Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии
статья по теме
статья о Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya__mustafina_l.i..doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии.
Мустафина Лилия Ильгизаровна
Учитель географии II квалификационной категории (Эл. почта домашняя: lili28.mustafina@yandex.ru)
Муниципальное образовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Альметьевска (МАОУ СОШ № 17) (Эл. почта школы: school17@list.ru)
Аннотация
Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой. Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, изменения целевой установки современной российской школы, находящейся на стадии модернизации, сегодня требуют от учителя нового подхода к своим урокам нового стиля общения.
Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков. Монотонный, из урока в урок повторяющийся, алгоритм проведения занятий приводит к снижению познавательного интереса у детей в изучении различных предметов. Одна из основных задач учителя - поиск новых методов, приемов обучения. Частично это помогает решить занимательный материал, что позволяет увлечь школьников разных возрастов, снять на уроке напряженность и скованность, негатив ожидания невысокой оценки.
Нельзя представить себе по настоящему культурного человека, не знающего основ географии. Географическое образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве. И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовные и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний. Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, вносит весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения. Отвечает на вопрос: «Почему наша планета устроена именно так, а не иначе » и с помощью науки географии можно дать прогноз на будущее – Какие последствия ожидают современного человека при его делах сегодняшних?
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Но использование компьютера на уроках географии необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.
Использование современных информационных технологий, а также традиционных игровых в учебном процессе помогают активизировать деятельность школьника, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, также способствую усилению роли самостоятельной работы обучаемого, что позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения.
Применение компьютерной техники, возможность моделировать на экране компьютера явления и процессы, изучаемые в географии, телекоммуникационные системы расширяют эту учебную дисциплину, поднимают ее на более высокий уровень, где происходит взаимодействие с другими областями знаний, что позволяет учителю проводить межпредметные уроки, например, урок географии и английского языка, математики, биологии.
Самой удобной формой учебных программ является комбинированная или урок – мозаика. Желательно включать в программу дифференцированные упражнения, игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности.
На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Главные язык географии – карта, но с этим бывают проблемы (нет вообще или устаревшие). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Это позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления. Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов.
Во многих компьютерных программах по географии заложены практические работы и тесты по темам. Они могут носить тренировочный и контролирующий характер. Все, что заложено в программе, использовать на уроке невозможно. Это планировалось создателями, для того, чтобы учащиеся использовали программы в качестве справочника, для написания сообщений и рефератов. Многие диски по географии имеют ссылки на образовательные ресурсы в Интернет.
На уроках я стараюсь поддерживать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Сосредотачивать внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед. Успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Каждый шагает по жизни своей скоростью и своим путем – этого не изменить. Но как при этом не убить человечное в человеке – вот задача обучения и воспитания. Вести за собой к знаниям, к тому лучшему, что есть в каждом. Делать это, нужно используя различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, географические диктанты, загадки, кроссворды, практические работы, графические диктанты, конкурсы, викторины, ребусы, наглядные электронные пособия, ТСО, деловые игры, творческие работы, игровые задания, стихи, пословицы, рекламные проспекты стран, бизнес планы отраслей промышленности, географические сказки и многое другое.
По значению мой опыт не содержит принципиально новых открытий. Я не открыла Америку, но я осмысленно использую современные информационные технологии, а также традиционные игровые на своих уроках, усовершенствую, модернизирую для конкретных условий. Вот что надо учителю делать на уроке: удивлять, радовать, заинтересовать!
Литература
1. Зотова А.М. «Учебные игры на уроках и их роль в развитии учащегося»\\География в школе. – 2004г. №3
2. Ермолаева М. вечная потребность\\Учитель года: лучшее из лучших. – 2004г. ,№1
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., «Народное образование», 2001г.
4. Савина Н.Г. Новые технологии обучения географии. Брянск, издательство БГПУ, 2000г.
5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям географии. Волгоград 2005г.
6. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. Москва 2005г.
7. Долгорукова И.А., Кугут И.А. Уроки географии с применением информационных технологий. М. издательство «Глобус», 2010г.
8. http://technologies.su/informacionnye_tehnologii_v_obrazovanii
фрагмент статьи «Информационные технологии в образовании»
9. www.rusedu.info/Article783.html
фрагмент статьи «Компьютер на уроках географии»
10. georoom.edurm.ru
фрагмент статьи «Использование информационных технологий на уроках географии»
11. Душина И.В., Таможняя Е. А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимулирование познавательной активности школьников на уроках математики
В статье описаны основные методы, развивающие познавательные способности учащихся на уроках. Они могут быть использованы предметниками на уроках по разным предметам. Не ф...
Cпособы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка
В данной статье освещены вопросы обеспечения мотивации изучения английского языка, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высо...
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Работа с одаренными детьми. Обучение приемам составления кроссвордов как форме стимулирования познавательной активности учащихся на уроках ИЗО»
Обучение приемам составления кроссвордов на уроках ИЗО...
Стимулирование познавательной активности учащихся на уроках химии
В статье приведены некоторые приемы и методы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках химии....
Стимулирование познавательной активности учащихся на уроках физики
В настоящее время всё чаще можно слышать о нестабильности в экономике, неуверенности в завтрашнем дне, у людей воспитывается потребительское отношение "жизнь одним днем". У молодого поколе...
Управление мотивацией и стимулированием познавательной активностью школьников c ОВЗ на уроках математики
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.Процесс обучения математике нер...
Мастер - класс "Использование игровых технологий для активизации познавательной активности школьников на уроках географии"
Данный мвтенбыл использован в рамках конкурса"Учитель года"...