Методика по волейболу для подготовки волейболистов
методическая разработка на тему

Арапчин Юрий Валерьевич

Данная программа составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и спортивных секций рекомендованной Главным управлением школ Министерства просвещения под редакцией СМ. Зверева, автор программы А.В. Долинская, М, 1986г., и программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, автор Ю.Д. Железняк, М, 1994г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx50.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методика по волейболу для подготовки волейболистов

Введение

Данная программа составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и спортивных секций рекомендованной Главным управлением школ Министерства просвещения под редакцией СМ. Зверева, автор программы А.В. Долинская, М, 1986г., и программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, автор Ю.Д. Железняк, М, 1994г.

Пояснительная записка

Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов в нашей стране и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ. В ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, опыт работы спортивных школ по волейболу.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки: воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волейболиста. Вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных па решение определенной педагогической задачи

Обучение в ДЮСШ и СДЮШОР рассчитано на 11 лет и осуществляется в период с 9 до 19 лет; в группах начальной подготовки - 3 года /9-11 лет/, в учебно- тренировочных группах - 5 лет /12-16 лет/, в группах спортивного совершенствования - 3 года /17-19 лет/.

Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней представлена система тренировочных заданий по физической, технической, тактической и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать задачи в соответствующих категориях учебных групп.

Главная задача спортивной школы по волейболу заключается в подготовке физических крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально - активной личности, готовой к социально значимым видам деятельности. Основным условием выполнения этой задачи является многолетняя и целенаправленная подготовка юных волейболистов, которая предусматривает:

содействию гармоничному развитию, всесторонней физической подготовленности и укеплению здоровья учащихся;

подготовку волейболистов высокой квалификации, резерва сборных молодёжных и юношеских команд России, регионов, команд высшей и первой лиги «А»;

повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки до требований в командах высших разрядов;

подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов;

подготовку инструкторов - преподавателей и судей по волейболу;

подготовку и выполнение нормативных требований.

Основной показатель спортивных школ по волейболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки /по истечении каждого года/, вклад в подготовку молодёжных и юношеских сборных команд страны, республик, региона, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований - основное условие пребывания занимающихся в спортивной школе. В комплексном зачёте учитываются в целом все результаты более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других.

Организационно - методические указания

Цель подготовки резервов высококвалифицированных волейболистов состоит в том, чтобы юные спортсмены при переходе в команды высших разрядов по уровню подготовленности обладали потенциалом для достижения высоких спортивных результатов на соревнованиях высокого ранга, в сфере спорта - высших достижений клубные команды класса «А», молодёжные и основные сборные страны.

Основное значение приобретает воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отбором и отчислением «неперспективных», форсированной подготовкой « на результат», симптомами «звёздной болезни» и т.п.

Специализированные занятия волейболом начинается в 9-10 лет, в 17-20 лет девушки и юноши после прохождения курса обучения в ДЮСШ и СДЮШОР переходят в команды высших разрядов. Первых больших успехов в волейболе спортсмены достигают в 20-22 года девушки раньше, юноши позже. Наивысшие результаты показывают в возрасте 23-25 лет у женщин и 26-28 лет у мужчин. Стаж занятий волейболом до достижения оптимальных возможностей для выполнения норматива мастера и мастера спорта международного класса составляет 8-10 лет.

Многолетний период «предварительной подготовки» предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических в общем плане и с учётом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально физическая и техническая подготовка и коллективно подвижные игры, мини - волейбол/. Возраст 9-11 лет. Сочетается этот этап с группами начальной подготовки в ДЮСШ.

Второй этап «начальной спортивной специализации» посвящен базовой технико - тактической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение основ техники и тактики без акцента на специализацию по игровым функциям, воспитание соревновательных качеств применительно к волейболу. Возраст 12-14 лет сочетается этот этап с 1-2-м годами обучения в учебно-тренировочных группах СДЮШОР.

Третий этап «углубленной тренировки» направлен на специальную подготовку: технико - тактическую, физическую, интегральную, в т.ч. игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям - связующие, нападающие. Возраст 15-17 лет. Сочетается этот этап с 3-5 годами обучения в учебно - тренировочных группах СДЮШОР.

Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной показатель - уровень подготовленности. Поэтому спортсмены с учётом выполнения установленных требований переводятся на следующий этап в более раннем возрасте.

В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляются подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т.д. При этом не обходимо ориентироваться на следующие положения:

усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков выполнения технических приёмов и их способов;

увеличение объёма индивидуальной тактической подготовки как важнейшего условия реализации технического потенциала от дельных волейболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;

осуществление на высоком уровне интегральной подготовки по средством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;

разработка эффективной системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы, как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляет, прежде всего, количественно - качественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях.

Программа составлена из расчёта, что ведущая тенденция многолетней подготовки «обучающая» и конечная цель многолетнего процесса - подготовка высококвалифицированных волейболистов, а не узконаправленная еже годная подготовка юных спортсменов к очередным соревнованиям. Этот принцип положен в основу, как программирования процесса подготовки, так и нормативных требований.

Программа содержит материал планирования процесса многолетней подготовки волейболистов; дифференцированный по годам обучения; физической /общей и специальной/, технической, тактической интегральной, теоретической.

Выполнение задач, поставленных перед спортивными школами отделениями по волейболу, предусматривает: проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, приёмных, выпускных и переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях в соревнования и проведение контрольных игр; осуществление восстановительно - профилактических мероприятий; просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных волейболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; организацию систематической воспитательной работы, привитие юным спортсменам навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности своему коллективу; четкую организацию учебно - воспитательного процесса, привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно - воспитательной работы школы.

Исходя из специфики волейбола, как вида спорта, в отдельный вид выделена интегральная подготовка, основная цель которой сводится к тому, чтобы научить учащихся реализовывать в игровых навыках результаты всех сторон тренировки.

Необходимо соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы / общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила/. Так, оптимальные периоды у мальчиков и юношей для развития аэробных возможностей будут от 8 до 10 и 14 лет; для развития анаэробно - гликолитических механизмов будет возраст 11-13 лет и 16-17 лет; для развития криатинофосфатного энергетического механизма будет возраст 16-18 лет. У девочек и девушек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступает на год раньше.

Учебная работа в спортивной школе должна быть построена с учётом ре жима школьного дня и занятости спортсменов в школе, вузе и на производстве. В предэкзаменационные и экзаменационные периоды, учитывая успеваемость каждого спортсмена в общеобразовательной школе и в других учебных заведениях, тренер может уменьшить для отдельных из них количество занятий в неделю.

Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на начальном этапе обучения / 9-11 лет/, когда эффективность средств волейбола ещё незначительна / малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре/, объём физической подготовки доходит до 50 % времени, отводимого на занятия.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.

Задачи учебно-тренировочного процесса

1.Укрепление здоровья, содействие правильному, физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений.

2.Развитие специальных способностей и качеств для успешного овладения технической тактической игры.

Совершенное овладение техникой и тактикой игры.

Достижение высокого уровня командной подготовки.

воспитание моральных и волевых качеств.

Приобретение теоретических и практических знаний по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству.

7.Достижение интеграции (комплексного проявления) всех качеств, навыков, умений и знаний, т.е. умения реализовать все приобретенное на занятиях в игровых навыках.

8.Предупреждение спортивных травм.

Процесс подготовки волейболистов можно разделить на физическую, техническую, тактическую, интегральную, теоретическую и психологическую. В каждом разделе свои специфические задачи, средства и методы, в то же время все они объединены генеральной задачей - совершенным овладением навыками игры в волейбол и достижением высоких спортивных результатов.

Физическая подготовка:

укрепление здоровья;

увеличение объема двигательных навыков;

развитие основных двигательных качеств;

укрепление систем организма, несущих основную нагрузку в игре;

5. развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешность игровых навыков;

6. развитие специальных качеств в структуре технических приемов,

специальных координационных способностей.

Техническая подготовка:

овладение структурными звеньями приема;

сочетание звеньев приема;

объединение звеньев в целостный акт, выполнение приема в упрощенных условиях;

прочное овладение основой приема;

усложнение условий выполнения приема, овладение его способами, деталями техники;

обеспечение надежности приема в сложных условиях игры;

формирование гибкого навыка, обеспечивающего эффективность приема в сложных условиях игры.

Тактическая подготовка:

сочетание специальных тактических способностей (качеств) с техническими приемами;

сочетание (чередование, переключение) тактических приемов и их способов;

изучение индивидуальных тактических действий в нападении и защите;

изучение групповых тактических действий в нападении и защите;

изучение командных тактических действий в нападений и защите;

переключения в выполнении тактических действий - индивидуальных, групповых, командных - отдельно в нападении, отдельно в защите, в защите и нападении.

Интегральная подготовка:

установление связи физической и технической подготовки, технической и тактической, теоретической и психологической, двух последних с предыдущими;

изучение процесса игры посредством игр, подготавливающих к волейболу, учебной двусторонней игры в волейбол по упрощенным правилам;

применение изученных технических приемов и тактических действий в учебных играх в волейбол;

система заданий по применению технических приемов и тактических действий в игре;

5.система установок на игру в контрольных играх и соревнованиях. Психологическая подготовка:

воспитание волевых качеств специфическими средствами и методами (специальные задания в области психологии, убеждение, поощрение, наказание и т.д.);

воспитание волевых качеств в процессе физической, технической, тактической и интегральной подготовки (превышение заданий по сравнению с предыдущими, действия в условиях более сложных, чем на соревнованиях, и т.д.).

Теоретическая подготовка:

вооружение системой знаний в области физической культуры и спорта, тренировки волейболистов, самоконтроля - посредством лекций, семинаров, изучения литературных источников, наблюдений на занятиях и соревнованиях, решения тактических задач и т.д.;

умение волейболиста самостоятельно применять приобретенные знания в практике учебно-тренировочной работы.

Этапы подготовки

Продолжить многолетней подготовки резервов имеет определенные границы это предельный возраст (9-11 лет), позволяющий успешно решать задачи специализированной подготовки, и возраст (12-18 лет), когда волейболистов включают в составы команд высших разрядов.

Существуют три этапа многолетней подготовки спортивных резерв, которые отвечают специфике игровых видов спорта.

Первый этап - этап отбора спортивной начальной подготовки. Его характеризует универсальность в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся, т.е. исключается специализация по игровым функциям. Возраст 9-11 лет.

Задачи этапа:

Выявление способных детей и отбор для занятий в спортивном коллективе.

Привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу.

Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры.

Обучение основам техники и тактики игры.

Приучение к игровой и соревновательной деятельности. Содержание подготовки:

Отбор детей для занятий волейболом в спортивных коллективах на основе нормативных показателей.

Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

Упражнения для развития быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты, гандбол и баскетбол по упрощенным правилам («мини»).

Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями.

Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями.

Подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, учебные игры с заданиями, контрольные игры.

Теоретические занятия, предусмотренные программой.

Соревнования по физической подготовке, технике игры, мини-волейболу (10-11 лет), волейболу (12-18 лет).

Оценка уровня подготовленности юных спортсменов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной подготовленности).

Второй этап - этап специальной подготовки, дифференциации спортсменов по игровым функциям, универсальной подготовки с элементами специализации. Возраст 12-15 лет.

Задачи этапа:,

Повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей.

Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.

Прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры.

Определение игровой функции каждого спортсмена и с учетом этого индивидуализация подготовки.

Содержание подготовки:

Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

Упражнения для развития основных двигательных качеств совершенствования навыков естественных движений, расширении двигательного опыта.

Занятия другими видами спорта (гандбол, легкая атлетика, акробатика и т.п.).

Упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении и совершенствовании технических приемов и тактических действий: упражнения с отягощениями, на специальных тренажерах.

Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению основным технико-тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением, технических средств.

Интегральная подготовка, цель которой - научить спортсменов в соревновательной деятельности реализовать игровые навыки и повышать их надежность. Сюда входят упражнения, в которых в единстве решаются вопросы физической и технической, технической и тактической подготовки, игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с установкой на игру и последующим ее разбором.

Теоретические занятия, предусмотренные программой.

Определение игровой функции каждого спортсмена (связующего, нападающего), индивидуализирование занятий с учетом этих функций, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор соревнований.

Оценка уровня подготовленности волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной, теоретической подготовленности).

Третий этап - этап физического совершенствования, специализации на основе универсальной подготовки. Возраст 16-18 лет

Задачи этапа:

Повышение функциональных возможностей, общей и специальной физической подготовленности до уровня требований, предъявляемых к игрокам в командах высших разрядов.

Достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации тренировки.

Достижение высокого мастерства в выполнении игровой функции в команде на базе высокой универсальной подготовленности.

Достижение стабильности игры (надежности игровых навыков в сложной соревновательной обстановке).

Содержание подготовки:

Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

Упражнения для развития основных двигательных качеств до уровня, обеспечивающего успешное решение задач специальной подготовки.

Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышц, несущих основную нагрузку в игре.

Упражнения для развития специальных качеств и способностей до уровня, создающего предпосылки для совершенствования технико-тактического мастерства.

Индивидуализация технико-тактической подготовки с учетом игровых функций спортсменов.

Интегральная подготовка в условиях более сложных по сравнению с соревновательной деятельностью.

Соревновательная подготовка (контрольные игры и участие в соревнованиях).

Теоретические занятия по специальной программе.

Оценка уровня мастерства волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности).

По содержанию подготовка на этом этапе схожа с подготовкой спортсменов в командах высших разрядов.

Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке, органически связана с физической, технико -тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность:

- вырабатывать у занимающихся умение использовать по лученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Учебный материал распределяется на весь период обучения учебно -тренировочного этапа. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В данном разделе программы приводится примерный перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.

В плане теоретических занятий следует отразить и такие темы, как врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные мероприятия при занятиях спортом.

Физическая культура и спорт в России

Физическая культура- составная часть культуры, одно из важных средств укрепления здоровья и всестороннего физического развития занимающихся. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности и к обороне государства. Значение системы спортивной квалификации. Почётные спортивные звания и спортивные разряды. Положение о спортивной квалификации, разбор разрядных норм и требований по волейболу.

Краткий обзор развития волейбола

Характеристика волейбола. Значение и место игры в системе физического воспитания.

Волейбол в России. Этапы развития волейбола. Изменения в технике и так тике волейбола в связи с изменением правил. Соревнования по волейболу на первенство России и матчи сборных команд краёв, республик. Международные встречи российских волейболистов. Задачи волейбола в России.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся

Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль ЦНС в деятельности всего организма. Костные системы, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении, значение крови. Сердце и сосуды, Дыхание и газообмен лёгких. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения.

Влияние занятий физическими упражнениями на ЦНС. Совершенствование функции мышечной системы органов дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений. Изменение обмена веществ у спортсменов.

Гигиенические знания и навыки. Врачебный контроль и самоконтроль. Режим питание спортсмена

Гигиена волейболиста. Режим и питание. Использование естественных сил природы /солнце, воздух и вода/ для закаливания организма спортсмена. Значение и техника спортивного массажа и самомассажа. Гигиенические требования к местам занятий, одежде и обуви.

Врачебный контроль как обязательное условие правильной постановки физического воспитания и проведения учебно-тренировочного процесса. Порядок осуществления врачебного контроля в группах. Медицинское освидетельствование волейболиста.

Самоконтроль волейболиста. Значение и содержание самоконтроля при занятиях волейболом и другими видами спорта. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс и кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, потоотделение и общее состояние.

Основы техники и тактики волейбола

Техника- основа спортивного мастерства волейболистов. Анализ основных технических приёмов. Назначение и целесообразность применения того или иного приёма в зависимости от игровой обстановки.

Определение понятия тактики игры. Анализ современной тактики волейбола. Индивидуальные действия игроков в нападение и защите. Взаимодействие двух и трёх игроков.

Основы и методика обучения и тренировки

Основы учебно-тренировочной работы. Физическая, техническая и тактическая подготовка игроков. Воспитание волевых качеств. Воспитательная работа с игроками. Периодизация тренировочного процесса, задачи и средства каждого периода. Схема и содержание урока для каждого периода.

Правила соревнований. Организация и проведение соревнований

Разбор и изучение правил игры. Методика судейства. Организация и проведения соревнований по волейболу. Разбор систем розыгрыша - круговой, с выбыванием и смешанный. Учёт и оформление результатов соревнований. Положение о соревновании. Роль судьи как воспитателя. Права и обязанности судьи.

Оборудование, инвентарь и уход за ними

Размеры и материал инвентаря и оборудования. Подготовка площадки и мя чей к занятиям.

Уход за площадкой и инвентарём. Выбор места для оборудования площадки. Устройство дренажа. Составление смеси для покровного слоя. Укладка смеси, поливка, укатка и разметка площадки.

Сохранение инвентаря, площадки и оборудования.

Физическая подготовка. Общая физическая подготовка

Строевые упражнения: команды для управления группой, понятие о строе и командах, шеренга, колонна, дистанция и интервал;

Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Походный строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения: для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Наклоны, повороты, вращения. Упражнения с амортизаторами, на гимнастических снарядах. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями, тренажерами.

Акробатические упражнения: группировки в приседе, сидя, лежа. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Гимнастический мост. Кувырок назад. Стойки на лопатках, голове, руках.

Легкоатлетические упражнения: бег, бег с ускорением, низкий старт, стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки через планку с поворотом на 90 с прямого разбега, прыжки в высоту, в длину с места и с разбега. Метание малого мяча и с разбега на дальность. Метание гранаты.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Встречная эстафета» и т.д.

Спортивные игры: Баскетбол. Гандбол. Футбол.

Ходьба на лыжах и катание на коньках. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Передвижения на скорость до 1 км. Эстафеты на лыжах, коньках.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, по вороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с корот кой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочка ми с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающие упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощения ми. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный па 500, 600, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек-до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.

Специальная физическая подготовка

Упражнения, развивающие быстроту ответных действий:

по сигналу бег на 5, 10, 20м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии, то же, но перемещение приставными шагами;

бег с остановками и изменением направления;

челночный бег на 5 и 10 м;

то же с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом -отягощением.

Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов номеров», «Попробуй унеси» и т.д. Эстафеты с различным выполнением заданий.

Упражнения для прыгучести:

-приседания и резкое выпрямления ног со взмахом рук вверх;

то же, с прыжком вверх;

то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг);

многократные прыжки вверх;

броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления;

стоя на расстоянии 1-2 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлить и снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполнять ритмично, без лишних доскоков);

то же, но без касания мячом стены;

прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед;

то же, с отягощением;

напрыгивание на маты (постепенно увеличивая высоту);

прыжки в глубину с гимнастической стенки на маты;

спрыгивание (высота 40-80см) с последующим прыжком вверх;

прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий;

прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами;

-прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь обеими ногами;

то же, но выполнять прыжки с разбега в три шага;

прыжки опорные, прыжки со скалкой, разнообразные подскоки;

многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.

Упражнения для развития качеств, необходимых при приеме и передаче мяча:

сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев - на месте и в движении в сочетании с различными перемещениями;

многократные броски набивного мяча из различных исходных положений;

упражнения для кистей с гантелями, эспандерами;

броски волейбольного мяча в стену.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач:

круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой;

упражнения с резиновыми амортизаторами;

-упражнения с набивными, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения);

-подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающего удара:

броски набивного мяча из-за головы двумя руками, стоя на месте в прыжке;

броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку;

то же в парах;

имитация прямого нападающего удара, держа в руках отягощение (до 1 кг);

метание теннисного мяча в цель (высота 1,5-2м) или на полу (расстояние от 5 до 10 м), выполняется с места, с разбега, после поворотов, в прыжке; то же через сетку;

совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах;

то же с мячом у тренировочной сетки;

многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнером.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании:

прыжковые упражнения, описание раннее в сочетании с подниманием рук вверх;

стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя ладонями отбить мяч в стену, (мяч надо отбивать в высшей точке взлета);

выполнение блокирования после перемещений, остановок;

-передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования;

то же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180;

то же, но на расстоянии 1 м от сетки;

то же но остановка и прыжок по сигналу;

нападающий с мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч за себя, блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпуска мяча из рук нападающего;

-нападающие выполняют броски и ловлю мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует.

Техническая и тактическая подготовка

ГРУППЫ СОГ, НП -1

Действия без мяча. Перемещения и стойки:

стартовая стойка (исходные положения)

ходьба, бег, перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком, вперед, двойной шаг вперед;

-сочетание способов перемещений. Действия с мячом.

Передачи мяча:

сверху двумя руками, с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера;

в различных направлениях на месте и после перемещения;

передачи в парах;

отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от нее;

отбивание мяча с собственного подбрасывания;

- отбивание мяча подброшенного партнером;

- с места и после приземления. Подача мяча:

нижняя прямая;

подача в стенку;

подача через сетку из-за лицевой линии;

подача нижняя боковая. Нападающие удары:

-прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, 1,2,3 шагов разбега, удар кистью по мячу).

Техника защиты

Действия без мяча. Перемещения и стойки:

стартовая стойка (исходное положение)-основная стойка;

ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед;

перемещения приставными шагами лицом вперед, боком;

остановка шагом. Действия с мячом:

прием мяча сверху двумя руками: отскочившего от стены, после броска через сетку, от нижней подачи;

прием снизу двумя руками: отбивание мяча наброшенного партнером- на месте и после перемещений.

Тактическая подготовка

Тактика нападения

Индивидуальные действия:

выбор места для выполнения нижней подачи;

выбор места для второй передачи и зоне.

Групповые действия:

-взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с ИГРОКОМ зоны3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче);

прием нижней подачи и первая передача в зону 3;

прием нижней подачи и вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты

-выбор места при приеме нижней подачи;

-расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Интегральная подготовка (спортивные игры)

Выполнение упражнений в чередовании подготовительных упражнений с выполнением технических приемов данного года обучения.

Выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, в рамках структуры приемов техники.

Выполнение упражнений с отягощениями (пояса, манжеты) на различные приемы техники.

Многократное выполнение технических приемов с целью развития специальных физических качеств.

Чередование выполнения технических приемов нападения и защиты.

Чередование выполнения тактических действий отдельно индивидуальных, групповых и командных.

Учебные игры с выполнением заданий по технике и тактике в объеме программы.

Учебные игры с повышенной интенсивностью для воспитания в единстве навыков выполнения технических приемов, тактических действий и специальных качеств.

Проведение контрольных игр с целью решения учебных задач и подготовки к соревнованиям.

Участие в официальных соревнованиях различного ранга, выполнение установок на игру. Разбор игр.

Участие в официальных соревнованиях, при этом ставя задачу повышения надежности и эффективности игровых навыков. Взаимосвязь задач в учебных играх и установок в официальных встречах.

Психологическая подготовка и воспитательная работа

Предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.

Основными задачами психологической подготовки является:

- привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

формирование установки на тренировочную деятельность.

Средства и методы психологической подготовки

Специальные знания в области психологии, техники и тактики волейбола, методики спортивной тренировки.

Личный пример тренера, убеждения, поощрения, наказания.

Побуждение к деятельности, поручения, общественно полезная работа.

Обсуждение в коллективе.

Составление плана тренировочного занятия и самостоятельное его проведение

Перевыполнение какого-то задания по сравнению занятием ( в каждом виде подготовки).

Проведение совместных занятий менее подготовительных волейболистов с более подготовленными.

Участие в контрольных играх с заведомо более сильными или более слабыми противниками.

Упражнения повышенной трудности в процессе физической под готовки, повышенной сложности в процессе технико-тактической и интегральной подготовки.

10.Участие в соревнованиях с использованием установок на игру, разборов, разборов проведенных игр.

11.Соревновательный метод (в процессе всех видов подготовки).

В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоление трудностей /ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений т.д./. Используя их в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действия и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, раз бор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявление слабоволия, снижение активности вполне естественны у спорт смена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его со стояния трудностей.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:

по ОФП- 2 вступительные и контрольные нормативы

по технической подготовке:

испытания на точность передачи через сетку: на противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч в зоне 4- размером 2 на I, в зоне 1 и в зоне 6-размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.

- испытания на точность подач - основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч вопределенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зона 45 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6x2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м.

Каждый воспитанник исполняет 5 попыток.

испытания на точность нападающего удара - нужно выполнить качественно, в техническом отношении тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1,6,5 из зон 4,2.

испытание в "защите зоны "-находясь в зоне 6 в круге диаметром 2,5 м воспитанник должен применить все изученные приемы зашиты.

по тактической подготовке:

-выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14-16 лет - 15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема.

- выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток.

Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество приема мяча.

Правила соревнований по волейболу

Место для игры, оборудование и инвентарь

Площадка. Площадка представляет собой прямоугольник длиной 18 м., шириной 9 м. Препятствия следует удалить от ее границ не менее чем на 2,5 м (если речь идет о площадках летних) и на 1,5 м (в помещениях).

Размер площадки можно уменьшить до 15 м в длину и 7,5 м в ширину.

Площадку очерчивают линиями - короткими, и называются лицевыми и длинными (боковыми). Лицевые и боковые линии образуют прямые углы.

Перпендикулярно к лицевой линии в 3 м от правого угла за площадкой проводят линию длиной 15 см. Такую же линию проводят вне поля от правого угла как продолжение боковой. Вместе с боковой эти линии образуют зону подачи.

Середины боковых линий соединяют прямой, называемой средней линией. Она делит площадку пополам. На каждой половине площадки в 3 м от оси средней линии и параллельно ей проводят линию нападения.

Часть площадки, заключенная между линиями нападения, средней и боковыми, называется площадью нападения.

Линии должны иметь ширину не более 5 см и находятся в одной плоскости с площадкой.

Сетка и мяч. Поперек площадки над средней линией натягивают веревочную сетку шириной 1 м и длиной 9,5 м. Ячейки сетки представляют собой квадраты размером 10x10 см. Сетку укрепляют при помощи троса толщиной до 5 мм или веревкой на двух стойках расположенных в 0,5 - 1,5 м от боковых линий. Верхний край сетки устанавливается по различной высоте (см. табл.). Для смешанных команд (в любом соотношений) верхний край сетки устанавливают на высоте соответственно возрастной группе или по договоренности. Для юных волейболистов высота сетки определяется по таблице:

Таблица

                

Возраст юных волейболистов                

        

11-12 лет        

13-14 лет        

15-16 лет        

17-18 лет        

Мальчики        

2,20 м        

2,30 м        

2,40 м        

2,43 м        

Девочки        

2,00 м        

2,10 м        

2,20 м        

2,24 м        

Мяч должен быть круглым, с длиной окружности 66±1 см и весить 270±10 г. Наружная оболочка мяча из кожи или из ее заменителей. Для мальчиков и девочек 11-12 и 13-14 лет вес мяча должен составлять 200-250 г. Встречу можно проводить одним мячом.

Участники соревнований

Возраст игроков. Участников соревнований делят на следующие возрастные группы: юношеские - 11-12, 13-14, 15-16, 17-18 лет, взрослые -19-35 лет, старшие от 36 лет.

С разрешения врача юношей и девушек младшей возрастной группы допускают к участию в играх за команды «ближайших» по возрасту групп. Составы команд, замены игроков. В игре участвуют две команды. В команде вместе с запасными игроками должно быть не более двенадцати человек. Основными считаются шесть игроков, которые вступают в игру в начале партии. В ходе партии команда может заменить любого основного игрока запасным.

Замена игроков и взятие перерыва по требованию капитана или тренера команды должны проводиться в моменты, когда мяч выходит из игры. Заменять игрока можно только с разрешения судьи.

Игрок выходящий из игры или входящий в игру, должен получить соответствующее разрешение судьи.

Игрок, удаленный судьей до конца встречи, вернуться в игру в этой встрече не имеет права.

Если в одной из команд осталось менее шести человек и для замены использованы все запасные, игра прекращается и этой команде засчитывается в данной партии поражение.

При несчастном случае с игроком судья обязан по заявлению капитана команды (если у команды к этому моменту уже исчерпаны все возможности замены) прервать игру и разрешить команде замену травмированного игрока любым другим, ранее уже участвовавшим в игре. Если в команде всего 6 игроков, то в этом случае предоставляется перерыв в данной партии на 3 мин.

Костюмы игроков. Форма игроков - спортивная, произвольная, состоит из майки, трусов и тапочек. Разрешается играть в тренировочных костюмах.

Расстановка игроков. Перед каждой подачей мяча игроки обеих команд располагаются на своих сторонах площадки в две линии по три человека. Если в составе команды пять игроков, то на задней линии находятся два из них. Стоящие у сетки называются игроками передней линии (зоны), остальные - игроками задней линии (зоны). Перед подачей игроки задней линии не должны находиться впереди игроков соответствующей передней зоны (относительно сетки).

Менять расстановку игроков не разрешается до конца партии. Изменить расстановку и состав основных игроков команды могут только перед началом новой партии.

Судейство и правила ведения игры

На каждую встречу назначают одного судью. Фиксируя ошибки, он должен пояснять те из них, которые могут вызвать у игроков и зрителей сомнение.

Основные положения правил игры

Счет и результат игры. Игра состоит из трех или пяти партий. Выигравший партию считается команда, которая первой набирает 25 очков с перевесом не менее чем в 2 очка. При счете 24:24 игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не добьется перевеса в 2 очка. При счете 25:25 игра продолжается до счета 27. Команда, первой выигравшая 27-е очко, выигрывает партию. В третьей или пятой (решающей) партии розыгрыш каждой подачи приносит очко любой команде, выигравшей мяч (как в теннисе). Счет в партиях может быть: 25:23; 26:24; 17:15; 17:16.

Продолжительность игры. Если из трех (пяти) партий команда выигрывает две (три), то она считается победительницей встречи.

Игра, по каким-либо причинам прерванная, но не отложенная, продолжается с того счета, с тем же расположением игроков на площадке, какие были до перерыва.

Результат игры по каким-либо причинам отложенной, аннулируется, и счет при возобновлении игры начинается снова.

Выбор сторон. Перед началом соревнования судья проводит жеребьевку на право выбора стороны площадки или на право первой подачи. Если команда, вытянувшая жребий выберет право первой подачи, то ее соперники получают право выбора стороны площадки.

После окончания первой партии команды меняются сторонами, и первую подачу в новой партии выполняет другая команда. Перед третьей партией делается 5-минутный перерыв, после которого судья снова разыгрывает право выбора стороны или право первой подачи.

В третьей партии, после того как одна команда наберет 8 очков, соперники меняются со сторонами площадки без перерыва. Подачу в этом случае выполняет игрок, который подавал и до смены сторон.

Начало игры и подача. Подачу выполняют после объявления счета судьей, проводящим игру. Если игрок подал мяч до объявления счета, то такой мяч переигрывают. Подающий становится за площадкой в зоне подачи, подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его на сторону противника. Если после подбрасывания мяча игрок промахнулся, подача не повторяется. Правильной считается подача, после которой мяч пролетит над сеткой - в пределах игровой части площадки даже касаясь ее.

Переход подачи. Игрок, выполняющий подачу, продолжает подавать до тех пор, пока он или его команда не совершит ошибку. После этого право подачи мяча переходит к команде-сопернику.

Смена мест. При переходе подачи, подавать начинает правый игрок передней линии. Все игроки при этом перемещаются на одно место по направлению движения часовой стрелки. Подобная смена мест происходит всякий раз, когда команда выигрывает подачу.

Удары по мячу. Мяч можно отбивать руками любым способом. Прикосновение мяча к телу выше пояса приравнивается к удару. Каждая команда должна отбить мяч со своей половины площадки на половину площадки соперника не более чем в три удара, не давая ему коснуться земли. Один и тот же игрок не имеет права прикасаться к мячу дважды подряд (кроме случая блокирования). Касание мяча при блокировании не считается ударом.

Игра двух волейболистов. Одновременно прикосновение двух игроков одной команды к мячу считается двумя ударами. Ни один из этих игроков не имеет права на третий удар (кроме случая блокирования).

Игра от сетки. Мяч, коснувшийся сетки, остается в игре. Прикосновение игрока к сетке во время игры считается ошибкой.

При обрыве сетки независимо от того, когда он случился, мяч должен быть переигран (исключение составляет подача).

Перенос рук над сеткой с касанием мяча на стороне противника при блокировании не считается ошибкой, однако, наносить удар по мячу, находящемуся на стороне противника, запрещается.

Любой игрок, коснувшийся мяча при блокировании, имеет право еще на один удар.

Переход средней линии. Не считается ошибкой, если:

игрок наступит на среднюю линию;

какая-либо часть тела случайно переносится над средней линией, не создавая помех противнику;

игрок ступней (ступнями) касается площадки противника, а проекция ступни (ступней) приходится на среднюю линию.

Действия игроков задней линии (зоны). Игрокам задней линии (зоны) разрешается направлять мяч на сторону противника с площади нападения или воображаемого продолжения ее в стороны лишь в случае, когда мяч находится ниже верхнего края сетки. Игроки задней линии, находящиеся за линией нападения или за ее воображаемым продолжением, могут отбивать мяч на сторону противника любым способом, а после удара им разрешено приземляться на площади нападения. Блокировать мяч игрокам задней линии (зоны) не разрешается.

Выход мяча из игры. Мяч, перелетевший за боковую линию площадки, считается вышедшим из игры, если коснулся пола, стойки или другого предмета. Команда, владевшая мячом последней, считается в этом случае проигравшей очко или потерявшей право на подачу.

Для приема мяча игрокам разрешается выбегать за пределы своей площадки, а после удара - касаться посторонних предметов (в том числе и волейбольных сеток). Использование посторонних предметов для опоры при ударе считается ошибкой.

Ошибкой считается и касание летящим после удара мячом веток деревьев, потолка, свисающих с потолка предметов.

Потеря мяча. Мяч считается проигранным командой, а подающая команда теряет подачу в следующих случаях:

мяч коснулся пола;

команда ударила по мячу более трех раз подряд (кроме случая блокирования);

мяч был задержан или брошен;

мяч прикоснулся к телу игрока ниже пояса;

игрок прикоснулся к мячу два раза подряд (за исключением случаев блокирования);

игрок коснулся сетки;

игрок коснулся мяча, находившегося в зоне противника;

игрок задней линии (зоны), находясь в площади нападения, отбил на сторону противника мяч, в момент удара находившийся выше верхнего края сетки;

мяч приземлился за площадкой или был выбит под сетку, коснулся какого-либо предмета вне площадки;

игрок коснулся мяча, использовав для опоры скамейку, стену и т.п.;

при нападающем ударе или блокировании игрок воспользовался поддержкой партнеров.

Если игрок каждой из противоборствующих команд одновременно совершает ошибку (коснулся сетки и т. д.), то ошибка не засчитывается и такой мяч переигрывается.

Потеряв подачи. Команда теряет право на подачу в случаях, когда:

нарушена очередность подач;

мяч при подаче перелетел через сетку с помощью усилий других игроков;

мяч подан не из зоны подачи;

выполняя подачу, игрок наступил, на линию площадки либо переступил эту линию;

мяч при подаче задел посторонние предметы.

Составлены на основе критериев достижений в развитии двигательных способностей (стр.35 т. №1), в программе для учащихся среднеобразователъной школы (1-11 классы), рекомендованной Главным управлением образования Администрации Самарской области, под редакцией Н.В. Барышевой; Авторы: Н.В. Барышева, В.М. Минияров, М.Г Неклюдова, КБ. Попова;

Самара, 1995 г.

волейболист физический подготовка соревнование

Литература

1.А.Г.Айрияну «Волейбол», М, 1976

2.Ю.Д.Железняк «Тактическая подготовка волейболистов», Смоленск, 1975

3.Ю.Д.Железняк «120 уроков по волейболу», М, 1970

4.Ю.Д.Железняк «К мастерству в волейболе», М, 1978

5.Ивойлов А.В. «Волейбол», М, 1974

6.Фурманов А.Г. «Волейбол на лужайке, в парке, на траве», М, 1982

7.Фидлер М. «Волейбол», М, 1972

8. Волейбол. Организация и проведение соревнований по упрощенным видам спорта Сибирский государственный университет физической культуры и спорта г.Омск, 2004

9. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки для сдюшор, швсм «Советский спорт» Москва, 2004

10 . А.С. Эдельман. Справочник «Физкультура и спорт» Москва, 1984

11. Эйнгорн А.Н. 500 упражнений для волейболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1959.

12. Перльман М.Р. Специальная физическая подготовка волейболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1968.

13. Амалин М.Е. Тактика волейбола. - М.: Физкультура и спорт, 1962.

14. Ивойлов А.В. Соревнования и тренировка спортсменов. - Минск, 1982

15. Волейбол. Официальные волейбольные правила соревнований с учетом последних изменений. «Олимпия. Человек» Москва, 2007

16. В.А. Кунянский. Практикум для судей «ТВТ Дивизион» Москва, 2004

17. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учебное пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт,

18. А. Соскин. Все о волейболе. Клубы «Физкультура и спорт» Москва, 1968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волейбол (достижения отечественных волейболистов) часть 3

В этой части презентации рассказывается о достижениях отечественных волейболистов...

Роль восприятия в подготовке волейболистов

В данной работе сделана попытка выделить фактор психологического (зрительного, эмоционального) восприятия из общей системы подготовки волейболиста, этапы по формированию основ восприятия....

Физическая подготовка волейболистов 16 – 17 лет

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ....

Современный подход в скоростно-силовой подготовке волейболистов в тренировочном процессе.

Введение. Спортивная тренировка организуется и проводится с целью достижения высоких спортивных результатов и гармоничного развития человека. Правильно построенная тренировка вызывает целый комплекс б...

Скоростно-силовые качества по волейболу у юных волейболистов

Развитие Скоростно-силовые способностей юных волейболистовОсновная цель - повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физически...

Волейбол. Подготовка волейболистов.

Конпект урока по физической кульутре на тему волейбол....