Проект, как способ активизации познавательной активности школьников
статья по физике (9 класс) по теме
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И, прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_uroke_fiziki..doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект, как способ активизации познавательной активности школьников
автор: Стёпочкина Наталия Васильевна
учитель физики
Муниципальное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа №7
г. Видное
Актуальность: Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И, прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Цель выступления:
- Познакомиться с основными идеями, лежащими в основе метода проектов,
- Рассказать о формах, видах проектов на примере своего опыта.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.
Хотя многие из нас ещё не достаточно понимают, что под собой подразумевает метод проектов и довольствуются лишь и работами учащихся в презентациях Power Point.
Основные требования к проекту.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле мы) — исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной про блемы.
Например, исследовательская работа нашей ученицы Серебряковой Марии «Время и его роль в нашей жизни». Эта работа была отобрана на 2 международную научно-практическую конференцию студентов и школьников. Была там достойно оценена, и её материалы размещены в ежегодном сборнике «Научно-исследовательских работ»
Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее труд ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру ководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.
2 Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо ты учащихся. Это может быть и анкетирование (такой метод мы использовали в работе «Влияние солнечной активности на организм человека», где на родительских собраниях были опрошены родители учеников), социальный опрос, (такой метод мы использовали в работе «Жвачка. Вред и польза»)
Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос ти — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс лена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз работали участники проектной группы для разрешения поставлен ной проблемы. В качестве продукта может выступать и методичка, изданная самими учащимися, и прибор, сделанный своими руками, Анализ данных социологического опрос или фильм. Итогом одной из работ наших учащихся является видеосборник задач по физике на тему «механика», связанный с нашим городом Видное.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен учителю, и представлен до статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презен тации своего продукта.
То есть проект — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск инфор мации — Продукт— Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев ные планы и отчеты и др.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, име ет большое количество видов и разновидностей.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разно образна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета реко мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить ре альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о ка ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и со здание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и не традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль мы и т.п. Такой тип проекта мы использовали в рамках темы «Испарение» 8 класс, где на уроке был представлен спектакль.
Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педа гогику. И еще не осмыслено до конца.
Но уже ясно: проект много гранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - Москва: Академия, 2003
- Естественно-научные проекты 10-11 класс -Москва: «Школьная пресса», 2007
- Г.Б. Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова, под редакцией д.ф-м.н., профессора Е.Я.Когана. «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования.- Москва: Учебная литература, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание:" Способы активизации познавательной активности старшеклассников"
Цель родительского собрания: диагностика интеллектуального потенциала старших подростков; организация комплексного влияния на познавательную активность учащихся....
Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее у...
Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников
Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...
Использование нестандартных форм уроков для активизации познавательной активности школьников.
Методическая тема....
Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...
Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников
В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы
В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...