Пособия, используемые для изучения чисел 1,2,3 ребенком со сложной структурой дефекта (сочетанием умственной отсталости, ДЦП и поражения зрительного нерва).
учебно-методическое пособие на тему
В данной статье содержатся сведения о пособиях, использование которых оказалось эффективным для обучения конкретного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobiya_po_matematike_na_lichnuyu_stranichku.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пособия, используемые для изучения чисел 1,2,3 ребенком со сложной структурой дефекта (сочетанием умственной отсталости, ДЦП и поражения зрительного нерва).
Хочу поделиться опытом использования наглядных пособий при изучении количества, числа и цифры ребенком со сложной структурой дефекта, находящемся на надомном обучении по индивидуальной программе. Они использовались мною в процессе работы и учитывают особенности конкретного ребенка. Они соответствуют предпочтению ребенка взаимодействовать с предметами тактильно и при помощи манипуляций, а не зрительного контакта. Это пособия, которые надо не только рассматривать, но и ощупывать.
Прежде всего были использованы однотонные белые коробочки из-под пищевых продуктов. С помощью них сначала формировались основные количественные представления (один-много-ни одного). Ребенок помещал предметы в такие коробочки с комментарием учителя или указывал на заранее размещенные в них предметы по заданию. Помещение предметов в такие коробочки с достаточно высокими бортами помогало обобщать, мысленно объединять предметы в группу, а белый цвет не мешал зрительному восприятию предметов. Пригодились такие коробочки и при группировке предметов по форме, цвету и т.п., при изучении предлогов и пространственных представлений (слева, справа). В дальнейшем в такую коробку помещалась цифра и соответствующее ей количество предметов (счетного материала).
Изучение количества предметов и цифр включало и дополнительные упражнения для развития моторики (в частности, изолированные движения указательных пальцев рук). Здесь использовались картонные пластинки-вкладыши с определенным числом кружков, которые необходимо при пересчете выдавливать пальцем. Также использовалась озвученная картонная книжка с крупными цифрами и небольшими кнопками.
Как тактильный материал для изучения цифр были использованы картонные цифры высотой 20-22 см. Сначала они были черными и отличались только формой. Они изготавливались из плотного картона и окрашиваются гуашью или обклеиваются цветной бумагой (что предпочтительнее, т.к. она не оставляет следов на руках). Внешний вид цифр описывался так: один – «как палочка», два – «крючок и палочка», три – «крючки». Такие картонные цифры можно обводить, трогать, переносить, вставать на них, подвешивать за крючки, сортировать, накладывать на их изображение на бумаге. Кроме того, ощупывались и сортировались отдельные элементы цифр: «палочка» и «крючок». Впоследствии были изготовлены цифры различных цветов. Работа с простым изображением цифр давала значительно меньше результатов.
Хорошим тактильным материалом стали крупные мягкие вкладыши фирмы «ELC» (в наборе представлены числа от 1 до 20).
Для соотнесения цифры и количества были изготовлены складывающиеся картонные пособия размером примерно А3. На одной половине нарисована цифра (обводился мягкий вкладыш и раскрашивался в черный цвет), на другой – соответствующее количество красных кружков (диаметром 9 см). Красные круги хорошо видны на белом фоне, на них удобно помещать счетный материал (им служили как игрушки, кубики, детали конструктора, так и настоящие любимые ребенком фрукты и овощи). Такие пособия лучше всего помещать в файлы для защиты от слюны и во избежание смазывания краски.
Результатом занятий с ребенком по данным пособиям стало четкое различение графического образа цифр 1,2 и 3. Были установлены также связи между количеством предметов и соответствующим словесным обозначением числа (от 1 до 3).
Кроме этого, успешно были использованы широкие картонные ленты, разделенные на квадратные сегменты шириной 10 см на 10 см (от 1 до 4) с приклеенными внутрь сегментов желтыми кругами. Такие ленты имели с одной стороны одинаковый цвет и служили пособием для сравнения длины. Впоследствии на круги накладывался счетный материал. Это способствовало изучению рядности (слева направо) и позволяло сравнивать количество предметов путем приложения (более длинная лента соответствует большему количеству предметов).
Удачи учителям и родителям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...
Тематическое планирование по предмету «Обществоведение», адаптированное для ребенка со сложной структурой дефекта
Предлагаю вашему вниманмю методическую разработку - тематическое планирование по предмету "Обществоведение", адаптированное для ребенка со сложной структурой дефекта (сочетание средней степени умствен...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
сценарий осеннего праздника для групп со сложным дефектом и умственной отсталостью тяжелой степени "В ГОСТЯХ У ЛЕСНЫХ ЗВЕРЮШЕК"
сценарий для осеннего праздника в ДОУ компенсирующего вида, для детей группы со сложным дефектом или для группы детей с умственной отсталостью тяжелой степени. "В гостях у лесных зверюшек"...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Календарно – тематическое планирование «Художественный дизайн» делу в 8 классе для обучающихся со сложной структурой дефекта и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по картонажно-переплетному делу для 8 класса составлена на адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой...