. В.С. Качанов. М.: Профиздат, 1990.
Уваров В.А., Козлов А.А. В поход пешком. М.: Советский спорт, 1988.
Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. – М., 1996.
Циперсон Э.Е. В помощь руководителям команд и участникам соревнований. СПб, 2005.
Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: Физкультура и спорт, 1987.
Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии. М.: Профиздат, 1986.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые. - Москва: ФиС, 1972.
Для учащихся:
1. Бардин К.В., Азбука туризма. – М., 1981.
2. Балабанов И.В. Узлы. М., 1998.
3. Зубович С.Ф. О первых шагах в ориентировании. Мн.: Полымя, 1988.
3. Коструб А.А., Медицинский справочник туриста. -М, 1997.
4. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. – Москва: 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...
Конспект внеклассного занятия по туризму. «Техника пешеходного туризма»
Материал для внеклассной работы...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...