Здоровьесберегающая активность школьников
статья по физкультуре на тему
Сообщение по теме:"Здоровьесберегающая двигательная активность школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация здоровьесберегающей двигательной
активности школьников.
1. Современное состояние здоровья школьников.
Здоровье детей России в 21 веке в значительной степени закладывалось в 90-е годы прошлого столетия, то есть в тот период, который был отмечен значительными социально-экономическими трудностями, снижением внимания к социальным проблемам, резким уменьшением финансирования профилактического направления здравоохранения, недоступностью спортивных сооружений и т.д. В первую очередь это ухудшило состояния здоровья подрастающего поколения. Статистика показывает, что состояние здоровья детей с момента поступления в школу неуклонно ухудшается. Если доля детей здоровых и с компенсированными формами отклонения в 7 лет составляет 58%, то к 14 годам этот показатель снижается до 45 – 30%. К 15 – 17 годам растет заболеваемость органов пищеварения, нервной системы и органов чувств, мочеполовой системы, травматизм. Острой и требующей кардинального решения стала проблема слабой физической подготовленности и физического развития учащихся. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую оценку физической подготовленности, выросло в три раза и достигло у юношей 50,8%, у девушек – 58,8%. В настоящее время 1 млн.300 тыс. учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. И только 45% из этого количества привлечено к занятиям физической культурой и спортом, в том числе лечебной физкультурой.
2.Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников.
Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима физическая активность. Наиболее типичными для ребенка и подростка вариантами в этом случае могут быть:
- игровая двигательная активность – направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками в подвижные игры)
- учебная двигательная активность – направленная на обучение двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств (например, урок физкультуры)
- оздоровительная двигательная активность – направленная на профилактику заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя гигиеническая гимнастика)
- спортивная двигательная активность – направленная на достижение спортивного результата (например, спортивная тренировка в секции)
- релаксационная двигательная активность – направленная на преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке математики или литературы, или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером)
- досуговая двигательная активность – направленная на активное проведение досуга (например, посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка)
- бытовая двигательная активность – направленная на реализацию бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (например, мытье полов или обработка грядок на огороде)
- производственная двигательная активность – направленная на освоение и применение профессиональных навыков (например, обучение профессии столяра или слесаря)
- реабилитационная двигательная активность – направленная на восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей (например, после перенесенной травмы или болезни).
Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в различных формах. В частности, двигательная активность может быть организованной (под управлением преподавателя, тренера) и неорганизованной (самостоятельной).
3.Организованная двигательная активность может осуществляться в самых разнообразных формах. В школе это урок, спортивная или оздоровительная секция, кружок по интересам. Могут быть реализованы клубные формы, индивидуальные и групповые занятия, а также разнообразные их сочетания.
Формы организации занятий физической культурой:
- гигиеническая гимнастика;
- специализированная зарядка;
- самостоятельные занятия;
- индивидуальные занятия с учащимися;
- физкультминутка;
- физкультпауза;
- подвижная перемена;
- спортивный час;
- спортивная секция;
- спортивные соревнования по отдельным видам;
- туристический поход; слет;
- день здоровья.
По своему содержанию любое занятие, включающее двигательную активность, может быть отнесено к обучающим, тренирующим и реализующим. Обучающее занятие призвано дать понятие о новых движениях, показать ребенку технику выполнения, научить технике безопасности. Тренирующее занятие обеспечивает адаптацию организма к новому виду физической нагрузки, позволяет довести технику его выполнения до автоматизма. Реализующим может быть как состязание, так и систематическое выполнение хорошо освоенной двигательной задачи.
4. Здоровьесберегающая программа образовательной среды включает в себя два ведущих направления – образовательное и оздоровительное.
Оздоровительные задачи и способы их решения.
1. Профилактика гипокинезии – Нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок.
2. Профилактика нарушений осанки - Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц свода стопы.
3. Профилактика травматизма – Обучение технике выполнения физических упражнений и правилам техники безопасности во время занятий физическими упражнениями.
4. Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний – Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей вегетативных систем организма.
5. Профилактика простудных заболеваний – Использование в занятиях физическими упражнениями водных процедур и других компонентов закаливания.
6. Основы безопасности жизнедеятельности – Обучение двигательным действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях.
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Поэтому мы рассматриваем двигательную активность в качестве одного из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
5. Ожидаемые результаты
Применение здоровьесберегающей программы «Здоровье в образовательных учреждениях» должно обеспечить создание предметно – информационной образовательной среды. В рамках программы происходит формирование у учащихся основных компонентов здоровья, дети овладевают знаниями, умениями и навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном счете оказывает влияние на их физическое развитие. В рамках реализации здоровьесберегающей программы возникает задача выработки у учащихся потребности в здоровье, понимания сущности качества жизни и выработки индивидуального способа здорового поведения.
Единая программа «Здоровье в образовательных учреждениях» и единый план мероприятий предполагает отслеживать эффективность и результативность действий этой программы, а также осуществлять динамичный контроль и анализ проведенных мероприятий и их коррекцию, а значит, обеспечат надежность выполнения данной программы в образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Волейбол как средство повышения двигательной активности школьников" , 7 класс
В содержание данного урока входят: 1)комплекс ОРУ в парах с набивными мячами, 2)индивидуальные и парные упражнения с волейбольным мячом, 3)подвижные игры "Мяч в воздухе", "Лапта волейболистов", т...
Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии
статья о Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии...
Развитие исследовательской активности школьников
Формирование и развитие исследовательской активности школьников является одним из базовых элементов современного образования. Мотивационной основой успешного исследования какого-либо объекта школьнико...
: «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения математики как средство познавательной активности школьников»
Обобщение опыта работы...
Проект, как способ активизации познавательной активности школьников
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в про...
Различные формы проведения урока – один из путей повышения познавательной активности школьников.
В статье отражены положительные стороны использования нетрадиционных форм проведения уроков. Приведены краткие описания некоторых нетрадиционных форм уроков....
Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников.
Острой и требующей кардинального решения стала проблема слабой физической подготовленности и физического развития учащихся. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую о...