Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой
статья по физкультуре
Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой
Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося.
Бесспорно, что от качества уроков физической культуры во многом зависит будут ли наши дети «дружить» со спортом, захотят ли участвовать в соревнованиях, запишутся ли в спортивные секции, появится ли у них привычка-потребность в систематических занятиях. Мало пользы от урока, на который приходят дети без желания, а только потому, что он стоит в расписании.
У детей должна быть мотивация — желание идти на урок. Принуждение к учебе разрушает здоровье ребенка, принуждение к физической активности приводит к чувству собственной неполноценности, потере интереса к двигательной активности. Поэтому одной из главных задач учителя физической культуры является формирование положительной мотивации, устойчивого понимания того, что физкультура и здоровье понятия неразделимые. Как же добиться этого, каков главный путь для того, чтобы ребята занимались на уроках физкультуры с желанием? На мой взгляд, этому способствует работа учителя по созданию ситуации успеха на уроке физкультуры.
Только деятельность, приносящая успех и удовлетворение школьнику, становится для него фактором развития, а это значит, что деятельность на уроке физической культуры должна быть организована так, чтобы обучающиеся могли пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Применяя методику организации ситуации успеха, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Психологическая атмосфера урока: ученик чувствует себя уверенно, комфортно, целевой акцент урока направлен на ученика, учитель продумывает как вовлечь детей в совместную работу, как заинтересовать. Очень важен стиль общения учителя с учеником. От этого зависит, возникновение симпатии или антипатии к нему, желание выполнять его указания и т п.
2. Разумные требования для каждого ребенка: обучение и воспитание осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый школьник развивается индивидуально. Нельзя отрицать тот факт, что дети одного возраста имеют разные резервы физического развития в зависимости от веса, роста, телосложения. Нельзя не учитывать и особенности характера.
3.Поощрение за любые успехи: как можно чаще надо хвалить детей, подбадривать. На уроках у детей не должно быть страха перед ошибкой или неудачей, их надо поощрить даже за самое маленькое достижение. Все дети любят когда их хвалят. Разница только в том, что первокласснику следует сказать: «Ты молодец, порадовал», а десятикласснику - «ты-супер».
4.Объективное выставление оценок: оценивать работу на уроке обучающихся следует объективно и справедливо. Чтобы оценка была понята и принята ребенком, он должен знать требования, которые предъявляются к оценке.
5.Использование педагогических приемов, способствующих достижению учебного успеха на уроке.
Например,
Педагогические приемы, используемые учителем для достижения учебного успеха ученика | Предполагаемые достигнутые результаты ученика, основанные на деятельности обучающихся |
1.я назначаю новых командиров на каждый урок | При этом Каждый ученик имеет возможность получить опыт лидера, проявить инициативу |
2.часто поручаю ученикам(начиная со 2 класса) проводить разминку | Ученик получает практический опыт физкультурно-оздоровительной деятельности, заинтересован проявить инициативу, творчество, организаторские способности |
3. стимулирую на поиск новых упражнений для развития физических качеств | В этом случае Ученик может предложить и продемонстрировать новое упражнение, за которое может получить оценку. Повышается интерес, пополняются практические знания |
4. использую индивидуальный подход в подборе упражнений и дозировки. | Ученик может не выполнять упражнение, которое ему недоступно (например, подтягивание), но он должен выполнить упражнения, направленные на развитие силы. Овладевшие техникой играют в волейбол, а противоположная команда, чей уровень подготовки отстает, в пионербол с элементами волейбола. Данный прием позволяет поддерживать интерес к занятиям у всех, нацеливает на совершенствование |
5. поощряю тех, кто занимается в школьных спортивных секциях и ДЮСШ, привлекаю их для помощи при изучении нового материала | В таком случае Ученик имеет возможность показать достигнутые результаты, он чувствует одобрительную оценку со стороны учителя и одноклассников. На уроке происходит пропаганда изучаемого вида спорта (легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и др.),здорового образа жизни. |
6. привлекаю обучающихся для организации урока, судейства | Освобожденный от занятий по физкультуре ученик участвует в учебном процессе, он помогает учителю: назначается судьей, контролером и т. п. Ученик получает опыт судейства, начинает лучше разбираться в правилах спортивной игры. |
7. | |
8 организую индивидуальную опеку (сильный работает в паре со слабым) | Быстрее происходит обучение слабого, зато сильный и в теории и на практике вникает в процесс обучения более углубленно. |
9. использую соревновательные моменты и провожу уроки-соревнования | У детей Достигается ощущение успеха, появляется желание улучшать достигнутые результаты |
10. предлагаю выбор, при котором качество можно заменить количеством | При этом Ученик имеет возможность выбора в зависимости от своей физической подготовки, например, если не может пробежать 1,5 км, должен ( оценка не будет снижена) пробежать 2 км, но бег можно чередовать с ходьбой. Сгибание-разгибание рук в упоре. |
11.часто использую понятия «Рекорд класса», «Личный рекорд» | Ученик может проявить и установить рекорд класса в любом виде упражнений, даже сам может их придумать. Достигается ощущение успеха, укрепляется положительная мотивация |
12. результат полученный школьником, сравнивает с его же прошлым результатом | Ученик выполняет посильные для него требования, заинтересован в улучшении своих результатов |
14. отслеживаю уровень физического развития каждого ученика. | Результаты ученика сравниваются с его же прежними. Каждый может подвести итоги прироста в физическом развитии за четверть или за год. |
Большую роль в создании ситуации успеха играет и внеклассная работа по физической культуре. Когда в школе проводится много соревнований по различным видам спорта, а в нашей школе они проводятся по баскетболу, футболу, волейболу, пионерболу, легкой атлетике, ОФП, то и уроки физкультуры становятся более значимыми для ребят. Это уже не просто урок, а подготовка к очередному школьному соревнованию, а если в команде класса не хватает игроков, то уже сами ребята заинтересованы в том, чтобы «подучить» тех, у кого пока не получается. Впоследствии некоторые ребята, прочувствовав атмосферу соревнований и соперничества, ощутив успех в глазах одноклассников, записываются в спортивные секции и начинают серьезно и увлеченно заниматься спортом
Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто за счёт использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, поэтому в своей работе наиболее эффективно использую следующие технологии:
1. Технология дифференцированного обучения
Работая в школе учителем физической культуры, я столкнулся с проблемой, в которой с одной стороны на урок приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости и состояния здоровья, а с другой стороны с требованиями федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала. Средством решения данной проблемы я выбрал технологию дифференцированного обучения.
Например, (по группам здоровья). Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой.
Так же, дифференцированно подхожу к выставлению отметки по физической культуре. Учитываю как результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение, учитываю так же теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия. Все отметки обязательно аргументирую.
2. Игровые технологии помогают в моей работе повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. В моей программе значительное место занимают народные подвижные игры.
3. Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.
Например: на уроке баскетбола – дети в команде самостоятельно распределяют роли: нападающих, защитников. Более слабые ученики выполняют роль защитников, чувствуя ответственность за команду.
4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, ребусы, обширный теоретический материал помогают мне сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Использование информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что способствует творческому развитию детей.
5 Использование . Здоровьесберегающих технологии помогают мне осуществлять образовательный процесс, основанный на ценностях в отношении здоровья учащихся. Например,использование оздоровительных сил природы . Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Применение этих технологий и метода создания ситуации успеха позволило добиться следующих результатов:
1.На уроках физкультуры большинство ребят занимаются с желанием.
2.Не происходит конфликтных ситуаций с детьми и их родителями по поводу несогласия с оценками и методами обучения физической культуре.
3.Все классные коллективы принимают участие в школьных соревнованиях, обучающиеся проявляют инициативу и оказывают помощь в организации соревнований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учащихся к занятиям физической культурой
Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что основой основ учебно-воспитательной работы является стремление и умение учителя «подметить в каждом ребенке наиболее сильную сторону, добиться ...
Анкета "Мотивация учащихся к занятиям физической культуры"
Инструкция. Анкета заполняется анонимно. Учащийся должен высказать свое отношение к 30 предложенным утверждениям, оценивая их значимость для себя по 5-балльной шкале:«1» - не согласен совсем;«2» - мне...
Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...
«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»
В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы учителя физической культуры...
Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы
Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....
Система работы образовательного пространства,направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того нас...
Доклад на заседании ШМО "Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом"
Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей ...