Система работы образовательного пространства,направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
методическая разработка по физкультуре на тему

Львова Людмила Витальевна
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа учителя и учащихся на занятиях, от методов и средств, используемых учителем. Главная задача организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к окончанию школы подготовить физкультурно-образованных и хорошо физических развитых молодых людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой».

   Я пониманию, что с одной стороны, образовательная политика государства направлена на эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом,  на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

 С другой стороны, из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.

        Работая с детьми, я замечала снижение уровня положительной мотивации к занятиям спортом, и как следствие уменьшение у них интереса к урокам физкультуры, к здоровому образу жизни и к здоровью, как личной ценности.

        Таким образом, у меня возникла необходимость изучения аспектов мотивации школьников, поиска и внедрения  новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес  к урокам физической культуры, создать  положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа учителя и учащихся на занятиях, от методов и средств, используемых учителем. Главная задача организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к окончанию школы подготовить физкультурно-образованных и хорошо физических развитых молодых людей.

 Необходимо создать систему работы и условий для формирования положительной мотивации  и интереса учащихся к занятиям физической культурой, для повышения уровня физической подготовленности и физического здоровья школьников на современном этапе модернизации школьного образования.

 Поиск средств, повышающих уровень мотивации школьников к занятиям физической культурой и создание условий для формирования и поддержания устойчивого интереса к спортивной деятельности.    

        На первом этапе изучалась научно-методическая литература и состояние проблемы на практике.  

Анализ научной литературы по проблеме позволил выяснить:

1) уровни ее разработанности, 2) определить основы опытно-экспериментальной работы и 3) выделить условия, способствующих формированию познавательных мотивов.  

В практике использовали методику по изучению и формированию мотивации учения школьников Марковой А.К., включающую изучение мотивации учащихся, планирование ее развития и контроль за этим процессом.  Проведено теоретическое исследование сущности «мотива» и мотивации.

 На втором этапе определились экспериментальные способы изучения мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также исследовалось мнение учащихся по вопросам мотивации к урокам физической культуры в школе. С этой целью мною было проведено анкетирование. Всего было задействовано 130 учащихся 5-х, 6-х,7-х, 10-х 11-х классов.

Анкетирование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления:

-субъективного отношения учащихся к урокам физической культуры в школе,

-особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей  разного школьного возраста.

В результате анкетирования было получены следующие данные:

1. Подавляющее большинство учащихся ответили, что им, в общем, нравятся уроки физической культуры (93%, 68%, 69%,57%,53%)  

2. А вот например, на вопрос: «Почему вы посещаете уроки физической культуры в школе?» Большинство учащихся 5 классов выбрали следующие варианты ответов:                                                                                                                        -удовлетворить свою потребность в движении;                                                                                   -отдохнуть от занятий в классе;                                                                                                            -получить положительные эмоции;

Большинство семиклассников выбрали следующие варианты ответов:                                           -проверить свои силы, испытать себя;                                                                                                                 -пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований и игр;                                                       -укрепить здоровье;  

 Большинство старшеклассников выбрали такие варианты ответов:                                  -укрепить здоровье;                                                                                                                                -улучшить настроение, самочувствие, получить положительные эмоции;                                         -поддержать и скорректировать фигуру.    

 По итогам анкетирования был сделан вывод о том, что мотивация учащихся носит исключительно возрастной характер, в зависимости от ведущего вида деятельности и зависит от следующих факторов:

•        от потребностей детей,

•        личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства,

•         особенностей воспитательной работы в классе, в семье,

•        от физической и технической подготовленности учащихся и от уровня их физического развития,

•        от условий образовательной среды.

На третьем этапе осуществился подбор форм, методов, средств физического воспитания, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры школьников, повысить уровень физической подготовленности и физического развития и, как следствие, укрепить здоровье школьников.    

 Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто за счёт использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность, поэтому в своей работе наиболее эффективно использую следующие технологии:

1. Технология дифференцированного обучения

 На урок физической культуры приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости и состояния здоровья, а с другой стороны с требованиями федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала. Средством решения данной проблемы я выбрала технологию дифференцированного обучения. Выбранная мною технология в наибольшей мере формирует предметные умения и универсальные учебные действия.  Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.  

Например, (по группам здоровья).  Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой.

Так же, дифференцированно подхожу к выставлению отметки по физической культуре. Учитываю как  результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение, учитываю так же и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Все отметки обязательно аргументирую.

2. Игровые технологии помогают   повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами.

3. Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология работы в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Например: на уроке гимнастики группам дается задание построить спортивную пирамиду. В группе 5 человек, с разным уровнем физической подготовленности. Работа может быть построена следующим образом: более подготовленный ученик выбирает для показа сложное упражнение и руководит работой группы; три  других ученика в связке с первым демонстрируют  задание, а менее подготовленный  ученик поддерживает и страхует  учеников, осознавая, что это очень важное и ответственное задание.

4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, интенсивным, эффективным и качественным. Использование информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что способствует творческому развитию детей. Также, я активно использую компьютерную технику в качестве контроля, коррекции и тестирования учащихся.

5. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи), наиболее соответствует требованиям времени: обучать ─ исследуя, исследовать ─ обучая, где ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное обучение на уроках физкультуры – это обучение решению нестандартных задач, ситуаций, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и обеспечивает прочность приобретённых знаний, т.к. они добываются в самостоятельной  деятельности.

Например: При обучении метанию мяча на дальность, ученики, решая проблему как можно улучшить результат, предлагают способы решения данной проблемы.

6. Технология проектно-исследовательской деятельности дает возможность сориентировать ученика на самостоятельную деятельность, сообразно его личным интересам. Проектирование на уроке физической культуры - это проекты по исследованию влияния физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников.

7. Здоровьесберегающие технологии помогают осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья учащихся. На занятия со старшеклассницами используются элементы фитнес -технологий, такие как степ-аэробику, упражнения на фитболах, шейпинг,  которые   являются действенным средством повышения интереса девочек  к занятиям, способствуют  повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья будущих мам.

  В результате творческого сотрудничества с учениками определились оптимальные  формы  организации образовательного пространства:

•        уроки проблемного изложения;

•        уроки-путешествия;

•        уроки-исследования;

•        уроки-турниры;

•        уроки с групповыми методами работы;

•        уроки-проекты;

•        интегрированные уроки и др.

Проведение  таких мероприятий, как:

•        дни здоровья;

•        соревнования между классами по футболу, баскетболу, пионерболу;

•        личное первенство по настольному теннису;

•        весёлые старты;

•        декады физической культуры;

•        конкурсы рисунков и фотоколлажи «Спорт в нашей жизни», «ЗОЖ»

•        «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»;

•        «Папа, мама, я - спортивная семья»;

•        спортивные занятия с учителями

  Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс в качестве его субъекта.

Говоря о результативности  моего опыта целесообразно начать с динамики учебной мотивации учащихся.

         

1.Позитивная динамика развития учебной мотивации

По результатам анкетирования, наблюдается положительная динамика мотивации к занятиям физической культурой. У учащихся начальных классов можно наблюдать стабильно высокий уровень мотивации, у подростков он повысился на 8%, а у старшеклассников - на 13%.

Классы        2013 год        2014 год        2015 год

2 - 3 - 4        93%        95%        98%

7 - 8 - 9        68%        72%        76%

10 -11        55%        68%        69%

                       

Положительная динамика уровня физической подготовленности учащихся.

Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности, как девочек, так и мальчиков растет по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одних случаях идёт неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и у девочек, в других рост достижений идёт в виде «ножниц», чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и у девочек.

Уровень физической подготовленности        

2012 год        

2013 год        

2014 год

Высокий        35%        38%        39%

Средний        59%        58%        58%

Низкий        6%        4%        3%

3.        Увеличение общего количества учащихся занимающихся в спортивных кружках и секциях

За годы мы наблюдаем увеличение количества занимающихся в спортивных кружках и  секциях .

Кол-во занимающихся в спортивных кружках и секциях

2012-13        29%

2013-14        32%

2014-15        36%

                              Выводы:

 Анализируя результаты своей деятельности по теме, мною сделаны выводы о том, что формирование положительной мотивации учащихся достигается за счёт:

•        самосовершенствования самого учителя и его личного примера;

•        использования современных образовательных технологий;

•        эффективных форм и методов организации образовательного процесса;

•        вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность в различных формах;

•        ориентации учащихся на результат деятельности;

•        инноваций в содержании образования.

                      Перспективу дальнейшей работы я вижу:

        -в продолжение исследований  по данной теме, так как вижу необходимость внедрения в образовательный процесс  работу с  индивидуальными «паспортами» физического развития, физической подготовленности и спортивных достижений школьников, что будет являться наглядным «портфолио» успехов и мотивацией к занятиям физической культурой;

        -в выявлении одарённых детей и создании условий для реализации их потенциальных возможностей;

        -в подготовке школьников к успешной сдачи норм комплекса ГТО, который внедрён в школы  с 1 сентября 2015 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учащихся к занятиям физической культурой

Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что основой основ учебно-воспитательной работы является стремление и умение учителя «подметить в каждом ребенке наиболее сильную сторону,   добиться ...

Анкета "Мотивация учащихся к занятиям физической культуры"

Инструкция. Анкета заполняется анонимно. Учащийся должен высказать свое отношение к 30 предложенным утверждениям, оценивая их значимость для себя по 5-балльной шкале:«1» - не согласен совсем;«2» - мне...

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы

Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....

Доклад на заседании ШМО "Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом"

Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей ...

Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой

Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета ...