«Формирование положительной мотивации учащихся в двигательной активности как одной из форм здоровьесбережения с учётом их физической подготовленности, интересов и потребностей»
статья по физкультуре по теме

Ляшук Наталья Анатольевна

 

Педагог должен руководствоваться известным высказыванием, что «ученик не сосуд  для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Чтобы «зажечь» учащегося, его прежде всего надо заинтересовать, а это возможно только при его активном, осознанном отношении к информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii.docx57.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование положительной мотивации учащихся в двигательной активности как одной из форм здоровьесбережения с учётом их физической подготовленности, интересов и потребностей»

                                                                          учитель физической культуры:

Н.А. Ляшук

 ГБОУ школа № 471

Выборгский р-н СПб

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого человека, которую он не вправе перекладывать на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Как бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии и здоровья.

 ЗДОРОВЬЕ – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие его личности.

Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в тоже время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовольствие от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях человеческой жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, не позволяя «душе лениться».

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание.

Об одной из этих составляющих я и хочу поговорить поподробнее.

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни.

Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств, способствует укреплению здоровья.

Но к сожалению сокращение доступной сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов привело к снижению двигательной активности школьников, развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и к ухудшению физической подготовки допризывной молодёжи.

Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и многих других недугов.

О том, что школьное образование в России  в последнее десятилетие оказывало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие, свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). С 1 по 8 классы число здоровых детей снижается в 4 раза. И хотя все эти тенденции обусловлены не только воздействием школы, её роль не следует преуменьшать. Достаточно посмотреть на состояние школьников на последних уроках, познакомиться с результатами медико-физиологических и психологических исследований, проведённых в школах разных регионах страны, услышать мнение родителей и самих учащихся. Повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья подростков: за 9-11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных со школой и процессом обучения.

     Возвращаясь к причинам неблагополучия здоровья учащихся, нужно отметить, что одной из важнейших причин остаётся недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников.

        В нашей школе проводилось исследование организации физкультурно- оздоровительной работы в классах. Для определения коэффициента эффективности организации этой работы была использована следующая анкета:

Определение коэффициента эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы в классе.

Показатель

Критерии

Оценка

(баллы)

0 баллов

1 балл

2 балла

Количество уроков физической культуры в неделю.

0-1

2

3-4

Расположение уроков физической культуры в расписании.

Сдваивание

Два дня подряд

Через 1-3 дня

Проведение уроков физической культуры на воздухе.

Не проводятся

До 30% всего времени

Более 30%

Выполнение учебной программы по физической культуре.

Не выполняется

Выполняется не полностью

Выполняется

Организация занятий с учащимися специальной медицинской группы.

Не ведется

Ведется эпизодически

Организованы группы или индивидуальные занятия по специальным программам

Организация работы групп корригирующей гимнастики.

Не ведется

Ведется только для учащихся специальной медицинской группы.

Организованы группы для всех желающих учащихся.

Кадровое обеспечение занятий с учащимися специальной медицинской группы.

Нет специалиста

Ведет учитель физической культуры, имеющий специальную подготовку.

Ведет педагог с высшим специальным образованием, систематически повышающий свою квалификацию.

Проведение физкультминуток на уроках и физкультурных пауз в группах продленного дня.

Не проводится

Проводится эпизодически

Проводится систематически

Организация динамических перемен

Не проводится

Проводится эпизодически

Проводится систематически

Суммарный балл

Анализ исследования

Итоговый коэффициент находим как частное от деления набранной суммы баллов на 18. Если коэффициент более 0,75, отмечаем 2 балла; от 0,75-0,55 – 1 балл, ниже 0,55 – 0 баллов.

2 балла: физкультурно-оздоровительная работа с учащимися класса проводится на достаточно высоком уровне и охватывает большинство школьников.

1 балл: физкультурно-оздоровительная работа в классе ведется не систематически, охватывает незначительную часть школьников и требует совершенствования.

0 баллов: в данном классе отсутствует физкультурно-оздоровительная работа как постоянное явление школьной жизни.

66% - высокий уровень. Это классы,  в которых физкультурно-оздоровительная работа с учащимися проводится на достаточно высоком уровне и охватывает большинство школьников. 34% - классы, где физкультурно-оздоровительная работа ведётся не систематически. Охватывает незначительную часть школьников и требует совершенствования. Классов, в которых отсутствует физкультурно-оздоровительная работа, как постоянное явление школьной жизни, к счастью, нет. Проанализировав  результаты,  мною были предложены  варианты решения вопроса по повышению физкультурно-оздоровительной работы в классах.

Если сравнивать результаты за последние два года, то можно проследить повышение уровня  эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы в классах.  

     Одним из приоритетных направлений в деятельности нашего образовательного учреждения есть создание условий для увеличения двигательной нагрузки обучающихся, поддержания и укрепления физического здоровья учащихся которое напрямую связано с их двигательной активностью.

Пути решения проблемы физической активности учащихся:

  1. Изменение содержания уроков физкультуры, превращение их в «тропинки к здоровью».
  2. Использование на уроках и между ними малых форм физической активности учащихся (физкультминуток, физкультпауз и др).
  3. Коррекция педагогических технологий учителей предметников, способствующая формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов.
  4. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале, бассейне и на спортивных площадках школы во внеурочное время.

Двигательная активность учащихся складывается из:

  • ежедневной (утренняя гимнастика, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня);
  • периодической (которая может быть разнообразной).

Двигательная активность школьников должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура зависит от возрастной группы детей. Это связано с тем, что у младших школьников больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше доля тех её видов, которые относятся к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности взаимозаменяемы. Например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки.

Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать 8-12ч в неделю. Даже трёх уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении.

При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующим нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статический компонент: 80-85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок.

Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

С гиподинамией связывают повышенный риск сердечнососудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке прогрессирует снижение способности эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, головному мозгу. Для растущего организма это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т.д. Ребёнок становится более вялым и раздражительным, эмоционально неустойчивым, не способным к концентрации усилий – как физических, так и умственных. Это отражается и на показателях физического развития, особенно заметных на уроках физкультуры.

При различных формах их проведения, в зависимости от темы и специфики, учащийся по-разному реализует суточную потребность в физической нагрузке. На уроках волейбола, баскетбола, других подвижных игр, плавания – около 27%, при занятиях лёгкой атлетикой – около 40%; на уроках лыжной подготовки – 57%. Хотя на уроках гимнастики реализуется лишь около 10% двигательной активности, это не снижает значимости таких уроков, поскольку именно на них обеспечивается преимущественное формирование жизненно важных двигательных координаций.

Построение уроков физкультуры в интересах здоровья школьников – отдельная проблема, имеющая значение для учителей физкультуры.

Администрация нашего образовательного учреждения и учителя физкультуры руководствуются принципом: «Физкультура без освобождённых!». Парадокс: ослабленные, болезненные учащиеся, как раз больше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здоровья, в том числе средствами физической культуры, от таких уроков освобождаются, проводя эти 45 мин без активного движения.

Наибольший оздоровительный эффект  оказывают занятия плаванием и лыжами, так как первые проходят в водной сфере, а вторые – на снежной поверхности, что значительно облегчает движения, оказывает закаливающее действие.

Начиная с 1 класса, у нас проводятся уроки лыжной подготовки. Дети показывают прекрасные результаты.

 В результате реализации внеурочных форм ребёнок может удовлетворить до 40%  

потребности в двигательной активности.

Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:

  1. занятий больших форм – уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время;
  2. занятий малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течении всего времен обучения.

К занятиям малых форм относятся:

- вводная гимнастика до учебных занятий;

- физкультминутки и физкультпаузы;

- физические упражнения на удлиненной перемене;

- микросеансы отдельных упражнений.

За счёт занятий малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.

Для занятий малых форм характерны следующие особенности:

  • узкая направленность деятельности: реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающихся, хотя и способствующие ему. Это задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания в учебный процесс, по некоторой оптимизации динамики текущей работоспособности, по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма и т.д;
  • незначительная продолжительность: выполнение упражнений нередко длится всего несколько минут;
  • невыраженная дифференцировка структуры: подготовительная, основная и заключительная части занятия могут быть кратковременными или практически не обозначенными, особенно тогда, когда упражнения подчинены режиму текущей деятельности;
  • невысокий уровень функциональных нагрузок.

Хотя занятия малых форм играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности.

Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет своё назначение – подготовить ребёнка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.

.

Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику предмета. Термином физкультминутка принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых, в основном, для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течении урока проводится 1-2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

  1. уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизация внимания учащихся и повышение работоспособности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональная встряска учащихся, возможность бросить накопившийся, например, во время опроса груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Дети расстёгивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды чётким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст.

Хорошие результаты даёт проведение физкультминуток самими школьниками. Это вменяется в обязанность физорга класса и проводится под контролем учителя.

Сохранить детям здоровье можно также, если заинтересовать их учебой. Ученик должен получать реальное подтверждение своего роста, убеждаться, что у него «получается». Принципиально важно сравнивать ученика не с другими по принципу «лучше – хуже», а с ним самим: он сегодня стал лучше, постарается стать еще лучше, чем вчера; тогда завтра он постарается стать еще лучше, чем есть сегодня. Такой подход воспитывает у человека ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели.

             Но задания должны еще и стимулировать ученика в работе – легкодоступный успех делает работу неинтересной, потому что само задание учащийся воспринимает как тест на проверку своих  возможностей: я справлюсь или нет? И если результат оказывается положительный, у него появляется стремление к выполнению более сложного задания. В случае же, если  задания носят общий характер и не учитывают  ни уровня подготовки, ни мотивации к обучению, а только декларируют: ты должен это сделать,- они не побуждают ученика к действию. Вытекающая из такого подхода оценка, в которой за основу принят «средний» ученик (которого нет и не может быть в принципе), может заинтересовать в обучении только тот контингент, который ориентирован не на знания, а лишь на оценку.

        Типичный пример последствий «усредненного» подхода – контрольные нормативы по физкультуре. Они не побуждают давать индивидуальные задания каждому ученику персонально, с учетом уровня его физического развития. Естественно, это вызывает отрицательное отношение к физическому воспитанию. Как я поступаю в данной ситуации. У нас у каждого ученика заведен дневник самоконтроля за физической подготовленностью, где он фиксирует все свои показатели качеств, характеризующих физическое развитие человека: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Заметьте: САМ ФИКСИРУЕТ. Совершенствование каждого из этих качеств, способствует укреплению здоровья. Результаты вносятся в начале и в конце учебного года. Сравнивая результаты и анализируя свою работу, ученик может  с помощью учителя делать выводы. Этот дневник ученик ведёт с 1-го по 11 класс. Я же, как преподаватель, ставлю посильную для каждого ученика задачу («надо улучшить свой собственный результат») и  объясняю, как этого достичь. Стараюсь, в течении  учебного  года, не только интересоваться положением дел, но и давать советы, корректировать нагрузки. В этом случае я могу рассчитывать и на рост физических показателей учащегося, и на заинтересованность, и на приобщение его  к регулярным занятиям физкультурой.

             Педагог должен руководствоваться известным высказыванием, что «ученик не сосуд  для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Чтобы «зажечь» учащегося , его прежде всего надо заинтересовать, а это возможно только при его активном, осознанном отношении к информации. Чтобы ребенок не думал «а зачем мне это нужно – только чтобы получить оценку?» Нужно связывать изучаемый материал с повседневной жизнью. 

Целенаправленное формирование положительной мотивации на здоровый образ жизни не совместимо с авторитарно – репродуктивным стилем обучения. Он оказывает отрицательное влияние, как на психическое состояние, так и на здоровье ученика. Таким образом, обучение  ЗОЖ требует от учителя освоение таких методик преподавания, которые помогли бы ему сделать детей активными участниками образовательного процесса.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация

Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...

Научно-исследовательская работа "ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ"

Проблема поиска и реализации новых способов оценочной деятельности неразрывно связана с проблемой перехода к новым способам обучения детей – технологиям развивающего обучения....

Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО

Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся  деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО,...

Система работы образовательного пространства,направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того нас...

Мониторинг уровня физического развития как одна из форм систем оценки и прогнозирования физической подготовленности обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей

Методика позволяет на основании итоговых данных тестирования детей оценить их физическую подготовленность, разработать для них рекомендации по разработке индивидуального физкультурно-оздоровительного ...

Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой

Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета ...