Стандарты по физической культуре
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме
Стандарт основного общего образования по физической культуре.
5,6, 8 - 9 класс
Знания о физической культуре
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Физическое совершенствование
(использовала литературу: стандарты, рабочие программы В.И. Лях, А. В. Матвеева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_standart_fizicheskaya_kultura_s_56_8-9.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Стандарт основного общего образования по физической культуре.
5 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила поведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела); Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению к проведению утренней зарядки, правил выбора и дозировки физических упражнений, составление комплексов упражнений. Физкультминутки и их значение для профилактики утомления. Правила закаливания организма способом обтирания, обливания и душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведения занятий физической культуры. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил подготовки мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений дл утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Выполнение комплексов упражнений с предметом и без предмета (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанки, форме стопы.
Самоконтроль. Изменение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно – оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно – оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики . Организующие команды приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну разведением и слиянием. Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом на 180; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат. Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки). Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки) : ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении). Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие комбинации, общеразвивающихся упражнений и танцевальных движений (мягкий, широкий и приставной шаг, шаг галопа и польки). Лазание по канату. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах висы, упоры, махи. Гимнастическая полоса препятствий. Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками, спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку. Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30м и 60 м). Гладкий равномерный бег (до 10-12 мин). Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега. Многоскоки. Упражнения ОФП.
Лыжные гонки (18ч). Попеременно двухшажный ход. Одновременно бесшажные ходы. Повороты переступанием на месте в движении. Подъем «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой». Спуск прямо и наискосок в основной стойке. Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций до 3км. Упражнения ОФП.
Спортивные игры.
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижения приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шага, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Упражнения ОФП.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижения приставными шагами вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами). Упражнения ОФП.
Футбол (мини-футбол). Упражнения без мяча: бег с изменением направления движения; бег с ускорением; бег спиной вперед; бег «змейкой» и по кругу. Упражнения с мячом: ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Упражнения ОФП.
Плавание. Основные способы плавания (кроль на груди и спине, брасс)
6 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры. Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи Олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика. Зарождение Олимпийского движения в России, первые успехи российских спортсменов. История зарождения избранно вида спорта (гимнастика, лыжные гонки, плавания, баскетбол, волейбол, футбол). Современные правила соревнований по избранному виду спорта.
Базовые понятия физической культуры. Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств (регулярность и систематичность занятий, доступность и ндивидуализация в выборе величины нагрузок, непрерывность и постепенность повышения требований). Структура занятий по развитию физических качеств (подготовительная часть – разминка, основная часть – решение главных задач занятия, заключительная часть - восстановление организма) и особенности планирования их содержания, место занятий в режиме дня и недели. Физическая нагрузка как чередование физической работы и отдыха; ее регулирование по объему, продолжительности, интенсивности и интервала отдыха.
Физическая культура человека. Правила закаливания организма способом принятия воздушных и солнечных ванн, купания. Правила ведения дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Способы двигательной (физической) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по развитию физических качеств (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Правила самостоятельного тестирования физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий и регулирование величины нагрузки в соответствии с заданным режимами. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динами показателей физического развития и физической подготовленности; содержание еженедельно обновленных комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание домашних занятий по развитию физических качеств. Наблюдение за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений.
Физическое совершенствование
Физкультурно –оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, формирование правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей. Комплексы упражнения для коррекции фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкульминуток и физкульпауз. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики глаз.
Спортивно – оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: ходьба строевым шагом одной, двумя и тремя колонными, перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно. Кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка вперед в группировке. Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок ноги врозь через гимнастического козла (девочки). Передвижения по гимнастическому бревну (девочки): поворот на носках в полуприседе, выход на равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек. Упражнения на невысокой перекладине (мальчики): подъем переворотом в упор с прыжка, перемах левой (правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках.
Упражнения на брусьях: наскок в упор ходьба на руках; размахивание в упоре; соскок вперед с опорой на жердь(мальчики); наскок в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом с опорой на жердь (девочки).
Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие общеразвивающие упражнения и элементы хореографии (прыжок выпрямившись, скачок, закрытый и открытый прыжок). Прикладные упражнения: лазание по канату в два приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, по диагонали (девочки). Упражнения на трамплине : прыжок с разбега на горку матов, соскок с приземлением. Упражнения ОФП.
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Бег с преодолением препятствий. Спринтерский бег (60м и 100м). Гладкий равномерный бег (10-15 мин). Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» . Метание малого мяча по движущейся мишени (катящемуся баскетбольному мячу). Упражнения ОФП.
Лыжные гонки. Одновременный одношажный ход. Передвижение с чередованием попеременного двухшажного с одновременным одношажным ходом. Торможение «упором». Преодоление трамплинов в низкой стойке. Прохождение дистанции до 3 км. Упражнения ОФП.
Спортивные игры. Баскетбол. Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола; ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по правилам. Упражнения ОФП.
Волейбол. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону, стоя на месте. Игра волейбол по правилам. Упражнения ОФП.
Футбол (мини-футбол). Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по кругу, между стоек); удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в мини- футбол по правилам. Упражнения ОФП.
Плавание. Брасс (согласование движений рук и ног и дыхания). Упражнения специальной физической и технической подготовки.
8 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Основные направления развития физической культуры в обществе (физкультурно- оздоровительное, спортивное и прикладное ориентирование) , их цели и формы организации.
Базовые понятия физической культуры. Всестороннее и гармоническое физическое развитие и его связь с занятиями физической культуры и спортом. Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и фигуры, профилактика утомления. Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата.
Физическая культура человека. Правила поведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Правила планирования тренировочных занятий по спортивному совершенствованию. Правила и гигиенические требования к проведению восстановительных процедур: дыхательная гимнастика во время и после занятий физическими упражнениями; простейшие приемы восстановительного массажа (поглаживание, растирание, разминание) на отдельных участках тела, принятие ванн и душа.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий спортивной подготовкой. Составление плана самостоятельных занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности. Проведения восстановительных процедур во время занятий и после их окончания.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержание домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных действий.
Физическое совершенствование
Физкультурно – оздоровительная деятельность. Индивидуальные комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы дыхательной гимнастики. Индивидуальные комплексы упражнения для регулирование массы тела и коррекции телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы адаптивной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушении опорно –двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения и зрения – близорукость).
Спортивно – оздоровительная деятельность. Гимнастика – с основами акробатики. Строевые упражнения: Команда «Прямо!», поворот в движении направо, налево. Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Длинные кувырки вперед с разбега (упражнения выполняются слитно 3-4 кувырка). Стойка на голове и руках силой из упора присев (юноши); мост и поворот в упор стоя на одном колене, кувырок вперед и назад (девочки). Передвижения по гимнастическому бревну (девушки): ходьба со взмахом ног (до конца бревна), поворот на носках в полуприсед, стойка на носках, толчком двумя прыжок вперед, полушпагат, из стойки поперек соскок прогнувшись. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Упражнения на перекладине (юноши) : из размахивания подъем разгибом, в упоре перемах левой (правой), назад, медленное опускание в вис, махом вперед соскок прогнувшись. Упражнения на брусьях: подъем в упор с прыжка, махом вперед сед ноги врозь, кувырок вперед в сед ноги врозь, соскок махом вперед (назад), удерживаясь рукой за жердь (юноши); наскок в упор на нижнюю жердь, вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног на верхнюю, переход в упор на нижнюю жердь, мхом назад соскок с поворотом (вправо, влево), удерживаясь рукой за жердь (девушки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки: прыжок согнув ноги (мальчики); прыжок боком с поворотом (девочки). Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения. Упражнения ОФП.
Легкая атлетика. Совершенствование техники в беговых (спринтерский – низкий старт до 30 м бег 60м и 100м; эстафетный и кроссовый бег до 2000м), прыжковых (прыжок в длину и высоту с разбега) упражнениях. Прикладные упражнения, туристическая ходьба; прыжки через препятствия, многоскоки, спрыгивание и запрыгивание с грузом, на точность приземления и сохранения равновесия; Метание теннисного мяча. Бросок набивного мяча. Упражнения ОФП.
Лыжные гонки. Совершенствование техники освоенных лыжных ходов, переход с одного хода на другой. Коньковый ход. Прохождение дистанции до 5 км с чередованием лыжных ходов. Торможение и поворот « плугом». Упражнения ОФП.
Спортивные игры. Баскетбол. Технико –тактические действия в защите и нападении ( комбинация из освоенных элементов : ловля, передача, ведение, бросок; позиционное нападение и личная защита; взаимодействие двух игроков в нападение и защите через «заслон»). Игра баскетбол по правилам. Упражнения ОФП.
Волейбол. Технико –тактические действия в защите и нападении. Комбинация из освоенных элементов техники перемещения, приема и передачи мяча. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Нижняя прямая подача. Прием подачи. Игра волейбол по правилам. Упражнения ОФП.
Футбол (мини-футбол). Технико –тактические действия в защите и нападении. Комбинация из освоенных элементов техники передвижения. Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком. Серединой лба (по летящему мячу). Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом. Игра футбол по правилам. Упражнения ОФП.
Плавание. Упражнения специальной физической и тактической подготовки. Специальные плавательные упражнения. Способы освобождения от захватов тонущего. Правила соревнований.
9 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Туристические походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма, виды разновидности туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение, требования к технике безопасности и бережному отношению к природе.
Базовые понятия физической культуры. Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубные влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека, роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек. Прикладно ориентированная физическая подготовка как система тренировочных занятий для освоения профессиональной деятельности.
Физическая культура человека. Правила организации и планирования режима дня с учетом дневной и недельной динамики работоспособности. Правила планирования активного отдыха и его основных форм с учетом особенностей учебной (трудовой) деятельности, индивидуального образа жизни. Правила и гигиенические требования к проведению банных процедур. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и активным отдыхом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Подготовка к проведению летних пеших туристических походов (выбор маршрутов, снаряжения, одежды и обуви, укладка рюкзака). Соблюдение правил движения по маршруту. Оборудование мест стоянок (установка палатки, разведение костра, размещение туалета, оборудование спортивной площадки). Соблюдение требований безопасности и оказания доврачебной помощи (при укусах, отравлениях, царапинах, ссадинах и потертостях, ушибах и других травмах). Последовательное выполнение всех частей занятий прикладно ориентированной подготовкой (согласно плану индивидуальных занятий). Наблюдение за режимом нагрузки ( по частоте сердечных сокращений) и показателями (внешними и внутренними) самочувствия во время занятий.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержание домашних занятий, результатов тестирования.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнения для формирования правильной осанки; утренней зарядки, физкультминуток; дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз; для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (подбираемые в соответствии с медицинскими показателями учащихся).
Спортивно – оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Строевые упражнения: переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонну по два, по четыре в движении. Акробатическая комбинация (юноши): из основной сойки кувырок вперед в стойку на лопатках, упор присев, встать, из основной стойки прыжком в упор присев, кувырок назад ноги врозь. Упор присев стойка на голове и руках; длинный кувырок вперед с трех шагов разбега. Девочки: равновесие на одной; выпад вперед; кувырок вперед. Упражнения на гимнастическом бревне (девушки): танцевальные шаги (польки), ходьба со взмахами ног и поворотами; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки: прыжок согнув ноги (юноши); прыжок боком (девочки). Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения. Упражнения ОФП.
Легкая атлетика. Спортивная ходьба. Совершенствование техники ранее разученных упражнений в прыжках, беге и метании. Бег по дистанции: 60 м с низкого старта (на результат), 1000м – девушки и 2000м – юноши. Кроссовый бег: юноши 3 км, девушки – 2 км. Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков; передвижение на руках в висе, лазанья и перелезания. Упражнения ОФП.
Лыжные гонки. Бесшажный ход. Передвижение по пересеченной местности с чередованием одновременных, попеременных и бесшажных ходов. Преодоление крутых спусков в низкой стойке. Прохождение дистанции до 5 км. Упражнения ОФП.
Спортивные игры. Баскетбол. Технико –тактические действия в защите (перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину) и нападении (быстрое нападение). Игра баскетбол по правилам. Упражнения ОФП.
Волейбол. Технико –тактические командные действия (взаимодействия игроков в передней линии нападении; взаимодействие игроков в задней линии при приеме мяча от нижней подачи; взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении при приеме подачи). Игра волейбол по правилам. Упражнения ОФП.
Футбол (мини-футбол). Технико –тактические командные действия (взаимодействие игроков в нападении и защите при подачи углового удара, при пробитии штрафных ударов, при вбрасывании мяча из-за лицевой линии). Игра футбол по правилам. Упражнения ОФП.
Плавание. Упражнения специальной физической и тактической подготовки. Специальные плавательные упражнения. Способы транспортировки пострадавшего в воде. Правила соревнований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры в свете новых образовательных стандартов
Выступление на МО....
Государственный стандарт по физической культуре
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по физической культ...
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (основная школа)
Каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение главной цели развития отечественной системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной...
стандарты по физической культуре
стандарты по физической культуре для начальной, основной и средней школы...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...
Деятельность учителя (по предметам) в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта "Педагог" физическая культура
Деятельность учителя (по предметам) в условияхреализации ФГОС и профессионального стандарта "Педагог" физическая культура...