8 кл." Особенности высшей нерв-ной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный", 2017г.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

8 кл." Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный",  2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osobennosti_vnd_volya_vnimanie_emotsii.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Воля, эмоции, внимание».

Цель: познакомиться с определениями «воля», «эмоции», «внимание».

Задачи:

А) Образовательные:

1) Определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости;

2) Дать понятие об оценочной деятельности;

3) Показать значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение»;

4) Раскрыть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства;

5) Показать, как поддержать внимание с наименьшими усилиями;

6) Подкрепить советы соответствующими лабораторными работами.

7) Познакомить с работой психолога.

Б) Воспитательные:

1) Продолжить формированиенаучное мировоззрения;

2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.

В) Развивающие:

1)Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

2) Развивать умения обобщать, анализировать;

3) Развивать навыки учебной деятельности;

4) Развивать любознательность.

Оборудование: таблицы, изображающие головной мозг, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой.

Тип урока – комбинированный.

Методы – словесно-наглядно-практические

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Повторение изученного материала (6 минут)
  3. Изучение нового материала (25 минут)
  4. Закрепление полученных знаний (3 минуты)
  5. Домашнее задание (1 минута)

Повторение изученного материала 

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке. Какие потребности в нашем организме базовые, а какие вторичные?

Базовые - сон, пища, вода, общение.

Вторичные - потребности в предметах пользования, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности

Верно. А какие виды познавательной деятельности мы изучили на прошлом уроке?

Восприятие, ощущение, память, мышление, ум.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим изучение познавательных процессов, и узнаем, что такое воля, волевые акты, эмоции и внимание. И так, тема нашего урока «Воля, эмоции, внимание».

Как удалось Шварценеггеру приобрести титул «самого превосходно сложенного» мужчины, если в детстве он страдал страшной болезнью – атрофией мышц? Люди с таким заболеванием не могут самостоятельно передвигаться.

Что же такое воля? Воля – это сознательная саморегуляция поведения человека, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет 2 функции: побудительную и тормозную. Как вы думаете, в чем заключаются эти функции?

Побудительная – побуждает бороться с препятствием, преодолевать его, а тормозная – способность удержать себя от нежелательных поступков.

Чем обусловливается воля?

Потребностями.

Волевой акт состоит из двух этапов.

Первый – выбор цели, второй – выбор средств для достижения цели. Оба этих этапа – результат мыслительной деятельности человека, в процессе которой человек обдумывает сразу и конечный вариант. Благодаря этому, процессы волевого действия предваряют мышечную деятельность и контролирует ее.

- А кто такой волевой человек?

Это тот, кто всегда хорошо обдумывает свои действия, не идёт ни у кого на поводу, самостоятельно принимает решения.

Правильно. Но так же есть и слабовольные люди. Чаще всего они либо пассивно следуют за лидером, либо действуют наперекор ему. В первом случае мы говорим о внушаемости, во втором – о негативизме. Давайте рассмотрим их отличительные признаки. Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу:

«Сопоставление волевого акта с внушаемостью и негативизмом».

Нормальное волевое действие

Осознанный выбор цели.

Осознанный выбор способов деятельности.

Осознанное действие, оценка запланированных результатов и их последующая коррекция при необходимости.

Внушаемость

Выбор цели отсутствует.

Выбор способа деятельности отсутствует

Действие навязывается со стороны.

Негативизм

Выбор цели отсутствует.

Выбора способов действия нет.

Действие, противоположное тому, что навязывается со стороны.

Мы рассмотрели, что же такое воля. А что же такое эмоции и откуда они берутся? В головном мозге существуют центры, отвечающие за проявление удовольствия или страдания. Всё это выражается в виде эмоций. Какие эмоции вы знаете?

Плач, смех, страх, радость.

Правильно. Только это не сами эмоции, это – эмоциональные реакции. Они присущи всем людям, так как носят безусловно-рефлекторную природу.  Эмоциональные реакции не всегда соответствуют эмоции. Какой яркий пример можно привести этому?

Плакать можно и от горя, и от радости.

Верно. От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональное состояние человека. Как вы думаете, в чем оно может выражаться?

В настроении. Оно может быть плохое и хорошее.

А какие эмоциональные состояния вам знакомы?

Аффект, стресс.

Давайте рассмотрим, что же это такое. Аффект – это состояние бурной эмоциональной вспышки, во время которой человек полностью теряет над собой волевой контроль. Обычно он длится недолго и по его окончании человек сожалеет о том, что он сделал. Стресс – это перенапряжение сил организма, которое если будет продолжаться длительное время может привести к неврозам, гипертонии и другим заболеваниям.

Но так же наряду с эмоциональными состояниями существуют и эмоциональные отношения. Они всегда направлены на один объект, лицо или процесс. Какие примеры вы можете привести?

Любовь, дружба, ревность, зависть.

Чувства не всегда постоянны. Они могут появляться, развиваться до какого-либо определенного момента и ослабевать, либо угаснуть совсем. Это зависит от обстоятельств и темперамента человека.

 Рекомендации:

1. Для успокоения, снятия физического и психического напряжения рекомендуются дыхательные упражнения. Одним из них является чередующееся носовое дыхание:

     Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, а правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т.д. Повторить 5 – 6  раз. Старайтесь делать это упражнение не реже одного раза в день.

    Оно полезно при подготовке к встрече или событию, которые могут вызвать сильные эмоции.

 Почаще  улыбайтесь. Радостные  эмоции помогают любить жизнь, повышают  силу жизненных процессов: дыхание  становится глубоким, пульс ровным, проходит усталость. Врачи говорят: "Оптимисты быстрее выздоравливают".

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на том или ином объекте. Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс. Также существует произвольное и непроизвольное внимание. Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. А что такое рассеяность?

Невнимательность.

Лабораторная работа

“Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”

Эпиграф:

“Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.
Я знаю книги, истины и слухи, 
Я знаю всё, но только не себя”.

Франсуа Вийон
(французский поэт XV века)

Вот и сегодня мы будем познавать себя. Проведём мини-исследование своего внимания. Ход работы в учебнике Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с.293–294. Оформить отчёт можно, используя рабочую тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с. 86.

Цели:

  • определить устойчивость внимания;
  • выяснить условия его повышения.

ХОД УРОКА

1. Заполнить таблицу.

Условие внимания

Число колебаний внимания

за 30 секунд

за 1 минуту

1. Непроизвольное внимание (без установки)

 

 

2. Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ)

 

 

3. Произвольное внимание при активной работе с объектом

 

 

2. Обсуждение результатов. Ответьте на вопросы:

1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?

2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании”

Если фигура исчезала

  • не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание;
  • 12–20 – нормальная устойчивость внимания;
  • более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания.

3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?

Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо:

  • дисциплинировать себя;
  • уметь сосредоточиться при выполнении заданий;
  • тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

4) Можно ли повысить устойчивость внимание?

Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим.

А кто из вас знаком с профессией психолога и основными методами и приемами его работы? Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья.

3. Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).

Ваше мнение:

1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера:

  • один нерешительный,
  • другой ненастойчивый,
  • третий невыдержанный.

Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?

2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”.

Выделите и объясните в легенде истину.

3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью.

Объясните, какова её причина.

4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли?

4. Рефлексия

а) Я не знал, что.....

б) Я сегодня узнал, что...

в) Я думал,что......

г) Теперь я понимаю,что.....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."

Особенности высшей нервной деятельности человека...

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память.

Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова...

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Разработка урока биологии в 8 классе с использованием технологии РКМЧП. К уроку прилагается презентация....

Воля, эмоции, внимание

Презентация для 8 класса к уроку "Воля, эмоции, внимание"...

Презентация к уроку биологии "Особенности высшей нервной деятельности человека"

Презентация может быть использована на уроках биологии, а также при подготовке к ГИА...