«Формирование положительной мотивации учащихся в двигательной активности как одной из форм здоровьесбережения с учётом их физической подготовленности, интересов и потребностей»
статья по физкультуре по теме
Педагог должен руководствоваться известным высказыванием, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Чтобы «зажечь» учащегося, его прежде всего надо заинтересовать, а это возможно только при его активном, осознанном отношении к информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii.docx | 57.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование положительной мотивации учащихся в двигательной активности как одной из форм здоровьесбережения с учётом их физической подготовленности, интересов и потребностей»
учитель физической культуры:
Н.А. Ляшук
ГБОУ школа № 471
Выборгский р-н СПб
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого человека, которую он не вправе перекладывать на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Как бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии и здоровья.
ЗДОРОВЬЕ – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие его личности.
Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в тоже время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовольствие от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях человеческой жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, не позволяя «душе лениться».
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание.
Об одной из этих составляющих я и хочу поговорить поподробнее.
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни.
Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств, способствует укреплению здоровья.
Но к сожалению сокращение доступной сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов привело к снижению двигательной активности школьников, развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и к ухудшению физической подготовки допризывной молодёжи.
Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и многих других недугов.
О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие, свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). С 1 по 8 классы число здоровых детей снижается в 4 раза. И хотя все эти тенденции обусловлены не только воздействием школы, её роль не следует преуменьшать. Достаточно посмотреть на состояние школьников на последних уроках, познакомиться с результатами медико-физиологических и психологических исследований, проведённых в школах разных регионах страны, услышать мнение родителей и самих учащихся. Повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно.
Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья подростков: за 9-11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных со школой и процессом обучения.
Возвращаясь к причинам неблагополучия здоровья учащихся, нужно отметить, что одной из важнейших причин остаётся недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников.
В нашей школе проводилось исследование организации физкультурно- оздоровительной работы в классах. Для определения коэффициента эффективности организации этой работы была использована следующая анкета:
Определение коэффициента эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы в классе.
Показатель | Критерии | Оценка (баллы) | ||
0 баллов | 1 балл | 2 балла | ||
Количество уроков физической культуры в неделю. | 0-1 | 2 | 3-4 | |
Расположение уроков физической культуры в расписании. | Сдваивание | Два дня подряд | Через 1-3 дня | |
Проведение уроков физической культуры на воздухе. | Не проводятся | До 30% всего времени | Более 30% | |
Выполнение учебной программы по физической культуре. | Не выполняется | Выполняется не полностью | Выполняется | |
Организация занятий с учащимися специальной медицинской группы. | Не ведется | Ведется эпизодически | Организованы группы или индивидуальные занятия по специальным программам | |
Организация работы групп корригирующей гимнастики. | Не ведется | Ведется только для учащихся специальной медицинской группы. | Организованы группы для всех желающих учащихся. | |
Кадровое обеспечение занятий с учащимися специальной медицинской группы. | Нет специалиста | Ведет учитель физической культуры, имеющий специальную подготовку. | Ведет педагог с высшим специальным образованием, систематически повышающий свою квалификацию. | |
Проведение физкультминуток на уроках и физкультурных пауз в группах продленного дня. | Не проводится | Проводится эпизодически | Проводится систематически | |
Организация динамических перемен | Не проводится | Проводится эпизодически | Проводится систематически | |
Суммарный балл |
Анализ исследования
Итоговый коэффициент находим как частное от деления набранной суммы баллов на 18. Если коэффициент более 0,75, отмечаем 2 балла; от 0,75-0,55 – 1 балл, ниже 0,55 – 0 баллов.
2 балла: физкультурно-оздоровительная работа с учащимися класса проводится на достаточно высоком уровне и охватывает большинство школьников.
1 балл: физкультурно-оздоровительная работа в классе ведется не систематически, охватывает незначительную часть школьников и требует совершенствования.
0 баллов: в данном классе отсутствует физкультурно-оздоровительная работа как постоянное явление школьной жизни.
66% - высокий уровень. Это классы, в которых физкультурно-оздоровительная работа с учащимися проводится на достаточно высоком уровне и охватывает большинство школьников. 34% - классы, где физкультурно-оздоровительная работа ведётся не систематически. Охватывает незначительную часть школьников и требует совершенствования. Классов, в которых отсутствует физкультурно-оздоровительная работа, как постоянное явление школьной жизни, к счастью, нет. Проанализировав результаты, мною были предложены варианты решения вопроса по повышению физкультурно-оздоровительной работы в классах.
Если сравнивать результаты за последние два года, то можно проследить повышение уровня эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы в классах.
Одним из приоритетных направлений в деятельности нашего образовательного учреждения есть создание условий для увеличения двигательной нагрузки обучающихся, поддержания и укрепления физического здоровья учащихся которое напрямую связано с их двигательной активностью.
Пути решения проблемы физической активности учащихся:
- Изменение содержания уроков физкультуры, превращение их в «тропинки к здоровью».
- Использование на уроках и между ними малых форм физической активности учащихся (физкультминуток, физкультпауз и др).
- Коррекция педагогических технологий учителей предметников, способствующая формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов.
- Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале, бассейне и на спортивных площадках школы во внеурочное время.
Двигательная активность учащихся складывается из:
- ежедневной (утренняя гимнастика, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня);
- периодической (которая может быть разнообразной).
Двигательная активность школьников должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура зависит от возрастной группы детей. Это связано с тем, что у младших школьников больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше доля тех её видов, которые относятся к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности взаимозаменяемы. Например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки.
Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать 8-12ч в неделю. Даже трёх уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении.
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующим нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статический компонент: 80-85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок.
Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
С гиподинамией связывают повышенный риск сердечнососудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке прогрессирует снижение способности эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, головному мозгу. Для растущего организма это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т.д. Ребёнок становится более вялым и раздражительным, эмоционально неустойчивым, не способным к концентрации усилий – как физических, так и умственных. Это отражается и на показателях физического развития, особенно заметных на уроках физкультуры.
При различных формах их проведения, в зависимости от темы и специфики, учащийся по-разному реализует суточную потребность в физической нагрузке. На уроках волейбола, баскетбола, других подвижных игр, плавания – около 27%, при занятиях лёгкой атлетикой – около 40%; на уроках лыжной подготовки – 57%. Хотя на уроках гимнастики реализуется лишь около 10% двигательной активности, это не снижает значимости таких уроков, поскольку именно на них обеспечивается преимущественное формирование жизненно важных двигательных координаций.
Построение уроков физкультуры в интересах здоровья школьников – отдельная проблема, имеющая значение для учителей физкультуры.
Администрация нашего образовательного учреждения и учителя физкультуры руководствуются принципом: «Физкультура без освобождённых!». Парадокс: ослабленные, болезненные учащиеся, как раз больше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здоровья, в том числе средствами физической культуры, от таких уроков освобождаются, проводя эти 45 мин без активного движения.
Наибольший оздоровительный эффект оказывают занятия плаванием и лыжами, так как первые проходят в водной сфере, а вторые – на снежной поверхности, что значительно облегчает движения, оказывает закаливающее действие.
Начиная с 1 класса, у нас проводятся уроки лыжной подготовки. Дети показывают прекрасные результаты.
В результате реализации внеурочных форм ребёнок может удовлетворить до 40%
потребности в двигательной активности.
Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
- занятий больших форм – уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время;
- занятий малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течении всего времен обучения.
К занятиям малых форм относятся:
- вводная гимнастика до учебных занятий;
- физкультминутки и физкультпаузы;
- физические упражнения на удлиненной перемене;
- микросеансы отдельных упражнений.
За счёт занятий малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
Для занятий малых форм характерны следующие особенности:
- узкая направленность деятельности: реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающихся, хотя и способствующие ему. Это задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания в учебный процесс, по некоторой оптимизации динамики текущей работоспособности, по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма и т.д;
- незначительная продолжительность: выполнение упражнений нередко длится всего несколько минут;
- невыраженная дифференцировка структуры: подготовительная, основная и заключительная части занятия могут быть кратковременными или практически не обозначенными, особенно тогда, когда упражнения подчинены режиму текущей деятельности;
- невысокий уровень функциональных нагрузок.
Хотя занятия малых форм играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности.
Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет своё назначение – подготовить ребёнка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
.
Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику предмета. Термином физкультминутка принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых, в основном, для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течении урока проводится 1-2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
- уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизация внимания учащихся и повышение работоспособности к восприятию учебного материала;
в) эмоциональная встряска учащихся, возможность бросить накопившийся, например, во время опроса груз отрицательных эмоций и переживаний.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Дети расстёгивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды чётким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст.
Хорошие результаты даёт проведение физкультминуток самими школьниками. Это вменяется в обязанность физорга класса и проводится под контролем учителя.
Сохранить детям здоровье можно также, если заинтересовать их учебой. Ученик должен получать реальное подтверждение своего роста, убеждаться, что у него «получается». Принципиально важно сравнивать ученика не с другими по принципу «лучше – хуже», а с ним самим: он сегодня стал лучше, постарается стать еще лучше, чем вчера; тогда завтра он постарается стать еще лучше, чем есть сегодня. Такой подход воспитывает у человека ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели.
Но задания должны еще и стимулировать ученика в работе – легкодоступный успех делает работу неинтересной, потому что само задание учащийся воспринимает как тест на проверку своих возможностей: я справлюсь или нет? И если результат оказывается положительный, у него появляется стремление к выполнению более сложного задания. В случае же, если задания носят общий характер и не учитывают ни уровня подготовки, ни мотивации к обучению, а только декларируют: ты должен это сделать,- они не побуждают ученика к действию. Вытекающая из такого подхода оценка, в которой за основу принят «средний» ученик (которого нет и не может быть в принципе), может заинтересовать в обучении только тот контингент, который ориентирован не на знания, а лишь на оценку.
Типичный пример последствий «усредненного» подхода – контрольные нормативы по физкультуре. Они не побуждают давать индивидуальные задания каждому ученику персонально, с учетом уровня его физического развития. Естественно, это вызывает отрицательное отношение к физическому воспитанию. Как я поступаю в данной ситуации. У нас у каждого ученика заведен дневник самоконтроля за физической подготовленностью, где он фиксирует все свои показатели качеств, характеризующих физическое развитие человека: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Заметьте: САМ ФИКСИРУЕТ. Совершенствование каждого из этих качеств, способствует укреплению здоровья. Результаты вносятся в начале и в конце учебного года. Сравнивая результаты и анализируя свою работу, ученик может с помощью учителя делать выводы. Этот дневник ученик ведёт с 1-го по 11 класс. Я же, как преподаватель, ставлю посильную для каждого ученика задачу («надо улучшить свой собственный результат») и объясняю, как этого достичь. Стараюсь, в течении учебного года, не только интересоваться положением дел, но и давать советы, корректировать нагрузки. В этом случае я могу рассчитывать и на рост физических показателей учащегося, и на заинтересованность, и на приобщение его к регулярным занятиям физкультурой.
Педагог должен руководствоваться известным высказыванием, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Чтобы «зажечь» учащегося , его прежде всего надо заинтересовать, а это возможно только при его активном, осознанном отношении к информации. Чтобы ребенок не думал «а зачем мне это нужно – только чтобы получить оценку?» Нужно связывать изучаемый материал с повседневной жизнью.
Целенаправленное формирование положительной мотивации на здоровый образ жизни не совместимо с авторитарно – репродуктивным стилем обучения. Он оказывает отрицательное влияние, как на психическое состояние, так и на здоровье ученика. Таким образом, обучение ЗОЖ требует от учителя освоение таких методик преподавания, которые помогли бы ему сделать детей активными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация
Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...
Научно-исследовательская работа "ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ"
Проблема поиска и реализации новых способов оценочной деятельности неразрывно связана с проблемой перехода к новым способам обучения детей – технологиям развивающего обучения....
«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»
В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы учителя физической культуры...
Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО
Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО,...
Система работы образовательного пространства,направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того нас...
Мониторинг уровня физического развития как одна из форм систем оценки и прогнозирования физической подготовленности обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей
Методика позволяет на основании итоговых данных тестирования детей оценить их физическую подготовленность, разработать для них рекомендации по разработке индивидуального физкультурно-оздоровительного ...
Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой
Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета ...