ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
рабочая программа по физкультуре по теме
Программа туристического кружка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopol._obraz.prog_._efremovoy_s.yu_..doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
ВЕРХНЕКАМСКОГО РАЙОНА С КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете
« 14 » сентября 2007 г.
Директор МОУ ДОД ДДТ
«Созвездие»
__________ Л.А.Шабалина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа рассчитана
на детей 12-15 лет
Срок реализации программы
3 года
Составитель:
Ефремова Светлана Юрьевна
педагог дополнительного
образования
I квалификационной категории
Кирс – 2007.
Оглавление
№ | Название раздела. | страница |
1 | Пояснительная записка | 3-5 |
2 | Учебно-тематический план первого обучения | 5-6 |
3 | Содержание программы первого года обучения | 6-9 |
4 | Учебно-тематический план второго года обучения | 9-10 |
5 | Содержание программы второго года обучения | 10-12 |
6 | Учебно-тематический план третьего года обучения | 12 |
7 | Содержание программы третьего года обучения | 13-15 |
8 | Формы и методы, используемые в работе по программе | 15-16 |
9 | Наглядные и дидактические пособия | 16 |
10 | Наши достижения | 16-17 |
11 | Список литературы | 18 |
Пояснительная записка.
Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.
Туристические походы сочетают в себе активный здоровый отдых, наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма.
На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты ежегодно ходят миллионы людей. Такие походы способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозирование физических нагрузок, а также разнообразие впечатлений во время похода и путешествия нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.
Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть во время походов дети изучают историю, природу и культуру родного края – своей малой родины о нем можно сказать не только как об уникальном оздоровительном отдыхе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.
В наше непростое время, когда возросли опасности природных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в экстремальных ситуациях, а так же сейчас в наше время возрастает отчуждённость, жестокость между людьми, нужно тем более использовать возможности туризма для формирования коллективизма, для воспитания взаимовыручки.
Актуальность данной программы заключается в том, чтобы дать воспитанникам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма – значит дать им путёвку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Цель программы: создание условий для развития физических качеств и всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития личности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Обучающие
- приобретение навыков в работе с картой и компасом;
- расширение и углубление знаний воспитанников, дополняющих школьную программу по географии, биологии, ОБЖ, физической культуре;
- получение воспитанниками основных навыков краеведческой работы.
- Развивающие:
- удовлетворение естественной потребности учащихся в познании
мира, своего края;
- привитие интереса к занятиям туризмом;
3. Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание целеустремлённости, упорства в достижении цели.
- создание «ситуации успеха» для каждого с целью воспитания «успешной личности».
- создание условий для формирования разновозрастного детско-
юношеского коллектива.
4. Здоровьесберегающие:
- укрепление здоровья детей;
- физическое совершенствование воспитанников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями.
Реализация цели и задач данной программы направлена на организацию образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся в объединений, на сплочение единого коллектива.
Данная программ разноуровневая, рассчитана на подготовку обучающихся 6-10 классов.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Содержание программы первого года обучения предусматривает обучение детей азбуке туризма – сообщения им сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своём крае, элементарных понятиях об ориентировании на местности, знаний основ топографии, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.
В первый год занятий особенно важно воспитать у воспитанников сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе, так, чтобы они поняли на собственном опыте, что хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов – умелых и трудолюбивых.
Содержание программы второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, а также накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому путешественнику.
Во втором учебном году идёт знакомство с правилами паркового ориентирования, даются основные понятия и отрабатываются навыки продвижения по заданному маршруту. Практические занятия и учебно – тренировочные походы выстраиваются таким образом, чтобы воспитанники могли самостоятельно выполнять работу, предложенную руководителем.
Содержание программы третьего года обучения предусматривает закрепление и дальнейшее изучение азбуки туризма: максимально подготовить воспитанников к участию в 2-х дневных походах, к умению выживать в экстремальных условиях, уметь применять способы транспортировки пострадавшего, наводить различные переправы через реки, самостоятельно участвовать и проводить парковое ориентирование.
Программы каждого года занятий рассчитаны на 180 (108) учебных часов, включая теоретические и практические занятия в помещении и на местности, а также проведение учебно-тренировочных походов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2–3 (1-2) часа. В каникулярное время проходят учебно-тренировочные походы. Кроме того, занятия могут проходить как со всей группой, так и индивидуально, в зависимости от предстоящей деятельности.
При реализации поставленных выше задач, используются следующие методы:
- метод самореализации, самоуправление через участие в походах, соревнованиях, экскурсиях;
- поисково-исследовательский метод – самостоятельная туристко-краеведческая работа обучающихся с выполнением конкретных заданий в походах, экскурсиях;
- метод контроля: врачебный, спортивный рост, качество усвоения программы.
Руководителем объединения могут быть использованы такие формы реализации программы, как: проведение походов, экскурсий, вечеров, соревнований по парковому ориентированию, соревнований по топографии. Туристический поход – это итог всего изученного материала по каждому году обучения, в нем идет отработка всех тем программы. Поэтому в учебно-тематическом плане поход желательно ставить после изучения тем туристический быт и туристическое снаряжение.
Туристический поход – это итог всего изученного материала по каждому году обучения, в нем идет отработка всех тем программы. Поэтому в учебно-тематическом плане поход желательно ставить после изучения тем туристический быт и туристическое снаряжение.
Прогнозируемые результаты:
Прямыми критериями оценки результатов служат:
- освоение учащимися программы по годам обучения;
- рост спортивных достижений;
- участие в походах;
- участие в районных туристических соревнованиях, слёте, районной юнармейской игре «Вперёд, мальчишки» и т. д.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение в образовательную программу. | 2 | 2 | - |
2. | Знакомство с картой области и района. История Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе. | 10 | 5 | 5 |
3. | Организация и подготовка путешествий. | 10 | 4 | 6 |
4. | Организация и проведение путешествий: 4 экскурсии 3 однодневных похода | 40 | 16 24 | |
5. | Подведение итогов путешествий. | 10 | 6 | 4 |
6. | Ориентирование в походе. Топографическая подготовка туриста. | 22 | 10 | 12 |
7. | Физическая подготовка туриста | 28 | 8 | 20 |
8. | Первая доврачебная помощь | 16 | 8 | 8 |
9. | Туристическое снаряжение. | 12 | 4 | 8 |
10. | Техника преодоления препятствий. | 30 | 6 | 24 |
Итого | 180 | 53 | 127 |
По завершении первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы,
- ориентироваться по карте и компасу,
- оказывать первую медицинскую помощь,
- организовывать походный быт, составлять смету и раскладку продуктов,
- знать основы топографии и ориентирования,
- иметь общие представления о Верхнекамском районе и п. Светлополянск.
Содержание программы 1 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическое занятие.
Беседа о туризме и о работе кружка. Виды туризма:
- По характеру путешествия: горный, сухопутно-равнинный, подземный, подводный, комбинированный.
- По способу передвижения путешественников: пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, парусный, автомобильный, конный.
- Разнообразие форм и содержание туристической деятельности.
- Туристические законы. Основы техники безопасности. Задачи на год.
Тема 2. Знакомство с картой области и района. История Верхнекамского
района. Краеведческая работа в походе.
Теоретическое занятие:
Физико-географическое положение области, края, района. Рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды, памятники природы, заповедные территории.
Климат, растительный и животный мир области и района. История района, памятные и исторические места.
Практическая часть:
- Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути.
- Видеосъемка и фотографирование в походе.
- Оформление отчётов путешествия, альбомов, выставок, уголков туриста.
Тема 3. Организация и подготовка путешествий.
Теоретическая часть:
Инструкция по организации и проведению туристических походов, путешествий и экскурсий с детьми. Подбор группы. Определение целей и района похода. Туристические должности в группе: командир группы, заведующий питанием, снаряжением, краевед, медик, костровой, фотограф, видеооператор. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана подготовки маршрута, план график похода, сметы расходов.
Подбор и подготовка группового и личного снаряжения. Культура поведения туриста, значение дисциплины в походе. Оформление походной документации. Получение разрешения на поход. Расчёт питания, подбор и закупка продуктов.
Практическая часть:
- Установка палатки, укладка рюкзака.
- Закупка, расфасовка, укладка продуктов.
- Подготовка походной документации. Копирование карт, разработка
маршрута, плана графика похода.
- Подготовка группового и специального снаряжения.
Тема 4. Организация и проведение путешествий.
Теоретическая часть:
Движение по маршруту. Нормы переходов, строй, темп, режимы. Движение в лесу через кустарники и завалы, сложность движения в густом лесу. Движение по заболоченной местности. Техника преодоления естественных препятствий. Страховка и самостраховка. Обеспечение безопасности – главное требование к каждому участнику похода. Основные причины возникновения опасности: дисциплина туристов, плохая подготовка похода, климатические условия. Правила поведения туристов в лесу, на воде, во время грозы, при преодолении естественных препятствий.
Практическая часть:
- Движение цепочкой, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений и заданий.
- Преодоление естественных препятствии: подъёмы, спуски, движение по густому лесу, по заболоченной местности.
- Страховка и самостраховка.
- Развёртывание и свёртывание бивуака.
- Работа с картами и компасом. Зарисовка топографических карт.
- Ориентирование по компасу, карте.
- Составление, описание маршрута и интересных объектов.
- Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему.
Тема 5. Подведение итогов похода, путешествия
Теоретическая часть:
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, видеофильмов.
Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома. Исследовательская
работа в походе.
Практическая часть:
- Оформление фотоальбома.
- Обсуждение похода, разбор похода.
Тема 6. Ориентирование в походе. Топографическая подготовка туриста
Теоретическое занятие:
Устройство и типы компасов. Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасов в походе. Определение азимута. Определение азимута на ориентир, движение по заданному азимуту. Масштаб. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Определение расстояния по карте. Определение сторон света по солнцу, звёздам, местным предметам. Топографическая карта и условные топографические знаки. Измерение на местности.
Практическая часть.
- Ориентирование по сторонам горизонта, по местным предметам.
- Ориентирование карты по компасу.
- Определение расстояния по карте.
- Измерение азимута.
- Зарисовка топографических знаков.
- Чтение топографических карт.
Тема 7. Физическая подготовка туриста.
Теоретическое занятие:
Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений зарядки.
Практическая часть:
- Сдача нормативов по физподготовке.
- Спортивные игры.
- Подвижные игры.
Тема 8. Первая доврачебная помощь
Теоретическое занятие Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде. Купание в походе, значение водных процедур. Состав походной медицинской аптечки. Показаний и противопоказаний лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарственные препараты при хронических заболеваниях. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Виды и способы транспортировки пострадавшего.
Практическое занятие:
- Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.
- Транспортировка пострадавшего.
Тема 9 Туристическое снаряжение.
Теоретическое занятие:
Общетуристическое снаряжение: групповое, личное, специальное. Типы различных видов снаряжения, их преимущества и недостатки. Требования к снаряжению: лёгкость, прочность, удобство в пользовании. Типы рюкзаков, спальных мешков их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака. Уход за снаряжением и ремонт. Варочная посуда и костровые приспособления. Теплоизоляционные коврики. Ремнабор. Типы палаток, их достоинства и недостатки. Знакомство со специальным снаряжением: верёвки, карабины, страховочные системы.
Практическое занятие:
- Подготовка к походу.
- Получение и распределение снаряжения.
- Укладка рюкзака.
- Установка различных видов палаток.
- Различные виды карабинов, работа с ними.
Тема 10. Техника преодоления препятствий.
Теоретическое занятие.
Основные понятия техники туризма. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, завалы. Знакомство с техникой преодоления препятствий. Меры безопасности при преодолении препятствии.
Практическое занятие
Знакомство со страховкой и самостраховкой. Отработка в помещении и на местности различных приёмов преодоления всевозможных препятствий. Зачетные походы по родному краю.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Природа Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе. | 4 | 4 | - |
2. | Организация и проведение путешествий: Экскурсий. 3 однодневных похода 1 двухдневный поход | 52 | 12 24 16 | |
3. | Подведение итогов путешествий | 18 | 5 | 13 |
4. | Обеспечение безопасности при передвижении по различным формам рельефа. | 14 | 6 | 8 |
5. | Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе. | 16 | 6 | 10 |
6. | Физическая подготовка туриста | 22 | 2 | 20 |
7. | Первая доврачебная помощь. Зелёная аптека. | 22 | 6 | 16 |
8. | Туристическая техника. | 16 | 4 | 12 |
9. | Общественно полезная работа в походе. | 16 | 2 | 14 |
Итого | 180 | 35 | 145 |
По завершении второго года обучения учащиеся должны уметь
- различать лекарственные и ядовитые растения,
- выполнять различные вязки узлов,
- наводить самостоятельно переправы,
- организовать однодневный поход,
- оформлять фотоальбомы, отчёты о походах,
- самостоятельно участвовать в ориентировании.
Содержание программы 2 года обучения.
Тема 1. Природа Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе.
Теоретическое занятие:
Природные особенности Верхнекамского района. Возможности родного края для проведения экскурсий, походов, экспедиций. Основные объекты экскурсий. Изучение села Кай.
Тема 2. Организация и проведение велопохода, путешествия.
Теоретическая часть:
Движение по маршруту на велосипедах. Правильное движение на велосипедах по шоссе строй, темп. Техника преодоления естественных препятствий. Страховка и самостраховка во время движения на велосипедах. Обеспечение безопасности во время похода. Причины возникновения опасности. Правила поведения туристов во время велопохода в лесу, во время грозы.
Практическая часть:
- Движение цепочкой, правила и режим велопохода.
- Преодоление естественных препятствии.
- Страховка и самостраховка.
- Правильное расположение днёвки.
- Составление, описание маршрута и интересных объектов.
- Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему.
Тема 3. Подведение итогов путешествий
Теоретическая часть:
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, видеофильмов.
Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома. Исследовательская
работа в походе.
Практическая часть:
- Оформление фотоальбома.
- Обсуждение похода, разбор похода.
Тема 4. Обеспечение безопасности при передвижении по различным формам рельефа.
Теоретическая часть:
Особенности естественных и искусственных полостей представляющих
опасность для туристов. Обязанности ведущего и замыкающего.
Практическая часть:
- Работа с верёвкой, тросом.
- Изучение техники и отработка страховки и самостраховки.
Тема 5. Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе. Теоретическое занятие:
Топографическая карта и условные топографические знаки.
Измерение на местности. Виды ориентирования.
Практическое занятие:
- Зарисовка топографических знаков.
- Чтение топографических карт.
- Топографический диктант.
- Определение расстояния до недоступного предмета.
Тема 6. Физическая подготовка туриста.
Теоретическое занятие:
Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений зарядки.
Практическая часть
- Сдача нормативов по физподготовке.
- Спортивные игры.
- Подвижные игры.
Тема 7. Первая доврачебная помощь
Теоретическое занятие:
Личная гигиена туриста. Купание в походе, значение водных процедур.
Состав походной медицинской аптечки. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Виды и способы транспортировки пострадавшего.
Зелёная аптека: знать и уметь различать на рисунках, в походе лекарственные и опасные растения. Использование и применение лекарственных растении.
Практическое занятие:
- Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.
- Транспортировка пострадавшего.
- Знакомство с дикорастущими съедобными и ядовитыми растениями.
Тема 8. Туристическая техника.
Теоретическое занятие:
Вязка узлов. Узлы и их значение. Различные виды переправ. Грудная обвязка и страховочная система. Подъёмы и спуски спортивным способом.
Практическое занятие:
- Подъём спортивным способом при помощи «схватывающего узла»
- Спуск спортивным способом,
- Переправы с наведением перил.
Тема 9. Общественно полезная работа в походе.
Теоретическое занятие:
Правильная постановка целей и задач. Для чего нужна общественно полезная
работа в походе.
Практическое занятие:
- составление дневников по работе.
- фотоматериал.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Изучение водных объектов Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе. | 3 | 1 | 2 |
2. | Организация и подготовка путешествий. | 4 | 1 | 3 |
3. | Организация и проведение путешествий. 3 однодневных похода 2 двухдневных похода | 56 | 24 32 | |
4. | Подведение итогов путешествия. | 3 | 1 | 2 |
5. | Элементы спасательных работ. | 4 | 1 | 3 |
6. | Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе. | 8 | 1 | 7 |
7. | Физическая подготовка туриста. | 4 | 1 | 3 |
8. | Парковое ориентирование. | 10 | 1 | 9 |
9. | Лыжные походы. | 16 | 1 | 15 |
Итого | 108 | 8 | 100 |
По завершении третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- применять способы транспортировки пострадавшего;
- выживать в экстремальных условиях;
- определять размеры водоёмов;
- применять различные переправы через реки;
- применять свои знания в различных соревнованиях;
- самостоятельно участвовать и проводить парковое ориентирование.
Содержание программы 3 года обучения.
Тема 1. Изучение водных объектов Верхнекамского района.
Краеведческая работа в походе.
Теоретическое занятие:
Изучение озёр находящихся на территорий Верхнекамского района: Падун, Ад и другие, также изучение рек Вятка, Кама, Нырмыч, Волосница. Изучение переправ через реки: в брод, над водой, по воде, вплавь.
Практическая работа:
- уметь зарисовывать правильно озёра.
- уметь измерять ширину и глубину озёр и рек.
- уметь переправляться через реки.
Тема 2. Организация и подготовка путешествий .
Теоретическая часть:
Инструкция по организации и проведению туристических походов(однодневных и двухдневных). Подбор группы. Определение целей и района похода. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана подготовки маршрута, плана графика похода, сметы расходов. Основные меры безопасности при плохой видимости, при дожде и ветре.
Практическая часть:
- Установка палатки, укладка рюкзака.
- Закупка, расфасовка, укладка продуктов.
- Подготовка походной документации.
- Копирование карт, разработка плана-графика похода.
Тема 3. Организация и проведение путешествий.?
Теоретическая часть:
Движение по маршруту. Движение в лесу через кустарники и завалы, сложность движения в густом лесу. Движение по заболоченной местности. Движение в лесу через кустарники и завалы, сложность движения в густом лесу. Движение по заболоченной местности. Техника преодоления рек. Страховка и самостраховка. Обеспечение безопасности во время похода.
Практическая часть:
- Выполнение общественных поручений и заданий.
- Наведение переправы через реку.
- Страховка и самостраховка.
- Работа с картами и компасом. Зарисовка топографических карт.
- Ориентирование по компасу, карте.
- Составление, описание маршрута и интересных объектов.
- Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему.
Тема 4. Подведение итогов похода, путешествия.
Теоретическая часть:
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, видеофильмов. Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома. Исследовательская работа в походе.
Практическая часть:
- Оформление фотоальбома.
- Обсуждение похода, разбор похода.
Тема 5. Элементы спасательных работ.
Теоретическое занятие.
Способы транспортировки при различных травмах, сигналы бедствия.
Способы выживания в экстремальных условиях.
Практическое занятие.
Отработка способов транспортировки при различных травмах, сигналы бедствия. Отработка способов выживания в экстремальных условиях.
Тема 6. Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе.
Теоретическое занятие:
Топографическая карта и условные топографические знаки.
Измерение на местности. Чтение карт-схем и работа с ними.
Практическое занятие:
- Зарисовка топографических знаков.
- Чтение топографических карт.
- Топографический диктант.
- Копировка карт.
Тема 7. Физическая подготовка туриста.
Теоретическое занятие:
Спортивно-оздоровительная подготовка туриста. Физическая и морально-психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений зарядки.
Практическая часть:
- Сдача нормативов по физподготовке.
- Спортивные игры.
- . Подвижные игры.
Тема 8. Парковое ориентирование.
Теоретическое занятие:
Парковое ориентирование – один из видов ориентирования. Место проведения.
Правила организации и проведения паркового ориентирования.
Практическое занятие:
- Составление карт.
- Организация и судейство соревнований по спортивному ориентированию.
Тема 9. Лыжные походы.
Теоретическое занятие:
Уход за снаряжением, техника безопасности при ходьбе на лыжах, тропление лыжни. Защита от ветра и снега. Движение в строю на лыжном маршруте и отдых на малых привалах.
Практическое занятие:
- Подбор лыж и снаряжения. Отработка умений использования различных
видов смазки лыж при различной температуре.
- Отработка спусков и подъемов на лыжах.
Формы и методы, используемые в работе по программе
Наименование тем | Формы организации | Методы | Методы контроля |
Введение в образовательную программу. | Беседа. | Проблемного-изложения | Тестирование. |
Знакомство с картой области и района. История Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе. | Беседа. Лекция. | Частично-поисковый, исследовательский | Письменный опрос Викторина «По родному краю» «Моя малая Родина» |
Организация и подготовка похода, путешествия. | Инструктаж, беседа. Игра «Завтра в поход» | ||
Организация и проведение похода, путешествия. 3 однодневных похода 1 трёхдневный поход | Беседа. | Частично – поисковый, исследовательский | Тестирование. |
Подведение итогов похода, путешествия | Беседа. | ||
Топографическая подготовка туриста. Ориентирование. | Беседа. Топографическая игра «Путешествие по карте» | Исследовательс-кий. | Контрольный поход с картой и компа-сом. Топографии- ческий диктант. |
Физическая подготовка туриста | Учебно-тренировоч-ное занятие. | Метод частично-регламентирован-ных упражнений | Тестирование уровня физической подготовки. |
Первая доврачебная помощь | Беседа. | Частично – поисковый, исследовательский | Письменный опрос, сбор гербариев. Викторина «Аптека под ногами» |
Туристическое снаряжение. | Беседа. Игра с карточками «Упакуем походный рюкзак» | ||
Техника преодоления препятствии. | Беседа, лекция. | Зачёт по технике преодоления препятствий. | |
Общественно полезная работа в походе. | Беседа, лекция. | Частично-поисковый, исследовательский Проблемного-изложения | |
Парковое ориентирование. | Беседа | Частично-поисковый, исследовательский | Проведение соревнований |
Наглядные и дидактические пособия:
- учебно-топографический карты;
- плакаты, схемы по технике туризма и технике безопасности;
- фото- и видеоматериалы, слайды;
- карточки-задания по оказанию первой медицинской помощи;
- обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию.
Наши достижения
Походы по родному краю;
- п. Гарь Песчано-гравийный завод,
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,
Кирсинский пруд –г.Кирс.
- Село Лойно. Реки Кама и Нырмыч.
- 1 участок добычи торфа ЗАО «Вятка-Торф»
- Водохранилище Рыта.
Участие в районных туристских соревнованиях школьников с элементами соревнований «Школа безопасности»
2007-2008 гг.
Общее 2 место.
- 2 место в туристической технике;
- 3 место в виде спортивное ориентирование,
- 1 место в виде ориентирование по выбору,
- 2 место по виду ТПТ
- 3 место туристическое путешествие
- 2 место по виду ККМ.
Личное первенство:
- 2 место Михеев Рома по ТПТ,
- 1 место Киселёва Оксана спортивное ориентирование,
- 2 место Елькина Елена спортивное ориентирование,
- 1 место Засухин Илья спортивное ориентирование,
- 2 место Киселевский Саша спортивное ориентирование,
2008-2009 гг.
Общее 3 место.
- 2 место в виде ККМ,
- 2 место в виде туристическая техника,
- 3 место в виде спортивное ориентирование,
- 3 место в виде туристическое путешествие,
Личное первенство:
1 место Михеев Роман по виду ТПТ
2009- 2010 г.г.
Общее 2 место.
Личное первенство:
- 2 место в этом соревнований Селезенева Ксюша.
Участие в Юнармейской игре « Вперёд, мальчишки»
2008 год - 1 место.
Список используемой литературы:
- Вестник школьного туризма и краеведения.
№ 3 июль-сентябрь 2001 года.
- Методические рекомендации в помощь руководителям туристических кружков и секций.- К.: 1985.
- Настольная книга учителя физической культуры, под редакцией Л.Б. Кофмана.
- Энциклопедия туризма, под редакцией Е. Тамм.
- Туризм в школе. Физкультура и спорт.
- Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов.- М.: Профиздат, 1987
- Тыкул В. И. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1990.
- Тыкул В. И.Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной туриско-краеведческой деятельности "Секция туризма и краеведения"
Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), автор...
Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников. Привитие любви к своему народу начинается с изучения...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»
Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении меро...
Формирование экологических компетенций средствами туризма и краеведения
Статья "Формирование экологических компетенций средствами туризма и краеведения." Автор: Карандеева Алла Владимировна, педагог-организатор МБОУ ДОД «Станция юных туристов»г. Мичуринска Тамбовско...
Рабочая программа туризм и краеведение
Программа расчитана на год обучения. Занятия 6 часов в неделю...
«Туризм и краеведение» как средство формирования гражданско-патриотического воспитания»
В настоящее время спортивным туризмом в России занимаются около 3 млн. человек.Феноменом этого массового спортивного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно м...
Воспитательные аспекты туризма и краеведения
Встатье говорится о развитии туризма и краеведения...