Статья «Дифференцированный подход к организации уроков физической культуры с учащимися отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам»
статья по физкультуре на тему
Цель работы: Охарактеризовать основные медицинские группы. Определить условия распределения учащихся по соответствующим медицинским группам. Определить основные задачи физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Дифференцированный подход к организации уроков физической культуры с учащимися отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам»
Беркутова В.В. учитель физической культуры
ГОУРК «СКШИ № 6» г. Печоры
г.Печора Республика Коми
Цель работы: Охарактеризовать основные медицинские группы. Определить условия распределения учащихся по соответствующим медицинским группам. Определить основные задачи физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Цели и задачи физического воспитания в СМГ.
Цель физического воспитания – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоение им других ценностей физической культуры.
Основные задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- освоение основных двигательных умений и навыков.
- возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
Характеристика основных медицинских групп.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающие общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объёмом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинских группы – основную, подготовительную и специальную. Распределение производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу врач производит после дополнительного осмотра в начале предстоящего учебного года.
Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
На основании совместного медико-педагогического заключения обучающихся распределяется в одну из медицинских групп.
К основной медицинской группе (1 группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального резерва и индивидуальных наклонностей им рекомендуются занятия определенным видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях, днях «Спорта».
При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. Так, например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой и кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.
К подготовительной медицинской группе (2 группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровьекорригирующие и оздоровительные технологии).
Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
Специальная медицинская группа делится на две: специальная «А» и специальная «Б». Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.
К специальной группе «А» (3 группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающими выполнению обычной учебной и воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителя физической культуры – инструктора ЛФК, окончившего специальные курсы повышения квалификации.
В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. При этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические, шире используют дыхательные, коррегирующие и общеразвивающие упражнения; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения на открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.
К специальной группе «Б» (4 группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенных к посещению теоретических занятий в общеобразовательных учреждениях. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлинике, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементом здорового образа жизни (ЗОЖ). Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.
Структура учебно-тренировочного занятия.
Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока, создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние и дать четкое представление о содержании основной части занятия: объеме, интенсивности и распределении тренировочных нагрузок. Продолжительность вводной части около 5 минут.
В подготовительной части разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, готовое к выполнению повышенных физических нагрузок.
К сожалению, многие студенты недооценивают значение разминки, стремятся или вообще ее не выполнять или выполняют небрежно с нарушением правил, а следовательно, и объективных физиологических закономерностей периода врабатывания организма в более интенсивную двигательную деятельность.
Разминка делится на две части – общую и специальную. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных частей организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для достижения этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех групп мышц и частей тела. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 10 до 20 минут.
Основная часть занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся: формирование знаний в области двигательной деятельности; обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма; воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Продолжительность основной части составляет 80–85 % времени, отводимого на занятие.
Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние.
У студентов наблюдается снижение внимания к проведению заключительной части занятия, что может вредно отразиться на деятельности сердечно-сосудистой системы, так как резкий переход от активных движений к покою выключает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.
В заключительной части применяется медленный бег, ходьба, упражнение на расслабление с глубоким дыханием и т.п. В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной на занятии тренировочной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки
Комплексы упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Комплексы упражнений при заболеваниях
опорно-двигательного аппарата
Комплекс № 1
(при нарушении осанки)
- И.п. – лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела и вернуться в и.п.
- И.п. – то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.
- И.п. – лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс или вдоль туловища, лопатки соединить.
- И.п. – то же. Приподнять голову и плечи, кисти рук переводить к плечам или за голову.
- И.п. – лежа на правом боку, правая рука под щекой, левая перед собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу.
То же, лежа на левом боку. - И.п. – лежа на спине, руки за голову. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.
- И.п. – лежа на спине. Сесть, сохраняя правильное положение спины, головы.
- И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей. Отвести руки назад и приподнять ноги («рыбка»).
- И.п. – лежа на спине. Выполнять ногами движения, имитирующие вращение педалей на велосипеде.
- И.п. – лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3–4 счета, затем медленно опустить их в и.п.
- То же, поочередно поднимая то ногу, то таз.
- То же на левом боку.
- И.п. – сед согнув ноги. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.
- И.п. – то же. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, развести стопы в стороны.
- И.п. – о.с., стопы располагаются параллельно на ширине ступни, руки на пояс. Перекаты с пятки на носок.
- И.п. – о.с. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх и вперед.
- Ходьба на носках, на наружных краях стопы.
- И.п. – сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8–10 раз.
- И.п. – лежа на спине. Горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами «ножницы».
- И.п. – о.с. Завести одну руку за голову, вторую за лопатки («замочек»). Выполнить несколько раз, меняя положение рук.
- И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе вернуться в и.п.
- И.п. – сед. Катание теннисного, или волейбольного мяча вперед, назад, по кругу, по часовой стрелке и против нее.
- И.п. – сидя на стуле. Катать скакалку или палку двумя ногами (3 мин.).
Комплекс № 2
(при сутулой осанке)
- И.п. – о.с., палка внизу, широкий хват.
1, 3 – руки вверх, потянуться, вдох;
2 – сгибая руки, отвести палку назад за лопатки, выдох;
4 – и.п., выдох.
Опуская палку назад, сводить лопатки. Движения 1 и 4 выполнять прямыми руками. - И.п. – о.с., палка внизу, хват на ширине плеч.
1 – присед, положить палку на пол;
2 – встать;
3 – наклон вперед, взять палку, выдох;
4 – и.п., вдох.
Наклон выполнять энергично, не сгибая ног в коленях. Ширину хвата можно постепенно увеличивать. Следить, чтобы при вставании полностью выпрямлялись и расправлялись плечи. - И.п. – сед, ноги врозь, палка в согнутых руках впереди. Поочередно поворачивать туловище направо и налево, наклоняя палку в сторону поворота и выполняя ею гребковые движения. Ноги прямые, с места не сдвигать. Дыхание равномерное.
Вариант: то же, но палка на лопатках. - И.п. – сед, палка впереди, хват на ширине плеч.
1–2 – сгибая одну ногу, пронести ее над палкой и выпрямить вперед-вверх;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же другой ногой.
При выполнении упражнения меньше отклоняться назад, дыхание равномерное. - И.п. – о.с., палка за головой на плечах.
1 – выпад влево с наклоном вправо, руки вверх, выдох;
2 – оттолкнуться левой ногой, вернуться в и.п., вдох;
3–4 – то же в другую сторону.
Все движения выполнять в одной плоскости без поворотов.
Вариант: выпад с двумя пружинистыми наклонами. - И.п. – стойка с сомкнутыми носками, палка располагается горизонтально за спиной под локтями.
1–2 – присесть, опуститься в упор на коленях и прогнуться – выдох;
3–4 – отклоняясь назад, подняться на носки и вернуться в и.п. – вдох.
Упражнение выполнять без помощи рук. На пол опускаться мягко, не ударяясь коленями. Для этого нужно сохранять вес тела на носках до момента касания коленями пола. - И.п. – стойка ноги врозь, палка внизу.
1 – наклон вперед – выдох;
2 – прогнуть спину, руки вверх – вдох;
3 – наклон вперед – выдох;
4 – и.п. – вдох.
Комплекс № 3
(при кругло-вогнутой спине)
Все упражнения выполняются в медленном темпе по 8–10 раз.
- И.п. – о.с., руки на пояс.
1 – наклон, руки вперед;
2 – наклон, руки в стороны;
3 – наклон, руки вверх;
4 – и.п. - И.п. – то же, руки за голову.
1–3 — пружинистые наклоны вперед;
4 – и.п. - И.п. – лежа на спине.
1–2 – принять группировку;
3–4 – и.п. - И.п. – сед на пятках, руки вперед.
1 – упор на коленях, руки в стороны;
2 – и.п. - И.п. – сед на пятках, наклон, руки вверх.
1–2 – стоя на коленях, наклон назад, руками коснуться пяток;
3–4 – и.п. - И.п.– стоя на коленях, пятки врозь, руки на пояс.
1 – сесть на пятки;
2 – и.п. - И.п. – упор стоя на коленях.
Махи ногами в сторону, руки вверх. - И.п. – сидя на пятках, наклониться вперед, руки вверх.
1–2 – «волной» принять упор лежа;
3–4 – вернуться в и.п. - И.п. – упор стоя на коленях.
1–3 – подать плечи вперед, одновременно сгибая голень правой назад, прогнуться;
4 – и.п.;
5–8 – то же с другой ноги. - И.п. – стоя спиной у стены, руки вверх.
1 – шаг правой ногой вперед, прогнуться. Руки и стопа левой ноги касаются стены;
2 – и.п.;
3 – наклон вперед;
4 – и.п.;
5–8 – то же с левой ноги. - И.п. – широкая стойка, руки вверх.
1–2 – круг руками влево;
3 – наклон влево;
4 – и.п.;
5–8 – то же в другую сторону. - И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. Выполнять круговые движения тазом, меняя положение рук: вперед, на пояс, вверх.
- И.п.– стойка ноги врозь, наклон прогнувшись, руки на пояс, локти отведены назад. Маятниковые движения туловища вправо и влево. Закончить наклоном вперед, ладонями коснуться пола.
- И.п. – упор лежа на согнутых руках.
1–2 – упор лежа на бедрах;
3–4 – и.п. - И.п. – лежа на спине, ноги согнуты.
1, 3 – поднять таз;
2 – выпрямить правую ногу;
4 – и.п.;
5–8 – то же другой ногой. - И.п. – сед, согнув ноги, руки в стороны.
1–3 – сед углом, ноги врозь;
4 – и.п. - И.п. – лежа на спине. Поднимание ног поочередно и вместе.
- И.п. – сед ноги врозь, руки к плечам.
1 – правым локтем коснуться левого колена;
2 – и.п.
3–4 – то же другой рукой. - И.п. – упор на коленях, пятки врозь.
1–2 – поворот вправо, правой рукой коснуться левой пятки;
3–4 – то же в другую сторону.
Комплекс № 4
(при асимметричной осанке)
- И.п. – стойка на носках с поднятыми вверх и сцепленными в замок руками. Покачивание туловищем из стороны в сторону.
- И.п. – о.с. Скользящим движением вдоль туловища одну руку поднять к плечу и одновременно наклонить туловище в противоположную сторону, другая рука скользит по ноге.
То же в другую сторону. - И.п. – о.с. Одну руку поднять вверх и отвести назад, одновременно отводя назад другую. Повторить несколько раз, меняя положение рук.
- И.п. – о.с. Одну руку поднять вверх, одновременно наклонив туловище в противоположную сторону, другую завести за спину. Повторить несколько раз, меняя положение рук и сторону наклона.
- И.п. – стоя боком, противоположным искривленному, к шведской стенке и держась вытянутыми руками – одной снизу, другой сверху – за перекладины. Выполнять усиленный наклон в сторону, противоположную сколиозу.
- И.п. – стойка на коленях, руки на пояс. Одну руку поднять вверх и одновременно наклониться влево.
То же в другую сторону. - И.п. – лежа на животе. Отвести руки в стороны и одновременно прогнуться в пояснице.
- И.п. – лежа на животе, руки в стороны. Поднять верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу. Повторить несколько раз, меняя положение ног.
- И.п. – лежа на животе, удерживая вверху гимнастическую палку. Прогнуться назад и вернуться в и.п.
- И.п. – упор стоя на коленях. Поднять руку и одновременно вытянуть назад противоположную ногу, вернуться в и.п. Повторить несколько раз, меняя положение рук и ног.
- И.п. – сед на пятках. Поднять руку вверх, прогнуться назад, одновременно выдвигая назад противоположную ногу, вернуться в и.п. Повторить несколько раз, меняя положение рук и ног.
- И.п. – упор стоя на коленях. Отводя руку в сторону, повернуть туловище, вернуться в и.п. Повторить несколько раз в одну и другую сторону.
- И.п. – упор стоя на коленях. Скользящим движением вытянуть вперед руки, затем подтянуть их к коленям.
- Асимметричный вис на шведской стенке – со стороны искривления рука вытянута, другая согнута.
- И.п. – упор стоя на коленях. Ползание на коленях, одновременно вытягивая вперед обе руки одновременно и поочередно.
- И.п. – сидя на сиденье, поверхность которого наклонена в сторону искривления позвоночника, одна рука на пояс, другая – со стороны искривления – на голову. Выполнить наклоны в сторону, противоположную искривлению.
- И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Вытягивать руки, опуская плечи.
Комплекс № 5
(упражнения с мячом при асимметричной осанке)
- И.п. – о.с., мяч вверху.
1–2 – мяч в левой руке, правую руку и правую ногу отвести в сторону на носок;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же с другой ноги. - И.п. – сед, мяч зажат между стопами.
1, 3 – согнуть ноги;
2, 4 – и.п. - И.п. – мяч вверху. Приседая, выполнить полный круг руками.
- И.п. – лежа на спине, мяч зажат между стопами.
1–2 – поднять ноги и опустить мяч влево;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же в другую сторону. - И.п. – лежа на животе, мяч вверх.
1–3 – прогнуться;
4 – и.п. - И.п. – лежа на спине, мяч вверх.
1–2 – наклон вперед, мяч зажат между стопами.
3–4 – лечь на спину, руки вверх;
5–6 – поднять ноги, коснуться мячом пола за головой, взять мяч в руки.
7–8 – и.п. - И.п. – упор на коленях, мяч между руками.
1 – коснуться мяча коленом правой ноги;
2 – мах правой ногой назад;
3 – коснуться мяча коленом правой ноги;
4 – и.п.;
5–8 – то же с другой ноги. - И.п. – лежа на животе, мяч зажат между стопами.
1, 3 – поднять ноги вверх, прогнуться;
2 – согнуть ноги;
4 – и.п.
Комплекс № 6
(при плоской спине)
- И.п. – о.с. Выполнить пружинистые наклоны вперед, ладонями касаться пола. Дыхание произвольное.
- И.п. – упор стоя, ноги врозь. Выполнять пружинистые движения, сгибая руки. Ноги прямые, смотреть вперед.
- И.п. – сед на пятках, руки за спину.
1–2 – встать на колени, прогнуться, свести лопатки вместе;
3–4 – зафиксировать положение;
4 – и.п. - И.п. – упор лежа сзади на предплечьях.
1–2 – поднять таз;
3 – мах правой ногой;
4 –и.п.;
5–8 – то же с левой ноги. - И.п. – лежа на спине, руки вверх.
1–3 – прямыми ногами достать пол за головой;
4 – и.п. - И.п. – упор лежа на предплечьях.
1 – разогнуть левую руку;
2 – и.п.
3 – разогнуть правую руку;
4 – и.п. - И.п. – сед на пятках, держась за них руками.
1 – прогнуться, голову назад;
2 – наклон вперед, голову назад;
3 – голову опустить, мышцы спины расслаблены;
4 – и.п. - И.п. – сед, ноги скрестно, руки вверх.
1 – руки на пояс;
2 – руки к плечам;
3 – руки за голову;
4 – и.п. - И.п. – сед, ноги скрестно, руки за голову.
1–2 – наклон вперед;
3–4 – и.п. - И.п. – сед.
1 – упор лежа сзади, прогнуться;
2 – мах правой ногой;
3 – мах левой ногой;
4 – и.п. - И.п. – сед на пятках, наклон, руки вверх. Выполнить волнообразные сгибания – разгибания туловища.
- И.п. – полушпагат, руки в стороны.
1–2 – наклон вперед, руки вверх;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же с другой ноги. - И.п. – о.с.
1 – выпад вперед левой ногой, правой рукой коснуться пятки правой ноги;
2 – и.п.;
3 – то же другой ногой;
4 – и.п.;
5–6 – наклониться назад, достать пятки ног руками;
7–8 – и.п. - И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
1 – сед, руки вперед;
2 – и.п.
Повторить 10–12 раз. - И.п. – упор стоя на коленях.
1–2 – прогнуть спину («кошечка»);
3–4 – спина круглая.
Повторить 10–12 раз. - И.п. – стоя на коленях, руки за спиной в замок.
1–2 – прогнуться, голову назад, лопатки свести, руки напряжены;
3 – расслабить спину и опустить голову;
4 – и.п. - И.п. – сед.
1 – упор лежа сзади;
2 – мах правой ногой, левая рука вперед;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же с другой ноги. - И.п. – лежа на спине.
1 – наклон вперед;
2–3 – обхватить стопы, удержать это положение;
4 – и.п. - И.п. – упор лежа на согнутых руках.
1 – упор лежа с одновременным махом левой ногой;
2, 4 – и.п.;
3 – то же правой ногой.
Комплекс № 7
(при круглой спине)
- И.п. – сед, руки за голову.
1 – ноги согнуть, наклонить туловище влево, локтем тянуться к колену;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону. - И.п. – сед, согнув ноги, руками держаться за колени.
1 – лечь на спину, руки вдоль туловища;
2 – и.п. - И.п. – упор лежа.
1–2 – поочередно опускать руки в упор на предплечьях;
3–4 – и.п. - И.п. – сед, согнув ноги.
1 – сед углом;
2–3 – поочередно разгибать ноги;
4 – и.п. - И.п. – упор на коленях.
1 – мах левой ногой назад, руки согнуть;
2 – и.п.;
3 – то же правой ногой;
4 – и.п. - И.п. – лежа на спине, руки за голову, ноги согнуть.
1 – поднять таз;
2 – мах левой ногой;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же с другой ноги.
То же упражнение можно выполнить в упоре лежа сзади на предплечьях. - И.п. – лежа на спине, руки за голову, ноги поднять под углом 45°. Выполнять круговые движения ногами влево и вправо.
- И.п. – лежа на спине, руки вверх.
1 – согнуть правую ногу;
2 – и.п.;
3–4 – то же с левой ноги. - И.п. – лежа на спине, ногами упереться в стену;
1–3 – поднять таз, прогнуться;
4 – и.п. - И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища.
1–3 – поднять плечи, опираясь на руки;
4 – и.п. - И.п. – лежа на животе.
1 – мах правой ногой назад, руки назад, прогнуться;
2 – и.п.;
3–4 – то же с другой ноги. - И.п. – упор лежа сзади.
1 – мах правой ногой;
2 – и.п.;
3 – мах левой ногой;
4 – и.п. - И.п. – упор лежа.
1–2 – сгибая руки, мах правой ногой назад;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же левой ногой. - И.п. – упор лежа.
1 – согнуть руки;
2 – и.п., туловище напряжено. - И.п. – лежа на животе, руки согнуты перед грудью.
1–3 – разогнуть руки, не отрывая таз от пола;
4 – и.п. - И.п. – упор лежа сзади.
1 – опустить таз;
2 – и.п.
Комплекс № 8
(при плоскостопии)
- И.п. – сед.
1 – разогнуть стопы, вытянув носки;
2 – согнуть стопы, носки на себя.
Вариант: одновременно разогнуть одну стопу и согнуть другую. Ноги выпрямлены в коленях, мышцы ног максимально напряжены. - И.п. – сед.
1, 3 – правую ногу выставить вперед;
2 – согнуть правую ногу и коснуться пальцами пола за левой ногой;
4 –и.п.;
5–8 – то же левой ногой. - И.п. – о.с., руки в стороны.
1, 3 – подняться на носки;
2 – полуприсед;
4 – опускаясь на пятки, вернуться в и.п. - И.п. – сед. Взять пальцами ног карандаш и пытаться «писать» им буквы, цифры, слова и числа.
- И.п. – сед. Согнуть левую ногу, захватив пальцами стопы платочек, и перенести его через правую ногу.
То же правой ногой.
Варианты: пальцами ног захватить более сложные предметы (карандаш, мячик), перекладывать их вдоль ног и дальше в стороны. - И.п. – упор стоя на коленях.
1 – мах левой ногой назад;
2 – и.п.;
3–4 – то же правой ногой. - И.п. – сед.
1–3 – развести пальцы стоп как можно шире;
4 – соединить пальцы. - И.п. – о.с. Ходьба на наружных сводах стопы, пальцы сгибать. Чередовать с ходьбой на носках и на пятках.
- И.п. – сед.
1 – согнуть правую ногу в колене, ведя ее носком по полу максимально близко к левой ноге;
2 – ногу выпрямить;
3–4 – то же левой ногой;
5, 7 – согнуть обе ноги;
6, 8 – и.п. - И.п. – о.с.
1, 3 – упор присев;
2 – перенести тяжесть тела немного вперед, наклониться, опираясь на кисти рук;
4 – и.п.
Варианты: то же с опорой на всю стопу, колени направить вперед-наружу. - И.п. – левая нога вперед.
1–2 – подниматься на носках, руки в стороны;
3–4 – полуприсед на носках, спина прямая, руки вперед;
5–6 – подниматься на носках, руки в стороны;
7–8 – и.п.
Варианты: поднимаясь на носках, для тренировки равновесия постепенно выполнять различные движения руками и ногами. - И.п. – лежа на спине.
1 – мах правой ногой вперед-вверх;
2 – и.п.;
3–4 – то же левой ногой.
Варианты: махи правой и левой ногой вперед-в сторону; махи ногой в стороны, лежа на спине, на животе, на боку, с опорой на локоть, предплечье, кисть той же руки и ладонь другой.
- Руки в стороны. Отвести ногу назад, согнуть, выпрямить и опустить.
Комплекс дыхательных упражнений
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох и выдох через нос.
- Грудной и брюшной типы дыхания в положении стоя, руки на пояс.
- Смешанный тип дыхания – грудно-брюшной или полный – в положении стоя и лежа.
- Дыхание при различных движениях рук: в стороны, вверх и т.д.
- Дыхание при полуприседаниях и приседаниях.
- Дыхание при наклоне туловища вперед.
- Дыхание во время ходьбы (руки на пояс), с различными вариантами: на 3 шага – вдох, на 3 – выдох; на 4 шага – вдох, на 4 – выдох; на 2 шага – вдох, на 2 – выдох.
- То же, но вдох на 2 шага, а выдох – на 3, и т.д.
- Дыхательные упражнения при ходьбе с движениями рук назад, стороны, вверх.
- Дыхательные упражнения при быстрой ходьбе.
Примечание. После овладения навыками правильного дыхания отпадает необходимость выделять специальное время для этих упражнений – их можно сочетать с общеразвивающими.
Список используемой литературы
- Письмо Министерства образования РФ от 12 августа 2002 г. № 13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации»
- Письмо от 31октября 2003г.№13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 2003 г- № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений»
- Приказ Минздрава РФ от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»: СПС Консультант Плюс - http://www.consultant.ru/
- Бобырь А.И. , Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. Уфа. 1999.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС, 1989.
- Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура. Терра- Спорт, 2003.
- Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Инфра-М, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация учебного процесса по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинская группа)»
Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе это физическая культура, дающая людям здоровье,...
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Статья представляет собой педагогический проект по внедрению СОТ...
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Педагогический эксперимент по освоению и внедрению СОТ на уроках физической культуры....
Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....
Применение системно – деятельностного подхода в обучении на уроках физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»
Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской ид...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Движение по своему воздействию может заменить любое лекарство, но ни одно лекарственное средство не заменит движения.Т. Тассо (итальянский поэт XVI в.)Состояние здоровья насе...
Организация занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Организация занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....