Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой
статья по физкультуре

Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой

Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося.

Бесспорно, что от качества уроков физической культуры во многом зависит будут ли наши дети «дружить» со спортом, захотят ли участвовать в соревнованиях, запишутся ли в спортивные секции, появится ли у них привычка-потребность в систематических занятиях. Мало пользы от урока, на который приходят дети без желания, а только потому, что он стоит в расписании.

У детей должна быть мотивация — желание идти на урок. Принуждение к учебе разрушает здоровье ребенка, принуждение к физической активности приводит к чувству собственной неполноценности, потере интереса к двигательной активности. Поэтому одной из главных задач учителя физической культуры является формирование положительной мотивации, устойчивого понимания того, что физкультура и здоровье понятия неразделимые. Как же добиться этого, каков главный путь для того, чтобы ребята занимались на уроках физкультуры с желанием? На мой взгляд, этому способствует работа учителя по созданию ситуации успеха на уроке физкультуры.

Только деятельность, приносящая успех и удовлетворение школьнику, становится для него фактором развития, а это значит, что деятельность на уроке физической культуры должна быть организована так, чтобы обучающиеся могли пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Применяя методику организации ситуации успеха, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Психологическая атмосфера урока: ученик чувствует себя уверенно, комфортно, целевой акцент урока направлен на ученика, учитель продумывает как вовлечь детей в совместную работу, как заинтересовать. Очень важен стиль общения учителя с учеником. От этого  зависит, возникновение симпатии или антипатии к нему, желание выполнять его указания и т п.

2. Разумные требования для каждого ребенка: обучение и воспитание осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый школьник развивается индивидуально. Нельзя отрицать тот факт, что дети одного возраста имеют разные резервы физического развития в зависимости от веса, роста, телосложения. Нельзя не учитывать и особенности характера.

3.Поощрение за любые успехи: как можно чаще надо хвалить детей, подбадривать. На уроках у детей не должно быть страха перед ошибкой или неудачей, их надо поощрить даже за самое маленькое достижение. Все дети любят когда их хвалят. Разница только в том, что первокласснику следует сказать: «Ты молодец, порадовал», а десятикласснику - «ты-супер».

 4.Объективное выставление оценок: оценивать работу на уроке обучающихся следует объективно и справедливо. Чтобы оценка была понята и принята ребенком, он должен знать требования, которые предъявляются к оценке.

5.Использование педагогических приемов, способствующих достижению учебного успеха на уроке.

Например,

Педагогические приемы, используемые учителем для достижения учебного успеха ученика

Предполагаемые достигнутые результаты ученика, основанные на деятельности обучающихся

1.я  назначаю новых командиров  на каждый урок

При этом Каждый ученик имеет возможность получить опыт лидера, проявить инициативу

2.часто  поручаю  ученикам(начиная со 2 класса) проводить разминку

Ученик получает практический опыт физкультурно-оздоровительной деятельности, заинтересован проявить инициативу, творчество, организаторские способности

3. стимулирую на поиск новых упражнений для развития физических качеств

В этом случае Ученик может предложить и продемонстрировать новое упражнение, за которое может получить оценку. Повышается интерес, пополняются практические знания

4. использую  индивидуальный подход в подборе упражнений и дозировки.

Ученик может не выполнять упражнение, которое ему недоступно (например, подтягивание), но он должен выполнить упражнения, направленные на развитие силы.

Овладевшие техникой играют в волейбол, а противоположная команда, чей уровень подготовки отстает, в пионербол с элементами волейбола. Данный прием позволяет поддерживать интерес к занятиям у всех, нацеливает на совершенствование

5. поощряю тех, кто занимается в школьных спортивных секциях и ДЮСШ, привлекаю их для помощи при изучении нового материала

В таком случае Ученик имеет возможность показать достигнутые результаты, он чувствует одобрительную оценку со стороны учителя и одноклассников. На уроке происходит пропаганда изучаемого вида спорта (легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и др.),здорового образа жизни.

6. привлекаю обучающихся для организации урока, судейства

Освобожденный от занятий по физкультуре ученик участвует в учебном процессе, он помогает учителю: назначается судьей, контролером и т. п. Ученик получает опыт судейства, начинает лучше разбираться в правилах спортивной игры.

7.

8  организую  индивидуальную опеку

(сильный работает в паре со слабым)

Быстрее происходит обучение слабого, зато сильный и в теории и на практике вникает в процесс обучения более углубленно.

9. использую соревновательные моменты и провожу уроки-соревнования

У детей Достигается ощущение успеха, появляется желание улучшать достигнутые результаты

10.  предлагаю выбор, при котором качество можно заменить количеством

При этом Ученик имеет возможность выбора в зависимости от своей физической подготовки, например, если не может пробежать 1,5 км, должен ( оценка не будет снижена) пробежать 2 км, но бег можно чередовать с ходьбой.

Сгибание-разгибание рук в упоре.

11.часто  использую понятия «Рекорд класса», «Личный рекорд»

Ученик может проявить и установить рекорд класса в любом виде упражнений, даже сам может их придумать. Достигается ощущение успеха, укрепляется положительная мотивация

12. результат полученный школьником, сравнивает с его же прошлым результатом

Ученик выполняет посильные для него требования, заинтересован в улучшении своих результатов

14. отслеживаю уровень физического развития каждого ученика.

Результаты ученика сравниваются с его же прежними. Каждый может подвести итоги прироста в физическом развитии за четверть или за год.

 

Большую роль в создании ситуации успеха играет и внеклассная работа по физической культуре. Когда в школе проводится много соревнований по различным видам спорта, а в нашей школе они проводятся по баскетболу, футболу, волейболу, пионерболу, легкой атлетике, ОФП, то и уроки физкультуры становятся более значимыми для ребят. Это уже не просто урок, а подготовка к очередному школьному соревнованию, а если в команде класса не хватает игроков, то уже сами ребята заинтересованы в том, чтобы «подучить» тех, у кого пока не получается. Впоследствии некоторые ребята, прочувствовав атмосферу соревнований и соперничества, ощутив успех в глазах одноклассников, записываются в спортивные секции и начинают серьезно и увлеченно заниматься спортом

Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто  за счёт использования как традиционных, так и  инновационных образовательных технологий, поэтому  в своей работе наиболее эффективно использую следующие технологии:

1. Технология дифференцированного обучения

Работая в школе учителем физической культуры, я столкнулся с проблемой, в которой с одной стороны на урок приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости  и состояния здоровья, а с другой стороны с требованиями федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала. Средством решения данной проблемы я выбрал технологию дифференцированного обучения.

Например, (по группам здоровья).  Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой.

Так же, дифференцированно подхожу к  выставлению отметки по физической культуре. Учитываю как  результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение, учитываю так же   теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия. Все отметки обязательно аргументирую.

2. Игровые технологии помогают в моей работе  повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. В моей программе значительное место занимают народные подвижные игры.

3. Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Например:   на уроке баскетбола – дети в команде самостоятельно распределяют роли: нападающих, защитников. Более слабые ученики выполняют роль защитников, чувствуя ответственность  за команду.

4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды,   ребусы, обширный теоретический материал помогают мне сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Использование  информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что  способствует творческому развитию детей.

5 Использование . Здоровьесберегающих технологии помогают мне осуществлять образовательный процесс, основанный на ценностях в отношении здоровья учащихся. Например,использование оздоровительных сил природы . Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

         

Применение этих технологий и метода создания ситуации успеха позволило добиться следующих результатов:

1.На уроках физкультуры большинство ребят занимаются с желанием.

2.Не происходит конфликтных ситуаций с детьми и их родителями по поводу несогласия с оценками и методами обучения физической культуре.

3.Все классные коллективы принимают участие в школьных соревнованиях, обучающиеся проявляют инициативу и оказывают помощь в организации соревнований.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учащихся к занятиям физической культурой

Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что основой основ учебно-воспитательной работы является стремление и умение учителя «подметить в каждом ребенке наиболее сильную сторону,   добиться ...

Анкета "Мотивация учащихся к занятиям физической культуры"

Инструкция. Анкета заполняется анонимно. Учащийся должен высказать свое отношение к 30 предложенным утверждениям, оценивая их значимость для себя по 5-балльной шкале:«1» - не согласен совсем;«2» - мне...

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы

Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....

Система работы образовательного пространства,направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того нас...

Доклад на заседании ШМО "Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом"

Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей ...