8 кл." Особенности высшей нерв-ной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный", 2017г.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
8 кл." Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный", 2017г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osobennosti_vnd_volya_vnimanie_emotsii.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Воля, эмоции, внимание».
Цель: познакомиться с определениями «воля», «эмоции», «внимание».
Задачи:
А) Образовательные:
1) Определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости;
2) Дать понятие об оценочной деятельности;
3) Показать значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение»;
4) Раскрыть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства;
5) Показать, как поддержать внимание с наименьшими усилиями;
6) Подкрепить советы соответствующими лабораторными работами.
7) Познакомить с работой психолога.
Б) Воспитательные:
1) Продолжить формированиенаучное мировоззрения;
2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.
В) Развивающие:
1)Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;
2) Развивать умения обобщать, анализировать;
3) Развивать навыки учебной деятельности;
4) Развивать любознательность.
Оборудование: таблицы, изображающие головной мозг, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой.
Тип урока – комбинированный.
Методы – словесно-наглядно-практические
Структура урока:
- Организационный момент (1 минута)
- Повторение изученного материала (6 минут)
- Изучение нового материала (25 минут)
- Закрепление полученных знаний (3 минуты)
- Домашнее задание (1 минута)
Повторение изученного материала
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке. Какие потребности в нашем организме базовые, а какие вторичные?
Базовые - сон, пища, вода, общение.
Вторичные - потребности в предметах пользования, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности
Верно. А какие виды познавательной деятельности мы изучили на прошлом уроке?
Восприятие, ощущение, память, мышление, ум.
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы продолжим изучение познавательных процессов, и узнаем, что такое воля, волевые акты, эмоции и внимание. И так, тема нашего урока «Воля, эмоции, внимание».
Как удалось Шварценеггеру приобрести титул «самого превосходно сложенного» мужчины, если в детстве он страдал страшной болезнью – атрофией мышц? Люди с таким заболеванием не могут самостоятельно передвигаться.
Что же такое воля? Воля – это сознательная саморегуляция поведения человека, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет 2 функции: побудительную и тормозную. Как вы думаете, в чем заключаются эти функции?
Побудительная – побуждает бороться с препятствием, преодолевать его, а тормозная – способность удержать себя от нежелательных поступков.
Чем обусловливается воля?
Потребностями.
Волевой акт состоит из двух этапов.
Первый – выбор цели, второй – выбор средств для достижения цели. Оба этих этапа – результат мыслительной деятельности человека, в процессе которой человек обдумывает сразу и конечный вариант. Благодаря этому, процессы волевого действия предваряют мышечную деятельность и контролирует ее.
- А кто такой волевой человек?
Это тот, кто всегда хорошо обдумывает свои действия, не идёт ни у кого на поводу, самостоятельно принимает решения.
Правильно. Но так же есть и слабовольные люди. Чаще всего они либо пассивно следуют за лидером, либо действуют наперекор ему. В первом случае мы говорим о внушаемости, во втором – о негативизме. Давайте рассмотрим их отличительные признаки. Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу:
«Сопоставление волевого акта с внушаемостью и негативизмом».
Нормальное волевое действие | Осознанный выбор цели. | Осознанный выбор способов деятельности. | Осознанное действие, оценка запланированных результатов и их последующая коррекция при необходимости. |
Внушаемость | Выбор цели отсутствует. | Выбор способа деятельности отсутствует | Действие навязывается со стороны. |
Негативизм | Выбор цели отсутствует. | Выбора способов действия нет. | Действие, противоположное тому, что навязывается со стороны. |
Мы рассмотрели, что же такое воля. А что же такое эмоции и откуда они берутся? В головном мозге существуют центры, отвечающие за проявление удовольствия или страдания. Всё это выражается в виде эмоций. Какие эмоции вы знаете?
Плач, смех, страх, радость.
Правильно. Только это не сами эмоции, это – эмоциональные реакции. Они присущи всем людям, так как носят безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют эмоции. Какой яркий пример можно привести этому?
Плакать можно и от горя, и от радости.
Верно. От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональное состояние человека. Как вы думаете, в чем оно может выражаться?
В настроении. Оно может быть плохое и хорошее.
А какие эмоциональные состояния вам знакомы?
Аффект, стресс.
Давайте рассмотрим, что же это такое. Аффект – это состояние бурной эмоциональной вспышки, во время которой человек полностью теряет над собой волевой контроль. Обычно он длится недолго и по его окончании человек сожалеет о том, что он сделал. Стресс – это перенапряжение сил организма, которое если будет продолжаться длительное время может привести к неврозам, гипертонии и другим заболеваниям.
Но так же наряду с эмоциональными состояниями существуют и эмоциональные отношения. Они всегда направлены на один объект, лицо или процесс. Какие примеры вы можете привести?
Любовь, дружба, ревность, зависть.
Чувства не всегда постоянны. Они могут появляться, развиваться до какого-либо определенного момента и ослабевать, либо угаснуть совсем. Это зависит от обстоятельств и темперамента человека.
Рекомендации:
1. Для успокоения, снятия физического и психического напряжения рекомендуются дыхательные упражнения. Одним из них является чередующееся носовое дыхание:
Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, а правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т.д. Повторить 5 – 6 раз. Старайтесь делать это упражнение не реже одного раза в день.
Оно полезно при подготовке к встрече или событию, которые могут вызвать сильные эмоции.
Почаще улыбайтесь. Радостные эмоции помогают любить жизнь, повышают силу жизненных процессов: дыхание становится глубоким, пульс ровным, проходит усталость. Врачи говорят: "Оптимисты быстрее выздоравливают".
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на том или ином объекте. Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс. Также существует произвольное и непроизвольное внимание. Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. А что такое рассеяность?
Невнимательность.
Лабораторная работа
“Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”
Эпиграф:
“Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя”.
Франсуа Вийон
(французский поэт XV века)
Вот и сегодня мы будем познавать себя. Проведём мини-исследование своего внимания. Ход работы в учебнике Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с.293–294. Оформить отчёт можно, используя рабочую тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с. 86.
Цели:
- определить устойчивость внимания;
- выяснить условия его повышения.
ХОД УРОКА
1. Заполнить таблицу.
Условие внимания | Число колебаний внимания | |
за 30 секунд | за 1 минуту | |
1. Непроизвольное внимание (без установки) |
|
|
2. Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ) |
|
|
3. Произвольное внимание при активной работе с объектом |
|
|
2. Обсуждение результатов. Ответьте на вопросы:
1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?
2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании”
Если фигура исчезала
- не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание;
- 12–20 – нормальная устойчивость внимания;
- более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания.
3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?
Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо:
- дисциплинировать себя;
- уметь сосредоточиться при выполнении заданий;
- тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.
4) Можно ли повысить устойчивость внимание?
Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим.
А кто из вас знаком с профессией психолога и основными методами и приемами его работы? Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья.
3. Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).
Ваше мнение:
1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера:
- один нерешительный,
- другой ненастойчивый,
- третий невыдержанный.
Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?
2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”.
Выделите и объясните в легенде истину.
3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью.
Объясните, какова её причина.
4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли?
4. Рефлексия
а) Я не знал, что.....
б) Я сегодня узнал, что...
в) Я думал,что......
г) Теперь я понимаю,что.....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)
Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...
Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."
Особенности высшей нервной деятельности человека...
Разработка урока "Особенности высшей нервной деятельности человека"
УМК Пасечник В.В....
Особенности высшей нервной деятельности человека. Память.
Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова...
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Разработка урока биологии в 8 классе с использованием технологии РКМЧП. К уроку прилагается презентация....
Воля, эмоции, внимание
Презентация для 8 класса к уроку "Воля, эмоции, внимание"...
Презентация к уроку биологии "Особенности высшей нервной деятельности человека"
Презентация может быть использована на уроках биологии, а также при подготовке к ГИА...