"Гимнастика нервов"
статья (физкультура и спорт) по теме

Политова Лариса Николаевна

Материал о влиянии физических упражнений на укрепление нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_gimsnastika_nervov.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Гимнастика нервов".

    "В здоровом теле - здоровый дух".

     Жизнь и деятельность человека, начиная от момента его рождения и до глубокой старости, представляет собой сложную, с точки зрения физиологии, совокупность различных нервных процессов. Выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов неоднократно подчёркивал огромное значение мышечного движения для нормального развития всего организма и нервной системы в частности. Другой замечательный русский учёный И.П.Павлов также утверждал, что мышечной деятельностью можно "заряжать и подкреплять" кору головного мозга. И.П.Павлов называл физическую работу "величайшим средством в случае расстройства высшей нервной деятельности". И действительно, у людей систематически занимающихся физической культурой и спортом, при действии того или иного неблагоприятного раздражителя не происходит значительного изменения основных жизненных функций. Так, частота пульса и дыхания, уровень кровяного давления, температура тела относительно стабильны. У человека же нетренированного все эти показатели ответной реакции организма резко изменяются, приспосабливаясь к новым условиям. А это, естественно, неблагоприятно сказывается на общем самочуствии и работоспособности. Родителям, да и самим учащимся полезно помнить, что занятия физической культурой и спортом повышают надёжность работы нервной системы, в том числе и головного мозга. Важно всегда помнить, что только регулярные тренировки с постепенно нарастающей нагрузкой позволяют нервной системе приспособить все "жизненные службы" организма к физическим и другим нагрузкам. К сожалению, юные спортсмены и физкультурники не всегда это осознают.

       "Физические упражнения, писал один из основоположников советской системы физического воспитания и лечебной физкультуры профессор В.В.Гориневский, при хорошем их подборе в известной мере могут уменьшить излишнюю чувствительность нервной системы. При большой изнеженности, при слабой воле и плохой физической закаленности работа мышц есть верное средство физического перевоспитания, а при некоторых болезнях психогенного типа упражнения служат прекрасным отвлекающим и стимулирующим терапевтическим средством. Особенно ценным в этом отношении являются движения автоматические, например, ходьба, бег, прогулки, всякая несложная мышечная работа..."

        Талантливый педагог К.Д.Ушинский писал, что для повышения работоспособности нервной системы и улучшения памяти необходимы физические упражнения. Врачи в последнее время отмечают увеличение количества случаев нервных расстройств у школьников. Считается, что виной тому перегрузка учебной программы. Но факты свидетельствуют и о другом: школьники регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, при той же самой "перезагрузке" не страдают нервными срывами. А секрет прост: сигналы, поступающие от работающих мышц в головной мозг, взбадривают его (а вместе с ним и весь организм), положительно влияя на поведение и настроение школьника. Во время умственной работы рекомендуется выполнять специальные комплексы упражнений, так называемой гимнастики нервов. Приведу некоторые из них:

1.Сидя на стуле, руки на коленях,одна нога выпремлена. Смена положений ног.(6-8 раз)

2.Руки упираются в сидение стула, ноги приподняты до прямого угла. Круговые движения ногами.(4-6 раз)

3.Кисти к плечам. Руки в стороны - к плечам, вперёд - к плечам, вверх - к плечам.(3-4 раза)

4.Руки на поясе. Наклон туловища вправо, левую руку над головой, наклон влево, правую руку над головой.(4 раза в каждую сторону)

5.Откинуться на спинку стула. Потянуться, одновременно поднимая руки над головой.(5 раз)

6.Встать руки вниз, вновь сесть на стул.(4-5 раз)

7.Ходьба на месте.

   Этот комплекс надо повторять каждый день после умственного труда.     А через 2-3 часа полезно заниматься другими упражнениями. Например, такими:

1.О.с. Пальцы кистей рук взять в "замок" положить на голову. Поднять руки вверх ладони наружу, подняться на носки (4-6 раз).

2.Стойка руки на поясе. Приседания (8-10 раз).

3.Наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны (8-10 раз).

4.Кисти рук сжать в кулак. Круговые вращения руками вперед, назад (5-6 раз).

5.Стойка ноги врозь. Наклоны влево, вправо (8-10 раз).

6.Стойка руки вперёд. Мах левой ногой вперёд до касания правой руки (носком ладони). То же правой (6-7 раз).

7.Прыжки на двух ногах (30 прыжков на месте).

8.Ходьба с замедлением темпа в течение 1 минуты.

      Здесь нет нужды доказывать, какое огромное влияние оказывает нервная система на состояние организма в целом. Вот почему, соглашаясь с утверждением древних, что "в здоровом теле здоровый дух", хочется добавить: без здоровья духа не может быть здорового тела. И об этом надо помнить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Как успокоить нервы

Презентация к родительскому собранию...

презентация к уроку литературы "Высоцкий-поющий нерв эпохи"

В данной презентации содержатся фотографии ,составляющие хронологию жизни В.Высоцкого.Данную работу можно использовать при проведени литературно-музыкальной гостиной,посвящённой поэту,музыканту,актёру...

«Крепкие нервы и никаких сигарет»

Вспоминаю своих учителей. Но  надо  честно признаться,  что не все  учителя  остались в памяти. А  остались те  - кто  учил  добыв...

Пособия, используемые для изучения чисел 1,2,3 ребенком со сложной структурой дефекта (сочетанием умственной отсталости, ДЦП и поражения зрительного нерва).

В данной статье содержатся сведения о пособиях, использование которых оказалось эффективным для обучения конкретного ребенка....

8 кл." Особенности высшей нерв-ной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный", 2017г.

8 кл." Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный",  2017г....

«Поющий нерв эпохи».

Сценарий литературного вечера,  посвященного жизни и творчеству Владимира Высоцкого...