Организация и проведения занятий в специальных медицинских группах
рабочая программа по физкультуре по теме
Разработанная программа предназначена для занятий с детьми по состоянию здоровья отнесенным к спец. мед группе. Расписаны занятия для детей с различными заболеваниями с учетом индивидуальных особенностей, физической подготовки. Предназначена для учителей физической культуры, инструкторов ЛФК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация и проведение занятий специальных медицинских групп.doc | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Полевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Рабочая программа
По предмету
Лечебная физкультура
«Организация и проведение занятий специальных медицинских групп»
Составитель:
Сенцова Эвелина Федоровна
Учитель ЛФК
2011-2012 уч.г.г.
Пояснительная записка
Программа по лечебной физкультуре составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 17.07.2009г. ст.32 п6, ст.9, ст.17 п.2,
с Законом Свердловской области «Об образовании» от 16.07. 1998 N 26-ОЗ (ред. от 22.10.2009) ст. 5, с уставом школы гл.2 п. 20 (1), гл.3, гл8 п.123(1), п.126, с образовательной программой ГБОУ СО «Полевская СКОШИ», с положением о рабочей программе ГБОУ СО «Полевская СКОШИ».
В основу данной программы положены программы – государственного стандарта по физической культуре «Программа по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе». Авторы-составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, 2004 г.
Вариативная программа по физической культуре «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». Авторы М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова – М.; Просвещение, 2008г.
Курс «ЛФК» рассчитан на 34 учебных часа в каждом классе. Программа представляет собой комплекс мероприятий направленных на устранение или коррекцию имеющихся нарушений в состоянии здоровья.
Используются специальные медико-педагогические технологии
Проведение занятий ЛФК, подвижные игры, игры с элементами спорта, аутотренинг, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, массаж.
Цель курса «ЛФК»
- коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей;
-профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях;
-стабилизация функциональных систем организма;
-повышение адаптации организма к неблагоприятным условиям жизни.
В данном курсе реализуются следующие общешкольные задачи образовательного процесса «Создание оптимальных условий для формирования жизненной компетенции каждого воспитанника с особыми образовательными потребностями и интеграция его в современное общество»:
-повышение эффективности здоровьесберегающей среды посредством включения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникативных технологий.
-формирование навыков продуктивного общения через технологии проблемно-диалогического общения.
Одновременно с вышеперечисленными, в курсе ЛФК решаются задачи:
- формирование и закрепление принципов здорового образа жизни
- повышение неспецифической сопротивляемости организма
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности.
Введётся работа по формированию у учащихся волевых качеств: самостоятельности, ответственности, активности, решительности, умения работать в команде, помогать товарищам.
Наличие требований к ЗУН(знания, умения, навыки) в данной программе, способствует использованию двигательного опыта учащихся, как базы для расширения их двигательных возможностей, правильного формирования функциональных возможностей организма, тренировке и повышению адаптационных возможностей организма.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по лечебной физической культуре учащиеся специ альных медицинских групп должны знать
• связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• способах изменения направления и скорости передвижения;
• режиме дня и личной гигиене;
• правилах составления комплексов утренней зарядки;
• правилах поведения на занятиях физической культурой;
• правилах подготовки мест для самостоятель ных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предме тами и без предметов), направленно воздействую щие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локаль ное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плос костопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражне ний;
• выполнять комплексы упражнений на профи лактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические дейст вия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыж ках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать навыки при развитии физических качеств
в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — ходьба в течение одной мину ты, м;
• сила — прыжок в длину с места (демонстриро вать технику);
• координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
На протяжении всего курса ЛФК осуществляются межпредметные связи:
с биологией (основы знаний о человеческом организме, основы знаний о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья).
с музыкой (релаксационные техники с использованием классической музыки, аэробика с использованием музыки в стиле регги, музыкотерапия с использованием электронной музыки).
с математикой (счет при выполнении упражнений, при построении и перестроении в колонны по 2,3 человека, ориентировка в пространстве верх-низ –право -лево).
Внутрипредметные связи осуществляется при помощи разучивания отдельных элементов и видов движений (ходьба, бег, прыжки, кувырки и т.д.) и использования их в дальнейшем в комплексах упражнений, подвижных и спортивных играх.
Учебно-методическое обеспечение осуществляется посредством программы по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, рабочих тематических карт с заданиями.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Зал ЛФК оснащен следующим оборудованием:
тренажерами
медицинболами;
резиновыми мячами разных размеров;
оборудованием для развития мелкой моторики (пирамидки, переключатели),
резиновые кольца (эспандеры);
гимнастическими скамейками;
мягкими матами;
массажным столом
Спортивный зал оборудован:
Шведской стенкой
мячами различных размеров
гимнастическими скамейками;
гимнастическими обручами и палками;
медицинболами;
оборудованием для спортивных игр (волейбол, баскетбол)
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Материал программы преподается по принципу от простого к сложному. Уроки проходят при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся. Дозирование физической нагрузки адекватно состоянию здоровья ребенка и его психомоторного развития.
Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений.
Изучение элементов спортивных игр, упражнений, корригирующих комплексов проходит как серия пяти-семи уроков (часов) т.к. дети с нарушением интеллекта страдают нарушением двигательной памяти, быстро забывают разучиваемый материал, если он не закреплен до автоматизма.
Для инвалидов детства и детей с тяжелой патологией предусмотрены индивидуальные занятия.
Так же для реализации индивидуального подхода в обучении, в каждом классе, используются карты индивидуального коррекционного сопровождения с конкретными рекомендациями специалистов (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, медицинский работник, преподаватель ЛФК, специалист по развитию психомоторики).
Отбор содержания программного материала произведён с учётом физиологических, психологических, двигательных возможностей и различного рода заболеваний учащихся 1- 9 классов, в соответствии с чем, ведётся разноуровневый подход в соответствии с имеющейся патологией ребенка.
Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели. Качественные показатели – степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности и др. Количественным показателем является положительная динамика физической подготовленности, складывающаяся обычно из показателей развития основных физических способностей и функциональной возможности организма. Количественные показатели отражаются в «Листе учета физического развития ребенка».
Показатели физического развития ФИО учащегося | ||||||||||||||||||
Показатели | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||||||
Длина тела | ||||||||||||||||||
Масса тела | ||||||||||||||||||
Оценка осанки | ||||||||||||||||||
Экскурсия грудной клетки | ||||||||||||||||||
Физ. развития | ||||||||||||||||||
Мед. группа | ||||||||||||||||||
Сила левой кисти | ||||||||||||||||||
Сила правой кисти | ||||||||||||||||||
Бег 30 метров/сек | ||||||||||||||||||
Прыжок в длину/м | ||||||||||||||||||
Метание набивн. мяча |
Специальные медицинские группы
По результатам осмотра школьного врача и проведенного функционального тестирования организма детей, были выделены следующие медицинские группы:
- заболевания обмена веществ (эндокринопатии)
- заболевания эндокринной системы (низкие показатели роста и веса)
- заболевания ОДА (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие)
- заболевания сердечнососудистой системы (ВСД, пролапс митральн. клапана)
- ЛОР - заболевания (часто болеющие дети, тонзиллиты, ангины)
- нервные заболевания (осложненные судорожным синдромом и эпилепсией)
- заболевания глаз (гиперметропии, амблиопии)
Занятия в специальной медицинской группе для детей с заболеваниями сердечнососудистой системы.
Комплексная реабилитация детей с данной группой заболеваний подразумевает соблюдение врачебного контроля на всех этапах занятий. Обязательный 3-х кратный контроль ЧСС, АД цветом кожи и общим состоянием в ходе занятий. Обязательно строго дифференцировать упражнения и нагрузку в зависимости от характера и клинического течения заболевания.
Для детей с заболеваниями сердечнососудистой системы показан групповой метод занятий, желательно на улице, в парке или в сквере, то есть физкультура в сочетании с закаливанием. Занятие строится так, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, их сочетание, лыжные прогулки, катание на коньках, дыхательные упражнения). В зимнее время нужно следить, чтобы студенты дышали через нос. Показаны упражнения на расслабление. Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием и т.п.
Очень важны утренняя гимнастика и закаливание. В осенне-весенний период — витаминизация (особенно показан прием витаминов С и Е). Если есть возможность, рекомендуется проводить УФО.
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведе ния |
Общее количество часов | 34 | ||
I. Функциональное тестирование организма | |||
1. 2. 3. 4. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости | 4часа | |
II. Общая физическая подготовка | |||
5. 6. 7. 8. 9. 10. | Ходьба (в том числе спортивная) Беговые упражнения Упражнения на растяжку Упражнения для мышц спины Упражнения для мышц плечевого пояса Дыхательные упражнния | 6часа | |
III. Массаж | |||
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Рефлекторный (зоновый) массаж головы Рефлекторный (зоновый) массаж головы Рефлекторный (зоновый) массаж головы Рефлекторный (зоновый) массаж головы Сегментарный массаж спины Сегментарный массаж спины Сегментарный массаж спины Сегментарный массаж спины | 8 часов | |
IV. Комплекс корригирующих упражнений с элементами спортивных игр | |||
19. 20. 21. 22. 23. | Элементы волейбола Отработка верхней подачи Отработка нижней подачи Отработка удара Отработка внутрикомандных действий | 5 часов | |
V. Оздоровительная гимнастика для улучшения работы с-с-с | |||
24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | Занятия на велоэргаметре Комплекс ЛФК для улучшения работы ссс Упражнения на расслабление Комплекс ЛФК для улучшения работы ссс Занятия на велоэргометре Комплекс ЛФК для улучшения работы ссс Дыхательные упражнения | 7 часов | |
VI. Итоговое тестирование | 4 часа | ||
31. 32. 33. 34. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости |
Тематический план занятий в специальной медицинской группе для детей с заболеваниями зрительного анализатора.
В настоящее время близоруких среди детей 5-7% от числа учащихся. У девушек этот показатель выше, по нашему мнению, из-за меньшей двигательной активности. В зависимости от степени близорукости, не показаны упражнения на поднятие тяжестей (штанги, гири и пр.), прыжковые упражнения, прыжки в воду (или на лыжах с трамплина) при миопии более минус пять. А если у ребенка, кроме того, гипертония, то занятия физкультурой ограничены в еще большей степени. В этом случае показаны ходьба, медленный бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание в бассейне.
Занятия физкультурой в специальных медицинских группах целесообразно проводить в течение всего периода обучения ребенка в школе. Летом желательно санаторно-курортное лечение в той климатической зоне, которая более всего ему показана.
Необходимы и теоретические занятия, на которых преподаватель рассказывает о роли лечебной физической культуры, закаливания в поддержании здоровья детей, о рациональном питании, о самоконтроле, о самостоятельных занятиях (УГГ, лыжные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках, дозированная ходьба и бег и др.).
Важным является врачебно-педагогический контроль за эффективностью занятий физкультурой и закаливанием, который осуществляет врач и преподаватель физкультуры (по определенным тестам см. раздел «Оценка функционального состояния организма»).
Метод Бэйтса упражнения для тренировки центральной фиксации. Они основаны на утверждении, что при сознательном подражании глаза со сниженным зрением свойствам нормального глаза острота зрения улучшается.
Упражнения Бэйтса выполняются на специальной Ом-карте. Она представляет собой довольно сложный рисунок, и применялась для тренировки центральной фиксации еще в Древней Индии.
В центре рисунка изображен знак в виде причудливого иероглифа, в котором можно разглядеть слово «Ом». Упражнения на Ом-карте повышают чувствительность центральной ямки сетчатки глаз, улучшают кровообращение глаз и способствуют повышению остроты зрения.
Упражнение 1. Ом-карту при выполнении этого упражнения можно установить на расстоянии от 0,3 до 3 м на уровне глаз. Зафиксировать взгляд на исходной точке знака в центре Ом-карты. Заметно, что эта точка кажется самой четкой частью знака. Затем необходимо медленно вести взгляд по знаку, постоянно обращая внимание на то, что самой четкой, более интенсивного черного цвета кажется та часть знака, на которую устремлен взгляд в данный момент. Повторить упражнение 3 раза. После этого заметить, что теперь весь знак кажется более темным, чем был до выполнения упражнения.
Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Ом-карта располагается на расстоянии от 0,3 до 1,5 м от лица. Центральный знак на Ом-карте окружен ломаной линией, похожей на схематичное изображение лепестков подсолнуха или лучей солнца. Зафиксировать взгляд на каком-либо участке этой линии, а затем перемещать его по отрезкам линии, двигая голову вместе с взглядом. На каждом углу, т. е. конце каждого отрезка, нужно делать мягкие моргания. При выполнении упражнения обратить внимание на то, что каждый отрезок линии, на который падает взгляд в данный момент, кажется чернее остальных.
Упражнение 3. Выполняется на том же расстоянии от Ом-карты. Вокруг знака на карте нарисована окружность. Зафиксировать взгляд на определенной точке окружности и медленно продвигаться взглядом по окружности, одновременно двигая и голову. Повторить упражнение несколько раз. Затем закрыть глаза и постараться проделать то же, скользя взглядом по воображаемому образу окружности.
Упражнение 4. Создать условия тусклого освещения, например, накрывшись покрывалом темного цвета или выключив электрический свет и оставив только зажженную свечу.
В этих условиях приблизить к лицу любую книгу с мелким шрифтом на расстояние около 25 см и прочитать 3 страницы. Тусклое освещение должно быть таким, чтобы на указанном расстоянии можно было разобрать шрифт, но чтение давалось бы с некоторым напряжением. Чередование центральной фиксации на проверочной таблице при хорошем освещении и чтение книги с напряжением при тусклом свете позволяют повысить остроту зрения.
Упражнение 5. Ежедневно несколько раз в день читать проверочную таблицу, установив ее на расстоянии от 3 до 6 м, при хорошем освещении и регулярно мягко моргая. Начинать упражняться лучше с расстояния в 3 м и постепенно его увеличивать, но так, чтобы при чтении не возникало напряжения. После чтения таблицы рекомендуется выполнить пальминг.
Упражнение 6. Во время прогулки или поездки в транспорте (на пассажирском месте) полезно регулярно следить взглядом за объектами, движущимися навстречу и мимо: проезжающими встречными машинами, прохожими. Необходимо всегда стараться, чтобы глаза были расслаблены, полуприкрыты, но не прищурены, а удаленные предметы рассматривались без напряжения.
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведе ния |
Общее количество часов | 34 | ||
I. Функциональное тестирование организма | |||
1. 2. 3. 4. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости | 4часа | |
II. Общая физическая подготовка | |||
5. 6. 7. 8. | Ходьба (в том числе спортивная), Упражнения на растяжку Упражнения на координацию Дыхательные упражнения | 4 часа | |
III. Массаж | |||
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Рефлекторный (зоновый) массаж головы Рефлекторный (зоновый) массаж головы Рефлекторный (зоновый) массаж головы Рефлекторный (зоновый) массаж головы Самомассаж биологически активных точек Самомассаж биологически активных точек Самомассаж биологически активных точек Самомассаж биологически активных точек Самомассаж глаз Самомассаж глаз Самомассаж глаз Самомассаж глаз | 12 часов | |
IV. Пальминг | |||
21. 22. 23. 24. | Специальные упражнения для тренировки цилиарной мышцы глаз | 4 часа | |
V. Корригирующая гимнастика для устранения основного дефекта | |||
24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | Упражнения на координацию Упражнения для мышц спины Упражнения для плечевого пояса Упражнения по методу Бейтса Упражнения на расслабление Мимическая гимнастика Дыхательные упражнения | 7 часов | |
VI. Итоговое тестирование | 4 часа | ||
31. 32. 33. 34. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости |
Занятия в специальной медицинской группе для детей с заболеваниями нервной системы (с судорожным синдромом и синдромом гиперактивности)
В комплексной реабилитации детей данной группы необходимо применять метод музыкотерапии.
Музыка действует на структуру мозга, которая отвечает за интуицию, взаимодействие с окружающим миром. Музыка воздействует на человека в целом, а не на отдельный орган. Интересно, что немаловажное значение имеет тембр звучащих инструментов, которые имеют разный терапевтический эффект. Например, фортепиано снимает возбудимость, успокаивает нервную систему; кларнет улучшает кровообращение, нормализует сердечнососудистую систему, избавляет от подавленного состояния; флейта следит за работой печени и помогает при заболеваниях бронхо-лёгочной системы; скрипка расслабляет; а балалайка благотворно влияет на работу органов пищеварения; арфа - полезна при истерии.
А ещё было установлено, что музыка воспринимается не всеми зонами мозга одновременно, а лишь отдельными (каждому стилю соответствует свой участок). Таким образом, можно точечно воздействовать на необходимые органы. Заниматься прослушиванием музыки лучше в жёстком кресле, полулёжа или полностью лёжа на спине (руки вытягиваются вдоль туловища ладонями вниз или скрещиваются на груди). За время всего сеанса исходное положение не должно меняться, а язык должен быть расслаблен.
Также в работе с детьми используются практики тактильной терапии, к ним относятся: самомассаж, нейроседативный массаж, рефлекторный массаж, упражнения в парах.
Основной акцент на занятиях делается на стабилизацию работы нервной системы, активизацию сенсорной системы.
Музыкотерапия
Всё зависит от смысловой нагрузки сеанса (успокоить, взбодрить, снять эмоциональные блоки). успокоиться и избавиться от озлобленности помогут "Колыбельная" Брамса, "Свет луны" Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, а также вальсы Штрауса и "Итальянский концерт" Баха. Для профилактики заболеваний, снятия стресса надо слушать музыку Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопэна, негромкое пение русских романсов, лирических песен, А.Пахмутовой и Ю.Антонова;
избавляет от депрессии небольшие дозы джаза, музыки в стиле блюз, соул, а увеличение дозы приводит к улучшению настроения, повышению работоспособности.
Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.
Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна улучшать, память и пространственное восприятие.
Музыка импрессионистов (Дебюсси, Фавр и Равель) основана на свободнотекущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях. Четверть часа сладкой дремы под такую музыку, после которых, необходимы гимнастические упражнения на растягивание (стретчинг), могут пробудить ваши творческие импульсы.
Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, в основе которых лежат выразительные африканские мелодии, могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, обострить юмор и иронию, повысить общительность.
Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.
Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия.
Рок-музыка может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.
Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливает состояние расслабленной готовности.
Религиозная и обрядовая музыка, включая барабаны шаманов, церковные гимны, храмовую музыку, может успокоить нас и привести в состояние умиротворения.
Наблюдая за переменами в состоянии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять явления, которые происходят с нами. Без звуков и музыки невозможно представить себе нашу жизнь.
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведе ния |
Общее количество часов | 34 | ||
I. Функциональное тестирование организма | |||
1. 2. 3. 4. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости | 4часа | |
II. Общая физическая подготовка | |||
5. 6. 7. 8. | Ходьба (в том числе спортивная), Упражнения в метании. Упражнения на координацию движений Упражнения для плечевого пояса | 4 часов | |
III. Массаж | |||
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Сегментарный массаж грудной головы Сегментарный массаж грудной головы Сегментарный массаж грудной головы Сегментарный массаж грудной головы Нейроседативный массаж Нейроседативный массаж Нейроседативный массаж Нейроседативный массаж | 12 часов | |
IV. Музыкотерапия | |||
21. 22. 23. 24. | Музыка Рушель Блаво Звуки живой природы Классическая скрипичная музыка Классическая органная музыка | 4 часа | |
V. Корригирующая гимнастика для устранения основного дефекта | |||
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. | Постизометрическая релаксационная техника. Аутогенная тренировка Дыхательные упражнения Упражнения на растяжку Сенсорная терапия Пальчиковая гимнастика | 7 часов | |
VI. Итоговое тестирование | 3 часа | ||
32. 33. 34. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости |
Оценка функционального состояния организма учащихся проводится с использованием следующих тестовых упражнений.
1. Функциональное состояние сердечнососудистой системы определяется функциональной пробой, состоящей из двадцати приседаний.
2. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания определяется задержкой дыхания на предельно возможное время (пробы Штанге и Генчи).
3. Оценка состояния нервно-рефлекторной системы определяется способностью сохранять равновесие в положении «стоя на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты» (упражнение «цапля»). При этом любое движение считается потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия.
4. Оценка силы мышц-сгибателей туловища определяется количеством подъемов ног за 10 секунд в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до угла 45° и опускаются до касания ковра.
5. Оценка силы мышц-разгибателей туловища определяется временем, проведенным испытуемым в положении «лежа на животе, руки вытянуты вперед». Руки и грудь не касаются ковра, поясницу необходимо прогнуть, ноги также не касаются ковра (упражнение «лодочка»).
6. Оценка силы мышц верхнего плечевого пояса определяется количеством сгибаний рук в упоре лежа за 10 секунд.
7. Оценка гибкости (подвижности тазобедренных суставов и позвоночника) определяется в сантиметрах в упражнении «складка». Испытуемый делает глубокий наклон в положении «сидя на полу, ноги на ширине плеч», руками касаясь сантиметровой ленты.
Тематический план занятий в специальной медицинской группе для детей с нарушением обмена веществ (эндокринопатия)
Ожирение и лечебная физическая культура
Ожирение - заболевание, характеризующееся избыточным отложением жира в организме. Различают две формы ожирения: экзогенную и эндогенную. Экзогенное (алиментарное) ожирение - результат излишнего питания при ограниченной физической подвижности. Эндогенное (эндокринно-церебральное) ожирение обусловлено нарушением функций желез внутренней секреции или регуляции жирового обмена нервными центрами (гипоталамусом).
Различают 4 степени ожирения: I (легкая) - вес тела превышает физиологическую норму на 10-30%, II (средняя) – на 30-45%, III (тяжелая) – на 50-100%, IV (очень тяжелая) – более чем на 100%.
Больные ожирением жалуются на плохое самочувствие, переменчивость настроения, быструю утомляемость, сонливость, боли в области сердца, одышку, отеки.
При ожирении все органы работают с добавочной нагрузкой, что приводит к дистрофическому перерождению их. Особенно это касается сердечной мышцы. У больных часто развиваются стенокардия, дистрофические изменения миокарда, недостаточность кровообращения I-II степени.
Страдают и другие системы. Нарушается внешнее дыхание, снижается ЖЕЛ, возникают диспепсические расстройства, артриты и заболевания нервной системы. Комплексное лечение ожирения включает диетотерапию, водные процедуры, гормональные препараты, рациональный двигательный режим, массаж.
Специальными задачами лечебной физической культуры при ожирении являются: улучшение обмена веществ, активизация окислительных процессов, усиление процессов расщепления жира, уменьшение избыточной массы тела. Установлено, что под воздействием длительных умеренных нагрузок можно добиться более благоприятных сдвигов со стороны жирового обмена, чем при кратковременных интенсивных нагрузках. Особенно целесообразен такой подход в I периоде занятий, когда возможности сердечнососудистой системы еще ограничены.
В этом периоде больного адаптируют к повышающимся физическим нагрузкам, восстанавливают его двигательные навыки и физическую работоспособность, используя утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, массаж.
Во II периоде кроме этих средств активно включают в занятия упражнения циклического характера в умеренном темпе: ходьбу, туристские походы, бег, ходьбу на лыжах, плавание, греблю. Общеразвивающие упражнения и упражнения прикладного характера в виде ходьбы, бега, прыжков особенно показаны больным молодого и среднего возраста, не имеющим заболеваний сердечнососудистой системы. Рекомендуются упражнения на дыхание, упражнения для мышц брюшного пресса, корригирующие упражнения, подвижные игры. При этом применяются все способы повышения нагрузки: вовлечение в двигательную активность крупных и средних мышечных групп, увеличение амплитуды движений и продолжительности занятий, использование упражнений с отягощением и в сопротивлении.
Особенно эффективна такая нагрузка при экзогенном (алиментарном) ожирении. Больным этой формой ожирения рекомендуется утренняя гигиеническая гимнастика (продолжительность 20-30 мин) с элементами ходьбы и бега и последующими водными процедурами, лечебная гимнастика (продолжительность 30-60 мин) с многократным выполнением упражнений для крупных мышечных групп, включением упражнений с глубоким дыханием, с предметами, на снарядах и подвижных игр. В вечерние часы целесообразны спортивные игры и прогулки.
При эндогенной (эндокринно-церебральной) форме ожирения общая нагрузка в занятиях снижается. Во время занятий лечебной гимнастикой рекомендуются дыхательные упражнения и упражнения для средних мышечных групп. Темп их выполнения медленный и средний. Продолжительность занятий 25-30 мин.
При реабилитации детей с эндокринопатией применяется комплекс методов, важнейшими среди которых являются физические упражнения и диета, направленный на выполнение следующих задач:
- улучшение и нормализацию обмена веществ, в частности, жирового обмена;
- уменьшение избыточной массы тела;
- восстановление адаптации организма к физическим нагрузкам;
-нормализация функций сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, страдающих при ожирении;
- улучшение и нормализация двигательной сферы ребенка;
- повышение неспецифической сопротивляемости организма.
В комплексе ЛФК занятия на тренажерах занимают существенное место. При этом следует учитывать, что систематические физические упражнения, выполняемые на тренажерах (с чередованием каждые 3 – 5 мин работы и отдыха) в течение 20-30 минутных занятий, благоприятно влияют на клинические показатели и наиболее эффективно воздействуют на липидный обмен. При этом ЧСС под нагрузкой не должна превышать 65 – 75% от индивидуального максимального пульса.
Все разделы программы для детей с нарушением веса выполняются в медленном темпе с полной амплитудой движений. Нагрузка умеренная, не допускать переутомления. Вначале курса упражнения выполняются лежа и сидя, для отдельных мышечных групп. Затем можно усложнять комплекс сменой положения тела и вовлечением нескольких мышечных групп.
Лечебное действие физических упражнений при нарушении обмена веществ обусловлено их мощным трофическом влиянием. Систематические тренировки способствуют нормализации (восстановлению) моторно-висцеральных рефлексов, оказывающих регулирующее влияние на обмен веществ и железы внутренней секреции.
В зависимости от заболевания в занятие включают ходьбу и бег (сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений), общеразвивающие, дыхательные упражнения, занятия на тренажерах, подвижные игры и др. В летнее время включают езду на велосипеде, плавание, игры, зимой — лыжные прогулки, игру на снегу в футбол (для больных ожирением).
Выбор физических упражнений, их объем и интенсивность зависят от клинического течения заболевания, сопутствующих болезней, условий занятия и других факторов. При ожирении нагрузки зависят от степени ожирения (I—IV ст.), возраста, пола и сопутствующих заболеваний (гипертоническая болезнь, диабет и др.). Больший эффект наблюдается при применении циклических видов (бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание, прогулки на лыжах, гребля и др.). В осенне-зимний период следует избегать проведения занятий плаванием в бассейне из-за опасности переохлаждения и обострения заболевания, а при ожирении, наоборот, включают плавание, гидрокинезотерапию, сочетание ходьбы и бега, тренировки на тренажерах, сауну, диету и др.
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведе ния |
Общее количество часов | 34 | ||
I. Функциональное тестирование организма | |||
1. 2. 3. 4. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости | 4часа | |
II. Общая физическая подготовка | |||
5. 6. 7. 8. | Ходьба (в том числе спортивная), Смешанное передвижение (ходьба и бег), Медленный бег, Общеразвивающие упражнения | 4 часа | |
III. Массаж | |||
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Сегментарный массаж Сегментарный массаж Сегментарный массаж Сегментарный массаж | 8 часов | |
IV. Комплекс корригирующих упражнений на тренажерах | |||
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. | Беговая дорожка Степ Беговая дорожка Степ Беговая дорожка Степ Беговая дорожка | 7 часов | |
V. Корригирующая гимнастика для снижения веса | |||
24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | Упражнения, лежа (для мышц верхних и нижних конечностей) Упражнения, сидя на полу Упражнения у гимнастической стенки Упражнения для развития диафрагмального дыхания Элементы баскетбола Элементы футбола Дозированный бег | 7 часов | |
VI. Итоговое тестирование | 4 часа | ||
31. 32. 33. 34. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости |
Примерное занятие лечебной гимнастикой при ожирении III период.
по Ю. Г. Baину, 1981)
Часть занятия
| Исходное положение
| Описание упражнений
| Дозировка
| Методические указания
|
Вводная (4 мин) | Стоя | Ходьба с переходом в легкий бег; упражнения на дыхание | 1,5-2 мин |
|
Упражнения в движении: | ||||
То же, руки перед грудью | рывки согнутыми руками назад | 4-6 раз
| Движения резкие
| |
| Руки "в замок" перед грудью | руки вверх, ладони кнаружи - вдох, и.п. -выдох | 6-8 раз
| Темп средний, выдох удлиненный |
Стоя | через стороны руки вверх - вдох, и.п. - выдох | 3-4 раза
| Выполнять свободно
| |
Руки вперед "в замок", ладонями кнаружи | выпад левой ногой вперед, поворот туловища влево; то же другой ногой
| 6 раз
| Движения резкие
| |
Руки в стороны
| 1 - мах левой ногой, руки вперед, 2 - 4 - шаг левой, руки а стороны, шаг правой, шаг левой; то же с правой ноги | 4-6 раз
| Ноги в коленях не сгибать
| |
Присед
| Ходьба в приседе
| 18-20 счетов | Руки опущены, спина прямая | |
Стоя
| Ходьба, легкий бег, ускорения | 2 мин
|
| |
Основная (14 мин) | Стоя боком к гимнас тической стенке
| Упражнения у гимнастической стенки: ближней рукой хват сверху на уровне пояса, дальней - над головой: наклоны в сторону | 8-10 раз
| Во время наклона выдох
|
Стоя спиной к стенке | хват прямыми руками вверху; поднимаясь на носки, прогнуться | 8-10 раз
| Темп медленный
| |
Стоя лицом к стенке
| стать на 3-ю рейку, хват на уровне пояса; наклон вперед - выдох, и. п. - вдох | 8-10 раз
| Ноги прямые
| |
Сед спиной к стенке
| хват прямыми руками вверху; прогнуться - вдох, и. п. - выдох | 6-8 раз
|
| |
Упражнения с резиновыми мячами: | ||||
Стоя
| подбросить мяч вверх, хлопок, поймать; наклон вперед, мячом достать пол; вернуться в и. п. | 5-8 раз
| Дыхание произвольное
| |
| руки в стороны, мяч в правой; перекладывая из руки в руку, обнести мяч вокруг талии влево. То же вправо. | 10-12 раз
| Круговые движения тазом с максимальной амплитудой
| |
Упражнения на развитие подвижности в суставах: | ||||
То же
| руки вперед, ладони внутрь - на каждый счет рывки руками вверх-назад | 15 раз
|
| |
| То же
| махи прямой ногой вперед-назад (поочередно) | 20 раз
| С опорой на рейку гимнастической стенки
|
То же | наклоны вперед, касаясь пальцами пола | 30 раз | Ноги в коленях не сгибать
| |
То же
| бег на месте
| 3-4 раза по 30-40 шагов | Интервал отдыха 1 - 1,5 мин | |
Заключительная (2 мин) | Стоя | Спокойная ходьба | 3-4 мин |
|
Стоя лицом к гимнасти ческой стенке | Хват руками на уровне плеч; подняться на носки, опуститься в и. п.
| 8-10 раз
|
| |
Основная стойка | Сесть со скрещенными ногами, встать | 4-5 раз
| Выполнять произвольно
| |
| Сгибая стопы, продвигаться по полу | До 1,5 м
|
| |
| Ходьба по гимнастической палке | 5-8 раз
|
| |
| Ходьба по наклонной плоскости (скамейке) | 4-6 раз
|
| |
| Подвижные игры | 4-5 мин |
| |
| Спокойная ходьба | 1,5-2 мин |
Тематический план занятий в специальной медицинской группе для детей с заболеваниями эндокринной системы (дефицит роста и веса)
В комплекс реабилитационных мероприятий для детей с дефицитом роста и веса, включается ряд специфических моментов – сбалансированное по белковому компоненту питание с целью прироста мышечной ткани и специфические упражнения, направленные на тренировку мышечной ткани и пробуждение ростковых точек костей. На занятиях решаются следующие задачи:
- стимуляция точек роста
- растяжка связочно-мышечного аппарата
- улучшение крово- и лимфотока
- усиление метаболизма тканей
В ЛФК следует включать подвижные игры, различные эстафеты, некоторые элементы спортивных игр.
При этом занятия проходят с высокой моторной плотностью и на субмаксимальной мощности. Уровень ЧСС больше 140 ударов в минуту.
Особенно благоприятны для роста упражнения на растягивание, например, висы на перекладине и подтягивания. Они способствуют растягиванию позвоночника и снимают давление на межпозвонковые диски. Выполнять эти упражнения следует на фоне расслабления мышц (релаксации), тогда действенность их увеличивается. Весьма полезны также прыжковые упражнения (например, прыжки вверх), потягивания вверх, наклоны вперед и вбок, прогибы назад, упражнения на расслабление и др.
Стимулируют рост занятия баскетболом, волейболом, прыжки, плавание, а также массаж, тепловые процедуры, закаливание. Усиление роста при этом обусловлено раздражением зон роста и стимуляцией обменных процессов в организме.
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведе ния |
Общее количество часов | 34 | ||
I. Функциональное тестирование организма | |||
1. 2. 3. 4. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости | 4часа | |
II. Общая физическая подготовка | |||
5. 6. 7. 8. | Ходьба (в том числе спортивная), Упражнения на растяжку Прыжки вверх Общеразвивающие упражнения | 4 часа | |
III. Массаж | |||
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Рефлекторный (зоновый) массаж головы Рефлекторный (зоновый) массаж головы Рефлекторный (зоновый) массаж головы Рефлекторный (зоновый) массаж головы Сегментарный массаж спины Сегментарный массаж спины Сегментарный массаж спины Сегментарный массаж спины | 8 часов | |
IV. Комплекс корригирующих упражнений с элементами спортивных игр | |||
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. | Подводящие упражнения для игры в баскетбол Элементы ведения мяча в баскетболе Элементы передачи мяча в баскетболе Броски по кольцу Подводящие упражнения для игры в волейбол Отработка нижней подачи Отработка верхней подачи Броски по кольцу Элементы соревновательной деятельности | 7 часов | |
V. Корригирующая гимнастика для стимуляции зон роста | |||
24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | Постизометрическая релаксационная техника. Упражнения на перекладине Прыжковые упражнения Упражнения на перекладине Упражнения на растяжку Гимнастические упражнения | 7 часов | |
VI. Итоговое тестирование | 4 часа | ||
31. 32. 33. 34. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости |
Тематический план занятий в специальной медицинской группе для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Наиболее часто встречаются у детей следующие нарушения:
- кифоз, кифосколиоз грудного отдела позвоночника;
- лордоз поясничного отдела позвоночника;
- дисплазия тазобедренных суставов;
- тугоподвижность и контрактуры в суставах;
- эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп.
Кроме перечисленных нарушений наблюдается тремор, атаксия (нарушение реакции равновесия и координации движений), нарушения мелкой моторики, а также наличие гиперкинезов.
Помимо двигательных расстройств у детей с НОДА наблюдается ряд сопутствующих заболеваний:
- нарушения слуха;
- нарушения зрения (изменяются поля и острота зрения, появляются изменение глазного дна, косоглазие);
- нарушения речи, дыхания и голосообразования;
- гипертензионно-гидроцефальный синдром;
- судорожный синдром;
- нарушения вегетативной нервной системы;
- нарушения сердечно-сосудистой системы;
- психические нарушения, проявляющиеся в виде расстройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и др.
Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности реабилитационных мероприятий с детьми с различной патологией опорно-двигательного аппарата.
Специальные упражнения, применяемые для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата:
- коррегирующие упражнения (направленные на устранение основного дефекта)
-упражнения для тренировки «мышечного корсета»
- упражнения для тренировки вестибулярного аппарата
-ОРУ
Важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание ребенку правильной осанки и на нормализацию функции ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнения упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем позвоночник режиме, лежа, и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и релаксацию.
При организации занятий необходимо постепенное повышение нагрузки причем, повышение должно носить ступенчатый характер от одного недельного цикла к другому. Это значит, что циклы занятий с повышенной нагрузкой должны чередоваться с циклами занятий, в которых нагрузка снижена. Так же ступенчатый принцип используется и при каждом занятии
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведе ния |
Общее количество часов | 34 | ||
I. Функциональное тестирование организма | |||
1. 2. 3. 4. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости | 4часа | |
II. Общая физическая подготовка | |||
5. 6. 7. 8. | Ходьба (в том числе спортивная), Упражнения на растяжку Прыжки вверх Общеразвивающие упражнения | 4 часа | |
III. Массаж | |||
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Сегментарный массаж спины Сегментарный массаж спины Сегментарный массаж спины Сегментарный массаж спины | 8 часов | |
IV. Комплекс корригирующих упражнений с элементами спортивных игр | |||
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. | Подводящие упражнения для игры в футбол Отработка техники удара по мячу Техника удара головой Техника остановки мяча Техника ведения мяча Обманные движения (финты) Техника игры вратаря | 7 часов | |
V. Корригирующая гимнастика для устранения основного дефекта | |||
24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | Постизометрическая релаксационная техника. Комплекс при сутулой спине Упражнения на растяжку Гимнастические упражнения Тренировка мышц брюшного пресса Тренировка мышц спины | 7 часов | |
VI. Итоговое тестирование | 4 часа | ||
31. 32. 33. 34. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости |
Занятия в специальной медицинской группе для детей с заболеваниями ЛОР органов (часто болеющие дети).
При составлении программы комплексной реабилитации часто болеющих детей следует учитывать ряд физиологических особенностей. Детям противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Большая часть комплекса посвящена дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Особенно детям нравится звуковая дыхательная гимнастика.
Целесообразно проводить с детьми закаливающие процедуры для увеличения резистентности организма, плавание оптимальный вариант закаливания.
Занятия лечебной гимнастикой рекомендуется начинать с подготовки нервной системы, дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к выполнению более энергоемких упражнений основного раздела процедуры. Для этого применяются простейшие упражнения с небольшой нагрузкой - гимнастические и дыхательные упражнения, дозированная ходьба. Не рекомендуется применять большое количество упражнений - вполне достаточно двух-трех. Продолжительность вводного раздела 2-3 минуты.
В основном разделе решаются уже конкретные лечебные задачи, поэтому и подбор упражнений для него производится обязательно с учетом характера заболевания, самочувствия и физиологического влияния отдельных упражнений. Количество упражнений в этом разделе может колебаться в пределах 6-15 при общей продолжительности процедуры - 10-20 минут.
Физическая культура и элементы спорта в комплексе с закаливающими мероприятиями и массажем повышают как местную, так и общую невосприимчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, снижается чувствительность к аллергенам, оздоравливают организм.
Циклические упражнения (ускоренная ходьба, бег, плавание, катание на лыжах и др.) способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем через сложные рефлекторные связи.
Повышается тонус дыхательного центра, наступает саморегуляция акта дыхания, фазы вдоха и выдоха. Снимается спазм мускулатуры в бронхах, в результате чего увеличивается их просвет, улучшается прохождение воздуха в лёгкие. Дыхательные пути очищаются от мокроты.
Специально подобранные упражнения улучшают вентиляцию и кровоснабжение в лёгких, способствуют очищению дыхательных путей от мокроты, а в целом ведут к избавлению от тяжёлого недуга.
Занятия лучше проводить на открытом воздухе ( в сквере, в лесу). Полезно совершать походы в выходные дни, желательно в хвойные леса.
Примерный комплекс упражнений.
1.Дыхательные упражнения при спокойной ходьбе: на 1 шаг – вдох, на 2 шага – выдох, затем 2 шага – вдох, на 4 – выдох. Следить за полнотой выдоха.
2.Бег трусцой ( в течение 3-5 минут); следить за дыханием: на 3 шага – вдох, на 4 – выдох
3.И.П. – стоя, ноги шире плеч, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, приподнимаясь на носках, - вдох, свободно наклониться вперед, уронив руки – выдох.
4.И.П. – сидя на скамейке, ноги вытянуты веред, руки согнуты в локтях. Отклониться назад – вдох, затем медленно наклониться вперед до полного выдоха, руками достать носки.
5. И.П. –стоя, ноги шире плеч, руки на пояс. Выполнять наклоны право и влево, поднимая одну руку вверх и отводя её в сторону наклона.
6.И.П. – основная стойка. Вытянуть руки вперед перед собой, потянуться на носках – вдох, присесть на корточки- продолжительный выдох, сопровождаемый звуками «шшшшаааа», «жжжжаааа», «шшшшуууу», «жжжжуууу».
7.И.П._ стоя, ноги на ширине не плеч, в поднятых руках держим медицинбол. Наклониться вперед, опустить медицинбол на пол и с силой прокатить его назад, выдохнув со звуком «уууухххх».
8. И.П.- сидя на стуле, ноги вытянуты вперед , руки опущены вниз. Поднять ноги, подтянуть согнутые колени к груди, спину согнуть, голову опустить – выдох. Вернуть в и.п. – вдох.
9. Упражнение выполняется с партнером. И.П.- лежа на животе, ногами зацепиться за низкую перекладину, кистями выпрямленных рук упереться в пол. Сделать глубокий вдох, затем продолжительный выдох. Во время выдоха партнер поколачивает ребром ладони по реберной части грудной клетки и спине.
10.И.П.- лежа, руками упереться в пол. Из этого положения энергичным выдохом перейти в упор, присев.
11. И.П. – то же. Партнер берет за голени, ходьба на руках – «крокодил». Начать с 5-7 шагов и довести до 25-35 м.
12.И.П.- основная стойка. Поднять руки рывком вверх, одновременно отставив левую ногу назад на вытянутый носок, - выдох. Вернуться в И.П. – выдох. То же правой ногой.
13. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.
14.И.П.- стоя, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны – вдох, рывком обнять себя с энергичным выдохом.
После выполнения упражнений необходимо влажное обтирание тела с последующим растиранием сухим полотенцем. Температура воды, начиная с 26-27 градусов С, постепенно снижать на 1 градус в течение недели и довести до температуры водопроводной воды.
Интенсивность упражнений, количество повторений надо соразмерять с состоянием и самочувствием занимающихся. Начав с 2-3 повторений, через 2-3 месяца выполнять каждое упражнение по 1-12 раз и более.
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведе ния |
Общее количество часов | 34 | ||
I. Функциональное тестирование организма | |||
1. 2. 3. 4. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости | 4часа | |
II. Общая физическая подготовка | |||
5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Ходьба (в том числе спортивная), Беговые упражнения Упражнения на растяжку Прыжки вверх Повороты корпуса с усилением Висы Упражнения в метании. | 7 часов | |
III. Массаж | |||
12 13 14 15 16 17 18 19 | Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Рефлекторный (зоновый) массаж стоп Сегментарный массаж грудной клетки Сегментарный массаж грудной клетки Сегментарный массаж грудной клетки Сегментарный массаж грудной клетки | 8 часов | |
IV. Комплекс корригирующих упражнений с элементами спортивных игр | |||
20 21 22 23 | Элементы игры волейбол Упражнения на координацию Отработка нижней подачи мяча Отработка верхней подачи мяча | 4 часа | |
V. Корригирующая гимнастика для устранения основного дефекта | |||
24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | Постизометрическая релаксационная техника. Звуковая гимнастика Тренировка мышц плечевого пояса Тренировка мышц грудной клетки Дренажная терапия Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения | 7 часов | |
VI. Итоговое тестирование | 4 часа | ||
31. 32. 33. 34. | Тестирование двигательных навыков Тестирование функциональных возможностей организма Тестирование нервно-рефлекторной системы Тестирование силовой способности и выносливости |
Организация и контроль учебного процесса
Комплектование групп ЛФК осуществляется с учетом возраста учащихся, показателей их физической готовности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса. Группы комплектуются в размере 4-6 человек. Для инвалидов детства и детей с тяжелой патологией предусмотрены индивидуальные занятия. Периодичность - 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в спортивном зале, кабинете оздоровительной физической культуры или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4 кв.м. на одного занимающегося (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Занятия могут проводиться в форме урока, расписание которого стоит в сетке часов, или как факультативное занятие во второй половине дня. Уроки должны проходить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся. Дозирование физической нагрузки адекватно состоянию здоровья ребенка и его психомоторному развитию.
Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений.
Изучение элементов спортивных игр, упражнений, корригирующих комплексов проходит как серия пяти-семи уроков (часов) т.к. дети с нарушением интеллекта страдают нарушением двигательной памяти, быстро забывают разучиваемый материал, если он не закреплен до автоматизма.
Организация специальных медицинских групп
К специальной медицинской группе относят учащихся, которым по состоянию здоровья противопоказаны повышенные физические нагрузки.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), являются:
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности;
– освоение основных двигательных умений и навыков из числа предусмотренных программой по физической культуре.
На уроках лечебной физической культуры сообщаются необходимые сведения о режиме дня, о закаливании, правильном дыхании.
В программу входят преимущественно гимнастические упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, легкая атлетика.
На уроках ЛФК для ослабленных детей ограничены упражнения на скорость, силу, выносливость. Дополнительно введены дыхательные упражнения; увеличено количество упражнений на воспитание правильной осанки и укрепление мышц спины, живота, ягодиц. Много упражнений дается в облегченном для позвоночника исходном положении: сидя, лежа на животе, на спине, на боку.
На уроках в СМГ ограничены упражнения со статическими напряжениями, вызывающими дополнительную задержку дыхания (упражнения с сопротивлением, упоры). Подвижные игры, эстафеты, прыжки и т.п. предлагаются в небольших количествах с постоянным контролем влияния этих упражнений на организм учащихся.
Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Нарушение кровообращения сопровождается обычно и нарушением дыхания. И наоборот – нарушение дыхательной функции нередко вызывает нарушение кровообращения. На занятиях надо широко использовать дыхательные упражнения, чтобы выработать глубокое дыхание, усиление выдоха (при некоторых заболеваниях органов дыхания он бывает ослабленным), а также упражнения, сочетающие упражнения с различными движениями рук, ног, туловища, направленные на улучшение координации движения. Каждое физическое упражнение должно выполняться учеником свободно, без задержки дыхания; в тех случаях, когда она неизбежна, после окончания упражнения надо сделать 2–3 дыхательных упражнения для восстановления нарушенного дыхания.
1–2-е классы
Основы знаний | Двигательный режим ученика специальной медицинской группы. Значение утренней гимнастики. Одежда ученика во время занятий физической культурой. Гигиенические процедуры после занятий физическими упражнениями (смена спортивной одежды, водные процедуры). Правильная осанка, дыхание во время занятий физическими упражнениями |
ОФП | 1. Дыхательная гимнастика (грудной, брюшной тип дыхания; смешанный тип дыхания в положениях лежа и стоя; дыхание во время выполнения различных движений). 2. Упражнения на развитие подвижности в суставах (ОРУ; развитие быстроты и выносливости; чередование с ходьбой: 15 сек. бега + 1 мин. ходьбы). 3. Развитие ловкости и координации движений (упражнения с большими и малыми мячами) |
Специальная физическая подготовка | 1. Гимнастика (построения и перестроения; упражнения на расслабление; упражнения на формирование осанки); танцевальные упражнения; лазание, перелезание, подлезание, переползание; упражнения на удержание равновесия. 2. Легкая атлетика (ходьба, бег, прыжки, метание). 3. Подвижные игры: «Класс, смирно!», «Быстро по местам!», «Мяч соседу», «Метко в цель». 4. Лыжная подготовка |
3-й класс
Основы знаний | Режим дня. Основы закаливания |
ОФП | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Развитие подвижности в суставах. 3. Развитие ловкости и координации движений |
Специальная физическая подготовка | 1. Гимнастика (построения и перестроения; упражнения на расслабление; упражнения с гимнастическими палками; упражнения на формирование осанки; танцевальные упражнения; лазание, перелезание; упражнения на удержание равновесия). 2. Легкая атлетика (ходьба, бег, прыжки, метание мяча). 3. Подвижные игры, эстафеты с предметами и без предметов. 4. Лыжная подготовка |
4-й класс
Основы знаний | Режим дня. Гигиена тела, правила приема водных процедур |
ОФП | 1. Дыхательные упражнения (грудной тип дыхания; брюшной тип дыхания в положениях стоя, лежа, в движении). 2. Развитие быстроты движений, общей выносливости (бег в сочетании с ходьбой, встречные эстафеты на дистанции 10–15 м). 3. Развитие силы и подвижности суставов (ОРУ, упражнения на расслабление мышц). 4. Развитие ловкости и координации движений (упражнения с мячами) |
Специальные физические упражнения | 1. Гимнастика (строевые упражнения, упражнения на формирование осанки, упражнения с гимнастическими палками). 2. Легкая атлетика (бег, ходьба, прыжки в высоту, метание малого мяча). 3. Спортивные и подвижные игры |
Требования к учащимся начальной школы | 1. Знать гигиенические требования к занятиям физической культурой. 2. Знать и уметь выполнять все команды на построение и перестроение. 3. Уметь выполнять основные движения руками, ногами, туловищем, головой в сочетании с правильным дыханием. 4. Уметь бросать и ловить мяч. 5. Уметь лазать по гимнастической скамье. 6. Уметь стоять и ходить на повышенной опоре с сохранением правильной осанки. 7. Уметь ходить под счет, бежать в медленном темпе в течение 1 мин. 8. Уметь играть, соблюдая правила. 9. Уметь передвигаться на лыжах ступающим шагом (без палок, с палками). 10. Уметь подниматься по небольшим склонам, спускаться с них |
5-й класс
Основы знаний | Влияние ЛФК на здоровье и физическое развитие школьников, отнесенных к СМГ. Режим питания |
ОФП | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Развитие подвижности в суставах (тренировка органов равновесия, ОРУ, упражнения на расслабление мышц, ОРУ с предметами, танцевальные упражнения). 3. Развитие ловкости и координации движений (упражнения с большими мячами). 4. Развитие быстроты движений, выносливости, гибкости (бег в сочетании с ходьбой, метание мяча, подвижные игры). 5. Развитие точности движений, скоростно-силовых качеств (упражнения с набивными мячами – 1 кг, подвижные игры) |
Специальная физическая подготовка | 1. Гимнастика (строевые упражнения: размыкание, перестроение из шеренги; полоса препятствий; упражнения на гимнастической стенке, скамейке; танцевальные упражнения; упражнения на удержание равновесия). 2. Легкая атлетика (прыжки в длину с 3–5 шагов, прыжки в высоту, метание). 3. Спортивные и подвижные игры. 4. Лыжная подготовка |
Требования к учащимся | 1. Выполнять строевые упражнения. 2. Уметь сохранять правильную осанку при ходьбе на повышенной опоре. 3. Уметь выполнять упражнения на удержание равновесия. 4. Уметь метать малый мяч. 5. Уметь прыгать в длину. 6. Уметь прыгать в высоту |
6-й класс
Основы знаний | Гигиена физических упражнений. Гигиена сна и питания. Закаливание |
ОФП | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Развитие скоростно-силовых качеств (прыжки, многоскоки, прыжки через скакалку, метание в цель и на дальность). 3. Развитие выносливости (бег в сочетании с ходьбой на длинной дистанции, полоса препятствий). 4. Развитие ловкости и координации движений (челночный бег, бег, метание, жонглирование мячом). 5. Развитие подвижности в суставах (ОРУ) |
Специальная физическая подготовка | 1. Гимнастика (строевые упражнения, упражнения на расслабление мышц, упражнения с набивными мячами весом 1 кг, упражнения с гимнастической палкой, танцевальные упражнения, упражнения в равновесии, упражнения в висах, упорах). 2. Легкая атлетика (бег в сочетании с ходьбой: 15–20 сек. бега + 30 сек. ходьбы; опорные прыжки; прыжки в длину, высоту; метание малого мяча). 3. Подвижные игры, эстафеты |
Требования к учащимся | 1. Уметь правильно использовать естественные факторы природы. 2. Уметь выполнять комплекс утренней гимнастики. 3. Уметь выполнять упражнения на удержание равновесия. 4. Уметь прыгать в длину с трех шагов. 5. Уметь метать мяч. 6. Уметь выполнять повороты на месте |
7-й класс
Основы знаний | Влияние занятий физическими упражнениями на телосложение. Правила самоконтроля |
ОФП | 1. Упражнения на развитие подвижности в суставах (ОРУ, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц). 2. Упражнения на развитие выносливости, быстроты. 3. Развитие скоростно-силовых качеств (упражнения с набивным мячом весом 1 кг). 4. Гимнастика (упражнения с гимнастической палкой, упражнения с резиновым мячом). 5. Танцевальные упражнения, упражнения в висах, упорах. 6. Легкая атлетика (бег, ходьба, прыжки). 7. Спортивные и подвижные игры |
Требования к учащимся | 1. Уметь вести дневник самоконтроля. 2. Уметь составлять и выполнять индивидуальный комплекс утренней гигиенической гимнастики. 3. Уметь выполнять упражнения в равновесии. 4. Уметь прыгать в длину с трех шагов. 5. Уметь попадать в цель |
8-й класс
Основы знаний | Значение регулярных занятий физической культурой и рационального двигательного режима для укрепления здоровья. Влияние занятий лечебной гимнастикой на организм человека. Правила составления комплекса утренней гимнастики |
ОФП | 1. Упражнения на развитие подвижности в суставах, силы (ОРУ с предметами и без предметов, с мячом, на гимнастической стенке, со скамейкой; подвижные игры, эстафеты; упражнения на удержание равновесия). 2. Упражнения на развитие быстроты и точности движений (ловля мяча, броски, игры с мячом) |
Специальная физическая подготовка | 1. Гимнастика (строевые упражнения в движении, упражнения с мячом, упражнения у гимнастической стенки, упражнения на гимнастической скамейке, упражнения в равновесии, танцевальные шаги, полоса препятствий). 2. Легкая атлетика (бег с изменением скорости и направления движений по сигналам, прыжки в длину, высоту) |
Требования к учащимся | 1. Уметь составлять и выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики. 2. Уметь выполнить строевые упражнения. 3. Уметь прыгать в длину с 5–7 шагов. 4. Уметь прыгать в высоту. 5. Уметь метать мяч по движущейся цели. 6. Уметь ловить и передавать мяч. 7. Знать правила одной из спортивных игр |
9-й класс
Основы знаний | Двигательный режим школьников. Оказание доврачебной помощи. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Правила самоконтроля |
ОФП | 1. Упражнения на развитие подвижности в суставах, силы, быстроты, выносливости. 2. Строевые упражнения, перестроения из колонны по одному в колонну по два и по три. 3. ОРУ (без предметов, упражнения с набивными мячами весом 1–2 кг; упражнения на гимнастической стенке, на гимнастической скамейке, с гимнастической палкой, скакалкой; танцевальные упражнения; дыхательные упражнения; упражнения на расслабление мышц) |
Специальная физическая подготовка | 1. Гимнастика (упражнения на равновесие, висы и упоры). 2. Легкая атлетика (ходьба с ускорением в сочетании с медленным бегом на дистанции 300 м, 400 м, 500 м). Медленный бег в сочетании с ходьбой (30 сек. бега + 150 м ходьбы). Метание мяча с разбега, толкание набивного мяча. 3. Спортивные игры, подвижные игры и эстафеты |
Требования к учащимся | 1. Уметь выполнять гимнастические упражнения без снарядов, с различными упражнениями, комплекс УГГ; метать, владеть основными приемами игры в баскетбол, волейбол; самостоятельно заниматься физическими упражнениями. 2. Сдать зачет по физической культуре (в форме защиты реферата) по: – теории физической культуры; – выполнению упражнений, показывающих уровень физической подготовленности занимающихся |
Рекомендации для проведения занятий ЛФК в специальных медицинских группах:
1. Для достижения наиболее рациональных, эффективных результатов занятий в школе VIII вида педагоги, воспитатели должны быть ориентированы в организации, методике и содержании такой работы.
2. Занятия ЛФК должно проводиться в спортивном зале или специально отведенной комнате, оснащенной следующим оборудованием: музыкальным инструментом, стульями или гимнастической скамейкой, спортивным инвентарем (теннисные мячи, гимнастические палки, обручи, скакалки, булавы), рядом мелких предметов и специальных приспособлений: для застегивания, шнуровки и прочее.
3. Для занятия каждый школьник должен иметь соответствующий спортивный костюм и обувь.
4. Учителя, проводящие занятия ЛФК должны иметь специальное образование в т.ч. медицинское, поскольку во время занятия учитель отмечает дефекты в моторике ребенка, определяет дозировку физических упражнений, дает определенные рекомендации.
5. При проведении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности и степень тяжести дефекта каждого умственно отсталого ребенка.
6. Учителю необходимо обратить внимание на музыкальное сопровождение при проведении уроков. Благодаря музыке движения детей приобретают большую ритмичность, четкость, выразительность
7. Особое внимание следует уделять подбору физических упражнений в структуре уроков.
8. На занятиях целесообразно знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями «быстро» и «медленно» (темп музыкального произведения, в движениях передаваемые, например, бегом на носках и ходьбой), «громко - тихо» (ходьба бодрым шагом и бегом на носках).
9. На занятиях с умственно отсталыми учениками младшего школьного возраста необходимо учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения.
10. Занятие ЛФК должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечнососудистым перегрузкам.
Годичный цикл занятий ЛФК включает в себя три этапа:
Подготовительный этап или период врабатывания проводится в виде тестирования. По его итогам педагог получает оценку функционального состояния организма ребенка и подбирает индивидуальный план занятий (сентябрь- октябрь).
Основной этап или период интенсивной работы включает в себя:
упражнения по совершенствованию дыхания;
общеразвивающие упражнения (ОРУ);
корригирующие упражнения;
тренировки мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием, осуществляется дальнейшее совершенствование, и закрепление техники выполнения ОРУ и индивидуальных комплексов специальных упражнений (ноябрь - апрель).
Заключительный этап или период утомления, в ходе которого проводят заключительное тестирование, подводятся итоги учебного года, формируются рекомендации на следующий учебный год (май).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями для студентов специальной медицинской группы. Методические рекомендации.
В данных методических рекомендациях особое внимание уделяется воспитанию мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, формированию потребности в регулярных занятиях физическими упражнения...
Программа по организации физкультурных занятий в специальной медицинской группе
Программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, усвоение воспитанниками необходимого запаса двигательных умений и навыков.В составе специальной медицинско...
Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...
Методика проведения занятий по физической культуре с учениками специальной медицинской группы
Настоящее время можно считать периодом своеобразной "эпидемией" двигательной активности человека основными причинами возникновения, которой являются эпохальные изменения образа жизни.Известно, что ог...
Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....
Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.
В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям о...
Особенности организации и проведения урока с учащимися специальной медицинской группой
В работе используется программа для учащихся СМГ под редакцией А.П. Матвеева которая соответствует стандарту обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и минимальны...