Система работы образовательного пространства,направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
методическая разработка по физкультуре на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой».
Я пониманию, что с одной стороны, образовательная политика государства направлена на эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом, на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
С другой стороны, из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.
Работая с детьми, я замечала снижение уровня положительной мотивации к занятиям спортом, и как следствие уменьшение у них интереса к урокам физкультуры, к здоровому образу жизни и к здоровью, как личной ценности.
Таким образом, у меня возникла необходимость изучения аспектов мотивации школьников, поиска и внедрения новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к урокам физической культуры, создать положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся.
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа учителя и учащихся на занятиях, от методов и средств, используемых учителем. Главная задача организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к окончанию школы подготовить физкультурно-образованных и хорошо физических развитых молодых людей.
Необходимо создать систему работы и условий для формирования положительной мотивации и интереса учащихся к занятиям физической культурой, для повышения уровня физической подготовленности и физического здоровья школьников на современном этапе модернизации школьного образования.
Поиск средств, повышающих уровень мотивации школьников к занятиям физической культурой и создание условий для формирования и поддержания устойчивого интереса к спортивной деятельности.
На первом этапе изучалась научно-методическая литература и состояние проблемы на практике.
Анализ научной литературы по проблеме позволил выяснить:
1) уровни ее разработанности, 2) определить основы опытно-экспериментальной работы и 3) выделить условия, способствующих формированию познавательных мотивов.
В практике использовали методику по изучению и формированию мотивации учения школьников Марковой А.К., включающую изучение мотивации учащихся, планирование ее развития и контроль за этим процессом. Проведено теоретическое исследование сущности «мотива» и мотивации.
На втором этапе определились экспериментальные способы изучения мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также исследовалось мнение учащихся по вопросам мотивации к урокам физической культуры в школе. С этой целью мною было проведено анкетирование. Всего было задействовано 130 учащихся 5-х, 6-х,7-х, 10-х 11-х классов.
Анкетирование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления:
-субъективного отношения учащихся к урокам физической культуры в школе,
-особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей разного школьного возраста.
В результате анкетирования было получены следующие данные:
1. Подавляющее большинство учащихся ответили, что им, в общем, нравятся уроки физической культуры (93%, 68%, 69%,57%,53%)
2. А вот например, на вопрос: «Почему вы посещаете уроки физической культуры в школе?» Большинство учащихся 5 классов выбрали следующие варианты ответов: -удовлетворить свою потребность в движении; -отдохнуть от занятий в классе; -получить положительные эмоции;
Большинство семиклассников выбрали следующие варианты ответов: -проверить свои силы, испытать себя; -пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований и игр; -укрепить здоровье;
Большинство старшеклассников выбрали такие варианты ответов: -укрепить здоровье; -улучшить настроение, самочувствие, получить положительные эмоции; -поддержать и скорректировать фигуру.
По итогам анкетирования был сделан вывод о том, что мотивация учащихся носит исключительно возрастной характер, в зависимости от ведущего вида деятельности и зависит от следующих факторов:
• от потребностей детей,
• личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства,
• особенностей воспитательной работы в классе, в семье,
• от физической и технической подготовленности учащихся и от уровня их физического развития,
• от условий образовательной среды.
На третьем этапе осуществился подбор форм, методов, средств физического воспитания, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры школьников, повысить уровень физической подготовленности и физического развития и, как следствие, укрепить здоровье школьников.
Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто за счёт использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность, поэтому в своей работе наиболее эффективно использую следующие технологии:
1. Технология дифференцированного обучения
На урок физической культуры приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости и состояния здоровья, а с другой стороны с требованиями федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала. Средством решения данной проблемы я выбрала технологию дифференцированного обучения. Выбранная мною технология в наибольшей мере формирует предметные умения и универсальные учебные действия. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.
Например, (по группам здоровья). Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой.
Так же, дифференцированно подхожу к выставлению отметки по физической культуре. Учитываю как результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение, учитываю так же и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Все отметки обязательно аргументирую.
2. Игровые технологии помогают повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами.
3. Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология работы в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.
Например: на уроке гимнастики группам дается задание построить спортивную пирамиду. В группе 5 человек, с разным уровнем физической подготовленности. Работа может быть построена следующим образом: более подготовленный ученик выбирает для показа сложное упражнение и руководит работой группы; три других ученика в связке с первым демонстрируют задание, а менее подготовленный ученик поддерживает и страхует учеников, осознавая, что это очень важное и ответственное задание.
4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, интенсивным, эффективным и качественным. Использование информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что способствует творческому развитию детей. Также, я активно использую компьютерную технику в качестве контроля, коррекции и тестирования учащихся.
5. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи), наиболее соответствует требованиям времени: обучать ─ исследуя, исследовать ─ обучая, где ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное обучение на уроках физкультуры – это обучение решению нестандартных задач, ситуаций, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и обеспечивает прочность приобретённых знаний, т.к. они добываются в самостоятельной деятельности.
Например: При обучении метанию мяча на дальность, ученики, решая проблему как можно улучшить результат, предлагают способы решения данной проблемы.
6. Технология проектно-исследовательской деятельности дает возможность сориентировать ученика на самостоятельную деятельность, сообразно его личным интересам. Проектирование на уроке физической культуры - это проекты по исследованию влияния физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников.
7. Здоровьесберегающие технологии помогают осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья учащихся. На занятия со старшеклассницами используются элементы фитнес -технологий, такие как степ-аэробику, упражнения на фитболах, шейпинг, которые являются действенным средством повышения интереса девочек к занятиям, способствуют повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья будущих мам.
В результате творческого сотрудничества с учениками определились оптимальные формы организации образовательного пространства:
• уроки проблемного изложения;
• уроки-путешествия;
• уроки-исследования;
• уроки-турниры;
• уроки с групповыми методами работы;
• уроки-проекты;
• интегрированные уроки и др.
Проведение таких мероприятий, как:
• дни здоровья;
• соревнования между классами по футболу, баскетболу, пионерболу;
• личное первенство по настольному теннису;
• весёлые старты;
• декады физической культуры;
• конкурсы рисунков и фотоколлажи «Спорт в нашей жизни», «ЗОЖ»
• «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»;
• «Папа, мама, я - спортивная семья»;
• спортивные занятия с учителями
Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс в качестве его субъекта.
Говоря о результативности моего опыта целесообразно начать с динамики учебной мотивации учащихся.
1.Позитивная динамика развития учебной мотивации
По результатам анкетирования, наблюдается положительная динамика мотивации к занятиям физической культурой. У учащихся начальных классов можно наблюдать стабильно высокий уровень мотивации, у подростков он повысился на 8%, а у старшеклассников - на 13%.
Классы 2013 год 2014 год 2015 год
2 - 3 - 4 93% 95% 98%
7 - 8 - 9 68% 72% 76%
10 -11 55% 68% 69%
Положительная динамика уровня физической подготовленности учащихся.
Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности, как девочек, так и мальчиков растет по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одних случаях идёт неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и у девочек, в других рост достижений идёт в виде «ножниц», чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и у девочек.
Уровень физической подготовленности
2012 год
2013 год
2014 год
Высокий 35% 38% 39%
Средний 59% 58% 58%
Низкий 6% 4% 3%
3. Увеличение общего количества учащихся занимающихся в спортивных кружках и секциях
За годы мы наблюдаем увеличение количества занимающихся в спортивных кружках и секциях .
Кол-во занимающихся в спортивных кружках и секциях
2012-13 29%
2013-14 32%
2014-15 36%
Выводы:
Анализируя результаты своей деятельности по теме, мною сделаны выводы о том, что формирование положительной мотивации учащихся достигается за счёт:
• самосовершенствования самого учителя и его личного примера;
• использования современных образовательных технологий;
• эффективных форм и методов организации образовательного процесса;
• вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность в различных формах;
• ориентации учащихся на результат деятельности;
• инноваций в содержании образования.
Перспективу дальнейшей работы я вижу:
-в продолжение исследований по данной теме, так как вижу необходимость внедрения в образовательный процесс работу с индивидуальными «паспортами» физического развития, физической подготовленности и спортивных достижений школьников, что будет являться наглядным «портфолио» успехов и мотивацией к занятиям физической культурой;
-в выявлении одарённых детей и создании условий для реализации их потенциальных возможностей;
-в подготовке школьников к успешной сдачи норм комплекса ГТО, который внедрён в школы с 1 сентября 2015 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учащихся к занятиям физической культурой
Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что основой основ учебно-воспитательной работы является стремление и умение учителя «подметить в каждом ребенке наиболее сильную сторону, добиться ...
Анкета "Мотивация учащихся к занятиям физической культуры"
Инструкция. Анкета заполняется анонимно. Учащийся должен высказать свое отношение к 30 предложенным утверждениям, оценивая их значимость для себя по 5-балльной шкале:«1» - не согласен совсем;«2» - мне...
Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...
«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»
В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы учителя физической культуры...
Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы
Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....
Доклад на заседании ШМО "Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом"
Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей ...
Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой
Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета ...