Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов.
рабочая программа по физкультуре на тему
Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы.
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
III. Цель и задачи образовательной программы.
IV. Базовый учебно-тематический план обучения.
V. Содержание образовательной программы.
VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки.
VIII. Список литературы.
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы | «Общая физическая подготовка» |
Направление | Физкультурно-оздоровительное |
Классификация | Специальная; массовая; разновозрастная. |
Составитель программы | Козлова Антонида Николаевна |
Название учреждения | МБОУ «СОШ №2» |
Целевая группа | Наполняемость: не меньше 15 чел. |
Цель программы | Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом. |
Задачи программы | 1. Укрепление здоровья; 2. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма; 3. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; 4. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям; |
Сроки реализации | 1- 4 года |
Режим занятий | 1 – 2 классы- 1 раз в неделю, занятие 60 минут. 3 -4 классы – 2 раза в неделю; |
Ожидаемые результаты | Улучшение показателей физического развития Выполнение нормативных показателей; |
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Примерная программа, доктора педагогических учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, 2007г. созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Заниматься в секции может каждый учащийся, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Занятия в секции «Общая физическая подготовка» для учащихся 1 -2 классов проводятся один раз в неделю, для 3 -4 классов два раза в неделю.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.
Программа содержит обязательный минимум образования по предмету « Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности, спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внеклассной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями.
Секция общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:
• Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;
• Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
• Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
• Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.
В первый год обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья, всесторонней физической, моральной и психической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.
Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий, журнале учета работы.
Для занимающихся в спортивной секции «Общая физическая подготовка» предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, начальная инструкторская и судейская практика.
Учителя-тренеры по общей физической подготовке должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне её. Поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах общей физической подготовке.
Воспитательная работа в (УТГ) учебно-тренировочной группе осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекций, экскурсий, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, просмотре видеофильмов и т.п.
Учитель-тренер должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе в коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.
Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств; смелости, решительности, самообладанию, умению преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважение к спортивному сопернику, умение побеждать и достойно встречать неудачи.
Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример учителя-тренера: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.
Задачи:
• Приобщить, возможно, большое количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации;
• Улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.
.
III. Цель и задачи образовательной программы
Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
2. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
3. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
4. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
5. Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;
6. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
7. Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
8. Воспитание нравственных и волевых качеств;
9. Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
10. Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
11. Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
12. Развитие физических качеств и психических свойств личности.
IV. Годовой учебный план
Для учащихся 1 -2 классов занятия проводятся один раз в неделю;
для 3 -4 классов два раза в неделю.
Примерный годовой учебный план секции общей физической подготовки (в часах).
Содержание занятий | Кол-во учебных часов | |
1- 2 классы | 3 -4 классы | |
Теоретические занятия Практические занятия Комплексные занятия Гимнастика Легкая атлетика Лыжная подготовка Спортивные игры Подвижные игры Участие в спортивных соревнованиях Сдача контрольных и зачетных нормативов Судейская и инструкторская практика | в процессе занятий 6 5 8 6 4 5 По плану спортивных мероприятий 2 2 | в процессе занятий 14 10 16 12 8 10 По плану спортивных мероприятий 4 2 |
Всего: | 38 | 76 |
Учебный план рассчитан на 9 месяцев
Задачи секции:
• повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физиологической работоспособности;
• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
• повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
• обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья;
• укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности;
• обучение физическими упражнениями из современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
• повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка , спортивные игры);
• освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.
V. Содержание образовательной программы
Теоретическая подготовка:
• значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
• влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
• гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
• техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
• основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
• правила игры, организация и проведение соревнований;
• оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
• тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Общая физическая подготовка:
• комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д).
• развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;
• легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
• гимнастические и акробатические упражнения:
• упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости, - упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения, развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
• подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «перестрелка», «пионербол » и т.д.;
• сдача нормативов по физической подготовке.
Специальная физическая подготовка:
• развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;
• упражнения для развития скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
• развитие скоростной силы, взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
• развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
• специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
• акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.
Техническая подготовка:
• обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
• обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча;
• серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
• обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;
• обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча;
• обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;
Тактическая подготовка:
• формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки;
• обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;
• обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника;
• обучение командным тактическим действиям:
Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):
Подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть.
Задачи:
• организовать учащихся; определить ЧСС;
• создать благоприятное эмоциональное настроение;
• способствовать постепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам.
• Подсчет ЧСС производится самими учащимися.
• В подготовительной части применяются различные упражнения с изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренную ходьбу, бег (от 15с до 2 мин).
Основная часть.
Задачи:
• гармоническое общее и специальное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всего организма в целом;
• воспитание двигательных качеств;
• совершенствование двигательных умений и навыков;
• воспитание морально волевых качеств.
В основной части используются упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики и т.п.
Заключительная часть.
Задачи:
• содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов;
• снижение нагрузки;
• снятие утомления.
В заключительной части применяются простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.
Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение.
VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
На занятиях учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Занятия должны содействовать:
• укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;
• правильному физическому развитию и закаливанию организма;
• развитию физических качеств;
• повышению физической и умственной работоспособности;
• освоению основных двигательных умений и навыков;
• постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок;
• формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
• формирование правильной осанки.
Учебный материал программы делится по годам обучения - строго с учетом особенностей каждой возрастной группы.
Занятия условно делятся на два периода: подготовительный и основной.
Подготовительный период обычно занимает 1 – 1, 5 месяца. Его задачи: постепенная подготовка сердечнососудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля.
В подготовительный период рекомендуется: выполнять ОРУ, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и кроссовая подготовка (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе от 1 до 3 км.
Длительность основного периода обучения в ОФП зависит от подготовленности организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап предшествует переводу школьника в специализированные спортивные секции. В содержание занятий этого периода постепенно включаются все упражнения, входящие в программу по физической культуре.
При работе с группой используются такие формы занятий как: беседа, игра, просмотр видео, индивидуальные и групповые занятия.
В процессе занятий применяются методы: соревновательный, целостный показ, от простого к сложному, проблемный и другие.
VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
• проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
• иметь навыки самостоятельной работы;
• использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.
Требования к освоению учебного материала
Класс | Иметь представление | Уметь | Демонстрировать |
1. | О связи физических упражнений со здоровьем. О способах изменения направления и скорости движения; О режиме дня и гигиены. Об утренней гимнастике Значение физических упражнений для здоровья человека | Выполнять утреннюю гимнастику. Выполнять комплексы разной направленности | Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места |
2. | О физических качествах. О закаливании. | Измерять физические качества. Выполнять комплексы для развития физических качеств | из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа; отжимание; подтягивание |
3. | О разновидностях физических упражнений. Об особенностях спортивных игр: пионербол, баскетбол, футбол | Играть в пионербол, футбол; Выполнять броски с разных точек; Выполнять комплексы разной направленности | бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места; умение владеть различными видами мячей |
4. | О физической подготовке и ее связи с физическими качествами | Определять величину нагрузки. | Из положения сидя наклон вперед; бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места |
VIII. Список литературы
• Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. - М.; «Просвещение» 2007г.
• Под ред. В.И. Ляха Г. А., Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона. Развернутое тематическое планирование по комплексной программе. Физическая культура 1-11 классы. Волгоград 2010г.
• Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. « Планирование и организация занятий. Методическое пособие по физической культуре». – М. ДРОФА 2006 г.
• Фокин Г.Ю. Уроки физической культуры в начальной школе 1-4 классы. – М.: «школьная пресса» 2006 г.
• Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.;
Просвещение 2006 г.
• Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников. М.: просвещение 2005 г.
Ведущие технологии
• Здоровьесберегающие технологии.
• Личностно-ориентированная технология обучения.
• Групповые способы обучения.
• Технологии уровневой дифференциации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Программа внеклассных занятий по изучению основ спортивных игр (мини-футбол, мини-гандбол, баскетбол, пионербол). Направлена на укрепление здоровья учащихся, воспитанию интереса к занятиям физическими...
Программа по общей физической подготовке 1-2, 3-4 классы.
Программа по обшей физической подготовке....
Образовательная программа по общей физической подготовке с элементами самбо для детей 4-6 лет.
Программа содержит материал по общей физической подготовке с элементами самбо для детей 4-6 лет....
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка» 5 - 9 класс
Программа по курсу внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» (ОФП) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обра...
Рабочая программа кружка по общей физической подготовке 8-10 класс
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретич...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по общей физической подготовки физкультурно-спортивной направленности « СПОРТИКИ »
Программа Спортики относится к программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.Программа направленна на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной д...
Важность общей физической подготовки на начальном этапе развития бадминтонистов
В одиночной игре в бадминтоне, состоящей из трех партий, которая идет на равных, бадминтонист замахивается ракеткой около 500 раз! А встреча длится примерно 40—50 мин. Очевидно же, бадминтонист ...