Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными семьями".
статья на тему

Стряпчева Марина Сергеевна

Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными сеиьями".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_neblagopoluchnymi_semyami.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5.

Выступление на педагогическом совете на тему:

 «Работа классного руководителя с неблагополучными семьями».

Подготовила:

классный руководитель 5в класса

Стряпчева Марина Сергеевна

Егорьевск 2016

1. Выражение «трудные дети» очень часто встречается в обиходе. Трудные дети – это отдельная группа общества, чьи нормы отличаются от общественных. В настоящее время  термин«трудные дети» заменяет словами «дети группы риска». Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Однако, как бы мы не называли эту группу  детей, она существует в обществе, принося проблемы,  и к сожалению не становится малочисленнее .

Индикаторы неблагополучия  школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду  и профессиональная ориентация;

- проведение и поступки.

        К «группе риска» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, поведении, недисциплинированности. Такие дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу, плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи,грабежи…

Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

· отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

· незнание их интересов и потребностей;

· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

· сверхзанятость родителей

· "эпидемия" разводов; в таких семьях часто возникает так называемый отстранённый стиль воспитания,когда родители не придают значения проступкам деитей, не видят в них ничего страшного,мать занята устройством собственной личной жизни,дети часто проживают с бабушкой.

· потеря эмоциональных контактов с детьми.

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины..

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. Считается, что у  нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду. Очень часто у трудных детей и подростков возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе, поэтому система работы школы  направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждени

5 класс- это своеобразный пропуск в более самостоятельную жизнь учеников младшей школы. В этот период происходят возрастные психологические  изменения и, как следствие, переоценка ценностей. Такое поведение обусловлено фактором взросления детей и проявлениями так называемой взрослости.  В этот период важно проведение мероприятий, классных часов на тему здорового образа жизни, чем опасны вредные привычки. Основная их цель - представление полной информации о последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения, правовой и административной ответственности за совершенные правонарушения.

2. В своём классе с трудными детьми или с так называемыми «детьми группы риска» я работаю следующим образом:

 - провожу индивидуальные беседы с учеником и его родителями. Но термин трудные дети часто связан с понятием трудные семьи. В таких семьях бывает очень трудно наладиь какой-либо контакт с родителями ученика. Родители прибегают к игнорированию: не приходят на встречу,не соблюдают договорённости о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях, либо показывают агрессию: обвиняют во всём школу или учителей.

-посещение неблагополучных семей в сопровождении инспектора по делам несовершеннолетних,социального педагога и психолога школы, после того как родители не шли на контакт с классным руководителем,показывая равнодушное отношение ужасному поведению и неудовлетворительным оценкам детей

-очень часто такие дети прогуливают уроки, поэтому о пропуске уроков сразу же сообщается родителям

-поведение отдельных детей выносилось на родительские собрания, часто поднимается вопрос об отношении детей группы риска по к своим одноклассникам(ссоры, драки, ненормативная лексика). Очень часто такие дети пытаются перетянуть одноклассников на свою сторону, подбивают их на прогуливание уроков, кражу или какой-то другой проступок.

- далее проводятся беседы с социальным педагогом школы в присутствии инспектора по делам несовершеннолетних,

- также тесно сотрудничаю по всем вопросам, касающимся этой группы детей с психологом школы, социальным педагогом, заучем по учебно-воспитательной работе. Регулярно проводятся беседы с инспектором по делам несовершеннолетних. Один из учеников моего класса состоит на учёте в милиции. С ним также регулярно ведётся работа.

Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы классного руководителя с неблагополучными семьями.

В данной методической разработке даны рекомендации  по работе классного руководителя с неблагополучными семьями...

Презентация по теме "СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ"

Данная презентация знакомит классных руководителей с понятием, проблемами и типами неблагополучных семей...

Работа классного руководителя с неблагополучными семьями

выступление на родительском собрании...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Доклад "Работа классного руководителя с проблемными семьями"

Доклад"Работа классного руководителя с проблемными семьями"...