Программа по организации физкультурных занятий в специальной медицинской группе
рабочая программа по физкультуре по теме
Программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, усвоение воспитанниками необходимого запаса двигательных умений и навыков.
В составе специальной медицинской группе (СМГ) могут быть воспитанники с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому основным направлением в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, в соответствии с которыми дозируется нагрузка на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_4_office_word.docx | 50.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по организации
физкультурных занятий в специальной
медицинской группе с воспитанниками.
ГКОУ «Детский дом №2 г. Балаково»
Саратовской области
Подготовила: руководитель
физического воспитания
Тюсина Н.В.
г. Балаково 2012
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка……………………………………………….3–5
2. Разделение на группы………………………………………………...6–7
3. Оценивание……………………………………………………………..7–8
4. Принципы методики проведения занятий…………………………….8
5. Тестирование………………………………………………………….9–10
6. Приложение ………………………………………………………..11 – 18
7. Литература……………………………………………………………….19
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В детские дома поступают в основном дети высокого уровня тревожности, страха перед будущим, часто с состоянием агрессии, т.е. дети с различными отклонениями в психофизическом развитии, испытывающие дискомфорт, получившие душевную травму.
Поэтому ни один воспитанник из учреждений, подобных нашему, не может быть отнесен к абсолютно здоровым. Увеличивается число детей, поступающих в детские дома с 3 – 4 группами здоровья, с наличием тех или иных хронических заболеваний. Подобный неблагоприятный фон не может не сказываться на уровне, как заболеваемости, так и болезненности. Понимая значимость данной проблемы, была разработана эта программа.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, усвоение воспитанниками необходимого запаса двигательных умений и навыков.
Опыт работы с воспитанниками, отнесенными к специальной медицинской группе (СМГ), показывает, что вполне допустимы и целесообразны совместные занятия детей, страдающих различными заболеваниями. Объединение детей в одну группу возможно по той причине, что характер приспособления организма к физической нагрузке, в частности органов кровообращения и дыхания, во многих отношениях одинаков.
Следует отметить, что в составе группы могут быть воспитанники с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому основным направлением в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, в соответствии с которыми дозируется нагрузка на занятии.
У многих наших воспитанников имеются нарушения сердечно – сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине и ритму, отсутствует согласованность акта с двигательной нагрузкой. Также отмечено отставание в росте, весе от возрастной нормы, непропорциональность телосложения, различные отклонения в осанке и др.
Проанализировав рекомендации врачей лечебной физкультуры по противопоказаниям к двигательной деятельности в соответствии с заболеваниями, было решено объединить детей в три группы с учетом противопоказаний и соответственно с различными методиками занятий в зависимости от заболеваний.
Первая группа – воспитанники с нарушениями опорно – двигательного аппарата (ОДА): сколиоз, нарушения осанки, плоскостопие.
Вторая группа – воспитанники с заболеваниями внутренних органов, эндокринной и нервной систем.
Третья группа – воспитанники с заболеваниями сердечно – сосудистой, дыхательной систем и с миопией.
Для занятий с каждой группой были разработаны методики основанные на материале школьной программы по физической культуре, но с учетом специфики заболевания. В программу занятий включены упражнения оздоровительной аэробики, дыхательной гимнастики, упражнения на растягивание и релаксацию.
Занятия в СМГ состоит из трех частей.
Подготовительная часть (10 – 15мин) включает подсчет пульса, опрос о самочувствии, дыхательные и общеразвивающие упражнения.
В основной части (20 мин) изучаются упражнения одного видов программы. Включаются подвижные игры. В конце основной части проводятся общеразвивающие упражнения в спокойной, несколько замедленном темпе, с паузами для отдыха.
В заключительной части (5 – 10 мин) проводятся простые упражнения на расслабление, медленная ходьба, дыхательные упражнения. Определяется частота пульса, подводятся итоги занятия.
Педагогический контроль за школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, осуществляется руководителем физического воспитания на каждом занятии. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса, как за одно занятие, так и за серию занятий.
Пульс у основной массы воспитанников после занятия физической физкультуры должен вернуться к исходным данным в течении 5 – 10 минут.
Перевод воспитанников в другую медицинскую группу осуществляется врачом по данным медицинского осмотра при согласовании с руководителем физического воспитания.
Цель и задачи:
- содействие восстановлению и укреплению здоровья, физическому развитию воспитанников закаливанию организма;
- формирование навыков правильной осанки;
- формирование навыков правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;
- формирование основных двигательных умений и навыков;
- воспитание устойчивого интереса и привычку к систематическим занятиям физической культуры;
- воспитание морально – волевых качеств;
- содействование формированию навыков культуры поведения;
- сообщение теоретических сведений по физической культуре.
Годовое планирование занятий на учебный год (в часах)
I четверть
Теоретический раздел 1
Легкоатлетические упражнения 4
Подвижные игры 4
Гимнастика 7
IIчетверть
Теоретический раздел 1
Гимнастика 9
Подвижные игры 2
Элементы баскетбола 4
IIIчетверть
Теоретический раздел 1
Гимнастика 4
Лыжная подготовка 15
IVчетверть
Теоретический раздел 1
Легкоатлетические упражнения 3
Подвижные игры 4
Элементы баскетбола 4
Гимнастика 4
Программа рассчитана на 68 часов при двухчасовой недельной нагрузке.
2. РАЗДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ
Первая – учащиеся опорно – двигательного аппарата (ОДА): сколиоз, нарушения плоскостопия.
При сколиозе противопоказаны: бег, прыжки, подскоки, соскоки, все сотрясения туловища, бесконтрольные висы. Показаны – для сдерживания прогрессирования сколиоза – все упражнения в положении лежа на спине, животе, стоя на коленях и на четвереньках; упражнения для укрепления мышц методом повторных нагрузок, занятия на тренажерах, на беговой дорожке шагом, на велотренажере – без нагрузки; плавание, кроме кроля; массаж.
При нарушениях осанки исключаются сотрясения; при плоской спине – кувырки; при грудном кифозе кувырки ограничены. Показаны – все упражнения в партере (статические, динамические, с предметами и без предметов).
При плоскостопии исключаются упражнения с отягощениями в положении стоя, прыжки, бег. Рекомендованы упражнения для пальцев стопы (сгибания, разгибания, сведение, разведение).
В эту группу были включены и учащиеся, освобожденные от уроков физкультуры из-за травм, которые по программе данной группы должны заниматься до полной реабилитации.
Вторая – учащиеся с заболеваниями внутренних органов, эндокринной и нервной систем.
При заболеваниях мочеполовой и выделительной системы (пиелонефрите и нефрите) должна быть снижена физическая нагрузка, недопустимы переохлаждение, прыжки. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание необходимо уделять укреплению мышц передней стенки живота. Показаны упражнения сидя на скамейке, стоя, в ходьбе. Специальными являются динамические упражнения для нижних конечностей.
Среди часто встречающихся заболеваний желудочно – кишечного тракта – дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП). При ДЖВП с повышенным тонусом противопоказаны силовые упражнения для пресса, которые рекомендованы при пониженном тонусе; ограничиваются прыжки.
При гастрите вместо силовых упражнений для пресса рекомендованы динамические упражнения для пресса в и.п. сидя и стоя.
При ожирении занятия строятся на основе упражнений для средних и малых мышечных групп в быстром темпе, включается умеренный длительный бег, плавание.
При сахарном диабете противопоказаны все упражнения, вызывающие утомление. Показаны умеренные нагрузки, упражнения на велотренажере от 5 до 20 мин. и с отягощениями от 0,5 до 1кг.
При нарушениях нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (например, в равновесии на повышенной опоре; сокращается время игр).
В этой же группе целесообразно заниматься детям, часто переносящих простудные заболевания.
Третья группа – учащиеся с заболеваниями сердечно – сосудистой, дыхательной систем и с миопией.
При функциональных нарушениях сердца (ФНС) или функциональных изменениях сердца (ФИС) противопоказаний к занятиям физкультурой в целом нет. Однако не рекомендуются скоростные упражнения и силовые упражнения для пресса (с натуживанием). Обязателен контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС) на занятиях. Начинать занятие можно при пульсе не выше 80 уд./мин. Специальными упражнениями являются все упражнения циклического характера с умеренной мощностью. Использование диафрагмального дыхания: при подъеме и опускании диафрагмы происходит прилив и отлив крови от сердца. Упражнения для дистальных отделов (кисти, стопы).
При бронхитах и пневмонии показаны все варианты дыхательных упражнений, большое внимание уделяется упражнениям на расслабление. Методической особенностью является частая смена исходного положения.
При бронхиальной астме рекомендуются специальные упражнения: на расслабление плечевого пояса (из и.п.: сидя, руки на поясе; сидя, руки на бедрах; стоя, руки на поясе); на укрепление межреберных мышц (упражнения на растягивание с гантелями); на диафрагмальное дыхание (с удлиненным выдохом со звуками).
3. ОЦЕНИВАНИЕ
Основным критерием оценки является посещаемость уроков (2 урока в неделю по 45 мин.), о чем с самого начала знает каждый. Положительная оценка – это работа на уроке при отсутствии пропусков без уважительных причин. Но главное, конечно, заключается в том, что учащиеся при регулярных занятиях на своем собственном примере убеждаются в эффективности занятий для поддержания здоровья.
Во время занятий обязательно сообщаются определенные теоретические сведения по анатомии и физиологии мышечной деятельности, рассказывается о причинах того или иного заболевания, о мерах профилактики и восстановления средствами физических упражнений. Проверкой усвоения учащимися этих знаний являются теоретические зачеты по определенным темам. Годовой зачет по физкультуре эти дети сдают в форме защиты реферата о своем заболевании с составленным ими комплексом упражнения профилактической направленности.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется по совокупности результатов тестирования двигательных навыков, качества полученных знаний и прилежания на уроках, а также по итогам защиты реферата. При этом практический результат в каждом отдельном случае по итогам четверти, полугодия или года должен быть не только оценен педагогами, но, что не менее важно, виден самим учащимся.
4. ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Все зависимости от возраста учащихся СМГ, занятия в них строятся на следующих принципах.
1. Оздоровительная, лечебно – профилактическая направленность средств физической культуры. Умение правильно сделать их выбор и оценивать эффективность влияния на организм.
2. Дифференцированность подхода к использованию средств физической культуры в зависимости от характера функциональных нарушений в организме, пола, физической подготовленности.
3. Профессионально – прикладная направленность занятий – приобретение необходимых двигательных навыков, подготовка функциональных систем организма к тому, чтобы они поддерживали высокую трудоспособность будущего специалиста.
Для контроля за правильностью распределения нагрузки в процессе занятий учащиеся должны уметь самостоятельно измерять пульс в течение 10-секундного интервала времени по сигналу преподавателя. Как правило, измерения проводятся 4 раза: до начала занятия, в середине (на пике наивысшей нагрузки), в первые 10 сек. после окончания урока и через 5 мин. восстановительного периода. Пульс у большего числа занимающихся через 15 – 20 мин. должен вернуться к исходному.
5. ТЕСТИРОВАНИЕ
Тестирование включает ряд упражнений, которые помогают определить уровень и отследить динамику двигательной активности суставов.
Основным принципом при оценке состояния мышц, связок и сухожилий является изменение их длины. Изменение в сторону уменьшения является признаком нездоровья опорно –двигательного аппарата даже при отсутствии болей.
Поскольку гибкость весьма специфична, определение подвижности одних суставов ничего не скажет о гибкости других. Поэтому для оценки гибкости определенных сегментов тела целесообразнее использовать тесты, представленные в таблице «Растяжка».
Растяжка
Тест | Выполнение | Требуемый критерий | Средство |
Сгибающие мышцы бедра | Лежа на спине, притянуть одно колено к груди, вытянув другую ногу на полу | Икра вытянутой ноги должна касаться пола, колено не согнуто | Растяжка сгибающих мышц бедер |
Мышцы, разгибающие бедро | Лежа на спине, поднять прямую ногу вверх, держа другую прямо на полу, не сгибая колено | Поднятая нога должна достичь вертикального положения (900) | Растяжка мышц задней поверхности бедра |
Четырехглавая мышца бедра | Лежа на животе, колени вместе, осторожно притянуть пятку к ягодицам | Пятка должна свободно касаться ягодиц | Растяжка четырехглавой мышцы бедра |
Икроножная мышца | Стоя прямо, спиной, ягодицами и пятками касаясь стены, поднять переднюю часть ступни одной ноги, оторвав ее от пола; оба колена выпрямлены, но не напряжены, пятки вниз | Центр передней части ступни должен оторваться от пола на расстояние не менее толщины двух пальцев | Растяжка икроножной мышцы |
Гибкость позвоночника
Для определения гибкости поясничного отдела позвоночного столба используют тест «Дотягивание до предмета в положении сидя». Участник садится на пол, вытянув ноги и упершись ступнями в ящик. На верхней стороне ящика сделана разметка в сантиметрах. Медленно наклоняясь вперед, нужно как можно дальше потянуться руками по разметке, не сгибая ног в коленях.
Нормативы теста «Дотягивание до предмета в положении сидя»
Оценка | Результат, см |
Хорошо Удовлетворительно Плохо | 15 и больше От 10 до 15 Меньше 10 |
Для оценки пассивной гибкости позвоночника используется тест «Растягивание позвоночника назад». Выполняющий тест ложится на живот, кладет руки на пол, как для отжимания, и приподнимает грудь, выпрямляя руки (пример пассивной гибкости позвоночника, поскольку мускулатура спины не используется), таз не должен отрываться от пола. Показателем служит расстояние от нагрудной выемки до пола.
Нормативы теста «Растягивание позвоночника назад»
Оценка | Результат, см |
Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо | 30 и более От 20 до 29 От 10 до 19 9 и менее |
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
Список воспитанников СМГ ГКОУ детского дома №2
г. Балаково
№ п/п | Фамилия, имя | возраст | заболевание |
I группа | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Быков Илья Шубина Наташа Быкова Вика Быкова Ульяна Панькин Дима Кислякова Оля Ширинова Алена Блинова Таня Шапошникова Настя Терещенко Катя Моргунов Коля Панькин Саша Емельянов Миша Иванов Эдик Петрусев Сергей | 6 лет 7 лет 10 лет 7 лет 12 лет 12 лет 13 лет 13 лет 15 лет 15 лет 15 лет 15 лет 16 лет 15 лет 15 лет | Плоскостопие Нарушение осанки Нарушение осанки Плоскостопие Плоскостопие Плоскостопие Нарушение осанки Нарушение осанки Нарушение осанки Сколиоз Нарушение осанки Нарушение осанки Нарушение осанки Плоскостопие Нарушение осанки |
II группа | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Руденкин Денис Панова Люба Быкова Ульяна Пузыревич Валера Блинова Таня Голинов Саша Бирюков Никита Бирюков Илья | 5 лет 8 лет 7 лет 10 лет 13 лет 13 лет 14 лет 14 лет | Энурез Энкопрез Энкопрез Энурез Энурез Хр.гломерулонефрит ДЖВП ДЖВП |
III группа | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Денисов Глеб Шубина Наташа Бирюков Иван Бирюков Саша Кальга Артем Козырев Саша Панькин Дима Иванов Эдик | 6 лет 7 лет 14 лет 13 лет 11 лет 11 лет 12 лет 15 лет | МАРС ФШС Миопия Миопия, МАРС МАРС МАРС Бронхиальная астма МАРС |
Приложение 1.
Примерный комплекс упражнений для учащихся с нарушением
осанки
Осанкой называется непринужденная привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке он без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развернуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.
К дефектам осанки относятся сутулость, круглая, плоская и кругловогнутая спина. При нарушениях осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.
При сутулости – слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.
При круглой спине – плечи свисают вперед, грудь сужена, живот слегка выпячен.
При кругловогнутой – равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.
Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребенок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве.
1. Упражнения в вертикальной плоскости:
а) дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;
б) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;
в) принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.
2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.
Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.
Приложение 2.
Примерные комплексы упражнений для детей с заболеваниями органов дыхания
Данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.
Обучение правильному дыханию – важная и сложная задача. Этим следует заниматься как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Выполнять упражнения надо во время приседаний, поворотов, наклонов туловища и ходьбы.
Комплекс 1
Дыхательные упражнения
1. На счет 1–4 – медленный глубокий вдох; 5–8 – медленный полный выдох.
2. На счет 1– 3 – медленный глубокий вдох; 4 – быстрый выдох ртом.
3. На счет 1 – быстрый вдох ртом; 2– 6 – медленный полный выдох. Повторить 4 раза.
4. На счет 1 – вдох небольшой порцией; 2 – пауза на выдохе; 3 – вдох небольшой порцией; 4 – пауза; 5 – вдох небольшой порцией; 6 – пауза; 7–8 полный выдох. На счет 1–8 – свободное дыхание. Начинать следует с 1–2 пауз, постепенно доводя до 5–6. Повторить 2 раза.
5. На счет 1–2 – полный глубокий вдох; 3 – пауза; 4 – выдох небольшой порцией; 5 – пауза на выдохе; 6 – выдох небольшой порцией; 7 – пауза на выдохе; 8 – полный выдох. На счет 1–8 – свободное дыхание. Повторить 2 раза.
6. На счет 1–2 – полный вдох; 3–6 – задержка дыхания; 7–8 – полный выдох. На счет 1–8 – свободное дыхание. Повторить 2 раз
Комплекс 2.
С заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.
1. Ходить на месте с постепенным увеличением темпа, размашисто работая руками в течение минуты
2. И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – руки вверх – вдох носом. 3–4 – руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8–10 раз.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1–3 – руки назад. 4 – и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5–6 раз.
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1–2 – отвести плечи назад – глубокий вдох носом. 3–4 – плечи вперед – выдох ртом. Повторить 5–6 раз.
5. И.п. – о.с., руки на поясе. 1– подняться на носки – вдох. 2 – присед – выдох. 3 – встать вдох. 4 – и.п. – выдох.
6. И.п. – о.с. 1 – мах левой ногой, руки в стороны – вдох. 2 – и.п. – выдох. 3 – мах правой ногой, руки в стороны – вдох. 4 – и.п. – выдох.
7. И.п. – о.с., руки вверх. 1 – наклон, руки назад. 2 – и.п. 3–4 – то же. Дыхание произвольное.
8. Ходить на месте с постепенным увеличением темпа, размашисто работая руками в течение минуты.
9. И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – руки вверх – вдох носом. 3–4 – руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8–10 раз.
Дыхание не задерживать.
Приложение 3.
Примерный комплекс упражнений с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени
При таких заболеваниях уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
1. И.п. – о.с., руки перед грудью. 1 – руки в стороны – вдох. 2 – и.п. – выдох. 3–4 – то же.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.
3. И.п. – то же. Повороты в стороны с отведением рук в стороны поворотов.
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.
5. И.п. – то же. Пружинистые приседания.
6. И.п.– стойка ноги врозь. 1–3 – наклон вперед, руками достать до пола. 4 – и.п.
7. И.п. – сидя, ноги врозь. 1–3 – наклон вперед, руками достать носки. 4 – и.п.
8. И.п. – лежа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.
9. И.п. – лежа на спине. 1– левую ногу, сгибая в колене, прижать к груди. 2 – и.п. 3–4 – то же правой.
10. И.п. – лежа на спине. Приподнимание таза.
11. И.п. – лежа на боку. 1 – левую ногу, сгибая в колене, прижать к груди. 2 – и.п. 3–4 – то же правой. Помогать руками.
12. И.п. – упор, стоя на коленях. 1 – мах левой ногой назад. 2 – и.п. 3–4 – то же правой.
13. И.п. – упор, стоя на коленях. Прогибание в грудном отделе. Повторить 5–6 раз.
14. И.п. – о.с., руки перед грудью. 1 – руки в стороны – вдох. 2 – и.п. – выдох. 3–4 – то же.
Упражнения выполняются в медленном темпе. Они чередуются с дыхательными и расслабляющими упражнениями.
Приложение 4.
Комплекс корригирующей гимнастики при сколиозах 1–3-й степени неуравновешенной формы
Основные задачи:
1. Воспитание навыка правильной осанки.
2. Укрепление мышечного корсета (cм. табл.).
Исходное положение | Выполнение упражнения | Дозировка | Методические указания |
1. Лежа на спине. Руки под головой | Отдых | 2 мин. | Лежать прямо, расслабленно |
2. Лежа на спине, | Продолжительные потягивания | 6–8 раз | Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать |
3. Лежа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч ладонями вперед | 1 – кисти к плечам, пальцы сжать в кулак, | 6–8 раз | В и.п. – вдох, на счет 1–2 – выдох, дыхание неглубокое, обычное |
4. То же | 1 – поднять левую прямую ногу под углом | 6–8 раз | В и.п. – вдох. На счет 1–2 – выдох |
5. Лежа на спине, руки на поясе | 1–2 – скользя по полу, развести ноги врозь | 6–8 раз | Дыхание произвольное |
6. Лежа на спине, руки под головой | 1 – поднять левую прямую ногу под углом | 6–8 раз | Строго соблюдать симметричность. Вдох в и.п. и на счет 1–2–3–4 – выдох. Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу |
7. Лежа на спине, руки вдоль туловища | Поднимая руки вверх, потянуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская руки, сделать медленный выдох | 6–8 раз | Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой |
8. Лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 градусов в коленных суставах | 1 – выпрямить левую ногу под углом | 6–8 раз | Дыхание произвольное, не задерживать |
9. Лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 градусов в коленных суставах. Руки на животе | Диафрагмальное дыхание | 3–4 раза | Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индивидуальный |
Приложение 5.
Плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит понижение (уплощение) ее свода.
Комплекс гимнастических упражнений детей с плоскостопием:
- укрепляет связочный аппарат стопы;
- тренирует мышцы, поддерживающие свод и балансирует их работу;
- улучшает кровообращение и лимфодренаж в нижних конечностях;
- стимулирует образование суставной жидкости, способствует улучшению работы суставов, снижает воспаление и уменьшает боли.
Комплекс 1
Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Поджимать пальцы стоп, повторить 3-5 раз; не отрывая пяток от пола, поочередно приподнимать ступни на себя (3-5 раз); не отрывая кончиков пальцев от пола приподнимать пятки (3-5 раз); поочередно приподнимать только большие пальцы стоп (3-5 раз); поочередно приподнимать все пальцы, ступни при этом слегка повернуты внутрь, пятки не отрывать от пола (3-5 раз).
Комплекс 2
Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх (3-5 раз). Повторить то же самое большим пальцем левой ноги (3-5 раз). Можно усложнить упражнение и пытаться большим пальцем правой ноги натянуть гольф на голень левой ноги. Затем поменять ноги.
Комплекс 3
Исходное положение - сидя на стуле, одна ступня - на мяче, другая на полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивать его влево - вправо, вперед - назад, 3-5 раз. Ноги поменять и упражнение повторить. Далее, захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).
Комплекс 4
Исходное положение - стоя. Вставать на кончики пальцев (3-5 раз). Поворачивать стопы внутрь (3-5 раз). Совершать ходьбу на месте. Пройти вперед, встав на внешние края стоп. Пройти по черте.
Комплекс 5
Исходное положение - стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3-5 раз). При наличии возможности, шагать по перекладинам или походить по неровной, бугристой поверхности. Также, можно балансировать на мяче.
Комплекс 6
Исходное положение - стоя на бруске, положенном на пол. Приседать на бруске (3-5 раз). Стоять на бруске то на правой, то на левой ноге. Стопы, при этом, следует располагать поперек, а затем вдоль бруска. Также, можно пройти несколько раз приставными шагами поперек бруска и пройти вдоль него.
7. ЛИТЕРАТУРА
- Физическая культура в специальной медицинской группе/ Т.М.Титова, Т.В. Степанова – М.: Чистые пруды, 2006. (журнал «Спорт в школе». Выпуск 4(10)).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведения занятий в специальных медицинских группах
Разработанная программа предназначена для занятий с детьми по состоянию здоровья отнесенным к спец. мед группе. Расписаны занятия для детей с различными заболеваниями с учетом индивидуальных особеннос...
Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями для студентов специальной медицинской группы. Методические рекомендации.
В данных методических рекомендациях особое внимание уделяется воспитанию мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, формированию потребности в регулярных занятиях физическими упражнения...
Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...
Индивидуальная образовательная программа по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся профессиональных образовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы «А»
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подго...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы 1-11-х классов (ФГОС)
Программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся профессиональных образовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на ...