«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах»
статья по физкультуре по теме
Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Доклад
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах»
Подготовил
учитель физической культуры высшей категории
Мулин В.Г.
Мелеуз 2012
При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
3. повышение физической и умственной работоспособности;
4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
5. формирование правильной осанки, а при необходимости - её коррекции;
б. обучение рациональному дыханию;
7. освоение основных умений и навыков;
8. воспитание морально-волевых качеств;
9. воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
10. создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся;
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы, намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.
Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей, необходимо четкое взаимодействия управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений (поликлиник и врачебно-физкультурных диспансеров).
Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учётом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процёсса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведённого в апреле - мае текущего года.
Наполняемость групп - не менее 10 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директором школ, учителям физкультуры и во врачебно - физкультурные диспансеры.
Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты, занимающиеся в специальной группе. В карте отражаются результаты медосмотров, диагноз, рекомендации врача и учителя физкультуры, индивидуальные комплексы упражнений, а так же рекомендации и задания на дом во время каникул.
В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобождённые от физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно - профилактических учреждениях систематически (1 раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике.
На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет школьный врач совместно с учителем физкультуры.
Проведение занятий с ослабленными детьми в специальной группе (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние уч-ся и их адаптацию к нагрузке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Доклад
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах»
Подготовил
учитель физической культуры высшей категории
Мулин В.Г.
Мелеуз 2012
При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
3. повышение физической и умственной работоспособности;
4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
5. формирование правильной осанки, а при необходимости - её коррекции;
б. обучение рациональному дыханию;
7. освоение основных умений и навыков;
8. воспитание морально-волевых качеств;
9. воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
10. создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся;
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы, намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.
Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей, необходимо четкое взаимодействия управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений (поликлиник и врачебно-физкультурных диспансеров).
Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учётом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процёсса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведённого в апреле - мае текущего года.
Наполняемость групп - не менее 10 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директором школ, учителям физкультуры и во врачебно - физкультурные диспансеры.
Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты, занимающиеся в специальной группе. В карте отражаются результаты медосмотров, диагноз, рекомендации врача и учителя физкультуры, индивидуальные комплексы упражнений, а так же рекомендации и задания на дом во время каникул.
В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобождённые от физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно - профилактических учреждениях систематически (1 раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике.
На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет школьный врач совместно с учителем физкультуры.
Проведение занятий с ослабленными детьми в специальной группе (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние уч-ся и их адаптацию к нагрузке.
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специальной
медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы -А и Б, с целью дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.
Подгруппа А - это школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.
Подгруппа Б - школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечнососудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая степень нарушения коррекции зрения и изменением глазного дна и др.).
В подгруппе А физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объёму - согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте пульса 120-140 уд/мин, в начале четверти, постепенно увёличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частоту пульса до 140-150 уд/мин, к концу семестра.
Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд/мин, являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.
Учитывая, что большинство детей в специальной медицинской группе страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам, двигательные режимы при частоте пульса 150 уд/мин, не целесообразны.
Режимы физ. нагрузок при частоте пульса 150-170 уд/мин, являются переходным рубежом от аэробного к аэробно - анаэробному дыханию.
В подгруппе Б двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120 - 130 уд/мин, в течение всего учебного года, т. к. но данным физиологов, при данной ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму повышенных требований.
частота пульса уд/мин.
мин. сред. макс.
1. Построение 77 91 112
2. Ходьба в медленном темпе 86 105 119
3. Ходьба в среднем темпе 104 118 151
4. Бег трусцой в медленном темпе 112 129 152
5. Дыхательные упражнения 90 100 118
6. Элементы 6/6: 120 132 146
передача мяча на месте
7. при малой интенсивности 120 154 176
Частота пульса определяется пальпаторно (на лучевой или сонной артерии) сразу после выполнения упражнений и телеметрическим - методом записи радио ЭКГ.
Урок в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные особенности.
В подготовительной части урока (до 20’) выполняются О.Р.У. (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует использовать много новых упражнений, а так же интенсивные нагрузки.
В основной части урока (20 - 22’), занимающиеся овладевают основными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие основных (в пределах возможностей занимающихся) физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяется бег (отрезки по 20-30 м) чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, прыжки, эстафеты, упражнения на равновесие.
В заключительной части урока (3-5’) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление).
Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе урока, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секундного интервала времени. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине его - после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода.
Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинской групп различны. Учащиеся специальной подготовительной группы освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:
- гимнастика - выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков, поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами;
- легкая атлетика - техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча, гранаты, прыжки в высоту или в длину;
- лыжная подготовка - техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и в движении;
- плавание - правильное выполнение движений руками, ногами умение держаться на воде проплывать по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов.
Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей, дозирование нагрузок. Этот принцип можно успешно реализовывать на практике, соблюдая следующие условия:
1 .Построение на уроке не по росту, а по уровню физической подготовленности: на правом фланге - более подготовленные дети, на левом - более слабые.
2.Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений. дети, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, должны быть на левом фланге.
3.При проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и. заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные - одно.
4.При проведении игр слабо подготовленные дети заменяются через каждые 2 минуты.
5.В первом семестре предлагается 5-7мин. основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые согласуются с врачом в связи с диагнозом заболевания.
В самостоятельную работу по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений включаются те физические упражнения, которые не могут быть выполнены на уроке из-за отсутствия у учащихся необходимой подготовки или времени.
Чаще всего в домашние задания включается освоение таких двигательных навыков, как:
1 .Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала).
2.Прыжки на месте (Ь-20-ЗО ем) с мягким приземлением.
3.Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.
4,Упражнения из исходного положением лежа на животе и т. д.
При выполнении и подборе упражнений обязательно учитывается диагноз заболевания.
Школьникам с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма и т.д. р.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы вьдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произнесением гласных звуков а, у, е, и, о и согласных р, ж, ш, с, з или их сочетаний (например брс-, бры-,бру-, и т. д. ). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3 - 5 раз
в день, дозировка одного упражнения 2-3 раза, количество упражнений 3-4. Целесообразно также после 2-3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями занятия плаванием, лыжами.
Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения вызывающие нервное напряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр пт. д.
При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.
При хроническом заболевании Ж.К.Т, желчного пузыря, печени, уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать прыжки , для старшей - элементы танцев.
Педагогический контроль за интенсивностью нагрузок и соответствием их плану ведется по внешним признакам в процессе постоянного контакта учителя и учеников, а так же путем определения пульсовой кривой урока. При дозировании нагрузки важно учитывать не только ее объем, но и интенсивность.
Эффективность любого урока обусловлена многими факторами, среди которых: чистота зала, обеспеченность инвентарем и оборудованием, внешний вид ребят, состояние их спортивной одежды и обуви. Очень много зависит от стиля ведения занятий учителем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к учащимся, высокое профессиональное мастерство, умение увлечь ребят, заинтересовать их, привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность учителя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психическую и физическую напряженность.
Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащегося, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашних заданий не должно превышать 15-20’.
Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснить им, как необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений.
В целях повышения оздоровления и воспитания значения физической подготовки ослабленных детей не следует ограничиваться только уроками по обязательной программе.
Эти мероприятия в общей сложности соответствуют или даже превышают эффект урока физкультуры. Обязательная утренняя гимнастика до занятий:
- физкультпаузы после второго - третьего урока продолжительностью 2-3 минуты;
- физкультурные паузы во время приготовления домашних заданий;
- индивидуальные комплексы гимнастики, рекомендуемые учителем с учетом медицинских показателей.
Особое значение имеют внеклассные оздоровительные мероприятия, рекомендуемые школьникам: прогулки, катания на коньках, передвижение на лыжах, оздоровительное плавание, а также закаливание (воздушные ванны, обливание).
Работал с ослабленными детьми, учитель физкультуры и врач должны использовать специальную литературу по медицине, физкультуре, методике, психологии.
Продолжительность пребывания учащихся в СМГ разная. Например, дети с искривлением позвоночника, несмотря на то, что их осанка улучшилась, окрепли мышцы, находятся в группах до завершения роста, окостенения позвоночника. Детей с соматическими заболеваниями в подготовительные группы переводят после положительных результатов функциональных исследований, которые проводятся 2 раза в год. Ребята, страдающие заболеваниями глаз, в основном близорукие, в СМГ остаются до окончания школы.
В итоге мы видим, что при каждом заболевании; как бы оно глубоко ни повреждало важнейшие функциональные системы организма, могут быть подобраны специфические средства и методы занятий физическими упражнениями, способы закаливания, существенно улучшающие состояние здоровья.
Вторым важным положением, которое характеризует использование занятий физическими упражнениями и природных факторов учащимися смг, является регулирование величины функционального напряжения на отдельные органы и системы организма занимающихся.
И, наконец, третье, общее положение, соблюдение которого необходимо для достижения максимально здоровых и воспитанных результатов - это комплексность использования различных средств, методов и организационных форм занятий. Нет такого заболевания, после которого можно ограничится каким- либо одним или несколькими оздоровительными воздействиями. Напротив, чем шире комплекс используемых средств, методов и форм организации занятий, тем эффективнее процесс физического воспитания учащихся.
Литература «Настольная книга учителя физической культуры» под ред. Кофмана. Газета
«Спорт в Школе» за 1998 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕТ И ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ специальной медицинской группы
Учет успеваемости по физической культуре, хорошо поставленный и разносторонний, способствует более гибкому управлению учебно-воспитательным процессом....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).
Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по...

Организация и проведения занятий в специальных медицинских группах
Разработанная программа предназначена для занятий с детьми по состоянию здоровья отнесенным к спец. мед группе. Расписаны занятия для детей с различными заболеваниями с учетом индивидуальных особеннос...

Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе
личностно-ориентированные технологии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознат...

Применение системно – деятельностного подхода в обучении на уроках физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»
Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской ид...

Статья «Дифференцированный подход к организации уроков физической культуры с учащимися отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам»
Цель работы: Охарактеризовать основные медицинские группы. Определить условия распределения учащихся по соответствующим медицинским группам. Определить основные задачи физического воспитания учащихся,...
«Методические проблемы индивидуального подхода по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»
Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические пр...