Роль восприятия в подготовке волейболистов
статья по физкультуре по теме

Прокофьев Сергей Петрович

В данной работе сделана попытка выделить фактор психологического (зрительного, эмоционального) восприятия из общей системы подготовки волейболиста, этапы по формированию основ восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_vidy_sporta.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые виды спорта, в частности волейбол, обусловлены присутствием на площадке большого количества участников, от каждого из которых требуется постоянное внимание не только за командой соперника, но и за действиями игроков своей команды. В основе внимания лежит восприятие изменяющихся условий окружающей обстановки.

    Процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств называется восприятием. В психологии восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Специальных органов восприятия нет. Материалы для восприятия дают анализаторы, среди которых наиболее распространены зрительные, слуховые и осязательные.

    То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом восприятия (в данном случае это мяч), а всё остальное (команда соперника, разметка площадки) – фоном. Иначе говоря, для волейболиста, действующего главным образом на основе зрительного восприятия, мяч является основным объектом, а всё остальное – второстепенным. Умение видеть положение и перемещение игроков на площадке, не выпускать из поля зрения мяч, быстро ориентироваться в сложившейся ситуации – важнейшие качества игрока. Правильное и своевременное выполнение технического приёма: выход к мячу, точная направленная передача, тесно связаны с высокоразвитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками и мячом.

    Экспериментально установлено, что для перевода взгляда с близкого расстояния на дальний или наоборот необходимо минимум 0,2 сек. За это время мяч пролетает 1,5-2 м. (даже если глаза и мяч находятся на одной оси).

    Периферическое зрение и точность глазомера находятся в прямой зависимости от состояния тренированности. Здесь следует отметить, что занятия и игры должны проходить при нормальном освещении. Иначе глазное яблоко может деформироваться и принять удлинённую форму (симптом развития близорукости), что приводит к значительному сужению поля зрения и соответственно к ухудшению глазомера.

    Немаловажный фактор – влияние цвета. Различные цвета неодинаково воспринимаются глазом, поэтому зрительное восприятие меняется в зависимости от цвета. Лучше других воспринимаются белый (чистота, точность), жёлтый (радость, оптимизм, солнце) и зелёный (здоровье, молодость, радость) цвет (вспомните разметку  волейбольной площадки, мяча). Эти цвета обладают способностью подавлять утомление. После длительного восприятия тёмных цветов (красного, фиолетового, синего) утомление наступает быстрее, поэтому цветовое оформление стен спортивного зала непосредственно связано с эмоциональным восприятием и благоприятным влиянием на нервную систему.

    Как развивать точность глазомера? Главное требование – на тренировках как можно больше варьировать дистанции передач, бросков, нападающих ударов. Передачи например, можно делить на различные по расстоянию, с различной скоростью и траекторией, при сближении и расхождении партнёров; подачи – различными способами и с различного расстояния; нападающие удары – по сигналу тренера в различные зоны площадки; броски теннисного мяча с различной силой и различного расстояния в цель (партнёру). Спортсмен должен приучить себя постоянно следить за малейшими изменениями дистанций приёмов (пример: подающий закрыт игроками).

    Для развития периферического зрения применяются такие упражнения, как ведение, перебрасывание и ловля мяча без зрительного контроля; передачи в парах, тройках и четвёрках с поочерёдным контролем периферическим зрением мяча и партнёра; броски мяча в баскетбольное кольцо с контролем кольца только периферическим зрением.

    Несколько слов о форме игроков. Трусы и майки должны быть разного цвета, лучше светлых тонов. Как реакция на эти цвета следует увеличение поля зрения и концентрация внимания.

    Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах или определённой деятельности при отвлечении от всего остального. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания.

    Быстрая и правильная ориентировка в игре, мгновенная реакция игроков возможна лишь при высокой интенсивности (объёме) и устойчивости внимания. Интенсивность (объём) внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть охватываются вниманием одномоментно. Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Чем интенсивнее внимание, тем больше нервной энергии тратится. На изменение, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение внимания игроков влияет ряд факторов:

- интенсивность и устойчивость внимания тем хуже, чем меньше тренирован волейболист (развивается целенаправленной тренировкой);

- воздействие отрицательных эмоциональных состояний и влияние утомления;

- ослабление волевого напряжения;

- характер тренировки, игры (например, монотонность, как и частая смена вида деятельности, ослабляют внимание).

    Для развития внимания необходимо приучить себя работать в разнообразных условиях. Сделать акцент на ОФП, так как утомление снижает внимание. Необходимо вводить в тренировку различные упражнения с несколькими мячами, всевозможные перемещения, быстрые переключения внимания с объекта на объект, с одного действия на другое. Воспитание внимания должно сводиться к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия, стараться никогда не работать невнимательно. Наконец необходимо знать индивидуальные особенности внимания каждого игрока. Только тогда можно ставить определённые задачи по воспитанию внимания спортсменов.

     Применять комплексы упражнений по развитию восприятия у волейболистов лучше всего на этапе совершенствования игровых умений и навыков и закреплять их игровой практикой, так как игра, её основные фазы и игровые ситуации – основа и исходный пункт для отработки любой деятельности.

     В процессе формирования основ восприятия волейболистов можно выделить несколько фаз (этапов). В первой (основной) фазе формируется техническая сторона деятельности отдельного игрока. Главная цель – овладение основами техники игровой деятельности и основными формами передвижения в волейболе. Речь идёт главным образом о технике ходьбы, бега, бега приставными шагами в стороны, бега спиной вперёд, бега скрёстным шагом, остановки в шаге, в двойном шаге, в скачке, а также о технике постановки рук при перемещениях. Для этого лучше выбирать простые упражнения, которые создают идеальные условия для усвоения навыков. Отработка проходит более или менее изолированно от игры, потому что принцип соразмерности требует использования самых простых условий для тренировки. Обучение надо начинать с рассказа и показа, используя правильную терминологию. Обосновывая  ту или иную игровую деятельность необходимо исходить из «нужд» ситуации. Демонстрировать движение надо в оптимальном темпе, технически как можно более совершенно: на основе увиденного у игроков складывается представление об упражнении.

     Ядром отработки является собственно упражнение, основанное на принципах многократного повторения. Упражнения, как и условия их выполнения, необходимо разнообразить и чередовать, они должны быть различны по организации и форме.

     Когда игроки поняли сущность и овладели двигательной структурой отрабатываемой деятельности, они приступают к совершенствованию игровой деятельности как целого.

     Задачи второго этапа – овладеть техникой и основой игровой деятельности отдельного волейболиста и комбинациями в самых типичных ситуациях и вариантах; научить игрока выбирать из многочисленных возможностей ту, которая лучше всего отвечает условиям решения ситуации.

     Этот этап характерен соединением элементов техники и тактики. Роль восприятия пропорционально возрастает с усложнением игровой деятельности, посредством формирования представления об игре, как о сложном единстве умений, навыков и их адаптации к постоянно изменяющимся игровым ситуациям. Большое значение здесь играет усвоение теоретических знаний, которые потом помогают игрокам логически обосновать поведение в том или ином эпизоде, анализировать свои и чужие действия, предлагать другие, более рациональные и комбинационные способы ведения игры.

     Как только игроки овладеют минимальным набором навыков, начинается отработка (разучивание) комбинаций. Цель её – при помощи налаженного взаимодействия небольших групп игроков (2-3 человека) создавать предпосылки для коллективного решения игровых ситуаций и тем самым усовершенствовать части игры.

     Основные комбинации отрабатываются в той же последовательности, что и деятельность отдельных игроков. Новый элемент здесь – временная и пространственная согласованность действий. Работа начинается в простых стандартных условиях, которые постепенно усложняют, а заканчивается в меняющихся условиях. При совершенствовании атакующих и оборонительных комбинаций движение игроков без мяча – составная часть целенаправленной совместной деятельности, поэтому отрабатывать эти элементы необходимо в многочисленных игровых ситуациях и даже доводить до автоматизма, предоставляя органам восприятия контролировать обстановку.

     Задача третьего этапа – совершенствование игровой деятельности отдельных волейболистов, а также отработка комбинаций и взаимодействия всех игроков на площадке. Именно на этом этапе в полную меру проявляются такие качества, как внимание, сосредоточенность, контроль ситуации и т. д. Быстро меняющиеся игровые ситуации требуют столь же быстрой и целенаправленной реакции.

     Характерная черта этого этапа – комплексность деятельности отдельного игрока. Совершенствование игровой деятельности и взаимодействия нескольких волейболистов предполагают тесное соединение техники и тактики. Быстро и неожиданно меняющиеся ситуации требуют от игроков интенсивной психической деятельности и совершенного (часто автоматического) владения техническими элементами игры. На этом этапе не обойтись без теоретического обоснования. Необходимо объяснить команде основную концепцию и значение системы, а отдельным игрокам – конкретные задачи в этой системе. Объяснения обязательно дополнять средствами опосредованного восприятия. Сюда входят рисунки на доске, демонстрация на видео и на площадке. Надо обращать внимание на предполагаемый ход игры и на способ деятельности игроков на отдельных местах.  

     Итогом тренировочного процесса является матч. Матч – это всегда чрезвычайная, стрессовая нагрузка,  прямо пропорционально повышающая ответственность.

     Участие игрока в матче сопровождается значительными изменениями в его психике. Различают три типа психических состояний:

  1. Чрезмерная возбудимость – стартовая «горячка». Характеризуется повышенной раздражимостью и даже нервозностью, ослабленным самоконтролем, повышенным психическим и мышечным напряжением. Последствием такого состояния бывает достаточно серьёзная двигательная раскоординированность. Особенно негативно она действует на реакцию, что, в свою очередь, ухудшает способность оценивать игровые ситуации, быстро и эффективно оценивать их.
  2. Состояние заторможенности – апатия. Может возникнуть на фоне общей низкой активности. Проявляется обычно как пассивность, безразличие, общая физическая и духовная слабость, преобладание защитных реакций.
  3. Состояние оптимальной готовности – способность бороться. Типично для сильных, уравновешенных и хорошо готовых игроков.

     На практике приведённые типы состояний встречаются в самых различных вариантах. Предстартовое и стартовое состояние влияют на результативность в игре. Поэтому желательно, чтобы игроки (вместе стренером) могли распознать особенности их течения и подходящими средствами их регулировать. Всё это зависит не только от опыта, а и от типа игрока, от общего уровня его подготовки. Продолжение стартового состояния – состояние послестартовое. В нём отражен конечный результат борьбы.

     Очень важно в ходе тренировочного процесса анализировать эти состояния и их влияние на особенности восприятия, как каждого игрока, так и на весь коллектив, стремиться их регулировать посредством комбинирования различных упражнений из основного набора волейболиста, а также и упражнений из других игровых видов спорта.

     Но самыми эффективными средствами развития восприятия у волейболистов были и остаются строгий режим и систематическая тренировка спортсменов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая подготовка волейболистов 16 – 17 лет

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ....

Современный подход в скоростно-силовой подготовке волейболистов в тренировочном процессе.

Введение. Спортивная тренировка организуется и проводится с целью достижения высоких спортивных результатов и гармоничного развития человека. Правильно построенная тренировка вызывает целый комплекс б...

Методический материал для учителя физкультуры «Подготовка волейболистов. Обучение и тренировка».

Материал представлен для учителей физ.культуры при подготовки и тренировки волейболистов....

Методика по волейболу для подготовки волейболистов

Данная программа составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и спортивных секций рекомендованной Главным управлением школ Министерства просвещения под редакцией СМ. Зверева, авто...

Реализация воспитательных возможностей спортивной школы при подготовке волейболистов

В статье представлен материал из опыта работы по использованию воспитательных  возможностей ДЮСШ по достижению  спортивных результатов.Решая главную задачу спортивной школы подготовить физич...

Психологическая подготовка волейболистов

Материал для учителей физической культуры. Волейбол...