Программа по общей физической подготовке 1-2, 3-4 классы.
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «Общая физическая подготовка» является программой физкультурно-оздоровительной направленности.
Рабочая программа по общей физической подготовке составлена с учетом следующих нормативных документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ (ред. от 21.04.2011г.);
-Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» 06.11.2011 № 301-Ф
- Письмо министерства образования Российской федерации «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ» от 12.08.2002 г №13-51-99/13
- Письмо министерства образования Российской федерации «О повышении роли физической культуры и спорта в ОУ» от 26.03.2002г №30-51-197/20
- Рабочая программа по физической культуре для1-4 классов. Автор: В. И. Лях, 2012 г.
Срок реализации программы 2015-2019 год.
Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре. Некоторые учащиеся страдают гиподинамией, другие - гиперактивны.
Современные дети в своём большинстве испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых в течение дня, ниже их возрастных норм. При этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушение быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. Актуальную проблему развития двигательной активности детей решает данная программа.
В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой (ОФП).
Педагогическая целесообразность в том, что занятия помогают закрепить и усовершенствовать полученные умения и навыки. Специфика программы заключается в том, что она позволяет обучать детей сразу нескольким видам оздоровительной физической деятельности. Широкий спектр данного программного материала позволяет расширить зону любопытства детей, знакомит сразу с несколькими видами оздоровительного воздействия. Это даёт возможность ребёнку выбрать тот или иной вид физической деятельности, который ему больше нравится.
Прослеживая динамику показателей здоровья детей, можно отметить, что за последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья.
В этих условиях повышается роль педагога дополнительного образования в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся. Отрицательное влияние гиподинамии недооценивается, поэтому так важно в здоровье формирующих технологиях находить пути донесения информации о ЗОЖ, факторах риска для здоровья, о рациональных способах выполнения упражнений, уровне тренирующих воздействий и др.
Цель и задачи рабочей программы
Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом;
повысить физические показатели младших школьников, через оздоровительные виды физического воздействия.
Обучающие: ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
формировать правильную осанку; обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
2. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
3. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
4. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
5. Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;
6. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
7. Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
8. Воспитание нравственных и волевых качеств;
9. Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
10. Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
11. Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
12. Развитие физических качеств и психических свойств личности.
Данная программа разработана для занятий с учениками начальной школы. Программа рассчитана на 1 час(60 м) в неделю для обучающихся 1 – 2 классов, 3,5 часа (210 м) для обучающихся 3-4 классов.
Реализация данной программы происходит за счёт разнообразного содержания занятий. Дополнительное образование ориентировано на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Программа ориентирована на детей 7-10 лет без специальной подготовки.
Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в школе, дополняя его с учетом интересов детей, в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей, к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Цель и задачи проведения занятий ОФП в школе – здоровьесбережение, здоровьеподдержание и здоровьеформирование младших школьников.
Задачи:
Здоровьесберегающие:
- укрепления здоровья, улучшение физической подготовленности;
- удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
- ведение закаливающих процедур;
- укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
- снятие физической и умственной усталости.
Образовательные:
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься ОФП.
Развивающие:
- достижения всестороннего развития;
- развитие координации движений;
- развитие памяти, мышления.
Воспитательные:
- формирование моральных и волевых качеств;
- воспитание дисциплинированности, смелости и решительности
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.
Программа содержит обязательный минимум образования по предмету « Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности, спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внеклассной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями.
Секция общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:
• Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;
• Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
• Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
• Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.
В первый год обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья, всесторонней физической, моральной и психической подготовки занимающихся, решается задача формирования специальных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.
Для занимающихся в спортивной секции «Общая физическая подготовка» предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, начальная инструкторская и судейская практика.
Учителя-тренеры по общей физической подготовке должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне её. Поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах общей физической подготовке.
Воспитательная работа в (УТГ) учебно-тренировочной группе осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекций, экскурсий, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, просмотре видеофильмов и т.п.
Учитель-тренер должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе в коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.
Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств; смелости, решительности, самообладанию, умению преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважение к спортивному сопернику, умение побеждать и достойно встречать неудачи.
Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример учителя-тренера: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.
Задачи:
• Приобщить, возможно, большое количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации;
• Улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.
Место учебного предмета в учебном плане
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса. На изучение курса по ОФП в первых, вторых классах выделяется 38 ч. (1 раз в неделю по 60 м.); в 3, 4 классах 133 ч. (3 раза в неделю,114 занятий).
Содержание курса по ОФП
ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;
2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера.
Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки; разновидности ходьбы, глубокие выпады; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты. «комплексы упражнений по развитию гибкости.
Развитие координации: преодоление простых препятствий; передвижение с изменяющимся направлением и остановками; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну, поворотами и приседаниями; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища, преодоление полос препятствий, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию, равновесие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы). Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; преодоление препятствий (15–20 см). Передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди). Повторное выполнение беговых нагрузок; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полу-приседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки). Комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Теоретическая подготовка:
• значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
• влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
• гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
• техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
• основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
• правила игры, организация и проведение соревнований;
• оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
• тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Общая физическая подготовка:
• комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д).
• развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;
• легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
• гимнастические и акробатические упражнения:
• упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости, - упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения, развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
• подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», мини-баскетбол, «перестрелка», «пионербол » и т.д.;
• сдача нормативов по физической подготовке.
Специальная физическая подготовка:
• развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;
• упражнения для развития скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
• развитие скоростной силы, взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
• развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
• специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
• акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.
Техническая подготовка:
• обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
• обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча;
• серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
• обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;
• обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча;
• обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;
Тактическая подготовка:
• формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки;
• обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;
• обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника;
• обучение командным тактическим действиям:
Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):
Подготовительная, основная и заключительная части.
Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета:
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять ОФП как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия ОФП с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Планируемый результат:
- формирование установок здорового образа жизни;
- формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;
- снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом;
- знание и соблюдение правил игр;
- знание правил спортивных игр (пионербол, баскетбол, футбол);
- умение играть в спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол);
- воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
- отсутствие вредных привычек;
Средства диагностики:
- наблюдения;
- собеседование;
- анкетирование родителей;
- анкетирование учащихся;
- тестирование и мониторинг здоровья.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности.
- организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная, беговые дорожки)
- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
- организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
Место проведения:
- Спортивная площадка;
- Футбольное поле;
- Волейбольное поле;
- Беговые дорожки;
- Класс (для теоретических занятий);
- Спортивный зал.
Методическое обеспечение образовательной деятельности.
Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
На занятиях учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Учебный материал программы делится по годам обучения - строго с учетом особенностей каждой возрастной группы.
Занятия условно делятся на два периода: подготовительный и основной.
Подготовительный период обычно занимает 1 – 1, 5 месяца. Его задачи: постепенная подготовка сердечнососудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля.
В подготовительный период рекомендуется: выполнять ОРУ, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и кроссовая подготовка (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе от 1 до 3 км.
Длительность основного периода обучения в ОФП зависит от подготовленности организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап предшествует переводу школьника в специализированные спортивные секции. В содержание занятий этого периода постепенно включаются все упражнения, входящие в программу по физической культуре.
При работе с группой используются такие формы занятий как: беседа, игра, просмотр видео, индивидуальные и групповые занятия.
В процессе занятий применяются методы: соревновательный, целостный показ, от простого к сложному, проблемный и другие.
Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
• проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
• иметь навыки самостоятельной работы;
• использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.
Форма занятий:
практические
соревнование
праздник
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
групповая
индивидуально-групповая.
Педагогическая диагностика предполагает:
личные беседы с детьми,
анализ продуктов деятельности обучающегося
Формы проведения итогов реализации программы:
выполнение контрольных упражнений (тестов).
наклон вперед из положения сидя в (см)
прохождение полосы препятствий (сек)
подъем туловища за 30 сек (кол-во раз)
прыжки на скакалке за 1 мин (кол-во раз)
Контроль результатов уровня физической подготовленности
Контрольные упражнения 3класс | Уровень физической подготовленности | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Прыжок в длину с места, см | 150 и дальше | 131 – 149 | 130 и ближе | 143 и дальше | 126 – 142 | 125 и ближе |
Бег 30 м с высокого старта, с | 5,8 и меньше | 6,3 – 5,9 | 6,4 и больше | 6,2 и меньше | 6,3 – 5,5 | 6,6 и больше |
Челночный бег 3 х10 м | 9,5 и меньше | 9, 6 -10 | 10,1 и больше | 9,9 и меньше | 10,0 – 10, 4 | 10,5 и больше |
Броски мяча в вертикальную цель на точность | 5-6 попаданий из 6 бросков | 3-4 попадания из 6 бросков | 2 попадания из 6 бросков | 5-6 попаданий из 6 бросков | 3-4 попадания из 6 бросков | 2 попадания из 6 бросков |
Метание мешочка на дальность | дальше 12 м | 8-12 метров | ближе 8 м | дальше 12 м | 8-12 метров | ближе 8 м |
Наклон вперёд из положения стоя | +6см и более | от 0 до +5 см | менее 0 см | +6см и более | от 0 до +5 см | менее 0 см |
Подтяг. на низкой перекладине из виса лежа согнувшись | 20 раз и более | 19-15 раз | менее 15 раз | 19 раз и более | 18-14 раз | менее 14 раз |
Подъём туловища за 30 с | 21 раз и более | 13-20 раз | менее 12 раз | 21 раз и более | 13-20 раз | менее 12 раз |
Бег 1000 м, мин. с | 5минут 30 с и меньше | 5.31-6.00 | 6.01 и больше | 6 минут 30 с и меньше | 6.31-7 минут | 7.01 и больше |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 8.00 и меньше | 8.01-8.30 | 8.31 и больше | 8.30 и меньше | 8.31-9.00 | 9.01 и больше |
Контрольные упражнения 4 класс | Нормативы | |||||
мальчики | девочки | |||||
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | «3» | |
Челночный бег 3*10 м (с) | 8,8 | 9,3 | 9,9 | 9,3 | 9,7 | 10,5 |
Бег 30 м с высокого старта (с) | 5,7 | 6,5 | 7,0 | 5,9 | 6,6 | 7,2 |
Бег 60 м с высокого старта (с) | 11,0 | 11,6 | 12,2 | 11,2 | 11,8 | 12,4 |
Бег 1000 м | Без учета времени | |||||
Прыжок в длину с места | 155 | 150-130 | 120 | 145 | 140-125 | 120 |
Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 4 | 3 | 2 | - | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | - | 16 | 10 | 8 |
Ходьба на лыжах 1000 м (мин) | 7.40 | 8,00 | 8,20 | 8,00 | 8,20 | 8,40 |
Требования к освоению учебного материала
Класс | Иметь представление | Уметь | Демонстрировать |
1. | О связи физических упражнений со здоровьем. О способах изменения направления и скорости движения; О режиме дня и гигиены. Об утренней гимнастике Значение физических упражнений для здоровья человека | Выполнять утреннюю гимнастику. Выполнять комплексы разной направленности | Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места |
2. | О физических качествах. О закаливании. | Измерять физические качества. Выполнять комплексы для развития физических качеств | из положения сидя, наклон вперед; скорость простой реакции; бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа; отжимание; подтягивание |
3. | О разновидностях физических упражнений. Об особенностях спортивных игр: пионербол, баскетбол, футбол | Играть в пионербол, футбол; Выполнять броски с разных точек; Выполнять комплексы разной направленности | бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места; умение владеть различными видами мячей |
4. | О физической подготовке и ее связи с физическими качествами | Определять величину нагрузки. | Из положения сидя наклон вперед; бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места |
Распределение времени на различные виды программного материала по ОФП
(сетка часов) при одном занятии в неделю (1-2 классы)
Годовой учебный план секции(1-2 классы)
Тема | Количество занятий |
Знания о физической культуре. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью | В процессе урока |
Легкая атлетика | 14 |
Подвижные игры (с элементами спортивных игр) | 8 |
Лыжная подготовка | 7 |
Гимнастика с основами акробатики | 7 |
Сдача контрольных и зачетных нормативов | 2 |
Всего | 38 |
Годовой учебный план секции
общей физической подготовки
3 - 4 классы
Содержание занятий | Кол-во занятий |
Теоретические занятия Практические занятия Комплексные занятия Гимнастика с элементами акробатики Легкая атлетика Лыжная подготовка Подвижные игры (с элементами спортивных игр) Участие в спортивных соревнованиях Сдача контрольных и зачетных нормативов Судейская и инструкторская практика | в процессе занятий 7 15 30 21 34 По плану спортивных мероприятий
4
3 |
Всего: | 114 |
Учебный план рассчитан на 9 месяцев
Календарно-тематическое планирование
1-2 классы.
№ п/п | Дата планируемая | Дата фактическая | Содержание | Характеристика деятельности учащихся. УУД(личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные). |
Легкая атлетика- 7 часов | ||||
1 | Техника безопасности на занятиях. Способы передвижения человека. Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30 м. Бег до 3 мин. П/И | Соблюдать правила ТБ. Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге. Бегать с максимальной скоростью 30м. Уметь правильно подбирать одежду и обувь Проявлять качества силы, быстроты, выносливости. Уметь демонстрировать различные виды ходьбы. Выявлять характерные ошибки в ходьбе и беге. Правильно выполнять основные движения в метании. Выявлять характерные ошибки в технике метания. | ||
2 | Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И. | |||
3 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И. | |||
4 | Основные физические качества. Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты | |||
5 | Метание малого мяча на дальность. Эстафеты с бегом и прыжками. Развитие скоростно-силовых качеств. П/И | |||
6 | Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки через скакалку. П/И | |||
7 | Челночный бег. Прыжки в длину с разбега. | |||
8 | Сдача контрольных нормативов | |||
Подвижные игры (с элементами спортивных игр) - 8 часов | ||||
9 | Техника безопасности. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. П/И. Развитие координационных способностей | Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при передаче и перекатах мяча Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Взаимодействовать в парах и группах. Осваивать технику бросков мяча снизу. Проявлять качество силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении упражнений с мячом. Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе игр; Осваивать технические действия в спортивных играх. Соблюдать дисциплину. | ||
10 | Передача в парах, по кругу в шеренге. Перекаты мяча. П/И | |||
11 | Бросок мяча двумя руками от груди. Передачи мяча по кругу. П/И | |||
12 | Передачи мяча снизу и двумя руками от груди. Ловля мяча на месте. | |||
13 | Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля мяча на месте. П/И | |||
14 | Ведение мяча на месте и в шаге. Эстафета с ведением мяча. | |||
15 | Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля, передача мяча. Ведение мяча. | |||
16 | Бросок мяча в горизонтальную и вертикальную цель. П/И | |||
Лыжная подготовка 7 часов | ||||
17 | Техника безопасности. Техника ступающего шага без палок | Знать требования к температурному режиму. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов Объяснять технику выполнения поворотов. Контролировать скорость передвижения на лыжах по ЧСС. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами. | ||
18 | Техника ступающего и скользящего шага без палок. | |||
19 | Техника ступающего и скользящего шага без палок. | |||
20 | Повороты переступанием. Передвижение до 1 км. | |||
21 | Повороты. Подъемы. Спуски. Игры. | |||
22 | Передвижение, повороты, спуски, подъемы. | |||
23 | Передвижение на лыжах. Прохождение дистанции до 1 км | |||
Гимнастика с элементами акробатики - 7 часов | ||||
24 | Техника безопасности. Группировка. Перекаты. Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места | Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности. Проявлять качество силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений Выявлять характерные ошибки в выполнение акробатических упражнений. Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений. | ||
25 | Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места. П/И. | |||
26 | Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание через предметы | |||
27 | Упражнения для формирования правильной осанки. Лазание по гимнастической стенке. Развитие силовых способностей | |||
28 | Гимнастический мост. Подтягивание. | |||
29 | Передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Развитие гибкости. | |||
30 | Правила контроля над физической нагрузкой. Лазание, перелазание. Прыжковые упражнения. | |||
Легкая атлетика 7 часов | ||||
31 | Техника безопасности. Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30 м. Бег до 3 мин. П/И | Соблюдать правила ТБ. Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге. Бегать с максимальной скоростью 30м. Уметь правильно подбирать одежду и обувь Проявлять качества силы, быстроты, выносливости. Выявлять характерные ошибки в ходьбе и беге. Правильно выполнять основные движения в метании. Выявлять характерные ошибки в технике метания. | ||
32 | Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И. | |||
33 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И. | |||
34 | Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты | |||
35 | Метание малого мяча на дальность. Эстафеты с бегом и прыжками. Развитие скоростно-силовых качеств. П/И | |||
36 | Прыжки в длину с разбега. Равномерный медленный бег до 3 мин. | |||
37 | Сдача контрольных нормативов | |||
38 | Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки через скакалку. П/И |
Материально-техническое оснащение секции «ОФП»
№ n/n | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
Начальная школа | |||
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт начального общего образования по физической культуре | д | |
1.2 | Рабочая программа по физической культуре. В.И.Лях,2012 г. | д | |
1.3 | Учебник и пособия, которые входят в предметную линию В. И. Ляха. В. И. Лях. Физическая культура. 1—4 классы. | к | Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.4 | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту. | д | В составе библиотечного фонда |
1.5 | Методические издания по физической культуре для учителей | д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.6 | Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения) | д | |
2 | Технические средства обучения | ||
2.1 | Ноутбук | д | |
2.2 | Музыкальный центр | д | |
3 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
3.1 | Козёл гимнастический | Г | |
3.2 | Кегли, гимнастические палки | К | |
3.3 | Мост гимнастический подкидной | Г | |
3.4 | Скамейка гимнастическая жёсткая | Г | |
3.5 | Бревно гимнастическое | Г | |
3.6 | Маты гимнастические | Г | |
3.7 | Мяч малый (теннисный) | К | |
3.8 | Скакалка гимнастическая | К | |
3.9 | Обруч гимнастический | К | |
Лёгкая атлетика | |||
3.10 | Планка для прыжков в высоту | д | |
3.11 | Стойка для прыжков в высоту | д | |
3.12 | Рулетка измерительная (10м, 50м) | Д | |
Подвижные и спортивные игры | |||
3.13 | Мячи баскетбольные для мини-игры | г | |
3.14 | Мячи волейбольные | г | |
3.15 | Мячи футбольные | г | |
3.16 | Лыжи, палки | к | |
Средства первой помощи | |||
3.17 | Аптечка медицинская | д |
Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов.
Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов....
Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка"
Программа кружка составлена в соответствии с программой А.П.Матвеева "Физическая культура", 5-11 классы. Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического планирования занятий, перечня ...
ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Программа внеклассных занятий по изучению основ спортивных игр (мини-футбол, мини-гандбол, баскетбол, пионербол). Направлена на укрепление здоровья учащихся, воспитанию интереса к занятиям физическими...
Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка"
Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка" для учащихся 5-9 класов...
Программа по общей физической подготовке "Силовая аэробика"
Силовая аэробика– это разновидность силовой аэробики, имеющая ярко выраженную атлетическую направленность. Именно атлетическую, поскольку занятия проводятся с использованием специальных отягощений и э...
Рабочая программа учебного курса секции общая физическая подготовка для учащихся 3 - 4 классов
Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотич...
Программа по общей физической подготовке для учащихся 1-4 классов "Поиграй-ка"
Программа по общей физической подготовке для учащихся 1-4 классов "Поиграй-ка"...