«Крепкие нервы и никаких сигарет»
статья по теме
Вспоминаю своих учителей. Но надо честно признаться, что не все учителя остались в памяти. А остались те - кто учил добывать знания, учил что - то делать своими руками - самолеты из фанеры, мебель из дерева, кто учил в шахматы играть, трактор водить.
Сейчас будучи учителем истории и обществознания и классным руководителем, хорошо понимаю значение профориентации образовании учащихся и своей работе особенное внимание уделяю на профессиональную подготовку своих ребят. Пускай они профессионалами не станут, но присвоенные знания или навыки в жизни пригодятся. Как у нас говорят: «Настоящему джигиту и семьдесят ремесел не помеха»
В этой статье пишу как ребят учу к ремеслу пчеловодство и бортничеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suleymanov_ramil_khafizovich._konkursnaya_rabota_masterskaya_uchitelya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Крепкие нервы и никаких сигарет»
Любовь к пчелам – это «болезнь», от которой не излечиться
Поступив в школу, ребёнок встречается с учителем, который сначала является для него чуть ли не богом, но проходит год или два, и ребёнок остыл к школе. Как этого не допустить, как и что делать, чтобы у ребёнка не пропал интерес к учебе?
Вспоминаю своих учителей. Но надо честно признаться, что не все учителя остались в памяти. А остались те - кто учил добывать знания, учил что - то делать своими руками - самолеты из фанеры, мебель из дерева, кто учил в шахматы играть, трактор водить.
Сейчас будучи учителем истории и обществознания и классным руководителем, хорошо понимаю значение профориентации образовании учащихся и своей работе особенное внимание уделяю на профессиональную подготовку своих ребят. Пускай они профессионалами не станут, но присвоенные знания или навыки в жизни пригодятся. Как у нас говорят: «Настоящему джигиту и семьдесят ремесел не помеха»
В нашей Староибрайкинской школе, есть школьный огород площадью 2 гектара. Ребята какие только овощи, фрукты не выращивают, какие только опытов не проводят! В школьном хозяйств есть также микроферма ( крупный рогатый скот) и теплица. Все доходы идут на питание и внутренние нужды школы. Ученики питаются в школьной столовой бесплатно. ( у нас 278 ребенка)
Для трудового обучения есть прекрасные мастерские. Ребята учатся, мастерит изделия из дерева, стали, пластика, а девчата - вязать, шить, готовит пищу. В старших классах обучаются на тракториста – машиниста, успешно сдавшие экзамены получают водительские права на вождение автомобиля.
В школе регулярно проходят внеклассовые мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию: встречи с передо-виками разных профессий, встречи со студентами разных учебных заведений, встречи с местными руководителями и депутатами.
Хочу рассказать вам, как организую профориентационную работу в своем классе»
После очередного выпуска в 2004 – 05 учебном году, я стал классным руководителем пятого класса. В классе 11 ребят и 7 девушек. Ученики попались очень подвижные , шустрые, все схватывают на лету, и хорошо учатся. С такими ребятами нельзя работать по старому, иначе интерес к учебе и школе упадет.
В 5 классе в течение учебного года мы выявляем способностей детей. Чем они интересуются, кем они хотят быть? А еще я всех своих ребят учу играть в шахматы.
В шестом классе ребят начинают интересовать бортничество и пчеловодство. В течение учебного года, читаю им лекции, рассказываю про основы пчеловодства. В свободное от учебы время делаем рамки для сот, ловушки для бортничества и так далее. ( см. Перечень выполняемых работ ) В столярном деле нам помогает учитель технологии Ахат Сайфуллин , а меня дома есть столярная мастерская. Ученики приходят ко мне домой, и вместе мы делаем инвертарь. Ребята проходят практику на моей пасеке. ( дома держу 20 ульев.)
Каждому юному начинающему пчеловоду приходится, решат первую проблему: как обзавестись пчелами. Улей с пчелами стоит примерно 3500 – 5000 тысяч рублей, а пчелиный рой в зависимости от веса - 1000 - 2500 рублей. Как видите, учащиеся не могут в себе позволит такое удовольствие. Пчелы стоят очень дорого.
Мы этот вопрос решаем так: ловим в лесу бродячие рои. Это занятия называется бортничеством. Вы не думайте, что мы, как в старину собираем дикий мед. Нет, мы не валим, не пилим деревья, а ставим ловушки для бродячих роев, сделанные в течение учебного года руками ребят.
Ловушки ставим на дубовые и липовые деревья на высоте от двух до десяти метров. Ставлю ловушки я сам, а ребята наблюдают за моими действиями, и усваивают азы бортничества.
Ставя ловушек, надо соблюдать правила:
1.Ловушки надо хорошо замаскировать, от чужих глаз.
2. Пчелы никогда не пересекают высоковольтные линии электропередач, поэтому ловушки возле линии ставить нельзя.
3. Ловушки должны быть защищены от северных ветров.
4. Леток ловушки должен смотреть на юг.
5. Надо учитывать, что пчелиные рои летят в южном направлении.
6. Чем сильнее запах сот, тем выше вероятность попадания пчел в ловушку.
7. Желательно выбирать те места, где много медоносных растений .
Ловушки делаем из фанеры, двп, из досок. Можно использовать картонные коробки , старые бочки.
Может быть, кто–то заинтересуется нашим промыслом. Нарисую для вас схему простой ловушки. Ширина ящика - 25-30 см, длина – 53 см, высота – 35 см. Внутри ловушки ставим пять, шесть рамок сухих, черных сот, сверху кладем утеплительный материал, закрываем крышку и все -ловушка для пчел готова.
|
Ловушки ребята постоянно контролируют: не попался ли пчелиный рой? Вы видели бы лица ребят, когда они прибегают ко мне домой и с радостью говорят: «Абый! У меня в ловушке пчелы!» Это короткое мгновений радости простыми словами не объяснить. Раз, ученик поймал в лесу один рой, то это событие уже его в памяти остается на всю жизнь.
Удачно пойманный рой, при благополучной погоде, может принести от 50 - до 80 килограмм меда.
В 6-м классе девять моих учеников стали начинающими пчеловодами. В 7 классе ученики усваивают знания о садовом пчеловодстве. Учу их ухаживать за пчелами, ульи своими руками делать, с пчелиными матками работать , рассказываю, как не упустить рой, как меда больше скачать.
Когда ребенок своим трудом заготавливает на зиму мед для семьи или зарабатывает деньги на свои нужды, продавая свой мед ( банка меда стоит у нас 600-800 рублей), родители, конечно радуются.
У нас, татар, говорят, что учитель должен оставить после себя не меньше троих учеников , чтобы они продолжали его дело. Мне есть
чем гордится: из ребят 2004 года выпуска четверо остались в деревни и работают механизаторами. Все четверо продолжают заниматься пчеловодством.
К концу девятого класса мои ученики осваивают профессию пчеловода и в 10,11 классах уже самостоятельно занимаются любимым делом. Правда, не все, конечно, но 6-8 учеников продолжают начатое дело. Занятия пчеловодством и бортничеством - очень трудоемкая работа, это ремесло не каждому человеку дано. Надо иметь очень крепкие нервы .
Вы можете меня упрекнуть в том, что это опасное занятие для детей. Я скажу вам –нет. Если соблюдать правила техники безопасности, угроза для жизни никакой нет. Занимаясь пчеловодством, ребята становятся более ответственными, добрыми не только по отношению к природе и животным, но и ко всем. Ухаживая за пчелами, учатся быть пунктуальными, вовремя делать работу, воспитывают в себе сильный характер и укрепляют нервы. Зная, что пчелы не любят посторонние запахи, они стараются содержать себя в порядке и в чистоте. Для тех, кто занимается с пчелами, курение сигарет становится дикостью.
Те ребята, которых не увлекает пчеловодство, занимаются столярными работами.
В 8-11-х классах провожу анкетирование на тему: «Выбор профессии». Разбираем каждую профессию, которая понравилась ребятам, проводим диспуты о ее трудностях и достоинствах. Но, к сожалению, 70% наших выпускников выбирают вузы с экономическим, юридическим уклоном. Печально: многие из них, получив диплом, не могут найти работу по специальности.
А в деревни остаются те выпускники, которые в школе плохо учились или по семейным обстоятельствам не могут оставить престарелых родителей. Именно этот контингент ребят, чувствуя, что они после школы не поступят учиться , заранее готовится к сельской жизни. Стараются все хозяйственные знания получить, освоить столярные работы и пчеловодство. Именно из них получаются хорошие механизаторы и животноводы.
Как это объяснить: иногда ученик не может школьную программу усвоить нормально, даже толком читать или писать не умеет, а талант появляется. И этот талант ему дает возможность найти свою профессию или заработок на жизнь.
Вы не подумайте, что только слабые дети занимаются пчеловодством. Нет. Ведь пчеловодство – это занятие для души. Если пчел полюбить, эта любовь превращается в «болезнь», от которой ты уже не излечишься. По этому я хочу, чтобы мои ребята полюбили пчел и полюбили труд.
Приложение № 1
Перечень выполняемых работ.
Класс | Месяцы | Классный руководитель | Учащиеся |
6 класс | Сентябрь- Апрель | Проводит лекции и беседы на темы:
6. « Как своими руками сделать ловушку, ульи?» 7.Как ставить ловушки в лесу?» |
ку на рам для вставление вощин. 3. Находят старые, черные, сухие соты у пчеловодов. 4.Делают ловушки из фанеры
|
Май |
|
| |
Июнь – Июль |
|
4. Получают первые навыки пересадки пчел. | |
Август. |
|
| |
7 класс | Сентябрь |
|
3. Если необходимо, подкармливают пчел. |
Октябрь- ноябрь |
|
| |
Ноябрь- Март | Читает лекции и дает консультации на темы:
|
| |
Апрель- Май. |
|
| |
Июнь |
|
| |
Июль |
|
| |
8 класс | В течение учебного года. | Дает лекции и консультации на темы: 1.»Пчелиные болезни: ворратоз и аскозфероз» 2.«Пароды пчел: кавказские и карпатские»
| Ребята самостоятельно работают. Увеличивают пчелиные семьи. При необходимости обращаются к учителю. |
9 класс | В течение учебного года. | Изучает с детьми материалы по журналу «Пчеловодство» | Увеличивают по желанию свою пасеку. При необходимости обращаются к учителю. |
10-11 класс | Дает консультации по вопросам юных пчеловодов. | Самостоятельно занимаются пчеловодством. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крепка семья - крепка Держава
Внеклассная работа. Классный час. 6 класс...
Классный час "Крепкая семья - крепкая Россия"!
КЛАССНЫЙ ЧАС.«Крепкая семья - крепкая Россия "Дом – это там, где вас поймут,там где надеются и ждут, где забудешь о плохом – это твой дом»Оформление:Название праздника (дедушка и бабу...
Классный час Крепка семья-крепка держава
Цель классного часа: способствовать возрождению ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям как основе гуманного общества; содействовать сплочению детей и родителей....
Классный час "Крепка семья, крепка Россия"
Цели: - Обобщение знаний обучающихся о семье, её традициях. - Развитее и коррекция памяти, внимания, логического мышления на основе иг...
Веселые старты "Крепка семья – крепка Россия"
Для учащихся 1-6 классов....
«Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».
Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина9 классЗанятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа). ...
Классный час на тему:"Крепка семья - крепко здоровье".
Классный час на тему: "Семья"....