Научно-исследовательская работа "ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ"
учебно-методический материал по музыке по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_nauchno-issled.raboty.ppt | 486 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологические аспекты педагогического оценивания рассматривались в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.А. Липкиной, Н.А. Менчинской, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Д.Н. Узнадзе и других отечественных психологов. Педагогические вопросы оценивания исследовались в трудах Б.П. Есипова, М.А. Данилова, Д.О. Лордкипанидзе, Н.М. Яковлева и др.
Отметка становиться чуть ли не единственным мотивом учебной деятельности; единоличное право учителя оценивать и ставить отметки порождает у учащихся неуверенность в своих силах, в связи с чем учебная деятельность бывает заполнена отрицательными переживаниями.
Проблема исследования – педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся и её влияние на формирование мотивации к музыкальной деятельности подростков.
Объект исследования – процесс педагогического оценивания учебной музыкальной деятельности учащихся. Предмет исследования – психолого-педагогические основы оценивания знаний учащихся. Цель работы – выявить психолого-педагогические условия, необходимые для эффективной и объективной оценки знаний учащихся.
Задачи: Раскрыть сущность педагогической оценки на основе анализа исторических и современных психолого-педагогических подходов к проблеме оценивания результатов учебной деятельности учащихся. Выявить особенности и критерии педагогического оценивания знаний учащихся. Разработать рекомендации по педагогическому оцениванию учебной музыкальной деятельности учащихся.
Гипотеза – мы предполагаем, что педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся будет эффективно воздействовать на интеллектуальную, аффективно-волевую и духовно-творческую сферы личности при соблюдении следующих условий:
Оценка должна отражать особенности урока музыки как урока искусства. Критерии педагогической оценки должны соответствовать специфике учебного предмета. При оценке знаний учащихся необходим индивидуальный подход. Оценка не должна быть источником страха и негативных переживаний ребенка.
Методы исследования: Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение; Анализ психолого-педагогической и специальной литературы; Анкетирование учащихся и учителей; Анализ школьной документации; Наблюдение; Опытно-экспериментальная работа в МОУ Лесная СОШ.
Глава 1. Оценка знаний учащихся как актуальная психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятийный аппарат 1.2. Оценочный компонент обучения в историко-педагогическом контексте
Периоды : Возникновение балльной оценочной системы в схоластических школах Германии в эпоху средневековья ( IX – XIV вв). Доминирование императива в оценивании знаний. Эпоха Возрождения ( XV – XVI вв). Реализация гуманистических идей воспитания в педагогическом оценивании. Эпоха буржуазных революций ( XVII – XVIII вв). Усиление социального значения отметок. XIX век. Теории свободного воспитания. Обнаружение недостатков традиционной оценочной системы, основанной на отметках. XX век. Создание альтернативных систем педагогического оценивания (Германия, Россия и др.).
1.3. Психологические аспекты педагогического оценивания Выводы: Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется самооценка и уровень притязаний Становится фактом тормозящее влияние оценки на учебную деятельность школьников, испытавших неудачи; формируется состояние «выученной беспомощности» Под гнётом системы отметок ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха
Глава 2. Система оценки учебных достижений учащихся 2.1 Современные подходы к педагогическому оцениванию в зарубежных школах 2.2 Оценка и отметка в современной практике обучения в российских школах
Выводы: С дальнейших времен до наших дней как в зарубежной, так и в отечественной педагогической науке и школьной практике параллельно развиваются два базовых альтернативных направления: педагогика требований (авторитарная) и педагогика гуманистическая (личностно-ориентированная, развивающая), обусловившая особенности подходов к педагогическому оцениванию.
Организовать процесс познавательной учебной деятельности учащихся без оценок вообще невозможно, т.к. оценка является необходимым компонентом учебной деятельности, ее регулятором.
Проблема поиска и реализации новых способов оценочной деятельности неразрывно связана с проблемой перехода к новым способам обучения детей – технологиям развивающего обучения.
После длительного пребывания в режиме принуждения и послушания у многих людей отсутствует ориентация на самоорганизацию познавательной деятельности.
Изменение содержания оценочной деятельности учителя может быть успешно осуществлено только на основе внутренне мотивированной деятельности, субъект-субъектных отношений обучающих и обучающихся и при условии развития у школьников умения самостоятельно производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности.
2.3. Проблемы педагогического оценивания на уроках музыки Важнейшая функция оценки – этическая: поддержать, стимулировать активность учащихся или в тактичной форме указать школьнику на пробелы в развитии.
2.4. Оценка как мотивационный фактор учебной музыкальной деятельности Оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса педагогического оценивания учебной музыкальной деятельности учащихся
констатирующий этап (март - апрель 2012 г.) формирующий этап (сентябрь 2012 г. – февраль 2013 г.) контрольный этап (апрель 2013 г.)
Цель констатирующего этапа: выявить психолого-педагогические условия оценивания музыкальной учебной деятельности учащихся; построение и апробация блока диагностических методик, направленных на выявление положительной мотивации учащихся к учебной музыкальной деятельности.
В результате исследования нами были выделены следующие проблемы в области педагогического оценивания знаний учащихся: 1) психологические: - стрессовые состояния у учащихся, связанные с боязнью получения отрицательных отметок; - превалирование в мотивации учения стремления широких музыкальных знаний; - недостаточно сформированные умения самооценки учебной деятельности. 2) дидактические: - слабая дифференциация оценки; - недостаточная объективность оценки как следствие отсутствия чётких критериев педагогического оценивания учебной деятельности учащихся.
Результаты анкетирования учащихся: оценки только весьма приблизительно отражают действительный уровень их знаний Следует отметить тормозящее воздействие единоличного права учителя оценивать на формирование самооценки у школьников.
В общеобразовательной школе, оценка остаётся важным мотивом учения Сложившаяся система оценивания знаний порождает у учащихся страх и неуверенность в своих силах Возникает необходимость в новой, более дифференцированной системе оценки знаний учащихся
Констатирующий этап эксперимента
Результаты диагностики мотивации подростков к музыкальной деятельности на констатирующем этапе
3.2. Формирующий этап эксперимента Цель формирующего этапа нашего эксперимента была следующая: наряду с обновлением содержания занятий и расширением сфер художественного общения предусмотреть применение различных учебно-игровых ситуаций, носящих творческий и развивающий характер.
Качественные результаты оценивать по 10-балльной шкале: 10 – превосходно 5 – посредственно 9 – отлично 4 – почти 8 – очень хорошо посредственно 7 – хорошо 3 – слабо 6 – почти хорошо 2 – очень слабо 1 – очень, очень слабо
3.3. Контрольный этап эксперимента Цель : выявить динамику положительной мотивации подростков к музыкальной деятельности
Контрольный этап эксперимента
Диагностика мотивации подростков к музыкальной деятельности на контрольном этапе
1. Оценка – одна из значимых составляющих обучения . Оценка – это показатель, в какой степени учащийся овладел материалом в объеме программы 2. Оценка в процессе обучения выполняет следующие функции : к онтрольную, стимулирующую, социальную, ориентационную 3. Знания, умения и навыки должны быть оценены с целью их совершенствования, углубления, уточнения для активного включения школьников в многостороннюю трудовую и творческую деятельность, направленную на познание и преобразование действительности Заключение
4. Оценивание учебной музыкальной деятельности учащихся целесообразно проводить с использованием дифференцированной 10-балльной шкалы оценки. Это позволит более объективно отражать результаты учебной деятельности учащихся, учитывая вместе с тем индивидуальные особенности каждого ученика 5. Десяти б алльная оценка совместно с оценочными суждениями педагога стимулирует учебную деятельность учащихся, снижает уровень тревожности , повышает мотивацию ученика в достижении высоких результатов. Оценочная деятельность учащихся (самооценка, оценка одноклассников) способствует формированию правильной самооценки , а также критичности и оценочных суждений
Педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся будет эффективно воздействовать на интеллектуальную, аффективно-волевую и духовно-творческую сферы личности при соответствии критериев педагогической оценки специфике учебного предмета, при индивидуальном подходе к оцениванию и отсутствии негативных переживаний в учебной музыкальной деятельности учащихся.
Рекомендации: При выставлении оценок нужно учитывать и природные данные учащегося, и его работу. Выставляя отметку учащемуся, обязательно давать качественную характеристику его музыкальной деятельности; Балльную отметку сопровождать объяснением; Оценочные суждения высказывать в доброжелательном тоне; Предоставлять ученику возможность высказывать собственное мнение о его результатах музыкальной деятельности, т.е. поощрять самооценку учащимися результатов своей музыкальной учебной деятельности; Практиковать на занятиях оценку результатов музыкальной учебной деятельности учащихся друг другом; Не скупитесь на похвалу: даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация
Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...
«Формирование положительной мотивации учащихся в двигательной активности как одной из форм здоровьесбережения с учётом их физической подготовленности, интересов и потребностей»
Педагог должен руководствоваться известным высказыванием, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Чтобы «зажечь» учащегося, его прежде всег...
Формирование положительной мотивации учащихся к обучению
Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезн...
«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»
В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы учителя физической культуры...
Формирование положительной мотивации учащихся к обучению
Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения....
«Стихи и песни как средство формирования положительной мотивации учащихся на уроке немецкого языка»
Для повышения эффективности современного урока используют различные методы и приемы, одним из которых является использование стихотворного и песенного материала на различных этапах урока...
Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации учащихся и педагогов – важнейшее условие повышение качества образования »
доклад на методическое объединение учителей истории и обществознания...