Доклад на МО "Работа классного руководителя по профилактике ДТП"
материал

Жернокова Юлия Алексеевна

Доклад на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Работа 
классного руководителя 
по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма

Подготовила: Жернокова Ю.А.


    Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.
    Главная задача – научить ребёнка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитывать сознательное отношение к выполнению Правил дорожного движения.

      Важная форма профилактики ДТП – воспитание и обучение детей в школах и других учебных заведениях. Здесь могут быть созданы специально оборудованные автогородки, тематические уголки, кабинеты по безопасности дорожного движения.  

      В школе проводят для детей беседы («Дорога в школу и домой», «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром», «Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине», «Пешеходный переход», «Что означают дорожные знаки»), игры, викторины, соревнования, выставки плакатов, рисунков, конкурсы, экскурсии.

     В беседах, играх, экскурсиях используется такой метод воспитания, как убеждение. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
    Ребёнку надо постоянно объяснять смысл и необходимость безопасных действий. Только разумное, сознательное выполнение правил создаёт внутреннюю потребность поступать именно так. Главное – добиться внутренней убеждённости учащихся в необходимости правильного, культурного поведения в дорожной среде. Детям не следует говорить только «нельзя». В этом возрасте нужны частые подкрепления, повторения, разъяснения, почему нельзя. Одновременно с тем, что нельзя делать на дороге, нужно объяснить и показать, что можно.

Например, из-за стоящего транспорта на дорогу выходить нельзя, а по пешеходному переходу – можно. Ребёнок должен понять, что запрет, например, играть на дороге не временный (сегодня нельзя, а завтра можно), а постоянный.

В воспитании надо проявлять твёрдость и последовательность в сочетании с добротой и вниманием к ребёнку.  
     
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример действует на ребёнка намного сильнее, чем слово.
    Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

     Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребёнка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
    Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой и избавиться от неё очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.                                  

     Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется приём опоры на положительное в личности воспитанника. Уважение, доверие со стороны педагога вселяют в ребёнка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.                                


 
Взаимодействие семьи и школы в обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте

     Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.  

     Исследования показывают, что достаточно большое количество родителей не знает Правил дорожного движения, а если знают сами, то не считают обязательным для себя разъяснять детям дорожную азбуку и, что особенно опасно, часто в присутствии детей нарушают Правила дорожного движения. Правила безопасного поведения детей изучаются в школе с 1-го класса, но родители ни в коем случае не должны устраняться от постоянного обучения детей правилам дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде  - основные причины несчастных случаев и аварий.                                        

     Классному руководителю необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей, познакомить родителей с работой школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, с пособиями по обучению детей безопасности на
дорогах и обсудить план совместной работы с родителями по предупреждению ДТП с участием детей класса.    

     Предлагаются 3 формы занятий с родителями:            

лекции, раскрывающие причины и условия  ДТП с участием детей;  

 проведение тематических бесед типа «Опасные места вокруг школы и дома», «Дорога в школу» и др.;  

Индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).  

     Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.  

     На занятиях педагог даёт следующие установки родителям:

 – постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;

– при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
– отработать с детьми схему безопасного маршрута «Мой путь в школу», отметить на нём опасные участки, места безопасного перехода дороги.


    Учитель должен объяснить родителям, что детский дорожно-транспортный травматизм обусловлен в основном возрастными и психофизиологическими особенностями поведения детей на улицах и дорогах, что типичная возрастная психофизиологическая характеристика младших школьников – их часто непредсказуемое поведение.  

     На улице дети легко отвлекаются на всё интересное. Если ребёнок идёт с друзьями, он, часто, увлёкшись разговорами, не смотрит на дорогу и не может услышать сигнала приближающейся машины из-за недостатка произвольного внимания или как наши дети из-за слуха.      

     Как правило, дети плохо ещё соразмеряют скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором он находится от них.
    Дети с сильной нервной системой, любящие шумные игры, при громких звуках действуют быстро. Очень часто они бегут от опасности и попадают под колёса машин. Наоборот, у ребёнка со слабой нервной системой реакция на звуковые и световые сигналы замедленная. В опасных ситуациях они теряются, не зная, что делать.
    Это должны учитывать родители и подробно объяснять детям, как надо себя вести.
    На поведение ребёнка оказывают влияние особенности восприятия им дорожной среды, внимания, мышления, глазомер, поле зрения, слух, подвижность и уравновешенность нервных процессов.                                  

     Психологи установили, что есть различия в реакциях мальчиков и девочек на движущийся транспорт. Мальчики обычно стараются как можно быстрее перебежать дорогу, не обращая внимания на движущиеся в несколько рядов машины. А девочки могут побежать назад к тротуару.

     На поведение детей может влиять их функциональное состояние в  определённый момент. Например, ребёнок плохо себя чувствует, устал, и в результате способность контролировать своё поведение на дороге у него снижается.
    Целостное восприятие дорожной обстановки затрудняется из-за роста ребёнка. Стоящие транспортные средства закрывают ему обзор. Ребёнок не видит, что происходит на дороге, и сам не виден водителям.                          


Как научить ребёнка соблюдать Правила дорожного движения

Пройдите несколько раз с ребёнком маршрут «Мой путь в школу», объясняя, где нужно быть внимательным и осмотрительным, где переходить улицу более удобно и безопасно.

Обсуждать с ребёнком его действия в необычных обстоятельствах, например,  если сломан светофор.                                              

Используя родительский авторитет, постоянно внушайте детям следующие установки:
– перед тем, как выйти на проезжую часть дороги, остановись и скажи себе: «Будь осторожен»;                            

    – никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем:
     водитель не сможет остановить машину сразу;                

         – не выходи на дорогу из-за стоящих у тротуара автомобилей или других препятствий, закрывающих обзор;

         – не выбегай на дорогу, если нет пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль;
        – не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью дороги. Для игр есть   двор, детская площадка или стадион;              

        –  переходи дорогу только поперёк, а не наискосок, иначе будешь дольше     находиться на ней и можешь попасть под машину.                          

Не запугивать детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как и неосторожность и беспечность.

Система непрерывного обучения ПДД и безопасного поведения на улицах, дорогах  и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.                                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...

Доклад "Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе".

В последнее время среди учащихся общеобразовательных учреждений участились случаи агресии по отношению друг к другу. В данном докладе раскрываются причины агрессивности учащихся, даются рекомендации п...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...