Экстремальный туризм
статья по физкультуре по теме

Существуют четыре взгляда на туризм как явление современного мира. Чаще всего эти взгляды предстают перед нами в виде сложившихся штампов, отличия между которыми трудно заметить. Туризм как отрасль хозяйства - это наиболее распространенное утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов. Среди немногих, не согласных с этим взглядом на туризм, наиболее распространено мнение, что туризм - это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» туризм подается как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов. Между тем, сами туристы твердо уверены, что туризм - это их (туристов) деятельность во время отдыха. Увлечение людей экстремальным туризмом растет с каждым годом. По некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10% туристского рынка в мире, а темпы роста экстремальных поездок превышают средние темпы роста туризма в целом. К экстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняют феномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим на Западе за последние годы. Современный человек, привыкший к стабильному образу жизни и техническому прогрессу, испытывает потребности в адреналиновом всплеске. Экстремальный туризм является одним из способов легального удовлетворения данной потребности, чем завоёвывает с каждым годом все большую популярность среди жителей современного мира. Они становятся своеобразным товаром на «ярмарке тщеславия»: сейчас, когда поездки в самые дальние края доступны для многих, «сливки общества» стремятся выделиться, подняться над массой любым путем. В том числе и таким. Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире экстремальный туризм становиться все более популярным видом проведения свободного времени. Сплавы по бурным рекам, лыжные путешествия, погружения в глубины океанов и «парение» в облаках – так теперь выгладит отдых, заменивший собой предшествующий ему «пляжно – отельный» туризм. Туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально - экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем. Целью работы является изучение и анализ проблем и перспективы развития экстремального туризма в России и зарубежом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstrimalnyy_turizm.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:

Курганинский район, станица Михайловская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа №12

Тема:

«Экстремальный туризм»

                 

                               Выполнил:

                                                                 учитель физической культуры

                   Згонников Виктор Николаевич

2012год

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы экстремального туризма

1.1 Экстремальный туризм: история возникновения и сущность

1.2 Виды экстремального туризма

1.2.1 Воздушные виды

1.2.2 Наземные виды

1.2.3 Водные виды

1.2.4 Горные виды

1.2.5 Экзотические виды

1.3 Безопасность в экстремальном туризме

1.4 PR в туризме

Глава II. Анализ экстремального туризма в России и за рубежом

2.1 Экстремальный туризм в России и за рубежом

2.2 Развитие экстремального туризма в России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Существуют четыре взгляда на туризм как явление современного мира. Чаще всего эти взгляды предстают перед нами в виде сложившихся штампов, отличия между которыми трудно заметить. Туризм как отрасль хозяйства - это наиболее распространенное утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов. Среди немногих, не согласных с этим взглядом на туризм, наиболее распространено мнение, что туризм - это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» туризм подается как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов. Между тем, сами туристы твердо уверены, что туризм - это их (туристов) деятельность во время отдыха. Увлечение людей экстремальным туризмом растет с каждым годом. По некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10% туристского рынка в мире, а темпы роста экстремальных поездок превышают средние темпы роста туризма в целом. К экстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняют феномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим на Западе за последние годы. Современный человек, привыкший к стабильному образу жизни и техническому прогрессу, испытывает потребности в адреналиновом всплеске. Экстремальный туризм является одним из способов легального удовлетворения данной потребности, чем завоёвывает с каждым годом все большую популярность среди жителей современного мира. Они становятся своеобразным товаром на «ярмарке тщеславия»: сейчас, когда поездки в самые дальние края доступны для многих, «сливки общества» стремятся выделиться, подняться над массой любым путем. В том числе и таким. Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире экстремальный туризм становиться все более популярным видом проведения свободного времени. Сплавы по бурным рекам, лыжные путешествия, погружения в глубины океанов и «парение» в облаках – так теперь выгладит отдых, заменивший собой предшествующий ему «пляжно – отельный» туризм. Туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально - экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем. Целью работы является изучение и анализ проблем и перспективы развития экстремального туризма в России и зарубежом.

Для достижения цели выделяются следующие задачи:

1. раскрыть понятие экстремальный туризм;

2. Рассмотреть виды экстремального туризма;

3. выявить особенности развития экстремального туризма;

4. Проанализировать особенности развития экстремального туризма в России;

5. Изучить зарубежный опыт экстремального туризма.

Степень разработанности проблемы. Существующая литература, посвященная туризму и его экстремальным видам, во всех деталях и мелочах подошла к изучению данной проблемы. Имеющиеся источники содержат описание зарубежного и отечественного подхода, направленного на изучение данной темы. Отечественная практика базируется на научных работах широкого круга авторов (Карпов Г.А., Сенин В.С., Гуляев В.Г., и другие), из зарубежных авторов выделяется Том Мэйрис и часто рассматривается в периодических специализированных изданиях.

Глава I. Теоретические основы экстремального туризма

1.1 Экстремальный туризм: история возникновения и сущность

Экстрим - выдающиеся, экстраординарные действия, как правило, связанные с опасностью для жизни. Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х годов XX века, постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся ВМХ, триал, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.

Экстремальный туризм - один из видов туристского отдыха, в той или иной степени связанный с риском. В последнее время активно развивается приключенческий туризм - вид туризма, который объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие целью получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов. Экстремальный туризм относится к наиболее опасным видам туризма, его цель и заключается в том, чтобы почувствовать опасность. Все виды опасностей в экстремальном туризме можно классифицировать по природе явления и роли туристов в возникновении опасной ситуации. История экстремального туризма тесно связана с историей развития экстремальных видов спорта, среди которых скайсерфинг, трекинг, хели-ски, фри-райд, рафтинг и т.д. В настоящее время экстремальный туризм включает разные спортивные виды отдыха, связанные с риском, и представляет собой весьма пестрое явление.

1.2 Виды экстремального туризма

Активные виды отдыха завоевывают все большую популярность среди простых туристов. Экстремальный туризм делиться на ряд видов: воздушный, наземный, водный, горный и экзотический. Рассмотрим каждый в отдельности.

1.2.1 Воздушные виды

Прыжки с парашютом – один из видов авиационного спорта. Подразделяется на подвиды: классика, групповая акробатика, купольная акробатика, фрифлай, скайсерфинг, фристайл, свуп, парашютно-атлетическое многоборье.

- Классический парашютизм включает в себя два упражнения. Первое - прыжки на точность приземления. Задача состоит в поражении мишени размером 3 см. Второе упражнение - комплекс фигур в свободном падении. Соревнования ведутся на время. Достаточно консервативный вид спорта: сам комплекс фигур не претерпевает изменений уже много лет. Требует отточенного мастерства и постоянства в результатах.

Групповая акробатика. Данная дисциплина преследует цель построения максимального количества разных фигур командой из нескольких парашютистов. Классическое количество парашютистов в команде - 4 или 8. Бывают также команды из 16 спортсменов. Команда из четырех человек может построить за время свободного падения около 30 фигур.

Купольная акробатика заключается в построении формаций из куполов раскрытых парашютистов. Этим кардинально отличается от других видов парашютного спорта, где работа над результатом идет до раскрытия парашюта (кроме прыжков на точность приземления). При выполнении фигур купольной акробатики парашюты входят в непосредственный контакт с парашютами других спортсменов, при этом часто происходят завалы куполов. Поэтому парашютистам, занимающимся купольной акробатикой, нужно особенное оборудование. После того как все фигуры построены, наступает этап, когда парашютисты должны отделятся друг от друга и делать заход на посадку. Это наиболее сложная и опасная часть упражнения. Если купола зацепились друг за друга, даже приведение в действие замков отцепления купола может не помочь, и купол не отойдет. Раскрытие же запасного парашюта в такой ситуации достаточно опасно. Это делает купольную акробатику одним из самых рискованных видов парашютизма.

Полёт на воздушном шаре зависит от силы ветра, при средней силе ветра - это 20 - 30 км. Место приземления полностью зависит от метеоусловий.

Дельтапланеризм входит в число быстроразвивающихся всемирно известных видов спорта. Сегодня насчитывается около 90 тыс. дельтапланеристов по всему миру, плюс каждый год в небо поднимается около тысячи новоиспеченных дельпланеристов. Современные аппараты невероятно устойчивые, прочные, и полеты на них могут быть ограничены лишь погодными условиями и опытностью самого пилота.

1.2.2 Наземные виды

Наземный вид экстремального туризма включает в себя широкий спектор развлечений таких как мото, авто и пешие путешествие, посещение пещерных комплексов, вело прогулки.

- пешеходные путешествия включают в себя передвижение группы из пункта А в пункт Б за определенный промежуток времени, и преодоление препятствий. Данный путешествия могут иметь категорию сложности (I.II.III. или IV). Требуется физическая подготовка и определенная выносливость.

- мото и авто путешествия в экстремальном путешествии подразумевают преодолении «непроходимых» участков (пустыни, заболоченности, горные склоны) при помощи техники.

- конные путешествия. Предусматривают длительное нахождение в седле и преодоление тяжелых участков путешествия, представленных узкими тропами.

- вело прогулки наиболее тяжелый из наземных видов. Данный тур составляет преодоление не менее 500 км., в которые входят как равнины, так и горные возвышенности, чащобные участки. маунтинбайкинг становится все более популярным, несмотряна свою дороговизну. Чтобы серьезно заниматься маунтинбайкингом, придется потратить немало денег. Так, велосипед для новичка стоит от 300 до 500 долл., есть горные велосипеды с задним амортизатором ценой до 10 тыс. долл. Конечно, нужно потратить деньги на амуницию и различные запчасти, а это больше 800 долл. Такая сумма - для новичка, профессиональный байкер тратит значительно больше денег. Пешеходные походы, мото и авто, конные путешествия, а так же вело прогулки являются наиболее популярными в данном виде экстремального туризма  

- Спелеология. Спелеологи - это люди, которые в свободное время отправляются в пещеры с огромными рюкзаками, то это туризм. Но в то же время спелеология - это наука. Дословно: «наука о пещерах», раздел геологии, а именно картоведения и гидрогеологии. А главное, пещеры - это последние белые пятна на карте мира, последняя возможность пройти там, где не только не ступала нога человека, но и куда не падал взгляд его глаз или фотокамер. Исследованием этого загадочного подземного мира и занимаются спелеологи. Чтобы заниматься спелеологией, надо иметь серьезную подготовку, причем не только физическую, но и техническую, а также психологическую. Спелестология - это увлекательная смесь туризма и науки, изучающая полости искусственного происхождения. В широком смысле слова спелестология - это наука об искусственных подземных сооружениях. Спелестология тесно связана со спелеологией, только спелестологов не интересуют пещеры. Им интересно проникновение в какие - либо подземные городские структуры, недоступные либо не интересные для остальных.

X гонки - это когда экстремальные туристы настолько хорошо и универсально подготовлены, что могут лезть на скалы, скакать на лошади, сплавляться на каяке или плоту по порогам, нестись по горам на велосипеде и спускаться по веревкам под водопадом. Эти люди объединяются в команды и участвуют в соревнованиях, цель которых - как можно быстрее пройти дистанцию в 3 - 4 сотни километров, используя свои навыки. Это называется мультиспорт, или экстремальные (чаще даже приключенческие) гонки. На Западе ежегодно проводится более 200 экстремальных гонок. Например, крупнейшие гонки в Великобритании, организованные Ассоциацией экстремальных гонок Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

1.2.3 Водные виды

- Дайвинг – это подводное плавание со специальным снаряжением. Это достаточно дорогая разновидность экстремального туризма. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до 1000 долл., дополнительно придется оплачивать стоимость турпакета. Если не покупать снаряжение, то стоимость подготовки к первому туру сократиться до 250 долларов. Но все же придется платить по 30 - 40 долларов, чтобы арендовать костюмы, акваланги и другие необходимые на глубине вещи. Чтобы заниматься подводным плаванием, необходимо иметь набор навыков, позволяющих решать подавляющее большинство проблем при погружении (запотевание маски, потерю регулятора, регулирование плавучести и так далее). Эти навыки и знания приобретаются в процессе обучения и подтверждаются сертификатом одной из ассоциаций подводного плавания. Людей, занимающихся дайвингом, называют дайверами или аквалангистами.

- Вейкбординг представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и сёрфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30 - 40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Особенно динамично вейкбординг стал развиваться в начале 1990 х гг. Он совершил революцию в водном спорте так же, как в свое время сноуборд в горных лыжах. Из увлечения небольшой группы энтузиастов он превратился в популярный спорт со своей философией и культурой. Множество трюков пришло в вейкбординг из родственных «досочных» видов спорта сноубординга, скейтбординга, что дает вейкбордисту возможность прогрессировать круглый год. Всё, что нужно - просто поменять доску. Стоимость полного комплекта «вейкбордингского» снаряжения - от 400 долл. Для вейкбординга нужен специальный катер, но такие катера стоят дорого, оттого в России появляются редко. Следовательно, в нашей стране этот вид отдыха почти не развит по причине высокой стоимости турпродукта.

- Водные лыжи - один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Водные лыжи впервые появились в 1922 г., когда американец Ральф Самуэльсон, житель штата Миннесота, экспериментируя с обычными зимними лыжами, решил испробовать их на воде. Две широкие сосновые доски он оснастил крепежом для ног. После чего изобретатель успешно опробовал лыжи на водах озера в Лейк Сити. Этот вид спорта постоянно прогрессировал и сегодня он стал настолько зрелищным и популярным, что в 1998 г. Олимпийский комитет Греции рекомендовал ввести водные лыжи в программу Олимпиады 2004 г. в Афинах. Правда, окончательное решение МОК по этому вопросу так и не принял. Ну а для занятий водными лыжами потребуется четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм.

Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долл., плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) - примерно 150 долл. Водные лыжи в настоящее время активно практикуются на Черноморском побережье.

- Виндсёрфинг - разновидность парусного спорта; гонки на специальной овальной доске из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости, с плавниками стабилизаторами на нижней плоскости и небольшим парусом, который крепится к доске. Виндсёрфинг зародился в США (1968 г.).

- Сёрфинг - то же самое, только без паруса. Собственно, виндсёрфинг и произошел от сёрфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10- 12 м/с. Ну а рекорд на сегодняшний день - более 70 км/ч. Стоимость комплекта снаряжения достаточно высока. Виндсёрф в комплекте - 1000 долл., запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) - 500, гидрокостюм - 200, итого - 1700 долл.

- Каякинг - популярный за рубежом вид отдыха, набирающий всё наибольшую популярность в России. Это спорт одиночек, хотя и не лишен командного духа. Он даёт возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развивается три основных направления - гребной слалом, родео и сплав.

- Слаломный каякинг - это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.

- Родео, в отличие от слалома - это не только виртуозная техника, но и элемент игры. Фристайл на каяке - это выполнение различных трюков на лодке за счет особенностей рельефа реки. На каяке можно отправиться в водный поход по реке любой сложности или проводить игровые сплавы на небольшом отрезке горной реки, выбирая отдельные препятствия в виде бочек, валов и водопадов и проходя их налегке. Естественно, чтобы чувствовать себя уверенно во время сплавов, необходимо владеть базовой техникой слалома и родео. В состав экипировки каякера входят: лодка, шлем, спасательный жилет, юбка (препятствует попаданию воды в лодку), прорезиненные тапочки и весло.

- Рафтинг - это увлекательный спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах. Рафтинг - один из наиболее посещаемых туров, совершенно безопасный даже для самых юных туристов. В последние годы он вызывает такой громадный интерес со стороны любителей экстремального отдыха, что большинство пригодных для этого туризма горных рек были освоены профессионалами, которые теперь предлагают рафтинг туры практически в любую точку мира. Рафт туры в основном бывают следующих видов: поездки на день (от 60 до 150 долл.) или полдня (в районе 25- 75 долл.) и многодневные путешествия. Во время многодневных туров туристы попадают в отдаленные уголки гор с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт туров - от 1000- 1500 долларов.

1.2.4 Горные виды

- Альпинизм - вид спорта и активного отдыха, возникший в Альпах, имеющий целью восхождение на вершины гор с последующим спуском по пути подъёма или другим путём. Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию, которая равномерно развивается и популяризируется. Как правило, для восхождения принято выбирать лето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченной вершины. Однако любители острых ощущений не останавливаются и зимой, а сложные погодные условия и сходы лавин только добавляют остроты путешествию. В горы идут, чтобы испытать себя, рискнуть, преодолеть все и добраться до вершины. Вкус победы сладок, даже если альпинист покорил не Эльбрус, а всего лишь стенку на местном скалодроме. Альпинистское оснащение стоит дорого, полный комплект качественного снаряжения обойдется экстремальному туристу в 1500- 2000 долл. Впрочем, если хочется просто раз в жизни подняться на Эльбрус, можно взять снаряжение и в аренду. Стоить такой 10 дневный тур будет около 200 долл. Главной проблемой альпинизма в России, помимо своей дороговизны, является малое количество опытных инструкторов.

- Горнолыжный туризм - разновидность горного туризма, спуск с гор по естественным снежным склонам или специально подготовленным трассам на лыжах. В отличие от горнолыжного спорта в горнолыжном туризме время спуска не фиксируется. С течением лет количество желающих кататься на горных лыжах не уменьшилось, а скорее, увеличилось. К тому же сейчас горнолыжный сервис гораздо качественнее и разнообразнее, чем лет 10 назад, не говоря уже о 1980- х, 1970- х гг. Почти на любом горнолыжном курорте есть спуски как для профессионалов, так и для новичков. Снаряжение - комплект: лыжи, крепления, палки, ботинки, костюм, шлем, маска, перчатки обойдется в среднем в 700 - 800 долл., аренда - примерно 30- 40 долл. в день.

- Сноубординг - спуск по снегу с горных склонов на специально оборудованной доске. Это более агрессивный, активный и экстремальный вид, нежели горные лыжи. Сноубординг как отдельный вид спорта появился в Америке в 60-х г. XX в.. Яростными поклонниками новомодного увлечения стали по большей части серферы, не желавшие сидеть без дела в ожидании летних дней. В нашей стране сноубординг массовое признание получил в середине 1990-х гг.

Экстремальные увлечения, связанные с горными лыжами и сноубордом, можно разделить на несколько групп:

1. Фрискинг (frisking, или Freddie) - спуск по крутым неподготовленным склонам со сложным рельефом;

2. Хелискинг (heliskiing) - то же самое, но с использованием вертолета в качестве средства доставки на гору;

3. Скитур (ski touring) - скитур, горный туризм с использованием лыж и специальных креплений для подъема в гору;

4. Лыжный альпинизм - восхождение на гору с целью спуститься на лыжах или сноуборде (использование страховки или какого либо дополнительного снаряжения, кроме лыж, на спуске нарушает «чистоту» такого восхождения);

5. «New school» - нечто вроде сноубордического фристайла [12, с. 12].

1.2.5 Экзотические виды

- Космический туризм - оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. Согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики. Самый дорогой и, пожалуй, самый экзотический вид экстремального туризма - путешествие на орбиту Земли. Пока космических туристов можно пересчитать по пальцам одной руки. Первопроходцами были американский миллионер, Деннис Тито, и гражданин ЮАР, Марк Шаттлворт. Каждому из них недельное пребывание на Международной космической станции обошлось не менее чем в 20 млн. долл. В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз на Российский сегмент МКС. Организацией полетов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали семь туристов (данные на конец 2009 года).

- Кайтсёрфинг – вид экстремального туризма основой, которого является движение по поверхности под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым воздушным змеем (кайтом). Заниматься кайтсёрфингом можно как в горах, так и на равнинной местности, обязательным условием является ветер. Можно даже кататься по любым полям, сколь угодно плоским или бугристым. Но особым шиком считается прокатиться на доске по водоемам, покрытым ледяной коркой и запорошенным снегом. К тому же русла рек или озер, как правило, являются самыми ветреными местами. Удивительная внесезонная универсальность позволяет использовать воздушных змеев и зимой, и летом. Кайт позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра более чем в два раза.

- Джайлоо туризм - один из видов экзотического экстремального отдыха - жизнь в первобытном племени со всеми прелестями кочевого быта. Этот увлекательный вид туризма успешно развивается на высокогорных пастбищах Кыргызстана. Предлагается сон прямо на полу юрты чабана, рядом с дымом очага, свежая баранина и кумыс, а также верховые прогулки в горах и на пастбищах. Прекрасная возможность отдохнуть от большого города.

Рассмотрев экстремальные виды туризма и туризм в целом можно сделать вывод, что любой вид туризма несет в себе экстрим. Передвигаетесь ли вы на определенном транспорте или пешком, соблюдение правила безопасности важны в любом случае.

1.3 Безопасность в экстремальном туризме

В природной среде ситуация, при которой может возникнуть опасность для жизни человека, угроза его здоровью и психическому состоянию может сложиться как в силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине (или желанию). Но бывают ситуации другого рода, которые возникают не по зависящим от нас причинам:

1. различные аварии в безлюдной местности;

2. потеря ориентирования в лесу;

3. отстал от группы на маршруте;

4. встретил хищных животных;

5. провалился в топкое болото;

6. перевернулась лодка на водоеме

В результате люди вынуждены находиться в условиях автономного существования. Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует непосредственная угроза. Основа успеха выживания в условиях вынужденной автономии в природе это умение выжить, желание выстоять. Главное - это воля и стремление к жизни. Решающее значение имеют действия, совершенные впервые минуты экстремальной ситуации. Боль она причиняет страдания и отвлекает человека от решения стоящих перед ним задач, лишает способности трезво мыслить и действовать. Волевой человек может справиться с болью и способен на время забыть о ней, сосредоточившись на проблемах выживания. Переутомление и усталость - опасные враги. Они притупляют волю и делают человека уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и восстановить силы, можно правильно и равномерно распределяя физические нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом. Холод оказывает отрицательное воздействие на психику и организм человека. Поэтому необходимо обеспечить защиту от него: строительство укрытия, разведение костра. Жара вызывает изменения в организме, так как перегрев нарушает работу многих органов, воздействует на физическое и психическое состояние человека. Облегчить положение может строительство укрытия от солнца, экономное расходование воды. Жажда - это сигнал на нехватку жидкости в организме. Но неразумное потребление воды в жару может привести к неуправляемой жажде: пить хочется тем сильнее, чем больше человек пьет. Голод не так страшен, как жажда. Человек может обходиться без пищи длительное время, сохраняя при этом работоспособность и ясность ума. Но при недостатке воды голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к холоду, боли, физическим нагрузкам. С наступлением сложной, лично значимой, а тем более опасной, экстремальной ситуации многократно возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, снижаются восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции и многое другое. В экстремальной ситуации, иначе говоря, в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

1. резкое понижение организованности (аффективная дезорганизация) поведения;

2. резкое торможение активных действий;

3. повышение эффективности действий;

4. действий, форм реагирования

Факторы риска в экстремальном туризме классифицируются по их природе:

1. травмоопасность - результат перемещения механизмов и предметов (камнепады, сходы лавин и т. д.), неблагоприятных эргономических характеристик снаряжения, опасных атмосферных явлений;

2. воздействие окружающей среды - опасность проявления неблагоприятных погодных условий, пожароопасность;

4. биологическое воздействие - риск укусов животных, ядовитых насекомых, переносчиков инфекций, попадания в человеческий организм ядовитых микроорганизмов;

5. психофизиологические нагрузки - риск возникновения физических и нервно психических перегрузок у туристов при прохождении трудных, опасных участков маршрута;

6. опасность ультрафиолетового и радиационного излучения, химическое воздействие, токсическое, раздражающее, сенсибилизирующее воздействие;

8. специфические факторы риска - возможность возникновения на маршруте природных и техногенных катастроф, плохое техническое состояние объектов, низкий уровень подготовки обслуживающего персонала, инструкторов, недостаточное информационное обеспечение на маршруте

Вывод: Экстремальный туризм имеет ряд определенных видов, каждый из которых разнообразен и несет в себе помимо удовольствия, весьма реальную опасность. С экономической же точки зрения, экстремальный туризм является самым дорогим источником адреналина. С каждым годом тур операторы «выдумывают» и разрабатывают все новые экстремальные туристические маршруты. Сейчас огромной популярностью пользуются посещения Южного и Северного полюсов, Чернобыль, космический туризм и еще ряд «не совсем обычных», если можно данный термин применить к экстриму, видов туризма. Экстрим подразумевает выброс адреналина, а по заключению ученых, постоянный выброс большого количества адреналин в кровь (именно это происходит при занятии любым видом экстремального туризма), ведет к привыканию и не редко заболеваниям сердца.

1.4 PR в туризме

PR в туризме можно условно разделить на два основных направления: деятельность стран по привлечению туристов и деятельность туристических фирм по привлечению клиентов. Причины, условия и методы PR-акций в этих двух сферах различаются и поэтому требуют отдельного рассмотрения.

PR-акции департаментов по туризму:

С точки зрения туризма, все страны мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Страны, для которых туризм не является значительной статьей доходов, и поэтому мало заинтересованные в дополнительном привлечении туристов.

2. «Благополучные» страны - для них туризм является значительной статьей доходов, и туристы активно посещают их.

3. «Неблагополучные» страны – туризм для них является важной статьей доходов, но поток туристов снижается из-за сформировавшегося по каким-либо причинам отрицательного имиджа.

Страны первой группы мало внимания уделяют дополнительному привлечению клиентов. Ассигнования средств на это правительств либо не производятся, либо ограничиваются прямой рекламой. И туризм и сфера услуг  там мало развиты. Примером такой страны могут, вероятно, служить Азербайджан, Ирак и т.п. Однако надо отметить, что таких стран последнее время становится все меньше и меньше. И более того, VIP-клиенты, так любящие все необычное, часто  «заказывают» путешествия  в подобные «редкие»страны.

Далеко не все турфирмы смогут  предоставить тур в такие страны. Поэтому в настоящее время видится необходимым для крупных  VIP-фирм,  налаживание связей со странами первой группы.

Страны второй группы – наиболее посещаемые страны мира. Это традиционно благополучные страны и существующий туристический поток вполне отвечает их потребностям. Примерами таких стран могут служить: Франция (в 1999 году доля рынка Франции в мировом рынке туристических услуг составляла 10,9%), Испания (7,9%), США (7,2%) и ряд других стран. В основном, эти страны тоже ограничиваются лишь прямой рекламой, и то в незначительных объемах. PR-акции применяются Департаментами по туризму этих стран только в случае каких-либо событий, которые могут негативно повлиять на их имидж.

Например, французские аналитики в 1996 году пришли к выводу, что турбизнесу этой страны угрожают два обстоятельства: волна террористических актов, а также высокомерие и неприветливость самих французов, которые редко вспоминают об интересах других народов. Чего стоят одни испытания ядерного оружия в 1995-1996 годах в Тихом океане, которые провела Франция, не прислушиваясь ни к чьему  мнению. Бурное возмущение в остальном мире привело к падению продаж французских производителей и снижению туристического потока.  Для исправления ситуации власти приурочили к началу туристического сезона 1996 года мощную PR-кампанию. Ее основой стали «контракты гостеприимства», которые подписали около 20 тысяч предприятий сферы обслуживания. Они обязались «улыбаться», «следить за своим внешним видом», «приветливо и квалифицированно отвечать на телефонные звонки». Среди работников отелей и ресторанов также были распространены соответствующие материалы: разговорники, инструкции, информация об обычаях и нравах других народов, советы по международному этикету. В итоге Франция не только не потеряла занимаемое ей к 1996 году третье в мире по объему турпотока, но и  поднялась к 1999 году на первое, обогнав Испанию и США.

На взыскательные вкусы  VIP-клиентов  также не всегда легко ответить. Требует больших  материальных, и не только, затрат  договориться о каких-либо необычных  экскурсиях,  о проживании в королевских апартаментах,  спланировать  индивидуальный тур по стране.

Наибольший интерес представляют страны третьей группы. Это страны, доходы которых сильно зависят от туризма, но которые имеют неустойчивую репутацию. Среди них такие популярные у российских туристов страны, как Турция, Египет, Кипр, Израиль и другие. Они предлагают достаточно комфортный и недорогой отдых, однако различные события, происходящие в этих странах, регулярно отпугивают туристов. А для VIP-туристов и того сложнее – для них это слишком банально! Тут необходима масштабная PR- акция для привлечения  таких клиентов в самые популярные страны. Понятно, что в проведении масштабных PR- акций вместо прямолинейных рекламных компаний заинтересованы, прежде всего, эти так называемые проблемные страны. О них и хотелось бы поговорить более подробно.

Основными причинами, по которым государственные департаменты по туризму обращаются к PR-акциям, являются следующие:

- большое количество стран, предлагающих, в общем-то, однотипный отдых (например, Турция и Греция)
- различные события, негативно влияющие на имидж страны в глазах туристов (например, угроза террористических актов)
- появление новых похожих стран и новых туристических направлений (например, не так давно российские туристы открыли для себя Марокко).

Среди методов PR-деятельности тоже можно выделить основные общие направления:

Работа со средствами массовой информации.

Здесь применяются как статьи в газетах и журналах, так и работа с радио и телевидением.

Примером подобной акции может являться деятельность PR-агентства “Capitoline/MS&L” по заказу Турецкого управления по туризму.[2] Проведенный этим агентством анализ подтвердил информацию о том, что под влиянием различных кинофильмов, а также отсутствием необходимой информации, у потенциальных туристов сформировался негативный образ «опасной» Турции и «нецивилизованных» турков. Основной упор “Capitoline/MS&L” сделало на работу с журналистами и средствами массовой информации. Во-первых, был выпущен документальный фильм о Турции и ряд видеороликов на телевидении. Во-вторых, был проведен образовательно-развлекательный радиотур для различных аудиторий. В-третьих, было создано бюро новостей турецкого туризма. Этот орган, в распоряжение которого была предоставлена объемная база данных и фотобанк из 600 слайдов, выдавал информацию по принципу «горячая линия» основным потребителям и журналистами, пишущим о туризме. Кроме того, бюро регулярно распространяло специальный пресс-пакет и пресс-релизы, организовывало материалы в средствах массовой информации. Благодаря активной работе бюро новостей в кампании было задействовано более 750 журналистов. Бюро добилось впечатляющего объема и качества публикаций в прессе. Количество позитивных откликов о Турции увеличилось на 137%, а туристических заметок в тематических изданиях почти утроилось.

Как признают руководители многих туристических агентств и государственных органов по туризму, мечта любой PR-кампании – участие в своей раскрутке Сергея Крылов, автора программы «Непутевые заметки» канала ОРТ. Эта программа сделана на высоком уровне и популярна среди телезрителей. Поэтому авторитет Сергея Крылова и его положительные личные впечатления о стране резко повышают уровень спроса на поездки в ту или иную страну.

Для удовлетворения VIP-клиентов возможны также  публикации в специальных изданиях  (например, журнал «VIP жизнь столицы»),  подробное, красивое описание  эксклюзивного путешествия в подобные страны,  отличным стимулом является репортаж какой-нибудь известной личности, его мнение и отзывы, фотографии. Этот способ  влиятелен на все слои общества – как на средний класс («Я ездил на тот самый курорт и в отель, где была  Анастасия Заворотнюк!»), так и на  высшие слои населения («Чем я хуже Димы Билана? Да я себе даже  лучше путешествие закажу!»).

Основное профессиональное издание  в сфере туризма  –  это журнал  «Горячая линия туризма». Именно это издание во многом определяет репутацию компании в профессиональной среде.

Во-первых, этот журнал проводит многочисленные исследования и составляет различные рейтинги. Например, существует рубрика, в которой представители разных агентств анонимно высказывают мнение о тех или иных операторах. Подобные опросы, а также характеристики, данные тому или иному оператору, оказывают значительное влияние на желание более мелких агентств сотрудничать с ним. Кроме того, приводятся рейтинги работы различных компаний за прошлые сезоны и т.д. Безусловно, показатели работы компании в прошлом сезоне не гарантируют столь же успешной работы в нынешнем (чему было немало примеров), однако при необходимости делать выбор, руководитель примет во внимание мнение столь авторитетного журнала.

Во-вторых, журналисты «Горячей линии туризма» освещают все новинки на рынке. Ими могут быть новые направления, разрабатываемые той или иной фирмой; новые чартерные рейсы; предлагаемые новые услуги. В любом случае эффект от такой заметки будет гораздо выше, чем от прямой рекламы билетов на тот же чартерный рейс.

И, наконец, «Горячая линия туризма» проводит различные конкурсы. С первого взгляда может показаться, что они не имеют отношения к PR-деятельности туристических компаний, но это не так. Во-первых, можно проспонсировать то или иное соревнование, предложив ценный приз победителю. Так, например, часто поступает фирма «Музенидис-тур», которая дарит победительнице конкурса «Секс-символ российского туризма» меховую шубу или манто. Во-вторых, если компания не может себе позволить подобный приз, само участие в конкурсе уже немаловажно. Появление в том же конкурсе «Секс-символ российского туризма» фотографии очаровательной сотрудницы, как это не покажется странным, определенным образом влияет на привлекательность этой фирмы в глазах менеджеров других фирм (особенно мужской части). А кроме того, существуют конкурсы на самую смешную фотографию сотрудников на отдыхе, самое смешное или непроизносимое название и много других.



Выпуск информационных материалов

Могу отметить по личному опыту, что больше всего работу по той или иной стране тормозит отсутствие информации о ней. Современные российские туристы достаточно требовательны и хотят как можно больше знать о том месте, куда едут. Поступление информационных буклетов, карт и т.п. «из первых рук», то есть непосредственно от департамента по туризму той или страны облегчает работу туристического оператора и увеличивает приток туристов в страну.

Одна из креативных идей, легко осуществимых  в  данных условиях, выглядит следующим образом.  Необходимо создавать и развивать центры культуры (часто при посольствах стран),  где любой бы человек мог бы  плотно познакомится с культурой конкретной страны. Что касается VIP-клиентов, то  можно  удовлетворить  сразу две потребности (опять же экономия времени): открыть повсеместно  самые различные  рестораны, с кухней  той или иной страны (и никакой другой). Выдержать  интерьер строго в стиле страны, пригласить персонал,  разложить подробные, красочные буклеты  об этой стране (во время ожидания заказа клиент сможет скоротать время за увлекательным чтением), повесить  LCD-телевизоры, где будут показывать виды, культуру и обычаи  данной страны. К каждому такому ресторану   и в каждом таком буклете помещать информацию об агентстве, предоставляющем путешествия в  страну, возможна даже более детальная информация – описание тура, цены,  и т.д.

Увы, в РФ таких центров крайне мало, и это, на мой взгляд, большое упущение  предпринимателей. Ведь взаимовыгодное сотрудничество туристического и ресторанного бизнеса принесет  лишь  положительный результат.

Организация рекламных поездок.

Как известно, лучшая реклама в России – люди. Если человек хорошо отдохнул в той или иной стране, то его друзья, скорее всего тоже отправятся в эту страну, а затем и их друзья и так далее. Организуются поездки двух типов:

Для клиентов. Это дешевая или почти бесплатная поездка на курорт высокого уровня с определенным набором экскурсий. Чтобы получить ее, клиент обычно должен поучаствовать в лотерее или ответить на вопросы о стране. Цель такой акции – создать хорошее впечатление о стране у клиента, которое он затем передаст своим друзьям и знакомым.  Для VIP-клиентов  проводятся  розыгрыши  необычных туров – к примеру, купил джип – выиграл поездку на сафари на тех же джипах. Конечно с предоставлением  лучших условий, и открытой датой путешествия.

Для сотрудников туристических агентств. Это также почти бесплатная поездка на несколько курортов с посещением различных районов и отелей. Цель такой акции – также создать хорошее впечатление о стране, ознакомить потенциальных агентов с возможностями отдыха и наладить деловые связи. Абсолютно все уважающие себя туроператоры,  приобретают связи  «на месте», а не изучив путеводитель.


Организация в стране какого-либо крупного  мероприятия, которое привлекло бы туристов. Примером такой акции может служить, например, выставка «Экспо-2000», проходившая в Ганновере с июня по 31 октября 2000 года. Это событие привело к резкому всплеску количества туристов, желающих посетить Германию. Подобный пример – это Чемпионат Мира по футболу, Олимпиады, Спортивные чемпионаты. Это самая непосредственная сфера VIP – турагентства.  Подобные поездки могут позволить себе  только  наиболее обеспеченная публика, ведь порой только один билет на матч может достигать тысяч у.е. Эту акцию также можно рассматривать и как элемент работы со средствами массовой информации. Подобные мероприятия  позволяют журналистам, во-первых, увидеть ту страну, о которой они пишут, непосредственно. Во-вторых, они могут убедиться в надежности и достойном сервисе фирмы-организатора. В-третьих, позволяет установить хорошие отношения между представителями туристического бизнеса и прессой.

Корпоративные мероприятия, которые представляют собой организуемые менеджментом туроператора (или нескольких операторов) акции, направленные на участие в них членов своего коллектива. Основным предназначением корпоративных мероприятий (например, торжественное подведение итогов года, празднование корпоративных юбилеев и торжеств) является формирование столь необходимого для туризма и туристического бизнеса корпоративного духа. Однако, организуя крупные корпоративные мероприятия, могущие представить интерес для широкой и далекой от проблем туризма общественности, туроператор-организатор зачастую прибегает к помощи со стороны СМИ в широком освещении данной акции.

Большую популярность  приобретают корпоративные поездки – как просто в туристических целях, так и  в качестве развлекательного мероприятия. Для VIP-клиентов – это одно из потребляемых направлений в туризме. Каждая уважающая себя крупная компания  хоть раз в год проводит  такие «выезды» всей компанией,  материальные затраты на которые велики, но зато способствуют развитию корпоративной политики и повышению уровня имиджа в ней.  И чем дороже и эксклюзивнее будет поездка – тем больше будут говорить о компании, её организовавшей.

Наконец, основным инструментом PR в туризме, долгое время остающемся наиболее популярным и действенным, является участие туроператора в регулярно проводимых туристических выставках.

Туристические выставки, прежде всего, предназначены для поиска партнеров по сбыту, причем в достижении этой цели выставки оказываются весьма эффективными, так как они предназначаются только для специалистов туристического бизнеса. Туристические выставки организуются практически во всех столицах стран мира, сопровождаясь организацией пресс-конференций, семинаров, мастер-классов, презентациями, переговорами и т.д. Россия, как стремящаяся войти в состав мировых туристических держав страна, — не исключение.

Глава II. Анализ экстремального туризма в России и за рубежом

Экстремальный туризм, набирающий силу во всем мире, особенно в России. Все больше людей стремятся увидеть красоты подводного мира, спуститься по горному склону на лыжах и даже прыгнуть с парашютом. В Европе, например, этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами и становиться более массовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. В России - с середины 1990-х. Несмотря на то, что этот вид туризма из года в год становится все более популярным, туристы в основном предпочитают такие, по прежнему популярные виды туризма, как экскурсионный, познавательный, пляжный и др. А все потому, что большая часть туристов не знает, что в себя включает экстремальный туризм, куда можно поехать (а ведь можно даже не выезжать за пределы своего города) и сколько все это стоит. В России экстремальный туризм развит не так хорошо, как в других частях света, в частности в Европе. Активные виды отдыха приобретают все больше поклонников среди обычных туристов. Особенно популярным стал дайвинг, один из самых экстремальных видов. Дайвинг затягивает. Он опасен и увлекателен. Он моден. Парашютистам и горнолыжникам приходится потесниться - число дайверов в России и во всем мире стремительно растет. Сами дайверы уверены, что лучшего отдыха, чем погружение на 40 метровую глубину с тяжеленными баллонами за спиной, нет. При взгляде на цифры становится ясно: распространение дайвинга сравнимо только с эпидемией

Проведенный анализ развития экстремального туризма в России позволил сделать следующие выводы, что основные проблемы экстремального туризма связаны с его плохим финансированием. Хотя последние годы государство старается способствовать его развитию, путем выделения денежных средств на его развитие. В России имеется значительное количество мест для активного отдыха (Дальний Восток, Русский Кавказ, Алтай, Сибирь в целом). Для россиян же в последнее время, более рационально, с точки зрения денежных затрат, россияне предпочитают искать экстрим в зарубежных странах. Это так же обусловлено слабым развитием экстремальной направленности. Такое развитие только набирает обороты. У нас есть реки, горы, пещеры, ледники - все, что нужно для экстремального отдыха, но у нас нет хорошего сервиса, снаряжения и профессионального персонала. Путешественники, «проводники», люди способные взять на себя лидерство в экстремальной ситуации, конечно же есть, но этого мало. Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. Путешествия и туризм - два, неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

2.1 Экстремальный туризм в России и за рубежом

Экстремальный туризм с каждым годом завоевывает все большую популярность. Проведя анализ наиболее популярных экстримальных видов можно сделать следующий вывод, что сейчас в мире почти 20 млн., сертифицированных дайверов - любителей, а 40 лет назад их было всего несколько сотен. Нынче очень популярны прыжки с парашютом. С парашютом начали прыгать больше полувека назад, но в массовый вид отдыха они превратились только лет 15 назад. Сейчас существует много вариантов прыжков с парашютом. Это и скайсёрфинг, и групповая акробатика, но все большую популярность набирает «ВАSЕ jumping». Если кому то не нравится нырять под воду или прыгать с огромных высот - тогда можно попробовать виндсёрфинг, тоже популярный вид отдыха. Но стоит учесть, что это удовольствие связано с постоянными падениями в воду и реальной возможностью захлебнуться в морских волнах, а также неизбежными мозолями на руках. Или же испытать себя в сплаве по бурным горным рекам, который точно запомнится надолго. Тем, кто боится воды, подойдут пешие туры. Это тоже экстремальный туризм, который сопряжен с трудностями и опасностями. Самым же экстремальным отдыхом можно смело назвать альпинизм, где проверяется как физическая, так и психологическая выносливость человека. Альтернативой альпинизму может стать поход по пещерам. Впечатлений от такого похода обычно хватает надолго

По сравнению с Россией экстремальный туризм в других частях света - в Восточной Азии, в Европе, в Северной Америке - развит в достаточно высокой степени. Жители Европы и особенно Северной Америки даже относят экстремальный туризм к наиболее популярным видам спорта. К тому же доходы у населения этих частей света значительно выше, чем в России, поэтому там экстремальным туризмом могут заниматься почти все желающие. Наиболее перспективными местами для экстремального туризма в России являются Камчатка, Сахалин и Алтай, ведь здесь сама природа создана для экстрима. В данных районах можно построить множество высококлассных горнолыжных курортов. Также там много мест для альпинизма, спелеологии, маунтинбайкинга, каякинга, рафтинга.

2.2 Развитие экстремального туризма в России

В последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде активно развивается санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке.

Анализ показывает, что наиболее перспективными местами для экстремального туризма являются Камчатка, Сахалин и Алтай. Ведь здесь сама природа создана для экстрима. Здесь можно построить множество высококлассных горнолыжных курортов. Также здесь много мест для альпинизма, спелеологии, маунтинбайка, каякинга, рафтинга. Серьезный подход к экстремальному туризму в данном регионе, приведет к повышенному притоку туристов из России и жители близ лежачих стран, таких как Казахстан, Китай, Монголия, Корея, Япония. А если все будет удачно складываться, то эти края могут заинтересовать и туристов с дальнего зарубежья. Но, безусловно, самым перспективным местом для экстремального туризма остается Краснодарский край. Здесь можно заниматься почти любыми видами экстремального туризма. И если грамотно развивать наш край в этом направление, то туристы будут посещать наш край в еще большем количестве. Из всего этого видно, что экстремальному туризму есть куда развиваться и тем самым все больше привлекать к себе новых туристов. Экстрим это ведь спорт, и это замечательно, что все больше людей хотят заниматься спортом. Рынок услуг в области экстремального приключенческого туризма по России невелик. Но это туристическое направление является перспективным, во-первых, потому, что все больше появляется любителей не только рыбалки и охоты, но и таких будоражащих кровь и леденящих душу видов приключенческого спорта, как скалолазание, скайдайвинг и т. п. Натянутые нервы, как ни странно, могут снять с человека усталость, накопившуюся в душном, пыльном, полном рутины городе. Во-вторых, администрации и фирмы, занятые развитием туризма на своей локальной территории, все больше склоняются к мнению, что внутренний туризм - очень даже выгодное дело. Проблемой, которую они в первую очередь стараются решить, является создание качественного продукта, который можно было бы выпустить на рынок. Анализирую развития экстремального туризма Южного региона показал, что наиболее развитым направлением экстремального туризма является горнолыжный спорт, самыми популярными центрами которого являются Красная Поляна, Домбай и Приэльбрусье. Поселок Красную Поляну окружают живописные вершины высотой до 3000 метров. Их сочетание с ледниками, озерами и реками, спускающимися к Черному морю, придает этим местам необычайную красоту. На Красной Поляне есть трассы любой сложности общей протяженностью 29 км. Работают пять подъемников. С отметки 540 м на хребет Аибга (2 228 м) ведут четыре, расположенные одна за другой, парнокресельные канатные дороги. Они обслуживают главный спуск (перепад высот 1700 м, длина около 13 км), где проходят все основные трассы склона; «зеленые» трассы для новичков находятся на уровнях двух первых дорог главного спуска. В 2001 г. на Красной Поляне открылся сноубордический стадион, затем была введена в эксплуатацию четвертая, самая верхняя канатная дорога, благодаря чему теперь сезон на Красной Поляне будет длиться фактически полгода - с середины ноября до начала июня (раньше - с декабря по март). Фонд размещения курорта достаточно обширен. Это гостиницы «Царский домик», «Редиссон-Пик Отель», турбазы Министерства обороны, «Горный воздух», Центр туризма и отдыха «Красная Поляна» и другие. В конце ноября 2001 г. в правительстве РФ был рассмотрен проект создания на Красной Поляне круглогодичного курорта, в строительство которого потребуется вложить более $ 1 млрд., в том числе и из бюджета. Согласно плану, к 2005 г. курорт будет принимать до пяти тысяч туристов, а по окончании строительства здесь появятся около 20 тысяч мест размещения. Проведем анализ наиболее популярных Краснодарских курортов для экстремального туризма:

Домбай - еще один популярный горнолыжный центр. На курорте 18 трасс, общей протяженностью около 20 км (перепад высот - 1500 - 3000 м), работают 12 подъемников. Длина одной из самых протяженных трасс - 3 км, ширина склона - 500 м. В фонд размещения входят гостиницы «Горянка», МТЦ «Горные вершины», «Крокус», оздоровительный комплекс «Домбай», турбазы, коттеджи, частные гостиницы (среди них выделяется «Снежинка» в «швейцарском» стиле)

Приэльбрусье - самый обширный и наиболее популярный у российских горнолыжников регион катания. Находится он в глубине Баксанской долины в Кабардино-Балкарии. Общая протяженность местных трасс составляет 35 километров. Фуникулеры поднимают лыжников до высоты 3750 м. Кроме обычных горных лыж здесь предлагаются и экстремальные виды катания, например, heliski - спуск по целине с седловины Эльбруса. Основные зоны катания Приэльбрусья: Чегет (15 трасс, перепад высот от 2100 до 3550 метров) и Эльбрус (6 трасс, перепад высот 2280 - 3750 метров). Трассы обслуживают 11 подъемников. На курорте есть школа гидов и инструкторов. Гостиничный комплекс Приэльбрусья, построенный еще в советское время, это отели «Чегет», «Иткол», «Вольфрам», база отдыха «Эльбрус», также ряд небольших частных гостиниц. Но в связи с нестабильностью российской экономики эти горнолыжные курорты нуждаются в постоянной финансовой поддержке, как со стороны частных инвесторов, так и со стороны государства. Что касается Ростова - на - Дону, то практически 80% школ, средних учебных заведений, а также все вузы имеют и развивают секции спортивного туризма. На примере Ростовского государственного университета путей сообщения можно сказать, что студенты активно участвуют в экстремальных спортивных походах и тренировках по Ростовской области, Северо-Западному Кавказу и за пределами Российской Федерации. К примеру, со 2 по 10 мая 2000 г. группа студентов РГУПС прошла горно - пешеходным маршрутом от Новороссийска до Туапсе; на зимних студенческих каникулах 2001 г. группа из 15 человек совершила поход-восхождение на Лагонакское плато, посетила Большую Азишскую пещеру, прошла по знаменитому Гуамскому каньону; 2 - 14 мая 2001 года был совершен международный велопробег по маршруту г. Львов - г. Чоп - граница Венгрии - г. Дебрецен - г. Сольнок - г. Будапешт; с 4 по 8 октября 2002 г. на турполигоне, в станице Багаевской, проходил первый смотр - конкурс туристских отрядов вузов МПС России, и сборная РГУПС заняла первое место в комплексном зачете по технике пешеходного туризма. Студенты туристских секций г. Ростова - на - Дону имеют возможность в период учебно-тренировочного цикла подготовки к соревнованиям проводить тренировки на скалодроме туристского клуба «Планета», который находится в парке им Островского, и туристских полигонах в поселке Донлесхоз и станице Зайцевке Красносулинского района Ростовской области. Можно сделать вывод, что молодежь активно интересуется экстремальными видами спорта, но, к сожалению, это направление туризма у нас еще мало развито. Так же анализ показывает, что намечается устойчивая тенденция к увеличению востребованности этого вида туризма. По всей длине долины Тункинского национального парка течет река Иркут (в переводе «крутящаяся»), в верхней части которой предстоит сплав, напоминающий слалом, т.к. узкое течение реки постоянно изменяется. Путешественники должны активно поработать в команде, чтобы не упустить нужный поворот, вовремя увернуться от камней, вытащить рафт или катамаран, налетевший на крупные камни. Скалистые берега с таинственными гротами и пещерами, водопады, быстрое течение, каменистые русла и прозрачная вода привлекают весной и летом множество туристов. Водные походы по рекам Южного Урала представлены как некатегоричными сплавами, когда туристам нет необходимости иметь специальные навыки и опыт для того, чтобы участвовать в путешествии, так и маршрутами для профессионалов. Один из самых популярных маршрутов рафтинга Карелии, в котором могут участвовать даже дети, - сплав по реке Шуе. Река проходит по густонаселенным местам, течет в высоких берегах, покрытых сосновыми борами, изобилует пляжами, и, конечно, порогами второй категории сложности. Сплав по реке Катунь (Алтай). На участке от поселка Усть-Кокса до устья реки Аккем Катунь протекает в широкой долине; берега низкие, поросшие кустарником. Ширина Катуни здесь достигает до 120 метров; обилие проток, разбоев, островов, встречаются мелководные перекаты, пороги и шиверы простые. Первое серьезное препятствие на реке Катунь - «Аккемский прорыв». Порог представляет собой коридор шириной от 40 до 80 метров, левый берег которого - скалы, а правый - крупная сыпь, над которой две поросшие лесом полки. По верхней тропа идет в обход порога. Весь порог просматривается по правому берегу. Препятствия Катуни характеризуются мощными валами, водоворотами и уловами. Серьезного внимания заслуживают пороги «Ильгуменский», «Кадринский прорыв», «Шабаш», «Тельдекпени - 1 и 2», «Илимский». Также реки Башкаус и Чулышман, покоряют своей красотой и мощью.

Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующий вывод, что туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Туристская индустрия постоянно развивается и совершенствуется, предлагая все новые услуги туристам, особенно молодежи, которой уже недостаточно традиционных видов туризма, ей надоела пресыщенность комфортом, спокойным отдыхом в отелях. Возникает необходимость в создании условий для активного отдыха. Активные виды туризма предусматривают виды отдыха и путешествий, развлечений, спорта, требующие значительного физического напряжения и доступные не всем категориям туристов. Еще более выделяется в этом смысле экстремальный туризм. По словам одного из путешественников, экстремальный туризм - это верхняя планка туризма. Когда уже многого достиг в преодолении трудностей и опасностей, подстерегающих туристов, появляется ощущение, что все - таки чего-то не хватает. И это значит, что пришло время переступить некую черту, которая разделяет просто туризм как вид спорта и полные риска опасные путешествия. Про таких людей можно сказать, что риск - это их ремесло, балансирование на грани невозможного - это их стиль жизни. И важно, чтобы их риск, стремление достичь вершины стало достойным не только профессионалов, но и простых людей. Любой, кто хоть раз побывал в горах или принимал участие в сплаве по бурной реке, тот никогда не забудет увиденного и пережитого. Такой молодежью движут разные мотивы: желание приключений, вызов самому себе, желание выделиться среди других, быть первым; экстремальный спорт провоцирует мощный выброс адреналина и тем самым удовлетворяет того, кто в этом адреналине нуждается. Некоторых привлекает наличие элемента борьбы в целях доказательства совершенства человека и безграничности его воли к достижению поставленной цели.

Список использованных источников

1.         Федеральный закон от 28.06.2009 N 123-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.06.2009) – Консультант Плюс

2.         Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник -2-е издание - М.: Аспект Пресс, 2008. - 470 с.

3.         Бабкин А.В. Специальные виды туризма- Р/на-Дону: Феникс, 2008. -252 с.

4.         Биржаков М.Б. Введение в туризм - Спб.: Герда, 2006. - 320с.

5.         Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности: учебное пособие - 2-е издание - М.: Нолидж, 2008. - 312 с.

6.         Дмитриевский Ю. Д. Туристские районы мира: учебное пособие — Смоленск: СГУ, 2005 - 224 с.

7.         Карпова Г.А. Экономика современного туризма - М: Феникс, 2008. -412с.

8.         Сенин B.C. Введение в туризм - М.: Просвещение, 2006. - 104 с.

9.         Сенин В. С. Организация международного туризма: учебник - 3-е издание - М.: Финансы и статистика, 2008 - 200 с.

10.      Пельцман Л.А. Спорт, Стресс, Экстрим - М.: БЕК, 2008. - 287 с.

11.      Пирожник И. И., Международный туризм в мировом хозяйстве - Минск: Белгосуниверситет, 2006. - 350 с.

12.      Ремизов Л. П. Отдых на горных лыжах -5-е издание М.: ACT, 2009 -142 с.

13.      Романов А. А. Зарубежное туристское страноведение: учебное пособие -3-е издание - М.: Советский спорт, 2006. — 288 с.

14.      Большой энциклопедический словарь/ под. ред. Лапина И.К. - М.: ACT 2008. - 1248 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Курс ОПИ "Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях"

Программа составлена по ФГОС для учащихся 5-10 классов. Изучение данного курса обосновано на изучение материала по предметным, метапредметным и личными качествами обучающегося. курс разработан на 216 ...

Беседа :Что такое экстремальные ситуации.Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Что такое экстремальные ситуации.Правила поведения в экстремальных ситуацияхразвивать у детей умения правильно действовать в экстремальных ситуациях.Задачи: научить ребят быстро и правильно испол...