«Развитие координационных способностей в школьном возрасте».
методическая разработка по физкультуре по теме
В программе физического воспитания много внимания уделено развитию у учащихся двигательных качеств, координации движений. И это закономерно, поскольку в условиях ускорения научно-технического прогресса значение способности человека управлять сложными в координационном отношении движениями постоянно возрастает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_koord._sposobnostey.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8».
Доклад
Тема:
«Развитие координационных способностей в школьном возрасте»
Учитель физической культуры:
Голиков М.А.
Саранск.
В программе физического воспитания много внимания уделено развитию у учащихся двигательных качеств, координации движений. И это закономерно, поскольку в условиях ускорения научно-технического прогресса значение способности человека управлять сложными в координационном отношении движениями постоянно возрастает.
Способности оптимально управлять двигательными действиями, которые называют координационными способностями (КС), необходимо воспитывать во все школьные периоды. Однако, несмотря на актуальность данной проблемы, вопросы развития различных КС остаются пока недостаточно разработанными. Поэтому вначале остановимся на группировке КС. В порядке возрастающей сложности различают следующие однородные группы КС:
во всевозможных циклических (ходьба, бег, лазанье, перелезание, плавание, бег на коньках, езда на велосипеде, гребля и др.) и ациклических локомоциях (различные прыжки);
в нелокомоторных движениях всего тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);
в движениях «манипулирования с пространством» отдельных частей тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т. п.);
в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);
в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание малого мяча, гранаты, диска, молота);
в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);
в движениях прицеливания;
в подражательных и копирующих движениях;
в атакующих и защитных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);
в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях большинства подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с шайбой, хоккей с мячом).
В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, которые относятся к трудовой деятельности и бытовым операциям.
Кроме данной систематизации следует различать еще так называемые специфические КС: способности к ориентированию в пространстве, сохранению позостатической и динамической устойчивости (сохранять равновесие), точности воспроизведения, дифференцирования и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, поддержанию ритма, произвольному расслаблению мышц и др.
Человек проявляет КС в процессе осуществления соответствующих двигательных действий через характеризующие КС ведущие признаки: правильность (адекватность и точность), быстрота (своевременность и скорость), рациональность (целесообразность и экономичность), находчивость (стабильность и инициативность). Эти признаки могут выступать как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Каждый из признаков КС имеет свои специфические особенности в зависимости от координационной сложности двигательных действий, в процессе выполнения которых проявляются КС. Например, можно очень точно, быстро и экономично координировать свою двигательную деятельность в беге, но не обладать этими признаками при осуществлении гимнастических или метательных упражнений. Поэтому заботиться о воспитании основных признаков, определяющих КС, следует применительно к конкретным видам двигательных действий или группе весьма однородных навыков.
Целенаправленное развитие КС у детей с раннего возраста, включая дошкольный, приводит к тому, что они значительно быстрее и рациональнее, чем их сверстники, овладевают различными двигательными действиями на уроках физической культуры, на более высоком качественном уровне усваивают новые учебные темы, а на секционных занятиях дальше продвигаются к высотам спортивного мастерства и на более длительные сроки удерживаются в «большом» спорте. У таких детей постоянно улучшаются сенсорные, сенсомоторные и интеллектуальные компоненты психофизиологических функций (анализаторов движений), повышается умение рационально расходовать свои энергетические силы, пополнять и расширять двигательный опыт. Целенаправленное развитие КС позволяет оптимизировать двигательную подготовленность детей, подростков, девушек и юношей к труду и защите Родины, что приобретает особую актуальность и социальную значимость в свете Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Каковы же специфические задачи по развитию КС детей школьного возраста, которые должны решаться на уроках физической культуры?
Во-первых, это систематическое осваивание новых двигательных действий (обще- и специально-подготовительных координационных упражнений), совершенствование и адекватное применение их в вариативных условиях с целью разностороннего развития КС; во-вторых, развитие специфических КС— способностей к ориентированию в пространстве, кинестезическому дифференцированию, ритму, равновесию и других, которые особенно важны для отдельных видов трудовой и спортивной деятельности; в-третьих, совершенствование психофизиологических функций анализаторов движений, связанных с управлением и регулировкой двигательных действий.
Исходя из этих узловых, выделим и задачи по развитию КС в каждом возрастном периоде школьников.
Младший школьный возраст. Данный этап обучения есть период обеспечение учителем широкого координационного базиса для учащихся — фонда новых двигательных умений и навыков, предусмотренных учебной программой. Учащиеся начальных классов, осваивая учебный материал, разносторонне развивают различные КС, проявляющиеся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических и акробатических упражнениях, метательных движениях с установками «на дальность» и «на меткость», подвижных играх и спортивно-игровых двигательных действиях. В этот период у учащихся начальных классов активно проходит процесс воспитания специфических КС, прежде всего способностей к кинестезическому дифференцированию, равновесию и ритму, а также выработка общих восприятий (чувств) движений в виде чувства пространства, времени, дозирования мышечных усилий, сенсомоторных реакций, формирование рече-мыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений.
Средний школьный возраст. В эти годы у учащихся V—VХ классов значительно активизируется процесс расширения координационного базиса. На этой основе проходит дальнейшее разностороннее развитие КС, особенно относящихся к спортивно-игровым двигательным действиям. Динамично развиваются также специфические КС, прежде всего способности к ритму, ориентированию в пространстве, равновесию и произвольному расслаблению мышц. Заботой учителя является и воспитание специализированных психофизиологических функций, свойственных конкретным видам спорта, в частности специализированных восприятий или чувств (мяча, дистанции, снаряда), сенсомоторных реакций (быстрота и правильность реагирования), мнемических и интеллектуальных процессов (оперативная двигательная память, быстрота и рациональность мышления в спортивных играх, единоборствах).
Старший школьный возраст. От года к году происходит дальнейшее обогащение двигательного опыта школьников, расширение их фонда новых умений и навыков. Рост этого фонда предусмотрен учебной программой, которую осваивают юноши и девушки X—XΙ классов. В программе обеспечена высокая степень разностороннего развития различных КС с преимущественной направленностью воздействий на КС в ациклических локомоциях, метательных действиях «на силу» и «на точность», единоборствах и спортивных играх. В старших классах дальнейшего разностороннего развития требуют и специфические КС, относящиеся к конкретным видам спорта. Это прежде всего способности связывать воедино целостные двигательные акты и преобразовывать уже выработанные формы действий, переключаясь от одних к другим требованиям соответственно меняющимся условиям. В старшем школьном возрасте продолжается процесс развития способностей к произвольному расслаблению мышц, идет совершенствование специализированных психофизических функций, относящихся к определенным видам спортивной и трудовой деятельности. Специфические задачи развития КС, осуществление которых последовательно проходит от младшего к среднему, а затем и к старшему школьному возрасту, в какой-то мере являются совпадающими. Диалектика самого педагогического процесса подсказывает нам, что КС развиваются в единстве и в тесной гармонической связи с задачами общей и специальной физической, технической и тактической подготовки школьников. Здесь прежде всего необходимо указать на две важнейшие задачи, которые следует реализовывать в процессе развития КС: обязательная связь развития КС с техническим и тактическим обучением; обеспечение необходимого соединения развития КС с развитием двигательных качеств (быстроты, силы, скоростно-силовых, выносливости, гибкости). Однако, к сожалению, данные задачи ре-шаются не всегда. В результате нередко встречаются случаи, когда школьник (и юный спортсмен) отличается достаточно высоким уровнем развития физических потенций, но не умеет рационально их расходовать или владеет техникой приема в стандартных условиях, но не умеет ее оптимально применять в вариативных ситуациях.
Решая эти две задачи, необходимо учитывать возрастные особенности развития школьников. В младшем школьном возрасте следует обеспечить соединение процесса развития КС с развитием прежде всего быстроты, скоростно-силовых качеств, а также гибкости и выносливости; в среднем — с развитием быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости и гибкости; в старшем — с развитием различных видов выносливости, силы, скоростно-силовых качеств.
Задачи одновременного развития КС в сочетании с процессами освоения техники и элементов тактики отдельных видов спорта в младшем школьном возрасте только намечаются; в среднем — становятся очевидными и занимают достаточно большое место; в старшем
школьном возрасте процесс разностороннего развития КС осуществляется уже в самой тесной связи с углубленным техническим и тактическим совершенствованием.
В методике развития КС у школьников основным положением являются систематическое и последовательное обучение их новым разнообразным двигательным действиям и образование на этой основе новых, все более сложных форм координации движений. Осуществление этого ведущего направления в развитии КС предусматривается содержанием комплексной программы физического воспитания, в которой
для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста предусмотрен новый материал для освоения и совершенствования. Таким материалом служат новые, все более сложные в координационном отношении двигательные действия, новые или необычные их варианты из основной и спортивной гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжной и конькобежной подготовки, плавания. Это так называемые аналитические общеподготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения, из которых каждое в отдельности воздействует преимущественно на одну КС. Большое значение для развития КС у школьников имеют элементы единоборства, комбинированные упражнения и эстафеты, подвижные и спортивные игры. Эти упражнения в своем большинстве следует рассматривать как синтетические координационные упражнения с преимущественным воздействием на две и более КС. Использование данных координационных упражнений (в особенности подводящих) требует от учителя физической культуры соблюдения таких дидактических принципов, как последовательность, систематичность, индивидуализация.
Умело осуществленный подбор подводящих упражнений (от простых к более сложным) ведет к быстрейшему формированию двигательных навыков и умений и одновременно содействует развитию КС. Особенно тщательно подбирать эти упражнения необходимо на первых этапах обучения, когда арсенал двигательных навыков и умений школьников мал. По мере овладения двигательными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте выполнения этих действий, что особенно характерно для уроков с младшими школьниками, но и к рациональности их применения, а также к стабильности их осуществления вначале в относительно постоянной, а затем и в изменяющейся обстановке. Следовательно, подводящие упражнения не должны выполняться только в стандартных условиях. Стандартные учебные ситуации конечно же необходимы, однако лишь до того момента, пока занимающиеся не начинают легко и свободно выполнять осваиваемые двигательные навыки. Чтобы не возникла стойкая стереотипия движений (так называемый координационный барьер), следует варьировать либо подводящие упражнения, либо условия, в которых они осуществляются.
Принципиальным положением в методике развития КС является их развитие в процессе технического и технико-тактического обучения и совершенствования. Умелое осуществление на практике такого обучения с одновременным воспитанием КС является одним из конкретных примеров реализации комплексного подхода к решению вопросов физического воспитания школьников на современном этапе. Оно требует от учителей физической культуры немалых знаний, эрудиции и опыта.
Начинать направленное техническое и технико-тактическое сопряженное обучение лучше всего в подростковом возрасте — с 10—11 лет. Это позволит школьникам в будущем легче и быстрее осваивать более сложные технико-тактические действия. На уроках физической культуры, используя в этих целях специально-подводящие и развивающие координационные упражнения, учителю следует регулярно и последовательно приучать занимающихся к тому, чтобы они выполняли технико-тактические задания вначале правильно, затем быстро (своевременно), рационально (целесообразно и экономично) и, наконец, находчиво (инициативно и стабильно). Такая методическая направленность в обучении технико-тактическим умениям положительным образом сказывается на повышении уровня КС.
В процессе прохождения материала учебной программы важным методическим требованием является умелое использование учителем специальных координационных упражнений, направленных на развитие специфических КС или на воспитание отдельных психофизиологических функций анализаторов движений. В частности, при прохождении на уроках физической культуры учебного материала из раздела «Легкая атлетика» педагогу необходимо использовать на занятиях упражнения по выработке чувства пространства (отдельные разновидности ходьбы, бега, прыжков, метания с различных расстояний в цель), чувства времени (бег и прыжки в заданном темпе, пробегание коротких отрезков со скоростью 30—90 % от максимальной с определением времени бега самим учеником), дифференцирования мышечных усилий (чередование прыжков в длину в полную силу с прыжками вполсилы, в три четверти силы, чередование метания на дальность с метанием в цель, на заданные расстояния, в зоны, по узкому коридору с использованием мячей разного веса и формы) и т. д.
При изучении материала из раздела «Гимнастика» учителю требуется заблаговременно предусмотреть специальные координационные упражнения для развития способностей к равновесию, ритму, вестибулярной устойчивости. Естественно, конечно, что то же самое надо делать и при прохождении других разделов учебной программы. Из класса в класс, от младшего к среднему и старшему школьному возрасту уменьшается доля общеподготовительных и увеличивается процент специально-подготовительных координационных упражнений. Преимущественное воздействие координационных упражнений на определенную КС или на отдельный компонент (сенсорный, сенсомоторный или интеллектуальный) этой способности определяется как самими упражнениями, так и их методической направленностью. В данной связи учитель физической культуры должен четко себе представлять: для какой цели использует он то или другое координационное упражнение, какие конкретно (одна или несколько) КС развиваются при его применении,
Одним из главных методических положений в развитии КС является практика наилучшего сочетания координационных упражнений с упражнениями на развитие двигательных качеств. К сожалению, как мы уже говорили, на практике эти вопросы решаются чаще всего отдельно, а не в гармоническом единстве. В процессе развития быстроты и силы учителя ставят перед учащимися цель показать, как правило, максимальный результат. Например, пробежать 30—100 м с максимальной скоростью, метнуть снаряд на максимальное расстояние и т. д. Это стандартное требование на уроках, разумеется, приводит к повышению «кондиций» школьников, однако никак не содействует решению еще более сложной задачи — улучшению способностей занимающегося оптимально управлять своей быстротой и силой.
Отсутствие должного педагогического внимания к вопросам координационного совершенствования приводит к тому, что современные школьники, прошедшие школу, главным образом «кондиционной тренировки», весьма нерационально, нецелесообразно и неэкономично управляют своими движениями и плохо владеют своим телом. Вместе с тем еще в классических работах конца XIX и начала XX в. (П. Ф. Лес-гафт, Ж. Демени, П. П. Блонский и др.) указывалось, что для жизнедеятельности человека важна не столько сама по себе сила, сколько умение разумно управлять ею. Потому-то в процессе развития двигательных качеств учащихся необходимо применять обще- и специально-развивающие координационные упражнения.
Наибольшими возможностями для одновременного развития двигательных качеств и координационных способностей располагают всевозможные комбинированные упражнения, эстафеты, спортивные игры.
Сопряженный метод развития двигательных качеств и координационных способностей, сопряженное обучение учащихся технико-тактическим действиям с одновременным развитием КС приводят не только к более заметному повышению КС, не только улучшают психофизиологические функции, но и повышают уровень развития самих двигательных качеств. Не менее важным положительным моментом гармонического сочетания координационных и «кондиционных» упражнений является эффект улучшения способности произвольно и рационально расслаблять мышцы, для воспитания которой подростковый и старший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом.
Наконец, важным методическим указанием следует считать учет возрастно-половых закономерностей и индивидуальных особенностей развития различных КС. Научные исследования свидетельствуют, что наиболее интенсивно показатели разных КС нарастают с 7 до 11—12 лет. В эти же сроки обнаружилось и наибольшее число сенситивных (наиболее благоприятных) периодов их развития. Одновременно с этим многими исследователями показано, что педагогические воздействия, направленные на развитие КС, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно осуществлять именно в этом возрастном диапазоне.
Отсюда можно сделать вывод, что учитель физической культуры должен стремиться обеспечить преимущественное развитие разных КС главным образом за первые шесть лет обучения ребенка в школе. Упущенные в этот возрастной период возможности едва ли можно наверстать в более позднее время.
Вместе с тем было бы совершенно неправильно считать, что в более старшем школьном возрасте КС вообще не развиваются. Научные данные говорят и о том, что КС можно успешно развивать во все школьные периоды (особенно если был сделан хороший задел в младшем и первой половине подросткового возраста). Просто эффект развития КС бывает не одинаков: наибольший с 7 до 11—12 лет, средний — с 14 до 16—17 лет, наименьший — с 12 до 14 лет.
Заканчивая эту статью, уместно сказать и о том, что в процессе развития различных КС следует постоянно осуществлять индивидуальный подход, учитывая, что во все возрастно-половые периоды от 7 до 17 лет выявляются ярко выраженные индивидуальные особенности их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"
Курсовая работа Платонова А.Н. на тему: "Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"....
Мастер-класс на тему: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста
материал содержит презентацию с описанием опыта работе по теме "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста"и практическую часть занятия....
Методическая работа: “Развитие музыкальных способностей в школьном возрасте”
Развитие музыкальных способностей в школьном возрасте....
ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...
Буклет Развитие музыкальных способностей воспитанников школьного возраста на занятиях по интересам
Буклет информирует о развитии индивидуальных способностей воспитанников по видам музыкально-игровой деятельности и содержит фотографии....
Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...