Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными семьями".
статья на тему

Стряпчева Марина Сергеевна

Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными сеиьями".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_neblagopoluchnymi_semyami.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5.

Выступление на педагогическом совете на тему:

 «Работа классного руководителя с неблагополучными семьями».

Подготовила:

классный руководитель 5в класса

Стряпчева Марина Сергеевна

Егорьевск 2016

1. Выражение «трудные дети» очень часто встречается в обиходе. Трудные дети – это отдельная группа общества, чьи нормы отличаются от общественных. В настоящее время  термин«трудные дети» заменяет словами «дети группы риска». Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Однако, как бы мы не называли эту группу  детей, она существует в обществе, принося проблемы,  и к сожалению не становится малочисленнее .

Индикаторы неблагополучия  школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду  и профессиональная ориентация;

- проведение и поступки.

        К «группе риска» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, поведении, недисциплинированности. Такие дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу, плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи,грабежи…

Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

· отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

· незнание их интересов и потребностей;

· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

· сверхзанятость родителей

· "эпидемия" разводов; в таких семьях часто возникает так называемый отстранённый стиль воспитания,когда родители не придают значения проступкам деитей, не видят в них ничего страшного,мать занята устройством собственной личной жизни,дети часто проживают с бабушкой.

· потеря эмоциональных контактов с детьми.

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины..

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. Считается, что у  нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду. Очень часто у трудных детей и подростков возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе, поэтому система работы школы  направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждени

5 класс- это своеобразный пропуск в более самостоятельную жизнь учеников младшей школы. В этот период происходят возрастные психологические  изменения и, как следствие, переоценка ценностей. Такое поведение обусловлено фактором взросления детей и проявлениями так называемой взрослости.  В этот период важно проведение мероприятий, классных часов на тему здорового образа жизни, чем опасны вредные привычки. Основная их цель - представление полной информации о последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения, правовой и административной ответственности за совершенные правонарушения.

2. В своём классе с трудными детьми или с так называемыми «детьми группы риска» я работаю следующим образом:

 - провожу индивидуальные беседы с учеником и его родителями. Но термин трудные дети часто связан с понятием трудные семьи. В таких семьях бывает очень трудно наладиь какой-либо контакт с родителями ученика. Родители прибегают к игнорированию: не приходят на встречу,не соблюдают договорённости о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях, либо показывают агрессию: обвиняют во всём школу или учителей.

-посещение неблагополучных семей в сопровождении инспектора по делам несовершеннолетних,социального педагога и психолога школы, после того как родители не шли на контакт с классным руководителем,показывая равнодушное отношение ужасному поведению и неудовлетворительным оценкам детей

-очень часто такие дети прогуливают уроки, поэтому о пропуске уроков сразу же сообщается родителям

-поведение отдельных детей выносилось на родительские собрания, часто поднимается вопрос об отношении детей группы риска по к своим одноклассникам(ссоры, драки, ненормативная лексика). Очень часто такие дети пытаются перетянуть одноклассников на свою сторону, подбивают их на прогуливание уроков, кражу или какой-то другой проступок.

- далее проводятся беседы с социальным педагогом школы в присутствии инспектора по делам несовершеннолетних,

- также тесно сотрудничаю по всем вопросам, касающимся этой группы детей с психологом школы, социальным педагогом, заучем по учебно-воспитательной работе. Регулярно проводятся беседы с инспектором по делам несовершеннолетних. Один из учеников моего класса состоит на учёте в милиции. С ним также регулярно ведётся работа.

Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы классного руководителя с неблагополучными семьями.

В данной методической разработке даны рекомендации  по работе классного руководителя с неблагополучными семьями...

Презентация по теме "СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ"

Данная презентация знакомит классных руководителей с понятием, проблемами и типами неблагополучных семей...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Доклад "Работа классного руководителя с проблемными семьями"

Доклад"Работа классного руководителя с проблемными семьями"...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...