Рабочая программа кружка "Шахматная школа"
рабочая программа (физкультура и спорт) на тему

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shakhmaty.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Казацкая средняя  общеобразовательная школа»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

Максимов В.П.

Рабочая программа кружка
«Шахматная школа»


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

  • Обучающие:
  • познакомить с историей шахмат,
  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
  • Воспитывающие:
  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
  • научить уважать соперника,
  • Развивающие:
  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.


Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Программа предусматривает 34 часа занятий в течение года – по 1 часу в неделю

В кружке занимаются дети младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.

В группе совершенствования второго года обучения занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт.

В группе совершенствования третьего года обучения занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Организационное занятие.

1,0

1,0

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство..

2,0

2,0

3.

Правила игры.

1,0

1,0

4.

Первоначальные понятия.

2,0

1,0

1,0

4,0

5.

Тактика игры.

3,0

1,0

1,0

5,0

6.

Стратегия игры.

1,0

1,0

1,0

3,0

7.

Эндшпиль.

3,0

2,0

1,0

6,0

8.

Дебют.

5,0

5,0

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

2,0

2,0

10.

Сеансы одновременной игры.

3,0

3,0

11.

Соревнования.

2,0

2,0

12.

Итоговое занятие.

1,0

1,0

Всего:

19,0

12

4

35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

11.

Соревнования

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце первого года обучения учащийся:

  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,
  • знает правила игры и турнирного поведения,
  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
  • умеет применять полученные теоретические знания на практике,
  • умеет записывать партии,
  • с удовольствием играет в шахматы,
  • видит и осознает свои ошибки,
  • знает нормы этикета при игре в шахматы.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Шахматы – спорт, наука , искусство.

1

1

3.

Тактика игры.

3

1

1

5

4.

Стратегия игры.

3

1

1

5

5.

Эндшпиль.

3

1

1

5

6.

Дебют.

3

1

1

5

7.

Миттельшпиль.

3

1

1

5

8.

Конкурсы решений задач и этюдов.

1

1

9.

Сеансы одновременной игры.

2

2

10.

Соревнования.

3

3

11.

Итоговое занятие

2

2

Всего:

19

11

5

35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

4.

Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

5.

Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

6.

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

7.

Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

8.

Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

9.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.

10.

Соревнования

11.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце второго года обучения учащийся:

  • знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
  • имеет представление об организации шахматных соревнований,
  • уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
  • умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
  • знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
  • с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
  • знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
  • осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
  • может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,
  • для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
  •  играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство.

1

1

3.

Тактика игры.

3

1

2

6

4.

Стратегия игры.

3

1

2

6

5.

Эндшпиль.

3

1

2

6

6.

Дебют.

3

1

2

6

8.

Конкурсы решений задач и этюдов.

2

2

9.

Сеансы одновременной игры.

2

2

10.

Соревнования.

          3

3

11.

Итоговое занятие.

2

2

Всего:

16

11

8

35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону. ФИДЕ. Сильнейшие шахматисты современности. Основы судейства.

3.

Тактика игры. Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват пункта. Далеко продвинутая пешка. Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур. Разрушение пешечного прикрытия. Атака при разносторонних и односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля. Комбинирование приемов. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

4.

Стратегия игры. Мобилизация сил. Центр. Расположение пешек – основа позиции. Взаимодействие сил. Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

5.

Эндшпиль. Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

6.

Дебют. Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор дебютного репертуара. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ партий известных шахматистов.

7.

Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

8.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.

10.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Обзор выполнения поставленных задач.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце третьего года обучения учащийся:

  • знает историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов
  • разбирается в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства.
  • самостоятельно следит за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами,
  • уверенно владеет тактическими приемами, грамотно их комбинирует,
  • умеет строить и реализовывать стратегические планы, читает планы противника,
  • знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания, имеет в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов,
  • участвует в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявляет инициативу, помогает начинающим, занимается самостоятельно,
  • следует правилам этикета без напоминаний, не боится признать свое поражение,
  • осознает свои и чужие ошибки, ищет их причину, старается использовать ошибки соперника,
  • самостоятельно грамотно анализирует позиции, четко направляет тактические приемы на реализацию стратегических планов,
  • для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве, понимает и ценит красоту шахматных комбинаций,
  • играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Для реализации программы используются следующие средства:

  1. Комплекты шахматных фигур с досками – 10 шт.
  2. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.
  3. Часы шахматные – 1 шт.

4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

  1. Шахматные турниры.
  2. Доклады.
  3. Сеансы одновременной игры.
  4. Конкурсы по решению шахматных задач.
  5. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
  • вопросы по теории и истории шахмат,
  • игру с руководителем кружка,
  • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
  2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
  3. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994
  4. Журнал «64» - М., 1983-2004
  5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980
  6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000

ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997
  2.  Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
  3. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992
  4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
  5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология

рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (7классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа. Начальная школа. немецкий язык.

Рабочая программа по немецкому языку в начальной школе....