«Методические проблемы индивидуального подхода по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»
методическая разработка по физкультуре на тему

     Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические приемы проведения занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методические проблемы индивидуального подхода по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»

     Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические приемы проведения занятий.

     В физическом воспитании детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам индивидуальный подход является жизненной необходимостью. В данной группе могут находиться дети всех 3 возрастных групп (младшей, средней и старшей) с различными недугами и с раной степенью их проявления, с различной адаптацией к физическим нагрузкам.

     Главное-необходимость учета противопоказаний. Можно выделить две основные методические проблемы организации индивидуального подхода в работе с детьми СМГ:

  1. Сложность в подборе упражнений, которые одновременно подходили бы для всех учащихся и возрастных групп. Эту проблему можно разрешить за счет наиболее рационального построения занимающихся, гибкой и дифференцированной методики обучения, выбора оптимальных исходных положений, степени напряжения, амплитуд движения, дозировки нагрузки, за счет усложнения или упрощения упражнений и т.д.
  2. Отсутствие в методических разработках и авторских программах по физическому воспитанию детей СМГ специально разработанных комплексов упражнений для детей с разными заболеваниями.

     Оценка успеваемости по ФК учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе.

     При подготовке содержания аттестации учащихся рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которые разработаны в соответствии с Государственным стандартом содержания образования по физической культуре.

     При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

     Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течении шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.

     Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц можно проводить при прыжке в длину с места. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

     Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Засчитывается количество выполненных упражнений.

     Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течении 30 с. В максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.

     Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления. Позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

     Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения-в сентябре, декабре и апреле.

     Прежде всего, следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объём двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объёмом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп.

     В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используется для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

     При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинство ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшее занятие физической культурой.

     Итоговая отметка по ФК в СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя.

     Аттестация учащихся СМГ состоит из двух частей: теоретической и практической.

     Содержание теоретической части позволяет оценить знания учащихся по примерным вопросам в виде устного опроса или написания реферата по избранной теме:

-понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культурой на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;

-понятие о правильном режиме питания;

-методы самоконтроля

-понятие правильной осанки

-понятие о рациональном дыхании;

-правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическим упражнениями;

-понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.

     Содержание практической части позволяет оценить качество выполнения упражнений по видам практических заданий:

-составить и выполнять комплексы упражнений для индивидуальных занятий оздоровительной физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);

-выполнять комплексы упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);

-выполнять комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

-выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств;

-выполнять доступные технические действия и приемы в игровых видах спорта;

-контролировать величину физической нагрузки по показателям пульса (частоты сердечных сокращений).

     При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.

     Учитель высшей категории ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» Чебодаев Э.А



Предварительный просмотр:

«Методические проблемы индивидуального подхода по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»

     Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические приемы проведения занятий.

     В физическом воспитании детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам индивидуальный подход является жизненной необходимостью. В данной группе могут находиться дети всех 3 возрастных групп (младшей, средней и старшей) с различными недугами и с раной степенью их проявления, с различной адаптацией к физическим нагрузкам.

     Главное-необходимость учета противопоказаний. Можно выделить две основные методические проблемы организации индивидуального подхода в работе с детьми СМГ:

  1. Сложность в подборе упражнений, которые одновременно подходили бы для всех учащихся и возрастных групп. Эту проблему можно разрешить за счет наиболее рационального построения занимающихся, гибкой и дифференцированной методики обучения, выбора оптимальных исходных положений, степени напряжения, амплитуд движения, дозировки нагрузки, за счет усложнения или упрощения упражнений и т.д.
  2. Отсутствие в методических разработках и авторских программах по физическому воспитанию детей СМГ специально разработанных комплексов упражнений для детей с разными заболеваниями.

     Оценка успеваемости по ФК учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе.

     При подготовке содержания аттестации учащихся рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которые разработаны в соответствии с Государственным стандартом содержания образования по физической культуре.

     При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

     Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течении шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.

     Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц можно проводить при прыжке в длину с места. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

     Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Засчитывается количество выполненных упражнений.

     Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течении 30 с. В максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.

     Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления. Позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

     Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения-в сентябре, декабре и апреле.

     Прежде всего, следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объём двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объёмом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп.

     В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используется для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

     При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинство ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшее занятие физической культурой.

     Итоговая отметка по ФК в СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя.

     Аттестация учащихся СМГ состоит из двух частей: теоретической и практической.

     Содержание теоретической части позволяет оценить знания учащихся по примерным вопросам в виде устного опроса или написания реферата по избранной теме:

-понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культурой на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;

-понятие о правильном режиме питания;

-методы самоконтроля

-понятие правильной осанки

-понятие о рациональном дыхании;

-правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическим упражнениями;

-понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.

     Содержание практической части позволяет оценить качество выполнения упражнений по видам практических заданий:

-составить и выполнять комплексы упражнений для индивидуальных занятий оздоровительной физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);

-выполнять комплексы упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);

-выполнять комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

-выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств;

-выполнять доступные технические действия и приемы в игровых видах спорта;

-контролировать величину физической нагрузки по показателям пульса (частоты сердечных сокращений).

     При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.

     Учитель высшей категории ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» Чебодаев Э.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесённых к специальным медицинским группам

Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В соответствии с этим необходимо усовершенствовать ст...

Оздоровительное плавание в практике физического воспитания кадет, отнесенных к специальной медицинской группе

Программа занятий в бассейне с детьми, отнесеными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Статья : "Некоторые приемы управления процессом физического воспитания, обучающихся относящихся к специальной медицинской группе."

Статья : "Некоторые приемы управления процессом физического воспитания, обучающихся относящихся к специальной медицинской группе."...

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам 1.1. Область применения рабоче...