Методическая работа: “Развитие музыкальных способностей в школьном возрасте”
методическая разработка на тему
Развитие музыкальных способностей в школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposobnosti.docx | 45.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Детская школа искусств” г.Нарьян-Мар
Методическая работа:
“Развитие музыкальных способностей в школьном возрасте”
Выполнил: преподаватель
Зимина Вера Петровна
ДШИ г.Нарьян-Мар
2013 год
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
- Общие и специальные способности………………….…………………..5
- Особенности проявления музыкальной одарённости……………….…6
- Педагогические приёмы, формирующие музыкальные способности учащихся ……………………………………………………………………9
- Развитие мелодического слуха………………………………………..10
- Формирование чувства ритма…………………………………………..10
- Ансамблевое музицирование…………………………………………..11
- Подросток и лёгкая музыка …………………….………………………11
Заключение ………………………………………………………………………..14
Список литературы …………………………………………………………….…16
Введение
Вопрос о развитии музыкальных способностей человека и о различных уровнях их проявления один из самых значительных и важных в музыкальной педагогике сегодня. И важно, какое влияние на эти способности оказывает целенаправленное развитие творческого потенциала ребёнка, каким образом обогащая духовный и культурный уровень, развивая воображение можно влиять на эффективное формирование процессов мышления, на развитие музыкальных способностей.
“Гений падает с неба и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо”- сказал когда-то Дидро. Так вот, что это за дворец и как в него попасть – это образное выражение одного из главных вопросов, на который не одно столетие пытаются найти ответ многие.
Если проследить историю человеческой цивилизации, то нельзя не заметить, что гении и одарённые люди очень часто, с удивительной закономерностью появлялись то тут, то там – вспышками , группами. Например, одна такая вспышка произошла в золотой век Древних Афин, в век Перикла. За одним столом одновременно собирались признанные во всём мире гении – философы Сократ и Платон, Зенон и Протагор, скульптор Фидий , создатель бессмертных трагедий Софокл. Откуда же столь мощный всплеск гениев.
Ещё одна из вспышек – эпоха массового устремления к культуре , знаниям ,искусству – это Эпоха Возрождения, где вспыхнули особо одарённые гении типа Микеланджело и Леонардо.
Торговцы и ремесленники Флоренции, добившись в тринадцатом веке отмены крепостного права, создали мощную прослойку городского люда ,способного понимать живопись , архитектуру , музыку.
Напрашивается вывод – где бы не появились общественный спрос, социальный заказ на тот или иной талант , идеальные или оптимальные условия, обязательно этот спрос выносит на свет большое число особо одарённых или даже гениальных людей . Необходимо изучать природу возникновения гениев , готовить почву для их успешного развития.
1.Общие и специальные способности.
Если обратиться к толковым словарям, то увидим, что часто “ способности”, “ одарённый” ,”талантливый” употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. В словаре Даля “способный” – “ годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный”.
Иногда способности считают врождёнными, “данными от природы”. Однако научный анализ показывает, что врождёнными могут лишь задатки, способности являются результатом развития задатков. Поэтому, для достижения каких либо результатов необходимо СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ компонентов музыкальной одарённости. “Моторность, слух, ритм – только лишь свойства. Способности же – это возможность на основе труда культивировать эти свойства, развивать их” – так высказывал свою точку зрения на проблему музыкально – инструментальных способностей ещё в 20-е годы Б. Л. Яворский.
В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.
Музыкальный слух. Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический, архитектонический слух. Такое обилие музыкального слуха объясняется его природой.
Особое внимание психологов и музыкантов привлекает способность ,названная АБСОЛЮТНЫМ СЛУХОМ (способность узнавать и воспроизводить высоту заданного звука без опоры на реально звучащий непосредственно перед заданием звук).Абсолютный слух обусловлен наличием каких-то врождённых, неизвестных пока особенностей в строении слуховых центров мозга. Все попытки выработать абсолютный слух у детей и взрослых показали, что как только тренировка заканчивалась,- и сама эта способность угасала. В отличие от этого врождённые виды абсолютного слуха, раз проявившись, остаются у человека на всю жизнь.
Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.
2.Особенности проявления музыкальной одарённости.
Как показывают наблюдения и биографические данные выдающихся музыкантов, музыкальные способности проявляются очень рано, иногда в таком возрасте, когда ребёнок ещё не владеет речью, в виде чёткой реакции на музыку определённого характера.
Таблица 1. (Показывает возрастной уровень первых проявлений музыкальных способностей)
Возраст (лет) | до 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Мальчики, 284 чел | 18 | 28 | 30 | 18 | 37 | 26 | 15 | 19 | 16 | 30 |
Девочки, 157 чел | 17 | 18 | 10 | 13 | 16 | 12 | 11 | 12 | 13 | 20 |
Возраст, лет | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Мальчики, 284 чел | 3 | 16 | 9 | 8 | 2 | 3 | 2 | 0 | 1 | 2 |
Девочки, 157 чел | 1 | 7 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Таблица 2.- использованы биографические данные участников 3 Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва,1966 г) Из 164 участников приводятся данные о 89 участниках.
Возраст, лет | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Пианисты, 33 чел. | 1 | 3 | 3 | 7 | 8 | 7 | 1 | 1 |
| 1 |
|
| 1 |
|
Скрипачи, 22 чел. |
| 1 | 3 | 7 | 3 | 6 |
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
Виаланчелисты, 34 чел. |
|
|
| 4 | 2 | 6 | 6 | 2 | 4 | 4 |
| 4 | 1 | 1 |
Всего 89 | 1 | 4 | 6 | 18 | 13 | 19 | 7 | 4 | 5 | 5 |
| 4 | 2 | 1 |
Раннее проявление музыкальности получило положительное подтверждение в их дальнейшей музыкальной деятельности. Противоположными фактами богата история вундеркиндов – “чудо детей”, очень рано проявивших себя, но остановившихся в своём развитии и тем самым не оправдавших прогноз, высказывавшийся на их счёт.
Как показали биографий вундеркиндов, отрицательные стороны этого явления проявляются при следующих факторах в их воспитании:
- непомерная эксплуатация ранних достижений ребёнка, частые выступления перед публикой, что связано с нарушением детского режима и истощением нервной системы.
- привыкание и эмоциональное притупление от однообразного репертуара и механической тренировки.
- отсутствие систематических занятий и правильного общего и музыкального развития, порождённые увлечением взрослых ранними успехами, которые достигнуты без особого труда.
- неумение трудиться и получать от этого удовольствие.
Серьёзно отражается на нормальном психическом развитии ребёнка и отсутствие постоянного общения со своими сверстниками. При стечении неблагоприятных условий, которые ребёнок не в состоянии преодолеть сам, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными.
Многочисленные примеры жизни и творчества больших художников убедительно показывают, какое мощное воздействие оказывают детские впечатления на их мироощущение и творчество.
Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребёнка. Дети быстрее сосредотачиваются, становятся более выносливыми, более внимательными, лучше координированными.
Сами одарённые люди особо подчёркивают роль семейной музыкальной среды или обилие музыкально-слуховых впечатлений в раннем детстве. Один из ярких музыкантов, виолончелист Даниил Шафран отметил, что проявление одарённости свидетельствует о том, в каких условиях воспитывался ребёнок, какая атмосфера его окружала: “ У меня родители были музыкантами, и нет ничего удивительного, что они рано приобщили меня к искусству. Этот фактор очень важный – среда, окружение, влияние семьи и близких”.
Музыка формирует человека, усиливая одни его качества и смягчая, маскируя другие. Здесь возникают особые, часто сугубо личностные проблемы, способ разрешения которых открывает или затрудняет дальнейшее музыкальное и профессиональное развитие. И именно на педагога ложатся самые ответственные моменты в музыкальном развитии ребёнка. Педагог должен привлечь ребёнка, а не отпугнуть его.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, начавший заниматься музыкой – с многозначностью самой музыки и музыкальных занятий. Музыка - это игра, свободное самовыражение в звуках, интонациях, но это также труд, дисциплина. Главное – научить ребёнка получать удовольствие от игры на инструменте. Лишь много позже музыкант учится работать за инструментом, когда наслаждение музицированием, по словам немецкого дирижёра Бруно Вальтера, переходит в наслаждение самим процессом творческой работы.
М. Берлянчик предложил теоретические принципы для работы над развитием музыкальных способностей юных музыкантов:
- Принцип развития одарённости через системно организованное воспитание и обучение.
- Принципы определяющего значения музыкальной среды.
- Принципы выявления и целенаправленного.
- Принцип определения, стимулирования саморазвития и целенаправленной компенсации свойств и способностей, недостающих в индивидуальной структуре одарённости.
Но в зависимости от конкретной ситуации, от индивидуальных особенностей ученика на первый план должны выходить принципиальные педагогические установки.
3.Педагогические приёмы, формирующие музыкальные способности учащихся.
В работе В. К. Тарасовой “Онтогенез музыкальных способностей “предлагается ряд методов, формирующих музыкальные способности детей. Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. В них укладывалось традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства, постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества. Все занятия проводились в увлекательной форме и вызывали у детей живой эмоциональный отклик.
3.1Развитие мелодического слуха
Развитие мелодического слуха происходит главным образом в пении и игре по слуху на музыкальных инструментах. Для того, чтобы дети пели эмоционально и выразительно, необходимо применять традиционные приёмы: провести предварительную беседу о содержании песни, характере её исполнения, объяснить новые непонятные слова. Специальное внимание уделять чистоте интонирования и певческому дыханию.
Я (преподаватель Детской школы искусств по классу баяна и аккордеона) для развития мелодического слуха на уроках специальности использую такие виды деятельности как обязательное пропевание изучаемых на занятиях гамм, арпеджио, обращаем внимание на чистоту интонирования, кульминационные моменты. Также занимаемся подбором по слуху любимых мелодий.
- Формирование чувства ритма
Формирование чувства ритма происходит в основном в движении под музыку (для учеников младших классов) – при этом главным образом развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление. Например, в настоящее время ученики моего класса готовятся к концерту, посвящённого 100-летию марша “Прощание Славянки”, 23 февраля и разучивают различные марши (“ Марш Бармалея”, “Барабанщик”, “Походная”, “Весёлый марш монтажников” и другие) и для достижения необходимого характера, темпа то мне, то ученику приходится на уроке маршировать – на первоначальном этапе это вызывает смех, т.к. приходится или бежать, или стоять на одной ноге, но в конечном итоге всё это приводит к нужному результату.
- Ансамблевое музицирование .
Ансамблевое музицирование – один из приёмов, формирующий музыкальные способности учащихся. Особенностью ансамблевого музицирования является чувства ответственности за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнёра», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.
Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более их более уверенными в своих силах.
На народном отделении ДШИ, где я работаю, ансамблевое музицирование с учащимися широко используется всеми педагогами отделения.
3.4. Подросток и лёгкая музыка.
Хотелось бы остановиться на таком вопросе как подросток и лёгкая музыка. Это - одна из острых проблем музыкального обучения и воспитания школьников. Многие учителя знают по собственному опыту , что подростки часто просят разучить с ними очередной эстрадный шлягер. Как же должен поступать в таких случаях педагог? Очень часто в методической литературе встречается мысль, будто бы восприятие лёгкой музыки опасно уже потому, что при этом не воспитывается настоящее музыкальное чувство, глубина эстетического переживания. Выступая на одном из заседаний в Союзе композиторов, Д. Кабалевский сказал, что считает принципиально неверным положение, при котором в музыкальных школах, училищах прячут от ребят лёгкую музыку. И поэтому они не всегда понимают, что здесь хорошо, а что плохо. “Скажите, а вам не нужна лёгкая музыка? – обратился композитор к сидящим в зале музыкантам.- По-видимому, нужна. Мы все понимаем, что Бетховен и Мусоргский – это великолепнейшие композиторы, их творения – вершина человеческого гения. Но под музыку эту танцевать невозможно, она не для развлечения”.
Вопрос лишь в том, какую лёгкую музыку следует использовать при работе с детьми, в каком соотношении с произведениями других жанров, стилей, характеров. По-видимому, наиболее рациональный путь – это параллельное разучивание серьёзного и лёгкого репертуара, отвечающего требованиям художественности. Составляя репертуарный план не надо забывать и о желании ребёнка разучить какую-либо пьесу (песню) популярной, современной музыки – на ней тоже, безусловно, происходит развитие музыкальных способностей (разбор гармонии, ритма, интервалов и т.д.).
Определить качество пьесы иногда помогает и процесс разучивания. С каждым разом, с каждым повторением высоко художественное произведение раскрывается всё новыми и новыми гранями – оно становится дорогим и любимым именно в результате большого труда, наполненного творческими поисками. Произведения лёгкого жанра, но высоко художественного вкуса, также надолго могут остаться любимыми. Иное дело песни-однодневки; они так же быстро приедаются, как и распространяются.
Но иногда мы, преподаватели недооцениваем способность детей справедливо судить об истинном, объективном качестве современной, популярной музыки. Дело в том, что качество это бывает скрыто покровами моды, предрассудков.
К оценке джазовой музыки, вероятно, тоже следует идти путём внимательного вслушивания, мыслительной работы, анализа. Всё это нужно делать в школе. Но, конечно, основой музыкального воспитания всегда остаётся классическая музыка. Познав на практике, что такое настоящее, серьёзное музыкальное искусство, учащийся сумеет лучше разобраться и в лёгкой музыке.
Заключение.
Проблема способностей всегда была и остаётся острой и важной. Перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и практическая возможность их удовлетворения, но сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений. Развитием специальных способностей психологическая и педагогическая науки постоянно занимаются и занимались – музыкальных (Б. Теплов), литературных (В. Ягунков), математических (В. Крутецкий). Способность к нескольким видам деятельности, распространённая в эпоху Возрождения, отмечается в истории культуры, как уникальная.
В данной работе отражена важность выявления и развития музыкальных способностей.
Не стоит судить о музыкальных способностях по первому впечатлению. Ребёнок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играют роль и недостаточная подготовленность, и волнение, и скромность, стеснительность ребёнка. Необходимо каждому ребёнку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей. Формирование способностей требует от учителей и родителей упорной и терпеливой работы.
Выявление имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, когда заметен достигнутый уровень.
Знания и умения ребёнка позволяют определять перспективу дальнейшего стимулирования способностей, направлять дарование ребёнка в соответствующее русло.
Выбор данной темы придаёт профессии педагога-музыканта особую социальную значимость, не только как специалиста узкого профиля, но и как организатора новых образовательно-инновационных проектов. Изучение передового педагогического опыта является крайне важным для формирования особого типа творческого мышления людей, от которых в 21 веке во многом будет зависеть возрождение духовных ценностей в нашем Отечестве.
Список используемой литературы.
- Вопросы методики музыкального воспитания детей.//Алиев Ю. “Подросток – музыка – школа”.- М., Музыка 1975. -83c.
- Берлянчик М.М. “Проблемы одарённости”. Мышление. Технология. Творчество. -М.,1983. -200с. –С.26-44.
- Крюкова В.В. “Музыкальная педагогика”. Ростов н/Д: “Феникс”, 2002.
- Крылова Г.И. “Азбука маленького баяниста”. Москва. Владос Пресс. 2010.
- Лейтес М.С. “Бывают выдающиеся дети”.//Семья и школа.,1990. –N3. -33с.
- Мелнхорн Г. “Гениями не рождаются”: Общество и способности. – М., Просвящение, 1989. -160с.
- Тарасова О. “Онтогенез музыкальных способностей”. - М.:Педагогика, 1988. -176с.
- Теплов Б.М. “Психология музыкальных способностей” // Избранные труды: В 2 т. – М., Педагогика,1985. – Т.1. -328с.
- Цыпин Г.М. “Психология музыкальной деятельности”: Проблемы, суждения, мнения. М.: -Интерпракс, 1994. -384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о воспитании ребенка, что справ...
Буклет Развитие музыкальных способностей воспитанников школьного возраста на занятиях по интересам
Буклет информирует о развитии индивидуальных способностей воспитанников по видам музыкально-игровой деятельности и содержит фотографии....
Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....
Методическая работа "Развитие музыкальных способностей"
Методическая работа...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...